Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отпуска муниципальных служащих в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.
Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.
Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.
Важно! Кроме основного, муниципальным работникам предоставляются и дополнительные отпуска.
К ним относят отпуск за ненормированный день, равный 3 дням, отпуск за вредные условия труда (применяется очень редко), за труд в условиях Крайнего Севера. Помимо этого муниципальные служащие могут брать дополнительный отдых за выслугу лет.
Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2022 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:
Стаж службы, лет | Дополнительный отпуск, календарных дней |
1-5 | 1 |
5-10 | 5 |
10-15 | 7 |
Более 15 | 10 |
Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.
Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.
Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.
Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.
Расчет отпуска муниципального служащего в 2022 году
Кроме обычных наемных работников, существуют еще несколько категорий работников. Одна из них – муниципальные служащие. Это такие же наемные работники, которые:
- Трудятся в органах местного самоуправления, то есть находятся на муниципальной службе. Служащими могут быть только те граждане, которым исполнилось 18 лет
- Вознаграждение за свой труд на должности такие работники получают из местного бюджета
- Служащие выполняют свои функции в интересах работы местного самоуправления
Понятие муниципального служащего дает статья 10 закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года (редакция от 27.12.2022 года). В статье 8 закона поименованы группы должностей муниципальных служащих.
Отпуска служащих за выслугу лет в настоящее время отражаются в пункте 4 статьи 21 закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года. Последняя редакция закона – от 27.12.2022 года.
Согласно пункту 4, дополнительный отпуск предоставляется сотруднику каждый год и не может превышать 10 календарных дней. При этом существует зависимость стажа работы и количества дней дополнительного отпуска.
Продолжительность стажа | Длительность отпуска по выслуге лет |
До 5 лет | 1 день |
От 5 до 10 лет | 5 дней |
От 10 до 15 лет | 7 дней |
Более 15 лет | 10 дней |
Как видим, для того, чтобы получить 10 дополнительных дней отдыха, необходимо отработать не менее 15 лет.
ВАЖНО! При определении стажа для предоставления отпуска за выслугу лет, учитывается только тот промежуток времени, когда работник трудился в государственных организациях. Если стаж прерывался, то такие периоды не берутся в расчет при определении продолжительности дополнительного отпуска |
Еще один нюанс – общая продолжительность основного и отпуска за выслугу лет не должна превышать 45 дней.
Порядок назначения и выплаты отпуска муниципальным служащим практически не отличается от процесса ухода в отпуск обычных работников в коммерции. Уход в отпуск сопровождается следующими процедурами:
- В организации должен существовать утвержденный график отпусков, согласно которому работники уходят на отдых. График по форме Т-7 утверждается за 2 недели до начала года
- Служащий должен написать заявление на все отпуска, в которые он желает пойти
- После того, как заявление подпишет руководитель организации, за две недели до начала отпуска создается приказ по форме Т-6. Приказов создается столько, сколько работников уходят в отпуск, то есть на каждого из них
- В отличие от сферы коммерции, муниципальный служащий получает свои отпускные выплаты за 10 дней до начала отпуска
Если в течение года возникает необходимость в корректировке периодов отпусков, то издаются отдельные приказы.
Такая выплата является стимулирующей. Её можно получить в соответствии с условиями коллективного договора и местного законодательства. Такая выплата доступна не для каждого служащего, а только тем, кто подходит под определенные критерии:
- Время работы в конкретной организации должно быть не менее 12 месяцев. Обычно устанавливаются рамки 1-5 лет
- За время работы служащий не должен подвергаться дисциплинарным взысканиям
- Иногда законодательством устанавливаются ограничения на выплату пособий. У тех, кто хочет получить единовременную выплату таких ограничений быть не должно
Следует помнить, что выплата производится за 3 дня до начала отпуска.
Если служащий не стал использовать право на единовременную выплату перед отпуском, то получить ее необходимо до начала нового года. Это связано с тем, что выплата не переносится на другой год.
Величина выплаты определяется непосредственно в организации и может вычисляться как процент от оклада, либо (что бывает реже) как коэффициент, в зависимости от того, сколько времени служащий работает в организации.
Отпуск муниципального служащего за выслугу лет
Вопрос 1
Можно ли присвоить классный чин муниципальному служащему, если он находится в декретном отпуске?
