Граждане как субъект права собственности на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Граждане как субъект права собственности на землю». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

Статья 15 Земельного кодекса. Собственность на землю граждан и юридических лиц

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)

    «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

    «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

Глава III. Собственность на землю (ст. 15 — 19)

В Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). Соответственно, субъектами права собственности на земельные участки являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом в ст. 36 специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст.35 – что право частной собственности охраняется законом. Согласно гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в РФ устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В соответствии с гражданским законодательством права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Формы земельной собственности:

  • частная собственность: право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица;
  • государственная собственность: это право собственности РФ и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ);
  • муниципальная собственность реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования.

Что касается иных форм собственности на землю, о которых упоминается в ст. 9 Конституции РФ, то таковых законодательством в настоящее время не предусмотрено.

Общая собственность по гражданскому праву представляет собой собственность на имущество двух или нескольких лиц является, таким образом, разновидностью частной собственности. Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Так, совместная собственность на имущество, в том числе и земельные участки, бывает у супругов; общая долевая собственность на земельный участок – у собственников жилого дома, который расположен на этом участке.

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находится любое имущество, за исключением отдельных видов имущества (которое в соответствии с законом не может им принадлежать). ЗК РФ в ст. 27 установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом. В некоторых статьях ЗК РФ установлен запрет на приватизацию отдельных видов земельных участков (такой запрет означает недопустимость передачи их из государственной или муниципальной собственности в частную, но если земельные участки уже находятся в частной собственности, например, право собственности возникло до введения соответствующей нормы, то они могут в ней оставаться) – это, например, земельные участки общего пользования на землях населенных пунктов (п. 12 ст. 85 ЗК РФ), земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).

Кроме того, ФЗ «Об обороте сельскохозяйственного назначения» от 24 июня 2002 г. №101-ФЗ установил запрет на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%. Указанные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Но поскольку действие данного ФЗ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, быть собственниками таких земельных участков иностранцы имеют право.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

1. До 1990 г. в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование.

Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве — праве собственности.

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная собственность на землю имеет два уровня: федеральный, к которому относится собственность Российской Федерации, и региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.

При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки. На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования. К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ «Об обороне», ФЗ «О государственной границе» и др.

Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

К сожалению, подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности. Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к неразграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно. В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.

Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 — 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:

1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;

2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):

  • нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;
  • если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;
  • прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, — прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

1. Частная собственность на землю подразделяется на несколько видов в зависимости от правообладателя: индивидуальная собственность граждан и юридических лиц; общая собственность, подразделяемая на общую совместную, т.е. без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности, и общую долевую собственность, когда доля каждого сособственника известна заранее.

Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

В процессе земельной реформы граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация). Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Право собственности на землю включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения землей.

Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности, т.е. землей.

Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность.

Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества.

Возможность легального пользования землей является сердцевиной не только права владения, но и права собственности. Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство. Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно — путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается. Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли — арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

Собственнику принадлежит право распоряжения землей. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах — вещественной и правовой.

Юристы традиционно обращают внимание на правовую сторону распоряжения землей. Она выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи. Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника или дается право разделить свою землю на несколько частей, поручение управлять каждой из них особому лицу. Также к правовой форме распоряжения земельным участком необходимо отнести изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Но не меньшее значение имеет и вещественная форма распоряжения землей. Сюда относится право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта.

Вещественное (физическое) распоряжение включает в себя также такие мероприятия, как трансформация угодий (например, посадка леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище), проведение капитальных работ, направленных на защиту и (или) улучшение земли.

В соответствии с гражданским законодательством собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это три правомочия, которыми наделен каждый собственник.

ГК РФ наделяет собственника правом по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В том числе собственник наделяется правом отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Права собственников земельных участков на совершение сделок с принадлежащими им участками регулируются гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных земельным законодательством. Статья 40 ЗК РФ содержит открытый перечень прав собственников земельных участков:

1) собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О недрах» предоставление участков недр в частную собственность не предусматривается. Поэтому необходимо разграничивать понятия «участки недр» и «добытые полезные ископаемые». Если недра и их участки принадлежат на праве собственности исключительно государству (ст. 1.2 Закона «О недрах»), то добытые общераспространенные полезные ископаемые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц — собственников земельных участков. Собственники земельных участков вправе в соответствии со ст. 19 Закона «О недрах» по своему усмотрению в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров.

Порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 18 Закона «О недрах»).

Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы собственниками земельных участков только для своих нужд, например строительства. В случае же добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства о недрах.

