Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы Чернобыльцам 2 категории в 2022 в Украине». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
До принятия Закона «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76-VIII в декабре 2014 года льготами пользовались и чернобыльцы категории 4. Например, ранее они, как и другие категории пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, имели право на бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей, бесплатное зубопротезирование, получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней зарплаты. В современной редакции Закона № 796-XII даже не существует статьи «Компенсации и льготы гражданам, отнесенным к категории 4».
Вопрос – ответ: какие льготы есть у чернобыльцев в 2022 году?
В соответствии с Постановлением № 1210 пенсия инвалидности и в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы начисляется по формуле:
П = Зс * Кзс * Кв/100%, где
П — размер пенсии;
Зс — средняя заработная плата в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, из которой оплачены страховые взносы, за 2006 год;
Кзс — среднемесячный коэффициент заработной платы;
Кв — размер возмещения фактических убытков (в процентах).
Среднемесячный коэффициент заработной платы, в свою очередь, рассчитывается таким образом:
Кзс = Ск/К, где
Ск — сумма коэффициентов заработной платы (Кз1 + Кз2 + Кзn), за каждый месяц работы в зоне отчуждения в 1986-1990 годах;
К — количество месяцев.
Коэффициент заработной платы равен: Кз = Зв/Зсм, где Зв — сумма заработной платы за месяц Зсм — показатель среднемесячной заработной платы работников и служащих в отраслях экономики за соответствующий месяц (утверждены Постановлением КМУ от 20.11.2003 года № 1783).
По желанию лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, других ядерных аварий и испытаний, военных учениях с применением ядерного оружия во время прохождения действительной срочной службы и вследствие этого ставших лицами с инвалидностью, пенсия по инвалидности исчисляется исходя из пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года, по формуле:
П = Зс*Кзс*Кв/100%,
где П — размер пенсии;
Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, которая определяется как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы;
Кзс — среднемесячный коэффициент заработной платы, который учитывается при исчислении пенсии;
Кв — размер возмещения фактических убытков (в процентах).
Среднемесячный коэффициент заработной платы, который учитывается при исчислении пенсии (Кзс), определяется по формуле:
Кзс= (Зп(мин)*5)/Зс1,
где Зп (мин) — размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года;
Зс1 — средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы за год, предшествующий соответствующему году.
Размер возмещения фактических убытков (Кв) определяется как процент потери трудоспособности, определенный органами медико-социальной экспертизы.
В случае изменения размера минимальной заработной платы производится перерасчет указанных пенсий исходя из размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года.
Ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» выплачивается в следующих размерах:
1) лицам, принадлежащим к категории 1:
из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:
лицам с инвалидностью I группы — 474,5 гривны;
лицам с инвалидностью II группы — 379,6 гривны;
лицам с инвалидностью III группы — 284,7 гривны;
для других лиц с инвалидностью, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой:
лицам с инвалидностью I группы — 341,64 гривны;
лицам с инвалидностью II группы — 227,76 гривны;
лицам с инвалидностью III группы — 170,82 гривны;
2) лицам, относящимся к категориям 2-4:
лицам, принадлежащим к категории 2 — 170,82 гривны;
лицам, принадлежащим к категории 3 — 113,88 гривны;
лицам, принадлежащим к категории 4 — 56,94 гривны;
3) детям с инвалидностью, а также больным вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью — 170,82 гривны.
Ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи, который был на его иждивении, в размере 113,88 гривны.
Повышение пенсий нетрудоспособным пенсионерам, которые проживают на территориях радиоактивного загрязнения составляет:
- тем, кто проживает в зоне безусловного (обязательного) отселения — 13,2 грн.;
- тем, кто проживает в зоне гарантированного добровольного отселения — 10% грн.;
- тем, кто проживает в зоне усиленного радио экологического контроля — 5,2 грн.
Вопрос: Мой муж ликвидатор аварии на ЧАЭС 2 категории. Сейчас он ожидает назначения инвалидности. Будут ли после назначения инвалидности какие-то изменения в пенсионном обеспечении?
Ответ: Лица, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и которые отнесены ко 2 категории, имеют право на уменьшение пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в зависимости от года, в котором проводились работы в зоне отчуждения и периода проживания в зоне безусловного (обязательного) отселения (статья 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (далее — Закон)).
Инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, относятся к 1 категории.
В соответствии со ст. 54 Закона, пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, могут назначаться по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 годах, в размере возмещения фактического ущерба, который определяется в соответствии с законодательством.
Условия, порядок назначения и минимальные размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, определяются актами Кабинета Министров Украины по соответствующим вопросам.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» определен механизм исчисления пенсий, в частности, по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и установлены минимальные размеры пенсий по инвалидности.
