Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Затраты на ниокр по странам в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Одна из немногих госпрограмм, где увеличивается бюджет на исследования и разработки, — развитие атомного энергопромышленного комплекса: рост на 5 млрд руб., до 27,6 млрд руб., в 2021 году. В том числе 6,4 млрд руб. будет выделено «Росатому» на осуществление взноса в натуральной форме на создание Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР.
В документе правительства не указаны расходы на военные исследования и разработки. Но их можно узнать из отдельного документа, об ассигнованиях по разделам и подразделам бюджета. Расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны в 2021 году сократятся на 2,4% к докризисному плану, до 366,1 млрд руб., то есть не так существенно, как расходы в гражданской сфере. А в 2022 году финансирование оборонных разработок даже увеличится на 1,6% к докоронавирусным проектировкам и составит 388,7 млрд руб.
С учетом оборонных исследований общие расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки можно оценить в 852 млрд руб. в 2021 году, или 4% общих бюджетных расходов. На военную сферу приходится 43% суммарных исследовательских расходов.
Когда секвестрируют науку, это вызывает не очень хорошую реакцию, но, с другой стороны, это связано с общеэкономической ситуацией, сказал РБК доктор экономических наук Евгений Гонтмахер. «То, что 43% расходов исследований тратятся на исследования в области обороны, показывает приоритеты государства. Почти во всех странах, когда режется бюджет, приоритет — здравоохранение и наука, в России такого подхода нет», — говорит он.
По мнению Гонтмахера, приоритет в финансировании научных исследований в области национальной обороны не оправдан. «Изобретения, на которые тратятся деньги, потом невозможно использовать в гражданско-коммерческом секторе. Таким образом, довольно сильно страдает от недофинансирования гражданская наука», — уверен эксперт.
Приоритет оборонных исследований обоснован, так как они в том числе затрагивают такие важные дисциплины, как физика, математика, химия и инженерия, считает Юрий Балега. «Оборонная и гражданская жизнь в этом плане неразрывно связаны, зачастую разработки в области военных технологий используются в гражданской жизни», — отметил он.
РБК направил запросы в пресс-службы Минобрнауки, Минздрава и Минобороны.
Уровень расходов на НИОКР в странах мира
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня…» от 24.12.2008 № 988 утвержден реестр научных исследований и опытно-конструкторских разработок в конкретных областях, реальные затраты на которые организация может учесть в составе прочих расходов того отчетного периода, в каком они были закончены, с увеличивающим коэффициентом 1,5. Организации, проводящие НИОКР в областях из перечня правительства, по окончании года, в котором данные разработки завершены, вместе с декларацией предоставляют в налоговую инспекцию отчет о проведенных НИОКР.
Всё больше организаций участвуют в исследовательских и конструкторских разработках с целью выхода на рынок с новыми технологиями или продуктами и, соответственно, увеличения прибыли. Регламент признания расходов на НИОКР в налоговом учете утвержден ст. 262 НК РФ, а в бухгалтерском — ПБУ 17/02.
- Налоговый кодекс РФ
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня…» от 24.12.2008 № 988
- ПБУ 17/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н
Типовые корреспонденции счетов по учету разных расходов по проводимым НИОКР предполагают участие в них активного 08 счета. В его дебете накапливаются понесенные компанией затраты. После окончания всех мероприятий и полной готовности актива к эксплуатации его стоимость, фактически сформированную на 08 счете, переводят в дебет 04 счета.
В процессе разработки или исследовательских работ в учете могут использоваться такие типовые записи:
- Д08 – К02 — в момент списания амортизации задействованного оборудования и основных средств специального назначения;
- Д08 – К10 — при списании стоимости материальных ресурсов, которые понадобились отделу, занимающемуся НИОКР;
- Д08 – К70 — в сумме начисленного заработка работникам, которые трудятся над усовершенствованием продукции или созданием новых моделей и технологий;
- Д08 – К69 – отражаются страховые взносы, без которых невозможно начислить и выплатить зарплату на законных основаниях наемному персоналу.
Когда затраты все были собраны на 08 счете, продукт разработок готов и его можно внедрять в производство или систему управления компаний, счет 08 кредитуется, а счет 04 дебетуется при указании субсчета «Результаты НИОКР». После получения патента или свидетельства результат разработок становится нематериальным активом и переводится с субсчета с результатами НИОКР на субсчет НМА на 04 счете.
Если расходы на работу разработчиков и исследователей не привели к ожидаемым результатам, эффект признается отрицательным. Внесенные суммы на нереализованные в соответствии с ожиданиями разработки списываются проводкой Д91.2 – К08.
Как отмечалось выше, согласно пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ в состав расходов на НИОКР включаются только расходы на оплату труда, перечисленные в п. 1 – 3 и 21 ст. 255 НК РФ.
В этом случае все остальные виды расходов на оплату труда, поименованные в ст. 255 НК РФ, кроме указанных выше пунктов, подлежат оценке в части возможности выделения из них расходов на оплату труда, имеющих непосредственную связь с конкретной НИОКР. Такими видами расходов на оплату труда могут быть, например, надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда (п. 11 ст. 255 НК РФ). Если связь такого рода расходов с выполнением конкретной НИОКР прослеживается, то эти суммы относятся к другим расходам, непосредственно связанным с НИОКР, для последующего разделения общей итоговой суммы других расходов после окончания исследования на не превышающую 75 % оплаты труда в этой НИОКР и на остальные суммы для применения к ним п. 4 и 5 ст. 262 НК РФ соответственно.
В отсутствие непосредственной связи между начисляемыми в пользу работника выплатами и ресурсами, потребляемыми в процессе выполнения конкретной НИОКР, расходы на оплату труда, поименованные в п. 4 – 10, 12 – 20 и 22 – 25 ст. 255 НК РФ, под действие ст. 262 НК РФ не подпадают и признаются расходами для целей исчисления налога на прибыль в общеустановленном порядке.
Подлежит учету в составе других расходов на НИОКР согласно пп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ продукция (работы, услуги) собственного производства, отпущенная в качестве комплектующих изделий и полуфабрикатов, а также в виде услуг производственного характера, при наличии прямой связи этих расходов с конкретной НИОКР.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ в состав расходов на НИОКР включаются отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
Отчисления на формирование фондов согласно пп. 6 п. 2 и п. 6 ст. 262 НК РФ признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы произведены, в сумме не более 1,5 % доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 262 НК РФ расходы на НИОКР, предусмотренные пп. 1 – 5 п. 2 указанной статьи, признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих разработок в порядке, закрепленном в ст. 262 НК РФ, после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки.
Налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не установлено настоящей статьей.
Пункт 7 ст. 262 НК РФ дает право налогоплательщикам, осуществляющим расходы на НИОКР по установленному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 Перечню, включать указанные расходы в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5:
-
или в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ);
-
или в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в п. 9 данной статьи, в порядке, предусмотренном НК РФ.
В этих целях к фактическим затратам на НИОКР относятся затраты, названные в пп. 1 – 5 п. 2 ст. 262 НК РФ.
Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщики, использующие право на применение коэффициента 1,5 при учете расходов для целей налогообложения, должны представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) (далее – отчет), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требования к отчету таковы:
-
представляется одновременно с декларацией по налогу на прибыль по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ);
-
представляется в отношении каждой НИОКР (отдельного этапа работы);
-
должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.
К сведению: общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов закреплены в ГОСТ 7.32-2017 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (введен в действие Приказом Росстандарта от 24.10.2017 № 1494-ст).