Пресные подземные водные объекты могут быть использованы в порядке, установленном Водным кодексом и законодательством о недрах. Данная деятельность осуществляется путем устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с Водным кодексом без получения специального разрешения. Порядок осуществления работ по устройству бытовых колодцев и скважин определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

До августа 2008 г. Гражданским кодексом устанавливалось, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся на нем лес и растения. Земельный кодекс предусматривал право собственника земельного участка на многолетние насаждения, расположенные на нем. Однако в связи с введением в действие нового Лесного кодекса леса и многолетние насаждения были исключены из самостоятельных объектов недвижимости. Новый Лесной кодекс рассматривает землю, занятую лесом, как единый природный и имущественный объект. Таким образом, с августа 2008 г. частные собственники земельных участков оказались лишены права собственности на лес и многолетние насаждения, расположенные на них, независимо от их принадлежности к той или иной категории земель.

Вырубка лесных насаждений на таких участках теперь будет законна лишь на основании договора купли-продажи лесных насаждений в порядке исключения, если это будет разрешено законом субъекта РФ.

Объектом владения является недвижимый земельный участок, обладающий всеми необходимыми характеристиками поверхностного слоя, позволяющими определить его как индивидуальную конкретную вещь.

Данная пространственная единица должна обладать установленными площадью и местоположением. В качестве объекта может выступать как целый участок, так и его доля.

В отличие от субъектов, объекты пассивные участники процесса.

Субъектами земельного права являются граждане и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципалитеты. Чтобы участвовать в земельных отношениях, гражданин должен быть правосубъектным, то есть обладать правоспособностью и дееспособностью. В ГК РФ даны понятия «правоспособности» и «дееспособности» в ст. 17 и 21. Данные определения применимы в земельных отношениях.

Определение 2

Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности, которая признается всеми, возникает с момента рождения и продолжается до смерти.

Качество является врожденным и принадлежит человеку по естественному праву. С наступлением совершеннолетия возникает способность человека своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять гражданские обязанности. Это называется гражданской дееспособностью, возникающей с наступлением 18-летнего возраста. Если гражданин вступил в брак раньше 18-летнего возраста, он считается дееспособным с момента вступления в брак.

В статье 48 ГК РФ дается определение юридического лица как организации, имеющей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество обособленного типа. Юрлицо может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность и дееспособность юрлиц появляется в одно и то же время.

Праводееспособность юридического лица бывает общей и специальной. Под общей праводееспособностью понимается возможность иметь гражданские и земельные права, которые полностью соответствуют целям деятельности, определенной в уставных документах.

Специальная праводееспособность предусмотрена для государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Возникает при создании юрлица, заканчивается при его ликвидации.

Замечание 2

РФ, ее субъекты и муниципалитеты участвуют в земельных отношениях как органы власти, которые издают предписания, обязательные к исполнению, и как собственники земельных участков, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся ими.

Иностранные граждане и юрлица тоже могут быть субъектами прав. Раньше иностранцами могла оформляться собственность земельных участков под приватизированными объектами недвижимости. В новом ЗК говорится о том, что граждане и юридические лица других государств могут приобретать в собственность земельные участки, но с ограничениями. Существует список территорий вблизи границ РФ, где представитель других государств не вправе приобретать землю.

Субъекты земельных правоотношений и их деятельность отражены в ст. 5 ЗК, кроме того субъектный состав может уточняться в НПА. Субъекты имеют права на землю с учетом категорийности земель. В составе земельного фонда находится категория лесного фонда. Лесные участки предоставляются в соответствии с ЛК РФ. Категория водного фонда предоставляет объекты водопользования в соответствии с ВК РФ. То есть регламентация прав и обязанностей происходит по Лесному и Водному кодексам РФ.

ЗК РФ отмечает субъект земельного права с особым статусом Это лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, где коренные народы осуществляют свою деятельность, особо охраняются и предоставляются в безвозмездное пользование. Если земельные участки изъяты для нужд государства, малочисленным народам предоставляются равноценные участки и возмещаются убытки, которые причинены изъятием.

Субъекты права собственности на земельный участок

Объектами земельных отношений являются земля, земельные участки, части земельных участков, об этом говорится в ст. 6 ЗК РФ. Земля как объект и ресурс природы не может быть объектом правоотношений, так как это не юридическая категория. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли – земельный участок.

Определение 3

Земельный участок – это часть земной поверхности с границами, которые определены федеральным законодательством (ст. 11.1 ЗК).