Основанием для исчисления пенсии по инвалидности в соответствии с частью 1 статьи 54 Закона является справка о заработной плате, выданной предприятием, учреждением, организацией или их правопреемником. Указанная справка выдается на основании первичных документов: лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов, содержащих сведения о начисленной заработной плате, месте работы (населенный пункт, № зоны, кратность или объект), период работы в зоне отчуждения, конкретные дни работы или их общее количество, продолжительность рабочего дня. Копии первичных документов прилагаются к справке о заработной плате. Первичными являются те документы, которые составлены в период работы в зоне отчуждения.
В минимальном размере пенсия такой категории лиц назначается если нет указанной выше справки о заработной плате.
Учитывая указанное, органы Пенсионного фонда Украины определяют размеры пенсий в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами и с учетом других требований, предусмотренных действующим законодательством.
При этом, если инвалидность не связана с Чернобыльской катастрофой, то устанавливается надбавка на уход при соблюдении условий, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 16.07.2008 № 654 «О повышении уровня пенсионного обеспечения граждан».
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
Какие льготы в Украине для эвакуирваных чернобольцев 2 категорий 2022 году
-
Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии
-
Перерасчет пенсии в Украине
-
Негосударственное пенсионное страхование
-
Условия выхода на льготную пенсию
-
Пенсии в связи с потерей кормильца
-
Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?
-
Пенсионная реформа в Украине
-
Гарантии и льготы для инвалидов
-
Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты
-
Пенсионный стаж
-
Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии
-
Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий
-
Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки
-
Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?
- у ликвидаторов первой группы инвалидности – с 12 270 грн до 16 080 грн;
- у ликвидаторов второй группы инвалидности – с 10 967 до 12 987 грн;
- у ликвидаторов третьей группы инвалидности – с 8 129 до 8 917 грн.
С учетом индексации пенсионных выплат в 2022 году сумма дополнительных расходов из бюджета составит 1 158 млн грн в год (10-процентная индексация), в 2023 году – соответственно 1 262 млн грн в год (9-процентная индексация).
НВ Премиум это:
- Доступ к закрытым материалам сайта
- Доступ к статьям еженедельного журнала НВ
- Отключение коммерческой рекламы
- Возможность открывать статьи НВ Премиум для друзей
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
Правила предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Установить, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствии с Правилами предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), и Правилами предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется с учетом расходов по их доставке за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр) (далее — ежемесячная компенсация).
2. Ежемесячная компенсация предоставляется:
а) гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), — в размере 420 рублей 49 копеек;
б) гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), — в размере 210 рублей 26 копеек.
3. Ежемесячная компенсация гражданину (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной компенсации (далее — заявление о компенсации), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
4. Заявление о компенсации, заявление об изменении способа доставки ежемесячной компенсации подаются:
в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
5. Подача заявления о компенсации посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность гражданина (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
6. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином (его законным представителем).
7. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос, предусмотренный пунктом 6 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
8. В случае если заявление о компенсации подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о компенсации уведомляет гражданина (его законного представителя) о регистрации заявления о компенсации и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).
В случае непредставления гражданином (его законным представителем) в установленный срок документов (сведений) заявление о компенсации, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), установленного абзацем первым настоящего пункта, уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о компенсации.
9. Гражданин (его законный представитель) несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении о компенсации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Решение о предоставлении ежемесячной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).
Решение о предоставлении ежемесячной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).
Какая пенсия у ликвидаторов ЧАЭС в 2022 году
Наименование документа (сведений) |
Источник сведений, способ получения |
---|---|
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность | заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) |
2. Сведения о гражданстве Российской Федерации | заявитель посредством представления подтверждающего документа |
3. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки |
заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 июля 2023 г.), с 1 июля 2023 г. — Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
4. Сведения о периоде проживания получателя на территории зоны радиоактивного загрязнения в 1949 — 1956 годах |
заявитель посредством представления подтверждающего документа |
5. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) гражданина | Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 января 2022 г. № 24
1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (далее — ежемесячная сумма).
2. Ежемесячная сумма гражданину (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной суммы (далее — заявление о сумме), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной суммы, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
3. Заявление о сумме, заявление об изменении способа доставки ежемесячной суммы подаются:
в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
4. Подача заявления о сумме посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность гражданина (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
5. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином (его законным представителем).
6. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос, предусмотренный пунктом 5 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
7. В случае если заявление о сумме подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о сумме уведомляет гражданина (его законного представителя) о регистрации заявления о сумме и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).
В случае непредставления гражданином (его законным представителем) в установленный срок документов (сведений) заявление о сумме, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), установленного абзацем первым настоящего пункта, уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о сумме.
8. Гражданин (его законный представитель) несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении о сумме, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Решение о предоставлении ежемесячной суммы принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).
Решение о предоставлении ежемесячной суммы формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении ежемесячной суммы уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале, если заявление о сумме было направлено с использованием единого портала, либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о сумме.
