Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому должна Россия внешний долг 2022 каким странам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Государственный долг Россия возник после 1991 года (когда распался СССР). В тот момент Российская Федерация приняла на себя все долговые обязательства, хотя все союзные республики отказались от долгов СССР. Эти обязательства составляли 104 млрд. долларов.
В 90-е годы в результате тяжелого экономического положения страны, РФ фактически не погашала старые займы, а наоборот набрала новые.
НА конец прошлого столетия внешний долг Росси рос и достиг почти 200 млрд. долларов.
Благодаря росту цен на нефть в начале 2000-х позиции страны стали укрепляться.
В летник месяцы 2017 года был закрыт последний долг Советского Союза странам Босния и Герцеговина, который составлял 125 млн. долларов США.
Размер внешнего долга России на 2022 год
Как считает Банк России, внешний долг нашей страны на 1 апреля 2021 года составляет 459, 3 млрд. долларов США. С начала текущего года задолженность перед иностранными государствами сократился на 8,6 млрд. долларов по причине выплаты обязательств по внешним кредитам, а также уменьшения выпуска ценных бумаг для нерезидентов РФ.
В чем опасность государственного, в частности, внешнего долга?
Он усиливает зависимость экономики страны от зарубежных кредиторов, ведет к обесцениванию национальной валюты.
А постоянный рост долговых обязательств отрицательно влияет на развитие экономики, ведет к инфляции, разрушает баланс между денежным и товарным обращением.
На 1 января 1994 года внешний долг РФ составлял 118 млрд. долларов и затем он неуклонно повышался год от года. Так в 2015 году он достиг пиковой отметки в 599 млрд. долларов. После чего долг начал снижаться и на сегодняшний день составляет 421 млрд. долларов.
Внешний дог России не внушает финансистам опасений, поскольку держится на соотношении 20% от ВВП.
Как утверждает Министерство финансов РФ, по данным на сегодняшний день наша страна имеет долговые обязательства только перед одной страной – Южной Корее в сумме 594 млн. рублей, и этот долг должен быть погашен до 2025 года.
Источниками гос. долга являются:
- Обязательства перед владельцами ценных бумаг, выпущенных государством;
- Кредиты у международных организаций, банков и фондов;
- Задолженность по внешнеторговому обороту: товар уже ввезен в страну, но деньги за него еще не поступили на счета;
- Гарантийные обязательства, которые оформляются при получении крупных займов корпоративным секторам у объектов международных корпораций (Газпром, Роснефть и др.)
Таким образом, можно говорить о странах, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства на позициях офшоры, через которые идут крупнейшие торговые потоки. Это Исландия, Люксембург, Кипр, Голландия и Великобритания.
Китайская Народная Республика предоставила крупный кредит на строительство нефтепроводов и газопроводов.
Также существуют некоторые задолженности по торговым операциям.
К концу 2020 года из-за пандемии и ограничительных мер объем внешнего долга всех стран заметно подрос от 83,5% до 96%.
Особенный рост наблюдается в развитых странах, которые имеют возможность привлекать кредитные средства по низким процентным ставкам. За один только 2019-2020 год ставка возросла с 105% до 123%.
В США гос. долг также возрос с 108% до 129%, а на 2022 год ожидается еще повышение до 132%.
Но по прогнозам финансовых аналитиков, в 2022 году ожидается снижение внешнего долга практически во всех странах мира из-за роста доходов, а также после восстановительных мероприятий во всех сферах экономики и общей стабилизации положения мировой экономики.
Тревожно выглядит ситуация с внешним долгом на постсоветском пространстве. Например, внешний долг Украины составляет 81 млрд. долларов США, при этом уже к концу 2021 года страна должна выплатить 14 млрд. долларов. При этом правительство и Президент Украины с полной уверенностью заявляют, что обязательно расплатятся с долгами, ведь ВВП растет на 4,8%. Если же средств из бюджета не хватит, то государство опять возьмет в долг у ВМФ, ЕС, Международного банка, то есть у тех организаций, которым Украина и так должна огромные суммы.
Не утешительно обстоит ситуация с внешним долгом и в соседней с Украиной стране- Белоруссии.
В Правительстве даже обсуждается вопрос о девальвации белорусской валюты. Белоруссия должна 24 млрд. долларов, то есть 38% от ВВП. Главным кредитором Белоруссии является Россия, которая раз за разом помогает ближайшей соседке.
2022 год (ежемесячные данные с 01.02.2022 по текущую отчетную дату)
Безопасным для экономики считается соотношение внешнего долга к ВВП не более 60%.
Огромный внешний долг имеет Япония, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 223%.
