Посредническая деятельность по усыновлению детей в РФ допускается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Посредническая деятельность по усыновлению детей в РФ допускается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Посреднической деятельностью отечественный законодатель называет любые действия, осуществляемые в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Осуществление поиска информации равно как и предоставление ее посторонним физическим и юридическим лицам, не имеющим специальных разрешений, категорически запрещается. Частные лица или организации, совершающие подобные действия, запрещенные государством, работают вне поля существующего законодательства. Извлечение прибыли из процесса усыновления преследуется органами власти.

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

В России заниматься вопросами усыновления на законном основании могут следующие субъекты:

  • органы опеки и попечительства;
  • представители исполнительной власти, имеющие специальные полномочия;
  • иностранные уполномоченные организации, имеющие специальные разрешения от РФ в силу существующих соглашений по усыновлению между странами.

Никакая из выше перечисленных организаций, не имеет права извлекать коммерческую выгоду из процесса усыновления. Все действия, связанные с усыновлением, должны проходить строго в рамках существующего законодательства и не являются способом получения прибыли.

Допустимо ли посредничество по усыновлению детей?

  1. Стремясь защитить интересы несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей, государство установило четкие правила, согласно которым опекун может передать свои права и обязанности усыновителю.
  2. Собираясь принять к себе в семью нового ребенка, необходимо понимать всю ответственность предстоящего шага.
  3. Не следует обращаться за помощью к посредникам, не имеющим для этого разрешений, установленных законодательством РФ.
  4. Все действия по усыновлению проводятся только государственными структурами под контролем исполнительной власти и попечительских организаций.
  5. Любой усыновитель имеет право воспользоваться помощью специального представителя и переводчика при необходимости.
  6. Помощь специалиста поможет избежать нарушений при оформлении необходимых документов.
  7. Органы опеки тщательно обязаны проверять сведения, подаваемые усыновителем для предотвращения торговли детьми.

Следует помнить, что незнание законов не освобождает от уголовной ответственности, поэтому перед тем, как заняться усыновлением, следует проконсультироваться у специалиста.

Сегодня существует множество семей, для которых возможность иметь собственных детей стала недостижимой мечтой. Стремясь помочь таким людям и детям, в силу различных причин лишившихся родителей, государство разработало и внедрило механизм усыновления. Однако стремление заработать на чужом горе толкает недобросовестных предпринимателей на нарушение закона. Следует помнить, что подобная деятельность сурово карается органами власти. Необходимо понимать всю меру ответственности своих поступков.

Запишитесь на бесплатную консультацию и получите:

  • Скидку 5% на услугу
  • Мы подробно проанализируем вашу ситуацию
  • Изучим необходимые документы
  • Дадим прогноз исхода судебного процесса
  • В итоге вы получите пошаговый план достижения желаемого результат
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ. Часть первая
  • Гражданский кодекс РФ. Часть вторая
  • Гражданский кодекс РФ. Часть третья
  • Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая
  • Жилищный кодекс РФ
  • Земельный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ
  • Налоговый кодекс РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Уголовно исполнительный кодекс РФ
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

В 1998 году в Семейный кодекс РФ была введена специальная норма, запрещающая любые формы посредничества при усыновлении несовершеннолетних граждан. Согласно ст. 126.1 СК РФ посредничеством признается любая деятельность третьих лиц, направленная на подбор и передачу ребенка для усыновления от имени и в интересах потенциальных усыновителей.

Государство декларирует приоритет интересов ребенка, поэтому при оформлении их в приемные семьи должны соблюдаться следующие требования:

  • любые действия по учету детей, оставшихся без родных родителей, могут осуществляться только уполномоченными органами опеки и попечительства;
  • процедура усыновления сопровождается доскональной проверкой сведений о личности и образе жизни потенциальных усыновителей, после чего решение об усыновлении должен принять суд;
  • совершение любых действий по усыновлению подразумевает личное участие граждан, а их право иметь представителя не устраняет обязанности соблюдать требования законодательства.

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации

(с изменениями на 27 сентября 2021 года)

6. Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями (далее — заявление), в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) граждан, желающих усыновить ребенка;

сведения о документах, удостоверяющих личность граждан, желающих усыновить ребенка;

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка;

сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации;

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Граждане, желающие усыновить ребенка, подтверждают своими подписями с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К заявлению прилагаются следующие документы:

краткая автобиография лица, желающего усыновить ребенка;

справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;

заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке);

копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 1586. — См. предыдущую редакцию)

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, указывают в заявлении сведения о регистрации по месту жительства в одном из муниципальных образований (по выбору этих граждан), в границах которого проходят маршруты кочевий этих граждан, по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) указанного муниципального образования с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

69. Посредничество в усыновлении

1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

1. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

2. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунктом 1 настоящей статьи, не требуется.

1. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

2. Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

3. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

1. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.

Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, медицинских организациях, учреждениях социальной защиты населения и аналогичных организациях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных организаций.

2. Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Посреднической деятельностью отечественный законодатель называет любые действия, осуществляемые в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Осуществление поиска информации равно как и предоставление ее посторонним физическим и юридическим лицам, не имеющим специальных разрешений, категорически запрещается. Частные лица или организации, совершающие подобные действия, запрещенные государством, работают вне поля существующего законодательства. Извлечение прибыли из процесса усыновления преследуется органами власти.

В России заниматься вопросами усыновления на законном основании могут следующие субъекты:

  • органы опеки и попечительства;
  • представители исполнительной власти, имеющие специальные полномочия;
  • иностранные уполномоченные организации, имеющие специальные разрешения от РФ в силу существующих соглашений по усыновлению между странами.

Никакая из выше перечисленных организаций, не имеет права извлекать коммерческую выгоду из процесса усыновления. Все действия, связанные с усыновлением, должны проходить строго в рамках существующего законодательства и не являются способом получения прибыли.

Ответственность за посредническую деятельность неуполномоченных лиц и организаций устанавливается штрафом, который увеличивается почти вдвое для должностных лиц, а также в случае рецидива либо корыстной цели. Как вариант наказания, назначаются исправительные работы сроком до 1-го года или 6 месяцев ареста.

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы — это быстро и бесплатно!

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение посреднической деятельности по усыновлению детей. Более подробно о посреднической деятельности говорится в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанных Правил посредническая деятельность по усыновлению детей — это любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

2. В п. 2 говорится о том, какая деятельность не рассматривается в качестве посреднической деятельности. В частности, изъятия касаются следующих видов деятельности:

— подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;

— оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей.

Кроме того, не признается в качестве посреднической деятельности:

— оказание услуг переводчиком;

— оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.

Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за ее осуществлением. Деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации могут осуществлять как иностранные государственные организации, так и иностранные некоммерческие организации.

Согласно п. 2 Положения для осуществления деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации иностранная государственная организация должна получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на открытие представительства на территории Российской Федерации.

А в п. 3 Положения сказано, что для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции Российской Федерации о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет.

В п. 4 Положения говорится об обязанности лично участвовать в процессе усыновления для лица, желающего усыновить ребенка. Однако это не лишает такое лицо права пользоваться услугами переводчика и юриста для представительства в судебном процессе по усыновлению.

Органы и организации, осуществляющие деятельность по усыновлению, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли. Предусмотрена обязанность иностранной организации приложить к заявлению для получения разрешения на открытие представительства на территории России перечень услуг с указанием их стоимости, оказываемых кандидатам в усыновители, в числе прочих документов (п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654).

3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться услугами переводчика. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъяснено, что наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд.

Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства при подготовке дела к судебному разбирательству, давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.д.

Опубликовано постановление кабмина об усыновлении детей иностранцами

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 1261 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.

2. Возложить на Министерство просвещения Российской Федерации полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контролю за их деятельностью.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации оказывать в пределах своей компетенции содействие Министерству просвещения Российской Федерации в выдаче разрешений, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

4. Установить, что иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации, аккредитованные в установленном порядке и подавшие уведомления о создании на территории Российской Федерации своих представительств в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «О некоммерческих организациях», вправе осуществлять свою деятельность без получения разрешения, предусмотренного пунктом 3 Положения, утвержденного настоящим постановлением, до истечения срока аккредитации.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением

1. Настоящее Положение регулирует деятельность иностранных государственных органов и организаций (далее — иностранная государственная организация) и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее — иностранная некоммерческая организация), осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации (далее — усыновление) через свои представительства на территории Российской Федерации (далее соответственно — представительства, иностранные организации).

2. Для осуществления деятельности по усыновлению иностранные государственные организации должны получить в Министерстве просвещения Российской Федерации разрешение на открытие представительства.

3. Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции Российской Федерации о создании представительства и получить в Министерстве просвещения Российской Федерации разрешение на осуществление деятельности по усыновлению.

Разрешение на осуществление деятельности по усыновлению выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее 5 лет на день подачи заявления о получении указанного разрешения.

4. Формы разрешений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Полный текст статьи 126.1 Семейного Кодекса (СК) РФ

1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

2. Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

1. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

2. Учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 настоящего Кодекса).

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

1. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

2. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунктом 1 настоящей статьи, не требуется.

Посредничество по усыновлению детей

1. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

2. Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

3. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

1. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.

Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и аналогичных организациях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных организаций.

2. Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

  1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
  3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
  4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
    Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
  1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
    Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.
  2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
    Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
  3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.
    Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.
    Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Глава 19. Усыновление (удочерение) детей (ст. 124-144)

  1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
  2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
    Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
  3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.
  4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.
  1. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.
  2. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунктом 1 настоящей статьи, не требуется.
  1. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.
    Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.
  2. Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.
  3. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.
  1. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).
    Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.
    Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и аналогичных организациях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных организаций.
  2. Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Как уже было отмечено, никакая посредническая деятельность в рассматриваемом вопросе не допускается. К таковой в первую очередь стоит отнести:

  • передачу персональных данных малыша;
  • фотофиксацию малолетних;
  • видеосъемку сирот;
  • проведение медэкспертизы.

Несмотря на запрет поиска малолетних граждан, оставшихся без попечения родителей, и их передачу в приемные семьи, установленный для физических лиц и юрлиц, некоторые организации все же обязаны принимать участие в процессе. Это относится к учреждениям временного пребывания несовершеннолетних (лагеря, образовательные организации, медицинские учреждения). Они обязаны сообщить в ОиП о наличии малолетнего, находящегося у них, который остался без попечения матери и отца. Срок для предоставления сведений равняется 7 суткам с даты получения соответствующей информации.

Важно! Структуры, извлекающие за свои услуги прибыль, не могут признаваться легальными. Дело в том, что по закону, осуществление правомерных действий по обустройству малолетних в семьи не может основываться на коммерческой основе.

Семейный кодекс РФ. Глава 19 — Усыновление (удочерение) детей

Положение об указанных ранее образованиях предусматривает жесткий контроль и аккредитацию на реализацию мероприятий. Последняя актуальна для иностранных структур, которые работают по усыновлению более 5 лет. Порядок выдачи разрешений предполагает подачу заявки от иностранного учреждения, изъявившего желание открыть представительство в России. Адресатом является Минобр РФ. Помимо заявки, требуется приложить следующую документацию:

  • учредительные бумаги;
  • сведения о статусе, не связанном с коммерческой деятельностью;
  • данные о структуре;
  • информацию о штате специалистов;
  • лицензию;
  • рекомендацию от органа, находящегося в стране получения лицензии, свидетельствующее о возможности реализации мероприятий в России;
  • список предоставляемых структурой услуг;
  • обязательство, связанное с контролем за условиями проживания несовершеннолетних и их развитием;
  • данные руководителя подразделения (реквизиты паспорта, данные об образовании, предыдущих местах работы, адрес и контактный телефон).

Обозначенные документы легализуются в порядке, предусмотренном НПА, переводятся на официальный язык, и удостоверяются в нотариальной конторе. Решение о предоставлении права на работу или отказе рассматривается Минобром в течение 90 дней с даты передачи документации.

Разрешение выдается на 12 месяцев. При этом профильное министерство обязательно согласует свои действия с другими уполномоченными структурами:

  • МИД;
  • МВД;
  • Минюст РФ;
  • Росздравнадзор.

После принятия положительного решения представительство получает свидетельство. Причинами, по которым уполномоченный орган отказывает заявителям или лишает их статуса являются такие обстоятельства:

  • несоответствие бумаг требованиям, предъявляемым отечественным законодательством;
  • предоставление заведомо ложной информации;
  • наличие негативных отзывов;
  • заключения, сделанные по итогам проверки иными уполномоченными органами, взаимодействующими с Минобром РФ, свидетельствующие о невозможности аккредитации;
  • отсутствие взаимного признания процедуры между странами;
  • неблагоприятная обстановка в иностранном государстве, к которому относится представительство;
  • нарушения, выявленные в процессе анализа деятельности структуры;
  • нарушение взятых на себя обязательств;
  • ликвидация организации.

Важно! Зарубежные посредники, легализованные в Российской Федерации, обязаны ежегодно отчитываться перед Минобром России о своей деятельности.

Обязательное участие приемных родителей, подавших заявление, не лишает их возможности принять помощь представителя. Права и обязанности последнего устанавливаются гражданским законодательством и ГПК РФ. Таким образом, Семейный кодекс разрешает совершение действий от третьих лиц при усыновлении отпрыска семьей.

Полномочия доверенных лиц должны подтверждаться в суде документом, выданным в нотариальной конторе и оформленным согласно действующим правовым актам. Такие действия не должны быть связаны с обязанностями приемных родителей. Подачу искового заявления в суд, персональное присутствие в зале судебного заседания обязательно должны лечь на плечи усыновителей.

Представители по делам, связанным с передачей малолетнего на воспитание в новую семью, могут обойтись без личного присутствия доверителя при осуществлении мероприятий, имеющих характер досудебных разбирательств. Например, сбор информации и необходимых доказательств, которые потребуются при рассмотрении дела. Помимо этого, возможна дача разъяснений судье по существу иска, и подача ходатайства о помощи в истребовании письменных (вещественных) доказательств.

