Маленькая выплата по ОСАГО что делать в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маленькая выплата по ОСАГО что делать в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На практике почти во всех случаях пострадавшие получают меньше, чем нужно. Если это выплата наличными, то ее не хватает на необходимый ремонт. Если выбран ремонт, сервис может указать на необходимость доплаты. И так случается повсеместно. Но небезосновательно.

При расчете положенной выплаты учитывается износ транспортного средства, его деталей. И это самый главный фактор, из-за которого рассчитанная сумма страхового возмещения неприятно удивляет автовладельца.

То есть, если ваше авто выпущено в 2010 году, то износ деталей явно будет большим, и вы давно не тратились на их замену. После ремонта вы получаете новые детали, и вроде как частично должны оплатить их из своих средств, так как ранее установленные и поврежденные были изношены.

По закону максимальное занижение за износ — 50%, оно рассчитывается по специальной утвержденной формуле.

Страховая компания выплатила недостаточно денег: что делать и как подать в суд?

Вообще, сначала нужно объективно оценить ситуацию. Если у вас старое авто, скорее всего, к нему применен большой коэффициент износа, который может достигать 50%. Но, конечно, если машина относительно новая, а сумма сильно занижена, нужно разбираться.

Откуда может взяться занижение цены:

  1. Машина далеко не новая, имеет высокую степень износа.
  2. Погрешности эксперта, который недооценил повреждения.
  3. Учтены цены на запчасти из установленного реестра, которые ниже реальных.
  4. Законна погрешность 10%, примененная страховщиком. И можно не сомневаться, что он ее применил.

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

После внесения поправок автовладелец не может выбирать, получить ему денежную компенсацию или оплату ремонта. При участии в ДТП автомобиль будет направлен на ремонт, где ему устранят поломки и по необходимости заменят запчасти.

После того, как страховая компания приняла заявление, у нее есть 20 дней, чтобы выписать вам направление на ремонт. Если вы настаиваете на том, чтобы выбрать автомастерскую, которая не указана в списке компании, процедура может занять больше времени. В некоторых случаях крайним сроком становится месяц.

Сам ремонт по ОСАГО должен быть выполнен за месяц. Причем дни начинают отсчитываться с того момента, как машина была доставлена в сервис. Если ремонт по ОСАГО затянулся, то страховая должна выплатить вам компенсацию. Исключение – когда страхователь не имеет ничего против более длительного ремонта.

Присутствуют некоторые случаи, когда вместо ремонта вы все же можете потребовать денежную компенсацию по ОСАГО. Например, когда автомобиль просто невозможно отремонтировать. Другой вариант – когда нанесен вред самому автовладельцу. Причем здесь учитывается как смерть водителя, так и травмы средней и тяжелой степеней тяжести.

Если же ремонт сильных повреждений возможен, но он превышает максимальный порог страховой выплаты ОСАГО, вам также могут возместить все средства в денежном виде. Иногда удается договориться с компанией, и она по собственному желанию возмещает урон деньгами.

При наступлении страхового случая ОСАГО и обращении к страховщику, он направит авто на независимую экспертизу, которая определит масштабы повреждений и даст направление на ремонт.

Далее машина отправляется в автомастерскую, где осуществляется ремонт. Если возникает необходимость в замене запчастей, то комплектующие в обязательном порядке должны быть новые. Для установки б/у деталей необходимо подписать соответствующее соглашение со страховой компанией по ОСАГО. А они, как правило, редко соглашаются на такие условия.

Стоимость ремонта рассчитывается по своеобразной методике, которая имеет свои особенности. Например, стоимость покраски авто может и не включаться. А может окрашиваться только поврежденная поверхность, а не деталь полностью.

Также стоит учитывать, что цена запчастей по ремонту ОСАГО берется не по чекам, а из специальных справочников с усредненными данными. То же самое можно сказать и про автомастерские. Не важно, какая в итоге будет сумма в чеке: данные берутся не оттуда.

Если итоговая сумма ремонта превышает максимальный порог страховки, то разницу водитель возмещает самостоятельно.

Страховая насчитала сумму выплаты меньше, чем стоимость ремонта – что делать?

При возникновении каких-либо разногласий со страховой компанией по ОСАГО обязательным условием для обращения в суд является составление письменной досудебной претензии.

Ранее разногласия между сторонами возникали в основном из-за размера выплат. Поскольку ремонт по ОСАГО рассчитывается по установленным ЦБ показателям, оспорить сумму вряд ли будет возможно. Однако при просрочке срока ремонта вы вправе направить дело в суд.

Также не стоит забывать, что вы все еще имеете право получить денежную компенсацию. Поэтому если ваш случай попадает под один из описанных выше, но страховая фирма отказывается возмещать ущерб деньгами, вы также вправе обратиться в суд.

Прежде, чем отправлять претензию, вам может понадобиться провести независимую экспертизу. Официально делается это за счет страховой компании. Однако если она отказывается оплачивать расходы и вы платите из своего кармана, то при дальнейшем обращении в суд и положительном исходе дела затраты вам должны возместить.