Второй в списке стран с самыми большими долгами идет Греция, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 180%.
Следующими в списке идут Ливан, Йемен, Италия, Португалия, Мозамбик и Кабо-Верде.
Любой внешний долг – это существенный показатель доверия к стране со стороны зарубежных партнеров. Если страна имеет стабильную экономику и возможно для дальнейшего развития, то внешний долг не является огромной проблемой для Правительства.
Конечно, при постоянном росте государственного внешнего долга, авторитет правительства падает, и доверие народа к власти уменьшается.
Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.
Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).
Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:
- Нормативно-правовая база
- График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
- Структура долга
- Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
- Глоссарий
- О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.
Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.
В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.
Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.
РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»
Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.
Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.
Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.
В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.
Внешний долг России на 2022 год
Резкое снижение кредитного рейтинга России западными аналитическими компаниями следует рассматривать как один из видов санкционной политики Запада, полагает Никита Донцов, руководитель коммуникационной группы «Влияние». Сегодня сложно назвать такие рейтинги объективным критерием качества экономики, потому что они руководствуются, в том числе, политическими мотивами.
Все возможные риски российской экономики уже были щедро учтены в кредитном риск-рейтинге, но даже с учетом последних событий фундаментальных изменений в нашей экономике не произошло, указывает полититог. На рынках, конечно, отмечается паника, но не стоит ей поддаваться, потому что кризис — это всегда время возможностей, и за пиковыми значениями всегда приходит коррекция. Экономика России очень далека от дефолта, и никто внутри России в нем не заинтересован, уверен Никита Донцов. Российский рынок, вероятно, переориентируется на работу с другими внешними партнерами, но не будет изолирован.
Преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук считает, что понижение международных кредитных и инвестиционных рейтингов России вызвано не состоянием российской экономики, которая уверенно восстановилась после пандемии и показала существенный рост ВВП, а пакетами санкций, введенных США и ЕС против Банка России, финансовых и промышленных институтов. Санкции ограничили доступ России к международным валютным резервам, включая валютные депозиты и ценные бумаги, размещенные в ЕС, США, и Японии, которые можно было использовать в кризисных ситуациях.
Дефолт страны возможен в случае ее отказа выплаты внешним кредиторам долгов, признает эксперт. При этом внешний долг России по состоянию на 1 января 2022 года составил 422, 2 млрд долларов. Объем ВВП России в 2021 году составил 1,65 трлн долларов. Таким образом, величина госдолга составляет чуть более 25% ВВП. Это соответствует полной устойчивости финансовой системы нашего государства. Россия в текущем году должна выплатить кредиторам по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте 2 529, 432 млн долларов и 132,081 млн долларов США по кредитам правительств иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных юридических лиц.
Общий долг России состоит из нескольких частей. Доля каждой из них может меняться и в ближайшем, и в далеком будущем. Приведем примеры:
- Обязательства, связанные с оплатой сделок по импорту.
- Проценты по кредитам и ценным бумагам в зарубежных кредитных организациях.
- Средства, которые будут потрачены на выкуп тех ценных бумаг, чей срок действия давно истек.
- Гарантийные обязательства по займам, которые были получены национальным корпоративным сектором от иностранных финансовых организаций.
- Задолженность различных предприятий и организаций перед партнерами из дальнего и ближнего зарубежья, а также финансовыми институтами.
Если сказать точно, то внешний долг России — это в большинстве случаев кредитные обязательства органов государственной власти и представителей банковской сферы.
Согласно информации, предоставленной Министерством финансов РФ, к 2022 году есть долг перед Южной Кореей. Ей Россия должна почти 600 млн рублей. Выплатить эту сумму нужно до 2025 года. Также РФ имеет обязательства перед Исландией, Кипром, Голландией, Великобританией, США и Китаем.
За последнее десятилетие госдолг РФ заметно вырос. Одной из причин такого положения является замедление роста экономики из-за санкций, введенных в 2014 году США и странами Европейского Союза. Другая причина — необходимость финансирования федерального бюджета при отсутствии резервов.
Какой внешний долг России на 2022 год? По данным, предоставленным Счетной палатой, он достиг почти 460 млрд долларов США. Около 70% от этой суммы составляют долги по государственным бумагам в иностранной валюте, а 30% — государственные гарантии РФ, номинированные в той же валюте.
Для определения разницы между доходами и расходами государства задолженность сравнивают с ВВП. Только сравнению подлежит общий долг России, то есть, внешний и внутренний. Чем показатель выше, тем сложнее ситуация, тем большую проблему составляет необходимость погашать долг. Если показатель низкий, значит, государство способно покрыть свои обязательства.