10. Размер ежемесячной суммы определяется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, и выплачивается в размере, не превышающем максимального размера ежемесячной страховой выплаты.
11. Выплата ежемесячной суммы осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Наименование документа (сведений) |
Источник сведений, способ получения |
---|---|
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность | заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр) |
2. Сведения о гражданстве Российской Федерации | заявитель посредством представления подтверждающего документа |
3. Сведения о государственной регистрации смерти | ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов |
4. Заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы (вследствие лучевой болезни и других заболеваний) | заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 января 2023 г.), с 1 января 2023 г. — единая государственная информационная система в сфере здравоохранения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
5. Решение суда о нахождении на иждивении гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (за исключением детей в возрасте до 18 лет, а также лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности) |
заявитель посредством представления копии решения суда о нахождении на иждивении |
6. Сведения о получении пенсии по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности | Пенсионный фонд Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
7. Сведения о государственной регистрации рождения ребенка | ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов |
8. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) | Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
9. Сведения о государственной регистрации заключения брака |
ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов |
10. Сведения о факте обучения по очной форме в общеобразовательной организации либо профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования — для детей, достигших 18-летнего возраста, но не более чем до достижения ими возраста 25 лет |
заявитель посредством представления подтверждающих документов |
11. Сведения об общей сумме заработка умершего кормильца за 12 месяцев до его смерти |
Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
12. Сведения об общей сумме заработка за фактически проработанное умершим кормильцем число месяцев, за которые имеются сведения о заработке и которые предшествовали месяцу смерти кормильца |
Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
1. В приложении к постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 г. № 101 «О порядке предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 6, ст. 490; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 13, ст. 1365; 2004, № 52, ст. 5524; 2007, № 10, ст. 1239; 2015, № 11, ст. 1597; 2016, № 37, ст. 5505):
а) в разделе III:
пункты 10 — 13 изложить в следующей редакции:
«10. Дополнительное вознаграждение за выслугу лет предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет (далее — заявление), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
Заявление подается:
в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания работника в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность работника установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
11. Заявление подается работником ежегодно, до 15 февраля (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего раздела).
12. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются работником.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
В случае если заявление подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления уведомляет работника о регистрации заявления и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).
В случае непредставления работником в установленный срок документов (сведений) заявление, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, уведомляет об этом работника через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным работником в заявлении.
Работник несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Решение о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).
Решение о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет уведомляет об этом работника через личный кабинет на едином портале, если заявление было направлено с использованием единого портала, либо иным способом, выбранным работником в заявлении.
Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней после принятия решения о п��едоставлении дополнительного вознаграждения за выслугу лет.
На работника, являющегося получателем дополнительного вознаграждения за выслугу лет, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации формируется выплатное дело, которое хранится в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Статья актуальна на 2022 год
Права и льготы граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также вследствие других ядерных аварий, испытаний и военных учений, гарантируются в Украине Законом «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» 1991 года № 796-XII. Данный закон о чернобыльцах является действующим и на сегодняшний день.
Помимо указанного закона, правительством Украины принят целый ряд постановлений, которыми регулируются отдельные вопросы по предоставлению льгот чернобыльцам и их семьям в 2020 году. О них пойдет речь ниже в этой статье.
Прежде чем подробнее рассмотреть, какие именно льготы предусмотрены для чернобыльцев, и в том числе рассказать о повышении чернобыльских выплат на питание, напомним, какие категории граждан подпадают под этот статус.
Лицами, имеющими статус чернобыльца, считаются:
- непосредственные участники ликвидации аварии на ЧАЭС;
- потерпевшие от Чернобыльской катастрофы – граждане, в том числе дети, которые пострадали от радиоактивного излучения;
- граждане — непосредственные ликвидаторы других ядерных аварий и их последствий (ядерных испытаний, военных учений);
- граждане, пострадавшие от радиоактивного излучения вследствие других аварий, нарушения правил хранения и захоронения радиоактивных веществ, если это случилось не по их вине.
Далее вышеуказанные лица распределяются на 4 категории в зависимости от уровня причиненного им вреда, что устанавливается документально и даёт право на соответствующий перечень льгот:
1 категория: инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и потерпевших от ЧАЭС, больные лучевой болезнью.
2 категория: участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые работали в зоне отчуждения: с момента аварии
- до 1.07.86 – вне зависимости от количества дней
- С 1.07.86 по 31.12.86 – не менее 5 календарных дней
- В 1897 – не менее 14 календарных дней, а также потерпевшие от ЧАЭС;
- Лица, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения (в том числи дети, которые были зачаты на тот момент — после достижения ими совершеннолетия);
- Лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного отчуждения с момента аварии и до принятия постановления об отселении (16.12.1992).
