Срок камеральной проверки уточненной декларации 3-НДФЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок камеральной проверки уточненной декларации 3-НДФЛ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Продолжительность камеральной проверки 3-НДФЛ строго регламентирована налоговым законодательством РФ и составляет 3 месяца с даты представления декларации. Продлить камеральную проверку инспектор может только в том случае, если вы подадите уточненную декларацию. Тогда камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинаются новые контрольные процедуры по проверке уточненки.

Если налоговая нарушает сроки камеральной проверки 3-НДФЛ, рекомендуем обратиться в ФНС. Налоговый инспектор быстро проверит по базе с чем связана задержка.

Помимо очного обращения вы вправе подать жалобу о бездействии сотрудников налогового органа через личный кабинет налогоплательщика. Для этого перейдите в раздел «Жизненные ситуации», далее «Прочие ситуации» и выберите «Жалоба на акты, действия(бездействие) должностных лиц». Жалобу нужно описать, ссылаясь на нормы НК РФ.

Срок проверки 3-НДФЛ может быть различным (от 1 дня до нескольких недель), но не может превышать 3 месяцев.

Если налогоплательщик обнаружил в указанных в 3-НДФЛ сведениях неточности или ошибки, он может откорректировать их с помощью уточненной декларации. В этом случае проверка первоначальной декларации прекращается, а уточненный отчет подвергается контрольным процедурам с самого начала в полном объеме.

Опустить конверт в почтовый ящик нельзя из-за обязательности описи вложения (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Плюс: Не будет отказа в приемке; все взаимодействие с проверяющими формализовано. Не нужно нотариальное заверение полномочий на того, кто отправляет документы за вас.

У налоговой меньше времени на проверку, а значит меньше шансов найти ошибки и несоответствия (поскольку датой сдачи декларации считается дата почтового отправления по почтовому штемпелю, то срок начинает отсчет именно с этого дня, и у налоговой становится меньше дней на проверку за счет доставки).

Внимание!

Декларацию и опись, вложенные в почтовое отправление, должен подписать сам декларант.

Минус: Есть риск потерять почтовую квитанцию.

Документы, которые необходимы как основания для применения налоговых вычетов, перечислены в Письме ФНС России от 22.11.2012 № ЕД-4-3/[email protected] В ходе проверки инспекторов будет интересовать и комплектность, и достоверность документов. Этот параметр уточняют обычно в рамках встречных проверок. Особенно тщательно налоговики проверяют дорогостоящее лечение.

ИП на общей системе и все, кто не претендует на вычет, заинтересованы в сокращении сроков проверки налоговой декларации не слишком сильно. Однако, если речь идет о возврате налога, то срок имеет не просто значение, но и очень важен. Ведь от него зависит, когда бюджетные деньги будут отправлены на счет налогоплательщику.

Внимание!

Камеральная налоговая проверка 3-НДФЛ длится 3 месяца со дня представления 3-НДФЛ в инспекцию (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При почтовом отправлении дата сдачи декларации (т.е. дата получения ИФНС документов, отправленных по почте) считается дата почтового отправления по почтовому штемпелю.

Подача уточненной налоговой декларации может в любой момент прервать незаконченную камеральную проверку первичной 3-НДФЛ. В этом случае сроки будут аннулированы и пойдет новый отсчет, уже в отношении уточненной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Нарушение сроков камеральной проверки – явление довольно редкое, как правило проверка налоговой декларации проходит очень оперативно, если у инспекции нет претензий к представленным документам и декларации.

В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы. Основания:

  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.

Проводить осмотр помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлено возмещение налога;
  • выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
  • выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.

При камеральной проверке, так же как и при выездной проверке, налоговики вправе:

  • истребовать документы у контрагентов проверяемого лица;
  • допросить свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначить экспертизу (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Руководство для компаний_Налоговые проверки 876.6 КБ

Камеральная проверка 3-НДФЛ 2021

Для проведения камеральной проверки 3-НДФЛ налоговики не должны выносить решения о ее назначении. Просто, как только вы представите декларацию, инспекторы начинают ее проверять. А дальнейшее развитие событий зависит от того, обнаружат ли инспекторы какие-либо нестыковки в вашей 3-НДФЛ.

