Ответственность собственника автомобиля при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность собственника автомобиля при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий произвести осмотр местности, предметов, документов, живых лиц.

Далее сотрудник дорожно-патрульной полиции в схему обязательно вносит описание внешних повреждений автомобилей. Проследите, чтобы все повреждения были учтены. После вас направляют на освидетельствование на экспертизу.

Заполнением указанных документов занимаются непосредственно прибывшие на место ДТП сотрудники дорожно-патрульной полиции. Перед подписанием документов внимательно ознакомитесь с ними, и отстаивайте свои законные права.

Транспортное средство может доставляться на штрафную стоянку сотрудниками дорожно-патрульной полиции в том случае, если при совершении ДТП есть пострадавшие и/или водителем, при этом допущены другие нарушения, такие как управление ТС в состоянии опьянения, отсутствие необходимых документов. В других случаях сотрудники дорожно-патрульной полиции не в праве ставить автомобили на штрафную стоянку.

Согласно пункту 2 Правил направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528, освидетельствование на состояние опьянения водителей производятся в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами, когда состояние опьянения является составом правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 Правил освидетельствование на состояние опьянения водителей, может производиться сотрудниками органов внутренних дел, непосредственно на месте совершения административного правонарушения с применением специальных приборов и средств, устанавливающих наличие опьянения.

Рекомендуется пройти освидетельствование добровольно и незамедлительно.

Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции) о прохождении в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, в соответствии с частью 4 статьи 613 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок три года.

«Незаконный» водитель и законный владелец ТС совместно отвечают за вред в ДТП

Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения административного правонарушения.

В случае, когда требуются проведение экспертизы, исследование специалистом, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента получения заключения экспертизы и (или) специалиста.

Протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента составления направляется для рассмотрения в суд, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение пятнадцати суток со дня получения судом, правомочным рассматривать дело. Касательно даты, времени и места проведения слушания, вас и проинформируют в установленном порядке.

При явке в суд вам необходимо иметь при себе следующие документы:

если вы потерпевший — удостоверение личности и заключение медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения.

если вы виновник — удостоверение личности, временное водительское удостоверение и также заключение.

Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб влечет штраф в размере 20 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.

То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью влечет штраф в размере 40 МРП или лишение права управления транспортным средством на срок до девяти месяцев.

Если вышеупомянутые действия были совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством влекут штраф в размере 60 МРП.

Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет штраф в размере 50 МРП либо лишение права управления транспортными средствами на срок один год.

Если вышеупомянутые действие были совершенные лицом, не имеющим либо лишенным права управления транспортным средством влечет штраф в размере 100 МРП либо административный арест на тридцать суток.

Примечание. Лицо, оставившее место дорожно-транспортного происшествия в связи с оказанием медицинской помощи пострадавшему, освобождается от ответственности согласно статье 611 Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 19. Размер страховой премии

1. Для расчета годовой страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, используется базовая страховая премия, к которой в зависимости от места регистрации транспортного средства, типа транспортного средства, возраста и стажа вождения страхователя (застрахованного), срока эксплуатации транспортного средства и наличия или отсутствия страховых случаев по вине лиц, гражданско-правовая ответственность которых застрахована (система «бонус-малус»), применяются коэффициенты, установленные пунктами 3-10 настоящей статьи.

Уменьшение или увеличение размера страховой премии по иным основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, не допускается.

2. Базовая страховая премия устанавливается в размере 1,9 месячного расчетного показателя.

3. Коэффициенты по территории регистрации транспортного средства устанавливаются в следующем размере:

№ п/п

Наименование области, города республиканского значения, столицы

Размер коэффициента по территории регистрации транспортного средства (для столицы, городов республиканского и областного значения)

1

2

3

1.

Алматинская область

1,78

2.

Туркестанская область

1,01

3.

Восточно-Казахстанская область

1,96

4.

Костанайская область

1,95

5.

Карагандинская область

1,39

6.

Северо-Казахстанская область

1,33

7.

Акмолинская область

1,32

8.

Павлодарская область

1,63

9.

Жамбылская область

1,00

10.

Актюбинская область

1,35

11.

Западно-Казахстанская область

1,17

12.

Кызылординская область

1,09

13.

Атырауская область

2,69

14.

Мангистауская область

1,15

15.

Алматы

2,96

16.

Нур-Султан

2,2

17.

Шымкент

1,01

4. Для иных городов и населенных пунктов в областях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, для расчета годовой страховой премии дополнительно используется поправочный коэффициент в размере 0,8.

5. В случае временного въезда транспортного средства на территорию Республики Казахстан применяется коэффициент по территории регистрации в размере 4,4.

На случаи, предусмотренные подпунктом 3) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, коэффициенты по территории регистрации транспортного средства не распространяются.

6. Коэффициенты по типу транспортного средства устанавливаются в следующем размере:


п/п

Тип транспортного
средства

Классификация в соответствии
с нормативным правовым
актом Министерства
внутренних дел Республики
Казахстан

Размер
коэффициента
по типу
транспортного
средства

1

2

3

4

1.