3 категория: участники ликвидации аварии на ЧАЭС, которые работали в зоне отчуждения:
- с 1.07.86 по 31.12.86 – от 1 до 5 календарных дней;
- в 1987 – от 1 до 14 календарных дней;
- в 1988 – 1990 г. – не менее 30 календарных дней;
К этой же категории относятся лица:
- работавшие на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или строительстве – не менее 14 календарных дней,
- потерпевшие от аварии на ЧАЭС, которые постоянно проживали (постоянно проживают, работают или учатся состоянием на сегодняшний день) в зоне безусловного или гарантированного добровольного отселения на день аварии,
- состоянием на 01.01.93 г. прожили в зоне безусловного отчуждения не менее 2 лет (на территории гарантированного добровольного отселения – не менее 3 лет) и отселенные или добровольно переселившиеся.
4 категория: лица, которые постоянно проживают/работают/учатся в зоне усиленного радиоэкологического контроля, при условии что в этой зоне они прожили, отработали, отучились состоянием на 01.01.93 не менее 4 лет.
Кроме вышеперечисленных лиц, льготы имеют также лица, которые работали с момента аварии до 01.07.86 г. – не менее календарных 14 дней или не менее 3 месяцев в течение 86-87 годов вне зоны отчуждения на работах с особенно вредными для здоровья условиями по радиационному фактору, связанными с ликвидацией последствий на ЧАЭС.
Больным лучевой болезнью, а также пострадавшим вследствие других ядерных аварий и испытаний, категории присваиваются в отдельном порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.12.1992 г. № 674.
Теперь мы остановимся на самых распространенных вопросах, касающихся льгот чернобыльцев, в том числе льгот вдовам чернобыльцев и детям чернобыльцев в Украине.
Чернобыльцы 1 категории имеют право на обеспечение продуктами питания с обязательным прикреплением к магазинам по месту проживания. Компенсируется 50% стоимости продуктов питания, исходя из установленных государством норм.
Чернобыльцы 2 категории имеют право на компенсацию 25% стоимости продуктов питания.
Точные размеры компенсации по чернобыльским выплатам на питание на 2020 год можно посмотреть в Приказе Министерства социальной политики Украины от 25.01.2017 № 111.
Если смерть чернобыльца 1 категории связана с аварией на ЧАЭС, за женой (мужем) такого чернобыльца остаются льготы в виде:
- преимущественного права сохранения рабочего места при увольнении сотрудников в связи с сокращением, получение 3-кратной среднемесячной заработной платы, а также на трудоустройство;
- выплаты помощи по временной нетрудоспособности в размере 100% средней зарплаты вне зависимости от страхового стажа;
- 50% скидки по оплате коммунальных услуг;
- внеочередного помещения в учреждения социальной защиты.
В мае 2017 году были внесены изменения в закон о чернобыльцах относительно льгот вдовам (вдовцам) чернобыльцев в Украине после смерти последних.
Так, Законом от 13.04.2017 г. № 2015-VIII было установлено, что пенсии мужьям и женам чернобыльцев из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1 категории, будет выплачиваться пенсия по потере кормильца, вне зависимости от того является ли смерть следствием Чернобыльской катастрофы.
- Закон Украины о чернобыльцах определяет, кто и к какой категории пострадавших относится, а также устанавливает основной перечень льгот чернобыльцам и условия их получения.
- В данной статье мы рассмотрели льготы чернобыльцам 1 категории, а также коснулись последних изменений в порядке предоставления льгот вдовам чернобыльцев, которые будут действовать с 1 января следующего года.
Вопрос определения статуса лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, регулирует Закон от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (далее – Закон № 796) и постановление КМУ от 11.07.18 г. № 551 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, и другим категориям граждан» (далее – Постановление № 551).
Участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (категория 1, 2, 3) считаются граждане, которые непосредственно принимали участие в устранении Чернобыльской аварии, ее последствий, в том числе в проведении эвакуации людей и имущества из этой зоны, а также временно направленные в командировку в зону отчуждения, включая военнослужащих: лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнообязанные, призванные на военные сборы, военнослужащие-женщины, а также сержанты (старшины), солдаты (матросы), которые находятся (находились) на действительной срочной службе в вооруженных силах, руководящий и оперативный состав органов Комитета государственной безопасности, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также других воинских формирований, работники государственных, общественных, других предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также те, кто работал в 1986 году на пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве;
Пострадавшими от Чернобыльской катастрофы (категория 1, 2, 3) считаются лица, которые подверглись влиянию радиационного облучения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая детей.
Основанием для определения статуса являются:
- для участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – справка о периоде работы (службы) в зоне отчуждения, которая выдается предприятиями, учреждениями и организациями (военкоматами);
- пострадавших от Чернобыльской катастрофы – справка о периоде проживания, работы на этих территориях, выданная органом местного самоуправления.
