Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Капитальный ремонт в новостройке законодательство в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Взносы на капремонт приравниваются к коммунальным платежам, поэтому игнорировать их уплату нельзя. Если не платить два месяца, будут начисляться пени. Если долг будет копиться и дальше, на собственника могут подать в суд о взыскании задолженности. В итоге нужно будет возместить долг, пени и судебные издержки. Стоит иметь в виду, что часто должникам доступна рассрочка, которой они могут воспользоваться, чтобы не доводить дело до суда.
Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году
Обычно капитальный ремонт лежит в зоне ответственности регионального оператора. Именно он создает законный фонд, куда поступают финансовые активы. Рассматриваемые активы должны быть направлена на то, чтобы отремонтировать жилые здания, что нуждаются в ремонте. В одном из банков РФ должен быть открыт счет, на котором хранится капитал, в размере от 20 миллиардов рублей.
Законный региональный оператор выполняет сразу несколько важных функций:
- Представители оператора обращаются к муниципальным властям. Их задача – решать организационные вопросы, что являются наиболее актуальными.
- Накапливать деньги, что в виде взносов поступают от граждан. Рассматриваемые капитальные накопления должны контролироваться региональным оператором.
- Выбрать ответственного и профессионального подрядчика, который выполнит работу. Также в задачи оператора входит проверка сметы на строительство и т.п. задачи, что лежат на плечах заказчика.
- Работать по установленному сроку. Его рамки устанавливаются региональной программой.
- Оператор должен проверить, насколько качественно выполненные заказанные ремонтные работы. Если есть недостатки, они должны быть исправлены. И исправление рассматриваемых недостатков также ложится на плечи оператора.
- Составлять отчеты и оставлять их на сайте организации, чтобы жильцы домов могли быть в курсе того, куда уходят их деньги.
Законный представитель организации должен взаимодействовать с жильцами и ТСН. Он в обязательном порядке присутствует на собраниях, чтобы предоставить информацию о проводимом ремонте и планах на рассматриваемую деятельность.
Прежде чем выяснять, нужно ли платить за капремонт, следует разобраться, в каких ситуациях рассматриваемая плата может быть уменьшена после того, как напишете соответствующее заявление. Чаще всего плата будет уменьшена, если у жильцов имеются определенные льготы. К таким льготным категориям относятся следующие лица:
- Жильцы аварийного дома, что подлежит сносу. Дом все равно снесут, так что нет необходимости выполнять его капитальныйремонт.
- Землю, на которой стоит дом, правительство планирует использовать для своих целей.
- Живете в новом доме, которому ещё нет 3-5 лет. Такие дома получают отсрочку.
- Люди, которые подписали договор социального найма и не являются официальными владельцами здания.
Некоторые особенности оплаты платежей по коммунальному ремонту имеют пенсионеры, которым больше 70 лет и они самостоятельно проживают в квартире. Эти лица могут платить только половину платежа. Если пенсионеру исполняется 80 лет, отныне он может вообще не платиткапитальный сбор.
Также 50% платежа могут платить инвалиды первой и второй группы (при условии, что они не работают) и родители детей-инвалидов. Также могут не платить некоторые другие льготники, но при условии, что такое решение было сделано на уровне местных администраций. Чтобы получить льготу, нужно собрать подтверждающие документы, записаться на прием через Госуслуги и прийти в назначенное время в МФЦ.
Можно ли не платить за капремонт в новостройке
Часто встречается ситуация, когда в некоторых новостройках квитанции за капремонт приходят постоянно, а в других – не приходят совсем. Жильцы либо исправно оплачивают все взносы, либо возмущаются.
Должны ли платить за капитальный ремонт жители новых домов? Следует разобраться с некоторыми случаями, говорящими о неправомерности действий управляющих компаний.
Региональные власти занимаются разработкой законопроектов, чтобы регламентировать выплаты на капитальный ремонт новостроек. Точные данные о дате сдачи МКД зависят от решения властей конкретной области. Взносы на капремонт могут потребоваться через 2 или 3 года.
Точную информацию о том, сколько лет не платят жильцы за ремонтные услуги, можно получить только после ознакомления с ситуацией в своем регионе.
Условия субъекта накладываются на гарантийные обязательства застройщика, то есть взимание взносов все равно будет производиться. С их помощью создается фонд, обеспечивающий впоследствии своевременный капремонт.