При этом налоговый орган вправе назначить экспертизу указанного отчета в целях проверки соответствия выполненных разработок Перечню. Экспертиза может быть проведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами.
Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган отчет в случае, если он размещен в определенной Правительством РФ государственной информационной системе. При этом при подаче налоговой декларации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей государственной информационной системе, в формате и по форме, которые утверждены Приказом ФНС России от 02.04.2018 № ММВ-7-3/[email protected]
В случае непредставления отчета, либо его отсутствия в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствия сведений, подтверждающих размещение отчета и идентифицирующих отчет в соответствующей государственной информационной системе, суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.
Расходы на НИОКР вышли только суммой
В соответствии с п. 9 ст. 262 НК РФ если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, то данные права признаются НМА.
По выбору налогоплательщика, закрепленному в учетной политике:
1) НМА подлежат амортизации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;
2) названные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
При этом суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов, восстановлению и включению в первоначальную стоимость НМА не подлежат.
Обратите внимание: в случае реализации с убытком НМА, полученного в результате осуществления расходов на НИОКР с коэффициентом 1,5, данный убыток не учитывается для целей налогообложения.
- Добавлен рейтинг стран по качеству государственных пенсионных программ 24 февраля, 2022
- Добавлен рейтинг стран по производству атомной электроэнергии 16 февраля, 2022
- Добавлена статистика смертности от стихийных бедствий 15 февраля, 2022
- Добавлен стран по кол-ву танков на вооружении 13 февраля, 2022
- Обновлен рейтинг городов по уровню пробок 10 февраля, 2022
Методика определения перечня современных технологий для целей получения субсидий на НИОКР по ПП РФ №1649 регламентирована Приказом Минпромторга №3626 от 21.10.2020 г.
В целях формирования перечня технологий Минпромторг в срок не менее чем за 7 календарных дней до даты извещения о проведении конкурса в рамках ПП РФ №1649 проводит сбор предложений организаций по технологиям, в рамках которых планируется проведение НИОКР с привлечением средств субсидии (далее – «Предложения»). Сбор технологий проводится в электронном виде посредством государственной информационной системы промышленности (далее – ГИСП).
Организация, реализующая НИОКР, для включения технологии в перечень современных должна предоставить следующие сведения:
- сумма капитальных затрат на организацию производства инновационной продукции;
- объем выпуска продукции по итогам проведения НИОКР и запуска производства;
- доля суммы затрат на проведение НИОКР в общей стоимости проекта;
- доля внебюджетного финансирования в общей стоимости НИОКР;
- срок реализации инновационного проекта;
- стадия реализации инновационного проекта;
- количество получаемых в результате выполнения НИОКР международных патентов, патентов РФ или документов, удостоверяющих исключительное право на секрет производства (ноу-хау);
а также подтвердить, что:
- технология соответствует подпрограммам Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», реализация инновационного проекта способствует достижению целей и индикаторов Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
- НИОКР по технологии не субсидировались ранее из средств федерального бюджета;
- технологии способствуют созданию перспективных и новых экономически эффективных производств в рамках реализации инновационных проектов;
- продукция проекта соответствует одному из утвержденных Минпромторгом отраслевых планов мероприятий по импортозамещению;
- инновационная продукция не выпускается в РФ или является улучшенным аналогом продукции, выпускаемой в РФ;
- реализация инновационного проекта способствует реализации указов и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений РФ, относящихся к сфере ведения Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
- реализация инновационного проекта проводится в рамках: КППК, СПИК, комплексных научно-технических программ или проектов полного инновационного цикла.
Следует отметить, что правилами предоставления субсидии не установлены какие-либо требования к объему капитальных затрат, осуществляемых в рамках реализации проекта. Также формально отсутствуют ограничения по максимальному сроку реализации проекта. Однако в ПП РФ №1649 указаны требования, косвенно регламентирующие срок реализации проекта.
Так, в соответствии с п. 5 и 16 Постановления максимальный срок предоставления субсидии – 3 календарных года, а заявленный объем реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь срок реализации инновационного проекта должен составлять не менее 5 размеров запрашиваемой субсидии. Таким образом, минимальный срок реализации проекта – это период, по результатам которого совокупный объем реализации инновационной продукции составит не менее 5 размеров суммы субсидии.
В целях более глубокого анализа инновационного проекта отраслевым департаментом Минпромторга на этапе включения технологии в перечень современных могут быть запрошены дополнительные материалы, например, бизнес-план и финансовая модель проекта.
Сформированный перечень современных технологий Министерство промышленности и торговли публикует на своем официальном сайте в составе конкурсной документации для подачи документов в целях заключения соглашения о предоставлении субсидии.
В случае невключения предлагаемой заявителем технологии в перечень современных технологий, существует возможность направить заявку на участие в конкурсе по прочим технологиям (возможно наличие в перечне аналогичных технологий), включенным в перечень.
Важно также иметь в виду, что субсидия предоставляется организациям, реализующим проект в отраслях, соответствующих государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а именно:
- Автомобильная промышленность;
- Железнодорожная промышленность;
- Лесопромышленный комплекс;
- Легкая промышленность;
- Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности;
- Нефтегазовое машиностроение;
- Промышленность переработки отходов производства и потребления;
- Промышленность строительных и нерудных материалов;
- Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
- Сельскохозяйственное машиностроение;
- Станкоинструментальная промышленность;
- Тяжелое машиностроение;
- Химическая промышленность;
- Цветная металлургия, трубная промышленность и металлоконструкции;
- Энергетическое машиностроение;
- Электротехническая промышленность.
Конкурс по ПП РФ №1649 проводится не позднее 1 апреля текущего года, при этом Минпромторг до проведения конкурса в рамках отбора современных технологий определяет ожидаемые целевые показатели для каждой современной технологии (в том числе объем реализации продукции, количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности в результате разработки технологий, срок реализации проекта) и указывает их в конкурсной документации.
Заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе следующие документы:
- Утвержденный план мероприятий по реализации проекта, включающий перечень мероприятий реализации проекта по этапам, связанным с выполнением научно-исследовательских работ (по результатам выполнения каждого этапа должен необходимо предоставлять отчетность в Министерство с приложением подтверждающих документов о достижении результатов этапа), перечень мероприятий, связанных с производством и реализацией продукции, план-график финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией инновационного проекта, а также план-график достижения показателей результата предоставления субсидии;
- Справка об обеспеченности организации и/или дочерних обществ организации технологическим и испытательным оборудованием с балансовой стоимостью не менее 75 млн руб., а также зданиями, строениями, сооружениями общей площадью не менее 300 кв. м, принадлежащих организации на праве собственности или ином законном основании (напр., аренда) с приложением копий подтверждающих документов;
- Копия соглашения о реализации КППК (при наличии);
- Поручительство и (или) независимая гарантия на сумму запрашиваемой субсидии, в случае отсутствия у организации имущества, указанного в п. 2.
- Иные документы.
По итогам отбора каждой заявке присваивается порядковый номер в порядке уменьшения рейтинга. Место организации в рейтинге зависит от следующих параметров проекта:
- Соотношение показателя объема реализации продукции на один рубль субсидии, по отношению к максимальному показателю объема реализации продукции на один рубль субсидии среди всех заявок по технологии (вес критерия – 2);
- Соотношение минимального срока реализации проекта из всех заявок к сроку реализации, устанавливаемому заявителем (вес критерия – 1).
