\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.4.1 ст.7.30
\r\n\t\t\t
|
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников
\r\n\t\t\t
|
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.
Неустойка по 44-ФЗ: разбираемся с особенностями начисления
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
- Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
- Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
НМЦК, руб.
|
До 3 млн
|
От 3 до 50 млн
|
От 50 до 100 млн
|
От 100 млн
|
Штраф, руб
|
1 000
|
5 000
|
10 000
|
100 000
|
ВАЖНО
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
При проведении закупок у субъектов МСП заказчики должны руководствоваться не только общими правовыми нормами в сфере закупок, но и отдельными специальными НПА, регулирующими закупочные процедуры у субъектов малого и среднего бизнеса.
О том, какие ситуации могут возникнуть у участников закупочного процесса при проведении таких процедур, рассмотрим на примерах из практики.
В УФАС обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по продлению лицензии антивирусного программного обеспечения.
По мнению инициатора обращения, организатор закупки при размещении извещения обязан был в соответствии с требования ЭТП указать приоритет субъектам малого и среднего предпринимательства (в общих сведениях следовало указать способ закупки — «запрос котировок для СМП»).
Антимонопольный орган при рассмотрении дела установил, что Положением заказчика не предусмотрено отдельное указание в наименовании способа закупки (в т.ч. на ЭТП) того, что в процедуре принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства.
При этом в тексте извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок указано, что участие могут принимать только вышеназванная категория контрагентов.
На основании этого, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке и в его действиях не усматривается нарушений порядка организации и проведения торгов. (Решение УФАС по Новосибирской области б/н от 27 декабря 2018 г.)
Закупки у СМП и СОНКО по 44-ФЗ
В УФАС поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по оформлению и поставке периодических печатных изданий для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно доводам жалобы, заказчиком размещено извещение о закупке, в котором установлено требование о возможности участия в процедуре только организаций, отнесенных к субъектам МСП, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям законодательства. Комиссия УФАС установила, что согласно п.2 Положения о СМСП, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352, установлены организации, в отношении которых применяется данное Постановление.
Антимонопольный орган при изучении материалов дела пришел к выводу, что заказчик не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352, следовательно, у организатора процедуры отсутствует обязанность осуществлять закупку товаров, работ, услуг, у субъектов малого и среднего предпринимательства. В своем решении комиссия УФАС указала, что заказчиком неправомерно установлено требование об участии в запросе котировок лишь субъектов малого и среднего предпринимательства. (Решение УФАС по Самарской области б/н от 07.03.2018)
*Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2015 № Д28и-2082, от 09.07.2015 года № Д28и-2074 учреждение, не попадающее под действие Постановления № 1352, не вправе проводить закупку с указанием в документации о такой закупке требования о том, что участником может быть только субъект МСП, а также требовать от участников закупки представления деклараций, подтверждающих статус СМСП.
В антимонопольный орган обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку счетчиков жидкого топлива.
По мнению заявителя комиссия организатора закупки неправомерно отклонила его заявку от участия в процедуре по причине несоответствия требованиям закупочной документации- заявитель не является субъектом МСП.
При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что инициатор обращения является субъектом МСП согласно законодательству р.Беларусь.
В соответствии с условиями проводимой закупки преференции для малого и среднего бизнеса в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, введенные Постановлением Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014, распространяются только на лиц, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Комиссия УФАС пришла к выводу, что иностранные организации и ИП не могут быть отнесены к категории субъектов МСП в контексте ФЗ № 223 и вышеназванного Постановления Правительства РФ, поэтому представленная инициатором обращения декларация о его принадлежности к субъектам МСП р.Беларусь подтверждает его несоответствие условием проводимой закупки. (Решение УФАС по Республике Саха (Якутия) по жалобе № 02-45/18.1-18 от 05.04.2018).
В антимонопольный орган поступила жалоба участника при проведении конкурса в электронной форме по оказанию услуг в области фото- и видеосъемки.
По мнению инициатора обращения, его заявку незаконно отклонили от участия в процедуре. При рассмотрении дела комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно условиям закупки участники должны предоставить сведения из единого реестра субъектов МСП.
Согласно нормам действующего законодательства установлено обязательное требование о предоставлении участниками закупок, проводимых среди малого и среднего предпринимательства в рамках ФЗ № 223, сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации в случае отсутствия таких сведений.
В целях подтверждения заявленного требования участник представил таблицу из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , не соответствующую форме закупочной документации.
Однако, антимонопольный орган посчитал, что инициатор обращения подтвердил таким образом наличие общества в указанном реестре, несмотря на то, что декларацию в составе заявки он не предоставил. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-357/77-19 от 21.02.2019).
В антимонопольный орган обратился подрядчик с жалобой на положения документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту лестничных маршей и площадок в учебном корпусе. В своем обращении подрядчик указал, что в документации заказчик не устанавливает срок оплаты выполненных работ для участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а именно : не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
При рассмотрении дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно представленному заказчиком отчету о финансовых результатах деятельности учреждения на 01.01.2019 г. объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) составил менее 500 млн. рублей, в связи с чем он не подпадает под действие положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352.