Категория |
Определение статуса |
Категория 1 |
Лицо с инвалидностью из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные в результате Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью |
Категория 2 |
Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения: – с момента аварии до 01.07.86 г. – независимо от количества рабочих дней; – с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. – не менее 5 календарных дней (далее – к. д.); – в 1987 году – не менее 14 к. д., а также пострадавшие от Чернобыльской катастрофы; – эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения (в том числе лица, которые на момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, после достижения ими совершеннолетия); – лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении |
Категория 3 |
Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали: – в зоне отчуждения с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. – от 1 до 5 к. д.; – в зоне отчуждения в 1987 году – от 1 до 14 к. д.; – в зоне отчуждения в 1988–1990 годах – не менее 30 к. д.; – на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не менее 14 к. д. в 1986 году |
Категория 4 |
Лица, которые постоянно проживают или постоянно работают либо постоянно учатся на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали либо постоянно учились в этой зоне не менее четырех лет |
В Украине повысили пенсии чернобыльцам с инвалидностью: как изменились выплаты
Уже прошло 35 лет с момента трагедии в Чернобыле. Все эти годы актуальной темой были выплаты и льготы, которые должны получать ликвидаторы аварии. Почти ежегодно, в течение 35 лет, по этому вопросу вносятся изменения в украинское законодательство. В 2014 году даже приняли закон, которой отменил все льготы для чернобыльцев. Это привело к нешуточному возмущению среди этой категории. Чернобыльцы выходили на протесты и митинги, чтобы вернуть назад свои льготы.
В конце 2014 года на рассмотрение был предоставлен законопроект, который предусматривал отмену всех льгот и снижение пенсий для ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Этот закон был поддержан большинством народных депутатов и породил волну недовольства среди ликвидаторов. Это, конечно, было понятно. Эти люди отдали свое здоровье спасая миллионы жизней по всему миру, а с остальными остались ни с чем.
Частично справедливость была восстановлена в 2018 году. Тогда Конституционным судом Украины было принято решение, которое бы обязывало пересмотреть закон, который изменил расчет пенсий чернобыльцам и отменил льготы. Суду понадобилось почти два года, чтобы рассмотреть жалобы ликвидаторов, изучить материалы дела и принять решение. Все это время пенсионеры и инвалиды не получали достойное обеспечение, которое государство им не компенсирует.
В конце 2020 года стало известно, что Верховная Рада поддержала законопроект, согласно которому предполагается повышение пенсии чернобыльцев в Украине. Небольшое недоразумение вызвала дата вступления в силу этого законопроекта.
Изначально предполагалось, что он вступит в силу начиная с 1 июля 2021 года. На заседании Кабинета Министров министр социальной политики обратилась с просьбой ввести закон в действие с 1.01.2022 года. Но эта просьба не была поддержана, поэтому чернобыльцам можно ожидать повышения пенсий уже в 2021 году.
В результате обсуждения было принято два закона Украины за № 4555 и № 4555-1. основная цель закона № 4555 – предотвратить нарушение Конституции Украины, а именно статьи 22 и провести увеличение пенсий и других выплат гражданам Украины, которые признаны пострадавшими после взрыва на Чернобыльской АЭС. Этим законом предусматривается выплату дополнительной пенсии ликвидаторам аварии на ЧАЭС за вред, который был причинен их здоровью.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Какие предоставляют льготы чернобыльцам
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
- до 1.07.86 – вне зависимости от количества дней
- С 1.07.86 по 31.12.86 – не менее 5 календарных дней
- В 1897 – не менее 14 календарных дней, а также потерпевшие от ЧАЭС;
- Лица, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения (в том числи дети, которые были зачаты на тот момент — после достижения ими совершеннолетия);
- Лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного отчуждения с момента аварии и до принятия постановления об отселении (16.12.1992).
4 категория: лица, которые постоянно проживают/работают/учатся в зоне усиленного радиоэкологического контроля, при условии что в этой зоне они прожили, отработали, отучились состоянием на 01.01.93 не менее 4 лет.
- паспорта с отметкой о заключении брака;
- свидетельства о смерти супруга;
- удостоверения, подтверждающего «чернобыльский» статус;
- бумаг, заявляющих о родственной связи с мужчиной;
- трудовой книжки;
- удостоверения, подтверждающего собственную инвалидность или инвалидность мужа (при наличии);
- бумаг о владении землей, транспортным средством, недвижимостью;
- справки о проживании в одной из 4-х зон;
- справки о том, что умерший гражданин был военнослужащим, ликвидатором.
- с ограниченными физическими возможностями по причине аварии;
- ликвидаторы взрыва на ЧАЭС;
- военнослужащие и пожарные, которые устраняли последствия трагедии;
- люди, эвакуированные из зоны отчуждения или отселения;
- граждане, являющиеся донорами костного мозга для пострадавших;
- военные и медицинские работники, вывозившие людей, животных, предметы искусства из зараженной зоны;
- дети, рожденные от матерей, проживавших в зоне заражения;
- жители и сотрудники предприятий всех четырех зон вокруг ЧАЭС.
