Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление земли в аренду без торгов с 1 марта в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
В каких случаях можно предоставить сельхозпроизводителю землю без торгов
Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).
Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).
ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным. Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.
Орган местного самоуправления может выставить на торги только земельный участок, который сформирован из невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Сами земельные доли на торги не выставляйте (п. 10 Обзора).
ПРИМЕР 7. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия местной администрации, которая не проводила торги по продаже земельной доли. Истец указал, что он наряду с другой компанией использует земельный участок, находящийся в долевой собственности. Поскольку имеется несколько заинтересованных лиц, которые вправе претендовать на приобретение земельной доли у муниципалитета, то местные власти должны выставить эту долю на торги.
Суды отказали истцу. На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли.
Проверьте количество оснований для аренды земли в статье 39.6 Земельного кодекса.
В пункте 2 статьи перечислены тридцать с лишним оснований.
Каждое основание позволяет взять землю в аренду без аукциона.
Однако большинство из этих оснований абсолютно не подходят для простых граждан.
Основная цель материала, показать:
какими способами обычный гражданин может взять землю в аренду для своих нужд.
Поэтому не интересные для простых людей способы арендовать землю, я буду только упоминать.
При этом востребованные основания будут рассмотрены более детально.
И так, начнем с самого интересного.
Это основание допускает 4 цели.
-
аренда земли для строительства индивидуального жилого дома (ИЖС).
Земельные участки под гостиницу, автомастерскую, магазин и другие объекты арендовать без торгов по данному основанию не получится.
Если вы хотите получить землю для строительства домика или коттеджа, то этот способ для вас.
Полезный совет: Многие люди, ищущие землю под строительство индивидуального дома, хотят получить участок именно в собственность.
Это связано с тем, что, по их мнению, право собственности более надежно, чем аренда.
Однако это иллюзия, которая вытягивает лишние деньги из кошелька заблуждающегося.
Нужно понимать, что государство может изъять для своих нужд практически любой участок, даже тот, которым вы владеете на праве собственности.
Поэтому собственность на землю не является 100-процентной гарантией от изъятия участка.
При этом, покупка пустого участка земли (то есть приобретение в собственность) под ИЖС, чаще всего обходиться дороже, чем аренда этого же участка и последующий выкуп земли под уже построенным домом.
Иными словами, в большинстве случаев гораздо выгоднее не сразу покупать земельный участок под ИЖС, а брать его в аренду, строить дом, и только после этого выкупать участок под завершенным строительством.
В таком случае, выкупная стоимость, как правило, будет значительно ниже, чем цена покупки пустого участка.
-
Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году
В чем заключается 1 (одно) важное отличие земельных участков под ЛПХ от участков под ИЖС?
Участки под ИЖС могут находиться только в границах населенного пункта.
Вы не найдете участок с видом разрешенного использования под ИЖС за пределами города, поселка или другого поселения.
А участки, предназначенные для ЛПХ, могут находиться как внутри населенного пункта, так и за его пределами.
Однако арендовать под ЛПХ без торгов можно только те участки, которые находятся на территории населенного пункта.
Если участок имеет вид разрешенного использования – ЛПХ, но находится за границей населенного пункта, то арендовать такой участок без торгов по данному основанию не получится.
Участки под дачное хозяйство более привлекательны, чем участки под садоводство.
Объясняется это тем, что на земле под дачу можно прописаться, перед этим построив дом.
А на садовом участке прописаться весьма проблематично.
Более подробно о том, как прописаться на дачной земле, изложено в пошаговой инструкции: Как получить разрешение на строительство.
Начинающие фермеры, которым не перепало земельных паев, как правило, арендуют землю без торгов.
И делают это весьма успешно.
Кто может арендовать земельный участок без торгов?
Взять землю в аренду у государства без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.
При этом цель использования земли должна быть: ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство, дачное хозяйство или КФХ.
Юридические лица (организации) не имеют права арендовать землю для этих целей без торгов.
Такое заявление подается, если земельный участок имеет границы и кадастровый номер.
К примеру, на публичной кадастровой карте вы нашли свободный участок, который не сдан в аренду.
Таких земельных участков в стране много.
Чтобы арендовать этот участок без торгов, вам нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.
Через 30 дней должен быть результат:
- либо вы получите в аренду участок без торгов,
- либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.
Пошаговый алгоритм действий по получению земли детально описан в инструкции:
Как взять землю в аренду 16 способами в 2022 году?
(с изменениями на 12 января 2022 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.09.2021 N 864, от 12.01.2022 N 8)
В соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 33.3 Земельного кодекса Республики Татарстан и в целях создания благоприятных условий для реализации масштабных инвестиционных проектов и размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения на территории Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления юридическим лицам в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов.
