Гражданская оборона для малых предприятий в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданская оборона для малых предприятий в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Организация гражданской обороны на предприятии

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Новые документы по гочс в 2022 году

    Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

    Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

    Настоящие Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2022 год одобрены на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19 ноября 2021 г. № 6.

    В целях совершенствования знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики в области гражданской обороны (далее — ГО), защиты населения и территорий (далее — ЗНиТ) от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), как составной части системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации, реализацию мер по развитию системы предупреждения ЧС и повышение эффективности реагирования на них и обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности в современных условиях.

    Данные мероприятия реализуются с учетом требований:

    Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

    Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

    Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

    Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

    Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации»;

    постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и иными нормативными правовыми актами в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

    постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

    постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

    приказа МЧС России от 29 июля 2020 г. № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный № 59580).

    Реализация целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г., а также в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

    Реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

    Реализация Основ государственной политики Российской Федерации в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года.

    Реализация государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

    Реализация документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Совершенствование мероприятий оперативной подготовки, а также дальнейшее развитие системы практической подготовки и обучения спасателей, пожарных, водолазов, кинологических расчетов и других категорий специалистов.

    Реализация Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2022 год.

    своевременное и качественное выполнение плана мероприятий на 2018-2024 г. (I этап) реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2030 г.;

    формирование единого информационного пространства РСЧС за счет конвергенции действующих и вновь создаваемых информационных систем с автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС для обмена плановой и оперативной информацией — создание и развитие «Озера данных» (цифровая трансформация системы управления РСЧС);

    внедрение единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области ЗНиТ от ЧС;

    применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

    внедрение новых подходов по предупреждению ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах (далее — ПОО и КВО), в том числе за счет создания условий для развития систем автоматического мониторинга технического состояния производственных фондов и их интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации;

    выявление объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе бесхозяйных, и организация мероприятий по ЗНиТ от рисков возникновения ЧС на них;

    корректировка положений о функциональных подсистемах (далее — ФП) и территориальных подсистемах (далее — ТП) РСЧС в соответствии с действующим законодательством;

    развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения, в том числе комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

    обеспечение функционирования, развития и совершенствования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации в целях развития РСЧС, обеспечения общественной безопасности, в том числе в направлении ее интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации, и разработка регламентов межведомственного взаимодействия;

    обеспечение готовности к применению резервов финансовых и материальных ресурсов (далее — резервы), предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и проработка вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС в условиях введения режима повышенной готовности;

    совершенствование механизмов оперативного привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ), а также совместных действий наземных и авиационных группировок при ЧС, в том числе биологического характера, а также вызванных сезонными рисками;

    совершенствование взаимодействия с операторами связи при возникновении ЧС с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;

    обеспечение практического применения Мобильного комплекса приема и передачи информации Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — ГК «Роскосмос») при организации космического мониторинга в период циклических рисков возникновения ЧС на территории Российской Федерации (по согласованию с ГК «Роскосмос»);

    выполнение плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года;

    совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия при обеспечении мероприятий по безопасному мореплаванию в акватории Северного морского пути и на прилегающих к нему территориях;

    повышение квалификации преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также совершенствование учебно-материальной базы кабинетов (классов);

    проведение КШУ, ТСУ, ШТ и других учений по отработке вопросов, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС и ликвидации ЧС.

