Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила техосмотра в 2022 году когда вступают в силу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Сертификаты при наличии антител
- Детские выплаты при низком доходе
- Зачисление в школу и детский сад
- Штраф за отсутствие техосмотра
- Освидетельствование водителей
- Правила пользования жильем
- Справки о рождении и смерти
- Квоты на рабочие места для людей с инвалидностью
- Оформление инвалидности
- Личные фонды
- Контроль операций по переводу денег
- Правила перевозки пассажиров и багажа
- Оборот оружия
Антитела, техосмотр и балконы: что изменится в марте 2022 года
Если вы решили продать автомобиль или мотоцикл старше четырех лет (с года выпуска), для совершения регистрационных действий потребуется диагностическая карта. Что интересно, в законе не уточняется, кто именно должен брать на себя расходы – продавец или покупатель. Вероятно, до появления уточнений и разъяснений вопрос следует решать индивидуально, по договоренности.
Собственно, ситуация, описанная выше, со стороны покупателя. Если не будет свежего ТО, автомобиль не получится зарегистрировать. Как мы уже упоминали, бывшему и новому владельцам придется договариваться, кто именно проводит ТО.
3. При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.
При внесении изменений в конструкцию авто необходимо будет получить новую диагностическую карту, в противном случае автомобиль не может с точки зрения закона считаться безопасным.
Внесением изменений в конструкцию автомобилей считается установка или замена деталей, не предусмотренных производителем. Если какие-то изменения допускаются производителем, это должно быть прописано в технической документации, и в таком случае дополнительных действий при замене не нужно. Однако даже установка неоригинальных деталей становится основанием для того, чтобы пройти ТО вне графика. В частности, к изменениям, требующим ТО, относятся:
- Изменение типа кузова, внедорожный тюнинг (например, установка нестандартных силовых бамперов, лебедок и т. д.).
- Замена фар с изменением класса источника света.
- Переоборудование автомобиля таким образом, чтобы им мог управлять инвалид.
- Замена двигателя на двигатель, имеющий другие характеристики (отличные от тех, которые предполагает изначальная деталь).
- Изменения в тормозной системе.
- Лифт подвески или занижение.
Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 413 надо заранее протестировать устанавливаемые детали на безопасность и получить разрешение на их установку. Только при наличии подтвержденного соответствия водитель не нарушает никаких законов.
Прямо накануне нового, 2022 года российские власти преподнесли всем автомобилистам подарок — техосмотр перестал был обязательным для личных легковушек и мотоциклов. Нововведение призвано облегчить жизнь примерно 50 млн владельцев автомобилей, но всё ли в действительности так просто? И на какие нюансы нужно обратить внимание? Значит ли это, что теперь владелец не несет никакой ответственности за состояние своего транспорта? Вовсе нет! Более того, в некоторых случаях проходить ТО все еще необходимо. Рассказываем про новые правила техосмотра автомобиля в 2022 году.
Проводить техосмотр автомобиля в 2021придется не всем, но все же следует рассказать, какие правила действовали раньше. Это поможет проще понять суть изменений, и какое значение они имеют для автомобилистов. Прежде всего техническийосмотр является обязательным условием, чтобы оформить ОСАГО. Это касается автомобилей, которые были выпущены 4 и более лет назад. Более новые модели легковыхавтомобилейпроходитьтехосмотр не обязаны. Если карточка отсутствовала у авто, которому более четырех лет, страховая имеет полное право не оформлять страховку.
Теперь что касается того, какие действия предпринять с авто, которому в 2022 больше 4 лет. Ему обязательно проходить техосмотр. Частота рассматриваемого мероприятия регулируется. Обращаться необходимо раз в два года. Но более точно можно сказать, когда известно, для какого транспорта проводится техосмотр. Иногда рассматриваемую процедуру нужно делать несколько чаще. В особенности это касается транспорта, перевозящего пассажиров. Например, автобусы, такси легкового типа и другие транспортныесредства, перевозящие 8 и более пассажиров. Техосмотравтомобилей рассматриваемого типа должен проходить хотя бы раз в год.
Также ежегодно оформлением техосмотра должны заниматься владельцы грузового транспорта, максимальная масса которого 3,5 тонны, а также приспособлений, которые должны подавать своеобразные световые и звуковые сигналы. Кроме того, регулярный осмотр должны проводить для транспорта, на котором люди учатся.
Сложность заключалась в том, что попытка пройти техосмотр хоть и требовалась регулярно, но стала настоящим квестом. Пунктов, где может выполняться прохождение качественного и тщательного анализа технического состояния легкового автомобиля, очень мало. Техническая карта оформлялась оператором, который даже не видел легковойавтомобиль, а заполнял строки дистанционно, исключительно, чтобы легковойавтомобиль получил ОСАГО.
Более того, до 2022 года была распространена практика продажи технических карт посредством интернета. Понятно, что в этой ситуации и речи не могло идти о том, чтобы провести тщательный осмотр транспорта. Когда номер диагностической карты был готов, его отправляли на электронную почту. Заказчик мог сразу пойти в страховую и заняться оформлением полиса. Это быстро и удобно для заказчика, что было несомненным плюсом такой схемы, но её минусы были более весомые. Например, всегда оставался риск, что техническая карта выдана для неисправного легковогоавтомобиля, который, как правило, представляет опасность на дороге.