На 1 апреля 2021 года соотношение госдолга РФ к ВВП составило 17%. Это даже ниже, чем в 2020, но выше, чем в 2019. Показатель до 30% говорит о том, что в данное государство можно инвестировать, уровень рисков довольно низкий.
Согласно мнению многих финансовых аналитиков, государственный долг России на 2022 год станет еще больше. Его соотношение к ВВП поднимается до 20,8%. А в 2023 году это будет 21,4%. Почему такие мрачные прогнозы? Есть 2 причины.
- Первая — количество дефицитов бюджета превышает количество профицитов. Так, в плюс государство уходило 6 раз, а в минус — 9. По логике, кое-как можно было выйти в 0. Но в 2020 году были не только использованы лишние средства за прошлые периоды, но и образован новый дефицит размером 4,1 млрд рублей. В 2021 тоже, кстати, бюджет сведен в минус.
- Вторая причина — несоответствие дат получения налогов и социальных выплат. Первое происходит чаще всего в конце месяца, а второе — в начале. Получается, что деньги в бюджет еще не попали, но их уже нужно выплатить получателям. Устранить разрыв государство может только одним способом — взяв займ у самого себя.
Получается, что внешний долг постепенно уменьшается, а внутренний растет. За счет этого общий госдолг России тоже становится больше. Чем такие обстоятельства чреваты для граждан? Есть несколько пунктов:
- Задолженность придется «тянуть» не одному поколению.
- Произойдет перераспределение доходов внутри государства. Одни граждане смогут заработать, получая проценты по облигациям. Другим же придется пополнять бюджет налогами, внося свой вклад в уменьшение общего долга.
- Частные акции будут заменены государственными ценными бумагами.
- Возможен обвал валюты.
- ВВП на душу населения становится все ниже.
Плюс ко всему, замедляется процесс развития экономики.
Долг/ВВП (2020), % | Изменение в отношении долга к ВВП, п.п. | ||
2019–20 | 2020–21 | ||
Развитые страны | 120.1 | 18.19 | 2.39 |
Развивающиеся страны | 64.4 | 7.52 | -0.11 |
Бедные развивающиеся страны | 49.5 | 3.40 | 0.40 |
Германия | 68.9 | 9.28 | 1.32 |
США | 127.1 | 18.92 | 5.73 |
Китай | 66.8 | 9.77 | 2.78 |
Саудовская Аравия | 89.6 | 15.67 | -2.96 |
Россия | 19.3 | 5.55 | -1.21 |
Индия | 98.9 | 11.29 | -0.54 |
Мексика | 60.6 | 7.29 | -0.05 |
Бразилия | 32.4 | 9.64 | -1.41 |
Южная Африка | 77.1 | 14.91 | 3.72 |
Источник: Источник: МВФ.
В основном рост госдолга произошел за счет размещения Минфином ОФЗ. С начала пандемии Минфин разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн рублей, долг по ОФЗ с марта 2020 года по март 2021 года увеличился на 4,7 трлн рублей.
В феврале-марте 2021 года на международных финансовых рынках повышается тревожность, растут доходности по трежерис. Причина связана с растущими инфляционными ожиданиями в США 1 , последующими за пакетом Байдена, а также большим объемом заимствований в отсутствии новых мер по предоставлению ликвидности. Значительно увеличились доходности длинных бумаг, в то время как доходности двухлетних казначейских облигаций сохранились на прежнем уровне.
На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.
В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.
В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.
Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.
Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.
Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.
Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.
Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.
Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.
На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.
1 Ссылка на предыдущий доклад
2 Три лага дамми-переменной санкций статистически значимы.
3Для доли нерезидентов в ОФЗ эта переменная оказалась незначима.
Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.
Пополняется бюджет за счет:
- налоговых поступлений;
- ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
- прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
- процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.
Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.
Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.
Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.
Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.
Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.
Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.
После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.
Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).
Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.
Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет $56 786 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $17 679 млн. В том числе:
- по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $6 100 млн.;
- владельцам ценных бумаг – $11 579 млн.
Внешний долг ЦБ РФ составил $6 890 млн.
Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.
Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.
По источникам госдолг подразделяется:
- на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
- кредиты у международных структур: банков и фондов;
- гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
- долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.
В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.
Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:
- падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
- уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
- падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
- ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
- не ослабевающее санкционное давление.
Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.
Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.
Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.
- Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
- Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
- Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
- В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
- При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.