Стоит отметить, что в случае наличия заявок, имеющих одинаковый рейтинг, приоритет присваивается заявке, заключившей соглашение о реализации КППК.
Сколько тратит на науку Россия и другие страны
Уровень и динамика публикационной активности свидетельствуют о тенденции к повышению видимости России в глобальном исследовательском пространстве. За десять лет удельный вес работ отечественных авторов в общемировом потоке публикаций в журналах, индексируемых в ведущих базах научного цитирования, заметно менялся. После продолжительного спада в первой декаде 2000-х гг. доля российских статей, индексируемых в Web of Science, начала расти и в 2019 году достигла 2,9 процента от их общемирового числа. С учетом других типов научных публикаций (например, обзоров или докладов на конференциях) значение этого показателя выше (3,2 процента). Тем не менее такой расклад обеспечивает России только 14-ю позицию в общемировом рейтинге. При сохранении наблюдаемых темпов роста публикационной активности нынешнее отставание от стран-лидеров представляется вполне преодолимым. Важно, что вместе с количеством растет и качество публикаций российских авторов. Хотя на отечественные работы ссылаются значительно реже, чем в среднем по миру, удельный вес цитирований публикаций российских авторов в их общемировом числе за 10 лет удвоился.
Важным драйвером инновационного развития становится открытость инновационного процесса
На фоне стабильного роста публикационной активности уровень патентной активности российских заявителей, напротив, стабильно снижается. В 2019 году среди стран-лидеров по числу патентных заявок на изобретения Россия заняла 12-е место.
Научная специализация России в целом практически не меняется уже долгие годы. Устойчивыми областями концентрации исследовательских усилий являются физика, химия, науки о Земле и о космосе, материаловедение и математика. Недостаточно развитыми по глобальным меркам остаются общественные науки и науки о жизни (биология и биохимия, молекулярная и микробиология, нейронауки и поведенческие науки, клиническая медицина, экология, науки о растениях и животных, сельскохозяйственные науки), которые в структуре российских научных публикаций занимают довольно скромные позиции.
-
Сообщение Дмитрия Козака на совещании с вице-премьерами 16 декабря 2019 года
Подписанным постановлением вместо этих трёх правил утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов.
Субсидии будут предоставляться в целях стимулирования инновационной деятельности организаций, основанной на проведении НИОКР по современным технологиям, непосредственно связанных с последующим созданием и адаптацией под требования отдельных рынков, производством и реализацией конкурентоспособной промышленной продукции в рамках реализации инновационных проектов. Минпромторгом России для каждой современной технологии, включённой в утверждаемый министерством перечень современных технологий, будет определяться максимальный размер субсидии. Субсидии будут предоставляться организациям, прошедшим конкурсный отбор на право получения субсидии. Ранжирование заявок на конкурсный отбор будет осуществляться на основании утверждённой подписанным постановлением методики.
Установленный механизм государственной поддержки направлен на достижение национальной цели, определённой подпунктом «е» пункта 1 Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% их общего числа.
В федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на эти цели предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 28,72 млрд рублей, в том числе в 2020 году – 5,79 млрд рублей, в 2021 году – 11,04 млрд рублей и в 2022 году – 11,89 млрд рублей.
Господдержка будет способствовать увеличению объёмов производства и продаж конкурентоспособной промышленной продукции, созданной в рамках реализации НИОКР предприятиями-производителями, дополнительной загрузке их производственных мощностей.
Работа Правительства:
- Общие вопросы промышленной политики
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
Март
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Уточнен порядок изменения первоначальной стоимости основных средств (ОС) в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов ОС. Норма п. 2 ст. 257 НК РФ дополнена правилом о том, что изменение первоначальной стоимости ОС происходит независимо от размера остаточной стоимости этого ОС (п. 33 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Таким образом, снята неопределенность при модернизации и реконструкции объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью.
Уточнен порядок определения нормы амортизации ОС после реконструкции (модернизации, технического перевооружения) (абзац 3 п.1 ст. 258 НК РФ). Если в результате данных мероприятий срок полезного использования (СПИ) объекта ОС не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств (пп. 34 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). До 1 января 2022 при исчислении амортизации в таких случаях учитывался оставшийся срок полезного использования реконструированного ОС. Хотя и до внесения изменений Минфин РФ разъяснял в письмах, что при модернизации полностью самортизированного ОС в целях налога на прибыль его первоначальная стоимость увеличивается на стоимость проведенной модернизации. При этом если СПИ этого ОС не был увеличен, то начислять амортизации по нему следует по нормам, которые были определены при вводе его в эксплуатацию (Письмо Минфина РФ от 19.04.2021 N 03-03-06/1/29206). С 1 января 2022 года позиция финансового ведомства закреплена в НК РФ. Поэтому несмотря на то, что после реконструкции налоговый учет основных средств 2022 формально определяется иначе, для тех налогоплательщиков, которые не были готовы к спорам с налоговым органом, порядок амортизации основных средств с 2022 года не изменился.
Уточнены правила прекращения начисления амортизации по амортизируемому имуществу ( п.5 ст. 259.1 НК РФ): начисление амортизация прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям, независимо от окончания срока полезного использования (пп. 35 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Ранее указание на срок полезного использования в тексте нормы не было. Данное уточнение имеет значение, например, для модернизированных ОС, СПИ которых после модернизации не изменился. Применяя прежнюю норму амортизации к увеличенной первоначальной стоимости ОС, амортизация такого ОС в налоговом учете будет продолжаться за пределами его СПИ. Также уточнения актуальны для ОС, которые были на какое-то время «законсервированы», а потом опять включены в состав амортизируемого имущества. Так, ранее, в письме Минфина РФ 18.08.2020 N 03-03-06/1/72415 были даны разъяснения, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла такая расконсервация, по месяц полного списания его остаточной стоимости. При этом истечение срока полезного использования объекта основных средств в период его консервации не влияет на указанный порядок начисления амортизации.
В целях применения пп.5 п.1 ст. 259.3 НК РФ Правительство РФ утвердило обновленный перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий.
Новая версия перечня вступает в силу с 01.01.2022 (см. Распоряжение Правительства РФ от 09.08.2021 N 2196-р). В отношении оборудования, включенного в данный перечень, налогоплательщик имеет право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. При этом в перечне определены наименование технологического оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией, код ОКОФ, существенные характеристики технологического оборудования, количественные показатели, установленные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям. Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору (Письмо Минфина России от 25.09.2020 N 03-03-06/1/84100).
Государство сократит расходы на исследования и разработки
С 1 января 2022 года по договорам лизинга, заключенным с 1 января 2022 года и позднее применяются новые правила налогового учета.
С 1 января 2022 года по «новым» договорам лизинговое имущество амортизирует лизингодатель. Утратил силу п. 10 ст.258 НК РФ об амортизации ОС тем, у кого на балансе лизинговое имущество. Также исключена из НК РФ норма п. 8.1 ст. 272 НК РФ о порядке определения расходов лизингодателя, в случае, когда балансодержателем предмета лизинга являлся лизингополучатель (пп. 25 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ). То есть отменены правила признания расходов для лизингодателя в ситуации, когда лизингополучатель амортизировал предмет лизинга в налоговом учете, а лизингодатель признавал расходы на его приобретение пропорционально сумме арендных (лизинговых) платежей и в тех периодах, в которых указанные платежи предусмотрены условиями договора (пп.10 п.1 ст. 264 , п. 8.1 ст. 272 НК РФ).