В претензии указываются данные обеих сторон, излагается суть претензии и при необходимости указываются банковские реквизиты, на которые должны быть переведены деньги (например, при просрочке).

В страховой компании по ОСАГО настаивайте на том, чтобы работник задокументировал то, что претензия была принята. В противном случае вы вряд ли докажите то, что действительно отдавали ее компании. Если сотрудник отказывается принимать документ, вы можете отправить его письмом с уведомлением либо курьером.

Претензия по ремонту ОСАГО должна быть рассмотрена в течение пяти календарных дней с момента получения. Если в этот срок вы не получили отказ либо не получили ответа вообще, можно обращаться в суд.

В исковом заявлении с претензией по ремонту страховой ОСАГО должна быть вся необходимая информация о сути вашего дела. Кроме подробного описания вашей проблемы желательно также указывать ссылки на нормативно-правовые акты, согласно которым действия страховой компании можно признать неправомерными.

При каждом обвинении необходимо ссылаться на тот закон, который подтверждает правомерность ваших действий. Не лишним будет также упомянуть те документы, которые будут прилагаться в качестве доказательств.

Далее необходимо указать, что именно вы просите от страховой компании. Это может быть неустойка за задержку ремонта, выплату по страховому случаю исходя из ваших исключительных обстоятельств и другое.

Внизу следует поставить дату написания заявления и подпись.

Размер выплат ОСАГО в большой степени зависит от состояния авто на момент аварии и нанесенных повреждений. Оценивают они с помощью независимой экспертизы. Так как направляет и оплачивает экспертизу страховая фирма, то и выбор фирмы остается за ней. И глупо было бы предположить, что между оценочными и страховыми фирмами нет никаких договоренностей.

Поэтому нередко случается такое, что страхователь с итоговой суммой не согласен. Не стоит забывать, что вы можете провести независимую экспертизу самостоятельно, в любом другой компании.

Также стоит помнить об особенностях подачи заявления. Исходя из процедуры ремонта ОСАГО, подавать заявление нужно не по месту своего жительства, а по месту нахождения страховой компании.

Несмотря на то, что правила страхования изменились, шанс получить деньги вместо ремонта все еще довольно велик. Поэтому если вы считаете, что ваш случай попадает под один из возможных для получения компенсаций, не бойтесь воспользоваться своим правом получить выплаты.

В документах, которые регламентируют действие ОСАГО, периодически происходят изменения. В 2022 году были изменены правила начисления компенсации по автостраховке.

Выплаты начисляются в нескольких случаях:

При повреждении автомобиля. По страховке выплачивается компенсация, если в результате аварии появились повреждения на машине, либо она полностью разрушена и не подлежит восстановлению. Максимальная выплата в этом случае составит 400 тыс. рублей.

В случае причинения вреда здоровью. Если в результате аварии кто-то пострадал, то страховая компания также должна будет компенсировать пострадавшему затраты на лечение. Выплаты в этом случае достигают 500 тыс. рублей. В данном случае страховая должна выплатить компенсацию всем пострадавшим в ДТП.

При летальном исходе участника аварии. Если погиб один или несколько участников аварии, то родственникам будет выплачено по 475 тыс. рублей. Также страховщик выплачивает 25 тыс. рублей на ритуальные услуги.

При составлении Европротокола. Если водители самостоятельно заполнят Европротокол, то они могут рассчитывать на получение выплат без ожидания сотрудников ГИБДД. Поскольку документ легко оформить, то и выплаты будут небольшими – порядка 100 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге до 400 тыс. рублей.

В случае если в ДТП виноваты оба. Зачастую в аварии оказываются виновными оба водителя. Тогда на основе независимой экспертизы устанавливается данный факт и выплаты делятся пополам.

Например, если присвоена максимальная выплата 400 тыс., то каждый получит по 200. Если ДТП оформлялось по Европротоколу, то делить будут сумму в 100 тыс. также на двоих.

Чтобы получить выплаты по страховке ОСАГО, необходимо выполнить некоторые действия.

  • Сначала необходимо информировать страховую компанию о произошедшем ДТП.
  • Вместе с заявлением на выплаты водитель должен предоставить документы, перечень которых указан в договоре страхования.
  • После подачи заявления страховщик оценивает степень причиненного ущерба.
  • Если все документы поданы, требования по договору соблюдены, водитель получит деньги на ремонт авто или на лечение.

После рассмотрения заявления на выплаты по автостраховке, компания может назначить независимую экспертизу. Она проводится для того, чтобы оценить ущерб.

Важный момент! Водитель не должен делать ремонт до экспертизы, так как страховая не сможет оценить ущерб. Это может стать причиной отказа в выплате.

Не редкость, когда страховые компании отказывают в выплатах или занижают сумму. Особенно это касается водителей, у которых оформлено только ОСАГО. По статистике за 2020 год основная масса обращений за выплатами была именно по обязательной страховке.