Легковые

«В» — автомобили, полная
масса которых не превышает
3500 кг и число сидячих мест
которых, помимо сидения
водителя, не превышает 8

2,09

2.

Автобусы до 16 пассажирских мест включительно

«Д» — автомобили,
предназначенные для перевозки
пассажиров и имеющие более 8
сидячих мест, помимо сидения
водителя

3,26

3.

Автобусы свыше 16 пассажирских мест

«Д» — автомобили,
предназначенные для перевозки
пассажиров и имеющие более 8
сидячих мест, помимо сидения
водителя

3,45

4.

Грузовые

«С» — грузовые автомобили,
полная масса которых превышает
3500 кг

3,98

5.

Троллейбусы, трамваи

Троллейбусы, трамваи

2,33

6.

Вред, причинённый в результате взаимодействия с источником повышенной опасности, возмещается на общих основаниях – то есть при наличии вины владельца транспортного средства. Например, если столкнулись два автомобиля и оба пострадали, то владелец, по чьей вине нанесён вред, будет возмещать ущерб другому.

Обратите внимание, что речь идёт об ответственности владельцев транспортных средств. В связи с этим следует пояснить, что в данном случае понятия «собственник» и «владелец» – неоднозначные.

Владельцем автомобиля может быть не только сам собственник, но и другое лицо, которое владеет им на законном основании. Например, это может быть договор аренды или доверенность. Поэтому каждое лицо, которое по какому-либо законному основанию владеет транспортным средством, должно обязательно застраховать свою ответственность за имущество. Это делается в первую очередь для защиты прав потерпевших.

Если лицо управляет автомобилем в силу трудовых отношений, либо с владельцем или в его присутствии. К примеру, транспортная компания имеет в собственности несколько автомобилей. Она обязана заключить страховой договор по каждой единице эксплуатируемого транспортного средства. Эта страховка будет действовать в отношении любого работника предприятия, который будет управлять автомобилем.

Допустим, если водитель фирмы совершил ДТП, то отвечать за ущерб будет владелец этого транспортного средства – компания, которой принадлежит автомобиль. Если автомобиль застрахован, то ущерб будет выплачивать страховая компания. Таким образом, суд выясняет, кто на данный момент является владельцем автомобиля и застрахована ли его ответственность.

Это когда за вред отвечает не одно лицо, а два и более. Что касается вреда, причинённого источником повышенной опасности, то законом солидарная ответственность предусмотрена только в одном случае: если вред причинён третьему лицу, в результате взаимодействия этих источников. Например, столкнулись два автомобиля, и вред причинён третьему лицу – пешеходу. Отвечать перед ним будут два владельца солидарно и одновременно. Во всех остальных случаях солидарная ответственность не наступает, отвечает только один владелец.

Например, совершено ДТП, водитель признан виновным, понёс административную ответственность. Имущество владельца застраховано. При этом есть перечень случаев, когда страховщики могут эту сумму потребовать у своего страхователя:

  • Если автомобилем управлял водитель в состоянии алкогольного опьянения
  • Если лицо без объективных причин отказалось от прохождения медицинского освидетельствования
  • Если водитель скрылся с места ДТП
  • Если автомобилем управлял человек, не имеющий права управления. Здесь часто возникал вопрос: что это за человек? На практике страховые компании таковыми признают лица, которые имеют незарегистрированную доверенность, когда ещё письменная доверенность была нужна. Лицо, не имеющее права управления – это человек, который вообще не имеет водительского удостоверения. То есть никогда его не имело, либо было лишено водительских прав судом, или не имеет соответствующей категории. В этом случае СК имеет право обратного требования.
  • Ещё один случай, который часто вызывает споры. Когда страховой случай наступил вследствие неисправности автомобиля, о котором страхователь узнал или должен был знать. То есть она должна быть явной, и доказательство этого должна представить страховая компания. Например, решением суда был удовлетворён иск страховой компании к собственнику транспортного средства. В суде было установлено, что ДТП произошло в результате технической неисправности автомобиля – не работало сцепление. Водитель, который управлял этим транспортным средством, пояснил, что о неисправности он знал и неоднократно предупреждал своего владельца, однако тот постоянно откладывал проведение ремонта.

В 2016 году в закон «О страховании» были внесены изменения. Национальным банком были разработаны правила определения размера вреда, причинённого транспортному средству. Если ранее страхователь производил оценку вреда с помощью независимого эксперта, как правило, осуществлялась оценка по заявлению страхователя, согласно которому он мог самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта.

По ныне действующему закону оценку проводит страховая компания. Потерпевший должен сохранять имущество со дня подачи заявления (хранить автомобиль в неизменном виде) и предоставить возможность страховщику произвести его осмотр.

Если страховщик в установленный законом 10-дневный срок не производит оценку, то страхователь уже вправе обратиться к независимому оценщику. И уже этот отчёт будет обязателен для страховщика. Он не может его оспаривать и должен выплатить страховое возмещение. Стоит отметить, что согласно отчёту об оценке, который выдаёт страховщик в течение 10 дней с момента осмотра, потерпевший обязательно должен сделать отметку о согласии, либо несогласии с произведённым расчётом.