Именно потому правительство решило ввести нововведения, благодаря которым пройтитехосмотр для осагоможет и стало сложнее, но зато процесс стал справедливее. Изменения вошли в силу с 03. 2021, и автомобиль вынужден проходитьтехосмотры согласно обновленным требованиям.
Техосмотр 2022 года проводится по новым правилам. Профессиональная поддержка юриста поможет разобраться, как правильно подготовиться к техосмотру в 2022 году и уточнить, какое наказание последует, если проигнорировать новые требования. Мораторий на техосмотр закончился, так что эта информация будет полезной для всех.
Техосмотр для легковых автомобилей перестал быть чисто символическим – это новое правило. Другими словами, вам все же придется приехать в пункт, где выполняется техосмотр, и пройти его от начала и до конца. Причем чтобы исключить возможность обмана, оператор ТО должен провести фотоотчет проделанной работы.
В принципе, достаточно сделать снимок того, какие манипуляции проводились вначале и в конце осмотра. Важно чтобы на каждом снимке был отлично виден гос.номер, геолокация и время выполнения съемки. Удалять эти фото нельзя. Они должны храниться, как минимум, пять лет с момента фиксации. Другими словами, пройтитехосмотр удаленно невозможно.
Следующее важное новшество 2022 года – вы больше не прикреплены к своему региону. Теперь можно пройти процедуру в ТО любого типа, не учитывая где зарегистрирована машина или её владелец. Но при посещении любого ТО, водитель должен продемонстрировать свой паспорт, а также авто-документы (можно использовать только один, а не везти целую папку). Важно, чтобы рассматриваемый документ мог идентифицировать транспорт. С этой задачей идеально справляется ПТС или СТС.
Прежде чем приступать к осмотру, оператор, который будет его проводить, должен провести подготовительную работу, заключающуюся в том, чтобы сверить все маркировки легкового автомобиля с документами. В частности, это касается вин-номера, рамы, кабины, кузова и т.п. Важно чтобы они совпадали, потому что в противном случае проходить дальнейший осмотр уже не имеет смысла.
Именно потому оператор вносит информацию об отклонении запроса. Также данные авто вносятся в единую систему. Информация об этой проблеме будет доступна страховой, потому с оформлением ОСАГО возникнет заминка. К тому же есть риск, что легковойавтомобиль окажется краденным. В таком случае владелец может получить серьезные проблемы, и даже уголовный риск.
Если же все хорошо и маркировка во всем совпала, тогда легковой автомобиль допустят к техосмотру и владелец может совершать оплату. Новое правило – даже если вы уже выполнили оплату можно не рассчитывать что оператор, который проводит осмотр техники, будет закрывать глаза на недостатки. Это просто плата за отметку в диагностической карте и работу, которую специалист должен проделать, чтобы её поставить. За ОСАГО и другие дополнительные процедуры придется платить отдельно. В том числе оплачивать ремонт, если будет найдена поломка.
Оплата услуги является обязательной, и если откажетесь её выполнить, об этом сообщат в соответствующие органы. Причем в некоторых случаях приходится несколько раз платить за один автомобиль. Новыеправилатехосмотраавтомобилей подразумевают, что если нужен повторный техосмотр, он также будет платным. В частности, если предыдущий нашел поломку, она была исправлена, и пришлось проходить повторный осмотр, чтобы подтвердить рассматриваемый факт. Правда, иногда можно рассчитывать на относительную скидку. Например, если успеете справиться в течение 20 дней и обратитесь к тому же оператору. Другое дело, если после исправления ошибки обращаетесь в другое ТО, и пользуетесь услугами другого оператора.
Что касается заполнения бумажного варианта диагностической карты, новое требование заключается в том, что в 2022 году этот процесс прохождения становится неактуальным. Бумажный вариант все ещё можно получить, но, как правило, только если сделать запрос у оператора после того, как успешно прошли осмотр. Просто так его не выдают, да в этом и нет смысла, поскольку страховая может получить информацию из базы ГИБДД, которая подключена к одной автоматизированной системе. Придя к ним, все что останется сделать – выполнить запрос. И больше никакой бумажной волокиты. Даже если у вас есть бумажный вариант, но система его не зафиксировала, бумажка точно ничем не поможет.
Прохождение техосмотра автомобиля не единственное изменение, которое начало действовать в 2022 году. Диагностическая карта перестала быть панацеей, поскольку её могут отозвать. Но право на проведение такой процедуры есть не у всех. Оно возможно только если аннулирование выполняет сотрудник ГИБДД. Именно рассматриваемый пункт в нововведениях вызвал самое бурное обсуждение, поскольку многие считают, что оно может стать причиной дорожного произвола. Например, если инспекторы из-за пустяшной поломки начнут отменять карты техосмотра, отправляя автомобилистов на повторные технические осмотры.
Но все это гипертрофировано. Небольшая поломка, максимум, что может спровоцировать – штраф. И то, только в крайних случаях. Обычно достаточно простого предупреждения. Но это не значит, что аннулировать карту вообще невозможно. Это могут сделать, но только в некоторых, четко прописанных случаях:
- Диагностическую карту выдали без технического осмотра.