Если во время нахождения служащего в декрете подходит время для присвоения классного чина, то можно это делать на законных основаниях. Исключение составляют лишь случаи наличия неснятого взыскания по дисциплине или если служащий несет уголовную ответственность.
Вопрос 2
Может ли руководство перенести отпуск служащего по своей инициативе?
Перенос отпуска по инициативе руководителя организации допускается в крайних случаях:
- При возникновении форс – мажорных ситуаций в стране или городе
- Специальное распоряжение на государственном уровне
При этом руководство должно иметь на руках документы, подтверждающие наличие вышеуказанных обстоятельств, уведомить служащего в письменном виде под роспись.
Ошибка
Служащий написал заявление на отпуск, а в последний перед отпуском день – заявление на увольнение. Бухгалтер рассчитал отпускные, но не перечислил единовременное пособие к отпуску. Поскольку такая выплата является гарантированной, то отменить её невозможно. В связи с этим бухгалтер должен провести доначисления такого пособия и выплатить его сотруднику.
Муниципальные служащие – отдельная категория работников. У них более длительный период нахождения в отпуске по сравнению с работниками коммерческой сферы. Кроме того таким сотрудникам полагается большее количество выплат как к отпуску, так и помимо него. В общем случае расчет отпускных производится по общей схеме с учетом некоторых нюансов.
22.12.2016 принят Закон Ярославской области № 89-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в сфере государственной гражданской и муниципальной службы», которым для муниципальных служащих:
Еще одним видом доп. отдых является дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет. Полагается он тем служащим, кто проработал на муниципальной службе более 1 года. Уже исходя из названия очевидно, что его длительность зависит от стажа. Чем больше пробыл на муниципальной службе, тем больше положено дней.
Максимальная продолжительность отпуска муниципального служащего за выслугу лет составляет 10 календарных дней. 25-ФЗ не содержит прямой градации дней отдыха и лет службы. Она приводится в ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
До 18 года расчет дней отдыха за выслугу лет производился исходя из числа отработанных лет (1 к.д. — 1 год службы). В настоящее же время выделяют 4 группы:
- 1 к.д. за стаж от 1 до 5 лет;
- 5 к.д. за стаж от 5 до 10 лет;
- 7 к.д. за стаж от 10 до 15 лет;
- 10 к.д. за стаж более 15 к.д.
Таким образом, мы видим что и в данном случае законодатели пошли на снижение длительности отдыха, а следственно и снижение расходов с этим связанных.
Обратите внимание!
В стаж для начисления дополнительных дней отдыха принимаются только периоды государственной или муниципальной службы. Работа в частных компаниях в расчет не берется.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Отпуск для муниципальных служащих в 2022 году
Отпуск гражданского служащего состоит из двух частей:
- основного
- дополнительного
И тот, и другой — оплачиваемые. Согласно ст. 21 ТК РФ, основной отдых муниципальных служащих составляет 30 дней. Но при определенных условиях это время может быть увеличено.
О дополнительных отпусках муниципальных служащих расскажем подробнее.
Правило следующее:
- дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет ранее предоставлялся в количестве 1 дня за каждый отработанный год. С 2016 г. введены новые правила: за стаж до 5 лет положен 1 день, от 5 до 10 – 5 дней, от 10 до15 – 7 дней. Если человек отработал свыше 15 лет – 10 дней;
- за ненормированную работу работнику добавляют 3 выходных дня;
- за труд во вредных условиях – как минимум 7 дней;
- за работу на Крайнем Севере – 24 дня;
- за работу в приравненных к Крайнему Северу регионах положено 16 отпускных дней.
Из этих составляющих формируется окончательная длительность ежегодного оплачиваемого времени отдыха. Пересчет таких дней нужно делать ежегодно, так как их количество может меняться. К примеру, увеличиться может дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы.
Но при этом стоит учесть, что для государственных работников при суммировании основного отдыха и отпуска за выслугу лет количество выходных дней не должно быть более 45.