Если он не согласен, то он может обжаловать отчёт в суде. На практике люди допускают самую простую ошибку: соглашаются с отчётом, получают страховое возмещение, а через некоторое начинают его оспаривать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» целью обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровья и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.

Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона, эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельца транспортных средств не допускается.

Однако не редки случаи, когда у виновника ДТП оказывается просроченным страховой полис (договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств), либо он вовсе отсутствует. В данном случае применимы положения Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), а именно положения статьи 917 Гражданского кодекса, согласно которой, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. То есть в этом случае требовать возмещения вреда можно только от самого причинителя.

В случае, если виновник ДТП отказывается добровольно и в полном объеме возместить вред, причиненный в результате совершения ДТП, то такой вред взыскивается в судебном порядке.

В целях взыскания в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате совершения ДТП, заявитель (потерпевшее лицо) должен приложить к исковому заявлению следующие документы:

  • Документы, подтверждающие событие и обстоятельства ДТП:
    • копия протокола об административном правонарушении;
    • копия постановления по делу об административном правонарушении, которым установлена вина лица, совершившего ДТП;
    • иные документы из дорожной полиции (схемы, объяснительные и т.п.);
  • Документы, подтверждающие права на поврежденное имущество (свидетельство о регистрации транспортного средства);
  • Заключение независимой оценочной компании, о размере причиненного ущерба;
  • Документы, подтверждающие оплату услуг оценщика (чеки, акты выполненных работ и т.п.);
  • Документы, подтверждающие иные расходы, связанные с совершенным ДТП.
  • Получить консультацию
  • Составить документ
  • Юридические заключения
  • Абонентское обслуживание
  • Адвокаты в Нур-Султане
  • Адвокаты в Алматы
  • Адвокаты в Петропавловске
  • Ценовая политика
  • Новости
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Публикации в СМИ
  • На заметку

Спор возник по поводу возмещения ущерба, причиненного припаркованному автомобилю в результате ДТП с участием еще двух машин.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отметила, что в момент ДТП автомобиль истца не был источником повышенной опасности, поскольку не находился в движении.

Вред, причиненный этому имуществу в результате взаимодействия источников повышенной опасности (других двух машин), возмещается их владельцами независимо от вины.

Причем их ответственность является солидарной. Поэтому потерпевший вправе требовать от каждого из них возмещения вреда как в полном объеме, так и в части.

Кроме того, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ. Из нее следует, что вред может возмещаться его причинителем потерпевшему в размере, превышающем выплаченное страховое возмещение по ОСАГО, т. е. в полном объеме без учета износа.

Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.

Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.

Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.

Написать комментарий

      Существуют общие рекомендации, которые помогут водителю избежать ответственности при ДТП. Нужно:

      1. Обязательно оформлять полис ОСАГО. Расшифровка аббревиатуры говорит сама за себя — Обязательное страхование гражданской ответственности. При повреждении (по вашей вине) другого автотранспорта или нанесении вреда здоровью участникам дорожно-транспортного движения вам удастся избежать материальных потерь, так как страховая компания покроет ущерб.
      2. Оформлять полис КАСКО. Это добровольный вид страхования автомашины от повреждений, полного разрушения и угона. Выручает неопытных водителей от последствий ДТП. В отличие от ОСАГО, страховка покроет ваш личный ущерб, даже если вы виновник аварии.
      3. Использовать видеорегистратор. В случае спорной ситуации вы сможете доказать свою невиновность и избежать ответственности. Данные с видеорегистратора принимаются судом и служат вещественными доказательствами.
      4. Не пренебрегать правилами при ДТП. Некоторые водители в суматохе забывают выставить аварийные знаки или покидают место аварии. Так делать категорически нельзя.
      5. Привлечь к делу свидетелей, которые могут доказать вашу невиновность в ДТП.

      Избежать материальной ответственности при ДТП поможет автострахование. При нарушении закона автовладельца могут привлечь к определенному виду ответственности, а иногда и к двум видам сразу, в зависимости от последствий аварии. В некоторых случаях, чтобы избежать ответственности, придется доказывать свою невиновность, используя гаджеты или свидетелей.

      Автомобиль, согласно Гражданскому кодексу, относится к источникам повышенной опасности. Когда автоводитель наносит вред вследствие управления транспортом, наступает гражданская ответственность по статье 1079 ГК РФ. Избежать ответственности при ДТП по данной статье может водитель, который докажет свою невиновность.

      Например, если автомобиль угнали или машиной управлял человек по доверенности, владельцу авто придется доказать, что на момент происшествия за рулем был не он. Или причиной ДТП послужили непреодолимые обстоятельства: пешеход выбежал на дорогу на красный свет или на город обрушилось цунами. Согласитесь, избежать ДТП при таком раскладе непросто даже опытному водителю.

      Собственнику автотранспорта, который не докажет свою невиновность при ДТП, избежать ответственности будет затруднительно. Согласно статье 15 ГК РФ, виновник несет ответственность и должен возместить вред, нанесенный при ДТП. Сюда входит и оплата лечения, и компенсация заработка пострадавшему за его время, проведенное на больничном, и ремонт (оплата) имущества, которое пострадало при аварии. Избежать материальных затрат при ДТП в случае наступления гражданской ответственности, поможет страховка ОСАГО.