-
Если диагностическая карта выдана на легковойавтомобиль, который не соответствует нормам и правилам безопасности.
Но даже если есть рассматриваемые обстоятельства, одного желания работника ГИБДД мало, чтобы лишить авто диагностической карты. Потребуется, чтобы начальство сотрудника утвердило рассматриваемое решение. Нарушенное новоеправило является только поводом для разбирательства.
Теперь осталось не так много операторов, которые готовы выдать диагностическую карту на автомобиль, игнорируя прохождение осмотра. Поскольку ответственность не только на владельце, но и на операторе. Она имеет административный характер, и выступает в виде штрафа.
В 2022 году придется платить. Оператор, халатная работа которого пропустила поломки автомобиля, должен будет заплатить 5-10 тысяч рублей. Если речь о должностном лице, на него налагается ещё больший штраф – 30-50 тыс. рублей. А когда речь о юридическом лице, штраф составляет от 200 до 300 тысяч рублей. Если техосмотр вообще не проводился, штрафные санкции, будут точно такими же. Если было выполнено несколько нарушений и их удалось зафиксировать, тогда размер штрафной санкции возрастает уже до 500 тысяч рублей.
В 2022 году проблемы найдут не только операторы, но и водители. Например, если не появитесь на техосмотр, ГИБДД дает три дня, по истечению которых диагностическая карта автомобиля будет аннулирована. Причем об этом факте сообщать в страховую, потому оформить полис не получится. В том числе, если обратитесь в Российский союз автостраховщиков, куда рассматриваемая информация также поступит. Если есть действующий ОСАГО, договор не будет расторгнут, но неприятностей наживете.
Именно потому не игнорируйте правила техосмотра, даже просто переоформляя ОСАГО. В результате потеряете деньги но не получите желаемого результата. К тому же на автомобиле, который не прошел техосмотр, проще попасть в аварию, компенсировать убытки, по которой придется из своего кармана.
Вопрос о том, нужно ли пройти техосмотр, даже не стоит, поскольку ответ очевиден – конечно, нужно. Но новые правила 2022 года внесли свои коррективы в рассматриваемую практику. Но нечто знакомое все же осталось. В частности, техническая часть, которая практически никак не изменилась. Были внесены только небольшие поправки в процесс, но они незначительные.
Например, есть не совсем новое правило – оператор должен особо пристальное внимание обратить на то, как работают тормоза. Они в обязательном порядке должны быть полностью исправными, чтобы водитель мог вовремя остановиться. Также очень важным является исправность рулевого управления. Логично, что это нужно, чтобы не возникало проблем по части задавания направления автомобилю. Очень важный аспект – исправность мотора. Помимо двигателя обязательно обращается внимание на работу его систем.
Обязательно должны быть исправными световые приборы, поскольку они делают легковойавтомобиль заметным на дороге и помогают безопасно передвигаться в темное время суток. Стеклоочистители и омыватели гарантируют, что водитель сможет видеть дорогу, даже если лобовое стекло будет запачкано. Шины и колеса также проверяются. Например, резина должна соответствовать сезону и не быть изношенной.
Ещё одно правило на тему передних стекол заключается в том, что они не должны закрываться тонированными пленками. Это снижает видимость, и пройти техосмотр не выйдет. И обязательно должны быть исправными ремни безопасности. К звуковым сигналам также выдвигаются свои требования, главным из которых является исправность.
Легковой автомобиль должен соответствовать требованиям по безопасности, что использовались на момент его производства. Это значит, что если производитель не предусматривал ремней безопасности, дополнительно ставить их на машину не потребуется. Обычно это касается раритетных автомобилей. Таковыми могут признать машины, которые выпускались 30 лет назад и раньше.
Оператор должен проверять, соответствует ли автомобиль всем этим требованиям, но придумывать свои он не имеет права. Потому если все нормы соблюдены, а специалист отказывается утверждать диагностическую карту, несмотря на успешное прохождение процедуры, для него могут быть последствия. Кроме того, сотрудник ГИБДД не может аннулировать диагностическую карту по придуманному поводу. Потому вы в любом случае получите ОСАГО.
Старые действующие документы на автомобиль, несмотря на новые правила, отменять не будут. Если диагностическая карта все ещё работает, она будет продолжать это делать без прохождения повторной процедуры. Если же сроки истекают, оформление техосмотра будет проходить уже по новым правилам. Другими словами, большинство водителей почувствуют изменения уже с октября текущего года, поскольку большинство СТО пока не успели подготовиться к новым условиям. Если оформляете ОСАГО, это нужно учитывать.
Получить юридическую помощь по вопросам техосмотра автомобиля можно на нашем сайте.
Техосмотр в 2022 году: кому и как его проходить
Еще одна ситуация, когда вам может потребоваться диагностическая карта техосмотра, — это страховой случай. Конечно, никто не станет обязывать вас ее предоставить, ведь с середины прошлого года техосмотр не нужен для покупки полиса ОСАГО. Но если страховой случай произошел по вашей вине и страховщики подозревают, что его причиной стала неисправность автомобиля, то диагностическая карта станет весомым аргументом в вашу пользу в споре со страховщиком. По закону, если у виновника ДТП нет документа о прохождении техосмотра, страховщик, выплатив компенсацию пострадавшему, может предъявить к вам регрессивные требования, то есть потребовать вернуть деньги, потраченные на выплату второму участнику аварии.
