Постановка на налоговый учет нерезидента

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на налоговый учет нерезидента». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

^К началу страницы

Изменения в сведениях об иностранных организациях подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации на основании заявления иностранной организации. Одновременно с подачей такого заявления иностранная организация представляет документы, предусмотренные особенностями учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2018 № 293н.

Каковы правила постановки на налоговый учет организаций-нерезидентов?

Зачастую иностранная компания не имеет филиалов и обособленных подразделений на территории РФ. Может ли иностранная компания открыть в российском банке расчетный счет, не открывая при этом в России представительства или филиала?

Да, может и первым шагом иностранной компании должна быть поставлена на учет в налоговом органе с присвоением ИНН и выдачей свидетельства о постановке на учет (письмо ФНС РФ от 01.09.2014 г. №СА-4-14/17456).

В настоящее время в налоговых органах учет иностранных организаций осуществляется в соответствии с положениями НК РФ и Приказом Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н (письмо ФНС и Минфина РФ от 24.01.2019 г. №293н).

При постановке на учет, в том числе в связи с открытием счетов в банках на территории РФ, иностранной организации присваивается ИНН и выдается Свидетельство о постановке на учет.

Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по указанному основанию (в связи с открытием иностранцем счетов в банках на территории РФ) осуществляется на основании следующих документов:

  • заявления иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной в соответствии с п.5.1 ст.84 НК РФ;
  • выписки из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус иностранной организации;
  • документа уполномоченного органа страны происхождения иностранной организации, подтверждающего ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика), либо документа указанного органа об отсутствии такого кода (его аналога). В случае указания кода налогоплательщика (его аналога) в самой выписке, предоставления дополнительного документа не требуется.

Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке ее на учет в налоговом органе (п.27 Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н).

Важно!

В случае открытия иностранной организацией нового счета (депозита) в том же или любом ином банке (филиале банка) на территории РФ, повторная постановка на учет такой иностранной организации в налоговых органах не осуществляется (п.28 Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н).

Постановка на учет иностранных организаций по указанному основанию осуществляется только при отсутствии иных любых оснований для постановки на учет в налоговом органе. В соответствии с нормами законодательства РФ постановка иностранной организации на учет только в связи с открытием счета в банке не приводит к осуществлению такой организацией деятельности в РФ (письмо ФНС и Минфина РФ от 24.01.2019 г. №293н).

Иностранная компания должна обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения банка.

Как было указано, в ситуации, когда иностранная организация, открывающая банковский счет, не имеет на территории РФ обособленного подразделения, она становится на налоговый учет в связи с открытием счета в банке на территории РФ.

  • Оскорбления в интернете

    141 0

    Как открыть банковский счет иностранному юрлицу

    В соответствии с пунктом 1 статьи 83 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2019, N 39, ст. 5375) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые Особенности учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

    2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 октября 2010 г. N 129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2010 г., регистрационный N 18977).

    3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    Министр А.Г. Силуанов

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2020 г.

    Регистрационный № 59891

    УТВЕРЖДЕНЫ
    приказом Министерства
    финансов Российской Федерации
    от 11.09.2020 N 188н

    Особенности учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями, разработаны в соответствии со статьями 83 — 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2019, ст. 39, ст. 5375) в связи с принятием федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 39, ст. 5375; 2020, N 13, ст. 1857), а также в целях осуществления учетных действий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в налоговых органах.

    1. Настоящие Особенности применяются в отношении следующих физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее также — физические лица):

    которые зарегистрированы по месту жительства (поставлены на учет по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) в Российской Федерации органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса;

    которые получили статус адвоката в Российской Федерации;

    которым принадлежат недвижимое имущество и (или) транспортные средства в Российской Федерации;

    которым выданы свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортные средства в Российской Федерации;

    которые не имеют на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящие на учете в налоговых органах по основаниям, установленным Кодексом, в отношении которых организациями (индивидуальными предпринимателями) представлены сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса.

    2. Документы, необходимые для постановки на учет физического лица, предусмотренные настоящими Особенностями, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    3. Постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе (далее — уведомление о постановке на учет) по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.

    Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации физического лица по месту жительства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

    4. Постановка на учет в налоговом органе иностранного работника по месту пребывания, в отношении которого получены сведения о факте постановки на учет по месту пребывания и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить) иностранному работнику уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.

    Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного работника по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата постановки на учет иностранного работника по месту пребывания, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

    5. Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося иностранным работником, по месту пребывания, не состоящего на учете в налоговых органах и в отношении которого органом, осуществляющим выдачу физическим лицам разрешений на работу или патентов, приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить) физическому лицу уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.

    Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее — ЕГРН) сведений о постановке его на учет в налоговом органе.

    7. Постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

    При наличии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.

    В случае отсутствия у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации указанное уведомление выдается физическому лицу лично либо направляется по предоставленному им налоговому органу адресу для направления по почте документов по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.

    При получении в последующем налоговым органом сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в отношении физического лица, состоящего на учете в этом налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.

    Если в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, содержится информация о том, что один объект недвижимого имущества (транспортное средство) принадлежит нескольким физическим лицам, то постановке на учет в налоговом органе подлежит каждый из указанных физических лиц.

    Датой постановки на учет физического лица (датой учета сведений в отношении физического лица) в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации права на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса.

    8. Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения наследственного имущества физического лица, в отношении которого получены сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество (транспортное средство) и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами (организациями, должностными лицами), указанными в пункте 6 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений.

    При наличии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) этому физическому лицу уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.

    В случае отсутствия у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации указанное уведомление выдается физическому лицу лично либо направляется по предоставленному им налоговому органу адресу для направления по почте документов по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса.

    Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата открытия наследства, содержащаяся в сведениях, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

    (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.07.2020 N 159н)

    В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 23, ст. 2174; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2010, N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; 2013, N 23, ст. 2866; N 30, ст. 4049, 4081; N 40, ст. 5038; N 44, ст. 5645; 2014, N 45, ст. 6157; N 48, ст. 6657, 6660; 2016, N 7, ст. 920; N 27, ст. 4176, 4177; N 49, ст. 6842, 6844; 2017, N 49, ст. 7307; 2018, N 31, ст. 4819, 4821; N 45, ст. 6828; N 49, ст. 7496) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения.

    2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2010 г., регистрационный N 18935).

    3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    УТВЕРЖДЕНЫ
    приказом Министерства финансов
    Российской Федерации
    от 28.12.2018 г. N 293н

    1. Настоящие Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, разработаны в соответствии со статьями 83 — 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 23, ст. 2174; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5733; 2010, N 31, ст. 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 48, ст. 6247; 2011, N 30, ст. 4593; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 23, ст. 2866; N 30, 4081; N 40, ст. 5038; N 44, ст. 5645; 2014, N 14, ст. 1544; N 40, ст. 5315; N 45, ст. 6157; N 48, ст. 6660; 2015, N 18, ст. 2616; N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; N 27, ст. 4176, 4177; N 49, ст. 6842, 6844; 2017, N 49, ст. 7307; 2018, N 31, ст. 4819, 4821; N 45, ст. 6828; N 49, ст. 7496), статьями 246.2, 306 и 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3419, 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3436; 2010, N 32, ст. 4298; 2013, N 23, ст. 2866; N 40, ст. 5038; 2014, N 19, ст. 2321; N 48, ст. 6657, 6660; 2015, N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; N 27, ст. 4177; 2018, N 1, ст. 20; N 49, ст. 7496).

    2. Предусмотренные настоящими Особенностями документы представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    Документы, выданные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств, представляются в налоговые органы при наличии легализации указанных документов или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

    Заверение перевода на русский язык документов, легализация или проставление апостиля документов, выданных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств, не требуются, если эти документы и заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранных организаций, указанных в пункте 22 настоящих Особенностей, представляются в налоговый орган через официальный сайт Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с главой IX настоящих Особенностей.

    Документы на бумажном носителе, за исключением представляемых в соответствии с настоящими Особенностями заявлений, могут быть представлены в виде копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    Каждый документ, содержащий более одного листа, на бумажном носителе представляется с прошитыми и пронумерованными листами. На оборотной стороне последнего листа каждого такого документа делается запись о количестве листов в документе.

    Подчистки и исправления в представляемых документах не допускаются.

    Предусмотренные настоящими Особенностями документы на бумажном носителе представляются заявителем в налоговые органы с двумя экземплярами описи представляемых документов. Второй экземпляр описи с отметкой налогового органа о принятии документов возвращается заявителю.

    3. Постановка на учет (снятие с учета) иностранных организаций, внесение изменений в сведения о них осуществляются в налоговых органах по месту осуществления деятельности иностранных организаций на территории Российской Федерации либо в налоговых органах, уполномоченных Федеральной налоговой службой (далее — уполномоченные налоговые органы), в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом документов, предусмотренных настоящими Особенностями, сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 Кодекса, внесения сведений в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее — РАФП) и (или) Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), если иное не предусмотрено пунктами 22 — 24, 30, 33, 42, 43, 48, 49 настоящих Особенностей.

