Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение способа и порядка исполнения решения суда кас». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
Верховный суд рассказал, как исполнять решения
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ
«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
-
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)
-
Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ
«О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ
«О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
Изменение способа исполнения решения суда путем зачета взаимных требований
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии заявления
4 апреля 2018 года г. Октябрьск Самарской области
Судья Октябрьского городского суда Самарской области Баринов М.А., рассмотрев исковое заявление Русиной В.В. об отмене ареста на имущество и уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Русина В.В. обратилась в суд с исковым заявлением об отмене ареста на имущество и уменьшении размера исполнительского сбора.
При изучении искового заявления судья пришел к выводу, что заявление, а именно содержащееся в нем требование об уменьшении размера исполнительского сбора, не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Русина В.В. является должником по исполнительному производству № от 08.08.2017г. на сумму 539 724,72 рубля, взыскателем в котором является Банк ВТБ 24 (ПАО).
Основанием для возбуждения исполнительного производства № от 08.08.2017г. явилось решение Сызранского городского суда Самарской области от 07.07.2017г. и исполнительный лист № от 25.07.2017г..
08.11.2017г. судебным приставом-исполнителем ОСП г. Октябрьска УФССП России по Самарской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № от 08.08.2017г. в размере 37 780,73 рублей.
Обращаясь в суд, истец указала, что ответчик постановлением от 8 ноября 2017г. № установил исполнительский сбор в размере 37781 рубль. 7 марта 2018г. вступило в законную силу определение Сызранского городского суда о предоставлении рассрочки по данному исполнительному документу. Данное определение выполняется добровольно и без принудительных мер взыскания, истец делает все возможное для исполнения решения суда. Определение суда о рассрочке еще не пришло в отдел судебных приставов, но опубликовано в реестре дел на официальном сайте Самарского областного суда. Так как оно фактически вступило в законную силу, истец исполняет его, но арест с транспортного средства, наложенный в ноябре 2017 года до сих пор не снят. Ссылаясь на ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, просит уменьшить размер исполнительского сбора на 30 000 рублей, отменить арест, наложенный на транспортное средство Вольцваген Поло, приостановить исполнительное производство № от 08.08.2017г. до вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) вводится в действие с 15 сентября 2015 года.
Согласно ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 358 КАС РФ установлено, что заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
Принимая во внимание, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, отношения сторон по настоящему делу носят публичный характер, возникший спор об уменьшении размера исполнительского сбора не является частноправовым и подлежит разрешению в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующими порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.
Кроме того, в соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.
При составлении искового заявления истец имеет право указывать список требований в нём. В большинстве случаев законом Российской Федерации разрешено выбирать один из существующих способов удовлетворения требований:
- Заявить об истребовании денежных средств в принудительном порядке.
- Потребовать вернуть или конфисковать определённое имущество.
- Потребовать от должника выполнить условия, которые были прописаны в договоре.
Согласно закону, такое заявление имеют полномочия подать неплательщик, взыскатель и пристав-исполнитель. К заявлению желательно приложить все имеющиеся документы исполнительного производства. Данные материалы должны свидетельствовать о том, что должник действительно не может выполнять требования, указанные в постановлении. Вся эта информация также должна отразиться в ходатайстве.
Заявление необходимо подавать в тот суд, который участвовал в разрешении конфликта между участниками. Или же в районный суд, где было возбуждено исполнительное производство. Государственную пошлину здесь оплачивать не нужно.
Такое ходатайство будет рассмотрено в судебном порядке при участии всех сторон. После окончания заседания будет вынесено соответствующее решение, которое можно впоследствии оспорить.
Алгоритм написания заявления:
- Укажите наименование судебного органа, персональные данные судьи.
- Сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, адрес проживания, контактные данные, положение в делопроизводстве.
- Номер делопроизводства.
- Посередине листа пишется название документа — ходатайство об изменении исковых требований.
- В основной части указывают все детали дела, снова название суда, сведения о судье, ответчике и заявителе, номер и смысл дела.
- Причины, на основании которых уточняется иск, здесь важно максимально чётко изложить всю суть. А также нужно перечислить новые требования.
- Укажите ссылки на законодательные акты.
- Сформулируйте просьбу с перечислением новых требований и прочее.