Для разрешения споров по ОСАГО есть специальная должность – финансовый уполномоченный. Финомбудсмен является промежуточным этапом между жалобой в страховую компанию и судом.

Если страховая компания отказывается платить по ОСАГО и необъективно занизила сумму выплат, то автовладелец может обратиться к финомбудсмену. Он проведет независимую экспертизу, чтобы установить сумму выплат. Особенно сложно в этом плане обстоят дела с выплатами по причинению вреда здоровью.

По закону причинение вреда здоровью является ответственностью водителя независимо от его вины. Но многим пострадавшим отказывают в компенсации из-за того, что вина водителя не доказана.

Тем не менее, если пострадавший не согласен с решением страховой, сначала нужно написать жалобу именно в компанию. Страховщику не выгодно, чтобы дело дошло до финомбудсмена.

Согласно статистике от службы финансового уполномоченного, первое место по жалобам занимает компания Росгосстрах. Второе место – СОГАЗ, третье – компания АльфаСтрахование.

Но также стоит учесть, что данные компании самые востребованные по ОСАГО, поэтому высокие показатели обращений соответствует популярности данных страховых.

Когда речь идет о ремонте авто, часто водитель остается не доволен размерами выплат от страховой. Стоимость запчастей в разных магазинах отличается, поэтому в данном случае должна быть налажена работа страховой.

Но Союз Страховщиков заявляет, что несмотря на недовольства водителей средняя выплата по ОСАГО составляет порядка 70 тыс. рублей. Поскольку основная часть авто – это машины старше 10 лет, то данной суммы должно хватать.

Цены на автозапчасти продолжают расти, но пересчет лимитов по выплатам ОСАГО пока не планируется.

Таким образом, чтобы страховая выплатила как можно больше по полису ОСАГО, водитель может обратиться к финансовому уполномоченному для решения споров.

Согласно данным Российского союза автостраховщиков, из 262 территориальных коэффициентов по ОСАГО для автомобилей снижены 143, без изменений осталось 45. Соответственно, повышение затронуло 74 коэффициента.

Снижение коснулось практически всех крупных населенных пунктов, например, в Москве (с 1,9 до 1,8), Московской области (с 1,63 до 1,56), Санкт-Петербурге (с 1,72, до 1,64), Ленинградской области (с 1,27 до 1,24), Уфе (с 1,72 до 1,64), Казани (с 1,9 до 1,8) и Екатеринбурге (с 1,72 до 1,64).

Банк России изменил также коэффициент по возрасту и стажу водителя. Например, для водителей от 16 до 21 года без стажа вождения тариф теперь умножается на 2,27 (ранее — на 1,93). Для неопытных водителей 22–24 лет коэффициент вырастет с 1,79 до 1,88. Для водителей 25–29 лет без стажа показатель почти не изменится. То есть ОСАГО для этих категорий автовладельцев точно подорожает. Что касается опытных водителей старше 40 лет и со стажем более 10 — то для них коэффициент снизили.

В апреле 2022 года введут новый расчет коэффициента бонус-малус (показатель безаварийного вождения). Для тех водителей, которые в течение года были признаны виновными в трех и более авариях, базовый тариф будет умножаться на 3,92 (сейчас — на 2,45). А для тех, кто десять лет не попадал в ДТП или не был признан их виновником, КБМ будет составлять не 0,5, как раньше, а 0,46. Для неопытных водителей, у которых еще нет истории КБМ, первый коэффициент будет составлять 1,17 вместо 1.

Страховая мало выплатила по ОСАГО в 2022 году

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

Всего существует три вида выплат, которые может получить владелец страхового полиса. За них можно получить деньги, фиксированной законодательством суммы. А именно:

  1. За нанесение вреда имуществу. Согласно действующим правилам полиса ОСАГО, каждый пострадавший может получить до 400 000 российских рублей.
  2. За причинение вреда здоровью или жизни. Если в результате ДТП нанесены увечья или травмы, пострадавшая сторона может получить до 500 000 российских рублей компенсации.
  3. За смерть застрахованного лица. В данном случае выплата делится на две части. Первые 475 000 российских рублей получает лицо, указанное как выгодоприобретатель. Другую часть, в размере 25 000 российских рублей получает организатор погребения.

%colored_text_box=8%

Существует вероятность, что пассажир, пребывающий в транспортном средстве на момент ДТП, был застрахован в другой организации. В этом случае действие полиса ОСАГО на него не распространяется.

Чтобы лицо, имеющее оформленный страховой полис ОСАГО, смогло получить компенсацию, понадобится собрать комплект документов. Среди них:

  • заявление, написанное для получения выплаты;
  • договор страхования и протокол, описывающий ДТП с подписями обеих сторон;
  • в зависимости от ситуации – европротокол, документ об административном правонарушении, постановления по делу или отказ от его возбуждения;
  • права собственности на машину;
  • доверенность на управление автомобилем, в случае аварии без участия владельца ТС;
  • расчетный счет для проведения выплаты, а также разрешение социальной защиты, если выгодоприобретатель не достиг совершеннолетия;
  • документы, указанные в правилах и договоре ОСАГО.