Стаж государственной службы входит в муниципальную, и наоборот (за отдельными исключениями, связанными с занятием высших должностей). Однако в части федеральных льгот муниципальные служащие уступают государственным чиновникам. Законом № 25-ФЗ им гарантировано по месту прохождения службы:
- основной отпуск 30 календарных дней;
- дополнительные отпуска по выслуге лет, но не более 10 календарных дней в году (точный порядок предоставления отпусков утверждают местные власти);
- надбавки и компенсации, утвержденные органами власти региона и муниципального образования;
- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное социальное страхование.
На весь период муниципальной службы и после выхода на пенсию гарантировано медицинское обслуживание. Оно распространяется и на членов семьи служащего.
Важная льгота предоставлена Земельным кодексом РФ. В период муниципальной службы можно бесплатно получить земельный участок под строительство ИЖС. Он выдается в аренду, однако после 5 лет пользования его можно переоформить в собственность без выкупа. Условия для переоформления участка в собственность всего два — прохождение муниципальной службы и завершение строительства ИЖМ.
Закон приравнивает пенсионные права муниципальных и государственных служащих. Это означает, что при выходе на пенсию с муниципальной службы выплаты будут рассчитываться по выслуге лет, по соотношению должностного оклада. Однако если два ограничения:
- даже при максимально возможной выслуге размер пенсии не может превышать 75% от денежного вознаграждения по службе;
- размер муниципальной пенсии не может быть вышек выплаты по соответствующей должности госслужбы (это соотношение утверждают регионы).
После выхода на пенсию муниципальному служащему сохраняется медицинское страхование, бесплатные медицинские услуги. Точный перечень и размер льгот нужно уточнять в органах местной власти.
Общегодовая продолжительность времени отдыха работника складывается из суммы продолжительностей основного и всех дополнительных нерабочих периодов. Базовая, основная, продолжительность ежегодного отдыха всегда одинакова — 30 дней. А вот сколько дней дополнительный отпуск у муниципальных служащих за выслугу лет, зависит от законодательства субъекта РФ, в котором трудится гражданин. Например, в Москве один день дается за каждый год службы — это правило предусмотрено п. 5 ст. 28 Закона г. Москвы № 50 от 22.10.2008. В Санкт-Петербурге один день предоставляется за полных три года службы, как это установлено п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 53-8 от 15.02.2000.
В 2021 году основной отпуск муниципального служащего равен 30 дней. Этот отпуск является ежегодным и оплачиваемым. За весь период отдыха сотруднику начисляют и выплачивают отпускные, исходя из его средней зарплаты. Все время отсутствия за работником сохраняется рабочее место. До недавнего времени продолжительность такого отпуска зависела от должности служащего. На сегодняшний день 30-дневный отдых предоставляется абсолютно всем категориям таких сотрудников. Кроме того, такая продолжительность отдыха равна количеству дней отдыха госслужащих (
Оплачиваемое нерабочее время работникам предоставляется по общим правилам, которые установлены Трудовым кодексом РФ. До начала календарного периода формируется график, где устанавливается очередность отдыха сотрудников.
В некоторых образованиях порядок временного оплачиваемого освобождения от работы предполагает, что за две недели до запланированного отдыха сотрудник дополнительно пишет заявление, а работодатель издает распоряжение на отпуск муниципального служащего. Только после этого работник вправе отдохнуть.
Допустимо разбить нерабочий период на несколько частей, хотя бы одна из которых составляет не менее 14 календарных дней. Неизрасходованные дни не переносятся с одного года на другой и не накапливаются. Если в году сотрудник не смог оставить работу, ему выплачивается соответствующая компенсация. Работодатель не вправе не отпустить сотрудника два или более раз подряд.
Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2021 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:
Стаж службы, лет | Дополнительный отпуск, календарных дней |
1-5 | 1 |
5-10 | 5 |
10-15 | 7 |
Более 15 | 10 |
Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.
Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.
Правило следующее:
- дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет ранее предоставлялся в количестве 1 дня за каждый отработанный год. С 2021 г. введены новые правила: за стаж до 5 лет положен 1 день, от 5 до 10 – 5 дней, от 10 до15 – 7 дней. Если человек отработал свыше 15 лет – 10 дней;
- за ненормированную работу работнику добавляют 3 выходных дня;
- за труд во вредных условиях – как минимум 7 дней;
- за работу на Крайнем Севере – 24 дня;
- за работу в приравненных к Крайнему Северу регионах положено 16 отпускных дней.