      Владельца автомобиля могут привлечь к ответственности, если он не докажет, что транспортное средство перестало быть его собственностью на законном основании (например, по договору аренды) или вследствие противоправных действий третьих лиц.

      Собственник обязан содержать транспортное средство в исправном состоянии, а к управлению привлекать только водителей, имеющих соответствующую категорию допуска.

      В зависимости от причин и последствий происшествия на дороге ответственность владельца транспортного средства может быть гражданской, административной и даже уголовной.

      Согласно действующему законодательству РФ гражданская ответственность начинается с 14 лет. Она предполагает, что виновник должен материально возместить ущерб потерпевшему, а также компенсировать причинение вреда здоровью или смерти. Гражданская ответственность владельца автомобиля наступает в случае, если:

      • он находился за рулём в момент аварии;
      • является работодателем виновника аварии.

      Основанием для его освобождения от ответственности при ДТП могут быть следующие причины:

      • передача транспортного средства в аренду;
      • автомобиль был предоставлен во временное пользование третьему лицу с внесением его данных в полис ОСАГО;
      • установлен факт угона машины;
      • обстоятельства непреодолимой силы (природные явления, провал грунта и другие обстоятельства, которые невозможно избежать).

      Участниками ДТП иногда становятся не два, а несколько автомобилей. При этом следствие может выявить не одного виновника. В этом случае согласно статье №1079 КоАП РФ наступает солидарная ответственность, когда суд распределяет сумму возмещения пострадавшим на всех виновников. Конечно, учитывается степень вины каждого из них. Такая практика применяется и при взыскании компенсации с водителя-виновника аварии и владельца автомобиля, если вина последнего доказана.

      Как уже говорилось выше, если ДТП совершил водитель, который в этот момент выполнял свои профессиональные обязанности, обязательство по выплате компенсации пострадавшим (как в случае имущественного ущерба, так и при причинении вреда здоровью) полностью ложится на его работодателя. Следовательно, требовать выплату в этом случае нужно с индивидуального предпринимателя или предприятия, на которое зарегистрирован автомобиль. Будет ли работодатель затем требовать со своего работника компенсацию понесённых убытков, пострадавших волновать не должно.

      Если владельцем транспортного средства не является работодатель виновника, возместить ущерб должен тот, кто находился за рулём в момент аварии.

      Для того чтобы не выплачивать компенсацию пострадавшим вследствие ДТП, совершённого другим человеком, нужно доверять свой автомобиль только проверенным людям. Этот момент обязательно должен быть документально оформлен путём внесения данных водителя в полис ОСАГО или заключения договора аренды. Следует также воздержаться от продажи машины по генеральной доверенности.

      В результате наступления ДТП, его виновнику может грозить три вида ответственности:

      1. Административная. Применяется при наличии только материального ущерба или легкого вреда здоровью (несерьезные травмы, царапины, ушибы). Мера ответственности – штраф или временное лишение водительского удостоверения.
      2. Уголовная. Возникает в результате причинения тяжкого вреда здоровью или наступления летального исхода. Меру ответственности назначает суд, это может быть лишение свободы или исправительные работы.
      3. Гражданская. Предусмотренная мера ответственности – выплата компенсации за причиненный ущерб или оплата лечения. Она дополняет перечисленные выше варианты ответственности. В случае летального исхода, компенсацию получают родственники погибшего.

      Мера ответственности для водителя определяется обстоятельствами аварии и нанесенным ущербом:

      • штраф или лишение права управления транспортным средством на определенный срок;
      • уголовная ответственность по статье 264 УК РФ. Эта мера ответственности может быть применена только к лицу, непосредственно находящемуся за рулем;
      • компенсация ущерба пострадавшим (гражданская ответственность). Сумма выплат определяется в судебном порядке.

      Даже если собственник авто не находился за рулём в момент аварии, к нему может быть применена административная мера наказания при наличии следующих условий:

      1. Неправомерная передача управления ТС лицу:
        • не имеющему водительского удостоверения – штраф 30 000 рублей;
        • временно лишенного ВУ – 30 000 рублей;
        • заведомо находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – штраф 30 000 рублей и лишение ВУ на 2 года.
      2. Для должностного лица, выпустившего в рейс водителя, не прошедшего медицинский осмотр – штраф 5000 рублей.
      3. Для должностного лица, выпустившего на рейс заведомо неисправный автомобиль – штраф 5000 рублей.

      В некоторых ДТП количество участников может быть более двух, при этом установить одного виновника не удается. При наличии таких обстоятельств применяется статья 1079 ГК РФ, в которой говорится солидарной ответственности.

      Под этим термином подразумевает разделение суммы компенсации между всеми виновниками в судебном порядке. При распределении ответственности учитывается степень виновности каждого из них. Также, подобная практика применяется при одновременном взыскании ущерба и с водителя, и с собственника автомобиля (если вина последнего была доказана). Сумма компенсации распределяется между ними пропорционально, согласно установленной степени причастности.