Заинтересованные в усыновлении ребенка лица вправе пользоваться услугами профессионального переводчика. Его можно привлекать при возникновении необходимости.

Вопрос:

Предусмотрена ли ответственность за незаконные действия по усыновлению детей?

Ответ:

Незаконное усыновление через посредника сурово карается действующим законодательством. Для граждан оказание подобных услуг предполагает наложение штрафа от десяти до двадцати пяти МРОТ, а должностные лица, в свою очередь, рискуют остаться без суммы в 40-50 минимальных зарплат. Неоднократное совершение правонарушения влечет за собой уголовное преследование. Если действия были совершены с корыстными целями, то они влекут наложение штрафа до 40000 или в размере зарплаты (иного источника заработка) осужденного за период до 90 дней. Наиболее же строгими мерами считаются исправительные работы до года и арест на полгода.

Таким образом, посредническая деятельность недопустима при проведении процедуры усыновления. Если граждане или организации подыскивают приемным семьям детей, то им грозит штраф, арест, исправительные работы. Однако иностранные структуры, получившие аккредитацию на территории РФ, могут работать по вопросу устройства несовершеннолетних. Их действия не могут носить коммерческий характер, а заявление на выдачу разрешения тщательно проверяется уполномоченными ведомствами. Тем не менее граждане могут привлекать для досудебных процедур представителей, действующих по доверенности или переводчика.

  • 21-22 ноября 2019 года Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (Центр ГРАНИ) при участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проводит методический семинар для методистов школ приёмных родителей по вопросам финансовой грамотности приёмных родителей.
  • Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.
  • Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей
  • Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает «Парламентская газета».

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Посредническая деятельность по усыновлению детей допускается

В настоящее время усыновление стало доходным бизнесом. Многие недобросовестные предприниматели стремятся заработать на человеческом горе. Собираясь усыновить ребенка, следует четко понимать, к кому можно обращаться за помощью, а с кем следует избегать контакта. Законный представитель интересов ребенка — это государственная организация со специальным разрешением.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы — это быстро и бесплатно!

Посреднической деятельностью отечественный законодатель называет любые действия, осуществляемые в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами.

Осуществление поиска информации равно как и предоставление ее посторонним физическим и юридическим лицам, не имеющим специальных разрешений, категорически запрещается. Частные лица или организации, совершающие подобные действия, запрещенные государством, работают вне поля существующего законодательства.

Извлечение прибыли из процесса усыновления преследуется органами власти.

В России заниматься вопросами усыновления на законном основании могут следующие субъекты:

  • органы опеки и попечительства;
  • представители исполнительной власти, имеющие специальные полномочия;
  • иностранные уполномоченные организации, имеющие специальные разрешения от РФ в силу существующих соглашений по усыновлению между странами.

Никакая из выше перечисленных организаций, не имеет права извлекать коммерческую выгоду из процесса усыновления. Все действия, связанные с усыновлением, должны проходить строго в рамках существующего законодательства и не являются способом получения прибыли.

Существующим законодательством допускается возможность использования личного представителя в процессе по усыновлению (п. 3 ст. 126.1 СК РФ). При этом, данная правовая норма не освобождает усыновителя от обязанности присутствовать в судебном процессе лично.

Иностранные граждане также могут быть усыновителями. В данном случае усыновление осуществляется по законам государства, гражданином которого является усыновитель, но с соблюдением ряда норм российского законодательства (абз. 2 ст. 165 СК РФ).

Кроме того, иностранным гражданам разрешается пользоваться услугами переводчика, если владение языком не позволяет полностью понимать суть существующих нормативов и необходимо для облегчения общения с ребенком в процессе их знакомства.

Права и обязанности представителя усыновителей четко прописаны в существующем гражданском процессуальном законодательстве.

Не все граждане имеют четкое представление о юридических тонкостях усыновления, а иностранные граждане могут вообще не знать законов РФ. Поэтому и предусматривается возможность обращаться за помощью к специалистам. Подобная практика позволяет ускорить процесс усыновления и избежать возможных юридических неточностей и ошибок в процессе оформления необходимых документов.

Если попечитель использует законный способ усыновления, то интересы ребенка полностью соблюдаются и никаких санкций или уголовной ответственности не предусматривается.

Если же совершаются противоправные действия с целью извлечения прибыли в процессе усыновления, то организация, допустившая подобное нарушение, подвергается санкциям в рамках существующего законодательства, прописанных в статьях 5.37 КоАП РФ или 154 УК РФ.

При обнаружении получения коммерческой выгоды в процессе усыновления ответчик может привлекаться по статье, предусматривающей наказание за торговлю несовершеннолетними или за совершение незаконной сделки с целью получения выгоды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.