    Приказ Минфина РФ от 28.12.2018 N 293Н

    7. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, бюро, контору, агентство, иное обособленное подразделение, не являющееся аккредитованным филиалом или представительством (далее — обособленное подразделение), осуществляется на основании следующих документов:

    1) заявления иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса;

    2) учредительных документов иностранной организации;

    3) выписки из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус иностранной организации;

    4) документа уполномоченного органа страны происхождения иностранной организации, подтверждающего ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика), либо документа указанного органа об отсутствии такого кода (его аналога).

    В случае указания кода налогоплательщика (его аналога) в выписке, предусмотренной подпунктом 3 настоящего пункта, представления документа, установленного настоящим подпунктом, не требуется;

    5) решения уполномоченного органа иностранной организации (филиала этой иностранной организации, место нахождения которого за пределами Российской Федерации) о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации;

    6) положения об указанном обособленном подразделении;

    7) договора (соглашения, контракта), на основании которого иностранная организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, — в случае отсутствия решения уполномоченного органа иностранной организации о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации;

    8) доверенности о наделении руководителя обособленного подразделения иностранной организации на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;

    9) решения уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала этой организации, место нахождения которого за пределами Российской Федерации, — в случае осуществления указанной организацией деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, созданное таким филиалом.

    8. В случае, если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации, при создании нового обособленного подразделения на территории, подведомственной указанному налоговому органу, постановка на учет этой иностранной организации по месту нахождения нового обособленного подразделения осуществляется на основании следующих документов:

    1) заявления иностранной организации о создании нового обособленного подразделения по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса;

    2) решения уполномоченного органа иностранной организации (филиала этой иностранной организации, место нахождения которого за пределами Российской Федерации) о создании нового обособленного подразделения на территории Российской Федерации;

    3) положения об указанном обособленном подразделении;

    4) договора (соглашения, контракта), на основании которого иностранная организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, — в случае отсутствия решения уполномоченного органа иностранной организации о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации;

    5) доверенности о наделении руководителя обособленного подразделения иностранной организации на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями.

    9. В случаях, если иностранная организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 статьи 306 Кодекса, через зависимого агента, определяемого в соответствии с указанной статьей, постановка на учет этой иностранной организации осуществляется в налоговом органе по месту осуществления деятельности через постоянное представительство либо по месту нахождения (месту жительства) лица зависимого агента, на основании следующих документов:

    12. Постановка на учет иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через отделение, зарегистрированное в порядке, предусмотренном статьей 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3607; 2010, N 21, ст. 2526; 2012, N 30, ст. 4172; 2014, N 30, ст. 4237) (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), производится в налоговом органе по месту нахождения указанного отделения на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

    Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной некоммерческой неправительственной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об отделении иностранной организации.

    13. Постановка на учет иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через филиал (представительство), зарегистрированный в порядке, предусмотренном статьей 13.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282; 2009, N 29, ст. 3607; 2018, N 31, ст. 4849), осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 Кодекса.

    Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной некоммерческой неправительственной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения сведений о ней в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, содержащаяся в сведениях, сообщенных органом, указанным в пункте 9 статьи 85 Кодекса.

    14. Постановка на учет иностранной религиозной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через представительство, осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 Кодекса.

    Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной религиозной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения сведений о ней в реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, содержащаяся в сведениях, сообщенных органом, указанным в пункте 9 статьи 85 Кодекса.

    15. Постановка на учет в налоговом органе международной организации по месту ее нахождения на территории Российской Федерации осуществляется на основании следующих документов:

    1) заявления международной организации о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса;

    2) учредительных документов международной организации (международного договора, устава или иного документа, подтверждающего статус международной организации и постоянно действующего исполнительного органа этой организации).

    Датой постановки на учет в налоговом органе международной организации по месту ее нахождения на территории Российской Федерации является дата создания постоянно действующего исполнительного органа этой организации на территории Российской Федерации, указанная в заявлении о постановке ее на учет в налоговом органе.

    16. Постановка на учет в налоговом органе международной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через отделение, производится налоговым органом по месту нахождения указанного отделения на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

    Датой постановки на учет в налоговом органе международной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об отделении международной организации.

    17. Постановка на учет в налоговом органе международной организации по месту нахождения ее филиала (представительства) на территории Российской Федерации, за исключением филиала (представительства), указанного в пункте 6 настоящих Особенностей, осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 Кодекса.