Если у вас личный автомобиль и нужды в проведении техосмотра нет, то и штрафы за отсутствие диагностической карты, которые планировалось ввести с марта 2022 года, вам не страшны.
Однако не стоит забывать, что принятые в конце 2021 года изменения ужесточают наказание за агрессивное и опасное вождение на дорогах. С 10 января 2022 года вступили в законную силу принятые Госдумой изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Первый дополнен статьей 264.2 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». В ГИБДД разъяснили, что уголовная ответственность грозит автомобилистам, которых по Админкодексу уже лишали прав управления автомобилем за повторное превышение скорости или выезд на полосу встречного движения. Причем уголовная ответственность наступит независимо от того, какое правонарушение на этот раз совершил «гонщик» — превышение скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу движения. Максимальное наказание в первом случае — лишение свободы сроком до двух лет, во втором — до трех лет.
Правда, зафиксировать нарушение должен обязательно сотрудник полиции. Фото и видеоматериалы с дорожных камер для применения статьи 264.2 УК РФ не подойдут.
С 1 января 2012 года в жизни российских автолюбителей произошло важное событие – вступил в силу закон, отменяющий прежнюю систему техосмотра (через пункты Гостехосмотра), и привязавший его к оформлению полисов обязательного страхования ответственности водителей (ОСАГО). До 2014 года еще длился переходный период, однако по факту техосмотр передали в частные руки почти 10 лет назад.
И с тех пор систему постоянно критиковали – к 2019 году в ней назрели серьезные перемены, потому что большинство автомобилистов предпочитали платить за техосмотр, но не проходить его, получая диагностические карты у недобросовестных операторов. И на 2020 год запланировали большую реформу техосмотра – к операторам повысили требования, как и к самому процессу техосмотра: вводилась обязательная фотофиксация процесса, а операторы пунктов ТО начинали всерьез отвечать за свою работу.
Но из-за пандемии и прочих моментов реформу отложили на 1 марта 2021 года. А поскольку пандемия никуда не ушла, водителям дали еще полгода отсрочки – просто продлив автоматически истекающие диагностические карты на 6 месяцев (минимум до 1 октября). Сама же реформа вступила в силу – теперь на пунктах ТО обязательно фотографируют автомобили, и вносят данные в обновленную систему.
Чаще всего техосмотр критиковали из-за того, что водители проходили его лишь «на бумаге». Но этому есть причина – оператор пункта ТО обязан за 30-40 минут провести буквально полную диагностику автомобиля. Так, в диагностической карте порядка 70 пунктов, по каждому из которых оператор должен провести проверку и сделать пометку – все в норме или есть нарушения.
И последнее, о чем стоит сказать – это закон, отменяющий техосмотр для личного легкового автотранспорта.
В законе, по сути, говорится о двух вещах:
- легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие физлицам и используемые ими в личных целях, не подлежат обязательному техосмотру;
- проходить техосмотр автомобилям старше 4 лет придется только в двух случаях: если это согласование изменения конструкции или постановка авто на учет и перерегистрация на нового владельца.
Если пункт о прохождении ТО при переоборудовании авто существовал уже давно (это последний этап согласования изменения конструкции), то предоставление диагностической карты при переоформлении автомобиля на нового владельца – абсолютное новшество.
Сейчас, чтобы переоформить авто, нужно предоставить в ГИБДД документы на машину (СТС и ПТС), договор купли-продажи, паспорт нового владельца, квитанцию об уплате госпошлины, заявление (с отметкой о пройденном осмотре у инспектора) и полис ОСАГО. По факту для оформления страховки автовладелец и так проходит техосмотр, но именно диагностическая карта при этом не требуется.
После принятия законопроекта всем, кто переоформляет автомобиль, придется проходить техосмотр. Возможно, это было сделано, чтобы не лишать операторов пунктов ТО доходов – в месяц на вторичном рынке продается в среднем 400 тысяч автомобилей, что даст неплохую выручку станциям. Официально о том, зачем вводить техосмотр при перепродаже автомобиля, так до сих пор и не объявили.
Последний официальный закон, который вносил изменения в правила прохождения техосмотра, был утвержден в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за режима самоизоляции.
Однако можно констатировать, что чиновники так и не завершили намеченную «реформу», поскольку уже сейчас законодатели рассматривают новый закон, который вовсе отменит техосмотр в 2022 году для большой категории автовладельцев.
Вместе с этим, с 1 марта введена новая норма, согласно которой от техосмотра освобождаются транспортные средства возрастом до 4 лет (ранее – до 3 лет). Также согласно поправкам, техника возрастом 4-10 лет должна проходить осмотр один раз в два года (ранее это касалось 3-7-летних машин), а более 10 лет – ежегодно. Такой же ежегодный техосмотр остался обязательным для автобусов, грузовиков и автомобилей такси.
Также с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты стала применяться электронная запись в базе данных ЕАИСТО. Это сделано для того, чтобы контролировать наличие техосмотра при помощи дорожных камер видеофиксации. Штраф за отсутствие технического осмотра у автомобилей, принадлежащим физлицам, остался прежним – 2000 рублей. Юридическим же лицам могут предъявляться более серьезные санкции – 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч – за повторное.