Любая страховая организация, имеющая юридическое право выдавать ОСАГО, может проводить выплаты двумя различными способами. Среди них:

  • натуральный;
  • денежный.

Первый тип возмещения ущерба является приоритетным. Это означает, что страховая компания за свои личные деньги, исходя из расчета по полису ОСАГО, проводит ремонтные и восстановительные работы. При этом организация уполномочена сама выбрать СТО. У большинства компаний имеются заключенные договора со станциями технического обслуживания. Если же автомобиль новый и у него не истек срок гарантийного ремонта, его отправляют на восстановление к дилеру. Любые работы, проведенные таким способом, имеют гарантийное обязательство, которое действует 1 год.

Чтобы владелец автомобиля смог получить денежную компенсацию, нужно появление особых условий. Среди них:

  1. Автомобиль получил серьезные повреждения, которые невозможно устранить во время ремонта.
  2. Пострадавший в автомобильной аварии погиб.
  3. Водитель получил тяжелые и средней тяжести травмы, а также указал именно этот вид компенсации в заявлении.
  4. Стоимость ремонтных работ оценивается дороже, чем максимально допустимая выплата.
  5. Потерпевшим является инвалид, имеющий медицинское заключение, разрешающее управление транспортным средством. При этом он обязан указать этот способ выплаты в заявлении.
  6. Если станция обслуживания, из перечня тех, с которыми заключен договор страховой компании, не может выполнить ремонтные работы из-за отсутствия компетенции.

%colored_text_box=12%

После того, как претензия была юридически грамотно составлена, ее вместе с копиями, отсылают в юридический отдел той страховой организации, где был получен полис ОСАГО и зафиксировано нарушение. Выполнить эту процедуру можно лично. При этом подающему претензию лицу выдается номер документа и отметка о вручении. Также, можно отправить письмо почтой. Его необходимо оформить как заказное с уведомлением.

Если ответ не поступил по истечению выделенного периода на рассмотрение заявления, можно обращаться в компании, защищающие права страхователей.

Начиная с 2014 года, все страховые компании обязаны при расчете суммы ущерба использовать единые стандарты, утвержденные Центральным банком. Однако даже при наличии единых стандартов автолюбители сталкиваются с такой проблемой, как занижена выплата ОСАГО.

Все дело в том, что такое случается по ряду причин. Рассмотрим каждую:

  • Способ оценки. Все специалисты делают осмотр, как говорится на ощупь и глаз. В результате этого итоговая сумма ущерба может значительно различаться.
  • Профессиональные навыки специалиста. Не секрет, что многое зависит от профессионализма эксперта. Опытные специалисты могут подготовить отчет не только быстро, но и максимально достоверно, чего нельзя сказать про новичков.
  • Условия осмотра. Это основной фактор, который играет значимую роль. Машина должна быть представлена в чистом виде, в светлое время суток. При плохом освещении часть повреждений может быть не замечена и не учтена при составлении отчета.

Необходимо учитывать, что страховщики могут занизить сумму компенсационной выплаты также по законным причинам.

Среди законных причин опытные эксперты выделяют три. Рассмотрим их детально:

  1. Износ деталей. Это самая актуальная причина, почему финансовые компании снижают сумму компенсационной выплаты. Если изучить судебную практику, то практически 80% автолюбителей отстаивают права именно по этой причине. Начиная с 2014 года, Центральный банк установил максимальный предел снижения заменяемых деталей, который составляет 50% от их реальной рыночной цены.
  2. Вычитание повреждений из итоговой сметы. В данном случае страховщики просто не принимают к учету расходы, которые необходимы для восстановления лакокрасочного покрытия (ЛКП), если на транспортном средстве повреждено более 25%. Также не учитывается повреждение при наличии коррозии на поврежденном элементе.
  3. Расчет ущерба без учета УТС. Это также «больная тема», по поводу которой ведутся частые разбирательства в судебном порядке. Согласно закону каждая компания обязана компенсировать утерю товарной стоимости. На практике дела обстоят иначе, и страховщики удерживают сумму.

Если после проведения независимой экспертизы и изучения правил и закона вы точно поняли, что финансовая компания выплатила деньги с нарушениями, то стоит отстаивать свои права. Если есть возможность, то лучше поручить все вопросы опытному юристу.

Важно! По всем вопросам вы всегда можете проконсультироваться с опытным экспертом на нашем портале. При необходимости он поможет подготовить претензию или иной документ, для отстаивания интересов в суде.

Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Чтобы получить выплату в полном размере, при наступлении страхового события необходимо следовать простому алгоритму действий.