- Перечислите список приложенной документации: копия ходатайства и справки, подтверждающие необходимость изменить вариант исполнения решения.
- Дата составления и подпись заявителя.
Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ Авторы: А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава Издание: Издательство «ЮСТИЦИНФОРМ», 2018 год
В ст. 358 КАС РФ закреплены положения, аналогичные следующим, содержащимся в ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 324 АПК РФ в отношении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, изменения способа и порядка его исполнения положениям (до внесения Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ изменений в ст. ст. 354 — 358 и 364 КАС РФ говорилось только об исполнительном листе, а не об исполнительном документе, понятием которого охватывается также судебный приказ):
— при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (ч. 1);
— заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение. Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю (ч. 2);
— определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть обжаловано (ч. 3).
В то же время в отличие от данных положений в ч. 2 ст. 358 КАС РФ, во-первых, установлен 10-дневный, а не месячный срок рассмотрения заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения, и, во-вторых, непосредственно определен срок направления копии соответствующего определения суда — не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения.
Часть 2.1 упомянутой ст. 324 АПК (часть введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ) предусматривает, что по правилам, установленным ч. 2 данной статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом. Аналогичные положения вошли в ч. 3 ст. 363 КАС РФ, согласно которой в случае, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в гл. 38 данного Кодекса (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 данного Кодекса.
Упоминаемая ст. 324 АПК также содержит ч. 3, предусматривающую, что в случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта по правилам, установленным гл. 8 «Обеспечительные меры арбитражного суда» данного Кодекса. Аналогичное положение КАС РФ не содержит.
В ГПК РФ отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения (как и индексация присужденных денежных сумм) регламентированы следующими положениями его ст. 434: при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм; такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 «Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения суда» и 208 «Индексация присужденных денежных сумм» данного Кодекса.
Замена способа исполнения судебного акта
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.10.2021 N 33
«О внесении изменений в Положение о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
«О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2021 N 440-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2021 N 473-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
Заявление об изменении способа исполнения решения суда по ГПК РФ
-
Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240 (ред. от 27.09.2021)
«О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством
-
Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р
«Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 — 2025 годы»
-
Распоряжение Правительства РФ от 18.04.2020 N 1068-р (ред. от 15.09.2020)
«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»»
Все документы >>>
-
- Приказ Росстата от 26.02.2021 N 109 (ред. от 01.03.2022)
- Приказ Росстата от 19.01.2022 N 26 (ред. от 28.02.2022)
- Указание Банка России от 24.09.2018 N 4916-У (ред. от 28.02.2022)
- Приказ Ростуризма от 29.12.2021 N 623-Пр-21 (ред. от 24.02.2022)
- Приказ ФТС России от 25.05.2020 N 463 (ред. от 24.02.2022)
- Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
- Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.03.2017 N 8 (ред. от 22.02.2022)
- Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фристайлу на 2022 год. Номер-код вида спорта: 0510003611Я
- Приказ Минздрава России от 19.11.2021 N 1079н (ред. от 21.02.2022)
- Приказ Росздравнадзора от 16.12.2021 N 11979 (ред. от 18.02.2022)
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 190-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ, от 15.02.2016 N 18-ФЗ, от 05.04.2016 N 103-ФЗ, от 02.06.2016 N 169-ФЗ, от 23.06.2016 N 220-ФЗ, от 28.06.2016 N 223-ФЗ, от 03.07.2016 N 303-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ, от 28.05.2017 N 101-ФЗ, от 28.05.2017 N 102-ФЗ, от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 29.07.2017 N 274-ФЗ, от 05.12.2017 N 380-ФЗ, от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 19.07.2018 N 213-ФЗ, от 29.07.2018 N 265-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 27.12.2018 N 562-ФЗ, от 26.07.2019 N 197-ФЗ, от 02.12.2019 N 406-ФЗ, от 27.12.2019 N 494-ФЗ, от 31.07.2020 N 244-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ, от 08.12.2020 N 428-ФЗ, от 30.04.2021 N 115-ФЗ, от 01.07.2021 N 250-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ, от 30.12.2021 N 473-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
20 февраля 2015 годаОдобрен
Советом Федерации
25 февраля 2015 года1. Порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 428-ФЗ)
3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.