Из этих составляющих формируется окончательная длительность ежегодного оплачиваемого времени отдыха. Пересчет таких дней нужно делать ежегодно, так как их количество может меняться. К примеру, увеличиться может дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы.
Но при этом стоит учесть, что для государственных работников при суммировании основного отдыха и отпуска за выслугу лет количество выходных дней не должно быть более 45.
Управление государственной службы и кадровой политики
Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.
Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.
Согласно ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года, служащие муниципалитетов одновременно получают при выходе на пенсию несколько ежемесячных выплат из федерального пенсионного фонда:
- страховую пенсию;
- накопительную пенсию.
Кроме этого, им может назначаться пенсия по инвалидности, как и всем россиянам. Для ее получения не требуется трудовой стаж и выслуга. К такой или к страховой пенсии муниципальным служащим по закону положены государственные пенсии при выслуге лет в 17,5 лет и более.
Доплаты к государственным пенсиям у муниципальных служащих выплачиваются из региональных бюджетов в зависимости от занимаемой пенсионером должности в момент трудовой деятельности.
Индексация пенсионных выплат муниципальным служащим, вышедшим на пенсию, проводится с учетом действующего оклада на их последней должности, которую они занимали во время службы. Если местный бюджет позволяет провести индексацию окладов муниципальных работников, будет проведен и перерасчет их пенсий, базирующихся на размере действующего оклада.
В ряде случаев размер пенсий может уменьшаться из-за того, что сокращается размер должностного оклада, по которому рассчитывалась пенсионная выплата муниципальным служащим. В любом случае размер окладов работников органов местного самоуправления, приравненных по своему статусу к государственным служащим, выше МРОТ даже в бедных российских регионах.
Повышение доплат к пенсии в будущем году большинству категорий таких пенсионеров не планируется. Исключение могут составлять муниципальные пенсионеры, имеющие инвалидность и небольшой срок выслуги, не позволяющий им рассчитывать на повышенные доплаты к основной пенсии.
Территория России поделена на регионы и это провоцирует различия в методах трудовой оплаты, отраслевых процентах, районных коэффициентах, прибавках, прожиточной величине. В доминантных (в экономическом и социальном плане) областях заработок госслужащих значительно выше, чем в слабых регионах.
В итоге сегодня это привело к миграции специалистов в более благоприятные субъекты РФ и образовало дефицит кадров в бедных населенных пунктах.
Данную проблему было принято срочно решать, и поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ запланировано изменить систему трудового поощрения в бюджетной сфере.
Итак, в 2022 году вопрос взят на государственный контроль и принимаются такие меры, как:
- Поднятие заработных плат бюджетникам с подведением показателей к региональным среднемесячным значениям. Это же касается внутрирегионального выравнивания доходов, например, сельским врачам/учителям в Красноярском крае должны устанавливать базовый оклад на одном уровне с городскими специалистами.
- Установление федерального МРОТ и его применение в виде минимальной ставки для исчисления зарплат во всех регионах. При этом отсутствует право устанавливать его в меньшую сторону. Если раньше в субъектах самостоятельно принималось решение главами регионов и местным расчетным комитетом, то теперь цифра, озвученная уполномоченным федеральным органом, является закономерностью.
- Начисляется оклад в размере не менее 50% от полной суммы дохода федерального или муниципального работника. Приравнивается к шкале трудового рынка, с учетом данных, собранных по финансовым и статистическим отчетам государственных/частных компаний.
- Тарифная сетка расширяется и внедряется 18 разрядов компетенции, путем справедливой оценки профессионализма, степени ответственности, стажа, научного звания, дополнительных навыков.
Дополнительный отпуск муниципальных служащих в 2022 году
С начало нового периода россиян всегда ждут новости по увеличению минимального размера заработной платы и прожиточного минимума. От этих показателей зависят дальнейшие расчеты по ЗП и социальным пособиям. По Указу Президента РФ Путина В.В. индексация была проведена на опережение величины инфляции, таким образом, минимальный размер ЗП в текущем периоде составил 13 тыс. 890 руб., ПМ для трудоспособного населения – 13 тыс. 793 руб.