    Датой постановки на учет в налоговом органе международной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения сведений о ней в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, содержащаяся в сведениях, сообщенных органом, указанным в пункте 9 статьи 85 Кодекса.

    18. Постановка на учет в налоговом органе международной организации, учредителями (участниками) которой являются государственные органы, по месту нахождения ее филиала (представительства) на территории Российской Федерации, за исключением филиала (представительства), указанного в пункте 6 настоящих Особенностей, если сведения об этих филиалах (представительствах) не подлежат внесению в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляется на основании следующих документов:

    1) заявления международной организации о постановке на учет в налоговом органе по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Кодекса;

    2) учредительных документов международной организации (международного договора, устава или иного документа, подтверждающего статус международной организации и постоянно действующего исполнительного органа этой организации);

    3) решения уполномоченного органа международной организации о создании филиала (представительства);

    4) положения об указанном филиале (представительстве);

    5) решения о назначении руководителя филиала (представительства) международной организации;

    6) сообщения об отказе во внесении сведений в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, предусмотренного пунктом 8 статьи 13.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Датой постановки на учет в налоговом органе международной организации по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее — ЕГРН) о постановке ее на учет в налоговом органе.

    Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющему место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются (п.4.2 Инструкции Банка РФ от 30.05.2014 г. №153-И):

    • выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;

    • карточка;

    • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

    • документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

    • документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности, документы, подтверждающие его государственную регистрацию;

    • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    Согласно ст. 21 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица проводится посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Функции аккредитации обособленных подразделений иностранных юридических лиц, а также ведение реестра обособленных подразделений иностранных юридических лиц выполняют аккредитующие органы, в том числе Государственная регистрационная палата при Минюсте России, Торгово-промышленная палата и др.

    Соответственно, для того чтобы определить, необходима ли аккредитация филиала иностранной компании в РФ, нужно понять, создается ли собственно «филиал». Следует отметить, что Закон об иностранных инвестициях не содержит строгого определения термина «филиал иностранной компании», описывая лишь цель его создания.

    Филиал де-факто создается, если подразделение иностранного юридического лица:

    • расположено вне места нахождения юридического лица;
    • выполняет все функции или часть функций юридического лица;
    • выполняет функции представительства (представляет интересы юридического лица и ведет их защиту).

    Общие условия принятия НДС к вычету закреплены в ст. 171, 172 НК РФ и включают:

    • приобретение товаров (работ, услуг) в целях ведения операций, облагаемых НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
    • принятие товаров (работ, услуг) налогоплательщиком на учет на основании соответствующих первичных документов;
    • предъявление НДС налогоплательщику выставлением счета-фактуры, оформленного надлежащим образом, т. е. в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению.

    Местом реализации отделочных работ, проводимых в Российской Федерации, является Российская Федерация независимо от места деятельности исполнителя или заказчика.

    Должен ли налог уплачиваться по месту постановки на учет конкретного отделения, по месту нахождения которого ведутся облагаемые НДС операции? Например, ФАС Восточно-Сибирского округа при вынесении Постановления от 14 января 2005 г. по делу № А19–11 585 / 04-45-Ф02–5593 / 04-С1 признал, что иностранная организация, обязанная уплатить НДС, должна исполнять эту обязанность по месту нахождения каждого обособленного подразделения, через которое совершаются операции, облагаемые НДС. Суд отказал налоговому органу во взыскании пеней и штрафов, руководствуясь тем, что вследствие уплаты НДС через московское отделение (вместо других подразделений) у иностранной организации не образовалось недоимки перед федеральным бюджетом. Однако суд взыскал штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций по месту учета каждого обособленного подразделения.

    В Постановлении от 30 мая 2002 г. по делу № КА-40 / 3386-02 ФАС Московского округа указал, что «одно отделение иностранной организации не может нести обязанность по исчислению и уплате НДС за другие отделения и не может вычитать из общей суммы налога налог, уплачиваемый по месту нахождения других отделений».

    Такую судебную практику нельзя признать сформировавшейся. Из НК РФ следует, что любой НДС (независимо от того, совершались ли налогооблагаемые операции через обособленное подразделение или нет) должен уплачиваться иностранной организацией по месту учета в Российской Федерации. То есть отсутствует прямая связь между представительством облагаемых НДС операций и возникновением обязанности уплаты НДС.

