Декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Величину ставок, применяемых для расчета в 2022 году платы за НВОС за 2021 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2021 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам «заморожена» на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).

Декларация по НВОС в 2021 — 2022 годах — ставки платы

\n\n

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

\n\n

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

\n\n

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

\n\n

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

\n\n

\n\n

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

\n\n

Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 10 марта 2022 года).

\n\n

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

\n\n

    \n\t
  • более 10 тонн по одному объекту;
  • \n\t

  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
  • \n

\n\n\n

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

\n\n\n

Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).

\n\n

\n\n

Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.

\n\n

Форму № 2-ТП (рекультивация) нужно сдать не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 1 февраля 2022 года).

\n\n

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 10 марта 2022 года).

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

  • более 10 тонн по одному объекту;
  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).

Вместе с декларацией теперь нужно сдавать копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.

При проверке декларации орган Росприроднадзора может запросить копии документы учета выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов (кроме документов, которые вы ранее уже представляли, и документов бухучета). Сдать их нужно в течение 20 рабочих дней со дня получения запроса.

Инструкция по заполнению декларации о плате за загрязнение окружающей среды.

В 2022 году предлагается установить размер ставок платы за НВОС на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,17. Ставка платы по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля” в 2022 году предусматривается на уровне 66,17 рубля за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен с 2021 по 2022 год.

Предлагаемые проектом ставки платы будут применяться за отчетный период по плате 2022 года. Далее можно ознакомиться с Проектом Постановления Правительства РФ “О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:

1. Определите воздействие организации на окружающую среду: размещение отходов, выбросы в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в воду.
2. Определите нормативы платы за НВОС по отношению к определенному разделу согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 №913.
3. Определите ставки платы НВОС 2021 для конкретного вещества.
4. Определите коэффициент по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.08.
5. Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. Рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 №255.

Внимание!
Если плата НВОС 2021 внесена не полностью или не вовремя, включая квартальные авансовые платежи, организация должна уплатить пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, которая действует в день уплаты пени.

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Для начала заполнения формы отчета выберите в левой части экрана в древовидном меню раздел «Декларация». Откроется древовидное меню разделов декларации полностью и отобразятся поля раздела «Декларация».

Выбираем раздел «Информация о заявителе» и в появившихся с правой части полях заполняем информацию по предприятию (ИНН, ОГРН, КПП, Краткое наименование, Полное наименование, и т.п.). Также на данной странице заполняем информацию по руководителю предприятия, главному бухгалтеру и адресам организации. Я думаю пояснения здесь излишни.

Приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044 установлены индикаторы риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), которые вступили в силу 12 февраля 2022 года.

Такими индикаторами являются:

  1. Увеличение или уменьшение на 30% и более по сравнению с предыдущим отчетным периодом размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, если отсутствует информация об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или об изменении категории такого объекта;
  2. Расхождение данных об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых, размещаемых отходов в двух и более видах отчетности (документах), которые представлены в Росприроднадзор за отчетный период:
  • декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • декларации о воздействии на окружающую среду;
  • отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • отчете о выполнении программы повышения экологической эффективности;
  • статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 129 уточнен перечень объектов, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности. С 18 февраля 2022 года такими объектами считаются электрозарядные станции электромобилей, имеющие мощность более 150 кВт.

Это значит, что производители таких установок могут получить налоговые льготы, предусмотренные для организаций, которые вводят объекты с высокой энергоэффективностью.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 — 2030 годы. Действие Программы начинается с 22 февраля 2022 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.

Целью программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений.

Разрабатываемые наукоемкие технологические решения должны быть направлены на:

  • обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
  • изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
  • обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов;
  • принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на окружающую среду.

Программа реализуется по следующим основным направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата;
  • смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат;
  • адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.

Ожидаемые результаты Программы:

  • разработка системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв;
  • создание многоцелевой системы моделирования и прогнозирования регионального климата;
  • формирование системы моделирования для управления погодно-климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики;
  • разработка системы мониторинга потоков парниковых газов и углеродного цикла на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях;
  • использование в практической деятельности разработанных наукоемких технологий с подтвержденной в рамках Программы эффективностью.

С 1 марта 2022 года обновляется порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (Постановление Правительства РФ от 12.02.2022 № 160).

Поправки коснулись проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и выездной оценки с применением оценочного листа, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия. Установлена возможность осуществлять лицензируемый вид деятельности для иностранных юридических лиц.