Итак, в новом законопроекте чиновники предлагают:
- Сохранить норму, согласно которой техосмотр могут не проходить легковые автомобили и мотоциклы возрастом до 4 лет, находящиеся в собственности физических лиц.
- Ввести норму, по которой легковые автомобили и мотоциклы возрастом более 4 лет должны будут проходить техосмотр только при прохождении регистрации в ГИБДД, которая связана либо со сменой собственника, либо с внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
- Сохранить обязательный техосмотр для всех транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
- Сохранить обязательный техосмотр для грузовиков и автобусов, находящихся в собственности физических лиц, а также любых других транспортных средств, которые используются не в личных целях (такси).
- Оставить возможность автовладельцам проходить техосмотр по желанию.
Ориентировочная дата принятия закона и его введения – 1 марта 2022 года. Таким образом, при успешном прохождении законопроекта через все слушания и проверки весной следующего года для подавляющего большинства передвигающихся по российским автодорогам транспортных средств обязательный техосмотр фактически будет отменен.
Изменения в законодательство об ОСАГО внесены новым законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ.
Согласно документу, из ст. 16 закона № 196-ФЗ исключено упоминание о том, что полис ОСАГО выдается только после прохождения техосмотра. А из ст. 15 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» исключена обязанность предъявлять страховой компании диагностическую карту. Ранее это требовалось сделать перед заключением договора страхования.
Следовательно, с автовладельцев:
- не снимается обязанность по прохождению техосмотра в принципе;
- снимается обязанность предъявлять результаты техосмотра при покупке полиса ОСАГО.
То есть два этих момента не стоит путать. То, что купить полис ОСАГО теперь можно будет без техосмотра, не отменяет обязанности по его прохождению.
У владельцев авто в связи с введенным новшеством возникает закономерный вопрос: не сможет ли страховая при возникновении страхового случая (ДТП) взыскать ущерб с владельца в регрессном порядке, если авто не проходило техосмотр?
По закону такое действительно возможно. Но есть ряд нюансов.
Так, предъявить регрессное требование страховая сможет только виновнику ДТП, а не всем его участникам (подп. «и» п. 1 ст. 14 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ с изменениями от 01.03.2021). Согласно данному подпункту, к страховой, возместившей ущерб, переходит право требования к лицу, причинившему вред, в случае если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты.
То есть сначала страховая возмещает ущерб участникам ДТП, а потом в судебном порядке может взыскать потраченные деньги с виновника. Но и здесь страховая должна будет доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность автомобиля, а не нарушение ПДД.
Для покупки полиса ОСАГО с 22.08.2021 больше не требуется диагностическая карта. Однако это не отменяет необходимости проходить техосмотр авто в установленные сроки. Отсутствие диагностической карты не влияет на получение страховой выплаты в случае ДТП. Право регрессного требования у страховых компаний имеется только к виновникам ДТП и только в случае, если оно связано с технической неисправностью авто.
О порядке расчета и транспортного уплаты налога узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».
Пройти техосмотр автомобиля по новым правилам в 2022 году
ТО обязателен в следующих случаях:
- при постановке на учет транспортного средства возрастом старше четырех лет;
- при смене владельца транспортного средства возрастом старше четырех лет;
- при изменении конструкции автомобиля;
- при замене основных агрегатов.
Новое в техосмотре легковых автомобилей в 2022 году – это повышение взыскания за его отсутствие. Применить повышенную штрафную ставку за отсутствие диагностической карты собирались уже в 2021 году, но решили подождать год в связи с нестабильной ситуацией в стране.
Для того чтобы получить штрафную квитанцию, необязательно встретить инспектора на дороге. Камеры будут фиксировать авто, которые не прошли ТО в положенный срок. Оповещения о наложении штрафа будут отправляться владельцам транспортных средств автоматически раз в сутки.
Выпуск на линию транспортного средства без прохождения ТО наказывается для должностного лица штрафом 2 тыс. р, юридического лица 50 тыс. р.
Физлицам придется оплачивать две тысячи рублей за езду без ТО. Вряд ли оправдаются надежды, что автомашина не попадет в объектив камер. Если отложить поездку на ТО, набежит нескромная сумма.
Фиктивное оформление карты без осмотра или занесение информации в ЕАИС без практического обследования обойдется гражданину в 5-10 тысяч р. Повторное аналогичное нарушение повлечет ужесточение наказания до 10-20 тысяч.
Для аккредитованных специалистов, занимающихся оформлением диагностической карты, увеличены существующие штрафы, а также введены новые. Технические эксперты приравнены к должностным лицам.
Нарушение | Для должностного лица, тысяч руб. | Для юридического лица, руб. |
Аккредитация с нарушением законодательства | От 30 до 50 | От 200 до 500 |
Ведение реестра с нарушениями | От 20 до 30 | От 100 до 200 |
Сокрытие сведений, которые должны быть внесены в единый реестр | От 3 до 5 | От 30 до 50 |
Оформление карты без проверки ТС | От 30 до 50 | От 200 до 300 |
Занесение сведений о проведении ТО в ЕАИС без осмотра | От 30 до 50 | От 200 до 300 |
Проведение проверки специалистом, о котором нет сведений в реестре или не уполномоченным для работы в данном пункте ТО | От 3 до 5 | От 10 до 20 |
Проведение осмотра лицом без аккредитации | От 30 до 50 | От 100 до 300 |
Повторное нарушение | Дисквалификация на 1-3 года | От 300 до 500 |
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Технический осмотр автомобиля представляет собой проверку состояния вашего транспортного средства на соответствие обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения. Только после этого ваш автомобиль может стать полноправным участником дорожного движения на территории Российской Федерации.