Лизингодатель сможет применять повышающий коэффициент амортизации — не выше 3. Указанный специальный коэффициент по-прежнему, не применяется к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам (пп. 1 п.2 ст. 259 НК РФ).
Лизингополучатель будет учитывать в расходах только лизинговые платежи. Но в случае, если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи у лизингополучателя учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости (пп. 10 п.1 ст. 264 НК РФ в ред. пп. 23 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ). Ранее было установлено, что у лизингополучателя, который учитывает на балансе предмета лизинга, расходами признаются лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу.
Как уже говорилось, учет лизинговых операций в 2022 году ведется по-новому только по новым договорам.
Перечисленные выше новации в налоговом учете лизинговых операций не распространяются на договоры лизинга, действующие на 1 января 2022 года. По таким договорам до окончания их действия лизингодатель и лизингополучатель учитывают имущество, являющееся предметом лизинга, по старому, т.е. по правилам ведения налогового учета, предусмотренным главой 25 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2022 (п.1 ст.2, п.4 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ).
С 1 января 2022 года к расходам на НИОКР в целях ст. 262 НК РФ добавляются расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2 п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ). Аналогичное положение в отношении прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы было включено в ст. 262 НК РФ ранее и действовало по 31.12 2020. Норму вернули в ст. 262 НК РФ гл. 25 «Налог на прибыль организаций» с 2022 года, дополнив ее правами на селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем.
До 1 января 2022 работодатели имели право относить в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль затраты по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей) с учетом норм п.24.2 ст. 255 НК РФ.
Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 17.02.2021 N 8-ФЗ, в составе расходов на оплату труда с 1 января 2022 года будут учитываться не только путевки от туроператоров и турагентов, но и расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории РФ, по договорам с организациями, оказывающими данные услуги, но и расходы в виде сумм полной или частичной компенсации работникам произведенных ими затрат на оплату данных услуг (включая расходы на проживание и питание) на территории РФ (см. письмо Минфина РФ от 02.06.2021 N 03-04-06/42897).
При этом нормативы учета затрат на путевки в целях налогообложения не изменились. В «прибыльных» расходах можно отразить не более 50 000 руб. в совокупности за год на каждого отдыхающего. И расходы на путевки вместе с расходами на ДМС и медицинские услуги в пользу работников не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.
С 1 января 2022 вступает в силу Федеральный закон N 104-ФЗ, который изменил категории НКО, безвозмездная помощь которым может быть признана во внереализационных расходах по налогу на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 19.6 п.1 ст. 265 НК РФ). В нем останется только две категории получателей безвозмездной помощи:
НКО, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (Постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 N 1290 установлен новый порядок ведения реестра социально ориентированных НКО).
НКО в виде централизованных религиозных организаций (религиозных организаций, входящих в их структуры), а также СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.
НКО, включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, с 1 января 2021 года исключены из списка «благотворительной помощи», учитываемой в составе внереализационных расходов.
С 1 января 2022 платежи в виде возмещения ущерба перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) пополнили перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ, п.39 ст. 2, п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ) и встали в одном ряду с пенями, штрафами, санкциями, перечисляемыми в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентами, подлежащими уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафами и другими санкциями, взимаемыми государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. О смысле данного нововведения можно судить из письма Минфина РФ от 21.06.2021 N 03-03-07/48698, где сказано, что подобная формулировка не позволит организациям включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций компенсацию за причиненный экологический ущерб. Ранее вопрос о включении в состав расходов затрат на возмещение ущерба недрам (окружающей среде) был спорным, иногда суды поддерживали налогоплательщика, основываясь на пп.13 п.1 ст. 265 НК РФ (см. Постановление АС ВСО от 03.03.2017. N Ф02-7587/16 по делу N А58-7052/2015 и др.)
Порядок принятия к учету расходов на НИОКР (нюансы)
- Журнал Международный студенческий научный вестник. – 2018. –
№ 6 - Дата публикации 17.04.2018
- Раздел Экономические науки
- УДК 336.531.2
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
За фасадом огромных расходов американских корпораций и правительства на научные исследования и разработки скрываются противоречивые тенденции. Так, с учетом инфляции с 2000 года (в ценах 2009 года) корпоративные затраты на НИОКР в США выросли с 328 до 457 млрд долларов. В текущих ценах рост впечатляет еще сильнее: за последние сорок лет он превысил 350%. Однако доля этих затрат в ВВП почти не изменилась и остается на уровне 2,6–2,8%.
Львиную долю — 1,8% ВВП — составляют частные расходы. Их можно разделить по трем направлениям: фундаментальные и прикладные исследования, а также разработки. И здесь скрывается любопытный факт: последние пятнадцать лет в США в реальном выражении частные затраты на фундаментальные и прикладные исследования остаются на одном уровне, а их доля в общих затратах снижается. Проще говоря, бизнес сегодня тратит на исследования столько же, сколько в начале 2000-х, а рост затрат обеспечивают только разработки. Возникает вопрос: насколько эффективны эти затраты? Ответ поможет найти патентная статистика, которая показывает, что в пересчете на миллион долларов частных затрат на разработки (это часть всего объема НИОКР) компании получают сегодня в среднем 1,6 патента. При этом за 1995–2009 годы компании стабильно получали больше двух патентов на миллион долларов затрат, а непосредственно перед кризисом, в 2007–2008 годах, — 2,7 патента. Напрашивается вывод: инновации в США становятся дороже и создавать их труднее, а выход на докризисные уровни не просматривается. Мэтью Клэнси, экономист из минсельхоза США, отмечает, что патенты уже не те: если раньше новый патент часто приводил к появлению последующих патентов, то теперь это не так. Да и количество «рабочих идей» для инноваций значительно меньше уровня 1980-х годов.
Почти четверть частных затрат на НИОКР в США приходится на компании электронной промышленности. Треть затрат делят между собой представители фармацевтической отрасли и разработчики программного обеспечения. Компании из других отраслей тратят сравнительно мало. В ежегодно публикуемом Еврокомиссией рейтинге 2500 компаний с самыми большими затратами на НИОКР 33% компаний — из США, но частные затраты Китая и других стран растут быстрее американских, и доля США будет неуклонно снижаться, к середине 2020-х годов Китай может даже обойти Штаты по частным затратам на НИОКР. В 2017 году в рейтинге было 376 компаний из Китая, тогда как в прошлом году — уже 438. Но спешить возвышать успехи Китая не стоит. Хотя компании страны действительно с каждым годом тратят на НИОКР все больше, по рентабельности они все еще сильно уступают американским компаниям, да и интенсивность НИОКР (отношение затрат к объему продаж компании) у китайского бизнеса неважная — 2,8% против 6,2% у компаний США (данные ОЭСР).
Впрочем, эксперты солидарны в признании факта опережающего роста затрат на науку в Азии. Динамика частных затрат на НИОКР с поправкой на паритет покупательной способности в последние десять лет показывает не только падение доли США и всех ведущих стран ЕС, но также Японии, Канады и Бразилии. Китай же и ряд соседствующих стран растут стремительно. Но важна не только доля в мировых затратах, но и динамика интенсивности НИОКР: если она положительная, то можно говорить, что компании увеличивают исследовательскую активность. За последние десять лет рост интенсивности НИОКР в первую очередь отмечен в ЕС, США, Канаде, Китае, Тайване и Швейцарии. В последней — за счет одной лишь фармацевтики. Падение интенсивности НИОКР отмечается в Индии и Южной Корее (из-за стремительного роста экономик), а также в Японии и Бразилии (из-за падения затрат на НИОКР). Так что Китаю еще предстоит побороться с США за масштаб и эффективность инвестиций в науку и разработки.