В Белоруссии тоже принят отдельный закон, призванный обеспечить социальную защиту чернобыльцев. Список льгот и компенсаций, предусмотренный в нём, достаточно велик. Денежные средства выделяются регулярно.
Авария на Чернобыльской АЭС. Радиоактивное облако загрязнило тысячи и тысячи квадратных километров территории многих стран. Пострадали сотни тысяч людей. Расходы по реабилитации и возмещению ущерба здоровью, льготы чернобыльцам легли на Россию и бывшие республики СССР.
- обладание правом на улучшение жилищных условий; возможность вне очереди получить место в детском саду для внука или ребенка чернобыльца;
- скидки на оплату коммунальных услуг и жилой площади;
- родственников чернобыльцев на работе увольняют в последнюю очередь.
Социальную пенсию по инвалидности увеличат с 1 апреля 2022 г. на 2,4%, что позволит довести средний размер выплат до 104,2% от уровня прожиточного минимума пенсионеров. Выплаты инвалидам I группы вырастут на 250 руб. и составят 10 609,17 руб. так же, как и пособия инвалидов с детства II группы. Пенсии детей-инвалидов и обладателей I группы после достижения 18 лет составят 12 730,82 руб. Пособия по II группе вырастет до 5 304,57 руб., а по III – до 4 508,91 руб. Аналогично изменятся и пособия льготных категорий граждан, чьи выплаты привязаны к базовой социальной пенсии.
Порядок установления и осуществления выплат чернобыльцам регламентирован Федеральным законом №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991 года.
К зоне отселения специалисты отнесли часть поселений Злынковского, Гордеевского, Клинцовского, Красногорского и Новозыбковского районов Брянской области. При этом часть населенных пунктов Брянской, Орловской, Тульской и Калужской областей признана зоной проживания с правом на отселение.
За последние годы менялось многое. К примеру, в 2022 году для второй категории был исключен пункт о первоочередном ежегодном бесплатном обеспечении санаторно-курортными путевками и путевками на отдых.
За годы, прошедшие со времен катастрофы, льготы для чернобыльцев периодически урезаются, частично возвращаются, и снова урезаются. И все это на фоне обещаний поддержки и достойных соцгарантий со стороны государства.
Вышеуказанный перечень финансовых выплат, социальных льгот и услуг направлен на помощь не только детям, но и внукам пострадавших от радиационного облучения вследствие Чернобыльской аварии. Но право на большинство выплат сохраняется за ними лишь до достижения восемнадцатилетнего возраста. Совершеннолетним же родственникам предоставляется небольшая часть льгот.
- за этой категорией сохраняется право на улучшение жилищных условий вне очереди;
- также предусмотрены внеочередные места в детских садах для детей, внуков или даже правнуков;
- сохраняется право на пятидесятипроцентную скидку на оплату квартиры и коммунальных услуг;
- при сокращении на рабочем месте, родственников ликвидаторов Чернобыльской АЭС по законодательству увольняют в самую последнюю очередь. Данная категория некоторым образом защищена от сокращения;
- за официально трудоустроенными чернобыльцами законом закреплено право на дополнительный отпуск, который является оплачиваемым.
Законом № 796 установлены гарантированные государством компенсационные выплаты, доплаты, различные виды пособий и льготы, касающиеся всех пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан в соответствии с определенными категориями.
Статьей 14 этого Закона для установления льгот и компенсаций четко определены основные категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, среди которых выделены участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (граждане, непосредственно участвовавшие в выполнении работ по ликвидации аварии и ее последствий, в зависимости от срока и периода работы в зоне отчуждения) и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (граждане, подвергшиеся воздействию радиоактивного излучения вследствие Чернобыльской катастрофы). Кроме того, ст. 27 Закона № 796 определены категории несовершеннолетних граждан, относящихся к пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:
- ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
- 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
- бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
- обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
- выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
- дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
- поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
- бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
- бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
- снижение пенсионного возраста на 5 — 10 лет и льготы при назначении пенсий;
- выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
- доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
- предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
- выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
- выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
- выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.
Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:
- ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
- бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
- ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
- бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.
Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:
- поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
- бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
- 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.
Льготы и компенсационные выплаты чернобыльцам
Если на предприятии работают чернобыльцы, то работодатель должен учитывать ряд льгот, предусмотренных для этой категории лиц. Такой работник должен иметь соответствующие документы, подтверждающие его статус и предоставляющие право пользования льготами, установленными Законом № 796. К таким документам относятся удостоверения «Учасник ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС», «Потерпілий від Чорнобильської катастрофи», выданные в соответствии с Порядком № 51.