Необходимо:

  1. Остановить транспорт и поставить знак аварийной остановки.
  2. Уточнить, если ли у виновной стороны бланк договора ОСАГО и получить все необходимые для себя сведения: наименование компании, номер бланка, срок действия и дату оформления.
  3. Вызвать сотрудника ГИБДД или аварийного комиссара.
  4. Заполнить европротокол, который предоставляется при покупке автогражданки.
  5. Сфотографировать машины на месте ДТП на камеру своего телефона. Это необходимо если не вызывается сотрудник ГИБДД.
  6. Предоставить нужные данные сотруднику ГИБДД, внимательно изучить протокол и подписать, если все указано достоверно.
  7. Как можно скорее посетить офис страховой компании и предъявить необходимые документы.

Важно! Согласно правилам пострадавшая сторона может обратиться как в компанию виновника, так и свою, в которой был куплен ОСАГО. Что касается сроков выплаты, то они едины, независимо от выбранного варианта.

В завершение можно отметить, что автолюбители часто сталкиваются с такой проблемой, как заниженная выплата по ОСАГО и не знают что делать. Главное – это подготовить претензию и обратиться к страховщику. Если компания отказывает, то можно обращаться в суд.

Для того чтобы правильно подготовить все необходимые документы рекомендуем обратиться за помощью к эксперту на нашем портале. Оставьте ваши координаты в специальной форме.

Если вы сталкивались с такой проблемой, то просим оставить отзыв и рассказать другим читателям нашего портала:

  • куда обращались за выплатой;
  • насколько страховщик урезал компенсацию, в денежном выражении;
  • как получили разницу.

Что такое ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, при котором объектом страхования выступает ответственный за урон, нанесенный водителем во время дорожно-транспортного происшествия чужому авто и/или водителю. Лечение, ремонт и другие значимые расходы оплатит страховая компания виновника.

Все владельцы авто приобретают полис автогражданской ответственности у компании, имеющей лицензию на ведение страховой деятельности. Название «Обязательное страхование автогражданской ответственности» и его аббревиатура утверждены законодательно.

Принципы автогражданской ответственности:

  • у каждого владельца есть ОСАГО = каждый получит компенсацию, если не является виновником аварии,
  • страхователь – тот, кто страхует ответственность,
  • страховщик – лицензированная страховая компания,
  • страховая гарантирует возмещение ущерба потерпевшему,
  • закон запрещает езду без обязательного полиса,
  • предусмотрен штраф за вождение без автогражданки.

Рассмотрим на примере: утром вы едете на работу, подъезжая к светофору, вдруг замечаете, что машина перед вами резко тормозит. На дороге гололедица, и вы не успеваете затормозить, в результате – прямое попадание в бампер переднего автомобиля. Ваша машина пострадала меньше, ее вы отремонтируете сами, если нет каско, а вот машину потерпевшего починят за счет вашей страховой компании. По закону, у вас должно быть ОСАГО, вы предъявляете его инспектору или в ГИБДД, если оформите аварию по европротоколу.

Специфика ОСАГО:

  • страховка действует 12 месяцев, действие заканчивается сразу, заключить следующий договор надо заблаговременно;
  • полис предъявляют инспектору или сотруднику ГИБДД в бумажном/электронном виде,
  • объект страховки – ответственность виновника ДТП,
  • в документ вписывается до 3-х водителей, есть вариант купить страховку без ограничений (стоит дороже).

КБМ, коэффициент бонус-малус показывает, сколько водитель проехал без аварий. Его рассчитывают для каждого автолюбителя, исходя из информации о компенсации за ДТП, которые были выплачены по его договорам.

Коэффициент позволяет учесть риск того, что авто попадет в аварию по вине страхователя. Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис. Минимальный бонус-малус – 0,5, его обладателям гарантированы низкие цены на страховку, самый высокий – 2,45, что увеличивает базовую ставку почти в 2,5 раза.

Рассчитывают бонус-малус раз в год, 1 апреля, он сохраняется неизменным до конца марта будущего года. Любая авария за этот промежуток времени отразится на расчете стоимости страховки в следующем страховом периоде.

12 месяцев без аварий – коэффициент увеличивается на 0,05%, а значит позволит получить скидку 5%.

Страховщики берут значения бонус-малус из автоматизированной информационной системы обязательного страхования Российского союза автостраховщиков.

С апреля 2022 года вводятся нововведения при расчете КБМ:

  • если за год вы побывали в трех и более авариях, где признаны виновником, основной тариф нужно будет умножить на 3,92 (ранее сумма умножалась на 2,45);
  • если вы 10 лет не попадали в аварии по своей вине, то ваш коэффициент составит 0,46 (ранее – 0,5);
  • для новичков без истории вождения начальный коэффициент составит 1,17 (ранее – 1).

Новые правила расчета бонус-малуса были поддержаны Банком России: проект закона, представленный Министерством финансов, предполагает увеличение выплат при уроне здоровью и жизни потерпевших до 2 млн, также теперь выплачивают стоимость запчастей без учета возраста авто. Это потенциально увеличит траты на ОСАГО почти вдвое.