Собственник может использовать по своему усмотрению все, что находится на участке и в земле, если Закон о недрах не предусматривает иного. Еще римские юристы утверждали, что право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, если это воззрение принимать полностью, получается, что собственник может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газопровода и т.д. Такое положение не может быть совместимым с интересами современного благоустройства. Так размышлял И.А.Покровский.

Закон о недрах определяет границу между землей и недрами как объектами различных правоотношений. Согласно Закону собственники земельных участков могут в границах участка, не применяя взрывных работ, осуществлять добычу полезных ископаемых, не находящихся на государственном балансе, а также строить подземные сооружения.

В ст.6 ЗК РФ понятие «земельный участок» является общим понятием, конкретизирующимся по отдельным категориям земель: лесной участок, водный участок, а также по видам разрешительного использования: дачный участок. В законодательстве применяются и синонимы понятия «земельный участок». Например, полоса отвода, сельскохозяйственные угодья, водно-болотные угодья, охотничьи угодья. В Европейской конвенции о ландшафтах предусмотрен такой объект правоотношений, как ландшафт. Конвенция пока не ратифицирована в России.

Замечание 3

Оъектом законодательных отношений являются также земельные доли, они не упоминаются в ст. 6 ЗК РФ. Порядок пользования земельными долями обозначен в Законе об обороте земель. Здесь земельные доли рассматриваются как самостоятельный объект земельных отношений.

В ЗК применено понятие «часть земельного участка», но часть не может выступать в качестве самостоятельного объекта. Если земельный участок делится на две части, то каждой из них присваивается кадастровый номер. Собственник вновь образовавшейся части получает документ на земельный участок. То есть часть участка становится самостоятельным объектом.

Также невозможно приватизировать часть земельного участка. Если собственник хочет продать часть участка, то это будет возможно только тогда, когда произойдет разделение участка, составление межевого плана и постановка продаваемого самостоятельного участка на учет. Это подтверждено и судебной практикой. Если участок делится на части, права на прежний участок должны быть прекращены и зарегистрированы новые права на участки. Чтобы участок стал индивидуальным, готовится его межевой план, а затем земельный участок ставится на кадастровый учет. Поэтому собственник до того как заключить договор аренды должен индивидуализировать «часть» участка и получить кадастровый номер. В договорных документах в качестве предмета договора будет указываться земельный участок, индивидуализированный на местности.

Если здание находится на участке, который не делится и принадлежит нескольким лицам, они имеют право приобрести земельный участок в общую долевую собственность. При этом ЗК не имеет четких критериев классификации земельного участка в качестве делимого и неделимого. Критерии определены в ГК РФ ст.133, где говорится, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Если разрешенное использование сохранено, земельный участок считается делимым, также следует соблюдать требования о минимальном размере земельного участка. Критерий сохранения разрешенного использования не универсален, он применяется только к категории земель населенных пунктов.

Замечание 4

Разрешительное использование рассматривается как использование участка в соответствии с градостроительными регламентами, а они не устанавливаются в отношении земель сельхозугодий, лесного и водного фонда.

Критерии делимости и неделимости земельных участков определены в ГрК РФ в ч.4 ст.41:

  • правообладатели ставят вопрос о делимости/неделимости земельного участка;
  • размер земельного участка не должен превышать предельного размера, предусмотренного градостроительным регламентом;
  • разделение земельного участка возможно при наличии самостоятельных подъездов и подходов к каждому вновь образованному участку;
  • объединение земельных участков возможно при условии нахождения объединенного участка в одной территориальной зоне.

Почва, верхняя часть плодородного слоя, тоже является объектом земельных отношений. В Законе об охране окружающей среды земля и почва как объекты правовой охраны разделены. Он отдельно предусматривает необходимые меры по охране земель и почв при размещении энергетических объектов, эксплуатации сельскохозяйственных земель, мелиорации, размещении отходов. Закон устанавливает меры по охране редких почв.

Общие положения о праве собственности закреплены Главой 13 Гражданского Кодекса РФ, а конкретно право собственности на землю и другие вещные права урегулированы Главой 17 ГК РФ.

Земельный Кодекс РФ (Глава 3) регламентирует специальные нормы, например:

  • права граждан и юридических лиц на землю;
  • права иностранных граждан;
  • Государственная собственность;
  • Федеральная собственность;
  • собственность субъектов РФ;
  • муниципальная собственность.

Особенности права собственности на землю закрепляются Земельным Кодексом. Они не должны противоречить общим нормам в Гражданском Кодексе РФ.

  1. Не все земельные участки могут находиться в частной собственности. Перечень таких земель устанавливается Земельным Кодексом и другими Федеральными Законами;
  2. Граждане, являющиеся собственниками земель, должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (статья 17 Гражданского Кодекса РФ).