Работник-чернобылец имеет право использовать очередной ежегодный отпуск в удобное для него время, а также получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для категорий 1 и 2 пострадавших, для одного из родителей ребенка-инвалида, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы).
Дополнительный отпуск чернобыльцам предоставляется в календарном году, то есть принятый на работу работник, относящийся к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеет право получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней даже в первый месяц работы. Указанный дополнительный отпуск не отнесен Законом об отпусках к ежегодным дополнительным отпускам, а определен как льгота и компенсация за вред, причиненный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы. Этот отпуск не продлевается на период праздничных дней и в случае временной нетрудоспособности не делится на части, не переносится на следующий год, а также за него не выплачивается денежная компенсация.
Отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 90 календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов, с оплатой в размере полного заработка независимо от страхового стажа и места работы (для категорий 1 — 4 чернобыльцев).
Чернобыльцам, отнесенным к категориям 1 — 3, предоставлено право преимущественного оставления на работе при увольнении работников. Кроме того, им предоставлено не только право преимущественного оставления на работе в случае увольнений на основаниях, указанных в п. 1 ст. 40 КЗоТ, но и право преимущественного трудоустройства, то есть работу таким категориям работников следует предлагать в первую очередь исходя из их опыта трудовой деятельности и в пределах их квалификации.
Работники-чернобыльцы категорий 1 — 3 из участников ликвидации последствий аварии имеют право на пособие в размере трех среднемесячных заработных плат в случае увольнения в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, сокращения численности или штата работников, кроме выходного пособия, предусмотренного ст. 44 КЗоТ.
Для категорий 1 — 4 чернобыльцев предусмотренополучение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы.
Пострадавшие категорий 1, 2 имеют право на получение налоговой социальной льготы в размере 150% общей суммы льготы.
Имеют ли право на налоговую социальную льготу лица, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы? Если да, то в каком размере и какие документы нужно представить работодателю?
В соответствии с пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, отнесенный законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеет право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной в пп. 169.1.1 этого пункта. Указанным подпунктом установлено, что плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере 100% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.
При этом ст. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса предусмотрено, что до 31.12.2014 г. для целей применения пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота предоставляется в размере 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2013 г. — 573,50 грн.).
Вместе с тем в пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи определено, что налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не выше суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 грн. (в 2013 г. — 1610 грн.).
Таким образом, при условии соблюдения требований ст. 169 Налогового кодекса лица, отнесенные к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеют право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 указанной статьи (в 2013 г. — 860,25 грн.).
Согласно пп. 169.2.2 п. 169.2 этой статьи плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения налоговой социальной льготы (далее — заявление о применении льготы).
Кроме того, п. 5 Порядка № 1227 установлено, что для применения льготы на основании, предусмотренном в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, кроме заявления о применении льготы лица, отнесенные законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют копию удостоверения (дубликата удостоверения) установленного образца:
- гражданина (гражданки), пострадавшего (пострадавшей) вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 1 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации, а также вкладышем установленного образца;
- участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС категории 2 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации;
- гражданина (гражданки), эвакуированного (эвакуированной) в 1986 г. из зоны отчуждения, категории 2 серии Б;
- гражданина (гражданки), постоянно проживавшего (проживавшей) в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия решения Правительства Украины об отселении (распоряжение Совета Министров УССР от 28.06.89 г. № 224), категории 2 серии Б.
Лица, награжденные Грамотой Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют ее копию.
При этом следует обратить внимание на то, что согласно п. 3 Порядка № 1227 периодичность представления подтверждающих документов о получении льготы для плательщика налога, предусмотренной, в частности, в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, соответствует установленным Минздравом Украины срокам их пересмотра.
Облагается ли налогом на доходы физических лиц выплата пособия пострадавшему вследствие аварии на ЧАЭС категории 1 (пособие выплачивается согласно ст. 20 Закона № 796), предоставленного при увольнении в связи с сокращением штата? Как рассчитать такое пособие?
Порядок осуществления плательщиком налога трудовой деятельности и порядок начисления, выплаты ему вознаграждения вследствие осуществления такой деятельности регулируются КЗоТ, Законом об оплате труда и другими законодательными и нормативными актами, в том числе Инструкцией № 5.
При увольнении работников ст. 44 этого Кодекса предусмотрена выплата выходного пособия. При этом выходное пособие выплачивается работникам при их увольнении на основаниях, предусмотренных этим Кодексом, а также коллективными договорами (соглашениями).
Законом № 796 установлено, что при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников им, в частности, выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной заработной платы.
Исчисление среднемесячной заработной платы для начисления сумм выходного пособия при увольнении осуществляется в соответствии с Порядком № 100, п. 2 которого предусматривает, что исчисление среднемесячной заработной платы для расчета выходного пособия при увольнении осуществляется исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих месяцу, в котором состоялось увольнение.