Уточнены сроки принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий):

  • до 30 рабочих дней — по заявлениям, поданным на бумажном носителе;
  • до 23 рабочих дней — по заявлениям, поданным в виде электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

С 1 марта вступают силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов от них, вне зависимости от того, эксплуатируются они на объекте постоянно или временно. Все собранные данные должны систематизироваться и документироваться.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются следующие виды передвижных источников:

  • автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;
  • самолеты и иные воздушные суда;
  • ж/д транспорт;
  • водные суда.

Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников. Если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях уже были ранее учтены при инвентаризации выбросов на объекте как выбросы от стационарных источников, то повторный учет выбросов не требуется.

Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС не осуществляется промышленное производство или эксплуатируются исключительно легковые автомобили, автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

С 1 марта 2022 года вводится ряд изменений, затрагивающих деятельность по обращению с отходами.

  1. В соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

    ИП и юридические лица, образующие отходы I и II классов опасности, должны самостоятельно обезвреживать и (или) размещать такие отходы, если имеют на это законные основания. В противном случае они обязаны передать такие отходы федеральному оператору, заключив с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Причем федеральный оператор не вправе отказаться от заключения договора.

    Федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, от регионального оператора по обращению с ТКО на основании соответствующего договора, заключение которого для федерального оператора является обязательным.

  2. Устанавливаются требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.

    Их должны соблюдать все граждане, юридические лица и ИП, в чьей деятельности образуются отходы:

    • батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;
    • минеральные и синтетические масла;
    • компьютеры, электронное и оптическое оборудование;
    • шины, покрышки, камеры.

    Причем юридические лица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов, отнесенных к группе «Отходы электронного оборудования», должны передать их на обработку и утилизацию тем организациям, которые имеют на это соответствующую лицензию. При этом граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.

    Соблюдение введенных требований будет способствовать реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.

  3. Приказом Минтранса России от 22.11.2021 № 399 устанавливается порядок нанесения специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов.

    Также Приказом определены образцы этих специальных отличительных знаков.

    Более 9 лет прошло с тех пор, как была введена эта экологическая отчетность для субъектов малого и среднего бизнеса. Она предоставлялась ежегодно в срок до 15 января и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Порядок и форма подачи отчета для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты ОНВ, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора в соответствии с Постановлением N 903 от 28.08.15 г, регулировалась Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30. Для объектов регионального уровня надзора формы и порядок устанавливались местными органами власти. После вступления в силу изменений уже в прошлом году было непонятно, нужно ли сдавать эту отчетность за 2018 г. Посмотрим требования закона:

    Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”

    Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

    […]

    3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

    4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

    5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

    6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

    […]

    Положения вступили в силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. В прошлом году большинство предприятий МСП все же сдали эту отчетность. При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена в течение 2019 года. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

    В конце 2019 года несколько предприятий обратилось за разъяснениями к уполномоченным органам власти по поводу необходимости сдачи отчетности для МСП. Ответы, как всегда, отличаются неопределённостью. Один из ответов на запрос в Минприроды Московской области все же пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма. Вероятнее всего, отчеты будут принимать по формам и в порядке, по которым принималась экологическая отчетность 2020 МСП.

    До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта.

    Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ.

    После наступления 2019 года условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

    Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

    С 1 января 2019 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР.

    Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. В середине 2019 года вышли новые изменения (Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР до 1 января 2025 года. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.

    Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать.

    В практике автора статьи в 2019 году такие отчеты принимались, так как уполномоченный орган не смог отказать в его принятии. Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2020 подавать не нужно.

    При расчете платы используются следующие сведения:

    Объекты I категории

    Используются сведения из комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

    В отсутствие КЭР хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами из разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на выбросы, сбросы, нормативами образования отходов и лимитами на их размещение (далее — НООЛР).

    Указанные разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять, пока не истекут сроки их действия либо до дня получения КЭР в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[2]).

    После 01.01.2019 и до получения КЭР лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, также могут получить новые или переоформить старые разрешения и документы, которые будут действительными до дня получения КЭР (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

    Обратите внимание

    В качестве меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции принято постановление Правительства[3], согласно которому сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс в отношении объектов I категории, истекающие в периоды с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, продлеваются на 12 месяцев.