Владельцы новых легковых автомобилей могут не проходить техосмотр в течение четырёх лет, начиная с года изготовления автомобиля. Обратите внимание, срок теперь считается не от года выпуска автомобиля, как это было ранее, а именно от года изготовления. Такая же льготная отсрочка действует для грузовых автомобилей до 3,5 тонн, для мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов. А если такой прицеп массой до 3,5 тонны принадлежит физическому лицу, то техосмотру он не подлежит.
Теперь переходим к другой категории автотранспортных средств, которым от четырёх до десяти лет с момента изготовления. В этом случае техосмотр должен проводиться один раз в два года, то есть в двадцать четыре месяца.
Если ваш автомобиль старше 10 лет, то проходить техосмотр нужно один раз в год.
Если же вы решили выехать из страны и провести техосмотр ещё до истечения срока, указанного в диагностической карте, то есть пока действует старый, в проведении внепланового технического осмотра вам отказать не смогут согласно части 6 статьи 15 Закона о техосмотре № 170-ФЗ.
Есть и другие сроки прохождения техосмотра. К примеру, такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки пассажиров более восьми мест не старше пяти лет проходят техосмотр каждый год, а свыше пяти лет — каждые шесть месяцев.
Представьте себе ситуацию, когда при прохождении техосмотра в вашем автомобиле выявили неисправности и не могут оформить диагностическую карту. Собственно, для этой цели и проводится технический осмотр. Что делать? В этом случае автомобиль направляется на повторный техосмотр. Перед этим нужно в течение 20 дней устранить дефекты и представить автомобиль в тот же пункт проведения технического осмотра.
Повторный техосмотр будет проведён только по тем показателям, по которым имелись несоответствия требованиям безопасности. А если вы опоздали и приехали позднее 20 дней или на другой пункт техосмотра, то техосмотр будет проведён в полном объёме.
Диагностическая карта легкового автомобиля вам не потребуется в первые четыре года, включая год его изготовления. А далее срок действия диагностической карты зависит от того, сколько прошло времени с года изготовления автомобиля. Если автомобиль старше четырёх лет, срок диагностической карты два года, а если старше десяти лет, то один год.
Важно! Если у вас срок действия диагностических карт истекает с 01.02.2021 по 30.09.2021, то он продлевается на шесть месяцев, но не менее чем до 01.10.2021. Такое продление предусмотрено приложением 19 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440.
В заключение отмечу, что техосмотр для легковых автомобилей жив, требования меняются, контроль усиливается. Берегите себя и свой автотранспорт.
Справочно-правовая система КонсультантПлюс поможет автовладельцам отслеживать изменения в законодательстве.
Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале.
Стоит отметить, что техосмотр по новым правилам начали проходить уже с марта 2021 года, когда вступили в силу некоторые изменения. Например, на замену бумажным документами пришли электронные диагностические карты, которые хранятся в базе данных. Кроме того, каждый пункт оборудован камерами, которые делают фото на въезде и выезде автомобиля с линии, что является подтверждением прохождения ТО.
Одним из самых значимых нововведения является сокращение пунктов, по которым будут проверяться автомобили. Изменения коснулись тех аспектов, которые не влияют на безопасность, но при этом увеличивают время прохождения ТО и могут трактоваться по-разному. Отменили:
- Обязательное наличие элементов крепления государственных регистрационных знаков. Не проверяется и надежность их крепления.
- Подтеки смазочных материалов и других технических жидкостей не имеют особого значения и не могут служить причиной, по которой ТО не будет пройден. Это касается как двигателя, коробки передач, редукторов, мостов, систем охлаждения, так и контура кондиционера, АКБ и любых других систем, использующих гидравлические жидкости.
- Дополнительные требования к транспорту, задействованному в перевозке пищевых продуктов предъявлять не будут.
- Наличие медицинской аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя, а также противооткатных башмаков больше не будет обязательным условием.
- Беззазорное соединение сухарей замкового устройства с фаркопом также не будет проверяться.
- Уровень шума больше не будет контролироваться с использованием шумомера. Вместо этого будет применяться органолептический метод.
- Подача стеклоомывающей жидкости в зоны очистки перестала быть обязательным аспектом, проверяемым на ТО.
- Отменена проверка тормозных трубок на предмет наличия повреждений или коррозии, которая может спровоцировать нарушения контура и стать причиной протечек. Это касается и других элементов системы.
Кстати!
После актуализации перечня он сократился с 82 пунктов до 59. Это упростит проведение техосмотра, но при этом не повлияет на качество проверки.
Техосмотр отменили не для всех. В каких случаях он потребуется вашему авто?
Среди последних подробностей о новых правилах техосмотра в 2022 году появилась информация о том, что он может стать необязательным. Это связано с тем, что осенью на рассмотрение был представлен соответствующий законопроект. Никаких выводов и мнения специалистов на этот счет пока нет, поэтому особых изменений в ближайшее время ждать не стоит. Техосмотры пока остаются обязательными, несмотря на инициативы МВД.