Оплата производится по начислениям в квитанции на почте, в отделениях банка или онлайн через интернет. Также оплатить можно безналичным способом с личного счета, указав фамилию, реквизиты и сумму оплаты. Если данные в квитанции указаны неполные или неточные, то в адрес регионального оператора отправляется запрос на изменение данных л/с.
Если взносы не платить, то сумму начнут взыскивать через судебные инстанции с начислением пени. Обычно суд встает на сторону регионального оператора. Ремонтные и восстановительные работы фонд обязан выполнять за свой счет.
Итак, оплачивать сбор на капремонт должны все жильцы, иначе сумма с процентами будет взыскана через суд. Не стоит думать, что эти нормы отменят, так как большинство построек нуждается в восстановительных работах, и управляющим компаниям нужны средства на их реализацию. Однако любой житель новостройки имеет право защищать свои права и деньги.
Благодаря постепенным изменениям в законодательстве в сфере жилищного права, возможно, сроки до первого взноса будут устанавливаться не регионально, а единым государственным органом.
Плату за капитальный ремонт не отменили (во всяком случае, пока что). Однако некоторые обновления, касающиеся ее, все же есть.
Так, российское правительство одобрило повышение взносов на капремонт. Об этом сообщает сайт правовой информации. Причина тому довольна прозаична – подорожание стройматериалов. Цены на них с начала 21-го года взлетели почти на 20%.
Что же касается повышения стоимости, то в постановлении, одобренном российским премьером Михаилом Мишустиным, уточняется, что увеличение размера платы за капремонт может достигнуть 25%. Обязательное условие для этого – сумма должна быть не выше предельно допустимой стоимости услуги, рассчитываемой в индивидуальном порядке для каждого российского региона.
Ориентировочная дата повышения платы за капремонт приходится на 1 января 2022 года.
Стоит упомянуть, что в 2020 году произошла приостановка соответствующих взысканий, однако она носила временный характер, будучи связанной с трудной ситуацией, в которой оказались многие россияне на фоне пандемии. Более того, в этом же году в столице размер взноса вырос на 3,7%. Так что ожидать отмены взысканий уж точно не стоит.
Как законно не платить за капремонт в 2022 году?
Как уже было сказано выше, взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов являются частью коммунальных платежей. И согласно закону, их оплата является обязательной для большинства граждан, проживающих в многоквартирных домах и пользующихся различными услугами ЖКХ.
Однако у всех правил есть свои исключения. И конечно же есть категории граждан, которые могут получить «скидку» на оплату капремонта или даже быть полностью освобождены от уплаты взносов. Ниже мы расскажем обо всем этом подробнее.
Некоторые считают, что они не обязаны платить взносы на капремонт, если не заключали соответствующий договор. Однако это не так. Закон относит плату за капремонт к категории обязательных платежей за коммунальные услуги, таких как, например, оплата за воду/электричество/газ.
То есть законодательство предусматривает эту расходную статью для всех жильцов многоквартирных домов. Разумеется, если они не подпадают под упомянутые выше категории-исключения.
Притом уточняется, что необходимость уплаты взносов возникает у собственника помещения в многоквартирном доме, который включен в программу капремонта. И она не зависит от того, заключены ли договоры между собственниками и региональным оператором или владельцем специального счета.
Но есть и случаи, регламентированные законодательством, в которых неуплата взносов за капремонт имеет под собой все законные основания. Так, есть лица, которые попросту не обязаны оплачивать взносы.
Это, как уже говорилось выше, жильцы многоквартирных домов, находящихся на территориях закрывающихся населенных пунктов.
Также не обязана платить сбор жильцы аварийного жилфонда, под которым подразумеваются дома, подлежащие сносу и т. п. Не платят за капремонт и жильцы зданий, земля под которым изымается для нужд государства или муниципалитета.
Ну и, разумеется, есть льготные категории граждан, которые частично освобождаются от уплаты взносов на капремонт ввиду своего статуса. Это многодетные семьи, ветераны, одинокие пожилые люди, неработающие пенсионеры и прочие льготники. Все они освобождаются от оплаты 50% взноса.
Отказ от уплаты взносов за капремонт без законных оснований – бесполезная и даже откровенно вредная затея, ведь такие сборы сродни коммунальным платежам. И работают они по такой же системе: при неуплате образуется долг, который рано или поздно (возможно, даже в судебном порядке) все равно придется выплатить. Кроме того, при длительной неуплате начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за просроченный день.