      Собственник освобождается от выплаты компенсации в следующих случаях:

      • транспортное средство числилось в угоне, что подтверждается заявлением владельца, поданным в отделение полиции. При этом владелец не состоял в сговоре с угонщиком и не оказывал ему содействие;
      • право управление было передано по нотариальной доверенности или договору аренды.

      В этих случаях компенсацию в полном объеме должен будет выплатить водитель.

      Нюансы, которые следует учесть при определении ответственного за выплату компенсации:

      1. Статья 1079 ГК РФ гласит о том, что собственник наравне с владельцем может привлекается к выплате компенсации, за исключением случаев, описанных выше.
      2. Начиная с 2012 года, доверенность на право управления замещает включение водителя в полис ОСАГО. В этом случае, с собственника снимается его доля ответственности и полностью передается водителю.
      3. В статье 1083 ГК РФ дан перечень смягчающих обстоятельств, которые могут привести к полному освобождению владельца авто от ответственности. К таким факторам относятся умышленные действия потерпевшего (например, суицид пешехода, бросившегося под колеса машины). Также снизить размер компенсации можно, доказав неосторожность со стороны пострадавшего.
      4. Если авто принадлежит юридическому лицу, а водитель во время ДТП выполнял свои должностные обязанности, то компенсировать ущерб должен работодатель (статья 1068 ГК РФ). Затем он может взыскать всю сумму с работника на основании положений трудового договора.
      5. Если собственник авто выплатил компенсацию пострадавшему, то он вправе потребовать возмещения затрат с виновного водителя (статья 1081 ГК РФ).
      6. В случае угона, всю ответственность в полной мере несут лица, которые незаконно завладели транспортным средством. При этом не имеет значение тот факт, что они не были вписаны в полиса или не имели доверенности.

      Если водитель, непосредственно управлявший автомобилем, был вынесен в полис ОСАГО, то компенсация ущерба производится за счёт страховой компании. Оплате подлежит не только вред, причиненный имуществу, но и утрата здоровья. Если суммы возмещения недостаточна (так часто случается при летальном исходе), то потерпевшая сторона вправе взыскать дополнительные средства с виновника в судебном порядке.

      С кого взыскивается ущерб по ДТП с собственника авто или водителя

      Если сторонам не удалось договориться о досудебном решении вопроса, то пострадавший вправе передать свой иск на рассмотрение в суд. Согласно статье 996 ГК РФ такое заявление может быть удовлетворено, если с момента наступления ДТП прошло не более трех лет. По истечению этого срока требования выплат являются неправомерными.

      Еще одной причиной для обращения в суд может стать умышленное затягивание сроков страховой компанией. Часто используемое основание для этого – отказ вследствие того, что за рулем находилось лицо, не вписанное в страховой полис.

      На самом деле, таких вариантов всего два.

      Виновник ДТП завладел транспортным средством неправомерно – результате угона или иных противоправных действий. В этом случае, владелец ТС не давал разрешения на управления ТС и вина за все последствия целиком остается на виновнике. В том числе, вина в противоправном завладении автомобилем. Сюда же относится управление автомобилем по разрешению несовершеннолетнего владельца, который не имеет права доверять управление ТС и не имеет его сам.

      Виновник не являлся владельцем, но был собственником ТС. Здесь речь идет о случаях, когда виновник управлял автомобилем, на основании доверенности. Доверенность, в том числе дает право владельцу страховать ТС и обязывает нести правовые последствия владения ТС.

      Почти всегда ущерб реальнее взыскать с собственника автомобиля, по тому, что у него точно есть имущество (автомобиль) и по тому, что у него есть ответственность. Как показывает практика, виновники часто оказываются неплатежеспособными. Если виновник ДТП арендовал, взял у друга (брата, жены, родителей) автомобиль с разрешения собственника – это основание привлекать собственника для солидарной ответственности. Кстати, мы рекомендуем привлекать именно к солидарной ответственности всех причастных лиц, суд сам разберется в степени ответственности каждого.

      Основанием для материальных требований будет оценка ущерба (автоэкспертиза) которую вы должны будете провести за собственные деньги (впоследствии на суде требуйте взыскать расходы с ответчика). Не приступайте к ремонту автомобиля до проведения экспертизы, так вы лишите себя возможности обоснования ущерба и получения компенсации.

      Наказание по КоАП РФ грозит за каждое нарушение ПДД, ставшее причиной дорожно-транспортного происшествия. Собственник понесет административную ответственность в следующих случаях:

      • если виновник уехал с места аварии, а его личности не смогли установить сотрудники МВД – при таких условиях на собственника могут «повесить» все нарушения, от превышения скорости до неоказания помощи пострадавшим;
      • если непосредственно перед ДТП машина была передана нетрезвому водителю – в этом случае придется доказывать, что собственник обязан был знать о состоянии опьянения водителя, что не всегда возможно;
      • если водителю было передано неисправное транспортное средство, что и стало причиной аварии – как указывалось выше, доказывать такое факт очень сложно.

      Если в отношении водителя протоколы обычно оформляются на месте ДТП, то по собственнику решение может приниматься позднее. Например, на месте аварии будут зафиксированы нарушения ПДД, допущенные водителем машины, уехавшей до окончания разбирательства. Когда будет установлены номера автомашины, легко найдут и владельца. Таким образом, можно неожиданно стать фигурантом сразу нескольких административных дел.