    Объекты II категории

    Используются сведения из декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС). При этом, как и для объектов I категории, для объектов II категории действуют нормы о возможности применения (до дня истечения срока действия либо до дня представления ДВОС) разрешений и лимитов на выбросы и сбросы, НООЛР, полученных до 01.01.2019 (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

    Объекты III категории

    Используются сведения из отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК, отчет ПЭК)[4].


    [1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главу XVI Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»».

    [2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

    [3] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021).

    [4] В отношении выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), плата определяется исходя из нормативов допустимых выбросов и сбросов (далее — НДВ и НДС).

    О.А. Фильченкова, заместитель директора Экспертного департамента Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество»

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2022.

    Плата за НВОС: отчитываемся за 2021 год

    • Внесение платы за НВОС по веществам, не включенным в Перечень № 1316-р
    • Взвешенные вещества и частицы в расчете платы за НВОС: устойчивая практика правоприменения
    • Как объекту III категории правильно рассчитывать плату за выбросы?
    • Плата за размещение отходов: как право собственности на отходы до сих пор всех сбивает с толку

    При расчете платы используются следующие сведения:

    Объекты I категории

    Используются сведения из комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

    В отсутствие КЭР хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами из разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитами на выбросы, сбросы, нормативами образования отходов и лимитами на их размещение (далее — НООЛР).

    Указанные разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять, пока не истекут сроки их действия либо до дня получения КЭР в течение срока действия таких разрешений и документов (п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ[2]).

    После 01.01.2019 и до получения КЭР лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, также могут получить новые или переоформить старые разрешения и документы, которые будут действительными до дня получения КЭР (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

    Обратите внимание

    В качестве меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции принято постановление Правительства[3], согласно которому сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс в отношении объектов I категории, истекающие в периоды с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021, продлеваются на 12 месяцев.

    Объекты II категории

    Используются сведения из декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС). При этом, как и для объектов I категории, для объектов II категории действуют нормы о возможности применения (до дня истечения срока действия либо до дня представления ДВОС) разрешений и лимитов на выбросы и сбросы, НООЛР, полученных до 01.01.2019 (п. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

    Объекты III категории

    Используются сведения из отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК, отчет ПЭК)[4].


    [1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главу XVI Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»».

    [2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

    [3] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (в ред. от 29.12.2021).

    [4] В отношении выбросов и сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), плата определяется исходя из нормативов допустимых выбросов и сбросов (далее — НДВ и НДС).

    О.А. Фильченкова, заместитель директора Экспертного департамента Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество»

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2022.

    Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:

    • выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
    • сброс загрязнителей в водные объекты;
    • размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.

    Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):

    1. ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
    2. Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
    3. Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.

    Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.

    Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.

    Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:

    1. ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
    2. ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.

    Декларацию и уплату проверяют территориальные органы Росприроднадзора. За неуплату, сокрытие, намеренное искажение сведений штрафуют (ст. 8.41, 8.5 КоАП).

    Обязательства по уплате сбора не касаются организаций, которые осуществляют деятельность на объектах 4 категории (малоопасные), негативно влияющих на среду. Данная категория должна подтверждаться свидетельством о постановке этого объекта на госучет. Кроме этого не взимается плата:

    1. За размещение при накоплении отходов для последующей их утилизации — на протяжении 11 мес. после их образования.
    2. По медицинским отходам, так как их не причисляют к ТКО. Вопросы, связанные с ними, решаются с применением норм нормативно-правовых актов об охране здоровья граждан. В их числе — ст. 49 ФЗ № 323 от 21.11.2011 (акт. ред. — 02.07.2021), п. 6 ст. 2 ФЗ № 7, п. 2 ст. 2 ФЗ № 89, а также разъяснения Минприроды (письмо № 25-47/28897 от 02.11.2020 и № 12-50/3268-ОГ от 30.04.2015).
    3. С арендаторов, если согласно арендному договору собственником отходов является арендодатель. На них распространяются общие нормы высвобождения от уплаты, а плата может предусматриваться по общим основаниям. Платит тот, кто «вредит» атмосфере (кто эксплуатирует НВОС, у кого появляются отходы). За ТКО, размещенные региональным оператором, платить не надо.

    Чтобы подтвердить исключение НВОС на эксплуатируемом объекте размещения отходов, требуется провести мониторинг окружающей среды, затем представить отчет в территориальный орган Росприроднадзора до 15.01.2022 (за прошедший 2021-й г). Исключение НВОС подтвердят, если:

    • в отчете правильно отображены данные измерений;
    • соблюдены соответствующие нормативы по качеству либо, при их отсутствии, — показатели состояния компонентов окружающей среды возле специального объекта, предназначенного для размещения отходов.