4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
3.1. Стороны вправе после обращения в суд использовать примирительные процедуры для урегулирования спора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также — иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.
1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:
1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;
2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан; (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;
4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.
3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.
4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.
5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.
7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.
8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.
Принципами административного судопроизводства являются:
1) независимость судей;
2) равенство всех перед законом и судом;
3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
5) гласность и открытость судебного разбирательства;
6) непосредственность судебного разбирательства;
7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.
3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам. (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
ГК РФ (часть 1)
ТК РФ
НК РФ (часть 1)
ГК РФ (часть 2)
Земельный кодекс
Жилищный кодекс
КоАП РФ
ГрК РФ
НК РФ (часть 2)
ТК ЕАЕС
ГПК РФ
КАС РФ
УПК РФ
УК РФ
Семейный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Бюджетный кодекс
Лесной кодекс
ГК РФ (часть 4)
ГК РФ (часть 3)
АПК РФ
УИК РФ
1. Суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения.
3. На определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба.
1. Суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения.
3. На определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба.
1. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
2. Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
3. На определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба.
В ст. 358 КАС РФ закреплены положения, аналогичные следующим, содержащимся в ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 324 АПК РФ в отношении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, изменения способа и порядка его исполнения положениям (до внесения Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ изменений в ст. ст. 354 — 358 и 364 КАС РФ говорилось только об исполнительном листе, а не об исполнительном документе, понятием которого охватывается также судебный приказ):
— при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (ч. 1);
— заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение. Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю (ч. 2);
— определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть обжаловано (ч. 3).
В то же время в отличие от данных положений в ч. 2 ст. 358 КАС РФ, во-первых, установлен 10-дневный, а не месячный срок рассмотрения заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения, и, во-вторых, непосредственно определен срок направления копии соответствующего определения суда — не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения.
Часть 2.1 упомянутой ст. 324 АПК (часть введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ) предусматривает, что по правилам, установленным ч. 2 данной статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом. Аналогичные положения вошли в ч. 3 ст. 363 КАС РФ, согласно которой в случае, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в гл. 38 данного Кодекса (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 данного Кодекса.
Упоминаемая ст. 324 АПК также содержит ч. 3, предусматривающую, что в случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта по правилам, установленным гл. 8 «Обеспечительные меры арбитражного суда» данного Кодекса. Аналогичное положение КАС РФ не содержит.
В ГПК РФ отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения (как и индексация присужденных денежных сумм) регламентированы следующими положениями его ст. 434: при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм; такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 «Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения суда» и 208 «Индексация присужденных денежных сумм» данного Кодекса.
Общие нормы о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменении способа и порядка их исполнения закреплены в ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ч. ч. 2 и 3 которой предусмотрено следующее: в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку (ч. 2); в случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки (ч. 3). Примерная форма заявления об отсрочке (рассрочке, изменении способа и порядка) исполнения судебного акта (акта другого органа или должностного лица) приведена в приложении N 39 к Приказу ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства» .
Изменение способа исполнения решения суда по кас
Исполнительный лист получает сторона, выигравшая административное дело, в суде, который его рассматривал (полномочие на это представителя должно быть оговорено в доверенности). Можно подготовить и подать в суд письменное ходатайство с просьбой направить исполнительный лист в уполномоченный орган, но лучше сделать это самому, чтобы не затягивать указанный процесс.
Исполнительный лист по делу выдается в одном экземпляре. Но, если административных ответчиков в деле несколько или исполнение листа будет происходить в разных местах, можно в письменной форме обратиться к суду с ходатайством о выдаче нескольких исполнительных листов, каждый из которых будет направлен на удовлетворение части требований административного истца.
Если в соответствии с решением суда с административного ответчика – органа государственной власти – взыскиваются денежные средства (в том числе по возмещению судебных расходов), исполнительный лист предъявляется в Управление Федерального казначейства по соответствующему региону вместе с заполненным бланком заявления и удостоверенной судом копией решения. Если административный ответчик – муниципальный орган, значит, исполнительный лист предъявляется в финансовый орган муниципального образования. Если же речь идет о возмещении денежных средств за счет федерального бюджета за счет казны РФ, исполнительный лист направляется в Министерство финансов. Исполнение решений в таких случаях занимает, обычно, около 3 месяцев с даты предъявления исполнительного листа.