    Учет в налоговых органах

    Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

    Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

    • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
    • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

    Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

    В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

    • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
    • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
    • Основные требования для учредителей из других стран

    • Документы для регистрации ООО


    По закону РФ учредителями ООО могут выступать физические и юридические лица из других государств. Для этого они должны подготовить соответствующий пакет документов и следовать правилам, которые приняты в отношении иностранных контрагентов. Но в любом случае их деятельность будет несколько ограничена по сравнению с возможностями российских предпринимателей.

    Гражданин другого государства может регистрировать ООО в России и выступать его учредителем при наличии двух документов:

    • разрешение на пребывание в РФ (например вид на жительство). Оно позволяет иностранному предпринимателю легально находиться на территории страны в течение нужного ему периода времени;

    • патент или разрешение на ведение коммерческой деятельности в России. Получив один из этих документов, гражданин другого государства сможет выступать в качестве учредителя организации.

    Без этих двух документов иностранный гражданин не сможет стать учредителем ООО. Но по согласованию с другими учредителями он может попасть в список участников организации. Если учредителем организации является юридическое лицо с регистрацией в другом государстве, то в составе этого юридического лица должно быть минимум 2 акционера (учредителя). При этом уставной капитал ООО не может быть меньше 10 тысяч рублей. Оплатить эту сумму нужно в течение 4 месяцев со дня завершения регистрации компании. Оплату можно произвести также в форме имущества. В этом случае необходимо привлечь независимого эксперта для оценки стоимости материального капитала. Сам процесс регистрации должен быть завершён в течение 3 рабочих дней после создания соответствующего запроса.

    Если главой организации является иностранец, становятся недоступны следующие направления бизнес-активности:

    • работа с оборонными предприятиями;

    • аренда участков в пределах порта и возле границы;

    • ведение крупного бизнеса, связанного с издательством или телекоммуникациями;

    • любая деятельность, имеющая отношение к радиоактивным отходам.

    Есть и другие условия, которые важно учитывать:

    • законные льготы для малого бизнеса становятся недоступны. Ограничение действует в том случае, когда доля иностранной компании в уставном капитале превышает 49%;

    • запрещено вести деятельность в сфере страхования. Запрет актуален, если доля в ООО иностранного гражданина составляет 50%;

    • нельзя открывать ООО в России, если у организации один учредитель и он является иностранным гражданином или юридическим лицом.

    То есть иностранные предприниматели могут избежать некоторых ограничений, если зарегистрируют ООО в партнёрстве с гражданами РФ.

    Компаниям с иностранным учредителем доступны не все режимы налогообложения в РФ. На работу организации влияют следующие факторы:

    • запрет на применение УСН. Этот налоговый режим нельзя использовать, если учредителем является иностранная организация и её доля в уставном капитале ООО составляет 25% и более;

    • увеличение ставки налога на дивиденды до 15%. Для всех ООО с иностранными контрагентами;

    • разрешение на применение УСН. Действует для тех организаций, чьи иностранные учредители являются физическими лицами.

    Чтобы иностранец смог стать учредителем, нужно подготовить правильный проект трудового договора до момента регистрации компании. После постановки ООО на учёт в налоговой инспекции составленный договор должен быть подписан директором.

    Общество с участием иностранных инвесторов ведёт свою деятельность в России на основании тех же законов, что и другие подобные организации.


    Если резидент другой страны планирует регистрировать ООО в России, ему необходимо будет предоставить персональные документы, среди которых:

    • копия паспорта на родном языке с переводом на русский. Переводить документы должны уполномоченные лица в России;

    • документ, подтверждающий, что иностранный гражданин проживает за пределами РФ. Должен быть заверен у нотариуса;

    • свидетельство о рождении. Подаётся, если в удостоверении личности отсутствует информация о дате рождения учредителя и его месте проживания.

    Если учредителем ООО является гражданин страны, подписавшей договор о взаимопомощи с Россией, то ему понадобится только нотариально заверить документы для регистрации.

    Документы граждан стран, принявших Гаагскую конвенцию 1961 года, должны быть заверены апостилем. При этом также нужно приложить перевод на русский язык, заверенный нотариусом.

    Резидентам других государств необходимо заверять документы в своих странах или в консульствах на территории РФ.

    К стандартному набору нужно приложить выписку из торгового реестра государства, в котором было зарегистрировано юридическое лицо. К этому документу понадобится его перевод на русский язык, заверенный у нотариуса. Требования к переводу официальных бумаг для юрлица те же, что и в случае с физическим лицом.