Отметим, что в упомянутый рейтинг в 2017 году почему-то вошли лишь две российские компании — КамАЗ и «Вертолеты России». По итогам 2018 года к ним добавилась «Роснефть». Катастрофически мало, даже учитывая долю России в мировой экономике. По данным рейтинга, в лидерах Samsung, Alphabet (Google), Volkswagen, Microsoft, Huawei, Intel и Apple. Все эти компании тратят на НИОКР более 10 млрд долларов в год. Представленные Еврокомиссией цифры оказываются ниже тех, о которых рапортуют сами компании, — в частности, в топе рейтинга отсутствует американский гигант Amazon, которого нередко называют крупнейшим частным инвестором в НИОКР. На деле оказывается, что компании зачастую смешивают собственно затраты на разработки и банальную покупку нового оборудования, редизайн сайтов, расширение штата программистов и проч. Так, в совокупности эти затраты у Amazon превышают 20 млрд долларов в год, а в отчете Еврокомиссии непосредственно на НИОКР отнесено лишь чуть больше 350 млн долларов. Получается, что мировая наука страдает не только от недофинансирования, но и от отсутствия однозначной статистики, отражающей реальные затраты на исследования и разработки.
Что входит в расходы на НИОКР и как они учитываются
Основные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы приходятся на Алматы – 37,6% от всего объема или 32,1 миллиарда тенге.
В Нур-Султане на НИОКР было потрачено в два раза меньше – 16,7 миллиарда тенге или 19,7% от республиканского объема, а в Мангистауской области – 10,2 миллиарда тенге, что составляет 12% от всего объема.
Остальные затраты пришлись на другие регионы.
Доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в Казахстане уже третий год подряд составляет 0,12% от ВВП. Для мирового рейтинга это достаточно мало.
Например, в развитых и некоторых развивающихся странах этой сфере уделяют большое внимание и тратят на нее от 2% до 5% от ВВП в год. В среднем по миру этот показатель составляет 2,27%.
Лидером по затратам на НИОКР уже несколько лет является Израиль, который тратит на данную сферу 4,95% от ВВП.
В лидирующую пятерку также вошли: Южная Корея – 4,81%, Швеция – 3,34%, Япония – 3,26% и Австрия – 3,17%.
Казахстан в этом списке занял 66 из 72 мест. То есть по объему трат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы наша страна оказалось седьмой с конца, обогнав при этом Монголию, Таджикистан, Гамбию, Кувейт, Ирак и Мавританию.
Теперь рассмотрим, на что были потрачены 85,2 миллиарда тенге в 2020 году. Как оказалось, почти половина этих денег пришлась на оплату труда работникам данной сферы – 39,6 миллиарда тенге. Зарплатный фонд за год вырос на 3,1%.
На приобретение услуг для собственных проектов было потрачено 11,8 миллиарда тенге. Эта доля затрат по сравнению с предыдущим годом выросла на 24,1%.
Почти 10% от потраченных денег или 8,5 миллиарда тенге ушли на основные средства, такие как машины, другое оборудование, здания и так далее.
В разрезе видов работ три четверти затрат было направлено на научные исследования и разработки, включая затраты на фундаментальные и прикладные исследования – 12,5 миллиарда и 52,4 миллиарда тенге, соответственно.
А остальные деньги были потрачены на опытно-конструкторские разработки, включая проектно-конструкторские и технологические работы — 18,4 миллиарда тенге, изготовление опытных образцов и партий изделий и продукции — 1,4 миллиарда тенге, и проектные работы для строительства — 507 миллионов тенге.
Что касается источника финансов, то в развитых странах большую часть затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы берет на себя сфера бизнеса. В США, Китае, Германии и Японии доля частного финансирования НИОКР составляет от 67% до 79%.
В Казахстане основным источником финансов для развития научно-исследовательской и опытно-конструкторской области является республиканский бюджет. Для этой цели в 2020 году из него было выделено 40,9 миллиарда тенге, что на 13,7% больше, чем в предыдущем году.
Чуть меньше составили собственные средства инвесторов – 36,7 миллиарда тенге. Финансирование из этого источника сократилось на 2,8% за год. А объем иностранных инвестиций в НИОКР сократился на 33,8% до 2,2 миллиарда тенге.
- Рейтинг лучших университетов мира
- Индекс человеческого развития
- Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта
- Рейтинг стран мира по уровню доходов на душу населения
- Рейтинг стран мира по уровню образования
- Рейтинг стран мира по уровню счастья
- Рейтинг стран мира по уровню процветания
- Рейтинг стран мира по уровню продолжительности жизни
- Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции
- Индекс глобальной конкурентоспособности
- Рейтинг 100 лучших книг всех времён и народов
Одна из немногих госпрограмм, где увеличивается бюджет на исследования и разработки, — развитие атомного энергопромышленного комплекса: рост на 5 млрд руб., до 27,6 млрд руб., в 2021 году. В том числе 6,4 млрд руб. будет выделено «Росатому» на осуществление взноса в натуральной форме на создание Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР.
В документе правительства не указаны расходы на военные исследования и разработки. Но их можно узнать из отдельного документа, об ассигнованиях по разделам и подразделам бюджета. Расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны в 2021 году сократятся на 2,4% к докризисному плану, до 366,1 млрд руб., то есть не так существенно, как расходы в гражданской сфере. А в 2022 году финансирование оборонных разработок даже увеличится на 1,6% к докоронавирусным проектировкам и составит 388,7 млрд руб.
С учетом оборонных исследований общие расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки можно оценить в 852 млрд руб. в 2021 году, или 4% общих бюджетных расходов. На военную сферу приходится 43% суммарных исследовательских расходов.
Когда секвестрируют науку, это вызывает не очень хорошую реакцию, но, с другой стороны, это связано с общеэкономической ситуацией, сказал РБК доктор экономических наук Евгений Гонтмахер. «То, что 43% расходов исследований тратятся на исследования в области обороны, показывает приоритеты государства. Почти во всех странах, когда режется бюджет, приоритет — здравоохранение и наука, в России такого подхода нет», — говорит он.
По мнению Гонтмахера, приоритет в финансировании научных исследований в области национальной обороны не оправдан. «Изобретения, на которые тратятся деньги, потом невозможно использовать в гражданско-коммерческом секторе. Таким образом, довольно сильно страдает от недофинансирования гражданская наука», — уверен эксперт.
Приоритет оборонных исследований обоснован, так как они в том числе затрагивают такие важные дисциплины, как физика, математика, химия и инженерия, считает Юрий Балега. «Оборонная и гражданская жизнь в этом плане неразрывно связаны, зачастую разработки в области военных технологий используются в гражданской жизни», — отметил он.
РБК направил запросы в пресс-службы Минобрнауки, Минздрава и Минобороны.
- Список компаний по расходам на исследования и разработки
- Список стран по количеству статей в научно-технических журналах
- Список штатов США по расходам на исследования и разработки
- Наука о научной политике
- Научная политика
- Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
- Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
- Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
- Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
- Обновлен рейтинг лучших городов мира 24 октября, 2020
1. США — $476,5 млрд
2. Китай — $370,6 млрд
3. Япония — $170,5 млрд
4. Германия — $109,8 млрд
5. Южная Корея — $73,2 млрд
6. Франция – $60,8 млрд
7. Индия – $48,1 млрд
8. Великобритания — $44,2 млрд
9. Бразилия – $42,1 млрд
10. Россия – $39,8 млрд
Первая и наиболее очевидная тенденция в визуализации, как сильно отличаются топ-страны от остальных. Вы можете легко увидеть это, просто взглянув на картинку. Посмотрите, насколько велики внутренние окружности по сравнению с остальной частью визуализации. Постарайтесь подсчитать, сколько крошечных красных точек существуют по периметру. Графика позволяет легко судить о том, какие страны находятся на вершине или у подножья рынка НИОКР.