При этом работникам, проработавшим на предприятии, в учреждении, организации меньше двух календарных месяцев, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время. Если в течение последних двух календарных месяцев работник не работал, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие два месяца работы.
В соответствии с п. 8 Порядка № 100 начисление выплат, которые исчисляются из среднемесячной заработной платы за последние два месяца работы, осуществляется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку. Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней за этот период.
Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного количества рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства.
Согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса заработная плата для целей раздела IV этого Кодекса — это основная и дополнительная заработные платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, определенный ст. 165 Налогового кодекса, в которой, в частности, отсутствует отдельная норма об освобождении от налогообложения выходного пособия, выплачиваемого работникам при их увольнении.
Таким образом, выходное пособие в связи с увольнением работника, в том числе выплачиваемое в соответствии с Законом № 796, для целей Налогового кодекса считается доходом, получаемым в виде заработной платы, налогообложение которого осуществляется на общих основаниях с применением ставки 15 и/или 17% (в зависимости от полученных доходов в отчетном месяце).
Мужчина в 1986 г. был эвакуирован из г. Припяти. В 1988 г. работал в зоне отчуждения почти два месяца. Имеет ли он право на досрочный выход на пенсию?
Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, работавшим в зоне отчуждения в 1988 г. не меньше 30 календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.
Пенсионный возраст по желанию лица может быть снижен только на одном основании, предусмотренном этой статьей, если не обусловлено другое. То есть пенсионный возраст мужчины будет снижен на десять лет как лицу, эвакуированному из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г. Право на пенсию по возрасту он приобретет по достижении 50-летнего возраста.
«Чернобыльские» выплаты: основания и компенсация
К работам по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы мужчина привлекался трижды: в сентябре 1986 г. — два дня работы в зоне отчуждения, в мае 1987 г. — пять дней и в сентябре 1989 г. — 15 дней. В каком возрасте ему будет назначена пенсия по возрасту?
В соответствии со ст. 55 Закона № 796 участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавшим в зоне отчуждения в 1986 г. с момента аварии до 01.07.86 г. независимо от количества рабочих дней и с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. — не меньше пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на десять лет. Лицам, которые в период с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. работали в зоне отчуждения от одного до пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.
Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавшим в 1987 г. в зоне отчуждения не меньше 14 календарных дней, пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста на восемь лет, а участникам ликвидации, работавшим в 1987 г. от 10 до 14 календарных дней, — на пять лет.
Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в течение одного месяца в 1989 г. и в течение пяти дней в 1987 г. не дает права на снижение пенсионного возраста, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
То есть за работу в зоне отчуждения в течение двух дней в сентябре 1986 г. пенсионный возраст снижается на пять лет, следовательно, право на назначение пенсии по возрасту мужчина приобретет по достижении 55-летнего возраста (60 — 5).
Получить удостоверение пострадавшего при ядерной катастрофе в Чернобыле могут все граждане, находившиеся на тот момент на указанной территории. Согласно статистике, таких немало, и не только в России. Все пострадавшие делятся на категории: люди, которые получили поражение в определенных условиях, и те, у которых присутствуют различные степени нарушений здоровья вследствие ядерного облучения.
Существуют категории льготников, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС:
- 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
- 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
- 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
- 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.
Граждане России могут получить 2 льготную категорию, если смогут подтвердить факт проживания на территории АЭС в г. Чернобыль не менее двух недель.
Существуют льготы для чернобыльцев в 2022 году, на которые можно рассчитывать на основании полученного удостоверения. Разберем подробнее.
Делится на подкатегории согласно типу налога:
- Налог на землю. Льгота дает право на снижение стоимости налоговой базы на 10 000 руб. Реализовать его можно только в отношении земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании на бессрочной основе. Каждый регион может вводить отдельные дополнительные льготы в части начисления и уплаты налога.
- Налог на транспорт. Льгота устанавливается каждым регионом, на уровне федерации отсутствует. Например, в Москве чернобыльцы освобождены от уплаты налога на одно транспортное средство, однако перечень исключает владение водным и воздушным ТС, сани с мотором или двигателем, снегоходы.
- Имущественный сбор. Льгота введена в 2019 году, а до этого периода чернобыльцы были освобождены от уплаты этого налога. По новым правилам, чернобылец вправе не платить налог только за одну единицу имущества (из перечня) в собственности, а на остальную недвижимость предоставляется налоговая льгота.
- НДФЛ. Чернобыльцу предоставляется налоговый вычет в размере до 3000 руб. в зависимости от принадлежности к определенной категории льготников, пострадавших в аварии на Чернобыльской АЭС.
Налоговые льготы не подлежат суммированию: если человек имеет право на несколько, предоставляется самая выгодная.