С 1 марта 2022 года размер штрафа вырастет до 2000 руб. Это будет фиксированная сумма, которую будут взыскивать инспекторы при остановке автомобиля без техосмотра. Штраф меняться не будет, даже если водителя остановят несколько раз.
Кроме того, будет введен видеоконтроль. При фиксации камерами также будут присылать квитанции на взыскание 2000 руб. Причем за сутки штраф может быть наложен только единожды.
В МВД выдвинули предложение об отмене еще нескольких обязательных пунктов. Это может произойти до марта 2022 года:
- Станет необязательной проверка обогрева и обдува лобового стекла.
- Наличие трещин на стекле также могут убрать из причин, по которым нельзя пройти ТО.
- Работа замков и регулировки сидений также может стать неважной.
Это только то, что просочилось в прессу на данный момент. Можно не сомневаться, что перечень будет намного обширнее, так как и сейчас в нем много пунктов, которые не оказывают сильно влияния на безопасность эксплуатации автомобиля.
- Предполагалось, что для техосмотра с 3 квартала 2021 года нужно было организовать дополнительные стационарные пункты и создать передвижные для тех районов, где таких точек недостаточно.
- В создание нового пункта ТО оператор должен был вложить примерно 4 миллиона рублей, а для модернизации старого – около миллиона.
- Нужно было доработать программное обеспечение, с которым могли бы работать страховщики, сотрудники ГИБДД и станций технического осмотра.
- Новое в ТО с 2021 года должно было привести к тому, что получение фиктивных ТО станет абсолютно невозможным, прекратится покупка диагностических карт онлайн.
- Работу СТО предполагалось строго регламентировать и сделать подконтрольной государству.
- ТО легкового автомобиля должно было занимать не менее получаса с фотографированием на входе и выходе, каждой диагностической линии устанавливалась пропускная способность.
- Чтобы соответствовать более строгому регламенту, пунктам ТО нужно было приобрести дополнительные диагностические линии.
- Ужесточение должно было привести к тому, что страховые компании, располагающие информацией из единой базы данных ТО, не будут оформлять полисы ОСАГО по фальшивым диагностическим картам.
Но Дума решила этот вопрос кардинально: с 22 августа 2021 года оформление ОСАГО для автомобилей частных лиц объявлено не зависимым от наличия диагностической карты. Эта мера была вызвана тем, что в тех регионах, где пунктов ТО недостаточно, автолюбители не могли оформить полис ОСАГО. Оказалось, что проще отменить зависимость между получением полиса ОСАГО и техосмотром, чем создать нужное количество пунктов ТО.
И, как всегда, когда это нужно, статистика услужливо подкинула факты: из 2 миллионов ДТП в стране лишь 2 тысячи происходят из-за технической неисправности ТС, то есть 0,1%. Видимо, когда вводили связку ОСАГО-ТО, этой статистики не знали.
Дума, приняв эту логику, вообще решает, не отменить ли ТО для частных легковых автомобилей в принципе? Ведь по ПДД автовладелец и так должен следить за техническим состоянием ТС.
Скорее всего, это произойдет в ближайшее время, так как проект одобрил лично Мишустин и его вице-премьер.
Остановимся подробно о нововведениях, которые коснутся правил проведения ТО с 1 октября 2021 года.
Штраф за отсутствие техосмотра с 1 марта 2022 года
На 1 января 2022 действует следующая периодичность ТО:
- техосмотр нового автомобиля не старше 4 лет категории B не производится;
- легковые ТС от 4 до 10 лет подлежат осмотру каждые 2 года, а старше 10 лет – ежегодно; с такой же периодичностью подлежат ТО мотоциклы, грузовики до 3,5 т, полуприцепы и прицепы;
- грузовики грузоподъемностью более 3,5 т., такси, автобусы, грузовики для перевозки людей, учебные авто, ТС со спец. сигналами старше 5 лет подлежат ТО ежегодно, а старше – дважды в год.
- ТС (включая прицепы) для транспортировки опасных грузов должны проходить ТО также раз в полгода.
По-прежнему виновнику ДТП без диагностической карты может быть предъявлен регрессный иск страховщиком, выплатившим возмещение пострадавшему.
Стоимость техосмотра с 1 января 2022 года формируется в зависимости от условий конкретного региона и типа ТС, поэтому точную цену можно узнать, зайдя на сайт СТО или позвонив по телефону. Ориентировочно цена ТО легкового ТС колеблется от 300 рублей до 700 рублей, грузового – от 600 рублей до 1000.
Госпошлины за ТО больше не существует. Оплата за ТО перечисляется непосредственно на счет пункта ТО через банк, интернет, платежные терминалы или, при наличии кассы, вносится заранее наличными.
Законопроект об отмене ТО для легковых автомобилей частных лиц внесла в Думу «Единая Россия». Идея одобрена правительственной комиссией по безопасности дорожного движения под руководством вице-премьера Хуснуллина и поддержана премьером Мишустиным. Первым вице-спикером Совета Федерации (и секретарем Генсовета единороссов) Андреем Турчаком заявлено, что закон об отмене ТО для легковых ТС частных лиц будет из первых, которые примет Дума нового созыва.