Получается, что бюджетникам минимально обязаны оплатить не ниже МРОТ, в то же время данная величина едина для всех регионов. На практике же, минимальные оклады начисляют в небольших населенных пунктах и рядовым специалистам без опыта работы.
Обычно бухгалтера прибавят к МРОТ оплату за совмещение должности, за сверхурочное время или выходы в праздники/выходные, компенсации, премии, в том числе районный коэффициент. К примеру, в Ростовской области минимальная ЗП в пределах 16 668 руб., Башкортостане – 15 973,5 руб., Иркутской области и в Иваново – 13 890 руб.
Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.
Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.
Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.
При выходе в отпуск муниципальные служащие могут рассчитывать на следующие виды выплат:
- отпускные;
- единовременное пособие к отпуску;
- социальное пособие.
Отпускные выплаты рассчитываются и производятся перед каждым выходом в оплачиваемый отпуск по общим правилам, определенным трудовым законодательством.
Размер выплаты определяется муниципальным предприятием и обычно составляет процент от ежемесячного оклада, но также может применяться система коэффициентов, зависящих от количества лет службы. Например, пособие к отпуску муниципальным служащим в Москве составляет два месячных оклада, а в ряде регионов месячный оклад умножается на коэффициент, равный:
- 1,05 – за 3 года службы;
- 1,15 – за 5 лет службы;
- 1,25 – за 8 лет службы;
- 1,3 – за 10 лет службы;
- 1,5 – за 15 лет службы.
Прошлый год стал годом серьёзных изменений в жизни страны. Экономическая политика государства претерпела некий ряд преобразований и затронула многие сферы жизни граждан Российской Федерации. Отпуск муниципального служащего в 2021 году, также рассматривался правительством. Были ли введены какие-либо нововведения в этой сфере вопроса, попробуем разобраться по порядку.
На уровне законодательной базы определение «муниципальный служащий» не имеет точных расшифровок. Под данным понятием подразумевается выполнение стратегических задач государства. Работу государственного (муниципального) служащего регулируют различные нормы, законы и конституционного права.
К муниципальным служащим относятся:
- чины региональных субъектов;
- чины федеральной службы.
Нередко специалисты предлагают иначе классифицировать понятие муниципального служащего. Они выделяют служащих, работающих в судебных, исполнительных и муниципальных производств власти.
Должностные лица муниципальных служб получают зарплату в соответствии с трудовыми договорами, которые они заключают с муниципалитетом. Правовыми основаниями для установления оклада являются нормативно-правовые акты не только федерального уровня, но и принятые местными органами власти. Это могут быть уставы, рекомендательные письма или нормативные акты, принятые на региональном уровне.
Финансирование муниципальных служб происходит из поступлений в местные бюджеты.
Однако есть критерии уровня – так называемые базовые оклады, установленные Правительством РФ.
Местные власти не могут платить зарплату своим работникам ниже базового оклада, а система оплаты труда – находиться в противоречии с нормами, утвержденными в ЕКС для рабочих профессий, должностных лиц и других категорий сотрудников. Размер з/п определяется по индивидуальным параметрам: уровню квалификации, объема выполняемой работы и ее сложности, премий, которые выплачиваются за определенные заслуги, компенсаций за опасные или вредные для здоровья условия.
Правительство дает определение только нормы базового оклада – это минимальный размер, который может получать человек на определенной должности, профессии и квалификационной группе.
Ответ на вопрос, что будет с зарплатой муниципальных служащих, можно найти в документе, подписанном высшим лицом государства, в начале лета 2021. Он усиленно обсуждается на новостных и аналитических сайтах. В комментариях, сделанных экономистами и аналитиками, есть только рассуждения на тему, когда произойдет все запланированное, и на какие средства это планируется сделать.
Многое зависит от того, как сложатся внешние и внутренние предпосылки – от роста экономики в мире и востребованности сырьевых ресурсов до эпидемиологической ситуации. Общеизвестно, что мировая пандемия оказала негативное влияние на большинство стран мира, однако в России падение ВВП оказалось ниже прогнозируемого и стабилизация экономики в стране началась уже в начале этого временного периода. Из запланированных мероприятий можно отдельно отметить:
- вывод ПФР из перманентного недостатка в устойчивый профицит;
- восстановление режима регулярной индексации пенсий любого вида, соцвыплат;
- индексацию зарплат отдельным категориям бюджетников, о плачевном положении которых общеизвестно.