    Для частной собственности физических лиц характерен переход права в порядке наследования, что в том числе предполагает возможность распоряжения имуществом на случай смерти путем составления завещания, приобретение права путем выплаты пая членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива и др.

  3. При переходе права собственности от одного владельца к другому земельный участок участвует в обороте по принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. То есть, если собственник продает здание или дом, то при продаже права на земельный участок переходят покупателю.
  4. Собственность на земельный участок должна быть получена в результате юридических фактов, так как согласно статье 16 ЗК РФ, если земля не находится в частной или муниципальной, то она считается государственной собственностью.
  5. Некоторые земельные участки имеют свои особенности в части регулирования права собственности. Например, земли сельскохозяйственного назначения. Подробнее о данных особенностях вы узнаете, прочитав эту статью.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона, т. е. иметь ее в наличии, определять земельный участок как свой и т. п. Благодаря этому правомочию собственник является владельцем земельного участка. Он же имеет право распорядиться землей так, что владение перейдет к иному лицу. При этом переход права владения не обязательно означает переход права собственности на землю.

Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом защиты владения.

Правомочие владения связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре (на местности), с соблюдением порядка выделения, установленного земельным законодательством.

Объекты и субъекты права собственности на землю

Право пользования дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по ее использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст.

42 ЗК РФ).

Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу. Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст.

262 ГК РФ). При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности.

Понятие права собственности на землю

Право собственности на землю это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

1. Владение основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в слу­чае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

2. Пользование это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных фор­мах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственни­ка; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п. Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и за­конным интересам других лиц.

Об­щее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

3. Распоряжение это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве различаются формы земельной собственности:

частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

B 2018 гoдy вcтyпaют в cилy pяд измeнeний, кoтopыe кacaютcя пpoцeдypы oфopмлeния зeмeльнoгo нaдeлa в coбcтвeннocть. Пo нoвым cтaндapтaм, влaдeльцы caдoвыx и дaчныx yчacткoм, кoтopыe пoлyчили cвoи нaдeлы в дoлгocpoчнoe или бeccpoчнoe пoльзoвaниe, дoлжны пpoйти peгиcтpaцию в Гocyдapcтвeннoм кaдacтpe. Чтoбы пoлyчить пpaвo coбcтвeннocти, нeoбxoдимo зaпpocить выпиcкy из EГPН.

Пpaвилa пpoцeдypы и нopмaтивнaя бaзa пpeдcтaвлeны в 3aкoнe № 218-Ф3 «O гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции нeдвижимocти».

Apeндoвaннaя зeмля мoжeт быть пepeдaнa в чacтнyю coбcтвeннocть нa ocнoвaнии Ф3 № 178-Ф3 «O пpивaтизaции гocyдapcтвeннoгo и мyниципaльнoгo имyщecтвa» oт 21.12.2001 гoдa (c yчeтoм пoпpaвoк и дoпoлнeний 2017 гoдa). Пo зaкoнy, дoгoвop apeнды нe являeтcя пpeпятcтвиeм выкyпa зeмли.

Право частной собственности на землю

Cтaндapтный cпиcoк дoкyмeнтoв включaeт:

дoкyмeнт, кoтopый пoдтвepждaeт фaкт пpиoбpeтeния зeмли.

B зaвиcимocти oт cпocoбa пoлyчeния нeдвижимocти, выдeляют нecкoлькo дoкyмeнтoв, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвo влaдeния yчacткoм:

дapcтвeннaя и дpyгиe.

Oфopмлeниe зeмeльнoгo yчacткa в coбcтвeннocть: пoшaгoвaя инcтpyкция

Правоотношения в сфере права собственности регулируются Гражданским и Земельным кодексами. Статья 25 ЗК гласит, что ПС возникает по основаниям, разработанным гражданским, федеральным законодательством. Право достояния и прочие вещные права регулируются главой 17 ГК РФ.

Статья 39.9 ЗК содержит перечень лиц, имеющих возможность оформить участок в бессрочное пользование. Статья 274 ГК дает определение понятия «сервитут». Перечень документов, удостоверяющих право собственности на надел, содержится в 26 статье Земельного кодекса РФ.

Кроме права собственности имеются и другие. Это – пожизненное наследуемое владение, бессрочное пользование и сервитут.

Вещные права имеют признаки:

  • являются абсолютными – если кроме владельца права имеются иные субъекты, они не должны препятствовать ему;
  • возникают по отношению к отдельным землям;
  • определяются нормами законодательной власти.