Если в 3-НДФЛ ошибок нет

Тогда камеральная проверка завершается так же тихо, как и началась, т. е. ИФНС не сообщает вам об окончании проверки.

После того как вы подали декларацию и документы, подтверждающие право на вычет, начинается камеральная проверка. Камеральная налоговая проверка – это обязательная процедура, без которой инспектор не одобрит сумму налогового вычета, а вы не сможете получить возврат денег. Это форма контроля, которая регламентирована и имеет четкие сроки и порядок действий.

Согласно НК РФ, камеральная проверка идет 3 месяца. В некоторых случаях вашу декларацию могут проверить быстрее, а в некоторых срок проверки может быть увеличен.

Продлить срок проверки инспекторы могут не дольше, чем еще на один месяц (это делается специальным распоряжением руководителя) и при условии, если у инспектора есть веские причины предполагать, что поданные вами данные не соответствуют действительности или выявлены какие-то расхождения в данных.

В ходе проверки инспектор может дополнительно запросить у вас иные документы, подтверждающие право на вычет или сведения для уточнения расчетов. На это вам дается не более 5 рабочих дней с того момента, как вы получите требование о предоставлении пояснений. Обратите внимание, это влияет на срок камеральной проверки.

Также инспектор может направить вам требование о внесении исправлений. Это значит, что в декларации обнаружена существенная ошибка и ее необходимо исправить. Для этого вы заполняете и отправляете в ИФНС уточненную налоговую декларацию. Подача уточненки тоже влияет на срок проверки — когда вы подаете уточненку срок проверки (3 месяца) начинается заново, потому что фактически вы подаете новую декларацию.

После того как камеральная проверка завершится, инспектор:

  • выносит итоговое решение о проверке и подтверждает заявленный в декларации налоговый вычет (полностью или частично). На это уходит еще 10 рабочих дней

  • отправляет распоряжение о возврате денег. Срок на выплату тоже установлен — 30 дней.

Итого, после отправки вами декларации 3-НДФЛ на налоговый вычет вы должны получить возврат денег не позднее чем через 4 месяца.

Если срок проверки и возврата денег превысит 4 месяца (за исключением срока вынужденного продления проверки), то вы вправе требовать дополнительной выплаты процентов за задержку.

Многие ошибочно полагают, что отсчет этого срока надо вести именно с крайнего срока сдачи декларации, а именно с 30 апреля. Но это не так, срок камеральной проверки нужно отсчитывать со дня отправки декларации.

Напомним, что оформить вычет вы можете не позднее 3 лет, следующих за годом, в котором вы оплачивали расходы. А декларацию и документы нужно подавать в налоговую инспекцию по месту прописки (постоянной регистрации).

Как мы уже сказали, инспекторы «откроют» камеральную проверку в тот же день, когда вы отправили 3-НДФЛ в инспекцию.

Приведем пример того, что вправе делать инспекторы на проверке. В основном это касается проверок юридических лиц. Итак, при проверке сотрудник ИФНС вправе:

  • запрашивать документы, пояснения или уточнения
  • производить выемку документов
  • опрашивать контрагентов и свидетелей
  • проводить экспертизу и осматривать офисы и помещения налогоплательщика.

Камеральная проверка условно состоит из двух этапов:

  1. Автоматизированный контроль
  2. Углубленная проверка

Разберем, что конкретно входит в эти этапы.

Срок камеральной проверки уточненной декларации 3-ндфл

Наиболее частые ошибки, которые обнаруживает «автоматика» при первичной ревизии 3-НДФЛ:

  • неверное указание отчетного периода
  • неверное указание налогового периода (года)
  • данные о налоговой инспекции, в которую вы подали декларацию

Эти ошибки не влияют на расчет налога, поэтому в большинстве случаев и на результат они не повлияют.

Теперь рассмотрим действия инспектора, если он выявит ошибки или другие нарушения, которые влияют на расчет налога.