При достижении значительного объема долга вопрос переходит в судебную плоскость и должника обязывают выплатить его через суд.
Суммируя все вышесказанное, отметим несколько самых важных моментов:
- Оплата взносов за капремонт обязательна и законна, она приравнивается к оплате коммунальных услуг.
- Есть категории граждан, которые освобождены от уплаты взносов. Сюда также относятся льготники, которые освобождаются от них частично.
- За неуплату предусмотрены санкции в виде пени. Со злостными неплательщиками будут разбираться через суд.
Общий список, что входит в капитальный ремонт дома, содержит Жилищный кодекс в ст. 166. Данный перечень дублируется в актах региональных органов власти, а конкретные работы определяются уже исходя из текущего состояния МКД.
Капитальный ремонт жилых домов по Кодексу включает шесть основных направлений:
- капремонт имеющихся инженерных систем (вода, газ, электричество, тепло и канализация, а также всевозможные аварийные системы – например, противопожарную);
- капремонт и замену лифтов и лифтовых шахт, а также имеющихся машинных вспомогательных помещений;
- кровельные работы;
- капремонт подвальных помещений, которые являются общедомовым имуществом (если подвал приватизирован, отремонтировать его за счет средств капремонта нельзя);
- капитальный ремонт фасада жилого дома;
- капремонт фундамента МКД.
Данный перечень конкретизируется администрациями субъектов в сторону расширения. В список работ по жилым домам добавляется:
- капремонт несущих и ограждающих конструкций, если это не относится к реконструкции (к ограждающим конструкциям, например, в некоторых случаях относят окна, входные и подъездные двери);
- устройство и ремонт пандусов, а также иные работы, призванные улучшить мобильность инвалидов;
- установка общедомовых счетчиков, измерительных приборов;
- разработка, экспертиза и строительный контроль проектной документации на МКД;
- ремонт и обустройство вентиляции;
- ремонт чердачных помещений МКД.
Внимание! Следует запомнить основные правила: капитальный ремонт выполняется в отношении общедомового имущества, находящегося на общей площади МКД, а из списка работ исключаются те, что относятся к текущему ремонту. Последний финансируется из ежемесячных коммунальных платежей за ЖЭУ и выделяется отдельной соответствующей строкой в квитанции.
Сколько лет не платят за капитальный ремонт в новых домах?
Отдельно остановимся на одной из самых значительных статей расходов при капитальном ремонте жилья. Что входит в перечень капремонта инженерных систем:
Центральное отопление | Смена и модернизация стояков, домовых трубопроводов, установка запорной арматуры, монтаж отопительных приборов, тепловых завес, реконструкция систем отопления и сопутствующие работы. Замена стояков отопления в квартире также подпадает под капитальный ремонт. |
Горячее и холодное водоснабжение, канализация | Ремонт общего трубопровода и замена стояков водоснабжения в квартире, капитальный ремонт разводки труб, замена запорной арматуры, установка общедомовых счетчиков |
Вентиляция | Смена решеток и прочистка вентиляционной системы, установка новой вентиляции в связке с кровельными работами |
Иные системы | Ремонт газопровода, электрической разводки, противопожарных систем, мусоропровода, вспомогательных комплексов для инвалидов. |
Ситуация с капремонтом жилых домов складывается такая, что не все работы можно четко разграничить, относятся они к капитальным или текущим манипуляциям.
Одновременно при данных видах ремонта может выполняться покраска фасада, косметический ремонт в подъезде, замена стекол в рамах, ремонт оконных рам.
Важно! Отличить капитальный ремонт от текущего можно по возможности проведения работ без вмешательства в процесс эксплуатации жилого дома. Например, если ремонт на общедомовом стояке можно выполнить, не отключая всех жильцов, то это текущие работы. Если квартиры отключают от водо- или теплоснабжения, то ремонт капитальный.
Жилищный кодекс определяет, что оплата капитального ремонта осуществляется собственниками помещений МКД. Нужно ли платить за капремонт и кто освобожден от уплаты взносов в каждом конкретном случае, рассмотрим ниже.
Внимание! Обязаны ли жильцы платить за капремонт жилого дома, напрямую зависит от их статуса по отношению к помещению – собственники или арендаторы. Льготы по другим основаниям, например, для пенсионеров, многодетных или инвалидов (как по налогам), не предусмотрены. Однако в некоторых регионах существуют компенсационные выплаты по капремонту для ряда категорий граждан.