Но есть хорошая новость – увеличение стоимости будет проходить поэтапно: сначала увеличат компенсации при ущербе физическому состоянию потерпевших, а далее – выплаты на восстановление авто без учета его возраста.

Обязательную страховку авто можно оформить в компании лично или онлайн, на сайте страховой. Сначала вы выбираете страховщика, Центробанк рассчитывает базовую ставку и коэффициент, устанавливая коридор, в рамках которого компания рассчитает цену для вас. Сравните цены у нескольких надежных поставщиков страховых услуг, они могут значительно отличаться.

С августа 2021 года водители могут приобрести обязательную страховку без техосмотра. Правило действует для физлиц.

Какие документы нужны для оформления страховки:

  • российский паспорт,
  • права собственника машины и тех, кто будет вписан в страховку,
  • ПТС,
  • свидетельство о регистрации,
  • доверенность, паспорт доверенного лица.

Люди с ограниченными возможностями могут получить компенсацию за покупку страховки автоматически, без подачи заявлений и документов, размер компенсации – 50% от стоимости услуги.

При продлении уже имеющегося полиса привезите копию старого документа или распечатку электронной версии.

По правилам, обязательное страхование нужно оформить не позднее, чем через 10 дней после покупки авто до постановки на учет. Самое правильное решение для начинающих – ни одного километра без OSAGO.

Мошенники работают преимущественно с сайтами страховых компаний: создают копии платежных страниц, вы вводите данные карты, проводите оплату несуществующего полиса.

В офисе компании агент может вписать в договор дополнительные услуги, что увеличит сумму страховки. Внимательно следите за тем, что подписываете и куда переводите средства.

После оформления документов проверьте, есть ли он в списках действительных страховых полисов:

  1. зайдите на сайт РСА,
  2. выберите вкладку онлайн-проверки,
  3. введите серию и номер, дату оформления,
  4. подтвердите, что вы не робот,
  5. запустите поиск.

Как получить большую выплату по ОСАГО в 2022 году

С 2015 года появился электронный вариант полиса ОСАГО, его можно оформить на сайте организации не выходя из дома. Опция позволяет быстро и легко оформить страховку на сайте, предварительно сравнив цены от разных поставщиков на сайте-агрегаторе.

Электронный вариант вы получите на почту: распечатайте и возите с собой, как обычный документ, или скачайте на телефон, чтобы показать инспектору при необходимости. Заверять электронную страховку не нужно, она действительна с момента покупки.

В таблице приведены все «за» и «против» электронного варианта.

Преимущества Недостатки
Легко оформить Опция не доступна новичкам – нужна история
Можно найти вариант дешевле, чем на месте Возможен отказ по надуманным причинам
Электронный вариант легко открыть и скачать заново Вы заполняете все сами, документ не оформят, если вы допустили ошибку
Удобно, если в вашем населенном пункте нет выбора страховых

По новым правилам владельцы авто смогут дистанционно разорвать договор со страховой, внести поправки и даже вернуть часть страховых средств.

Практика показывает, что отказ страховой компании от ремонта или возмещения ущерба по ОСАГО может быть как законным, так и неправомерным. Для получения более объективного представления о вариантах возможного развития событий имеет смысл рассмотреть несколько наиболее частых ситуаций.

  1. Виновник аварии скрылся с места ДТП. Основанием для отказа в выплате со стороны страховой компании в этом случае становится отсутствие виновной стороны. Но даже если нарушитель не указан в справке о дорожно-транспортном происшествии, практически всегда он устанавливается позднее. А потому отрицательное решение страховой компании является незаконным – возмещение должно быть выплачено пострадавшей стороне в соответствии с условиями полиса ОСАГО. Если виновник все-таки не был установлен, отказ автостраховщика становится обоснованным.

  2. Отзыв лицензии у автостраховщика виновной стороны. Отечественный рынок страхования отличается высокой волатильностью. А потому подобные решения регулятора в лице Центробанка сложно назвать редкими. Но отсутствие лицензии не относится к числу законных причин для отказа в выплате страхового возмещения. Более того, действует процедура, по которой автостраховщик имеет возможность компенсировать понесенные расходы посредством обращения в РСА.

  3. Получение страховки лицом, которое не является владельцем транспортного средства. В подобной ситуации право на получение компенсации имеет исключительно собственник, например, арендодатель в случае, когда машина повреждена по вине арендатора.

  4. Отсутствие диагностической карты. Частая причина для отказа в выплате страхового возмещения, которая является незаконной. Действующая правовая база никак не увязывает наличие диагностической карты транспортного средства с выплатами по ОСАГО.

Приведенный перечень типовых спорных ситуаций, касающихся страхового возмещения по полисам обязательного автострахования, сложно назвать исчерпывающим. А потому самостоятельно разобраться в юридических нюансах конкретного случая удается далеко не всегда. Намного проще и правильнее при возникновении проблем с получением страховки обращаться к профессионалам, способным эффективно защитить законные интересы автовладельца.