    Меры поддержки бизнеса и граждан с 01.03.2022

    обеспечение готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств ФП и ТП РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;

    обеспечение готовности региональных и муниципальных систем централизованного оповещения населения к выполнению задач по предназначению;

    обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;

    разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасном периоде);

    обеспечение готовности систем инженерной защиты, гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;

    обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений, а также мест хранения минеральных удобрений и агрохимикатов к безопасному пропуску паводковых вод;

    организация космического мониторинга состояния паводкоопасной обстановки на территории Российской Федерации;

    применение информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных явлениях, сведениях о силах и средствах РСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также для моделирования развития опасных факторов возможной чрезвычайной ситуации;

    своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;

    заблаговременное создание запасов продовольственных товаров, товаров первой необходимости, лекарственных препаратов для населенных пунктов, с прогнозируемым риском нарушения транспортного сообщения;

    обеспечение готовности сети наблюдательных гидрометеорологических и гидрометрических постов к функционированию в период паводка и принятие мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки;

    обеспечение предпаводковой сработки водохранилищ в целях создания свободной емкости, необходимой для безаварийного пропуска половодья;

    обеспечение контроля за соблюдением собственниками водопроводных гидротехнических сооружений и эксплуатирующими их организациями установленных режимов пропуска половодья;

    обеспечение обустройства всех сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, попадающих в зоны возможного затопления, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил;

    организация контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых учреждений, а также объектов водоснабжения и водоотведения;

    организация мероприятий по пропаганде знаний в области обеспечения безопасности в паводкоопасный период с использованием СМИ, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

    оценка пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение комплекса задач по их предотвращению;

    совершенствование нормативной правовой базы, в том числе с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара;

    обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;

    повышение эффективности выявления и тушения лесных пожаров с применением авиации и современных информационных технологий;

    выработка механизма межрегионального маневрирования и переброски сил и средств для тушения лесных пожаров;

    выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.

    совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;

    развитие и совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;

    повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и обеспечению безопасности людей на водных объектах;

    совершенствование взаимодействия территориальных органов ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — ОИВ) по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.

    8-922-144-33-93

    8 (343) 361-44-63

    время звонков с 08-00 до 17-00

    (время московское)

    В соответствии с правилами правительства РФ (постановление правительства 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории предприятий по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:

  • особой важности;
  • первая категория;
  • вторая категория.

Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:

  • показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
  • наличие мобилизационного заказа (задания);
  • степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • местоположение предприятия;
  • наличие уникальных историко-культурных объектов.

То есть категории по ГО устанавливаются для организаций, которые имеют большое значение для экономики, обороне, находятся на стратегически важной территории, имеют на балансе культурные ценности, обеспечены мобилизационными запасами или заданиями либо есть риск возникновения на них ЧС в военное или мирное время.

Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень. Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца.

Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ. Статус присваивается по наивысшему показателю компании и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).

ВАЖНО! Органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно сообщают предприятиям о внесении их в перечень и какова категория объекта по гражданской обороне. Информация поступает в течение месяца со дня обновления.

В законодательстве нет точного ответа на вопрос, к какой категории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных показателей, которые указаны в приказе МЧС РФ от 28.11.2016 № 632. Чаще всего ко второй или она не присваивается.

Отнесение к группе по ГО и ЧС осуществляется по виду деятельности и показателям деятельности. Кроме того, в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, организации, продолжающие работу на государство в военное время, при отсутствии основного и дополнительных показателей так соотносятся по группам:

  • к особой группе по гражданской обороне относятся предприятия с численностью работающих в военное время от 5001 более человек (от 10 000 и более — максимальный показатель) или имеющие на балансе культурные объекты мирового значения;
  • к первой группе относятся предприятия с числом работающих от 501 до 5000 и 1001 до 10 000 максимум или имеющие на балансе культурные ценности федерального значения;
  • ко второй группе по гражданской обороне относятся предприятия с числом работающих от 100 до 500 в среднем или от 200 до 1000 по максимальному показателю или имеющие в ведении объекты культуры регионального значения.

Третья группа не установлена нормативными документами, поэтому говорить, что к третьей группе по гражданской обороне относятся определенные предприятия, некорректно.

Узнать присвоенную категорию допускается по запросу, перечень предприятий с дополнительными обязанностями по гражданской обороне составляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:

  • перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
  • список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
  • органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
  • органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.