    Если иностранное юридическое лицо намерено открыть счет на территории РФ, то постановка на налоговый учет происходит по месту нахождения банка, в котором планируется открыть расчетный счет. Это наиболее часто используемое основание для постановки на учет иностранной организации – нерезидента.

    При наличии у иностранной организации недвижимого имущества на территории РФ постановка ее на налоговый учет производится по месту нахождения этого имущества. Организация ставится на учет автоматически на основании сведений, направляемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость.

    Базовым нормативным актом, регламентирующим постановку на учет иностранных организаций в РФ, является приказ Минфина №293н от 28.12.2018, который вступил в силу 15.03.2019. Он устанавливает правила для регистрации определенных зарубежных юрлиц в налоговой:

    • обособленных подразделений заграничных юрлиц;
    • аккредитованных и неаккредитованных филиалов и представительств иностранных организаций;
    • религиозных организаций;
    • международных организаций;
    • дипломатических представительств;
    • заграничных организаций, работающих через подразделения-налоговые резиденты РФ;
    • заграничных компаний, оказывающих услуги в электронной форме;
    • компаний ведущих некоммерческую деятельность.

    Регистрация ООО с иностранным учредителем

    Подобные организации встают на учет в налоговых органах РФ на основании данных указанных в Госреестре аккредитованных филиалов. Дата постановки на учет соответствует дате внесения записи в реестр.

    Иностранные организации, работающие в РФ через отделение, бюро, контору, агентство либо используя другую форму, которая не является аккредитованной, встают на налоговый учет на основании следующих документов:

    • заявление;
    • учредительные документы иностранной компании;
    • выписка с Реестра юрлиц или другого аналогичного по смыслу документа;
    • документа, выданного компетентным органом иностранного государства подтверждающего статус налогоплательщика с указанием налогового кода. Если код налогоплательщика указывается в выписке с Реестра юрлиц, тогда указанный документ предоставлять не нужно;
    • разрешение уполномоченного органа юрлица на создание обособленного подразделения в РФ;
    • положение об подразделении;
    • договора с контрагентами;
    • доверенность на руководителя.

    Заявление и другие документы следует подать в фискальный орган в течение 30 дней с дня начала ведения деятельности в РФ.

    Постановка на учет подобных организаций осуществляется на основании сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ. А непосредственно регистрация проводится в порядке установленным ФЗ «О некоммерческих организациях». Дата постановки на учет – дата внесения ведомостей в реестр ЕГРЮЛ.

    Зарубежные религиозные организации, ведущие деятельность на территории РФ через представительство, регистрируются в налоговой на основании сведений, которые содержатся в соответствующем реестре религиозных организаций. Дата постановки на учет – внесение сведений об организации в указанный реестр.

    Иностранная компания, работающая в РФ через обособленное подразделение, встает на налоговый учет в России на основании заявления о признании себя налоговым резидентом. Заявление предоставляется по месту расположения любого из подразделений.

    Дата постановки на учет – 1 января года, в котором было подано заявление о признании резидентом РФ или же дата подачи заявления в орган ФНС.

    Зарубежные фирмы обязаны вставать на налоговый учет в России даже по причине открытия любого счета (депозитного, текущего, расчетного, карточного и т.д.) в банке РФ.

    Процедура осуществляется по месту регистрации банковского учреждения на основании следующих документов:

    • заявления;
    • выписки из реестра юрлиц или аналогичного по смыслу документа;
    • документа, подтверждающего получение налогового кода (если код отсутствует в выписке из реестра).

    Дата постановки на учет – дата внесения информации в ЕГРН.

    В дальнейшем иностранной компании, открывая счета в том же или других банках уже не нужно повторно проходить процедуру регистрации в налоговой.

    Иностранная организация становится на налоговый учет независимо от наличия обязательств по уплате налогов в течение 5 рабочих дней после обращения в ФНС.

    Документы на регистрацию разрешается подать:

    • отправив в письме с уведомлением по почте;
    • воспользовавшись интернет-сервисом;
    • лично посетив налоговую инспекцию.

    После завершения всех процедур иностранная компания в зависимости от своих индивидуальных особенностей получает свидетельство о постановке на учет либо в электронной форме или же по почте.

    Постановка на налоговый учет нерезидента

    Процедура регистрации иностранной компании в российских налоговых органах достаточно трудоемкий и бюрократический процесс, требующий знаний иностранного и местного законодательства. Обратившись к нам за услугой, вы:

    • получите качественное исполнение поставленных задач, профессиональное юридическое и бухгалтерское сопровождение;
    • сэкономите время и ресурсы;
    • обеспечите профессиональную защиту своих интересов.