Важной характеристикой внешнего долга является не совокупный внешний долг государства, а долг России перед МВФ и другими финансовыми организациями. До 1919 года он стремительно снижался. Сегодня наблюдается обратная тенденция – правительство постоянно выбрасывает на рынок ценных бумаг облигации государственного займа. Следует отметить еще и тот факт, что долг СССР практически выплачен. Поэтому все новые кредиты пойдут на развитие реального сектора экономики.
План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.
Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.
Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.
С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.
В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.
По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.
Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.
Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.
Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.
Банк России разъяснил правила выплат по внешнему долгу эмитентов России
Суверенный долг — задолженность правительств независимых государств.
Другими словами, суверенный долг это те деньги, которые правительство определённого государства должно владельцам выданных им облигаций. Когда правительству нужно занять у кого-нибудь денег, оно размещает государственные облигации, продавая их населению, банкам и всем, кто готов их купить.
При продаже своих облигаций государство как бы «гарантирует» выплату долга тем фактом, что оно государство, солидная контора. Отсюда и слово «суверенный», то есть «гарантированный суверенитетом страны».
Если срок выплаты по облигациям подошёл, а в казне пусто и выросла капуста, то государство может объявить дефолт, как было в России в 1998 году, то есть сказать кредиторам: «извините, обломитесь, денег нет, но вы держитесь». И кредиторам ничего не остаётся, как обломиться, но в следующий раз, прежде, чем давать такому государству в долг, крепко призадуматься.
Когда мы имеем дело с долгами частных лиц или корпораций, обычно существует возможность использовать юридические процедуры, с помощью которых должников можно заставить заплатить проценты и сумму основного долга, а в случае неуплаты передать принадлежащие им активы кредиторам.
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 17.8 % | 2020 |
Международная инвестиционная позиция | 478 USD млрд. | 4 кв./21 |
Государственный долг | 15768 RUB млрд. / 141.842 млрд. USD | 0 кв./22 |
Данные Период Дата
17.8 | 2020 | 22.06.2021 |
14.6 | 2019 | 15.03.2021 |
12.2 | 2018 | 22.01.2020 |
13.5 | 2017 | 22.01.2019 |
17 | 2016 | 11.08.2017 |
15.9 | 2015 | 31.12.2015 |
15.6 | 2014 | 31.12.2014 |
13.1 | 2013 | 31.12.2013 |
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | 17.0000 | 12.6000 | 17.0000 | 12.6000 | -25.88% |
Данные Период Дата
478 | 4 кв./21 | 22.01.2022 |
489 | 3 кв./21 | 16.10.2021 |
471 | 2 кв./21 | 17.07.2021 |
459 | 1 кв./21 | 17.04.2021 |
470 | 4 кв./20 | 23.01.2021 |
461 | 3 кв./20 | 17.10.2020 |
477 | 2 кв./20 | 18.07.2020 |
450 | 1 кв./20 | 18.04.2020 |
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | 529.6000 | 524.9000 | 537.5000 | 524.9000 | -0.89% |
- Государственный долг в России вырос до 15768 RUB млрд. (141.842 млрд. USD) в первом квартале 2022. Максимальный объем госдолга достигал 15462 RUB млрд., а минимальный 653 RUB млрд.
- Данные публикует Ежеквартально Министерство финансов.
Из-за экономических санкций, введенных против РФ в связи с военной операцией на Украине, российская экономика встала перед угрозой дефолта, передает Reuters со ссылкой на заключение аналитиков JPMorgan.
Как отмечается, в марте Россия должна погасить государственные облигации на сумму более $700 млн. Теоретически у страны достаточно резервов для покрытия долгов, предполагают эксперты, однако замораживание некоторых активов и другие меры могут оказать значительное влияние на ее платежеспособность.
ЦБ назвал условия выплат по внешнему долгу в рублях
Между тем ещё совсем недавно многие специалисты уверенно говорили, что дефолт в нашей стране невозможен. Так, Радио «КП» в конце января 2022 года приводило высказывание экономиста, преподавателя РАНХиГС Владислава Гинько, который утверждал, что евро и доллар вот-вот начнут падать.
Некоторые уверены в этом и сейчас. Так, первый вице-президент ЦСР Глеб Покатович высказался о вероятности дефолта по госдолгу в нашей стране. По его словам, она крайне низкая.
«Совокупный объем российского госдолга на начало текущего года составил чуть выше 21 триллиона рублей (15,8% ВВП). Правительство Российской Федерации располагает значительным объемом резервов, даже несмотря на частичную их блокировку со стороны западных стран», — цитирует РИА «Новости» Покатовича.
По его словам, объем ФНБ на 1 февраля нынешнего года составил 13,6 триллиона рублей (10,2% ВВП).