Вот несколько шагов, как определить категории организаций по гражданской обороне:

Шаг 1. Подготовьте письменный запрос в произвольной форме.

Шаг 2. Направьте его в отдел мобилизационной подготовки администрации вашего города или района.

Шаг 3. В течение месяца вам придет ответ, несет ли ваше предприятие дополнительные обязанности по гражданской обороне.

1. Сокращенный план счетов.

Когда однородные счета объединяются в один. Например: для учета товаров и готовой продукции используют только счет 41, вместо счетов 41, 43, 45.

2. Собственные первичные документы и регистры.

Если организации удобнее вести упрощенный учет в полной форме, можно разработать свои варианты регистров, для отражения фактов хозяйственной жизни. И первичные документы тоже. Главное, чтобы они содержали обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 № 402-ФЗ). Разработанные бланки нужно обязательно утвердить в учетной политике.

3. Ведение учета кассовым методом.

Когда выручку признают в момент поступления денег от покупателей (заказчиков). А расходы учитывают на момент оплаты денег продавцу (исполнителю) при условии, что товар уже поставлен, а работа (услуга) выполнена (оказана).

4. Перспективный метод отражения изменений в учете.

Когда изменения учетной политики отражают в учете перспективно, то есть не корректируют показатели в отчетности за прошлые периоды.

5. Упрощенная отчетность.

Можно не сдавать полный комплект бухгалтерской отчетности. Достаточно двух бланков:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финрезультатах.

Причем сами отчеты тоже составляются в упрощенной форме (приложение № 5 к приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Кроме того на упрощенном учете можно отказаться от применения ряда ПБУ и некоторых положений ФСБУ. Об этом чуть подробнее.

С 2022 года вступают в силу три новых ФСБУ:

  1. ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
  2. ФСБУ 26/2020 «Капвложения».
  3. ФСБУ 25/2018 «Бухучет аренды».

Все они также содержат положения для тех субъектов, кто вправе вести учет упрощенно.

Послабления по ФСБУ 6/2020

Организациям на упрощенном учете разрешено:

  • Не корректировать первоначальную стоимость основного средства (ОС), если изменилась величина оценочного обязательства по демонтажу, утилизации этого объекта и восстановлению окружающей среды (не применять п. 23 данного ФСБУ).
  • Не проверять ОС на обесценение (не применять п. 38). Объекты можно оценивать по балансовой стоимости на отчетную дату. И поскольку переоценка не проводится, то и раскрывать о ней сведения в бухотчетности не нужно (не применяются подп. «б», «в», «ж»-«о» п. 45, п. 46, 47).

Послабления по ФСБУ 26/2020

Организациям на упрощенном учете разрешено:

1. Не включать в сумму фактических затрат при признании капвложений:

  • стоимость активов, которую списали в связи с использованием этих активов;
  • амортизацию активов;
  • затраты на поддержание работоспособности активов и текущий ремонт;
  • зарплату и прочие вознаграждения работникам и все связанные с ними соцплатежи;
  • проценты, связанные с осуществлением капвложений;
  • оценочные обязательства и иные затраты (не применять подп. «б» — «з» п. 10).

То есть в сумму фактических затрат можно включать только суммы, которые уплачены или подлежат уплате поставщику (подрядчику, продавцу).

2. Не учитывать в стоимости капвложений суммы скидок, вычетов, премий и льгот, вне зависимости от формы их предоставления (не применять подп. «б» п. 11).

3. Не дисконтировать затраты, если капвложения были осуществлены на условиях отсрочки (рассрочки), а срок погашения обязательств составляет более 12 месяцев (не применять п. 12).

4. Не применять справедливую стоимость, если капвложения были оплачены неденежными средствами (не применять абз. 1-3 п. 13), а отражать их в учете по балансовой стоимости.

5. Не проверять капвложения на обесценение (не применять п. 17), а оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату. И поскольку переоценка не проводится — не раскрывать о ней сведения в бухотчетности (не применять подп. «в»-«д» п. 23, п. 24).