В свою очередь, капитальный ремонт квартиры полностью ложится на плечи ее собственника и не выполняется за счет общих средств, собранных всеми жильцами.
Взносы за капитальный ремонт собственниками нежилых помещений так же обязательны, как и собственниками квартир. Все помещения коммерческого назначения, расположенные в жилом доме, также подпадают под действие закона о капитальном ремонте. Закон в этом плане никаких различий не делает. Но и ставка для владельцев магазинов, аптек, мастерских и других площадей не меняется, а соответствует общей, принятой в конкретном жилом доме.
По вопросу, должен ли квартиросъемщик платить за капитальный ремонт МКД, ЖК принял однозначную позицию – по закону не должен. Но по договору стороны могут договориться иначе, и тогда юридическую силу получат именно положения договора аренды или найма. Если в договоре не указано прямо, должны ли квартиросъемщики платить за капитальный ремонт, то оплачивать соответствующие квитанции должен собственник помещения.
Аналогичная ситуация и по вопросу, кто платит за капремонт, если квартира муниципальная. Нужно смотреть договор и внимательно читать его положения. Некоторые администрации полностью перекладывают на нанимателей все коммунальные расходы и взносы по капремонту.
Жильцам помогут самостоятельно принимать решение о капремонте
Счет, куда идут деньги от взносов по капитальному ремонту, определяется следующим образом:
- По умолчанию деньги аккумулируются на счете регионального фонда капитального ремонта в «общем котле». Из этого общего счета деньги перераспределяются в соответствии с планами региональной программы на те жилые дома, которые нужно отремонтировать раньше.
- По решению собственников деньги могут собираться отдельно ото всех на нужды только данного жилого дома – на специализированном счете в банке, доступ к которому будет иметь управляющая компания или ТСЖ.
В любом случае контроль над проведением работ в жилых домах проводит местная администрация.
Закон № 148-ФЗ от 26 мая 2021 года внес очередные поправки в закон о регистрации недвижимости № 218-ФЗ. С 1 февраля 2022 года Росреестр станет вносить в ЕГРН информацию о том, что квартира (комната) расположена в МКД, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо о признании жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, непригодным для проживания. Соответственно, и стандартная выписка из ЕГРН будет содержать сведения о признании МКД подлежащим сносу и (или) реконструкции и (или) о признании жилого помещения (в том числе дома) непригодным для проживания. Эти сведения предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.
С 1 марта 2022 года государство разрешит строить и регистрировать в ЕГРН жилые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами своей деятельности. Иными словами, законодатель позволил строить индивидуальные жилые дома на сельскохозяйственных землях. Данное право введено законом № 299-ФЗ от 02.07.2021 года.
В 2022 году всех собственников земли в России ждет государственная кадастровая оценка земельных участков. Это требование установил Федеральный закон от 31.07.2020 № 269–ФЗ. Понятно, что у владельцев участков эта новость не вызывает ни малейшего воодушевления. Ведь, как это водится в России, государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость наделов и повысит размер налогов. Так что нас ждет вал жалоб по итогам этого мероприятия.
С 1 января 2022 года граждане, продавшие недвижимость, находившуюся в собственности менее 3 или 5 лет (то есть меньше минимальных сроков владения, установленных НК РФ), не будут больше отражать в декларации 3 – НДФЛ доходы (или вовсе не будут подавать её), если имущественный вычет полностью перекрывает доход, полученный от продажи объекта.
Исходя из сказанного, стоимость проданной недвижимости не должна превышать 1 миллиона рублей для квартир, комнат, земельных участков и 250 000 рублей для иных объектов (например – гаражей). Если же доход от продажи превысит данные лимиты, то гражданин обязан подать декларацию. Эти новеллы внес в НК РФ закон № 305-ФЗ от 2 июля 2021 года. Кстати, есть версия, что эти поправки государство внесло в НК РФ только для того, чтобы облегчить жизнь гражданам и не заставлять их сдавать «пустые» декларации. Но в это что-то плохо верится. Скорее всего, ФНС проанализировала количество подобных деклараций, ужаснулось «подвигам» чиновников, тратящих время на их проверку, и, учитывая, что декларации не приносят в казну ни копейки, инициировало законопроект. Так, наверное, будет ближе к истине.