«Если исключить активы, затронутые санкциями, и ценные бумаги российских компаний, серьезно подешевевшие в результате обвала на фондовом рынке, то оставшийся объем средств ФНБ все равно выглядит значительно. В частности, на депозитах в ВЭБ. РФ было размещено 530,6 миллиарда рублей, на субординированных депозитах ВТБ и Газпромбанка — 138,434 миллиарда рублей, на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России — 226,7 миллиарда китайских юаней, 405,7 тысячи кг золота в обезличенной форме и 266,1 миллиона рублей», — отметил Глеб Покатович.
Кроме того у России есть значительные ресурсы на казначейских счетах в виде свободных остатков, а также резервный фонд правительства.
«Правительство России совместно с Банком России принимают целый ряд мер по сохранению устойчивости российского финансового рынка и стабилизации валютного курса. В том числе, в целях недопущения падения стоимости отечественных долговых бумаг российский регулятор принял решение о введении запрета брокерам на исполнение ордеров иностранных инвесторов на продажу ценных бумаг, — рассказал эксперт. — Таким образом, учитывая существенный запас ликвидности и меры по стабилизации ситуации на финансовом рынке, вероятность дефолта по долгу Российской Федерации объективно крайне низкая».
Ранее Центробанк РФ на своём сайте сообщил о новом пакете мер по поддержке российских кредитных организаций на фоне введенных западными странами санкций.
После начала спецоперации российских войск на территории Украины, кредитно-дефолтные свопы (credit default swaps, CDS) на российские еврооблигации выросли вдвое за 24 часа и достигли рекордных с 2008 года 882,6 базисного пункта. Экономист Константин Ордов рассказал, когда стоит ожидать дефолта в России.
С начала января 2022 года CDS на российские еврооблигации увеличился семикратно, показатель не достигал такого уровня даже после присоединения Крыма к России в 2014 году. Тогда страховка от дефолта не превышала 650 пунктов, CDS вернулись к уровню конца 90-х. Следует разделять риск дефолта на два возможных варианта, обращает внимание Директор Высшей школы финансов РЭУ им. Плеханова Константин Ордов.
«Первый тип – технический дефолт, – говорит эксперт, – он связан с невозможностью осуществить транзакцию в срок по тем или иным причинам. Второй вариант дефолта – классический, он связан с неплатежеспособностью и ее последствиями».
Риск технического дефолта, к сожалению, нельзя исключать в текущей ситуации, объясняет экономист. Это связано с последними санкциями, принятыми в отношении финансовых операций банков. При этом следует оценивать вероятность дефолта, который мог бы произойти по финансовым показателям.
«Если мы посмотрим на международные резервы РФ (по данным Центробанка на 14 января 2022, года составляли $638,2 млрд), – объясняет Константин Ордов, – а государственный долг – рублевый, поэтому нет валютного риска, а существующий риск по масштабам несопоставим с объемом резервов».
Более того, размер международных резервов России превышает совокупный объем внешнего долга государства, включая долг коммерческих компаний, подчеркивает экономист.
«Мы понимаем, что крупные госкорпорации, либо компании с госучастием тоже являются значимыми игроками долгового рынка, – продолжает собеседник АБН, – и поэтому спасать их тоже придется, однако проблемы в этом нет. Валютные резервы РФ, по сути, превышают сумму всех долговых обязательств. Так что с точки зрения реального дефолта в ближайшей перспективе, такое развитие сценария на сегодня скорее является невозможным».
Если говорить про инструмент CDS, который связывают с вероятностью дефолта, речь идет о другом, сообщил Константин Ордов. По его словам, граждане сильно обеспокоены вероятностью того, насколько останутся доступными операции в банках, к которым они привыкли. Также присутствует волнение, не станут ли международные долги причиной того, что банки перестанут проводить некоторые операции.
Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.
Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.
Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.
На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.
Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.
Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).
Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.
Последствия «специальной военной операции» на Украине. Онлайн
Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:
- В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
- Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
- Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
- Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.
Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.
Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:
- баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
- соотношение внешнего долга и ВВП;
- показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
- показатель платежеспособности и ликвидности.
Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.
Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.
Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:
- Оптимизация затрат на обслуживание
- Гарантирование исполнения кредитных обязательств в полной мере
- Контроль безопасного уровня долга
Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.
Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.
- Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.
- Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. Грозит ли России дефолт в 2021 году?).
- В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.
- Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.
- К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.
- В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.
- Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.
- В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.
- Летом 2021 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.
График внешнего долга России
В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям. Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами. В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.
Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается. Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2021 году составлял 0,6% ВВП, то в 2021 году он вырастет до 1,1% ВВП. И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.
В течение первых трех месяцев 2021 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.