Все они существуют параллельно с ПС.

Справка! Земельный участок по праву пожизненного наследуемого владения не передается, однако, получив его, гражданину разрешается оформить на него право собственности.

  • Объектами выступают земли, перешедшие в достояние определенного субъекта:
  • юридических или физических лиц, государства или муниципалитета.
  • Субъекты – лица, признанные в установленном законодательством порядке владельцами конкретной территории, это:
  • физические граждане (с гражданством и без, иностранные лица);
  • юридические (организации);
  • Российская Федерация и ее субъекты;
  • городские образования.

Подробно об объектах и субъектах права частной собственности читайте здесь.

Формы собственности на ЗУ регулирует Конституция. На земли в РФ предусмотрено 2 типа собственности – государственная и частная.

Первая является общенародной, которой распоряжается государство. Подразделяется на собственность Российской Федерации и муниципальную.

Частная выражается в формах:

  • единоличной;
  • общей;
  • совместной;
  • долевой.

В частной собственности территория находится при приобретении ее физическим, юридическим лицом. ЗУ формируется как объект недвижимого имущества, и должен быть поставлен на учет в Кадастровую службу, иметь правоустанавливающие бумаги.

Полный перечень форм и вид владений можно найти тут.

Справка! Формы и виды собственности выделяются законодательно. У каждого из них имеются особенности – отличаются условия перехода в пользование, цель использования, права и обязанности владельцев.

Субъекты права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды

Право владения – обладание территорией по факту, физический контроль. Это основание для появления остальных правомочий – пользования и распоряжения.

Важно! Владение подтверждается официально – документом о праве собственности. Право пожизненного наследуемого владения касается земельных участков, находящихся во владении государств или муниципалитетов. Предоставляется оно физическим лицам.

Это право использования надела в собственных целях с извлечением прибыли. Пользование ЗУ предполагает применение, использование и иную деятельность, в ходе которой гражданин извлекает для себя полезные свойства либо выгоду. Регулируется право пользования ст. 271 ГК РФ.

Распоряжение – это исключительная возможность совершения с территорией юридически значимых действий. Гражданский кодекс гарантирует лицу возможность свободного управления недвижимым имуществом по своему решению.

Включает в себя возможность:

  • смены фактического состояния участка;
  • продажи, сдачи в аренду;
  • передачи своей доли третьему лицу.

Реализуемые действия должны осуществляться в рамках закона.

Права на природные ресурсы могут быть на следующие виды владений:

Главное целевое предназначение земель водного фонда – использование их для строительных работ и эксплуатации строений, удовлетворяющих питьевые, бытовые, оздоровительные потребности людей.

Право собственности на такие территории принадлежит тому, кто владеет водным объектом. Земли ВФ находятся в собственности государства, муниципалитета или частного лица. Гражданам предоставляются по договору – на длительное или временное использование.

Статья 40 Земельного кодекса гарантирует гражданину возможность использования водных объектов на участке по своему усмотрению. Право собственности на них теряется одновременно с прекращением прав собственности на ЗУ.

Обратите внимание! Территории, которые граничат с водным объектом, охраняются. Участки, расположенные на расстоянии менее 50 м от берегов рек или озер, нельзя оформлять в собственность – их разрешается только арендовать.

В настоящее время земля является не только уникальным природным ресурсом, но и одним из наиболее ценных видов недвижимого имущества. Самым полноценным и объемным право на землю является право собственности.

Право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в порядке, установленном законом. Только в случае регистрации собственник земельного участка приобретает права владения, пользования и распоряжения землей по своему усмотрению и согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Право собственности на землю в России берет свое начало с Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г., который гарантировал рассматриваемое право. Важно подчеркнуть, что рассматриваемая правовая категория оказалась непростой с точки зрения внедрения в российскую правовую действительность. На современном этапе развития вопросы права собственности в России вызывают повышенный интерес, что связано не только с укреплением рыночных отношений, но и несовершенством действующего законодательства.

Регулирование отношений собственности на землю осуществляется посредством различных правовых норм, среди которых главенствуют конституционные нормы — основа всего правового регулирования. В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и Гражданским кодексом РФ в России предусмотрены следующие виды собственности на землю:

-частная собственность граждан и юридических лиц,

-государственная собственность (федеральная и субъектов Федерации),

-муниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут обладать земельными участками на праве не только индивидуальной, но и общей собственности (долевой или совместной).