    Реквизиты решения по отчету, принятого органом Росприроднадзора, следует указать в разд. 3 и 3.1 декларации.

    Подготовлены ставки платы за НВОС на 2022 год

    Отчетным периодом по данному сбору признается календарный год. Исчисленная по итогам отчетного периода плата вносится не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом.

    Авансовые платежи по итогам I – III кварталов вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Соответственно, в 2021 году авансовые платежи учреждению следует перечислить не позднее
    20 апреля, 20 июля и 20 октября.

    Плата за НВОС и авансовые платежи по ней вносятся по месту нахождения объекта выбросов (сбросов).

    Как известно, ранее (до 2020 года) авансовый платеж за каждый квартал рассчитывался как 1/4 платы за НВОС за предыдущий год. Соответственно, доплата по итогам года была равна разнице между начисленной за отчетный год платой и авансовыми платежами, перечисленными в бюджет в течение года.

    Однако с прошлого года порядок расчета авансовых платежей изменен. Согласно ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ плательщикам (в том числе медицинским учреждениям) дано право выбрать один из следующих вариантов расчета суммы авансовых платежей применительно к каждому типу вредного воздействия и указать его в декларации по НВОС (п. 6 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ):

    • 1/4 части платы за НВОС за прошлый год с учетом корректировки (пп. 1 п. 4);

    • 1/4 части платы за НВОС, при расчете которой базу определяют исходя из объемов или массы выбросов и сбросов в пределах нормативов, лимитов на размещение отходов, а также из временно разрешенных уровней выбросов и сбросов (пп. 2 п. 4);

    • в размере, полученным путем умножения базы, определенной на основании данных производственного экологического контроля об объеме выбросов или массе размещенных отходов в прошлом квартале, на ставки платы за НВОС с учетом коэффициентов из ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ (пп. 3 п. 4).

    Обратите внимание: выбранный способ расчета размера квартального авансового платежа на 2021 год учреждению следовало указать в специальном разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет» декларации, представленной в территориальные органы Росприроднадзора по итогам 2020 года.

    Учреждению нужно сдать декларацию в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственного учета стационарного источника загрязнения, являющегося объектом негативного воздействия, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (ст. 16, 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 35 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). То есть декларацию за 2020 год нужно было сдать не позднее 10 марта 2021 года.

    По общему правилу декларация о плате за НВОС подается плательщиками через ТКС в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора («Личный кабинет природопользователя»). В этом случае не требуется дополнительно представлять декларацию на бумажном носителе (п. 6 Порядка).

    Если плата за НВОС за предыдущий, 2020 год превысила 25 000 руб., то декларация должна быть подана только через Интернет в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью (п. 5, 6 Порядка).

    Если плата за НВОС за указанный период составила 25 000 руб. или менее, то у плательщика есть выбор: сдать только электронную декларацию через Интернет или подать декларацию на бумаге. Во втором случае необходимо представить электронную копию отчета через «Личный кабинет природопользователя» (п. 6 Порядка).

    Датой представления «электронной» декларации считается дата ее отправки через «Личный кабинет природопользователя» (п. 9 Порядка).

    Бумажный вариант декларации может быть представлен непосредственно через уполномоченного представителя плательщика либо может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении (п. 8 Порядка).

    Датой представления декларации на бумаге считается (п. 9 Порядка):

    • отметка территориального органа о ее получении с указанием даты;

    • дата почтового отправления.

    Декларация, представляемая на бумажном носителе, прилагаемый к ней перечень документов подписываются руководителем организации (уполномоченным лицом). При этом декларация должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица (при ее наличии). Декларация имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа (п. 10 Порядка).

    В случае если учреждение не сдаст декларацию или сдаст ее с опозданием, ему грозит административная ответственность. В силу ст. 8.5 КоАП РФ размер штрафа в таком случае составит:

    • для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;

    • для самого учреждения – от 20 000 до 80 000 руб.

    Кроме того, при опоздании с подачей декларации на 9 месяцев учреждению выставят требование представить декларацию, погасить задолженность и уплатить пени. В таком случае сдать декларацию и погасить долг нужно будет не позднее 15 календарных дней со дня получения требования. Иначе начнется процедура принудительного взыскания задолженности в судебном порядке (п. 49 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).

    Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.

    Год Размер
    2022 66,17 руб./тонна
    2021 61 руб./тонна
    2020 61 руб./тонна

    Размер платежей устанавливается за единицу веса загрязняющих природу веществ. В качестве единицы веса принята 1 тонна любых видов отходов с дифференциацией по месту их сбрасывания. Выделяются:

    • сбросы в атмосферный воздух со стационарных источников с расшифровкой по наименованию сбросов;
    • сбросы в водные объекты с расшифровкой по наименованию сбросов.

    Размер ставки устанавливается за тонну вредного вещества в зависимости от его химической формулы. Коэффициент рассчитывается как единица, обратная единице фоновой концентрации загрязняющего вещества. Под фоновой концентрацией понимается предельно допустимый норматив сбросов. Упрощенно говоря, если фоновый норматив составляет тонну, то коэффициент за сброс будет равен 1.

    Помимо этого, установлены дополнительные ставки с дифференциацией по классу опасности их воздействия на экологию.

    Дополнительные коэффициенты применяются в случаях, когда предпринимательская деятельность, и, соответственно, сбрасывание отходов производства, осуществляется в местностях, находящихся под охраной Федеральных законов.

    Помимо дополнительных коэффициентов существуют также и стимулирующие коэффициенты от 0 до 0,33, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Назначение стимулирующих коэффициентов – поощрение к осуществлению мер, направленных на снижение вредного воздействия на экологию.

    Организации и ИП, деятельность которых оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

    • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
    • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
    • размещение отходов.

    Срок подачи декларации

    Декларация представляется ежегодно не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

    Раздел заполняется лицами, у которых имеются стационарные объекты, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

    При заполнении раздела 1 по каждому стационарному источнику, оказывающему НВОС, отражаются:

    • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
    • адрес места нахождения объекта;
    • номер, дата выдачи и срок действия КЭР либо разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах I и II категорий, до дня получения КЭР или представления декларации НВОС указывают реквизиты полученных или переоформленных до 1 января 2019 года разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, получившие или переоформившие с 1 января 2019 года разрешения, до получения КЭР указывают реквизиты этих разрешений.

    Далее в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ по конкретному источнику:

    • наименование или номер и код ОКТМО, на территории которого расположен стационарный источник;
    • наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к стационарному источнику;
    • нормативы допустимых выбросов (НДВ), технологические нормативы (ТН), количество загрязняющего вещества, указанное в декларации НВОС или отчете;
    • временно разрешенные выбросы (ВРВ) загрязняющих веществ, установленные в разрешительных документах;
    • фактические выбросы загрязняющего вещества в атмосферный воздух:
      • общее количество;
      • количество в пределах нормативов (НДВ, ТН) либо указанное в декларации НВОС или отчете;
      • количество свыше НДВ (ТН), но не более ВРВ;
      • сверхлимитные выбросы (сверх ВРВ, а при их отсутствии — свыше НДВ, ТН либо количества, указанного в декларации НВОС или отчете;
    • ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в атмосферный воздух;
    • коэффициент Кнд, равный 1, применяемый к ставке платы при выбросах загрязняющих веществ в пределах установленных НДВ, ТН;
    • коэффициент Квр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ВРВ загрязняющих веществ на период реализации плана снижения выбросов, равный 25;
    • коэффициент Кпр, применяемый для объектов I и II категорий к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25;
    • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
    • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
    • сумма платы, исчисленная за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не превышающий установленный НДВ, ТН загрязняющего вещества;
    • сумма платы, исчисленная за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществленный в пределах между установленного НДВ, ТН загрязняющего вещества и ВРВ загрязняющих веществ;
    • сумма платы, исчисленная за фактический выброс в размерах, превышающих ВРВ либо при его отсутствии – НДВ, ТН загрязняющего вещества;
    • сумма платы, исчисленная по каждому загрязняющему веществу.

    В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

    Для отправки подтверждающих документов к разделу 1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

    Раздел заполняется лицами, осуществляющими выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа (ПНГ), объем которых не превышает предельно допустимого значения показателя сжигания.

    При заполнении раздела 1.1 указываются:

    • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
    • адрес места нахождения объекта;
    • реквизиты и срок действия документа, на основании которого осуществляется выброс загрязняющих веществ: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, КЭР, декларации НВОС или отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;
    • метод расчета интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ;
    • объем добычи, сжигания и использования (без учета технологических потерь) ПНГ;
    • технологические потери;
    • уровень использования ПНГ.