На самом деле, отмечает американский сайт, на 10 стран приходится около 80% всех мировых затрат на НИОКР. США гораздо больше расходуют на исследования по сравнению с остальной частью земного шара. Более $100 млрд отделяет страну от преследователя в лице Китая. Дальнейшая детализация данных ЮНЕСКО показывает еще один важный показатель: в то время как в США работает 4 295 исследователей на миллион жителей, Китай имеет только 1 096. Конечно, Китай является домом для гораздо большего количества людей, чем США. Но американское господство на рынке НИОКР очевидно. На Штаты приходится 27% всех глобальных расходов, что значительно больше, чем расходы 100 стран внизу списка, вместе взятых.
Имейте в виду, что НИОКР включает в себя широкий спектр различных отраслей промышленности. Данные включают расходы на все, от искусственного интеллекта, изобретения новых фармацевтических препаратов до создания передовых истребителей. Политологи утверждают, что демография — это судьба для победы на выборах. Возможно, инвестиции в исследования и разработки в такой же степени определяют развитие стран в долгосрочной перспективе. Судя по визуализации, ясно, что США и Китай будут по-прежнему заперты в рамках постоянного противостоянии для экономического контроля над остальным миром, заключают американские ребята.
По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) США занимают 11-е место – 2,74%.
По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя США занимают 2-е место — $359,9 тыс.
В 2016 г. численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составила 1 млн 380 тыс. человек.
По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Китай занимает 15-е место – 2,12%.
По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя Китай занимает 8-е место — $266,6 тыс.
В 2016 г. численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составила 1 млн 692,2 тыс. человек.
Основные организации в сфере научных исследований — Немецкое исследовательское сообщество, Общество им. Макса Планка (21 институт), Общество им. Фраунгофера (19 институтов и филиалов) и др. — получают финансовые средства и из федеральных, и из земельных источников.
Однако основной финансовый источник для научных исследований в Германии, как и в других западноевропейских странах, — частный бизнес.
По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Республика Корея занимает 2-е место — 4,24%.
В электронике флагманом корейской экономики служит Samsung, ставшая глобальным IT-лидером.
Все это только часть корейских достижений, еще есть пятый в мире автопроизводитель Hyundai-Kia, второй в мире по выручке сталелитейный гигант POSCO, огромный бизнес LG, простирающийся от химии до телекома, мощное производство вооружений и военной техники.
Наука Великобритании в XIX веке считалась ведущей в мире. В XX веке уступила первенство науке США в значимости.
Однако здесь по-прежнему ведется множество важнейших исследований. Больше всего внимания в Великобритании традиционно уделяют естественным и техническим наукам.
Больше 70 британских ученых удостоены нобелевских премий.
В Великобритании было сделано множество важных изобретений и открытий: паровоз, современный велосипед, гребной винт, многоступенчатая реактивная паровая турбина, электромагнит, стереозвук, двигатель внутреннего сгорания, фотография, антибиотики, экстракорпоральное оплодотворение, HTML, HTTP и многие другие.
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
- Пути инновационной перестройки экономики: мировой опыт и Российская действительность 2014 / Павлов П.В., Елецкий А.Н.
- Перспективы развития технологичных производственных связей России в современных условиях мировой экономики 2017 / Сопилко Наталья Юрьевна, Навроцкая Наталья Анатольевна, Кутлыева Гозель Мурадовна
- Формирование интеллектуальной ренты в России и за рубежом 2014 / Назарычева Татьяна Михайловна
- Россия в мировой экономике 2016 / Иванова Наталья Ивановна
- Инвестирование в НИОКР для инновационного развития в странах БРИКС 2013 / Борисоглебская Лариса Николаевна, Четвериков Виктор Михайлович, Лебедева Яна Олеговна
- Уровень инновационного и индустриального развития: позиции стран СНГ в международных рейтингах 2019 / Родионова Ирина Александровна, Кокуйцева Татьяна Владимировна, Мицкевич-Далецкий Ю.
- Новые технологии: возрастающая роль в конкурентоспособности стран мира 2010 / Родионова Ирина Александровна, Гордеева Анастасия Сергеевна, Кокуйцева Татьяна Владимировна
- Тенденции развития институтов финансирования науки, технологий и инноваций 2014 / Рубвальтер Дмитрий Александрович, Кандохова Марианна Михайловна
- Анализ перехода российской экономики на инновационный путь развития 2014 / Сорокин Владимир Евгеньевич
- Готовность стран мира к сетевой экономике, тенденции развития высокотехнологичного производства и позиции России 2009 / Родионова Ирина Александровна, Гордеева Анастасия Сергеевна
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 339.9
Расходы на научные исследования и лидерство стран в производстве и экспорте высокотехнологичных товаров в XXI веке: мир и Россия
Статья посвящена выявлению сдвигов в пространственной организации НИОКР в мире. Отмечается высокая концентрация суммарных вложений в научные исследования и разработки со стороны лидеров инновационного развития — США, ЕС, Японии и Китая. Выявляется корреляция между расходами на НИОКР в расчете на душу населения, позицией государств в международных рейтингах по индексам, характеризующим уровень развития экономики, основанной на знаниях, и объемами производства высокотехнологичной продукции.
Характеризуется изменение позиций стран мира в производстве и экспорте товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Отмечается пространственная перегруппировка доминирующих в мировой экономике стран и регионов в создании и обмене продукцией наукоемких отраслей. Фиксируется современный вектор развития мировой индустрии в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: НИОКР, наука и технология, научный ландшафт, инновационная экономика, рейтинги, высокотехнологичные товары, промышленность, развитие.
В начале XXI века глобальное соревнование между государствами-лидерами идет прежде всего в сфере высоких технологий. Наукоемкие отрасли в настоящее время играют авангардную роль в развитии экономики и социальной сферы. Причем значение этой группы отраслей для экономического роста многообразно. В них материализуется основная часть результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), они определяют спрос на научные исследования (а следовательно, способствуют развитию науки), и именно они создают базу предложения материально-вещественных и информационных новшеств для других отраслей хозяйства. Размеры наукоемкого сектора и масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциал стран мира [1, с. 393].
Актуальность темы исследования определяется скоростью, объемом, масштабом развития иннова-
И.А. Родионова
Т.В. Кокуйцева
М.А. Галкин
© Родионова И.А., Кокуйцева Т.В., Галкин М.А., 2013
41
Расходы на научные исследования и лидерство стран…
ционных процессов в современном мире. Вне всякого сомнения, развитие мировой экономики в настоящее время опирается на повсеместный рост инвестиций в научные исследования и разработки (НИОКР, англ. R&D). И от того, как используют государства данные преимущества, зависит их положение в мировой экономике.