Актуальность рассматриваемой темы обусловлено тем фактом, что включение земли в гражданский оборот и введение частной собственности на нее в России повлекло за собой необходимость применения гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, произошло расширение сферы правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных отношений. Правовое регулирование права собственности на землю находит свое отражение, преимущественного, в положениях Гражданского, Земельного кодексов РФ, а также иных нормативных правовых актах.

Цель данной работы: изучить основания возникновения и прекращения права собственности на землю и выявить существующие проблемы в рассматриваемом вопросе.

Для достижения поставленной цели работа поделена на три части:

1) понятие и виды права собственности на землю;

2) основания возникновения права собственности на землю;

3) основания прекращения права собственности на землю.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются юридические факты. В свою очередь, можно выделить три группы юридических фактов: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие факты представляют собой юридические факты, на основании которых возникают правоотношения собственности на земельные участки. Среди таких фактов можно выделить:[3]

-административные акты органов государственной власти;

-сделки граждан и юридических лиц по приобретению земельных участков в собственность;

-обстоятельства, которые в соответствии с законом влекут за собой возникновение права собственности на землю:

а) наследование земельных участков;

б) вступление в хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы;

в) пользование более 15 лет земельным участком (приобретательная давность).

Статья 234 Гражданского кодекса РФ определила порядок установления права собственности в силу приобретательной давности. Так, помимо давности владения, владение должно характеризоваться добросовестностью, открытостью и непрерывностью. Указанные категории не нашли своего определения в нормативно-правовых актах, им не дается прямого и точного толкования, в связи с чем на практике оценка добросовестности владения передается на усмотрение суда.

Проблемным является вопрос об определении момента начала срока пользования имуществом как своим собственным. Ответ на данный вопрос в законодательстве не дан, судебная практика также не содержит единообразной точки зрения при решении данного вопроса.

Тем не менее, необходимо учитывать, что частная собственность на землю возникла с 1 января 1991 г. в связи с принятием нормативных актов, регулирующих земельные отношения. Соответственно, срок владения земельным участком как своим собственным необходимо отсчитывать не ранее этой даты.

г) приватизация.

Приватизация является основным способом приобретения земельного участка физическими лицами. Земельный участок может быть приватизирован только собственником строения, сооружения, находящегося на этом участке. Территориальные границы приватизируемого участка должны быть уточнены таким образом, чтобы максимально исключить необходимость установления сервитутов.

Значительные затруднения на практике вызывает вопрос об установлении права собственности на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости. При решении вопроса о принадлежности зданий и сооружений тому или иному собственнику необходимо учитывать принцип «единство судьбы» земельного участка и расположенных на нем объектов. Таким образом, при определении принадлежности здания, сооружения либо иного недвижимого имущества собственнику решается вопрос о принадлежности права распоряжаться земельным участком, необходимым для использования такого имущества.

В целях приватизации земельного участка гражданину или юридическому лицу необходимо предъявить договор, судебное решение, постановление уполномоченного органа власти или иные документы, подтверждающие право собственности на строение, сооружение, здание, расположенное на застроенном земельном участке.[4]

Статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации закрепила особенные основания возникновения права собственности на землю субъектов РФ, среди которых:

-признание отдельных земельных участков находящимися в собственности субъектов РФ федеральными законами;

-разграничение государственной собственности на землю;

-приобретение земельных участков в собственность субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

-безвозмездная передача субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

Признание права собственности на землю имеет место не только в случае с субъектами Российской Федерации, но и для иных категорий собственников. Согласно действующему законодательству можно обозначить три категории способов признания права собственности на землю:

1) переоформление прав, ранее принадлежавших гражданам и юридическим лицам (например, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. ст. 265 — 267 ГК РФ);

2) признание права собственности на земельный участок в административном порядке;

3) признание права собственности на землю гражданско-правовым способом (ст. 37 ЗК РФ, ст. ст. 217, 552, 1181 ГК РФ).

Также существует судебный способ признания права собственности на землю (ст. 12 ГК РФ, ст. 59 ЗК РФ).

На современном этапе развития общества в России преобладает гражданско-правовой способ признания права собственности на землю. Для указанного способа характерно заключение сделок по купле-продаже земельного участка, выкупу земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оформлению права собственности в связи с вступлением в наследство, а также совершение иных гражданско-правовых действий.

Статья 213 ГК РФ установила, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. К таким земельным участкам относятся земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте.

основания прекращения права собственности на землю

Земельный кодекс РФ в ст. 44 закрепил основания прекращения права собственности на земельный участок:

— отчуждение собственником своего земельного участка другому лицу;

Отчуждение собственником земельного участка осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством, однако необходимо учитывать ограничения, связанные с оборотоспособностью земельных участков.