Послабления по ФСБУ 25/2018

Арендодателям на упрощенном учете разрешено:

Учитывать любую аренду, как операционную, за исключением двух случаев:

  • если по договору аренды право собственности на объект переходит к арендатору (подп. «а» п. 25 данного ФСБУ);
  • если арендатор вправе выкупить объект по цене ниже его справедливой стоимости (подп. «б» п. 25).

Причем арендодатели вправе применять такой порядок только к тем договорам, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года. А по тем договорам, которые начали исполняться до этой даты, — сохранить прежний порядок учета.

Арендаторам на упрощенном учете разрешено:

1. Не включать в фактическую стоимость права пользования активом:

  • затраты, которые связаны с поступлением предмета аренды и доведением его до пригодного к использованию состояния (подп. «в» п. 13);
  • величину оценочного обязательства по демонтажу, перемещению объекта, восстановлению окружающей среды (подп. «г» п. 13).

Таким образом фактическая стоимость права пользования для арендатора складывается из величины первоначальной оценки обязательства и арендных платежей. А вышеуказанные затраты признаются расходами того периода, в котором они понесены.

2. Оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату этой оценки (п. 14).

3. Не признавать объект аренды в качестве права пользования активом и обязательство по аренде, если:

  • по договору право собственности на объект к арендатору не переходит, и он не может выкупить этот объект по цене ниже справедливой стоимости (подп. «а» п. 12);
  • объект не будет передан в субаренду (подп. «б» п. 12).

Тогда арендные платежи учитывают в расходах равномерно в течение срока аренды (п. 11).

А для перехода на ФСБУ с 1 января арендаторы по каждому договору на 31.12.2021 могут единовременно признать право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.

Автор — Наталья Лазеева, руководитель направления методологии РГС и ММБ СберРешений

ИЗМЕНЕНИЯ в гражданской обороне на 01.01.2022 года.

Противопожарный инструктаж могут проводить:

  • руководитель организации
  • назначенный приказом ответственный за пожарную безопасность
  • привлеченное физическое лицо по договору гражданско-правового характера

Обязательным условием является наличие у инструктирующего дополнительной профессиональной подготовки в виде повышения квалификации. Ее периодичность определяет обучающая организация.

Обратите внимание! Иметь специальное пожарно-техническое образование в объеме колледжа, института или профессиональной переподготовки в данном случае не требуется в императивном порядке для организаций, которые не относятся к объектам с массовым нахождением людей и взрывопожароопасных объектов.

Но если организация обязана создавать на своей базе аварийно-спасательные формирования, службу пожарной безопасности, службу спасения, потому что эксплуатирует взрыво- и пожароопасные производства, то работники такой службы должны иметь специальную профессиональную подготовку.

Еще одним случаем, когда работник должен иметь специальную профессиональную подготовку, является наличие в штатном расписании должности специалиста по пожарной профилактике. В этом случае работник должен отвечать требованиям профессионального стандарта. До 1 марта 2022 года – по приказу Минтруда от 28 октября 2014 № 814н, с 1 марта 2022 года – по приказу Минтруда от 11 октября 2021 года № 696н).

Для всех остальных работников, которые будут проводить инструктажи, достаточно иметь среднее профессиональное или высшее образование и пройти курс повышения квалификации (72 часа) по пожарной безопасности.

Противопожарные инструктажи проводят по следующему алгоритму:

Шаг 1. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за проведение противопожарных инструктажей.

Шаг 2. Инструктирующего направляют на повышение квалификации в Учебный центр. Такая последовательность не случайна. В статье 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет именно работодатель. Следовательно, основанием для направления на курсы является предшествующее решение работодателя о назначении такого лица для выполнения определенной трудовой функции.

Шаг 3. После обучения инструктирующий разрабатывает программы вводного и первичного инструктажей, а также форму журнала регистрации инструктажа.