Периодичность | Ежегодный |
---|---|
Дата | 1996 — 2018 |
Предыдущий значение | 1.98 (2017) |
Значение | 2.16 (2018) |
Практически весь объём федерального финансирования НИОКР содержится в дискреционном бюджете как части общих федеральных расходов, который ежегодно утверждается Конгрессом в законопроектах об ассигновании. Дискреционные расходы, особенно на оборону, когда-то занимали более заметное место в федеральном бюджете. Однако с течением времени в бюджете стали преобладать обязательные расходы на государственные социальные программы. Такая ситуация обусловлена старением населения США и связанным с этим ростом расходов на здравоохранение и другими факторами. По прогнозу Бюджетного управления Конгресса, стареющее поколение «беби-бумеров» и увеличение средней продолжительности жизни приведут к росту доли населения в возрасте 65 лет и старше с 16% в 2018 г. до 22% в 2048 году [3: 19]. В вопросах формирования бюджетной политики Дональд Трамп следует классическим для республиканцев принципам фискального стимулирования экономики, увеличивая военные расходы и снижая налоговую нагрузку на экономику [Судакова Н.А., 2018]. Бюджетный запрос администрации Трампа на 2018 фин. г., по оценке Американской ассоциации содействия развитию науки, содержал предложения по сокращению расходов на фундаментальные исследования в федеральном бюджете на 16%, по большей части за счёт сокращения бюджета Национальных институтов здоровья на 25%. В нём также предусматривалось сокращение расходов на прикладные исследования на 13,5%, при том, что финансирование разработок планировалось увеличить на 6%, главным образом за счёт увеличения бюджета Министерства обороны [12: 9]. Условия предоставления субсидий на НИОКР и обязательства инвесторовПоложительную роль в развитии инноваций может сыграть реализация планов Дональда Трампа по поддержке предпринимательства, по значительному сокращению регуляторных правил и ограничений по сравнению с периодом президентства Б. Обамы. По оценкам американских экспертов, позитивные последствия для развития науки может иметь также рост активности предпринимательского сектора экономики в результате проводимой налоговой реформы. Эксперты отмечают, что спрос среди российских компаний на R&D есть, он растет, большинство предприятий понимает необходимость вложений в новые технологии и продукты. Наиболее остро этот вопрос встает перед компаниями, оказавшимися под санкциями, когда доступ к новинкам либо уже прекращен, либо это может случиться в любой момент. Вложения в R&D становятся обязательными, если компания уже конкурирует или только собирается выходить на мировые рынки. Особенности российской экономики обуславливают круг основных инноваторов. Это банки, нефтяные, металлургические и химические компании, государственные корпорации, связанные с наукоемкими технологиями, отмечает директор группы консультирования в области ИТ KPMG в России и СНГ Алена Дробышевская. Директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК Екатерина Петрова говорит о значительном интересе к НИОКР в тяжелой промышленности, выделяя горнодобывающую отрасль. А директор по науке, технологиям и образованию фонда «Сколково» Александр Фертман указывает на R&D-активность и востребованность новых технологий у компаний, занятых в химической и атомной промышленности, возобновляемой энергетике, металлургии, IT и информационной безопасности, нефтегазовой отрасли. Но, несмотря на такой большой круг интересантов, инвестиции в R&D в России по-прежнему не носят массового характера, подчеркивает Александр Фертман. Во многом это связано с тем, что в стране нет опробованных и работающих механизмов, которые позволили бы доводить новинки от идеи до реального воплощения. Во-первых, это долго, во-вторых — сопряжено со значительными финансовыми рисками: количественный экономический эффект от инновации, как правило, виден (или не виден) только после того, как она уже внедрена. Небольшие компании не могут себе позволить такие расходы, а крупные, особенно госкомпании, не хотят рисковать, так как риски, связанные со стартапами, не заложены в их бюджеты. Фертман отмечает, что отечественные компании привыкли работать в институтской модели НИОКР, когда работы ведутся в рамках четкого техзадания в соответствии с выделенным финансированием, а заказчиком R&D выступает государство или компания с государственным участием. Это приводит к тому, что инноваторы-исполнители, стремясь вовремя отчитаться за освоенные в рамках заказа средства или подтвердить исполнение контракта, представляют либо уже завершенные, либо находящиеся в завершающей стадии исследования. На R&D с нуля такая схема не рассчитана. Российские компании медленно, но верно все же уходят от традиционной модели советских НИОКР, когда все от и до разрабатывалось в недрах одного предприятия или отраслевого научно-исследовательского института. Сегодня все больше компаний выводит проверку бизнес-гипотез на аутсорсинг. Формы внешнего сотрудничества могут быть самыми разными: либо это свои дочерние фирмы, которые занимаются исключительно R&D, либо сотрудничество с НИИ или высшими профильными учебными заведениями, в лабораториях которых идея проходит проверку на прочность. Алена Дробышевская, Пока такой путь выбирают крупные корпорации и концерны, обладающие собственной развитой научно-исследовательской базой. В числе преимуществ такой модели в НК «Сибур» называют возможность быстрого теста идеи без вложений в обучение персонала и наращивание лабораторной базы. Среди недостатков модели — невозможность полноценного контроля результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, не всегда есть возможность держать фокус на коммерческом результате. Поэтому в нефтехимической отрасли сегодня распространена усредненная модель, когда на начальных стадиях разработки широко вовлекаются сторонние научные организации, а финальные стадии выполняются уже внутри компании. Эксперты отмечают еще один интересный тренд. Он связан с появлением множества стартапов и небольших компаний, с которыми на постоянной основе в формате удаленки сотрудничают крупные представители разных отраслей. Это новая модель, когда внешняя команда используется компанией как собственный отдел R&D. Такой путь развития выбрала для себя лесопромышленная группа «Илим». Михаил Никулин, В контексте назревающей технологической войны с США, ведущей технологической державой мира, дальнейший вклад в НИОКР остаётся в центре узких мест развития Китая, поскольку страна является решительной производственной державой, которую в настоящее время можно охарактеризовать только как большую, но не сильную, сказал ЦОН И, профессор Тяньцзиньского финансово-экономического университета. «Промышленные производственные мощности № 1 в мире и наиболее полные промышленные системы отчаянно нуждаются в большем количестве плодов от оригинальных инноваций, чтобы они могли двигаться вверх по цепочке создания стоимости» – сказал Конг газете Global Times в пятницу. Продолжающиеся усилия по увеличению расходов на НИОКР ещё больше сократят технологический разрыв Китая с США, сказал Конг.