    Наши услуги предусматривают:

    • консультацию по вопросам постановки на учет иностранных компаний;
    • экспертизу учредительных документов;
    • подготовку пакета документов для постановки на учет;
    • непосредственную коммуникацию с компетентными службами.

    Наши юристы обладают колоссальным опытом работы с иностранными и российскими компаниями. Мы не только возьмем на себя организацию всей процедуры постановки зарубежной фирмы на учет, но и оградим вас от контактов с фискальными органами. Обращайтесь к нам в онлайн-чат, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

    Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

    Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

    Также могут использоваться следующие критерии:

    • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
    • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
    • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

    Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:

    1. Резиденты России; и
    2. Нерезиденты России.

    Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.

    Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:

    1. Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
    2. Страховые выплаты;
    3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
    4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.

    Объектом налогообложения НДФЛ является полученный налогоплательщиком доход, т.е. экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить (ст. 41 НК РФ).

    Для определения суммы налога, подлежащего уплате, необходимо определить налоговую базу, от которой в дальнейшем и рассчитывается сумма налога по той или иной ставке. Налоговую базу формируют все доходы физических лиц, кроме тех, которые не облагаются налогом в соответствии с нормами НК РФ.

    Важно различать понятия дохода и прибыли. Последняя – финансовый результат, определяемый как разница доходов и расходов, и являющийся объектом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Для физических лиц речь идет о валовом доходе, т.е. по общему правилу при определении налоговой базы налогоплательщик не может учесть понесенные расходы.

    При этом в НК РФ установлен ряд исключений. Так, в отношении некоторых видов доходов предусмотрена возможность учета определенных расходов (например, при продаже акций в ст. 214.1 НК РФ).

    Кроме того, в НК РФ также предусмотрен перечень доходов, которые не облагаются НДФЛ. Например, не облагаются налогом доходы (п. 17.1 ст. 217 НК РФ) от продажи:

    • Недвижимости, если резидент или нерезидент владели ею не менее 5 лет (в некоторых случаях не менее 3 лет);
    • Иного имущества (кроме ценных бумаг, для которых установлены особые условия), если резидент или нерезидент владели ими не менее 3 лет.

    Указанные выше принципы определения налоговой базы доступны как резидентам, так и нерезидентам.

    Важно отметить, что налоговая база определяется отдельно для разных налоговых ставок. Это важно, например, для определения необходимости применения повышенной ставки НДФЛ, но об этом ниже.

    Правила постановки на налоговый учет иностранных компаний в России

    Если налогоплательщик является налоговым резидентом одного государства, а доход получает от источников в другом государстве, возникает риск двойного налогообложения дохода, т.е. ситуации, когда налог придется платить как в государстве-источнике дохода, так и в государстве, в котором получатель дохода является резидентом.

    Снизить этот риск помогают соглашения об избежании двойного налогообложения («СИДН»), которые могут устанавливать определенные льготы: пониженные ставки, специальный порядок определения налоговой базы, право зачета уплаченного за рубежом налога и т.д. СИДН имеют преимущественную силу перед положениями НК РФ.

    Такие льготные положения на практике лишь смягчают последствия двойного налогообложения, но не позволяют полностью его устранить. В частности, российский налоговый резидент вправе зачесть в счет уплаты российского НДФЛ с зарубежных доходов уже уплаченный за рубежом доход, но сумма такого зачитываемого налога в любом случае не может превышать налог к уплате. Например, если в иностранном государстве, с которым у России заключен СИДН, российский резидент получил доход в размере 100 000 рублей и уплатил с него налог по ставке 18% (18 000 рублей), то в России он не будет уплачивать налог с указанного дохода, но при этом и не сможет вернуть налог в части, превышающей 13% (или 15%), то есть в той части, в которой сумма налога за рубежом превышает сумму налога к уплате в России.

    Плохая новость состоит в том, что СИДН у России заключены не со всеми странами (например, с Эстонией СИДН нет), и в отсутствие СИДН налог придется платить в обоих государствах.

    Права нерезидентов в части уменьшения налоговой базы ограничены. Налоговые вычеты для нерезидентов по общему правилу запрещены. Они имеют право лишь уменьшать свои доходы, на сумму понесенных расходов только в том случае, если это предусмотрено в НК РФ, как правило статьями, регулирующими особенности определения налоговой базы тех или иных видов доходов (например, от продажи ценных бумаг – ст. 214.1 НК РФ).