С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в ЖК РФ, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ. В соответствии с частью 5 статьи 159 ЖК РФ власть не даст субсидию гражданам, у которых имеется подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, образовавшаяся не более чем за три последних года. По правде говоря, чиновники уже давным-давно ограничивают в получении субсидий лиц, имеющих долги перед коммунальщиками. Но теперь такая практика получает как бы вполне законное основание.
На начало декабря 2021 года в Государственной думе находятся несколько законопроектов, в которых так или иначе фигурирует недвижимость. Например, проект № 1246345-7. Его автором является правительство РФ. Законопроект наконец-то устанавливает такие понятия, как «многоквартирный дом» (в ЖК РФ) и «дом блокированной постройки» (в ГрК РФ). Пикантность ситуации заключается в том, что ЖК РФ, ГрК РФ и многие законы давно оперируют данными понятиями, не раскрывая их. Теперь недостаток будет устранен, и студенты юрфаков могут сказать спасибо законодателю. Наряду с этим, проект устраняет правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к МКД или дому блокированной застройки, а также снимает вопрос о включении домов блокированной застройки в региональные программы капитального ремонта.
Автором другого документа, находящегося на рассмотрении в Думе, является «отец» и идеолог «дачной (а по совместительству и «гаражной») амнистии» Павел Крашенинников. Проект № 1243284-7 дает возможность наследникам оформить права на земельные участки, доставшиеся им от наследодателей, которые так и не успели воспользоваться «дачной амнистией». Дополнительно законопроект закрепляет алгоритм предоставления гражданам участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до вступления в силу ГрК РФ в границах населенного пункта, а также приводит перечень документов, необходимых для приобретения земельных участков, расположенных под такими домами.
Ну и наконец, законопроект продлевает дачную амнистию до 1 марта 2031 года.
Не все поля заполнены
Согласно внесенным в 2015 году изменениями к ЖК РФ, новостройками следует считать дома, введенные в эксплуатацию после 1 июля 2016 года. Вполне понятно, что фасад и коммуникации таких построек не могут требовать обновления. Однако закон не делает исключения для тех, кто купил жилье в новом доме. Взносы на капитальный ремонт в новостройке должны уплачиваться регулярно.
При сдаче постройки в эксплуатацию застройщики обычно устанавливают на нее 5-летнюю гарантию. Возникающие в период действия гарантии неисправности должны устраняться за счет застройщика. Что касается отчислений на капремонт, то в таких случаях они носят накопительный характер. Средства аккумулируются на счету Управляющей компании или ТСЖ, чтобы в будущем использоваться для оплаты дорогостоящих работ.
ФЗ№176 от 29 июня 2015 года были внесены изменения в статью 170 ЖК РФ, обязывающие владельцев помещений, размещенных в новостройке, платить взносы на капремонт по истечении установленного органами власти срока, но не позднее, чем через 5 лет после постановки объекта в программу по капремонту. В программу вносятся все дома, кроме тех, что не подлежат ремонту.
Взносы на капитальный ремонт в новостройке и других внесенных в программу построек должны вносить не все собственники жилья. Льготные условия могут быть установлены как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, например, в соответствии внесенными в 2016 году изменениями, муниципальные власти получили право:
- освобождать от платежей на оплату капремонта достигших 80–летнего возраста одиноких пенсионеров;
- предоставить 50% скидку лицам преклонного возраста, перешагнувшим 70–летний рубеж.
Капремонт (любой) — это плановые работы для приведения объекта в то состояние, в котором он был изначально, или максимально близкое к таковому, с заменой при необходимости любых его частей.
Применительно к многоквартирным жилым домам (МКД) имеется в виду восстановление или замена внутридомовых систем и коммуникаций, крыш, подвалов, фундамента, фасадов и т.д., которые выполняются за счёт средств фонда капитального ремонта.
Статья 166 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (последняя редакция от 11.06.2021) — общая нормативная база по теме «капитальный ремонт здания»; что входит в перечень (конкретный), зависит от изначальных технических характеристик многоквартирного дома, года его постройки, изношенности и от региона.
Ключевой вопрос, указанный в законе, — финансирование. Оно происходит из фонда взносов, в который платят жильцы; сумма устанавливается субъектами РФ. Регионы же определяют и конкретный перечень работ за счет средств капитального ремонта и вправе дополнять его по своему усмотрению. Фонд формируется или на личном счёте дома, или на счёте регионального оператора.