Шаг 4. Работодатель утверждает форму журнала и программу инструктажей.

Шаг 5. Работодатель закупает методические материалы, плакаты, тренажеры по заявке инструктирующего.

Шаг 6. Инструктирующий проводит инструктажи с заданной периодичностью.

Образец №1. Журнал учета противопожарных инструктажей для организаций, не отнесенных к объектам защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации (офис).

Вводный инструктаж — проводят до начала трудовой деятельности работника.

Повторный противопожарный инструктаж — проводят не реже 1 раза в год.

Повторный противопожарный инструктаж — проводят не реже 1 раза в полгода со всеми лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации.

Вывод: Периодичность противопожарного инструктажа 1 раз в полгода станет обязательным не только для взрывопожароопасных объектов, но и для объектов с массовым нахождением людей.

Давайте посмотрим, кому какое обучение обязательно. Для наглядности мы подготовили удобную таблицу.

Таблица Перечень работников, которым нужна подготовка по пожарной безопасности в виде повышения квалификации или профпереподготовки.

Повышение квалификации Профессиональная переподготовка
1. Ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах с массовым нахождением людей

2. Ответственные за обеспечение пожарной безопасности на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах

3. Руководители эксплуатирующих и управляющих компаний (многоквартирных жилых домов)

4. Ответственные за обеспечение пожарной безопасности эксплуатирующих и управляющих компаний (многоквартирных жилых домов)

5. Главные специалисты технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на объектах защиты с массовым нахождением людей

6. Главные специалисты технического и производственного профиля, или должностные лица, исполняющие их обязанности, на взрывопожароопасных и пожароопасных объектах

7. Лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа

8. Лица, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике; иные лица, определяемые руководителем организации

1. Лица, указанные в левом столбце, не имеющие среднего профессионального и (или) высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»

2. Лица, указанные в левом столбце, не имеющие профессиональных компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального образования и (или) высшего образования

Внимание! Вы не можете назначить лиц, указанных в таблице, из числа работников, не получающих, как минимум среднего профессионального образования. Это будет противоречить закону об образовании.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

«3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Поэтому не назначайте инструктирующими или ответственными за обеспечение пожарной безопасности работников с школьным аттестатом, какими бы исполнительными и грамотными они не были».

Напоминаем, что, если организация не имеет объектов с массовым нахождением людей и взрывопожароопасных объектов всех категорий, и инструктирующему, и лицу, назначенному проводить инструктажи, достаточно пройти профессиональную подготовку в виде повышения квалификации, и не требуется профпереподготовка.

Шаг 1. Составьте перечень работников, которым нужна подготовка по пожарной безопасности (таблица) и утвердите его приказом.

Шаг 2. Заключите договор с обучающей организацией.

Шаг 3. Зафиксируйте прохождение обучения работниками, чтобы в дальнейшем вовремя проводить их периодическую проверку знаний. Периодичность может быть указана в удостоверении (например, не реже 1 раза в 5 лет).

Какие документы по гражданской обороне должны быть в организации?

Требования к организации учебного процесса по повышению квалификации, к программам обучения в обучающих организациях, к периодичности повышения квалификации, к необходимости или отсутствию необходимости согласовывать программы обучения в МЧС 65974 Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 не содержит. Поэтому, если МЧС или Минобрнауки примет нормативные правовые акты, касающиеся этих вопросов, мы вам незамедлительно об этом сообщим. Учебные центры, как как правило, проводят повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет, а профпереподготовку проводят бессрочно.

Согласно опросу в рамках индекса RSBI (индекс деловой активности малого и среднего бизнеса в России. — «Известия»), в котором в декабре 2021-го приняли участие 1835 предпринимателей, 19% респондентов допускают закрытие бизнеса в этом году «при ухудшении текущей экономической ситуации» (год назад — 17%). 7% рассматривают такую перспективу при сохранении текущих экономических тенденций (год назад — 10%). При этом в 2019 году в сумме почти треть (32%) представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) допускали закрытие своего дела. 74% опрошенных отвергли вероятность прекращения бизнеса в 2022 году при любом сценарии развития экономики.