Потерпев неудачу в попытке оптимизировать прохождение ТО для частных автомобилей и вывести его из тени, правительство пошло по пути его отмены.
Новое правило, которое действует с марта 2021 года: перед началом проведения техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны фотографировать машину.
Требования таковы: на изображениях должны быть отображены не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, но также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу — ЕАИСТО. Из-за этого пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно.
Это значит, что и покупать диагностические карты онлайн больше нельзя.
Для прохождения техосмотра понадобятся:
- Паспорт владельца транспорта.
- Паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или любой другой документ, идентифицирующий автомобиль. Подойдёт даже технический паспорт, выданный во времена СССР.
Техосмотр 2022: все новые правила, отмена у легковых авто б/у, осаго
Одна из главных поправок, которая вступит в силу с 1 марта 2022 года, касается усиления ответственности водителей за нарушения в сфере техосмотра. Для легкового транспорта физических лиц процедуру прохождения ТО, напомним, с текущего года сделали добровольной (за исключением ряда случаев), однако это вовсе не значит, что у водителей теперь не будет проблем. Скорее, всё обстоит с точностью до наоборот. Сейчас объясним, почему.
В ГИБДД уже пообещали, что продолжат усиленно следить за техническим состоянием транспортных средств. А это означает, что на дороги вернутся облавы. Чтобы отправить автомобиль на внеочередной техосмотр, достаточно будет выявить факт внесения изменений в конструкцию ТС или критическую неисправность. Право на осмотр техники прямо на дороге у ГИБДД пока никто не отобрал. Если техническая неисправность визуально видна, вас не спасёт от внеочередного ТО даже действующая диагностическая карта. Если диагностическая карта у водителя на руках, а неисправностей не видно невооружённым глазом, автомобиль стражи правопорядка проверить на дороге уже не смогут.
С 1 марта 2022 года вступит в силу новый порядок выдачи медицинских справок водителям. Лица, лишённые прав за управление ТС в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, в обязательном порядке будут сдавать на анализы кровь и мочу. По задумке, это должно помочь выявить хронических алкоголиков и наркоманов. Дополнительные тесты будут проводиться на платной основе – придётся дополнительно раскошелиться.
В соответствии с принимаемыми поправками, с марта водителей начнут строже наказывать за повторные нарушения ПДД. Пока речь идёт о следующих случаях:
-
повторное вождение машины с незаконной тонировкой – 3 000 рублей вместо 500 рублей;
-
управление машины с нечитаемыми номерами – 5 000 рублей вместо 500 рублей и лишение прав на срок до трёх месяцев;
-
повторное управление автомобилем без прав – 20 000–30 000 вместо 5 000–15 000 рублей или обязательные работы на 40–60 часов.
- после того, как автомобиль попал в ДТП;
- после получения водителем штрафа по ч.1. ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…».
«Если автомобили столкнулись и произошло ДТП, целесообразно направить всех участников аварии на внеплановый технический осмотр для подтверждения того, что автомобили безопасны и их можно эксплуатировать. Направления должны выдавать страховщики после урегулирования убытков. Ведь сейчас многие чинят автомобили после ДТП на знакомых СТО, но насколько качественен этот ремонт — неизвестно», — объяснил Бурдюгов.
По мнению Бурдюгова, контролировать наличие техосмотра смогут сотрудники ГИБДД, благодаря введению в действие с 1 марта 2022 года штрафа 2000 рублей за отсутствие диагностической карты, который пока никто не отменял.
«В ГИБДД смогут не только выносить постановление за эксплуатацию технически неисправного автомобиля по ч.1 ст.12.5 но и отслеживать устранение нарушений, направляя автомобили на технический осмотр. Для собственника мотивацией пройти технический осмотр станет штраф в размере 2000 рублей — это 8-10 млн клиентов в год», — подсчитал Бурдюгов.
Авторы законопроекта об отмене техосмотра не раз заявляли: водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние, вне зависимости от факта прохождения технического осмотра. Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
По словам главы комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгения Москвичева, законопроект не нарушает никаких законодательных норм, включая международные и учитывает требования законов о регистрации, о техосмотре, о техническом регламенте, а также законы стран ЕврАзЭс.
С 1 января в России отменили обязательный техосмотр для всех.
Его необходимо будет проходить в этих случаях:
- постановка транспортного средства на учет,
- смена владельца,
- изменение конструкции автомобиля,
- замена основных агрегатов.
Техосмотр придется проходить для личного транспорта, используемого в служебных целях.
В 2022 году россияне будут впервые платить налог — НДФЛ с процентов по вкладам. Для процентных доходов от вкладов государство ввело необлагаемую сумму дохода. Все, что выше этой суммы, облагается налогом.
Как рассчитать необлагаемую налогом сумму? Ключевая ставка Центробанка на 1 января умножается на 1 миллион рублей. На 1 января 2021-го она составила 4,25%. Соответственно, налог будут платить те граждане, чьи доходы по вкладам составили больше 42 500 рублей.
Платить налог по вкладам граждане будут самостоятельно. При этом им не придется заполнять и подавать декларацию. Банки сами направят информацию о вкладах и доходах в Федеральную налоговую службу.