Все это закладывается в госказну и закреплено на законодательном уровне. Свежие новости о повышении окладов служащим в 2022 году в России сообщают о рассмотрении новых возможностей и изыскании путей. На фоне отмены индексации некоторым категориям бюджетных работников, в прессе стали появляться противоречивые слухи – одни утверждают, что индексация будет восстановлена уже в 2022 году и даже частично компенсирована, другие уверяют, что заморозка распространится и на 2023 год. Однако на горизонте намечены другие перспективы, вызванные подъемом экономики и переформатированием системы оплаты труда.
На сегодняшний день говорится о неравномерной оплате труда работников муниципалитета. Например, в Саратовской области в 2021 году им увеличили зарплату, а в Хакассии приняли обращение к правительству необходимости такого шага. Сравнительный анализ показывает, что в разных регионах служащие на одинаковых должностях получают несопоставимую по уровню зарплату – в одних она ниже средней, в других довольно значительная. Такое положение особенно наглядно ощутимо при сравнении благополучных и дотационных регионов, с разными возможностями наполнения местного бюджета.
Люди выполняют одинаковый объем работы, занимают сходные по значимости должности, но различие между получаемой зарплатой весьма значительное, а на выплату премий и надбавок у местной администрации в бюджете не всегда есть средства. В осведомленных источниках говорят о намерении федеральной власти провести масштабное реформирование федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.
Ряды чиновников растут, а о необходимости оптимизации говорили еще 2 года назад. Примерно такие же глобальные трансформации намечены и в сфере образования и здравоохранения. При этом общепризнанным фактом является то обстоятельство, что в нынешнем виде ставка муниципального служащего на 2022 год в РФ выше, а вместе со всеми надбавками – намного значительнее, чем учительские и врачебные зарплаты.
На вопрос, будет ли сокращение муниципальных служащих в 2022 году, можно ответить утвердительно. Будут оптимизированы штатные расписания, ликвидированы пустующие ставки, фонд заработной платы пополнится средствами, которые пустят на повышение зарплат. Весьма вероятно, что работающим людям придется пройти тестирования и собеседования на предмет соответствия занимаемым должностям. Появятся стимулирующие выплаты за повышение квалификации, овладение новыми знаниями и навыками, современными информационными технологиями.
Надбавка за выслугу лет муниципальным служащим в 2022 году
Базовым законом, который устанавливает правила для отдыха сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. В статье 115 определена стандартная продолжительность ежегодного отдыха — 28 календарных дней. Для отдельных групп сотрудников федеральными законами установлена специальная продолжительность.
Продолжительность отдыха государственных служащих этого уровня урегулирована Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Количество дней отпуска муниципального служащего в 2020 году складывается из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть является общей для всех и не зависит от стажа и специфики работы, а вот дополнительные дни определяются индивидуально. У разных работников, даже в одном и том же органе власти, продолжительность отдыха различна.
Это время отдыха, правом на которое обладают все местные служащие, независимо от условий и стажа их работы. Основные правила урегулированы п. 3 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ. Стандартная продолжительность для муниципалов составляет 30 календарных дней.
Дополнительный отпуск
Дополнительные нерабочие оплачиваемые периоды — это время отдыха, которое предоставляется сверх основного срока и при наличии особых условий. Возможность получить дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы предусмотрена Федеральным законом № 25-ФЗ. Он предоставляется при:
- ненормированном характере работы муниципального служащего;
- работе во вредных или опасных условиях;
- работе в районах Крайнего Севера.
Если сотрудник наработал на местной службе определенный стаж, он претендует на дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет, с 2020 года его длительность не превышает 10 календарных дней. Но порядок его расчета, условия предоставления регулируются законодательством субъекта Российской Федерации, где трудится гражданин.
Как рассчитать продолжительность
Общегодовая продолжительность времени отдыха работника складывается из суммы продолжительностей основного и всех дополнительных нерабочих периодов. Базовая, основная, продолжительность ежегодного отдыха всегда одинакова — 30 дней.