Величина взноса на капитальные ремонтные работы в новых домах напрямую зависит от порядка формирования этого фонда.
Кто собирает средства | Сумма платежа |
Жильцы МКД на специальном счете |
|
Региональный оператор | Оговорена в нормативном акте, принятом субъектом РФ. |
Величина выплаты может варьироваться в зависимости от состояния жилья в регионе. Муниципальная власть устанавливает минимальную ставку за 1 м2 жилья, а окончательный размер определяется на основании:
- площади помещения;
- типа строения.
Например, если плата за 1 кв. м. в области равна 6 руб., то за 60 кв. м. владелец квартиры должен ежемесячно вносить 360 рублей.
Надо ли оплачивать задолженность по капремонту, если фонд не присылал квитанции?
Самая большая проблема — в том, что утвержденные Правительством РФ предельные индексы роста коммунальных платежей не распространяются на взносы за капремонт (т. к. он не входит в число коммунальных услуг — ст. 154 ЖК РФ).
Поэтому формально власти региона могут повышать взносы на капитальный ремонт без каких-либо ограничений. Конечно, необходимо, чтобы законодатели устранили этот пробел, но когда это произойдет — неизвестно.
А до того времени можно лишь обжаловать резкое удорожание взносов на капитальный ремонт в Федеральную антимонопольную службу (которая контролирует изменение государственных тарифов в сфере ЖКХ) или в прокуратуру (которая должна проверить расчет новых тарифов на предмет соответствия методике Минстроя).
Что касается судебного обжалования, то в практике есть, например, решение Верховного суда Республики Коми, где признали незаконным повышение взноса на капремонт из-за нарушения порядка его индексации, утвержденного республиканским законом (решение по делу № 3 а-205/2019).
Во-первых, закон позволяет собственникам копить взносы на капремонт на специальном счете. Для таких случаев в каждом регионе утверждается минимальный размер фонда капремонта.
Когда сумма на спецсчете достигнет соответствующего минимума, общее собрание собственников может принять решение о приостановлении обязанности по оплате капремонта до тех пор, пока он не будет сделан (ч. 8 ст. 170 ЖК РФ).
Во-вторых, можно проработать варианты эффективного использования общего имущества дома — в частности, взимать плату за его использование третьими лицами.
Например, провайдер, который размещает свое оборудование в многоквартирном доме, оказывая жильцам услуги связи, должен платить за пользование общим имуществом (ВС РФ, определение № 306-ЭС 19-12137).
Вырученные деньги по решению общего собрания собственников могут направляться на оплату капитального ремонта дома.
В-третьих, закон предусматривает частичное освобождение от уплаты взносов на капремонт для льготных категорий граждан: инвалидов 1-2 группы, пенсионеров старше 70 лет, ветеранов войны, многодетных семей и т. д.
Нужно уточнять вопрос о льготах в отделе соцзащиты своего региона, т. к. они могут отличаться по субъектам РФ.
Речь идет про Федеральный закон от 30.12.2021 № 476-ФЗ, который касается понятий «многоквартирный дом», «дом блокированной застройки», «малоэтажный жилой комплекс».
Статья 15 Жилищного кодекса РФ дополнена частью 6:
Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Прописано, что общее имущество может включать в себя не принадлежащие отдельным собственникам машино-места.
В Градостроительном кодексе РФ установили:
Дом блокированной застройки — жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
В законе об участии в долевом строительстве закрепили:
Малоэтажный жилой комплекс — совокупность индивидуальных жилых домов и иных объектов, которые определены в проектной декларации как общее имущество и строительство (создание) которых осуществляется застройщиком в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Определяются условия договора участия в долевом строительстве, порядок раскрытия застройщиком информации, состав общего имущества собственников индивидуальных жилых домов и особенности его строительства, порядок передачи застройщиком объекта долевого строительства, особенности государственной регистрации права на земельный участок и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства.
К общему имуществу собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе относятся расположенные в границах территории такого малоэтажного жилого комплекса объекты капитального строительства, иное имущество и земельные участки (права на такие земельные участки), если использование указанного имущества осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей собственников этих индивидуальных жилых домов.
Вступают в силу новые требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. № 1464).
Такие требования заменят ранее действовавшие документы:
— Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110 – 03);
— Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104 – 03).