Прекращение права собственности на землю происходит в силу правопрекращающих фактов, под которыми необходимо понимать обстоятельства, с которыми закон связывает обязанности и возможности прекращения права собственности.[5]

Правопрекращающие факты представлены двумя группами:

-факты, которые дают возможность прекратить право собственности;

-факты, которые обязывают прекратить право собственности на землю.

Факты, позволяющие прекратить право собственности на землю, характеризируются тем, что реализация действий по прекращению права собственности ставится в зависимость от воли и действий самого субъекта права собственности и соответствующих государственных органов. К таким фактам относятся добровольный отказ от земельного участка, отчуждение земельного участка путем заключения договора.

Факты, обязывающие принудительно прекратить право собственности на земельный участок, характеризуются императивным характером, что обусловлено существенным (грубым) нарушением собственником действующего законодательства. Так, использование земельного участка способами, приводящими к порче земель и других природных ресурсов, а, следовательно, к ухудшению экологической обстановки, является общественно-опасным и противоправным деянием. К таким фактам относятся:

а) прекращение деятельности юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, смерть собственника юридического лица;

б) использование земельного участка с нарушением целевого назначения, использование земельного участка способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки, неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашение задолженности по уплате земельного налога в течение последующего года;

в) прекращение статуса собственника земли в результате совершения сделок с землей, реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий.

Прекращение права собственности на земельные участки является следствием воздействия дозволяющих и (или) обязывающих юридических факторов на правоотношения собственности на земельные участки, для которого характерен переход права собственности на данный объект гражданских прав от одного субъекта к другому, т.е. смена собственника. Смена собственника земельного участка при прекращении права собственности является неизбежной и происходит всегда, так как земля, являясь особым объектом права собственности, не может полностью исчезнуть в результате использования или гибели.[6]

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:

Земельные отношения в РФ регулируются Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексом, а также Федеральными законами и подзаконными актами.

Регулирование отношений права собственности на землю представляет собой комплексный (многоотраслевой) институт права, имеющий свои теоретические и практические проблемы, требующие дальнейшего совершенствования и реформирования.

В России выделяются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю являются юридические факты, т.е. конкретные объективные обстоятельства, с которыми закон связывает вышеуказанные правовые последствия. Эти факты применительно к правоотношениям собственности можно разделить на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.

Основными способами приобретения права собственности на земельный участок являются: переоформление ранее принадлежавших прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами; признание права собственности на земельные участки в административном порядке; признание права собственности на землю гражданско-правовым способом.

Право собственности на землю возникает с момента совершения сделки. При этом право собственности, как и другие вещные права, ограничение таких прав, возникновение, переход и прекращение обязательно подлежат государственной регистрации. Такая регистрация осуществляется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Законодательство, регулирующее вопросы права собственности на землю, имеет ряд недостатков. Особенно это касается приобретения в собственность земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении и постоянном (бессрочном) пользовании.

Незавершенность институциональных преобразований земельных отношений в России препятствует эффективному агропроизводству, приводит к неразвитости кредитно-финансовой системы и дефициту заемных ресурсов, к ограниченной поддержке сельхозпроизводителей на региональном и местном уровнях, сдерживает приход инвесторов, а в конечном счете — является серьезной преградой перехода на инновационную модель развития аграрной экономики.

На практике возникают проблемы при реализации положений о приобретении земель в частную собственность в силу приобретательной давности. В целом процесс оформления права собственности на земельный участок является очень продолжительным по времени и сложным для понимания, правовые нормы, регулирующие данный вопрос, неэффективны, зачастую даже противоречивы и пробельны.

Тем не менее, несмотря на обозначенные недостатки, можно отметить, что институт права собственности на землю крепко вошел в российскую систему права и активно применяется. В дальнейшем его развитие и совершенствование представляется неизбежным. Таким образом, можно с удовлетворением отметить, что в этом плане, особенно после введения в действие Земельного кодекса РФ, сделан большой шаг вперед, и право конституционное право частной собственности на землю реально начало воплощаться в жизнь, что подтверждает тот факт, что Россия уверенно движется вперед по пути построения развитого демократического общества, в котором гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:

1) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

2) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

3) в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятие и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО;

4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане РФ, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (ч. 5 ст. 35 ЗК РФ).

Основания возникновения права собственности — установлено ст. 218 ГК РФ.

Основания прекращения права собственности — установлено ст. 235 ГК РФ.

Государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Государственной собственностью так же будут земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниципальных образований.