Ключевые показатели сектора МСБ в 2021 году показывают его постепенное восстановление и возврат к допандемийному уровню, заявили «Известиям» в пресс-службе Минэка. В 2021 году открылось 1,02 млн новых предприятий, что почти на 20% больше, чем в предыдущем, уточнили в ведомстве.

Там указали, что восстановление малого бизнеса в том числе связано с антикризисными мерами: общий объем кредитной поддержки по трем программам Фонда оплаты труда (ФОТ) превысил 0,5 трлн рублей, помощь была оказана 5,7 млн занятых. В рамках профильного нацпроекта выдано почти 16 тыс. микрозаймов на 29 млрд рублей, а благодаря гарантиям, полученным в рамках национальной гарантийной системы, предприниматели смогли оформить кредиты на сумму 385 млрд рублей, перечислили в Минэке.

С 1 января 2022 года федеральный МРОТ увеличится на 1098 рублей, до 13 890 рублей. Нововведение затронет многих предпринимателей, потому что:

  • Зарплата на полной ставке и для полного рабочего дня не может быть ниже МРОТ. Соответственно, некоторым компаниям придётся пересмотреть оклады для сотрудников.
  • По размеру МРОТ часто рассчитывают минимальный средний заработок сотрудника. Он может влиять на размер отпускных и ряда пособий.
  • Изменится сумма взносов, на которые применяется пониженная ставка — 15%. Поэтому придётся менять формулу для расчётов.

Категории организаций по ГО и ЧС

С 1 июля 2022 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане будет доступен новый налоговый режим — АСН. Автоматизированная система налогообложения задумана как альтернатива «упрощёнке». Суть АСН заключается в том, что налоги посчитают сами инспекторы, выездных налоговых проверок проводить не станут, но ставка будет выше, чем по УСН. Перейти на АСН смогут предприятия с годовой выручкой не более 60 миллионов рублей и штатом сотрудников до пяти человек.

С 1 января 2022 года предприниматели смогут перечислять сразу несколько налогов и взносов одним платежом. После этого уже в ФНС распределят деньги по нужным статьям. Таким способом можно перечислить:

  • налоги — за исключением тех, которые платят физлица;
  • страховые и другие взносы;
  • штрафы, пени, проценты;
  • торговый сбор.

Режим — добровольный. Чтобы перейти на ЕНП, нужно обратиться в ФНС с 1 по 30 апреля 2022 года.

С 2022 года ещё больше предпринимателей смогут работать на «упрощёнке». В 2021 году коэффициент составлял 1,032, а предельный для УСН доход бизнеса за девять месяцев — 116,1 миллионов рублей. С 2022 года будет действовать новый коэффициент: 1,096. Перейти на УСН разрешено компаниям, чем доход за январь-сентябрь 2021 года не превышает 123,3 миллионов рублей с учётом коэффициента-дефлятора 1,096:

112,5 миллионов рублей × 1,096 = 123,3 миллионов рублей.

Если доход компании не укладывается в этот лимит, ей придётся работать на общей системе налогообложения.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Упрощенный учет для малого бизнеса в 2022 году: новые послабления

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

    «О государственном оборонном заказе»

  • Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

    «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

  • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

    «Об акционерных обществах»

  • Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79

    «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»

  • Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78

    «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74

    «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244

    «О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»

  • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236

    «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»

  • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239

    «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»

В соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановлений Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», подведены итоги подготовки населения городского округа Красногорск (далее-городской округ) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в 2021 году и определены задачи на 2022 год.