С 1 марта 2022 года вводится в действие новый Свод правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности» (Приказ МЧС России от 17.12.2021 № 880), который применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и площадок для стоянки колесных транспортных средств.
Этот свод правил заменяет документ СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».
1 марта вступают в силу:
— Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения;
— Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
— Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Они утверждены Постановлениями Правительства РФ от 30.11.2021 № 2130 и от 30.11.2021 № 2115.
Кроме того, с 1 марта 2022 года вводятся правила увеличения пропускной способности объектов газотранспортных систем для создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение (Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 № 1900).
Газораспределительные организации должны вести реестр запросов о предоставлении технических условий и заявок о заключении договора, по которым было отказано из-за отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем.
Что изменится в законодательстве о недвижимости в 2022 году
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с поступающими обращениями по вопросу применения подходов при расчёте удорожания государственных контрактов, в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы сообщает.
С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также изменения к нему (постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 1812 и от 31 декабря 2021 г. N 2594) (далее — постановление N 1315).
Действующей редакцией постановления N 1315 установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключенного до 1 января 2022 г. в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) для обеспечения федеральных нужд, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, включая контракты, которые заключены на срок менее одного года.
Это стало возможным в связи с изменениями, которые внесены в статью 112 Закона N 44-ФЗ Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющими в 2021 и 2022 годах применять положения пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Для контрактов, цена которых превышает 100 млн. рублей, изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая будет осуществляться в сокращенные сроки (до 14 дней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2594 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в:
положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, устанавливающие возможность проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, в части проверки достоверности определения сметной стоимости, связанной с удорожанием строительных ресурсов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляется в рамках концессионных соглашений;
постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения» (далее — Правила), предусматривающие возможность внесение изменений в условия концессионного соглашения в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение размера расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) не приведет к увеличению размера таких расходов, установленного концессионным соглашением, более чем на 30 процентов. При этом Правилами установлено, что при согласовании изменений условий концессионного соглашения в данном случае, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо ее территориальным органом в случае, если расходы концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в результате их увеличения превысят 1 млрд. рублей;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. N 1071, устанавливающие возможность заключать дополнительные соглашения к контрактам в случае, если в результате изменения (увеличения) в 2022 году цены контракта, заключенного от имени Российской Федерации для обеспечения федеральных нужд, объем обязательств по оплате контракта за пределами 2022 года превышает объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующие цели до государственного заказчика на основании решения (распоряжения) Правительства Российской Федерации, в котором устанавливается распределение по годам предельного объема средств для заключения соответствующего дополнительного соглашения к контракту по каждому объекту капитального строительства.
Также внесены изменения в Методику составления сметы контракта, утвержденную приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г. № 500/пр и от 7 октября 2021 г. N 728/пр), устанавливающие порядок пересчета, как остатка невыполненных работ, так и выполненных и принятых заказчиком работ по контракту в 2021 году, в связи с ростом цен на ст��оительные ресурсы.
С.Г. Музыченко |
Можно изменять цену действующего строительного контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн руб., включая контракты, которые заключены на срок менее 1 года.
Для контрактов, цена которых превышает 100 млн руб., изменения возможны только после госэкспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, которая осуществляется в сокращенные сроки (до 14 дней).
Установлена возможность проведения повторной госэкспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости в рамках концессионных соглашений.
Разрешено вносить изменения в условия концессионного соглашения. Можно заключать допсоглашения к контрактам, заключенным от имени РФ, если в результате увеличения цены объем обязательств по оплате за пределами 2022 г. превышает объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующие цели.
Установлен порядок пересчета как остатка невыполненных работ, так и выполненных и принятых заказчиком работ по контракту в 2021 г. в связи с ростом цен на строительные ресурсы.
В начале 2016 года в силу вступил закон, закрепляющий привилегированный круг лиц, в полном объеме освобожденных от уплаты капитального ремонта или в определенной части. В настоящее время воспользоваться льготой и не платить имеют право — собственники квартир, возрастом от 80 лет или живущие в семье из неработающих пенсионеров.
Добиваться компенсации в размере 50% от проплаченного взноса на капитальный ремонт имеют право:
- одинокие и неработающие собственники квартир, переступившие рубеж в 70 лет;
- собственники жилья из семьи, в состав которой входят только неработающие пенсионеры;
- лица с ограниченными физическими возможностями;
- инвалиды или семьи, в состав которых входит ребенок-инвалид;
- малоимущие квартировладельцы;
- многодетные семьи в зависимости от доходов;
- семьи, обладающие статусом неполной семьи в зависимости от доходов;
- лица, удостоенные медали «За оборону Москвы» (льгота действительна только для столичного региона).