2. Установить, что Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан является уполномоченным органом:
осуществляющим прием и рассмотрение:
обращений о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка,
документов, обосновывающих соответствие объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения (далее — объект), масштабного инвестиционного проекта (далее — проект) критериям, установленным в приложении к Земельному кодексу Республики Татарстан, для предоставления земельных участков без проведения торгов в аренду в соответствии с распоряжениями Президента Республики Татарстан,
обращений о внесении изменений в соглашения, предусматривающие размещение объекта или реализацию проекта, и документов, обосновывающих необходимость внесения таких изменений;
по ведению сводного реестра обращений юридических лиц, содержащих информацию о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка в соответствии с распоряжениями Президента Республики Татарстан для размещения объекта или реализации проекта, а также содержащих обращение о внесении изменений в параметры объекта или проекта;
по подготовке проектов мотивированных заключений о соответствии объекта или проекта критериям, установленным в приложении к Земельному кодексу Республики Татарстан, а также проектов мотивированных заключений о целесообразности внесения изменений в параметры объекта или проекта;
по заключению соглашения, предусматривающего размещение объекта или реализацию проекта.
3. Определить уполномоченными органами по рассмотрению документов и согласованию проектов мотивированных заключений о соответствии объекта, проекта критериям, установленным в приложении к Земельному кодексу Республики Татарстан, а также проектов мотивированных заключений о целесообразности внесения изменений в параметры объекта, проекта Министерство экономики Республики Татарстан, иные исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан при размещении объектов и реализации проектов, осуществляемых в сфере их деятельности.
4. Определить Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан уполномоченным органом по подготовке проектов распоряжений Президента Республики Татарстан о предоставлении земельных участков без проведения торгов в соответствии со статьей 33.3 Земельного кодекса Республики Татарстан, а также по подготовке проектов распоряжений Президента Республики Татарстан о внесении изменений в распоряжения Президента Республики Татарстан о предоставлении земельных участков без проведения торгов в соответствии со статьей 33.3 Земельного кодекса Республики Татарстан.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В АРЕНДУ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ МАСШТАБНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуры подачи и рассмотрения обращения юридического лица о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, соответствующих критериям, установленным в приложении к Земельному кодексу Республики Татарстан, процедуры подачи и рассмотрения обращения юридического лица о внесении изменений в параметры объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов, процедуры заключения, изменения и расторжения соглашения, предусматривающего размещение объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения или реализацию масштабного инвестиционного проекта, и договора аренды земельного участка, включая порядок осуществления мониторинга исполнения соглашения, предусматривающего размещение объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения или реализацию масштабного инвестиционного проекта.
Рассмотрение документов, обосновывающих соответствие масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным в приложении к Земельному кодексу Республики Татарстан, для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжениями Президента Республики Татарстан при наличии намерения заключить соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан, осуществляется с учетом особенностей, установленных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.02.2016 N 61 «Об утверждении Порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан».
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
инвестиционное соглашение — соглашение, заключаемое между Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан (далее — Агентство) и юридическим лицом, предусматривающее размещение объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения или реализацию масштабного инвестиционного проекта на земельном участке, предоставляемом ему в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Президента Республики Татарстан (далее — земельный участок);
мониторинг исполнения инвестиционного соглашения — комплексный анализ и оценка информации об исполнении инвестиционного соглашения;
объекты — объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, соответствующие критериям, установленным приложением к Земельному кодексу Республики Татарстан, имеющие своей целью достижение социального и/или иного полезного эффекта, не преследующего своей целью извлечение прибыли;
проекты — масштабные инвестиционные проекты, соответствующие критериям, установленным приложением к Земельному кодексу Республики Татарстан;
сводный реестр обращений — учет сведений о ходатайствах юридических лиц на бумажном и (или) электронном носителях, ведение которого обеспечивает Агентство в установленном им порядке;
согласующие органы — исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, уполномоченные на рассмотрение документов, обосновывающих соответствие объектов, проектов критериям, установленным в приложении к Земельному кодексу Республики Татарстан, в соответствующей сфере деятельности, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, на территории которых планируется размещение объекта или реализация проекта;
Дата изменения | 09.12.2021 12:23:25 |
---|---|
Категория | Услуги в сфере имущественных и земельных отношений |
Наименование муниципальной услуги | Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов |
Уникальный реестровый номер муниципальной услуги и дата размещения сведений о ней в муниципальном реестре | 2600000000167523143 |
Наименование функционального органа администрации города, предоставляющего муниципальную услугу | Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя;
Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе»; Федеральная налоговой служба России; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю; Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю.