    Далее по каждому источнику в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ аналогично порядку и условиям заполнения показателей раздела 1.

    Для отправки подтверждающих документов к разделу 1.1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

    Раздел заполняется лицами, осуществляющими выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания ПНГ, объем которых превышает предельно допустимое значение показателя сжигания. Данный раздел заполняется также при отсутствии средств измерений, технических систем и устройств, с помощью которых измеряется объем фактически добытого и сожженного ПНГ.

    При заполнении раздела 1.2 указываются:

    • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
    • адрес места нахождения объекта;
    • реквизиты и срок действия документа, на основании которого осуществляется выброс загрязняющих веществ: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, КЭР, декларации НВОС или отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;
    • метод расчета интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ;
    • объем добычи, сжигания и использования ПНГ (без учета технологических потерь);
    • технологические потери;
    • уровень использования ПНГ.

    Далее в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ по конкретному источнику:

    • наименование или номер и код ОКТМО, факельной установки по сжиганию и (или) источника рассеивания ПНГ;
    • наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к каждой факельной установке сжигания и (или) источнику по рассеиванию ПНГ;
    • фактический выброс загрязняющего вещества, превышающий объем, соответствующий предельно допустимому значению показателя сжигания. При отсутствии средств измерения указывается фактический выброс, определенный расчетным путем;
    • ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества;
    • коэффициент Кпр, применяемый для объектов I и II категорий к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25;
    • дополнительный коэффициент Кнмм к ставке платы для новых морских месторождений углеводородов со степенью выработки на 01.01.2017 более 0,01, расположенных полностью в пределах Баренцева, Карского, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского, Белого морей и моря Лаптевых. При заполнении декларации за 2020 — 2030 гг. коэффициент Кнмм равен 0,25;
    • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
    • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
    • сумма платы за сверхлимитные выбросы, исчисленная за фактический выброс, превышающий установленные НДВ, ТН, ВРВ, количество выбросов, указанное в декларации НВОС или отчете;
    • показатель покрытия затрат (I), учитываемый при применении дополнительного коэффициента К;
    • показатель (1-I);
    • дополнительный коэффициент К, исчисленный с учетом показателя покрытия затрат (I);
    • сумма платы, исчисленная с учетом показателя покрытия затрат.

    Для отправки подтверждающих документов к разделу 1.2 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

    Раздел предназначен для лиц, которые размещают отходы производства.

    Операторы (региональные операторы) по обращению с ТКО данный раздел заполняют по не относящимся к ТКО отходам, образовавшимся в собственном производстве.

    При заполнении раздела 3 указываются:

    • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
    • адрес места нахождения объекта;
    • реквизиты и срок действия разрешительного документа, на основании которого размещаются отходы: КЭР, декларации НВОС, отчетности об отходах, документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

    В подразделе «Объект размещения отходов» указываются:

    • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
    • адрес места нахождения объекта размещения отходов;
    • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает НВОС).

    В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.

    В подразделе «Загрязняющие вещества» отражаются следующие данные по отходам:

    • код, наименование вида отхода и класс опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
    • установленный лимит на размещение отходов либо количество отходов в соответствии с декларацией НВОС или отчетностью об отходах;
    • движение отходов, образованных в отчетном периоде:
      • образование;
      • утилизация;
      • обезвреживание;
      • складирование отходов предыдущего отчетного периода, не утилизированных в течение 11 месяцев;
      • фактический остаток отходов на конец отчетного периода, срок накопления которых не превышает 11 месяцев;
      • передача оператору (региональному оператору) по обращению с ТКО;
    • количество отходов, размещенных или переданных другим лицам для размещения, за отчетный период:
      • в пределах установленного лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
      • сверх лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • ставка платы за размещение 1 тонны отходов;
    • коэффициент Кисп, равный 0 и применяемый для расчета платы за подлежащие накоплению отходы, которые были утилизированы в собственном производстве или переданы на утилизацию в течение 11 месяцев. При расчете платы в отношении иных отходов указывается 1;
    • коэффициент Кл, равный 1, который используется для расчета платы за размещение отходов в пределах лимитов либо количества отходов, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • коэффициент Ксл, который равен 25 и применяется для расчета платы за размещение отходов сверх лимита либо сверх количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • стимулирующие коэффициенты к ставке платы за размещение отходов (Код, Кпо и Кст);
    • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
    • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
    • сумма платы за размещение отходов:
      • в пределах установленного лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
      • сверх лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
      • общая.