Также антимонопольный орган в своем решении отметил, что в закупочной документации не установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты МСП, соответственно, обязанность установления порядка оплаты договора с ограничением в 30—дневный срок у заказчика также отсутствует. (Решение Ульяновского УФАС по делу № 073/07/223-15670/03-2019 от 13.05.2019).
Малые закупки. Что нужно знать для участия?
Утвердив постановление от 7 июля 2021 г. N 1128 Правительство РФ, внесло изменения в постановление от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление №1352), которые расширяют сферу применения Постановления №1352 и увеличивают объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП).
В частности, с 1 января 2022 года требования, установленные Постановлением №1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются CМСП.
Из тех, кто не обязан применять Закон №223-ФЗ к СМСП могут быть отнесены хозяйственные общества, которые соответствуют критериям, установленным в статье 4 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. При этом проверить соответствие критериям можно на сайте Федеральной налоговой службы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Это значит, что практически все заказчики по Закону 223-ФЗ будут проводить закупки у СМСП с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением №1352. Чтобы выполнить требования Постановления №1352 заказчикам потребуется учесть особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, предусмотренные Постановлением №1352 и Законом №223-ФЗ в своих положениях о закупках, если ранее эти особенности не были учтены. При размещении изменений в положение о закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров (далее – ЕИС) следует проверить, чтобы в перечне способов закупок были выбраны конкурентные закупки с учетом особенностей закупок у СМСП.
Также потребуется утвердить перечень товаров, работ, услуг, приобретаемых у СМСП (далее -Перечень), который составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ). Утвержденный Перечень надо разместить в ЕИС, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В течение года потребуется проводить конкурентные закупки у СМСП, поскольку Постановлением №1352 предусмотрен обязательный норматив — Общий годовой объем закупок у СМСП.
С 01 января 2022г. обязательный норматив увеличен с 20% до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по итогам закупок, проведенным только среди СМСП, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только СМСП, увеличены с 18% до 20%.
Заказчики на которых распространяет свое действие Постановление №1352 должны ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом размещать годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Отчет) в ЕИС.
При этом заказчикам, на которых Постановление 1352 не распространялось в 2021 году скорее всего не должны будут размещать Отчет в 2022 году, поскольку они не проводили и не должны были проводить закупки у СМСП в 2021 году.
В законе о госзакупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц № 223 от 18.07.2011 не приводится определения, что такое малая закупка по 223-ФЗ, — заказы маленького объема (до 600 000 рублей) проводят только по 44-ФЗ. Но в 223 законе и в различных подзаконных актах строго регулируют объем заказов, которые необходимо проводить среди представителей малого и среднего бизнеса.
Минимальный размер закупок у СМП по 223-ФЗ равен 20% (постановление правительства № 1352 от 11.12.2014). Такой объем товаров, работ и услуг заказчик приобретает у поставщиков из числа субъектов малого предпринимательства в течение года. Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов.
В ПП РФ № 1352 закреплено, кто обязан осуществлять закупки у СМП по 223-ФЗ, — все заказчики, работающие по нормам закона № 223. Доля сделок, заключенных по итогам процедур только для СМП, составляет не менее 18% от указанной величины. Аналогичный объем закладывают и в план закупок. Список тендеров, которые не учитывают при расчетах, указан в п. 7 положения об особенностях ПП № 1352.
Стоит отметить и заказчиков, которые обязаны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у поставщиков из числа СМП. Вот как планировать долю закупок у СМП по 223-ФЗ в этом случае — годовой объем инновационных приобретений равен общей стоимости аналогичных сделок за предыдущий год + 5%. Такое же количество необходимо учесть и на этапе планирования госзакупок.
Годовой объем заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые были заключены по результатам закупок:
- только для СМП;
- для всех участников, в том числе и для СМП;
- для поставщиков, которые для исполнения контракта должны привлечь СМП в качестве субподрядчика.
Для правильного составления отчета об объеме заключенных договоров с СМП заказчик проверяет категорию поставщика в соответствующем едином реестре на сайте ФНС.
Новая редакция 223-ФЗ определяет конкретные виды закупок и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Они отражены в таблице.
Вид тендера |
Минимальный период до окончания срока подачи заявок |
НМЦК |
Конкурс |
7 дней |
Не более 30 млн руб. |
15 дней |
Более 30 млн руб. |
Аукцион |
7 дней |
Не более 30 млн руб. |
15 дней |
Более 30 млн руб. |
Запрос предложений |
5 рабочих дней до начала проведения процедуры |
Не более 15 млн руб. |
Запрос котировок |
4 рабочих дня |
Не более 7 млн руб. |
Отменить такие процедуры разрешено в любое время до окончания срока подачи заявок.