Во всех остальных случаях исполнительный лист предъявляется в органы ФССП России, которые и занимаются принудительным исполнением решений судов на территории России.
Исполнительный лист предъявляется взыскателем до истечения 3 лет с даты вступления решения суда в силу. Прерывается указанный срок предъявлением его к исполнению, частичным исполнением должником.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Сегодня действуют правовые акты в разных отраслях, которые предусматривают изменение способа пресечения. Правовая база для этого следующая:
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
- Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
- Кодекс по административному судопроизводству РФ;
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ №50 от 17.11.2015;
- Определение Верховного Суда РФ №226-О-О.
Необходимо знать, как реализовать свое право, чтобы добровольно исполнить решение суда. Напомним, что отказ от его исполнения считается основанием для передачи дела судебным приставам. Они уже будут выполнять все необходимые действия для исполнения приговора. Более того, если происходит денежное взыскание, то сумма будет на 7% больше, так как это исполнительный сбор, который предусмотрен действующим законодательством. Стоит рассмотреть подробнее, как воспользоваться возможностью о рассрочке или отсрочке.
Шаг 1
Составление заявления по образцу. Рекомендуется обратиться к адвокату, чтобы он помог все сделать в соответствии с требованиями закона. Наиболее сложным является необходимость юридического обоснования требований. Не зная законов, можно сделать ошибку в этом пункте, из-за чего судья не примет документ.
Суд носит состязательный характер, поэтому истец должен доказать уважительность своих обстоятельств, чтобы судья принял их во внимание при вынесении решения. Стоит отметить, что их можно предоставить сразу во время первого судебного заседания. Но иногда граждане не делают это по разным причинам. Тогда, чтобы сделать приговор более приемлемым, необходимо подавать новый иск для пересмотра решения суда.
Допускается замена одного судебного решения другим. Например, денежный штраф заменить на принудительные работы. При этом требуется изучить, какое наказание предусмотрено за конкретно взятый проступок. То есть, требуется руководствоваться положениями статей, которые инкриминируются подсудимому.
Важно понимать, что закон не указывает, как должен называться документ. То есть, это может быть ходатайство или заявление. Оба варианта принимаются сотрудником судебной канцелярии, если бумага оформлена правильно. Составляет ее необходимо с использованием машинописного текста.
Вот что должно быть в документе:
- полное наименование суда, куда подается ходатайство;
- ФИО заявителя, его контактные данные;
- номер решения суда и ФИО судьи, чтобы сотрудник канцелярии понимал, какое дело необходимо пересмотреть;
- предмет иска;
- вынесенное решение по делу;
- требования истца;
- юридическое обоснование требований;
- опись прилагаемых документов;
- дата и подпись.
Суды лояльно относятся к изменениям приговора, если ответчик признает свою вину и готов понести наказание. Вот несколько примеров:
- Изначально судья принял решение, что ответчик должен оплачивать полную сумму неустойки и размер основного долга. Потом ответчик предоставляет документы, которые подтверждают невозможность оплатить всю сумму единовременно и факт того, что обращался в банк за рефинансированием и предупреждал о невозможности продолжать платить в полном объеме. Тогда штрафные санкции списываются, необходимо производить оплату частями. При этом сумма долга не растет.
- После ДТП истец требует взыскать определенную сумму. Однако ответчик предоставляет ходатайство, сообщая, что не может выполнить решение судьи. Однако готов взять на себя ремонт автомобиля и приобретение требуемых деталей.
- При оплате алиментов девушка выходит замуж за состоятельного мужчину. Тогда алиментщик может предоставить доказательства об изменении материального положения получателя и попросить уменьшить платеж. То же касается изменения его материального положения в худшую сторону или резкое ухудшение здоровья.
- Работник принес ущерб компании, из-за чего фирма требует оплатить компенсацию. Из-за невозможности это сделать допускается привлечение к административной ответственности в виде обязательных работ на том же предприятии без оплаты труда.