«Временные» земельные участки снимут с учета 1 марта 2022 годаПокажу на примере, а потом рассмотрим 4 обстоятельства, которые помогут противостоять чиновничьим уловкам. Каждый из нас имеет законную возможность получать земельные участки без торгов в аренду или собственность. Количество участков, которые можно получить без торгов, и без каких-либо льгот неограниченно. Прописка тоже значения не имеет. Земельные участки без торгов можно получать в любом регионе (кроме городов федерального значения). Если участок, который вы решили попробовать получить без торгов, не сформирован, то вам достаточно составить Схему участка и подать заявление о предварительном согласовании. Обратите внимание. Схему участка можно сделать самостоятельно. Кадастровый инженер на этой стадии не нужен. В заявлении о предварительном согласовании вы указываете о своем желании арендовать или купить земельный участок. Иными словами, вы сами определяете, на каком праве вы хотели бы получить земельный участок: в аренду или в собственность. Поданная в администрацию Схема земельного участка и заявление запускают процессы, которые следует понимать, чтобы слепо не полагаться на порядочность муниципальных служащих из местной администрации. Если кратко, то процедура может проходить несколько стадий:
Получив Схему и заявление о предварительном согласовании для предоставления земельного участка в аренду, чиновники публикуют извещение о возможности проведения аукциона по продаже земельного участка, то есть по предоставлению участка в собственность. Если кто-то откликается на это извещение, то чиновники объявляют аукцион не по предоставлению в аренду как указано в заявлении о предварительном согласовании, а по продаже в собственность. Другими словами, в администрации подменяют запрашиваемую заявителем аренду на собственность. Причины и мотивы действий сотрудников администрации могут быть абсолютно разные:
Цели и мотивы чиновников не столь важны. Важно другое:
Начнем с первого вопроса. Причина проста – дыра в законодательстве. Вернее сказать – недостаточно четкое описание рамок, в которых должны действовать чиновники. В частности, подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ обязывает чиновников указать в извещении информацию о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка, но при этом ни слова о том, что эта информация должна соответствовать виду права, который указан в заявлении о предварительном согласовании. Иными словами, законодатель, как и положено, определяет 2 возможных варианта (аренда или продажа), но не уточняет, что выбор чиновников должен соответствовать тому виду права, который вы указали в заявлении. Похожая конструкция содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ. В ней установлена обязанность чиновников принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Мы видим, что чиновники должны выбрать один из 2-х возможных видов аукциона, но нигде не сказано, что выбираемый вид аукциона должен соответствовать поданному заявлению о предварительном согласовании. Другими словами, исходя из формулировок статьи 39.18 ЗК РФ, складывается ощущение, что, чиновники вправе по своему усмотрению выбирать аренду или собственность, невзирая на вид права, который заявитель указал в заявлении. Данное ощущение, на мой взгляд, является ложным, поскольку опровергается следующими обстоятельствами. Для сведения. Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов. Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания. Без торгов земельный участок можно получить:
Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли. Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс. Однако есть более легкий способ. Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте здесь. Что вам дает интеллект-карта:
Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?» Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной. Указанные обстоятельства я перечислю в порядке убывания их значимости. Земельный кодекс содержит одну очень полезную статью. В этой статье говорится: В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок. (см. подпункт 7 части 1 статьи 39.15 ЗК РФ). Иными словами, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, является обязательным параметром заявления. Без этого параметра чиновники просто отклонят заявление как несоответствующее закону. Таким образом, вид права, указанный в заявлении является юридически значимым параметром, который чиновники не могут игнорировать. Вернемся к стадиям, которые должны проходить чиновники после получения заявления о предварительном согласовании. После получения Схемы участка и заявления о предварительном согласовании администрация должна опубликовать извещение о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка. В этом извещении указывается вид права: аренда или собственность. Допустим, вы подали заявление на аренду, а чиновники опубликовали извещение о возможности проведения аукциона не по аренде, а по продаже. Если никто не откликнется на это извещение, то по закону администрация должна утвердить Схему и согласовать предоставление участка заявителю в аренду, потому что он просил именно аренду. Однако, противоречие между видом права, указанным в извещении (собственность), и видом права, по которому заявитель фактически получает участок (аренда) свидетельствует о нарушении прав неограниченного круга лиц, которые не могли изъявить желание участвовать в торгах по аренде, потому что было опубликовано извещение о продаже. Таким образом, явное нарушение прав неограниченного круга лиц может стать хорошим поводом для прокурора дать оценку действиям чиновников из администрации. Местные администрации, как собственники муниципальных земель, имеют право по своей инициативе организовывать и проводить земельные аукционы. В таких аукционах, чиновники вправе сами устанавливать вид права (аренда или собственность). Иными словами, администрация сама определяет – сдавать участок в аренду или продавать. Другое дело, когда чиновники получают от вас Схему участка и заявление о предварительном согласовании. Проведение процедур, инициированных Схемой и заявлением, является не правом, а обязанностью чиновников. При выполнении этих обязанностей, администрация не имеет такой свободы выбора, как по земельным аукционам, проводимым по ее инициативе. Таким образом, произвольно менять вид права в процедурах, инициированных по заявлениям граждан, чиновники не могут. Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2022 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:
Федеральный закон определяет:
Земельные участки передаются в собственность:
Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ. Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации. Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:
Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:
По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона. Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:
О земельных торгах в электронной формеПередача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:
Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона. Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ. Аукцион проходит в несколько этапов:
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:
Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:
Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ. Договор аренды ЗУ заключается на срок:
Как получить земельный участок без торгов
|