В целях организации подготовки населения городского округа в 2022 году, постановляю:

1. Утвердить прилагаемые итоги подготовки населения, руководителей, должностных лиц, специалистов гражданской обороны и уполномоченных работников объектовых звеньев Красногорского звена МОСЧС в 2021 году и определить задачи на 2022 год.

2 Рекомендовать руководителям учреждений, предприятий и организаций осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории городского округа независимо от их организационно-правовых форм (далее-организации) проанализировать состояние работы по проведению подготовки работников организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в 2021 году и определить задачи на 2022 год.

3. Начальнику отдела гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления по безопасности и работе с потребительским рынком администрации городского округа Петрову С.М. совместно с руководителями организаций обеспечить выполнение плана комплектования УМЦ ГКУ МО «СЦ «Звенигород» и муниципальных курсов ГО в 2022 году.

4. Разместить постановление на официальном сайте администрации городского округа в сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации городского округа Моисеева В.В.

Временно исполняющий полномочия
главы городского округа Красногорск
Д.В. Волков

Постановление о запрете проверок бизнеса в 2022 году подписали в России

\n\n

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

\n\n

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

\n\n

\n\n

\n\n

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Что изменится для малого бизнеса в 2022 году?

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5, 6 или 7
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ
ООО с определенными участниками

Условие 7:

Участники — только общероссийские общественные объединения инвалидов, их отделения

Кроме основного условия есть дополнительные: среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам за предшествующий календарный год должна быть равна 50% или более, а доля оплаты труда инвалидов в ФОТ – 25% или более

При проведении закупок в общем случае заказчик может установить:

  • обеспечение заявки;
  • обеспечение исполнения контракта;
  • обеспечения гарантийных обязательств.

По 44-ФЗ заказчик обязан установить в проводимых для СМП закупках преимущества для СОНКО:

  • закупки для СМП и СОНКО проводятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб.;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе определяется для СМП и СОНКО по «льготным условиям» и должен составлять от 0,5% до 1% НМЦК (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не от НМЦК (как в общем случае), а от цены, по которой заключается контракт (44-ФЗ).

По итогам 2020 года российский МСБ (малый и средний бизнес) потерял 2,8 трлн оборота, и основная причина — пандемия. При этом после снятия ограничений в столице и регионах убытки увеличились. В мае 2021 года обороты МСБ начали восстанавливаться, показатели в отдельных отраслях уже близки к доковидным временам. Хотя расслабиться еще рано. Благодаря чему выживали предприниматели — господдержке или собственным силам — и что для них делали государство и корпорации рассказала доцент Финуниверситета, кандидат экономических наук, руководитель АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова.

Первой мерой госпомощи стали отсрочки по налогам и другим обязательным платежам (страховым), которые ввели во время локдауна. Дальше, когда МСП (малое и среднее предпринимательство) начало возвращаться к работе, в Москве ему предложили программы льготного кредитования (стабилизационные кредиты) — процентную ставку субсидируют до 6% годовых, а с 15 апреля 2020 года уже и 8%. Льготу согласились предоставить 12 банков. К августу 2020 года такими условиями кредитования воспользовались чуть больше 1,5 тыс. компаний. А заявки банки получили от 17 тыс. организаций МСП. Вот только к концу 2020 года льготное кредитование получили всего 10 тыс. компаний, занятых в сегменте МСП.

Как показало исследование Райффайзенбанка, проведенное в конце 2020 года, в пандемию мерами господдержки смогли воспользоваться только 20% бизнесменов. Причем в основном это были сектора здравоохранения и общепита, чуть меньше помощи получили туризм, спорт и ритейл. Каждый четвертый предприниматель не воспользовался господдержкой, потому что находился в отрасли, которой не полагались субсидии, льготы и налоговые каникулы. Об этом особенно активно сообщают представители бьюти-сферы, развлечений, IT-сектор.