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА УДК 339.9 Расходы на научные исследования и лидерство стран в производстве и экспорте высокотехнологичных товаров в XXI веке: мир и Россия Статья посвящена выявлению сдвигов в пространственной организации НИОКР в мире. Отмечается высокая концентрация суммарных вложений в научные исследования и разработки со стороны лидеров инновационного развития — США, ЕС, Японии и Китая. Выявляется корреляция между расходами на НИОКР в расчете на душу населения, позицией государств в международных рейтингах по индексам, характеризующим уровень развития экономики, основанной на знаниях, и объемами производства высокотехнологичной продукции. Характеризуется изменение позиций стран мира в производстве и экспорте товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Отмечается пространственная перегруппировка доминирующих в мировой экономике стран и регионов в создании и обмене продукцией наукоемких отраслей. Фиксируется современный вектор развития мировой индустрии в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Ключевые слова: НИОКР, наука и технология, научный ландшафт, инновационная экономика, рейтинги, высокотехнологичные товары, промышленность, развитие. В начале XXI века глобальное соревнование между государствами-лидерами идет прежде всего в сфере высоких технологий. Наукоемкие отрасли в настоящее время играют авангардную роль в развитии экономики и социальной сферы. Причем значение этой группы отраслей для экономического роста многообразно. В них материализуется основная часть результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), они определяют спрос на научные исследования (а следовательно, способствуют развитию науки), и именно они создают базу предложения материально-вещественных и информационных новшеств для других отраслей хозяйства. Размеры наукоемкого сектора и масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциал стран мира [1, с. 393]. Актуальность темы исследования определяется скоростью, объемом, масштабом развития иннова- И.А. Родионова Т.В. Кокуйцева М.А. Галкин © Родионова И.А., Кокуйцева Т.В., Галкин М.А., 2013 41 Расходы на научные исследования и лидерство стран… ционных процессов в современном мире. Вне всякого сомнения, развитие мировой экономики в настоящее время опирается на повсеместный рост инвестиций в научные исследования и разработки (НИОКР, англ. R&D). И от того, как используют государства данные преимущества, зависит их положение в мировой экономике. Современные тренды и направления развития сферы науки и высоких технологий в мире. Для международных сопоставлений и оценки уровня развития науки и технологий были сформированы отраслевые системы индикаторов (Science and Technology, Science and Engineering, R&D и др.). Можно выделить две международные системы — Всемирного банка [2] и ЮНЕСКО [3], а также две региональные системы — ОЭСР [4] и Национального научного фонда США [5]. Их общей чертой является наличие трех Блоков индикаторов (показателей), характеризующих: 1) численность научного персонала; 2) роль науки и технологии в структуре экономики; 3) результативность научной деятельности. Приведем таблицу с данными по отдельным индикаторам развития сферы НИОКР в странах и регионах мира, являющихся лидерами мирового инновационного процесса (таблица 1). С 2010 года авторы-составители Global Innovation 1000 проводят дополнительный опрос топ-менеджеров присутствующих в нем фирм на предмет выявления десяти самых инновационных компаний мира (The 10 Most Innovative Companies). Безусловно, результаты подобных опросов в значительной степени носят субъективный характер, поскольку в их основе не лежит точная статистика. Тем не менее такие опросы представляются весьма любопытными, поскольку они позволяют динамически выявлять компании, которые сливки мирового инновационного сообщества воспринимают в качестве образцов для подражания. И впервые за восемь лет в этом мини-рейтинге зрительских симпатий произошла смена лидера — первую строчку у Apple отобрал Alphabet/Google. Особой неожиданностью, пожалуй, это не стало, поскольку Google, относительно недавно осуществивший ребрендинг, за последние два-три года успел наделать немало шума своими наполеоновскими планами на самых различных научно-технологических фронтах. Так, уровень интенсивности расходов на НИОКР у Alphabet в 2017 году составил весьма солидные 15,5% (годом ранее было 13,6%), что почти вдвое превышает средний показатель топ-20 самых R&D-затратных компаний мира. Скорее может вызвать некоторое недоумение чрезмерно затянувшееся пребывание на первой позиции Apple, доля расходов которой на НИОКР в общей выручке до сих пор составляет менее 5% (4,7% в 2017 году), то есть примерно на 60% ниже, чем в среднем у инновационных «ВИПов». Но, с другой стороны, именно эта удивительная экономность компании из Купертино на фоне головокружительного роста ее рыночной капитализации и вызывает у куда менее удачливых «транжир» сильную зависть различных цветов и оттенков, а непосредственным проявлением этой зависти является практически единодушное признание ими Apple самым эффективным инноватором в мире. Как мы уже упомянули в начале этого обзора, главной аналитической темой последнего исследования Global Innovation 1000 стал наблюдаемый во многих странах мира ренессанс так называемого экономического национализма. Этот массовый возврат на государственном уровне к «меркантилистской инновационной политике» (к слову, этот термин был использован аналитиками Strategy& с прямой отсылкой на серию недавних публикаций их коллег из Фонда информационных технологий и инноваций — Information Technology and Innovation Foundation, ITIF), то есть к протекционистским мерам в сфере экспортно-импортного контроля, введению различных ограничений на осуществление зарубежных инвестиций и ужесточению иммиграционной политики, с точки зрения классических либеральных теоретиков, ставит под угрозу дальнейшую реализацию ведущими мультинациональными корпорациями глобальной инновационной стратегии (модели), базирующейся на свободном перетоке через национальные границы информации, знаний, финансовых ресурсов и человеческого капитала. В частности, по мнению авторов доклада Global Innovation 1000, «государственная политика в духе экономического национализма может в итоге привести к полному провалу, поскольку одним из ее прямых следствий является подрыв глобальной системы НИОКР в сфере создания новых продуктов и услуг». Для того чтобы проверить этот энергичный тезис, американские исследователи провели специальное анкетирование участников рейтинга Global Innovation 1000, в котором приняли участие 562 топ-менеджера этих компаний. Основной вопрос был сформулирован следующим образом: «Приведет ли новая волна “экономического национализма” к дальнейшей корректировке вашей корпоративной инновационной стратегии в области R&D?» Судя по сильному разбросу полученных ответов, единого мнения на сей счет у ведущих инновационных компаний мира пока не сложилось. Лишь чуть более половины опрошенных (52%) согласились с предложенной авторами исследования более жесткой версией ответа: «Да, она может оказать умеренное или серьезное воздействие на корпоративную R&D-стратегию». При этом около четверти респондентов признали, что их компании уже сегодня испытывают определенные проблемы в инновационной сфере в связи с новыми протекционистскими мерами, принятыми рядом стран мира. Однако две трети опрошенных «мультинационалов» уточнили, что внутри тех стран, где находятся их штаб-квартиры, подобных проблем они пока не испытывают, из чего можно сделать вывод, что по крайней мере ведущие американские компании еще не видят особых поводов для беспокойства. Практически весь объём федерального финансирования НИОКР содержится в дискреционном бюджете как части общих федеральных расходов, который ежегодно утверждается Конгрессом в законопроектах об ассигновании. Дискреционные расходы, особенно на оборону, когда-то занимали более заметное место в федеральном бюджете. Однако с течением времени в бюджете стали преобладать обязательные расходы на государственные социальные программы. Такая ситуация обусловлена старением населения США и связанным с этим ростом расходов на здравоохранение и другими факторами. По прогнозу Бюджетного управления Конгресса, стареющее поколение «беби-бумеров» и увеличение средней продолжительности жизни приведут к росту доли населения в возрасте 65 лет и старше с 16% в 2018 г. до 22% в 2048 году [3: 19]. В вопросах формирования бюджетной политики Дональд Трамп следует классическим для республиканцев принципам фискального стимулирования экономики, увеличивая военные расходы и снижая налоговую нагрузку на экономику [Судакова Н.А., 2018]. Бюджетный запрос администрации Трампа на 2018 фин. г., по оценке Американской ассоциации содействия развитию науки, содержал предложения по сокращению расходов на фундаментальные исследования в федеральном бюджете на 16%, по большей части за счёт сокращения бюджета Национальных институтов здоровья на 25%. В нём также предусматривалось сокращение расходов на прикладные исследования на 13,5%, при том, что финансирование разработок планировалось увеличить на 6%, главным образом за счёт увеличения бюджета Министерства обороны [12: 9]. Прослеживая недавние тенденции, надо отметить, что начиная с 2011 фин. г. базовый дискреционный бюджет начал сокращаться сначала для гражданской сферы, а затем и для военной (рис. 9). Этому способствовали установленные законом «О контроле над бюджетом» 2011 г. (Budget Control Act of 2011) пределы расходов, а также секвестр в 2013 фин. году. Похожие записи: |