Муниципальная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Субъекты права собственности на землю — это лица, которые в установленном порядке признаны и являются собственниками конкретного участка.

В социалистический период единственным субъектом, обладающим правом собственности на землю, было государство. В постсоветское время и само право земельной собственности, и его субъекты периодически пересматривались. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю» субъектами права собственности на землю признавались только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории страны или приравненные к постоянно проживающим (статья 4). Граждане других государств, в том числе и бывших советских союзных республик, могли получать земельные участки только на правах пользования либо аренды.

Как уже отмечалось, субъектами права частной собственности в Республике Беларусь являются физические и негосударственные юридические лица.

Субъектами земельных правоотношений — носителями прав и обязанностей в этих отношениях законодательство признает: граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования.

Граждане РФ — это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5).

Иностранные граждане, лица без гражданства как субъекты прав на земельные участки.

Субъектами земельных правоотношений — носителями прав и обязанностей в этих отношениях законодательство признает: граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования.

Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Субъекты права собственности на землю

Право частной собственности граждан на земельные участки может опираться на два варианта полномочий приобретателя данного титула:

  1. Приобретение надела в результате перехода имущественных прав от предшествующего правообладателя.
  2. Переоформление участка в собственность, которым правообладатель пользуется на основании иных правомочий.

К первой категории относятся гражданско-правовые прецеденты, сопровождающиеся составлением договора и регистрацией такового в Росреестре. Возникновение прав на ЗУ и отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности может происходить как:

  • купля-продажа;
  • дарение или мена.

Скачать бесплатно договор купли-продажи надела и договор дарения ЗУ в форматах MS-Word.

К этой же категории относится процедура вступления в наследство.

Вторая категория отношений опирается на взаимодействие титульного владельца с местной администрацией, которая может предоставить право выкупа или безвозмездной приватизации ЗУ, если физическое лицо владеет наделом на основании:

  • аренды;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Законодатель выделяет проблемы, сопутствующие рыночным земельным отношениям, которые безвозвратно закрепляют за собственником ЗУ вещные права, вменяя ответственность за неиспользование ЗУ или использование не по целевому назначению.

Недобросовестный владелец, имеющий право частной собственности на земельные участки, нарушает регламент установленного законодательства с минимальным риском. Тем не менее со стороны администрации населённого пункта могут предприниматься действия по изъятию ЗУ у нарушителей.

Само право собственности на землю является не прекращаемым видом права: прекращаясь в отношении одного субъекта, оно возникает у другого. Исключение составляют погибшие или уничтоженные объекты, что может произойти в результате пожаров, наводнений, военных действий и т.п.

Остальные формы прекращения права собственности ориентируются на замену субъекта права и передачу объекта новому правообладателю.

Объектами в частной собственности находятся земельные участки, переданные государством в собственность физических или юридических лиц. То есть участки, которые исключаются из публичной или федеральной собственности.

Применяется только к категориям земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • земель поселений;
  • промышленных территорий.

Остальные массивы остаются в ведении государства и не допускают перехода в частные руки.

Субъектами определяются физические и юридические лица, выкупившие или приватизировавшие муниципальные земли, либо оформившие имущественную сделку с приобретением ЗУ. Субъект может выступать только конкретное лицо или учреждение, в сторону которого осуществлено оформление документации на ЗУ (что делать если документов нет?). В то же время субъект разделяется:

  • индивидуальный собственник (как его найти?);
  • субъект долевого владения;
  • общего (совместного) владения;
  • НКО и коммерческие организации.

Право пользования земельным участком означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно целевому назначению), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.

Вопрос о владении каким-либо имуществом в целом весьма актуален практически для любого гражданина, ведь у всех есть материальные блага, которыми можно обладать и пользоваться. Аналогичный вопрос, касающийся земельных участков, еще более острый и требует тщательного изучения, чтобы знать права и как пользователя и как собственника земли.

Кроме того, существуют и такие права в отношении земельных наделов, которые ограничены только пользованием. В этом случае необходимо разобраться, в чем это ограничение состоит и как это соотносится с правом собственности. В этой статье мы ответим на эти и другие актуальные вопросы, касающиеся владения, пользования и распоряжения землей.

Основными нормативными документами, регламентирующими право собственности не землю, являются:

  1. Конституция Российской Федерации, в п.2 ст.36 которой гарантировано право на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами.
  2. Гражданский кодекс, регламентирующий основания для возникновения и прекращения права собственности не землю.
  3. Земельный кодекс, регулирующий правоотношения в сфере пользования земельными наделами.
  4. Специальные Законы, принятые на уровне Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.