      Избежать наказания в некоторых случаях можно, если подтвердить нахождение за рулем другого человека.

      Машина в аренде: кто ответит за ДТП с ее участием

      Чтобы привлечь собственника к ответственности, необходимо доказать его вину. Так как автомобиль является источником повышенной опасности, сам факт его нахождения на месте аварии подразумевает виновность водителя. Если личность водителя не будет установлена, либо при наличии вины владельца в ненадлежащем техническом состоянии или при передаче руля пьяному, алгоритм привлечения к ответственности будет заключаться в следующем:

      • составляется один или несколько протоколов (в зависимости от количества нарушений ПДД);
      • материалы дела передаются на рассмотрение в суд, либо должностному лицу МВД (это зависит от состава правонарушения, вида санкций по статье);
      • выносится постановление о привлечении к ответственности, назначаются санкции (например, лишение прав на определенный срок, взыскание штрафа);
      • собственник может подать жалобу в течение 10 дней.

      У гражданина, которого привлекают к ответственности, есть право на защиту. Он может собирать и представлять доказательства, нанимать защитника, использовать другие способы защиты. Так как сведения о машине, участвовавшей в ДТП, будут подтверждены документами или записями с камер, доказывать невиновность будет достаточно сложно.

      Также к собственнику могут подаваться иски о возмещении имущественного, физического и морального вреда. Такие споры рассматриваются отдельно от административных дел. В рамках уголовного дела можно одновременно рассмотреть вопрос о возмещении ущерба. После вынесения судебного акта документы будут переданы в ФССП, а ущерб с владельца автомашины взыщут с зарплаты или других доходов, за счет имущества.

      Как и во всех остальных случаях, избежать ответственности собственник может, если докажет свою невиновность. В зависимости от оснований для привлечения к ответственности, придется доказывать следующие факты:

      • что за рулем находился не владелец, а другое лицо;
      • что другое лицо завладело автомашиной без ведома правообладателя (например, в результате угона или хищения);
      • что автомобиль был исправен на момент передачи доверенному лицу, либо собственник не знал о наличии недостатков;
      • что на момент передачи руля собственник не знал и не мог знать, что другое лицо находится в состоянии опьянения, либо ранее был лишен прав.

      По административным и уголовным делам обязанность доказывания возлагается на государственные органы. Однако без активных действий самого собственника постановление будет наверняка вынесено не в его пользу. Поэтому желательно сразу обратиться к юристу или адвокату, вести дела с его помощью.

      Доказать, что за рулем находилось другое лицо, которое и совершило ДТП, можно следующими способами:

      • справками из медицинских организаций, где собственник находился на лечении;
      • командировочными удостоверениями, проездными документами, справками из гостиницы, подтверждающими нахождение в другом городе или регионе в день ДТП;
      • показаниями свидетелей, видевших собственника в другом месте в момент ДТП;
      • материалами уголовного дела по факту угона или хищения транспортного средства (об этом нужно сразу подать заявление в полицию).

      Естественно, точный перечень доказательств будет зависеть от оснований привлечения к ответственности, особенностей дела.

      Доказать факт надлежащего технического состояния можно документами, либо в ходе автотехнической экспертизы. Провести экспертизу можно по своей инициативе, либо по определению суда. Эксперты могут определить, когда и при каких обстоятельствах у машины возник дефект, повлиял ли на безопасность эксплуатации, стал ли причиной аварии. По итогам экспертизы оформляется экспертное заключение, которое можно использовать как доказательство.

      Доказывать, что в момент передачи машины водитель был пьян, должны правоохранительные органы. Сделать это практически невозможно, так как при передаче руля редко присутствуют свидетели. Кроме того, по внешним признакам нередко очень сложно понять, находится ли гражданин в состоянии опьянения. Освидетельствование по данному факту могут провести уже после ДТП, что не позволит привлечь собственника к ответственности.

      Перечисленные доказательства лучше представить при рассмотрении дела по первой инстанции. На стадии обжалования добиться пересмотра дела и отмены наказания значительно сложнее. Тем не менее, если доказательства невиновности были получены уже после вынесения постановления, с помощью юриста можно успешно обжаловать наказание.

      В соответствии с законом РФ, лица, причинившие вред своей опасной для окружающих деятельностью, должны отвечать за свои деяния.

      Это касается как административной, так и уголовной ответственности. Кроме этого, данные граждане, виновные в ДТП, обязаны возместить потерпевшим нанесенный им вред, связанный с использованием источника повышенной опасности, то есть транспортного средства.

      Возместить ущерб лицу, потерпевшему в ДТП должен собственник автомобиля (физическое или юридическое лицо). Кроме этого, ответственными являются лица, владеющие автомобилем на правах хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании.

      Водители могут использовать транспортное средство на права аренды, на основании генеральной доверенности, по распоряжению соответствующего органа, прочее.

      Собственник транспортного средства не будет отвечать за вред, причиненный потерпевшему в результате аварии, если он представит все доказательства того факта, что в момент аварии машина была угнана и не находилась в его владении.