Из всего государственного пакета мер самыми значимыми для предпринимателей стали налоговые и кредитные каникулы. А отсрочку по налогам и страховым взносам, в результате, правительство продлило до конца 2020 года. И после на весь 2021 год ввело мораторий на плановые проверки МСП. Правда «отсрочки» спасают не всех — налог на прибыль в пандемийный год естественным образом уменьшается. Но остальные разновидности (имущественный, транспортный и другие) не зависят от оборота бизнеса, и отсрочка выплаты не увеличивает бюджет предпринимателей. Ценность списания налоговых платежей и страховых взносов за второй квартал 2020 года (исключая НДС) выше, чем многих других мер. Но этого недостаточно, чтобы спасти выживающий бизнес — только незначительно смягчить последствия пандемии. Предприниматели просят решить вопрос с долгим ожиданием одобрения заявок на льготные кредиты, снижением налоговой нагрузки.

В конце 2020 года в Москве продлили меры господдержки МСП и внедрили пятый пакет, однако многие предприниматели высказались о том, что это практически не имеет смысла. Потому что заявленной помощи почти никто не получает: очень сложно попасть под все выставленные чиновниками критерии. В мае 2020 больше 40% предпринимателей сообщали, что не могут добиться положенных им субсидий и льгот (в апреле их было почти 50%). Например, из-за несоответствия цифр кодов ОКВЭД тем, что указаны в постановлениях правительства. В результате, условная транспортная отрасль в перечне есть, и ей вроде бы полагается помощь. Но получить ее она не может.

Резонансная история случилась с оздоровительным учреждением в Астрахани, которое запрашивало субсидии (и имело право по документам). Налоговая отказала в выплате, решив, что код в ОКВЭД не соответствует указанному в постановлении правительства. Впрочем, история разрешилась в пользу МСП — она появилась в Forbes и предпринимателю позвонил глава ФНС. Проблему решили. Однако маловероятно, что случай «путаницы» и отказа в помощи единичный, а вот успешное разрешение ситуации точно не массовое.

Другая проблема — список ОКВЭД пострадавших от пандемии крайне невелик: изначально в нем было 9 отраслей, в июле 2020 года их стало 12. И до сих пор предприниматели просят расширить этот перечень, но ничего не меняется.

В начале пандемии бизнес высказывался о том, что лучшей поддержкой стало бы снятие изоляции и возобновление деятельности, пусть и с ограничениями, потому что длительный простой уничтожает предпринимательство. Также были запросы на отмену торгового сбора, помощь с оплатой аренды (впрочем, московское МСП в сфере общепита получило отсрочку на три месяца), возвращение хотя бы части налогов за прошлый год (как сделали для самозанятых — единственная действительно сработавшая в полной мере поддержка). Сейчас предприниматели говорят, что им необходима выплата стимулирующего пособия, а также предоставление долгосрочных займов под ставку рефинансирования для восстановления бизнеса. Или хотя бы решение вопроса с кредитами — почти 90% получали отказ в оформлении льготного варианта.

А одной из самых больших проблем представители МСП называют «добровольную» вакцинацию — острую тему последнего месяца. Схема «или 60% компании прививаются, или бизнес платит штраф и не работает три месяца» становится актуальной для общепита, транспорта, образования, торговли, фитнеса, салонов красоты: тех, кто и так пострадал от пандемии. Руководители поставлены перед непростым выбором. Представители бьюти-индустрии говорят, что если надавят на сотрудников, те просто уйдут работать из дома и заберут клиентов. Салоны опустеют, и бизнесмены окажутся на мели. Об этом сообщают и в фитнес-индустрии, где также просят сдвинуть сроки обязательной вакцинации 60% сотрудников. Отдельные компании пытаются не давить, а стимулировать кадры: например, премии выдавать или разыгрывать среди вакцинировавшихся ценные призы — вроде Apple Watch (так поступают в сети OrangeFitness). Но это, опять же, траты, подъемные не для всех МСП. Как результат — представители МСП ждут новой волны закрытия компаний.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.