    В этом вопросе нерезиденту может помочь СИДН. Если СИДН нет, или в нем отсутствуют какие-либо выгодные для нерезидента положения, нерезидент может попробовать прибегнуть ко второму, но неоднозначному (скорее даже рискованному) способу. Мы не рекомендуем его использовать, но такая теоретическая возможность все же имеется.

    Логика этого способа объясняется следующим образом. Доход в терминологии НК РФ – это экономическая выгода. Тем не менее, на практике сложился иной подход определения дохода для целей уплаты НДФЛ, когда под доходом понимаются любые поступления граждан без учета их расходов. Учесть можно только те расходы, которые прямо предусмотрены в НК РФ.

    В самом общем смысле такой подход объясняется тем, что изначально при написании главы 23 НК РФ, устанавливающей НДФЛ, авторы (законодатели) исходили из того, что по общему принципу получаемый физическими лицами доход, за редкими исключениями, не предполагает осуществления самостоятельных затрат. В этом заключается основное отличие от правил налогообложения индивидуальных предпринимателей и организаций, где, наоборот, подразумевается наличие постоянных расходов на бизнес.

    Фактически при буквальном прочтении закона правила главы 23 НК РФ устанавливают запрет резидентам и нерезидентам уменьшать свои доходы на сумму понесенных расходов, если такая возможность не закреплена в НК РФ. Есть точка зрения, что это противоречит определению дохода, как экономической выгоды (ст. 41 НК РФ) – наличие дохода не гарантирует наличия экономической выгоды. Более того, в таком случае нарушаются базовые принципы налогообложения (ст. 3 НК РФ), согласно которым налог должен иметь экономическое основание и учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.

    Описанная выше позиция не поддерживается практикой. Тем не менее, нерезидент может занять такую позицию и попытаться на основании приведенной аргументации задекларировать доход, уменьшенный на сумму произведенных затрат – с обязательным приложением доказательств. В худшем случае (с первого взгляда) в качестве налоговой базы будет определен доход без учета расходов – тогда решить этот вопрос без суда вряд ли получится, да и не факт, что суд встанет на сторону нерезидента.

    Здесь также можно попытаться сослаться на Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 8ПВ15 от 22.07.2015, хотя данный пример не является идеальным и на самом деле немного о другом – о том, что если не предусмотрен специальный порядок определения каких-либо доходов, то необходимо руководствоваться ст. 41 НК РФ, которая дает понятие дохода, как экономической выгоды. Президиум в этом деле признал, что при исчислении НДФЛ от реализации имущественных прав должен применяться принцип налогообложения чистого дохода. Такой вывод был сделан в силу положений п.п. 3, 7 ст. 3 и ст. 41 НК РФ исходя из того, что в НК РФ отсутствуют специальные нормы, устанавливающие порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа.

    Даже после положительного для налогоплательщика решения Верховного Суда, Минфин продолжает придерживаться «профискальной» позиции и в официальных письмах исходит из формального подхода, согласно которому налогоплательщик вправе уменьшить размер доходов только в прямо предусмотренных НК РФ случаях.

    Для резидентов установлены следующие ставки:

    • 13%, если доход составляет менее 5 млн рублей или равен 5 млн рублей за год (налоговый период);
    • 15%, если сумма определенных доходов, уменьшенная на налоговые вычеты, составляет более 5 млн рублей за год (налоговый период), при этом такая ставка применяется только к доходу, превышающему 5 млн рублей.

    По отдельным ставкам считаются следующие доходы (они не включаются в налоговую базу по ставкам, указанным выше):

    • 13% или 15% при превышении суммы дохода от дивидендов в размере 5 млн рублей (абз. 2 п. 3 ст. 214 НК РФ);
    • 13% – продажа имущества (за исключением ценных бумаг) или доли (долей) в нем, доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных резидентами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;
    • 35% – от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 рублей;
    • 35% – от суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ, например, если учредитель получает от своей организации (независимо от организационно-правовой формы) беспроцентный заем;
    • 35% – от доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ;
    • 9% – от доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
    • 30% – от доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 214.6 НК РФ.

    При заключении договора с иностранной организацией необходимо запросить следующие документы:

    1. Уведомление о постановке на учет в налоговом органе РФ (при покупке услуг, оказываемых в электронной форме)
    2. Подтверждение постоянного местонахождения на территории иностранного государства (сертификат налогового резидента)
    3. Письмо — подтверждение фактического права на получение дохода (письмо от иностранной организации в свободной форме)

    Документы, составленные на иностранном языке, должны быть представлены с переводом, заверенным нотариально.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.