А вот сколько дней дополнительный отпуск у муниципальных служащих за выслугу лет, зависит от законодательства субъекта РФ, в котором трудится гражданин. Например, в Москве один день дается за каждый год службы — это правило предусмотрено п. 5 ст. 28 Закона г. Москвы № 50 от 22.10.2008. В Санкт-Петербурге один день предоставляется за полных три года службы, как это установлено п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 53-8 от 15.02.2000.
Продолжительность дополнительного отпуска муниципальных служащих в 2020 году составляет:
Кому | Сколько |
---|---|
Для сотрудников, работающих во вредных и опасных условиях | Не менее 7 дней |
За ненормированный рабочий день |
Не менее 3 дней |
Гражданам, работающим на Крайнем Севере | 24 дня |
Оплачиваемое нерабочее время работникам предоставляется по общим правилам, которые установлены Трудовым кодексом РФ. До начала календарного периода формируется график, где устанавливается очередность отдыха сотрудников.
В некоторых образованиях порядок временного оплачиваемого освобождения от работы предполагает, что за две недели до запланированного отдыха сотрудник дополнительно пишет заявление, а работодатель издает распоряжение на отпуск муниципального служащего. Только после этого работник вправе отдохнуть.
Допустимо разбить нерабочий период на несколько частей, хотя бы одна из которых составляет не менее 14 календарных дней. Неизрасходованные дни не переносятся с одного года на другой и не накапливаются. Если в году сотрудник не смог оставить работу, ему выплачивается соответствующая компенсация. Работодатель не вправе не отпустить сотрудника два или более раз подряд.
Льготы для муниципальных служащих
Ежегодный отдых государственного служащего состоит из двух частей:
- главный;
- добавочный, на особых условиях.
Количество дней главного оплачиваемого отдыха — 30. Но к этому времени может быть добавлено некоторое добавочное количество дней при определённых условиях, которые рассмотрим дальше.
Добавочные дни отпуска могут предоставляться сотруднику по следующим причинам:
- за ненормированный рабочий день;
- при труде на Крайнем Севере и подобных ему местностях;
- служба в особых условиях;
- стаж работы на данной должности.
За работу без нормированного графика предоставляется не менее 3 суток дополнительного отдыха в год. Труд в особо опасных условиях даёт право на использование не меньше 7 суток дополнительно к главному отпуску.
Ранее за выслугу лет отдых предоставлялся из следующего расчёта — 1 сутки за каждый год службы. С 2019 года расчёт выглядит как представлено в таблице:
Время работы на должности (в годах) | Кол-во отпускных дней |
---|---|
До 5 | 1 |
От 5 до 10 | 5 |
От 10 до 15 | 7 |
От 15 | 10 |
За труд на Крайнем Севере государственному работнику положено 24 дня отдыха, помимо главного отпуска и оплачиваемый проезд. А за труд в приравненный к подобному положено 16 дополнительных суток.
При расчёте дней отдыха для государственного, сумма дней главного отпуска и добавочного (за стаж) не может быть больше 45 суток.
Добавочные дни отпуска предоставляется сотрудникам, которые трудятся на государственном посту более 1 года. Максимальным сроком отдыха может быть 10 суток. Это ограничение регламентируется законом No79-ФЗ от 27 июля 2004 года.
При этом, определяя стаж государственного, в расчёт может входить лишь тот период, когда сотрудник трудился в гос. органах. Все расчёты ведутся на основании трудовой книжке сотрудника. Если он прерывался, то эти периоды не берутся в качестве основания предоставления дополнительных дней отдыха.
- По истечению полугода госслужбы у работника возникает право для использования запланированного отдыха по закону. По договору между работодателем и сотрудником он может быть предоставлен и ранее этого срока.
- Предоставление отдыха осуществляется на основании специального плана. Он в обязательном порядке должен быть утверждён.
- Наниматель обязан уведомить сотрудника о начале отпуска не ранее, чем за 14 суток до его начала. Уведомление осуществляется в письменном виде и обязательно закрепляется подписью служащего.
- Отдых может быть перенесён на другой период времени по инициативе нанимателя, работника или при определённых ситуациях, независящих от сторон.
- Неиспользованные дни могут быть перенесены на срок, не установленный графиком.