    В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

    Для отправки подтверждающих документов к разделу 3 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

    Раздел заполняется операторами (региональными операторами) по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, объекту размещения отходов отдельно.

    При заполнении раздела 3.1 указываются:

    • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
    • адрес места нахождения объекта;
    • реквизиты и срок действия разрешительного документа, на основании которого размещаются отходы: КЭР, декларации НВОС, документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

    В подразделе «Объект размещения отходов» указываются:

    • наименование объекта размещения отходов;
    • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
    • адрес места нахождения объекта размещения отходов;
    • реквизиты лицензии на деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности;
    • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает негативное воздействие на окружающую среду).

    В случае если объект НВОС не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.

    В подразделе «Загрязняющие вещества» отражаются следующие данные по отходам:

    • код, наименование вида отхода и класс опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
    • установленный лимит на размещение отходов либо количество отходов в соответствии с декларацией НВОС;
    • количество образованных отходов в отчетном периоде (без учета отходов, принятых для размещения);
    • количество размещенных отходов в отчетном периоде:
      • всего;
      • принятые для размещения;
      • собственные размещенные в пределах лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
      • собственные размещенные сверх лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
    • ставка платы за размещение 1 тонны отходов;
    • коэффициент к ставке Кл для отходов, размещенных в пределах лимита (количества, указанного в декларации НВОС), значение которого равно 1;
    • коэффициент к ставке Ксл, равный 25, для отходов, размещенных сверх лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
    • стимулирующий коэффициент к ставке Кпо. Для отходов, образовавшихся на собственном производстве в пределах лимитов на размещение, если объекты такого размещения принадлежат организации или ИП и оборудованы в соответствии с установленными требованиями, этот коэффициент равен 0,3. В остальных случаях он равен 1;
    • стимулирующий коэффициент к ставке Кст;
    • дополнительный коэффициент Кот к ставке. Для объектов и территорий, которые находятся под особой охраной в соответствии с федеральными законами РФ, он равен 2, в остальных случаях — 1;
    • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
    • сумма платы за размещение ТКО:
      • всего;
      • принятых отходов;
      • отходов в пределах лимита (количества отходов, указанного в декларации НВОС);
      • сверхлимитных отходов (отходов, превышающих количество, указанное в декларации НВОС).

    В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

    Для отправки подтверждающих документов к разделу 3.1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

    Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

    Отчёт Срок сдачи
    I квартал
    Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2021
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2021
    Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2021
    Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 22.01.2021
    Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 22.01.2021
    Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2021
    Внесение платы за НВОС До 01.03.2021
    Предоставление декларации НВОС До 10.03.2021
    Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2021
    Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2021
    Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2021
    Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
    II квартал
    Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2021
    Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2021
    Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2021
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2021 г. До 15.04.2021
    Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2021
    Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2021
    Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2021 года До 20.04.2021
    III квартал
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2021 г. До 15.07.2021
    Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2021
    Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2021 года До 20.07.2021
    IV квартал
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2021 г. До 15.10.2021
    Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2021
    Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2021 года До 20.10.2021

    Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.

    Документ Наказание Регулирующие документы
    Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
    Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
    Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
    Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
    Расчёт и оплата экологического сбора
    Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
    Внесение платы за НВОС Штраф от 50 000 до 100 000 руб. КоАП РФ, статья 8.41
    Предоставление декларации НВОС
    Отчёт по программе ПЭК Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. КоАП РФ, статья 8.5
    Декларация о количестве выпущенных товаров
    Отчёт о выполнении нормативов утилизации

    Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

    На 2021 год платеж за негативное воздействие на ОС и коэффициенты остались неизменными. Коэффициент равен 1.08, срок внесения авансов также до 20 числа предпоследнего месяца отчетного периода.
    Таким образом расчет НВОС за первый квартал 21 года – до 20 апреля этого года; за второй квартал – до 20 июля и за третий до 20 октября. А платеж за текущий год должен быть произведен до 1 марта 2022 года. Декларацию о выплате необходимо предоставить Росприроднадзору.

    Подать документы можно двумя способами:

    1. Онлайн, через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора.
    2. На бумажном носителе с дубликатом в электронном виде в случаях, если плата за год составляет 25 000 рублей или меньше, а также если у плательщика нет возможности подать документы через Интернет.

    В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.

    Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.