Комплекс юридических услуг по оформлению полиса ОСАГО и получению страхового возмещения в рамках обязательного автострахования. Доступные цены и оперативная правовая поддержка. Большой опыт успешного решения проблем клиентов.

Ее проведение не является обязательным требованием для оспаривания действий автостраховщика. Но наличие экспертного заключения, подтверждающего обоснованность позиции автовладельца, нередко становится основанием для успешного досудебного урегулирования спорной ситуации.

Специалисты страховой компании прекрасно понимают, что положительные для страхователя результаты экспертизы – трасологической, оценочной или любой другой – с высокой долей вероятности означают аналогичное решение контролирующих или судебных органов. А потому нести дальнейшие расходы на разбирательство в суде или другие подобные мероприятия попросту не стоит, так как они также будут взысканы автовладельцем.

Введение нового института для обжалования действий страховой компании в лице финансового уполномоченного не освобождает от необходимости получать письменный отказ в выплате компенсации. Если автостраховщик не отвечает на заявление автовладельца, последний должен подождать 20 дней, после чего получает право на подачу претензии или другие действия, предусмотренные актуальной редакцией отечественного законодательства.

Реформа ОСАГО-2022: что будет с ценами на полисы

Обязательное страхование автогражданской ответственности гарантирует пострадавшему получение компенсации ущерба вследствие ДТП.

Выплата страхового возмещения пострадавшему производится страховой компанией виновника согласно Федерального Закона № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года.

Законом контролируются все вопросы по ОСАГО: от перечня страховых случаев, суммы страхового покрытия, рисков, франшизы, оформления ДТП и сроков до условий, порядка и формы осуществления выплаты страхового возмещения.

Полис ОСАГО покрывает следующие риски:

  • Имущественные — возмещается ущерб, причиненный имуществу третьих лиц (пострадавших). Это касается не только автомобилей, но и недвижимого и прочего имущества, принадлежащего физическим или юридическим лицам.
  • Жизни и здоровья — возмещаются затраты на лечение или связанные со смертью лиц, пострадавших в ДТП.

Моральный ущерб и упущенную выгоду полис ОСАГО не покрывает. Эти затраты понесет виновник ДТП согласно действующего законодательства.

Также стоит помнить, что полис ОСАГО покрывает только случаи ДТП (подробный перечень случаев, являющихся страховыми, приведен в Законе об ОСАГО). Это значит, что участники аварии не могут претендовать на выплату денег от страховой компании в случае, если они покинули место происшествия без надлежащего оформления ДТП.

Стоимость полиса обязательного автострахования зависит от ”безубыточности” автомобиля. Чем чаще водитель становится виновником ДТП, тем дороже обойдется страховка для автомобиля виновника при расчете на следующий период. Для этого разработана система повышающих стоимость полиса коэффициентов. Подобная практика дисциплинирует автовладельцев и является своеобразной профилактикой ДТП.

С 1 апреля 2015 года лимиты страховых сумм по полисам автострахования увеличились и на данный момент составляют:

  • по ущербу, причиненному жизни или здоровью каждого потерпевшего — 500 тысяч рублей.
  • по ущербу причиненного имуществу каждого потерпевшего — 400 тысяч рублей.

При расчете компенсационной выплаты потерпевшему страховые компании теперь также учитывают такие факторы, как марка, модель и год выпуска автомобиля, его фактический износ на момент ДТП, стаж вождения водителя и место использования транспортного средства.

Согласно поправкам от 28 апреля 2017 года в Закон об ОСАГО, теперь возмещение пострадавшим в ДТП будет производиться преимущественно в виде выполнения ремонтных работ, когда страховая компания платит непосредственно на СТО, которое этот ремонт проводит. Страховые выплаты в денежной форме остались, но встречаются реже.

Получить от страховой деньги в качестве компенсации ущерба возможно, если в радиусе 50 км от места ДТП или места проживания пострадавшего нет квалифицированного автосервиса.

Стоит отметить, что обращаться в страховую компанию необходимо как пострадавшему в ДТП (для заявления намерений на получение страхового возмещения), так и виновнику. В случае, если виновник не обратился в страховую с извещением, страховая компания по Закону будет иметь право взыскать с виновника сумму выплаченного пострадавшему страхового возмещения в порядке регресса.

В течение 3 дней с момента ДТП виновник должен обратиться в страховую компанию для подачи извещения.

Виновник ДТП подает следующие документы:

  1. Справку из ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии.
  2. Протокол административного нарушения (копия).
  3. Постановление или отказ в возбуждении дела об административном нарушении, при условии, что они были получены в дорожной полиции.

Срок обращения в страховую компанию пострадавшего после ДТП по ОСАГО в 2022 году составляет 5 дней.