После завершения контрольных мероприятий:

  • инспектор составит акт проверки в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания ревизии
  • вы получите этот акт в срок не позднее 5 дней после составления
  • у вас будет месяц (не более этого срока) для того, чтобы при желании подать возражения на этот акт
  • еще через 10 дней (максимальный срок) руководитель инспекции вынесет решение о привлечении вас к ответственности за нарушение налогового законодательства или о непривлечении к ответственности.

Подводя итог, можно выделить несколько важных пунктов.

  1. Камеральная ревизия — обязательный этап перед получением налогового вычета. Итог контрольных мероприятий напрямую зависит от того, какую сумму вы получите
  2. Срок проведения контрольных мероприятий изменить нельзя. Этот срок строго регламентирован.
  3. Ревизии подвергаются абсолютно все поданные документы всех налогоплательщиков
  4. 3-НДФЛ нужно подавать за каждый налоговый период по соответствующей форме
  5. Для увеличения времени проверочного процесса должны быть веские причины. Просто так никто не будет задерживать камеральный контроль. Это прописано в Регламенте ФНС.
  6. Решение по результатам можно оспорить. Порядок оспаривания такой: сначала через вышестоящий налоговый орган, потом через суд.

Теперь вам известно, какой срок у камеральной проверки налоговых деклараций. Все зависит от формы отчетности и от статуса налогоплательщика: физлицо, юрлицо. Также мы разобрали, в каких случаях данное мероприятие может затянуться и чем чревато неверное заполнение документов. Сохраняйте нашу статью, чтобы знать, что делать после отправки налоговой декларации 3-НДФЛ в ИФНС.

\n\n

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

\n\n

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

\n\n

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

\n\n

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

\n\n

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

\n\n

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.

На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала – не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку. Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».

Судебно-арбитражная практика

Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.

Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.

Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком – физическим лицом затраты. Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

Подбирать документы на основании советов и мнений своих знакомых не следует, так как они могут не знать всех тонкостей и специфики рассмотрения именно в той налоговой инспекции, за которой вы закреплены. А при отсутствии необходимых документов налоговый инспектор не будет проводить проверку, так как начало проверки связано с одновременным наличием налоговой декларации и представлением налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов. Согласно письму Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 исчисление срока камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация и последний из подтверждающих документов.

Пример 1

Руководитель ООО как физическое лицо представил в налоговую инспекцию для получения налогового вычета заявление, налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов 1 июня. Однако пакет документов был неполным, и потребовалось представить еще ряд документов. Это было выполнено налогоплательщиком только 15 июня. Следовательно, трехмесячный срок будет исчисляться не с 1 июня (когда он принес документы и заявление), а с 15 июня (когда были принесены последние необходимые документы).

Налогоплательщик – физическое лицо должен представлять в налоговую инспекцию только те документы, которые подтверждают сведения, указанные в налоговой декларации и являющиеся основанием для получения налогового вычета. Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840 в требовании о предоставлении документов налоговая инспекция должна четко указать, какие именно документы ей необходимы для проверки.

При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора.

Вопрос подачи физическим лицом документов на получение налогового вычета организации-работодателя напрямую вроде бы не касается. Но в случаях, если налогоплательщик – физическое лицо получал вычеты (стандартные, имущественные) по месту работы и по вопросам предоставления этих вычетов и их расчету у налогового органа появляются претензии, то возникают риски предъявления налоговых претензий к организации как к налоговому агенту и проведение проверки уже в отношении организации.

Для того чтобы избежать возможных претензий к организации, необходимо организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу так, чтобы впоследствии претензий не было.

Первоначально в организации внутренними документами необходимо установить порядок получения от сотрудников заявления на получение налоговых вычетов и форму заявления на их получение. Ряд организаций ошибочно считает, что достаточно один раз получить заявление на получение налогового вычета от сотрудника и в дальнейшем он будет предоставляться «автоматически». Такая позиция не верна и может повлечь штрафные санкции со стороны налогового органа за необоснованное занижение налоговой базы по НДФЛ.