      В данном случае отвечать за свои действия будет то лицо, которое совершило противоправные действия по отношению к транспортному средству.

      Но если выяснится, что владелец машины каким-то образом виновен в противоправном изъятии ТС из его обладания, он будет нести ответственность за совершение водителем дорожно-транспортного происшествия вместе с угонщиком автомобиля.

      На собственников ТС, в соответствии с нормами ГК РФ, возлагается ответственность за тот урон, который они причинили потерпевшему в результате взаимодействия их автомобилей (столкновения, прочее). В этом случае речь идет о солидарной ответственности.

      Возмещение ущерба владельцам взаимодействующих в аварии ТС осуществляется на общих основаниях. Отвечать за создание аварийной обстановки должен гражданин, который на момент аварии был владельцем авто, хоть и не имел на него права собственности.

      Следует правильно разделять понятия собственник и владелец транспортного средства.

      На каком основании разделяются эти два понятия можно узнать, ознакомившись с нормами закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ.

      Владельцем авто признается собственник или другое лицо, которые владеют ТС на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, а также другом законном основании.

      Такими основаниями выступают аренда автомобиля, выдача генеральной доверенности, распоряжение о передаче управления ТС, выданное соответствующими органами, прочее.

      Владельцем авто не может быть признан гражданин, который управляет автомобилем на работе, на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем автомобиля.

      Как определиться в ситуации, когда в момент аварии автомобилем управлял другой водитель, а собственник авто находился в салоне.

      Будет ли в данной ситуации водитель признана владельцем ТС?

      На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что ответчиком по делам о возмещении ущерба потерпевшим в аварии должен признаваться водитель, владеющий автомобилем на момент аварии. Такое положение стало возможным благодаря соотношению материалов законодательных актов, судебной практики и изменений в правилах дорожного движения.

      Как известно, в ПДД были внесены некоторые изменения, и теперь не обязательно оформлять доверенность на право управлять ТС.

      «Правила дорожного движения Российской Федерации» были утверждены 23 октября 1993 года (Постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации № 1090). Цель издания данного документа – обеспечить порядок и безопасность на дорогах.

      Когда наступает уголовная ответственность владельца транспортного средства при ДТП.

      Если при аварии был нанесен вред жизни или здоровью человека, по отношению к виновнику аварии будет применен ряд мер воздействия.

      В ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ говорится о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и использования ТС.

      Отягчающими обстоятельствами при совершении аварии, согласно ст. 63 УК РФ, признаны:

      • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
      • в результате аварии погибли люди (от двух и более человек);
      • водитель, ставший виновником аварии, ранее уже привлекался к административной ответственности.

      Умышленное деяние при управлении автомобилем, которое привело к смерти пострадавшего, приравнивается к убийству (ст. 105 УК РФ). Если человеку был нанесен тяжкий вред здоровью, деяния виновного квалифицируются как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 11 УК РФ).

      Если водитель и владелец автомобиля – не один и тот же человек, то отвечать за нарушение будет гражданин, который находился за рулем автомобиля в момент аварии.

      Согласно ст. 5 УК РФ виновником в преступлении будет признано лицо, которое управляло ТС и совершило наезд на пешехода, допустило столкновение автомобилей, прочее. При этом не имеет значения, является ли данное лицо собственником ТС.

      Субъектом общественно-опасного деяния может выступать только физическое лицо.

      Когда наступает административная ответственность владельца автомобиля при ДТП.

      Одна из глав КоАП РФ (глава 12) полностью посвящена нарушениям правил дорожного движения и участию граждан в ДТП. Так в ст. 12.24 КоАП РФ говорится о том, что объектом правонарушения при ДТП является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью участника аварии.

      Чтобы определить степень причинения вреда необходимо пройти медицинское освидетельствование (экспертизу).

      В соответствии с административным законодательством отвечать за дорожно-транспортное преступление будет участник аварии, который признан виновным (ст. 1.5 КоАП РФ).

      По закону виновным признается водитель ТС, который создал аварийную ситуацию и в результате его действий или бездействия произошло ДТП.

      Иногда виновность владельца авто определяется на основании показаний камер видео и фотонаблюдения, на которых было зафиксировано ДТП (ст.2.6.1.КоАП РФ). Дело в том, что рассматривая такие снимки, можно определить автомобиль, а не лицо, которое ним управляло. Поэтому автоматически виновником становится непосредственный собственник ТС.

      Исключением становится тот случай, когда собственнику удается стопроцентно доказать свою непричастность к данной аварии.

      Если вы считаете, что представив как доказательство договор купли-продажи ТС, вы сможете доказать свою непричастность к ДТП, вы ошибаетесь.

      Наличие данного договора еще не говорит о том, что на момент аварии у автомобиля уже изменился собственник. Это может быть в том случае, если на момент ДТП новый владелец еще не успел перерегистрировать автомобиль.

      В том случае, если машина продана и составлен соответствующий договор, но в течение 10 дней после продажи перерегистрация не была совершена, обязанность по снятию машины с регистрации переходит на вас.

      Юридическое лицо не несет административной ответственности за совершение ДТП.

      В каком случае наступает гражданская ответственность владельца ТС при дорожно-транспортном происшествии.