В свою очередь пострадавший в ДТП подает в страховую компанию виновника следующие документы:

  1. Заявление о выплате возмещения.
  2. Документы на автомобиль в копии: СТС, ПТС, полис ОСАГО, доверенность, если заявитель представляет интересы владельца машины.
  3. Паспорт (копия).
  4. Подтверждение вызова на осмотр (копия телеграммы, факса).
  5. Акт об оценке причинённого ущерба.
  6. Документы, подтверждающие расходы, понесенные заявителем после ДТП (почтовые расходы, расходы на проведение дополнительных экспертиз и т.д.).

Страховая компания назначает экспертизу повреждений, которую проводит сертифицированный эксперт-оценщик. На основании этой оценки составляется калькуляция ущерба. Согласно Закона Об ОСАГО в течение 90 дней с момента подачи сторонами всех необходимых документов страховая компания обязана произвести выплату страхового возмещения пострадавшему.

Виновник в ДТП согласно Закона не может претендовать на получение компенсации по полису ОСАГО.

Поэтому единственный для виновника способ отремонтировать свой автомобиль — это предварительное страхование КАСКО. Страховка КАСКО покрывает риски, которые могут быть нанесены застрахованному автомобилю вне зависимости от виновности водителя за рулем.

Легковые ТС юрлиц 3127,4 – 6636,7
Легковые ТС физлиц и ИП 4694,9 – 10 328,4
Легковые такси 5466,3 – 18 276,1
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 1187,5 — 2941,2
Легковые ТС юрлиц 1 646 – 3 493
Легковые ТС физлиц и ИП 2 471 – 5 436
Легковые такси 2 877 – 9 619
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 625 — 1548
  • Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.
  • Можно дистанционно расторгнуть или внести коррективы в договор автогражданки (в стадии тестирования).
  • Продажа полисов не зависит от прохождения техосмотра — действует только для физлиц.

Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планируют отменить позже — на следующем этапе реформы в 2022 году. Как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 1,99; минимальный — 0,64.

Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2022 году минимальная премия не может быть ниже 2746 рублей.

1. Получите копию независимой экспертизы, на основе которой Страховщик произвел выплату. Фотографии поврежденного автомобиля к ней прилагаются.

2. Произведите на их основании полученных фотографий свою независимую экспертизу.

3. Напишите досудебную претензию. Для самостоятельного её составления рекомендуем воспользоваться нашим образцом. Если с написанием досудебной претензии у Вас возникли проблемы – обратитесь к юристу. Ответ страховой компании по ОСАГО, который должен быть выдан в письменном виде, будет считаться официальным отказом Страховщика от своих обязательств. Его можно будет использовать в суде.

4. Если досудебная претензия не вразумила страховую компанию, остаётся обращаться в суд. Для этого составляется исковое заявление. Прикладываем все документы и по месту своей прописки или регистрации ответчика (страховой компании) подаем в мировой суд.

В подавляющем большинстве случаев суд на стороне автовладельцев, поэтому рекомендуем не тратить свое время и нервы и обратиться к автоюристу. В конечном итоге за все заплатит страховая компания.

Постановлением пленума Верховного суда РФ было утверждено, что Страховщик обязан помимо суммы недоплаты заплатить Страхователю штраф в размере 50% от суммы недоплаты. Страхователь также вправе потребовать возместить моральный вред, причиненный ему вследствие отказа в выплате или выплатой недостаточной для ремонта суммы.

К примеру, страховая компания неправомерно отказала Вам в выплате. Вы обратились к независимому эксперту, который оценил ущерб Вашему авто в 110 000 руб.

Далее Вы нанимаете юриста либо самостоятельно составляете исковое заявление в суд, который потом выигрываете. В таком случае Вы получите:

  • 110 000 руб. (сумму ущерба),
  • 55 000 руб. (штраф 50% от суммы недоплаты),
  • 15 000 руб. (возмещение стоимости услуг юриста),
  • 4 000 руб. (возмещение морального вреда при предоставлении подтверждающих документов)
  • 3 000 руб. (возмещение стоимости независимой экспертизы)

В итоге на Ваш расчетный счет по решению суда поступит 187 000 рублей.

В текущем году по новым правилам закона об автостраховании, компенсационные выплаты в случае ДТП заменены проведением ремонта за счет денежных средств страховой конторы. При этом оценка ущерба производится в стандартном порядке, просто сумма на восстановление машины не передается на руки заинтересованному лицу. Таковой получает уже отремонтированное средство передвижения.

Тем не менее, ситуации, когда не хватает на ремонт по ОСАГО, по-прежнему происходят и автовладельцам следует знать, что следует предпринимать в подобных случаях.

Всего возможны 2 варианта, когда страховая выплата значительно ниже стоимости восстановительных работ:

  1. стоимость устранения повреждений, полученных в результате аварии, превышает лимит, установленный законом;
  2. страховая контора оценила ущерб ниже, чем таковой составляет на самом деле.

Каждый из указанных случаев обладает рядом нюансов, которые стоит учесть, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.