Все заявления работодателю как налоговому агенту должны составляться по единой форме, с указанием статьи Налогового кодекса, на основании которой будет предоставляться налоговый вычет, и вида налогового вычета, которые получает работник. Часто возникает вопрос о необходимости представления в бухгалтерию организации-работодателя копии документов, подтверждающих законность запрашиваемого вычета. По нашему мнению, подтверждающие документы в бухгалтерию представлять необходимо, так как это позволит оправдать необходимость получения вычета работодателем как налоговым агентом.

Организация должна вести учет (в форме регистра управленческого учета) всех сумм предоставленных налоговых вычетов. Это необходимо для того, чтобы не возникло излишне вычтенных сумм и, как следствие, не появились претензии со стороны налоговых органов в занижении налоговой базы по НДФЛ.

  • Свежие
  • Посещаемые

Вы знаете, что если по ито­гам ка­ме­раль­ной про­вер­ки на­ру­ше­ния не вы­яв­ле­ны, про­вер­ка за­вер­ша­ет­ся без оформ­ле­ния ка­ко­го-ли­бо до­ку­мен­та.

Но если нарушения были, но инспектора не устроили представленные вами по­яс­не­ния (или вы их попросту не дали), он со­ста­вляет акт на­ло­го­вой про­вер­ки (п. 5 ст. 88 НК РФ).

На это отведено 10 ра­бо­чих дней после окон­ча­ния ка­ме­раль­ной про­вер­ки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Момент завершения проверки, по результатам которой выявлены нарушения, определяют по дате, отраженной в акте налоговой проверки (письмо ФНС от 20 ноября 2015 г. ЕД-4-15/20327).

Подача исправленного отчета после оформления акта не дает оснований для завершения проверки первичной декларации (см., например, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 13 сентября 2020 г. № Ф08-6880/2020). То есть в такой ситуации пункт 9.1 статьи 88 НК РФ, где говорится о прекращении камеральной проверки первоначальной декларации и ее начале в отношении уточненной, не применяется.

КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:

  • ежеквартально по НДС и налогу на прибыль;
  • ежегодно по налогу на имущество, 3-НДФЛ (вместо налога на прибыль для ИП на общей системе налогообложения) и по налогу для компаний и ИП на упрощенной системе налогообложения, НДФЛ и страховым взносам.

Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.

ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.

Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:

  • затребовать дополнительные документы;
  • допросить руководителя компании и других сотрудников, а также контрагентов;
  • назначить экспертизу документов, печатей, подписей;
  • выехать к налогоплательщику по месту ведения деятельности.

Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.

Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.

Камеральная проверка — это комплекс мер, осуществляемых инспекторами ФНС в целях проверить реальное положение дел у декларанта. Задач у проверки несколько:

  • Выяснить, является ли правдой все, что изложено налогоплательщиком в 3-НДФЛ;
  • Проверить, есть ли у гражданина деньги, ценные бумаги либо же иные активы, сокрытые им от налогов и в целом от государства.

Проверка проходит в несколько этапов и цель каждого из них — изучить:

  • Реальность всех указанных активов. Например, если плательщик указал в разделе «доходы» заработную плату в размере 50 тысяч рублей, то вся документация с указанными суммами будет внимательным образом прочтена;
  • Законность всех активов, указанных в декларации: основания для начисления денег, проверка адресантов переводов и т.д.;
  • Ограниченное законом изучение налоговых нарушений — например, сокрытия доходов от ФНС.

Закон предписывает всем инспекторам обойтись только теми разделами, что указаны в 3-НДФЛ, поэтому масштабное исследование всех возможных нарушений закона при проверке невозможно. Соответственно, проверяется лишь отчетный год. ФНС тратит серьезные ресурсы на подробное изучение всех доходов только при веских основаниях: если нарушения «тянут» на уголовное дело или тщательная проверка необходима по закону (речь идет об изучении деклараций политиков перед отправлением своей кандидатуры на выборы).

Отвечая на вопрос, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ, мы должны обратиться к п. 2 ст. 88 НК РФ: в правовом акте указан основной срок в 3 месяца, продление которого допустимо только в исключительных ситуациях. Закон устанавливает только максимальный срок изучения документов, но не минимальный. Соответственно, камеральная проверка может занять и совсем незначительное время, и несколько недель, и все 3 месяца.

Что такое камеральная проверка

Важно понимать, в какой именно день ФНС считает точкой отсчета. Особенно это актуально при направлении документов по почте. Согласно разъяснениям Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52, днем начала КП считается дата получения документации от налогоплательщика, а не дата их отправки. Так, например, если вы отправили документы с описью вложения и личным вручением 20-го марта, а они поступили в ФНС только 23-го марта, датой начала проверки будет считаться 23-е марта.

Кроме того, отсчет начинается всякий раз заново, когда в декларацию вносятся исправления со стороны гражданина. Если налоговики отправили 3-НДФЛ обратно заявителю с замечаниями, новая декларация так же будет рассматриваться заново в течение 3 месяцев.

Сама КП займет ровно столько же времени, сколько и обычно — от нескольких дней до максимально возможных 3 месяцев. Но ФНС понадобится еще один месяц на то, чтобы вернуть заявителю запрошенную часть налога. Таким образом, максимальный срок ожидания — 4 календарных месяца от дня подачи документов.

Может ли она быть продлена?

Если у ФНС по каким-то причинам истекает срок проверки, это не проблема гражданских лиц. Продление КП невозможно ни с точки зрения закона, ни в плане реальной и существующей практики.

Но есть одно очень важное уточнение: камеральная проверка начинается всякий раз заново, если:

  1. налогоплательщик по каким-то причинам отозвал декларацию, чтобы подать новую с исправлениями;
  2. ФНС заметила нарушения или некорректное заполнение документа, после чего запросила у заявителя исправление ошибок.

Если после подачи новой 3-НДФЛ снова приходится ее корректировать, срок тоже обнуляется. Теоретически, такая «игра» может происходить долго, хоть 3 года, поскольку законом не предусмотрены никакие ограничения на исправления и подачу новых деклараций.

Грубо говоря, можно выделить три основных варианта ответа:

  • Коррекция данных. Если налоговая не посчитала какой-либо источник доходов или куплю-продажу законными, у нее есть право истребовать подтверждающую документацию. После предоставления нужных бумаг КП начинается заново. Кроме того, сюда же относится возврат 3-НДФЛ плательщику в связи с некорректным ее заполнением;
  • Отказ. Имеется в виду налоговый вычет, в предоставлении которого налоговая вправе отказать (по тем же причинам, что изложены выше);
  • Одобрение. Во всех трех случаях ФНС обязана направить заявителю уведомление о принятом решении, и строго — в письменной форме с печатью и подписью ответственного лица.

Как еще узнать, прошла ли камеральная проверка? Можно также обратиться в налоговую по телефону или лично посетив инспекцию. Но так как дозвониться до них бывает весьма проблематично, а личное посещение может быть не слишком удобно ввиду территориального расположения, ЛК налогоплательщика все-таки самая удачная альтернатива прежним способам общения с налоговой.

Сроки камеральной проверки 3-НДФЛ

Итак, вы отчитались по налогу или взносам, и камеральная налоговая проверка началась.

Срок проверки отсчитывайте с момента получения декларации (расчета) инспекцией. В рамках проверки условно можно выделить два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка.

Первый этап осуществляется автоматически информационной системой налоговых органов, без участия сотрудников инспекции. Декларации / расчеты проверяются по контрольным соотношениям (сопоставимость данных, внесенных в различные строки декларации, или соответствие данных нормативно закрепленным показателям (например, соответствие средней зарплаты в организации средней зарплате в регионе, зарплаты сотрудников размеру МРОТ и пр.), показатели сопоставляются с другими данными отчетности самого налогоплательщика или его контрагентов (Письмо ФНС от 16.07.2013 №АС-4-2/12705).

Если система обнаружит расхождения, несоответствия, инспекция перейдет к углубленному этапу проверки, к которому уже подключаются сотрудники инспекции. На этом этапе проверяющие запрашивают у налогоплательщика пояснения или документы, используют иные способы налогового контроля, разрешенные Налоговом кодексом РФ.

Однако к декларациям по НДС и Расчету по страховым взносам особые требования.

С 1 июля 2021 года в случае, если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, утвержденным Приказом ФНС России от 25.05.2021 №ЕД-7-15/[email protected], декларация считается непредставленной (п 5.3 ст. 174 НК РФ в ред. с 1 июля 2021 года).

О несоответствии декларации контрольным соотношениям инспекция сообщит по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации. Если в течение 5 рабочих дней налогоплательщик представит правильно заполненную декларацию, то она будет считаться представленной в день представления «неформатной» декларации (п.5.4 ст.174 НК РФ).

На устранение несоответствий в Расчете по страховым взносам (например, если показатели по физическим лицам не совпадают с общей суммой) страхователю тоже дается 5 рабочих дней с даты получения от налогового органа уведомления об ошибках (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет с ошибками не считается представленным. Но при своевременном их устранении датой представления Расчета будет день подачи «ошибочного» Расчета.

Полномочия инспекции в ходе камеральной проверки существенно ограничены положениями Налогового кодекса РФ. Проверяющие могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • истребование у проверяемого лица документов исключительно в прямо установленных Налоговым кодексом РФ случаях (п. 7 ст. 88 НК РФ);
  • истребование у проверяемого налогоплательщика пояснений как письменных, так и посредством вызова в инспекцию (пп. 4 п. 1 ст. 31, п. п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ);
  • «встречные» проверки, т.е. направление запроса на информацию, документы контрагентам проверяемого лица (ст. 93.1 НК РФ);
  • осмотр помещений, территорий, документов и предметов в допустимых законодательством случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ);
  • допрос свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • назначение экспертизы (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ, п. 5 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

Проведение данного мероприятия возможно только при проведении камеральной проверки декларации по НДС, а также деклараций неплательщиков НДС (по УСН, ЕСХН, единой (упрощенной) декларации) в следующих ситуациях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • в декларации заявлена сумма НДС к возмещению;
  • выявлены противоречия декларации по НДС или расхождение показателей с данными отчетности контрагентов, которые приводят к занижению налога к уплате или завышению налога к возмещению;
  • выявлены несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации (отчете об операциях с прослеживаемыми товарами), и сведениями в отчете об операциях с такими товарами, представленном другим налогоплательщиком.

Перед проведением осмотра налоговый инспектор должен предъявить мотивированное постановление о проведении осмотра, а также служебное удостоверение (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ).

Перечень оснований для проведения осмотра в ходе камеральной налоговой проверки является закрытым. Ни в каких других случаях налоговый орган произвести осмотр не вправе. Если все же вопреки запрету инспекция проведет осмотр вашей территории без наличия законных оснований и использует доказательства, полученные в ходе такого осмотра, при вынесении решения о привлечении к ответственности, вы имеете право требовать исключения полученного доказательства из пула доказательств, положенных в обоснование выводов решения. При этом если это доказательство является ключевым, то его исключение может привести к отмене решения налогового органа и отраженных в нем доначислений. Так произошло, к примеру, в споре, рассмотренном в Арбитражном суде Центрального округа (постановление от 26.12.2017 по делу №А54-223/2017). Суд установил, что в основу оспариваемого решения инспекции по результатам камеральной налоговой проверки декларации по ЕНВД было положено доказательство, полученное в ходе осмотра. При этом при проведении камеральной проверки налоговой декларации ЕНВД осмотр в порядке ст. 92 НК РФ недопустим. Следовательно, решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности является недействительным как основанное на доказательстве, полученном с нарушением закона.

Подробно о проведении осмотров территорий налоговыми органами мы уже писали.

Камеральная проверка декларации по НДС имеет свои особенности.

Во-первых, для нее установлен сокращенный срок — два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). У инспекции есть право его продлить до 3-х месяцев в случае выявления признаков налоговых нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Во-вторых, если в декларации заявлена сумма НДС к возмещению, то у «благонадежных» налогоплательщиков проверка может быть проведена в сжатые сроки — за один месяц. Для этого должен быть соблюден ряд условий. Условия и порядок проведения такой сокращенной проверки закреплены Письмом ФНС России от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129.

Среди обязательных условий:

  • не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;
  • налогоплательщик относится к низкому, среднему либо неопределенному уровню риска (по данными ПП «Контроль НДС»);
  • в предшествующий период подтверждено возмещение НДС более 70 % от суммы налога, заявленной к возмещению;
  • более 80% вычетов по НДС от общей суммы заявленных вычетов приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного уровней риска, при этом не менее 50% суммы налоговых вычетов относится к контрагентам, указанным в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
  • сумма уплаченных налогов за три года (36 месяцев), предшествующих периоду проверяемой декларации, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации (расчет суммы налогов осуществляется с учетом письма ФНС России от 23.07.2010 №АС-37-2/7390).

Если все эти условия соблюдены и не выявлены признаки налоговых нарушений, решение о возмещении НДС может быть принято в месячный срок. При этом данный месячный срок определяется со дня истечения предельного срока, установленного для представления декларации (т.е. 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом), а не с даты фактического представления или получения декларации инспекцией.

Если по истечении одного месяца налоговым органом будут выявлены ошибки, противоречия, признаки нарушений налогового законодательства, то срок проверки будет увеличен до общего срока — 2 месяца с правом продления до 3-х месяцев.

Вы можете прочитать подробную Инструкцию по возмещению НДС из бюджета.

В-третьих, для иностранных организаций, которые являются плательщиками «налога на Google» (оказывающей услуги в электронной форме) установлен специальный увеличенный срок — 6 месяцев со дня представления такой иностранной организацией налоговой декларации НДС.

Что такое камеральная налоговая проверка

С проведением камеральной налоговой проверки сталкивается каждый налогоплательщик, когда представляет налоговую декларацию (расчет). Для того чтобы проверка прошла легко, важно не только корректно и внимательно заполнять отчетность, но и понимать свои права как налогоплательщика, а также ограничения полномочий налогового органа. Аудиторы и налоговые юристы «Правовест аудит» всегда готовы помочь составить безупречную отчетность, при которой не стоит опасаться камеральной проверки.

Идеальным решением для минимизации налоговых рисков будет проведение системного комплексного аудита со страховкой от налоговых претензий и юридической поддержкой проверенного периода или проведение налогового аудита.

Аудит проводится в несколько этапов в течение года, что позволяет сразу исправлять возможные ошибки, без представления «уточненок». А это экономит:

  • деньги, которые компания не тратит на штрафные санкции, если налоговые органы сами обнаружат ошибки и сделают доначисления по результатам камеральной проверки;
  • время на представление пояснений и документов, а также на составление возражений по акту камеральной проверки;
  • нервы руководителей и работников финансовой службы компании.

Кроме того, аудиторы подскажут, какими преференциями НК РФ может воспользоваться налогоплательщик и как.

Довольно часто компании не хотят использовать льготы и другие варианты законной оптимизации (например, амортизационную премию по налогу на прибыль, возмещение НДС из бюджета и т.п.), опасаясь пристального внимания налоговых органов в рамках камеральной проверки. Иногда бухгалтер идет на встречу просьбе инспектора, самостоятельно доначисляя своей компании налог на прибыль или НДС, соблюдая в т.ч. безопасную долю вычетов или норму рентабельности в отрасли. Как правило, такое случается, когда нет юридической поддержки и уверенности в отсутствии ошибок в учете. Т.е. излишняя осторожность может обернуться для компании потерей оборотных средств, которые были изъяты в бюджет в виде «излишне уплаченных» налогов.

При проведении системного комплексного аудита и следовании представленным рекомендациям, можно не опасаться налоговых органов и проведения налоговых проверок. Идеальная отчетность не интересует инспекторов, а при применении законных преференций «трудности» камеральной проверки будут ограничены формальным представлением пояснений и документов.

Если же после проведения системного комплексного аудита или налогового аудита налоговые органы обнаружат основания для доначисления налогов, наши налоговые юристы будут оспаривать такие решения. При неудачном исходе дела, компания «Ингосстрах» заплатит клиенту пени и штрафы — компенсирует действительный ущерб.

Налоговые юристы «Правовест Аудит» имеют большой опыт защиты прав налогоплательщиков. Мы оказываем услуги по сопровождению камеральных и выездных налоговых проверок, представляем интересы компаний в налоговых органах и судах, помогаем возместить НДС. При проведении аудита налоговые юристы и эксперты в области налогообложения могут подключиться к проверке для решения сложных вопросов.

Также «Правовест Аудит» оказывает консалтинговые услуги и услуги по проверке контрагентов.

Разделите ответственность с аудиторами, юристами и экспертами. Получите мощную налоговую и юридическую поддержку!

Проверочные мероприятия начинаются с момента поступления 3‑НДФЛ в ФНС, без дополнительного уведомления лица, направившего декларацию. Инспектору для проведения контрольных мероприятий не нужно дополнительное указание или распоряжение вышестоящего руководства.

В целях защиты прав налогоплательщиков при проведении проверки у инспектора существует ряд ограничений:

  • контрольные мероприятия проводятся только за тот период, за который направлена декларация, то есть за 1 календарный год;
  • должностное лицо не вправе инициировать повторную проверку или анализировать дополнительные документы, не относящиеся к декларации;
  • проверяющий не может запрашивать у физ. лица иные документы, не входящие в перечень обязательных для подачи декларации.

При нарушении указанных ограничений проверка будет прекращена, а ее результаты аннулированы.

Проведение контрольных мероприятий состоит из следующих этапов:

  1. Сдача декларации налогоплательщиком.
  2. Регистрация отчета в ФНС.
  3. Проверка правильности заполнения.
  4. Анализ приложенных документов.
  5. Оформление результатов.

В первую очередь при проведении контрольных мероприятий в отношении полноты и правильности заполнения 3‑НДФЛ сверяются контрольные соотношения. Сверка проводится в автоматическом режиме. Анализ контрольных соотношений проводится в соответствии с Письмом ФНС России от 20.12.2018 № БС-4-11/[email protected]

Декларация сверяется со справкой 2‑НДФЛ, представленной налоговым агентом. Расхождения в показателях могут возникнуть как по вине лица, заполнившего 3‑НДФЛ, так и по вине работодателя, направившего в ФНС неверные сведения о доходах налогоплательщика или исчисленном налоге.

Далее инспектор смотрит на правомерность примененных в декларации ставок, льгот и вычетов, которые зависят от статуса налогоплательщика. Например, для резидентов РФ ставка НДФЛ составляет 13%, а для нерезидентов – 30%.

При анализе приложенных документов инспектор проверяет их правильность составления, достоверность, наличие всех бланков, необходимых для подтверждения прав на вычет или льготу.

В процессе проверки инспектор может запрашивать документы, подтверждающие сведения, указанные в 3‑НДФЛ, у других организаций.

Например, налогоплательщик отчитался в полученном доходе с продажи машины. ФНС может запросить сведения из ГИБДД о снятии авто с регистрационного учета. Это подтвердит факт заключения сделки купли-продажи.

Узнать ход проверки налогоплательщик может в отделении ФНС или по звонку в инспекцию. По телефону можно получить информацию о наличии ошибок в документах или возникновении иных сложностей, связанных с контролем над доходами. К иным сложностям относится, например, возбуждение встречного контроля в отношении работодателя, передавшего в ФНС неверные сведения о заработной плате физ. лица.

Отчет срока проведения проверки начинается с даты регистрации декларации в налоговом органе. Это следует учитывать при отправлении документации заказным письмом. Контрольные мероприятия длятся не более 3‑х календарных месяцев.

Если в ходе рассмотрения документов были выявлены нарушения или неточности в представленных сведениях, то инспектор вправе затребовать у физ. лица пояснения. Налогоплательщик должен представить письменные разъяснения в течение 5 рабочих дней или направить в ФНС уточняющую декларацию.

Ускорить процесс проведения контрольных мероприятий налогоплательщик не может. Но, в случае малой загруженности отделения ФНС, проверка может завершиться раньше установленного срока.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.