- жильцы дома, в котором насчитывается менее трех квартир.
Также предусмотрены случаи полного освобождения от обязанности уплачивать строку в квитанции о капитальном ремонте:
- дом не занесен в определенную региональную программу;
- участок, на котором размещается многоквартирный дом, изымается в пользу государственных структур;
- знание имеет статус аварийного и подлежит сносу в ближайшем будущем.
Для получения компенсации лицам, освобожденным от полной оплаты, необходимо совершить определенный порядок действий:
- дождаться первой квитанции за капитальный ремонт;
- осуществить по ней оплату в 100-процентном объеме;
- убедиться в отсутствии задолженности по другим коммунальным услугам;
- собрать полный пакет документов.
Пакет документов состоит из:
- удостоверения личности;
- справки об отсутствии задолженности по коммунальным услугам;
- документа, свидетельствующего о праве получать данную льготу;
- справки о доходах; выписки из домовой книги;
- правоустанавливающих документов на квартиру;
- реквизитов лицевого счета.
Заявление оформляется в двух экземплярах (для администрации и регионального фонда) с указанием оснований на возмещение и подкрепляется нормами права.
Собственники жилья сами решают, на что направить деньги, перечисляемые ежемесячно на капремонт. Конкретный дом может платить взносы на капитальный ремонт на специально открытый банковский счет. Он оказывается в распоряжении представителей, получивших данное право на домовом собрании.
Отчётность по расходованию средств предоставляется непосредственно собственникам квартир. Денежные средства начисляются ежемесячно, а затем попадают под расходование. При необходимости в многоэтажном здании ремонтные работы будут произведены в самые короткие сроки.
В регионе создается и согласовывается программа капремонта жилищного фонда, открывается целевой счет, где скапливаются денежные средства, и определяется платеж на капитальный ремонт. Далее осуществляется последовательное выполнение всех работ по капремонту каждого дома, находящегося в программе.
Такой порядок действий не гарантирует, выделение собранных средств по первому требованию, она определяет очередность многоквартирных сооружений. Каждый дожидается утвержденной очередности своего дома.
ВНИМАНИЕ! Следите за проведением работ, все жалобы пишите в журнал приема населения.
Территориальная программа обязательно опубликовывается в официальных источниках СМИ субъекта РФ или на публичных сайтах местных властей и кому надо может ознакомиться. Надзорная функция за законностью распределения собранных денежных ресурсов из «общего котла» возлагается на государственную жилищную инспекцию.
Законом четко определен перечень работ, выполняемых на эти средства:
- восстановление функциональной системы лифта или полная замена такого оборудования, выработавшего положенный ресурс;
- налаживание работоспособности инженерных коммуникаций, замена водопроводных и канализационных труб, электрики, устранение поломок и дефектов в системах газоснабжения и другие;
- замена кровельного материала, а также систем вентиляции, слива или водостока;
- проведение работ, направленных на восстановление фасада здания;
- укрепление основания здания и фундаментные работы;
- приведение в надлежащее техническое состояние помещений чердака и подвала;
- установка общедомовых счетчиков на отопление, позволяющих оптимизировать расходы на коммунальные услуги.
Список работ может быть расширен, в зависимости от конкретного здания.
Часто у жителей многоквартирного дома появляется желание не оплачивать взносы на капремонт после проведения ремонтных работ. Так как накопленных средств не всегда хватает на погашение суммы ремонтных работ, региональный фонд обращается к субъекту РФ за кредитными средствами. Поэтому такого освобождения не предвидится.
ВАЖНО! Есть небольшая доля вероятности временной отмены или уменьшения суммы платежа после проведения ремонтных работ собственниками за счет личных денежных средств.
При наличии определенного ряда недовольств и претензий, относительно взносов, перечисляемых для проведения капремонта, и отсутствия желания их оплачивать, жильцу будет разумно обратиться в управляющую компанию.
Отказ или воздержание от оплаты выставленного счета чреват образованием значительной задолженности. Сначала должника на регулярной основе будут оповещать почтовыми извещениями и телефонными звонками о наличии долга.