      Что такое гражданская ответственность при ДТП?

      В данном случае речь идет о возмещении материального и морального ущерба пострадавшим в аварии.

      В ГК РФ говорится о том, что эксплуатация ТС – это деятельность, которая создает повышенную опасность для других граждан (ст. 1079 ГК РФ).

      На владельца автомобиля возлагается ответственность по возмещению ущерба потерпевшим. Исключением является только та ситуация, когда ему удастся доказать, что в момент аварии возникли такие обстоятельства, преодолеть которые было не в его силах.

      Юридическое лицо, владеющее ТС, ставшим виновником аварии, также несет гражданскую ответственность, как и физическое лицо.

      Владельцем авто может быть не только лицо, имеющее на то законные основания. Владелец авто, который не вписан в паспорт ТС, но эксплуатирует его на правах аренды, при наличии доверенности или по распоряжению, также несет гражданскую ответственность за ДТП. То есть, на момент аварии он признается законным владельцем ТС.

      С какого возраста водители несут гражданскую ответственность при ДТП?

      Что делать если попал в ДТП и виноват

      На законодательном уровне автомобиль признается источником повышенной опасности, что автоматически влечет следующие последствия:

      • ответственность будет наступать за любое причинение вреда, за исключением случаев, когда будет установлен умысел потерпевшего на противоправные действия;
      • к ответственности привлекается не только собственник, но и иной законный владелец автомобиля – такую позицию указал Верховный суд РФ в 2016 году;
      • возмещению подлежит ущерб в полном объеме – вред жизни и здоровью граждан, моральный вред, имущественный ущерб.

      Основным видом ответственности, которая грозит собственнику или владельцу автомашины, является возмещение ущерба в рамках гражданского дела. По нормам ГК РФ происходит не только прямое возмещение вреда потерпевшему или его наследникам. Чтобы минимизировать потери от ДТП или иных случаев причинения вреда, оформляются полисы ОСАГО или иные добровольные договоры страхования.

      При нарушении правил дорожного движения ответственность наступает по нормам КоАП РФ. В зависимости от характера выявленного нарушения, виновному лицу грозит штраф или лишение права управления автотранспортом. Нужно учитывать, что административная ответственность наступает только для лица, непосредственно управлявшего автомашиной.

      Наиболее серьезными последствиями от аварии являются тяжкие телесные повреждения и смерть пострадавших. За это предусмотрена ответственность по нормам УК РФ, а виновному лицу грозит существенный штраф или тюремное заключение. Наказание по УК РФ последует только в отношении непосредственного виновника аварии, т.е. водителя.

      Разберем нюансы привлечения к гражданской, административной и уголовной ответственности, в том числе порядок возмещения ущерба.

      Даже если в результате ДТП отсутствует ущерб имуществу или вред здоровью граждан, за нарушение практически любого правила дорожного движения последует административная ответственность. Процедура привлечения к ответственности по нормам КоАП РФ выглядит следующим образом:

      • по каждому факту нарушения правил составляется административный протокол – за незначительные нарушения может последовать предупреждение, а по наиболее серьезным составам КоАП РФ материалы будут направлены в суд;
      • по факту нарушения автовладелец может направляться на медосвидетельствование – если будет установлено наркотическое или алкогольное опьянение, ответственность будет существенно строже;
      • рассмотрение административного материала проходит в судебных инстанциях и завершается вынесением постановления о назначении наказания;
      • по судебному постановлению водителю предстоит уплатить штраф или расстаться с водительским удостоверением на срок, указанный судом.

      По нормам КоАП РФ ответственность несет только лицо, управлявшее транспортом на момент выявленного нарушения. Собственник сможет управлять машиной, даже если нарушитель будет лишен прав.

      Так как постановление об административном наказании подтверждает факт правонарушения, этот документ может быть использован при подаче гражданского иска. Повторно доказывать вину нарушителя не нужно, истцу предстоит обосновать только размер ущерба имуществу и вреда здоровью.

      В ряде случае ответственность наступит не только для водителя, но и для собственника автомашины. Такие ситуации возникают при рассмотрении административных дел за нарушение ПДД. Если основанием для административного преследования являются записи камер фото- и видеофиксации, наказание будет назначено в отношении собственника, если он не докажет, что в момент нарушения за рулем находилось иное лицо. Рассмотрение таких споров происходит в судебном порядке.

      Если автомобиль был похищен или угнан, собственник не будет привлечен к ответственности за возможный ущерб. Чтобы устранить любые претензии со стороны правоохранительных органов и потерпевших, нужно своевременно подать заявление об угоне или похищении.

      Не рассматривается как угон или хищение случай, когда автомобилем воспользовалось лицо по доверенности.

      Как показывает судебная практика, далеко не во всех случаях при автоавариях за рулем находится тот, кто по документам владеет автомобилем. Нередко хозяева доверяют управление своим авто друзьям или членам семьи. Хотя обязательства водителя и владельца отличаются, последний в определенных ситуациях может быть наказан за происшествие.

      В судебной практике ответственность владельца транспортного средства при ДТП – не очень частый случай, тем не менее его могут ожидать такие виды ответственности:

      • административная;
      • гражданская.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.