Здесь часто рассматриваются дела между компаниями. То есть, одна из фирм нарушила условие договора, а вторая требует оплатить неустойку. Ходатайства обычно предусматривают возможность получения рассрочки, отсрочку платежа или замену денежной компенсации товарами, которые продает или производит фирма. Конечно, предоставляются они бесплатно в счет погашения задолженности. При этом необходимо предоставлять все необходимые сопроводительные документы:
- акт приема-передачи;
- товарную накладную;
- счет фактуру и так далее.
На их основании получатель осуществляет оприходование товара и указывает в акте сверки, что дебиторская задолженность отсутствует. Требуется учитывать требования ФНС, чтобы правильно произвести исправительные проводки. В противном случае проблемы могут появиться уже у компании, которая выиграла дело в суде. Вопрос налогообложения необходимо решать в конкретно взятом случае, исходя из способа погашения задолженности. Если ответчик частично произвел оплату, то с полученных денег организацию оплачивает налог.
Эта процедура должна быть правомерной. Перед ходатайствованием необходимо определить, соответствует ли Ваша позиция предусмотренным правовым нормам действующего законодательства. Это Гражданский, Арбитражно-процессуальный кодексы РФ и другие документы. Интересы истца и ответчика не должны быть нарушены в результате подачи заявления в высшую судебную инстанцию.
На практике изменение порядка и метода исполнения судебного решения — классическая замена одного действия другим. К примеру, конкретная процедура может быть заменена денежным эквивалентом. Причины, по которым один из участников процесса обращается с заявлением, должны быть четко обоснованными в составленном заявление.
Вот инструкция для реализации данного права:
- Составляете заявление об изменении способа или порядка исполнения решения суда
- Подаете заявление в суд, принявший первоначальный судебный акт по делу и выдавший исполнительный лист
- Выясняете дату суда
- Участвуете в процессе, предоставляя обоснование своих требований и невозможность исполнения решения суда в том виде, как принято решение
- Получаете судебное решение об изменении
- Заказываете новый исполнительный лист с учетом нового способа или порядка
- Либо обжалуете решение об отказе Вам в требованиях при наличии на то законных оснований и доводов (на определение суда об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения может быть подана частная жалоба).
В Федеральный суд Кировского района
г. Екатеринбурга.
Взыскатель:
З
Должник:
Администрация города Екатеринбурга.
г. Екатеринбург, пр.Ленина, 24 а.
Заинтересованное лицо
Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Свердловской области
г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101
Процессуальная реформа: как судиться по КАС с 1 октября 2019 года
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Разъяснение и сроки предъявления и исполнения исполнительного листа
Надлежащее исполнение судебных и иных юрисдикционных актов является основой функционирования любой судебной системы и выступает основным критерием оценки эффективности деятельности судов и иных внесудебных органов.
Как правило, в определении о приостановлении исполнительного производства указывается на необходимость наступления определенных событий (например, вступление в законную силу судебного акта), после чего возможно дальнейшее движение исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд обязан приостановить производство по исполнительному производству в случаях:
- если в отношении имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, предъявлен иск об освобождении его от наложенного ареста (исключении из описи);
- если оспариваются результаты оценки арестованного имущества;
- обжалования акта судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
В ходе исполнительного производства достаточно часто возникает необходимость в оспаривании действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя.
Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке административного судопроизводства в соответствии с нормами гл. 22 КАС РФ или по нормам гл. 24 АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.
Административные исковые заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц федеральной службы судебных приставов России (далее по тексту – ФССП России) подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа ФССП России или ФССП России соответственно.
Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях, когда исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, выдан арбитражным судом либо когда требования исполнительных документов контрольно-надзорных органов адресованы организации или предпринимателю. Во всех остальных случаях оспаривание действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя осуществляется путем обращения в суд общей юрисдикции.
В исполнительном документе обязательно должны быть указаны дата и место рождения должника-гражданина, а также место его работы (если оно известно). В течение трех дней судебный пристав-исполнитель со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае несоответствия исполнительного документа требованиям, предусмотренным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Требования, предъявляемые указанным нормативным правовым актом к исполнительному листу, являются обязательными и должны учитываться судом при выдаче исполнительного листа. Поэтому, если исполнительный лист возвращен в суд на основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд должен устранить недостатки и указать сведения, необходимые для исполнения судебного решения.
Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит и органам, учреждениям, которые являются администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства42. Прокурор также вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в предусмотренных законодательством случаях.
Отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).
Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель.
По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России.
К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается в соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ.
Поворот исполнения судебного акта – это одна из форм осуществления прямого судебного контроля на стадии исполнительного производства. Предназначен указанный институт для исправления допущенных в ходе разбирательства судебных ошибок, если судебный акт уже приведен в исполнение. В данном случае речь идет о судебных ошибках, которые были допущены судом в связи с неправильным применением норм материального или процессуального права, что послужило основанием для отмены уже исполненного судебного решения. Если речь идет о дефектности судебного акта технического характера, то уместно говорить о самоконтрольных полномочиях суда.
Так, в соответствии со ст. 361 КАС РФ, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Поворот исполнения решения не может быть отнесен к контролю суда за собственными постановлениями, поскольку самоконтроль используется для устранения очевидных и невиновных ошибок. При повороте суд устраняет хоть и собственную, но не очевидную и виновную ошибку, так как решение отменено вышестоящей инстанцией.
При этом в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ при подаче в суд заявлений о повороте исполнения решения юридические лица и граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Изменение способа и порядка исполнения решения суда
При отказе взыскателя от взыскания или при заключении между взыскателем и должником соглашения о примирении соответствующее заявление рассматривается судом, выдавшим исполнительный лист, в судебном заседании по следующим правилам:
— заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания;
— если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон;
— в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований;
— в случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
То есть отказ от взыскания и заключение соглашения о примирении относятся к распорядительным действиям сторон. Отказ взыскателя от взыскания представляет собой одностороннее волеизъявление взыскателя, направленное на прекращение всех действий по исполнительному документу, выданному в его пользу. Отказ от взыскания должен быть безусловным, в противном случае речь пойдет о ничтожности такого отказа. Отказ от взыскания, точно так же, как и отказ от административного иска, должен отвечать следующим условиям:
- не противоречить требованиям действующего законодательства;
- не нарушать права других лиц.
Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме. Оно должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению. Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон. Кроме того, условия соглашения о примирении не должны противоречить требованиям действующего законодательства и нарушать права других лиц.
Последствиями отказа от взыскания, заключения соглашения о примирении является прекращение исполнительного производства (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве). В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 44 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.
Заявление о примирении рассматривается в течение десяти дней со дня его поступления с обязательным извещением лиц, участвующих в деле.
Споры, возникшие между приобретателем реализованного имущества, взыскателем и должником и связанные с возвратом этого имущества, а также требования, заявленные лицами, не принимавшими участия в административном деле, и связанные с принадлежностью имущества, на которое обращено взыскание, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.
Если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен КАС РФ (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), то заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
В перечень нормативно-правовых документов, которые регулируют процесс изменения порядка и способа исполнения решения суда, входят следующие акты:
- Арбитражный процессуальный кодекс.
- Гражданско-процессуальный кодекс.
- Кодекс по административному судопроизводству.
- Постановление Пленума российского Верховного Суда РФ № 50, вынесенное 17.11.2015 года.
- Определение российского Верховного Суда № 226-О-О, которое было вынесено в 2010 году.
Общие элементы, которые определяют соответствующие положения, это указание причин для предоставления виновной стороне отсрочку, рассрочку или корректировку способа реализации установленных решением требований, которые указываются в документе исполнительного характера.
В эту группу причин входят обстоятельства, которые невозможно было устранить до момента обращения в суд, если они оказали существенное влияние на возможность ответчика реализовать решение судебного органа, зафиксированное в соответствующем документе, с соблюдением указанных сроков и способов его осуществления.
При подаче ходатайства об изменении порядка и способа исполнения решения третейского суда или суда другого типа заявитель вправе выбрать один из вариантов исправления требований в отношении ответчика:
- взыскать деньги в принудительной форме;
- потребовать отдать конкретную вещь, взятую ответчиком;
- обязать должное лицо осуществить какие-то действия в рамках взятых должником на себя договорных обязательств.
В процессе составления ходатайства нужно обращать внимание на материальные нормы права при определении реальной возможности изменить вариант исполнения требований истца.
Похожие записи: