Срок оплаты по контракту по 44. Срок оплаты по госконтрактам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок оплаты по контракту по 44. Срок оплаты по госконтрактам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

44-ФЗ запрещает слишком продолжительный период оплаты. Это сделано, чтобы обеспечить конкуренцию и не допустить ограничение числа участников закупки. Определяя порядок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34. В Федеральной контрактной системе указано, в какой срок оплачиваются допработы по 44-ФЗ (как и основные), — период оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания документов о приемке. А если в закупке участвуют только субъекты малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО), — не более 15 рабочих дней. Заказчик вправе не включать такое условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34.

В ФКС прописано, можно ли изменить срок оплаты по контракту по 44-ФЗ, — да, но это является изменением существенных условий договора (ст. 95 44-ФЗ).

Такое допустимо только в определенных случаях, мы рассказывали о них в статье «Существенные условия контракта по 44-ФЗ».

Даже, просчитав наперед срок действия соглашения, у сторон есть возможность изменения сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в силу тех или иных причин, которое, в свою очередь, ведет к новому периоду исполнения обязательств по контракту.

Правила и сроки оплаты по госконтрактам в 2021 году

В 2021 года правила взаиморасчетов для некоторых заказчиков изменились. Постановление правительства № 667 от 28.04.2021 определяет, кто должен оплачивать по контракту в течение 10 рабочих дней, — федеральные заказчики. Это же касается и организаций, чьи заказы софинансируются за счет федерального бюджета. Если закупка проводится за федеральные деньги, в проекте контракта и заключенном госконтракте необходимо прописать условие о взаиморасчетах в течение 10 рабочих дней после подписания документов приемки.

В закупочном законодательстве определено, можно ли увеличить срок оплаты по контракту, — да, при определенных условиях изменять существенные условия разрешено. Но превышать установленные нормативами сроки нельзя. Отсутствие в договоре порядка и сроков расчета является нарушением ч. 13 ст. 34. Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, привлекут к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Если должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки оплаты по контракту или обязательства по авансированию, то его оштрафуют на сумму в размере от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение наступит дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Общее правило, регламентированное текстом ФЗ №44, имеет и исключения. Речь идет о госконтрактах, подписанных при проведении закупочной процедуры среди СОНО и СМП. С 1 января 2020 года стало действовать Постановление Правительства №1205. Теперь срок оплаты работ, услуг, товаров для СМП установлен 15 суток. Считаются именно рабочие дни. Исходной точкой является дата подписания акта о приемке ТРУ. Все прочие категории поставщиков имеют возможность заплатить в течение 30 рабочих дней.

При этом обязательно выполнить данное условие. Нарушение сроков оплаты за выполненные работы, поставленные товары, оказанные услуги карается штрафными санкциями. Их размер зависит от статуса нарушителя: должностным лицам придется заплатить 30—50 тысяч рублей, юридическим — 50—100 тысяч рублей.

Советы заказчику по срокам и порядку оплаты

  • Нужно проверять срок оплаты по 44 ФЗ — 15 суток.
  • Не стоит привязывать срок оплаты СМП либо СОНО к дате прихода денег на определенную статью затрат либо же ввода объекта в эксплуатацию. Стандартом, согласно ФЗ №44, считается 30 дней с того момента, как произошло подписание документа о приемке.
  • Для каждой из стадий должны быть обозначены четкие даты оплаты. Заказчик может сделать это за один раз в ситуации, когда успевает в 30-дневный период с даты подписания первой бумаги о приемке.
  • Надлежит проводить сверку периода оплаты с разработанным графиком. Стоит придерживаться срока оплаты по 44 ФЗ.
  • Разрешено обозначить условие касательно сокращения общей суммы по договору на размер начисленной неустойки.

Искать коммерческие и государственные закупки, проводимые согласно Федеральному закону №44, 223, а также Постановлению Правительства №615, удобно с помощью сервиса Астрал.Поставщик. Становится значительно проще изучить рынок и выбрать самое выгодное предложение из имеющихся.

Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ

В законодательстве четко прописаны сроки, в течение которых требуется оплатить контрактные обязательства. При перечислении денег после оговоренной даты госзаказчику грозят различные меры наказания. Первый вариант — уплата пени в сумме 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый просроченный день, без учета уже уплаченной суммы контрактных обязательств. Второй — административная ответственность, налагаемая на должностное лицо, допустившее опоздание заказчика. Сумма штрафов в таком случае составляет 30—50 тысяч рублей. А вот повторное нарушение влечет за собой дисквалификацию сроком 1—2 года.

Принимать участие в государственных закупочных мероприятиях можно только при наличии ЭЦП для торгов .

Поэтапное перечисление суммы по соглашению допустимо в госконтрактах, где имеется разбивка на этапы выполнения работ, которые принимают по отдельности по мере выполнения. Например, в строительных соглашениях.

По итогам выполнения каждого этапа стороны проводят приемку результатов, составляют и подписывают закрывающие этап документы. В контракте предусматривают сроки выплаты вознаграждения по отдельному этапу работ. Оплата по каждому этапу производится в течение 30 дней после приемки и в течение 10 рабочих дней для федеральных заказчиков.

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

В какие сроки оплачиваются госконтракты по 44-ФЗ

Правила, регулирующие временные рамки расчетов по выполненным договорам, изменились в 2017 году. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках действует с момента вступления в силу № ФЗ-83 от 01.05.2017. После того как бумаги о приемке подписаны заказчиком, на оплату контракта ему дается максимум 30 дней (ч. 13.1 ст. 34 ФЗ-44). Для поддержки МСП и СОНКО время расчета с ними установлено на минимальном уровне — 15 дней (ст. 30 ФЗ-44). Как считать период расчетов по контракту по 44-ФЗ — в календарных или рабочих днях? В зависимости от типа поставщика ТРУ:

  • в календарных днях — 30-дневный интервал для крупных и средних исполнителей;
  • 15-дневный период отсчитывается в рабочих днях, если поставщик товаров, работ и услуг — СМП или СОНКО (социально-ориентированные некоммерческие организации).

Не изменился и перечень документов-оснований для проведения расчетов. Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ в 2020 году тоже сохраняются.

Условия госконтракта содержат перечень документов для его завершения. Для обоснованной и своевременной оплаты достаточно правильно и полностью подготовить итоговые документы.

Проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги

Приемка работ и услуг Оформляется, если поставка товара является предметом контракта
Оформляется заключение (п. 5 ст. 94 ФЗ-44) Оформляется и подписывается акт сдачи-приемки завершенных работ, оказанных услуг Оформляется товарная накладная

Порядок расчетов (поэтапно, с использованием авансирования или сразу полностью) заранее оговаривается в тексте госконтракта. В таблице покажем условия и ограничения для каждого вида расчетов.

Способ расчета Признаки Действующие ограничения
С использованием аванса

Выплачивается до выполнения и сдачи работ.

ФЗ-44 не устанавливает специальные сроки перечисления аванса.

Доля аванса в общей сумме контракта любая (до 100%).

Аванс и его величина предусмотрены договором.

П. 18 постановления правительства № 1496 устанавливает предельные размеры авансов по контрактам на строительство, реконструкцию и капремонт, на услуги связи и НИОКР, на прочие виды услуг.

Аванс запрещено выплачивать, если при заключении контракта применялись антидемпинговые меры (исполнитель сформировал ценовое предложение значительно ниже НМЦК) — ст. 37 ФЗ-44.

Поэтапно, частями

Условия контракта содержат этапы выполнения работ.

Этапы принимаются и актируются отдельно.

Срок выплаты – 30 дней или 15 рабочих после сдачи этапа.

Сроки вознаграждения отдельно по каждому этапу предусмотрены в условиях договора.
Одним платежом

Договор подписан с условием подписания акта приемки-сдачи ТРУ по окончании договора.

Аванс и этапы не предусмотрены.

Действует общее правило по срокам — ст. 34 ФЗ-44.

Заказчик вправе провести оплату принятых ТРУ раньше.

Согласно закону, заказчик не имеет права устанавливать слишком долгий срок оплаты. Данное правило обеспечивает конкуренцию и не позволяет ограничивать количество претендентов на получение контракта. Фиксируя в документах определенный порядок расчетов, организатор торгов должен следовать предписаниям ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34. В соответствии с законом, срок оплаты составляет не более 30 дней со дня приемки работ. Если торги проводятся исключительно среди малых предпринимателей или социально ориентированных некоммерческих организаций, то данный отрезок времени сокращается до 15 рабочих дней. Отметим, что заказчик может пренебречь этим условием, если его ситуация указана в ч. 15 ст. 34.

Порядок и сроки оплаты по 44‑ФЗ: примеры административной практики

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ

Порядок и сроки оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) госзаказчик обязан прописать в проекте контракта в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

Выделяют три варианта оплаты по договору:

  • с авансом;
  • поэтапная;
  • единовременная.

Остановимся подробнее на каждом варианте.

Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.

Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.

Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.

Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.

Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:

Размер аванса Предмет закупки Примечания
Не более 50 %
  • в любых закупках по усмотрению заказчика, если иное не установлено законом;
  • в закупках по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803).

До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта.

От 30 % до 80 % закупки на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на замещение импортной продукции. Должны выполняться условия:
  • казначейское сопровождение аванса;
  • заказчик до проведения закупки получил одобрение от Минпромторга, что контракт соответствует целям импортозамещения.
От 30 % до 90 % в закупках с условием о казначейском сопровождении контракта. Исключение – закупки из предыдущего пункта.
до 100 % в таких закупках как:
  • услуги связи;
  • подписка на печатные издания;
  • экспертиза проектной документации;
  • приобретение авиа- и железнодорожных билетов;
  • грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
  • путевки на санаторно-курортное лечение и другие из пп «в» п. 18 постановления №1496.
Решение установить полную предоплату по таким закупкам остается за заказчиком.
  1. В распоряжении правительства №21установлен перечень из 22 товаров и 4 услуг, при закупке которых авансирования не может быть. Среди них:
  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Оплата по контракту 44-ФЗ в 2020 году: сроки, условия

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:

  • не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
  • не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла. Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия. Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

Госзаказчики должны будут в течение 10 дней после подписания документа о приёмке оплачивать поставленные товары или выполненные работы. Постановление об этом утвердило Правительство. Это одна из мер, которые принимаются для повышения равномерности расходования средств федерального бюджета и снижения рисков его неисполнения. Ранее, в апреле, аналогичная норма была принята для госконтрактов, заключаемых в 2021 году.

Новое решение принято по поручению Президента, которое глава государства дал по итогам Петербургского международного экономического форума, проходившего в начале июня 2021 года. По общему правилу срок оплаты по госконтракту сокращается с 30 до 10 дней. Однако есть исключения в зависимости от того, с кем госзаказчик заключил контракт, а также в какие сроки поставлен товар, выполнена работа или услуга.

Так, если исполнителем по госконтракту является предприятие малого бизнеса или социально ориентированная некоммерческая организация, на оплату даётся максимум 7 дней с момента подписания документа о приёмке.

Если срок исполнения госконтракта приходится на период с 1 по 20 декабря финансового года включительно, оплата должна быть произведена не позднее чем за 1 рабочий день до окончания года либо в следующем году – в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Если срок исполнения госконтракта приходится на период с 21 по 31 декабря включительно – в очередном году в пределах лимитов бюджетных средств на этот год.

Новации не применяются, например, когда речь идёт о поставках товаров, работ или услуг для оказания неотложной медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, ликвидации чрезвычайной ситуации, нужд обороны, безопасности государства.

Новое постановление также устанавливает требования к предельному сроку распределения бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг. Главные распорядители должны доводить их до своих подведомственных организаций в течение 10 рабочих дней. Ранее на это отводилось 20 дней.

Работа Правительства:

  • Федеральная контрактная система. Госзакупки

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

Март

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Аванс устанавливается в следующем размере:

До 30% от цены контракта. Это размер по умолчанию, то есть когда закон не предусматривает иного. В таком же размере аванс может быть установлен в закупках на работы по ремонту и строительству, если цена контракта не превышает 600 млн рублей.

От 30 до 80%. Такой аванс возможен в закупках на проведение научно-исследовательских работ, направленных на импортозамещение. При этом размер аванса сверху ограничен суммой доведенного лимита. Аванс перечисляется на счет казначейства.

До 100%. При закупке некоторых объектов разрешено производить полную предоплату. Это, например, услуги связи, профессиональная переподготовка кадров и повышение квалификации, экспертиза проектной документации, приобретение печатных изданий и некоторые другие объекты.

Обратите внимание! Формулировка «до 100%» дает заказчику самому определять размер предоплаты.

Закон 44-ФЗ не требует от заказчика при заполнении извещения заполнять поле об авансе. И это существенно усложняет поиск закупок, в которых он предусмотрен.

Однако можно использовать следующие механизмы:

в строке поиска к ключевому слову добавлять «аванс»;

использовать фильтр по НМЦК и способу отбора.

Контракт считается исполненным, когда поставщик произвел поставку всех товаров или услуг, заказчик их принял и оплатил.

Порядок приемки и оплаты в обязательном порядке прописывается в контракте. Также в нем устанавливается, какие именно документы должны подписать стороны в качестве «закрывающих» контракт. Это может быть, например, акт приема-передачи, накладная и другие.

Оплата должна производиться в такие сроки:

в общем случае — не позднее 30 дней;

в случае, если исполнителем контракта стала СМП или СОНО — не позднее 15 дней.

Отсчет производится от даты подписания документа о приемке.

Важно понимать, что исключать условия об оплате из контракта неправомерно — для должностного лица заказчика это чревато штрафом в размере 3000 рублей. Также нельзя устанавливать в контракте более длительный срок оплаты.

Хотя в судебной практике есть примеры, когда арбитры считали правомерным включение в контракт такого условия: заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату, если это связано с тем, что деньги ему не поступили.

Некоторые контракты подразумевают поэтапное исполнение и оплату. Условие об этом должно содержаться в контракте. Кроме того, необходимо включить в соглашение сведения о периоде исполнения каждого этапа и о дате, когда контракт должен быть исполнен полностью.

Оплата отдельных этапов производится в том же порядке, что и всего контракта. Это значит, что каждый раз нужно подписывать документы о приемке, а если это необходимо — проводить экспертизу.

Иногда заказчик не успевает выбрать весь объем товара до окончания срока контракта. Важно помнить, что продлевать срок контракта запрещено.

Поэтапное исполнение контракта удобно для поставщиков еще и тем, что после исполнения каждого этапа можно снизить сумму обеспечения контракта. Если оно вносилось денежными средствами, то происходит это одним из следующих способов:

Поставщик перечисляет заказчику уменьшенное обеспечение, а тот возвращает ему уплаченную прежде сумму.

Заказчик выплачивает поставщику разницу между первоначальной и уменьшенной суммой обеспечения.

Если обеспечение контракта вносилось банковской гарантией, то поставщик может предоставить новую гарантию на уменьшенную сумму. В таком случае банк должен вернуть поставщику денежные средства в размере разницы между старой и новой комиссией за выдачу гарантии. Но нужно учесть, что банк может на это не пойти.

Согласно части 13.1 статьи 34 заказчик должен оплатить полученные им в рамках государственного контракта товары или услуги не позднее чем через 30 дней с момента предоставления документов, подтверждающих факт выполнения поставщиком своих обязательств. К таким документам относят акт приема-передачи, товарные накладные, счета-фактур и так далее.

В законе предусмотрена возможность отступления от такого правила. Это допустимо только для ситуаций, установленных Правительством России. К примеру, иной срок оплаты устанавливается для закупок в целях обеспечения обороноспособности страны.

Если в извещении установлено, что в закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства, то применяется часть 8 статьи 30 44-ФЗ. В ней установлено, что срок оплаты в таких ситуациях не может превышать 15 рабочих дней с момента исполнения поставщиком своих обязательств. Это же правило распространяется и на некоммерческие социально ориентированные организации (СОНКО).

Если в контракте прописаны сроки оплаты, превышающие установленные законом временные интервалы, то заказчик нарушает требования статей 30 или 34 44-ФЗ. Следовательно, он должен быть привлечен к ответственности контролирующими органами.

Для должностных лиц, впервые совершивших такое правонарушение, размер штрафа с августа 2017 года установлен в пределах от 30 до 50 тысяч рублей. При повторном нарушении сотрудник может быть отстранен от занимаемой должности на срок от одного до двух лет. Такие поправки были внесены в КоАП согласно вступившему в силу 189-ФЗ.

Срок оплаты контракта по 44-ФЗ

Закон устанавливает, что срок оплаты субъектам малого бизнеса — 15 рабочих дней. Это прописано в части 8 статьи 30 закона, ссылка на которую приводится в части 13.1 статьи 34. Однако заказчики иногда это игнорируют — отчасти из-за того, что норма введена не так давно.

Примером служит решение УФАС по Республике Коми от 27 июня 2017 № 04-02/6130. При проведении закупки ремонтных работ для СМП и СОНО заказчик установил в контракте срок оплаты — 30 дней с подписания документа о приемке. Контролеры признали это нарушением.

В одной закупке заказчик прописал такие условия оплаты:

  • первая часть — в течение 10 дней после подписания документов о приемке;
  • вторая часть — до определенной даты при условии, что денежные средства поступят в бюджет от распорядителя.

Иркутское УФАС в решении № 1021 от 9 октября 2017 года указало следующее. Планирование закупок осуществляется заказчиками после того, как до них доведен объем прав в денежном выражении. Все контракты заказчики заключают, основываясь на планах-графиках. Оплачиваются контракты в пределах доведенных лимитов. Если лимитов нет, то спланировать и провести закупку нельзя. Таким образом, условие об оплате второй части при наличии средств в бюджете не является правомерным.

В упомянутой выше части 13.1 статьи 34 закона сказано о том, что срок оплаты отсчитываются от даты подписи документа о приемке. Это не зависит от специфики закупаемых товаров, работ или услуг.

Примером служит решение Тамбовского УФАС от 6 сентября 2017 № РЗ-332/17. Заказчик проводил аукцион на ремонт автомобильной дороги. В части оплаты условия контракта были таковы:

  • оплата отдельного этапа — в течение 30 дней с даты подписания акта КС-2 и справки КС-3 (документы о приемке);
  • окончательная оплата — в течение 30 дней с даты ввода дороги в эксплуатацию.

Контролеры указали: отсчитывать срок оплаты с момента сдачи объекта в эксплуатацию неправомерно.

В проекте контракта заказчик указал, что подрядные работы будут оплачены в течение 30 банковских дней после подписания документов о приемке. Белгородское УФАС в своем решении от 18 сентября 2017 года № 363-17 Т указывает, что в этом случае срок выходит за рамки максимального.

В действительности такая формулировка не всегда является нарушением. Все зависит от того, что именно заказчик подразумевает под банковскими днями. Если у участника возникает такой вопрос, он может направить заказчику запрос на разъяснение. Если заказчик ответит, что понятие банковского дня в его документации соответствует календарному, то нарушения не будет. Однако все же целесообразно избегать подобных формулировок.

Иногда заказчики стараются привязаться в оплате к моменту, когда они сами получат средства. ФАС напоминает, что это неправомерно. Очередной пример — решение Марийского УФАС от 16 ноября 2017 № 02-02/57-17. Заказчик указал в проекте контракта, что оплата за ремонт кровли будет осуществлена в срок 10 банковских дней с даты поступления средств на его счет, но не позже 31 декабря текущего года. Представители антимонопольного органа указали — момент отсчета срока оплаты является неправомерным.

Энциклопедия решений. Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ

Закупая работы по благоустройству двора, заказчик указал в проекте контракта следующее: оплата будет произведена после того, как исполнитель погасит начисленную ему неустойку. Потенциальные исполнители углядели в этом нарушение закона и обратились в антимонопольную службу.

Однако Мурманское УФАС в своем решение от 14 августа 2017 года № 06-10/17-225 указало, что нарушения в документах заказчика нет. Условие о погашении неустойки не отменяет, а дополняет условие о 30-дневном сроке на оплату, которое прописано в проекте контракта.

Итак, чтобы не нарушать закон 44-ФЗ, заказчикам рекомендуется следующее:

  1. Придерживайтесь установленных сроков оплаты: в общем случае — 30 дней, в случае с СМП и СОНО — 15 рабочих дней.
  2. Правильно устанавливайте момент отсчета этих сроков. Это должна быть дата подписания документа о приемке. Нельзя привязывать срок оплаты к поступлению денежных средств на ваши счета, к ведению строительного объекта в эксплуатацию и прочим событиями.
  3. Если контракт предполагает поэтапную оплату, определите конкретный срок оплаты каждого из этапов. Если в течение 30 дней поставщик исполняет несколько этапов контракта, можно оплатить все одним платежом.
  4. Срок окончательного расчета по контракту должен соответствовать требованиям закона. Если вы принимаете контракт поэтапно, сверяйте срок расчета за контракт в документации с графиком оплаты каждого этапа.
  5. Допустимо включить в контракт условие об уменьшении суммы оплаты на размер начисленной неустойки.

При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.

Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).

В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.

НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.

Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.

Для расчета пени сумму неисполненных обязательств по госконтракту (или этапу контракта) умножают на 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на момент расчета пени и на количество дней просрочки.

Профессиональная переподготовка

Специалист в сфере закупок

от 6 843 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

от 3 281 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

от 3 656 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

от 4 593 руб Подробнее

Заказчик, как и поставщик, при неисполнении обязательств несет ответственность. Когда заказ выполнен, а товар не оплачен, поставщик обращается к заказчику с требованием об оплате пеней и (или) штрафа. Алгоритм действий в этом случае аналогичен действиям для заказчика.

Шаг 1. Проводим расчет пени за просрочку платежа по договору согласно положениям госконтракта. Пеня начисляется в размере одной трехсотой ставки рефинансирования. Штраф предусмотрен за каждое нарушение. Размер суммы, которая подлежит уплате, определяем в соответствии с условиями договора на основе Правил определения размера штрафа, которые утверждены ПП №1042 от 30.08.2017.

Иногда на закупку приходится потратить больше времени, чем планировалось. Задержка может произойти на разных этапах. Например, если закупку пришлось проводить повторно, в документацию вносили изменения или процедуру приостанавливали из-за жалобы.

Контрольный орган рекомендовал устанавливать сроки исполнения обязательств по контракту начиная с даты его заключения. Если же нужно указать конкретные даты, это делается с учетом всех сроков проведения процедур определения поставщика. Иначе будет невозможно заключить и исполнить контракт на условиях, установленных извещением и документацией о закупке. Появится риск потратить еще больше времени на исправление ошибок.

Так, в одной из ситуаций товар нужно было поставить до 12 ноября по заявке заказчика. При этом протокол подведения итогов был размещен в ЕИС 7 ноября. Заказчика признали нарушившим положения Закона N 44-ФЗ и заставили провести закупку заново.

В другой ситуации протокол подведения итогов был размещен в ЕИС 24 декабря 2019 года. По условиям закупки у исполнителя было 15 рабочих дней на поставку товара. Контракт истекал 31 декабря 2019 года. При этом по срокам Закона N 44-ФЗ его невозможно было заключить ранее 4 января 2020 года. ФАС признала это нарушением, закупку пришлось аннулировать.

Отметим, что нарушением могут признать и ошибочный срок для этапа исполнения контракта. Так, по условиям документации исполнитель должен был успеть до конца 2019 года завершить первый этап, в который входили подготовительные и монтажные работы. При этом окончание подачи заявок было 18 декабря. ФАС решила, что контракт не может быть заключен и исполнен на условиях документации. Полагаем, ключевую роль сыграло то, что оплата по контракту была поэтапной и на 2019 год были предусмотрены лимиты финансирования исполнения контракта.

Если заказчик установит нереальные сроки исполнения контракта, его могут обвинить в нарушении закона о конкуренции. Такие сроки могут быть просто чрезмерно сжатыми или невыполнимыми из-за того, что работы требуют особых условий (например, ограничений по температуре и погодным условиям), а период, установленный в документации, их не учитывает.

Например, Красноярское УФАС признало нарушением срок выполнения строительных работ по следующим причинам:

  • согласно проектной документации такой срок составляет 4 месяца. Заказчик его сократил, что могло привести к нарушению технологии и невозможности эксплуатации объекта;
  • в проектной документации для некоторых видов работ есть ограничения по погодным условиям. Например, асфальтобетонные смеси укладывают в сухую погоду весной и летом при температуре не ниже +5, осенью — не ниже +10. Однако контракт планировался к исполнению зимой.

Срок исполнения контракта могут признать нереальным и после его завершения. Так, заказчик объявил закупку работ по озеленению парка. Контракт заключили в декабре, а уже через 3 дня стороны подписали акт о приемке. Контрольный орган решил, что работы выполнены еще до проведения закупки, поскольку

  • такой вид работ не проводят в декабре из-за минусовых температур, характерных для места проведения работ;
  • эти работы нельзя было исполнить за 3 дня, так как они требуют трудовых и технических ресурсов;
  • снижение ценовых предложений было минимальным.

Суды согласились с антимонопольным органом и решили, что было заключено антиконкурентное соглашение. К подобному выводу суды пришли и при закупке другого вида работ, по условиям которой контракт был исполнен за 1 день.

Если речь не идет о технических ошибках и нарушении сроков проведения закупочных процедур, заказчик может попробовать доказать, что его срок реален и необходим.

Например, в одной из ситуаций заказчик отвел на поставку и монтаж 8 календарных дней с даты заключения контракта. Участник посчитал такой срок нереальным. Убедить ФАС в своей правоте заказчику помогло следующее:

  • он представил коммерческие предложения, на основе которых устанавливал срок исполнения контракта;
  • исполнитель был вправе привлекать к выполнению работ соисполнителей по госконтракту.

Отметим, что в спорах по сроку исполнения контракта особую роль играет способность сторон обосновать свою позицию. Так, один заказчик сократил сроки исполнения обязательств относительно сроков, установленных проектной документацией. Однако ФАС не признала это нарушением, поскольку заявитель не доказал свою позицию и не явился на заседание. Заказчику даже не пришлось приводить особые доводы, он лишь сослался на свою потребность.

В другом случае заказчику пришлось обосновывать 9 рабочих дней на описание границ населенных пунктов и внесение сведений в ЕГРН. Заявитель счел этот срок неисполнимым, так как по правилам такие сведения вносят в реестр в течение 15 рабочих дней. При этом он не явился на рассмотрение жалобы и не представил дополнительных документов и сведений, подтверждающих невозможность исполнить контракт в срок. Заказчику было достаточно сослаться на то, что сведения могут внести в реестр и за 5 рабочих дней, чтобы жалобу в этой части признали необоснованной.

Ответственность заказчика по 44-фз за нарушение условий государственного контракта может быть не только гражданско-правовой, но и административно-правовой.

Многие руководители заказчиков, желая продемонстрировать свою исключительную важность и власть перед подрядчиком, задерживая оплату, обуславливая ее выполнением дополнительных работ, отказывая в оплате, необоснованного начисляя неустойки, даже не подозревают, что роют себе яму.

При этом иногда, еще на стадии заключения контракт,а заказчиком игнорируются и требования закона о включении в контракт обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товар, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства.

С лета 2017 года за нарушение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по госконтрактам предусмотрен штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 статьи 7.32.5 КРФоАП).

Как и в случае с ч. 5 ст. 14.13 КРФоАП, оплата штрафа сама по себе не добавит денег на вашем счете, но послужит хорошим стимулом для заказчика в части выполнение условий контракта в части оплаты.

Очевидно, что привлечение руководителя заказчика к административной ответственности не является самоцелью. Подрядчику просто необходимо знать о таком инструменте, как предмете для торга на переговорах.

В случае, если руководитель заказчика не внемлет вашим доводам о недопустимости нарушения условий контракта, отказывается выполнять условия контракта, можно воспользоваться описанном в статье способом.

Возможно для некоторых поставщиков (исполнителей) будет приятно то, что штраф будет взыскан с конкретного исполнителя-руководителя, а не с организации за счет бюджетных денежных средств.

Ну и, пожалуй, самое интересное в этой связи то, что если штраф не подействует на руководителя заказчика, за повторное нарушение условий контракта по оплате,если ранее руководитель уже был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП, частью второй статьи 7.32.5 предусмотрена … дисквалификация.

Чего больше всего боится среднестатистический чиновник? Правильно – «потерять место».

Согласитесь, замечательный повод для руководителя заказчика посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Еще раз повторю, что призываю вопросы решать в переговорном порядке и не загонять заказчиков в угол. Если факт нарушения условий контракта по оплате уже имел место, вы всегда успеете подать заявление о привлечении к административной ответственности.

С большой долей вероятности быстрее вы получите причитающиеся вам денежные средства, если сможете донести до руководителю заказчика почему он не прав и что ему за это может быть.

В данном разделе контракта Заказчик указывает наименование, объем работ, услуг или количество товара.

Часто делается отсылка на приложения контракта такие как Спецификация или Техническое задание.

Особеностью данного раздела является ситуация, когда Заказчик не знает необходимый объем работ, услуг или количество товара.

При этом контракт заключается по сумме выделенного финасирования, а поставщик поставляет товар или исполнитель оказывает услуги по поступившей заявке от Заказчика.

Здесь главное, правильно сформулировать условия контракта.

Нормы, закрепленные в рамках первого пункта части 13 статьи 34 указанного федерального закона, определяют обязанность фиксации заказчиком, которым является государственное или муниципальное учреждение, всех аспектов, связанных со взаиморасчетами. Исходя из действующих положений, можно выделить три варианта: авансовое, поэтапное и единовременное погашение образовавшейся задолженности.

Для проведения платежного поручения через Казначейство необходимо наличие документации, предусмотренной ранее заключенным между сторонами соглашением. Для этого могут использоваться экспертные заключения, акты выполненных работ, либо товарные накладные. Они рассматриваются, как подтверждение исполнения поставщиком или подрядчиком принятых обязательств, определенных в рамках контракта, а также соответствия оказанных услуг или поставленной продукции нормативным критериям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.