С 01.04.2021 вступил в силу 452-ФЗ от 22.12.2020. Теперь заказчикам разрешено требовать конкретный список документов для МСП 223-ФЗ и запрашивать ряд сведений:
- название, адрес и учредительные документы — для юрлиц;
- Ф.И.О., паспорт, адрес места жительства — для ИП;
- ИНН или аналог — для участника-иностранца;
- сведения об обеспечении заявки, если заказчик установил такое требование в закупочной документации (реквизиты спецсчета или оригинал или копия банковской гарантии);
- предложения по предмету заказа;
- предложения о цене договора (исключение — электронный аукцион);
- декларации определенных сведений, актуальные на дату подачи заявки (как пример — декларация о неприостановлении деятельности).
Для проведения торгов необходимо выбирать площадки, которые работают по правилам, описанным в 44-ФЗ, и соответствуют дополнительным требованиям (постановление правительства № 657 от 08.06.2018).
Далее закупка включает следующие шаги:
- Оператор ЭТП направляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (при необходимости).
- Покупатель составляет протокол рассмотрения первых частей и отправляет его оператору для размещения в ЕИС.
- Оператор сопоставляет ценовые предложения, отправляет эти сведения и вторые части заказчику.
- Комиссия по осуществлению закупок присваивает порядковые номера заявкам в порядке убывания выгодности.
- Заказчик составляет итоговый протокол.
Вопрос 3. При проведении закупки в соответствии со ст. 93 (ч. 1, п. 5) требуется ли оговаривать в контракте условие, касающееся срока оплаты? Какой максимальный срок предусматривается для расчета, если поставщик является ИП?
Ответ. Условие, касающееся расчета с поставщиком за 30 дней, можно не устанавливать в контракте. Однако осуществить расчет с единственным поставщиком в течение этого срока заказчик обязан. Правило, установленное Законом № 44 (ст. 34, ч. 13.1), не было учтено в исключениях, прописанных в Законе 44 (ст. 34, ч. 15).
При заключении контракта с индивидуальным предпринимателем, являющимся представителем малого бизнеса, пятнадцатидневный срок оплаты не применяется. Сокращенный срок расчета с поставщиками установлен в госзакупках, которые проводятся исключительно для СМП. Извещение в соответствии с требованиями Закона № 44 не размещается, а круг участников не ограничивается. Это означает, что правилом, оговоренным в ч. 8 ст. 30, не следует руководствоваться.
Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.
Формула расчета выглядит так:
Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки
При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.
Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей
Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.
Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:
Цена контракта, рублей |
млн |
3-50 млн |
50-100 млн |
100-500 млн |
500 млн — 1 млрд |
1-2 млрд |
2-5 млрд |
5-10 млрд |
> 10 млрд |
Размер штрафа, % от цены контракта |
10 |
5 |
1 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,25 |
0,2 |
0,1 |
В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.
В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.
Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:
- 1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
- 5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
- 10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
- 100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.
Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.
Сумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:
Цена контракта, рублей |
≤ 3 млн |
от 3 до 50 млн |
от 50 до 100 млн |
> 100 млн |
Размер штрафа, % от цены контракта |
1000 |
5000 |
10 000 |
100 000 |
Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта.
Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Антидемпинговые меры не будут применены в случае, если вы платите сумму повышенного обеспечения. Однако если вы работаете с ограничениями СМП или СОНКО, вы можете на законных основаниях быть освобождены от внесения требуемого обеспечения, если предоставите сведения из реестра об исполнении как минимум трех контрактов.
Эти контракты должны быть без правопреемства и заключены не ранее чем за три года до текущей даты. При этом сумма контрактов должна ровняться или превышать текущую сумму НМЦК, а сами договора должны быть выполнены без штрафных санкций и неустоек.
В случае если вы не предоставите эти данные, к вам будет применяться стандартные правила АДМ, и придется вносить сумму обеспечения, рассчитанную исходя из общих оснований.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
- Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязательств по Федеральному закону №44-ФЗ определяется согласно Правилам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042.
-
Штраф начисляется согласно правил, если законодательством РФ не установлен иной порядок начисления штрафа (п.13 ПП 1042).
- Если контрактом предусмотрены этапы, то штраф рассчитывается для каждого этапа.
-
Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.
-
ВАЖНО! Штраф рассчитывается за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе гарантийного обязательства), за исключением просрочки исполнения обязательств.
*обозначение: НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта, ЦК – Цена контракта
1. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств начисляется неустойка в размере: а) 10 % от ЦК (этапа), если ЦК (этапа) не превышает 3 млн. рублей; б) 5 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); в) 1 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 0,5 % от ЦК (этапа) в случае, если ЦК (этапа) от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно); (в данном пункте рассмотрены штрафы при НМЦК менее 500 млн.рублей)
2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств по результатам торгов для СМП, размер штрафа устанавливается в размере 1% от ЦК (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательств, заключенным с ПОБЕДИТЕЛЕМ закупки, предложившим НАИБОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ ЗА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА: а) если ЦК не превышает НМЦК: 10 % от НМЦК, если ЦК не превышает 3 млн. рублей; 5 % от НМЦК, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 1 % от НМЦК, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); б) если ЦК превышает НМЦК: 10 % цены контракта, если ЦК не превышает 3 млн. рублей; 5 % цены контракта, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 1 % цены контракта, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ПОСТАВЩИКОМ (подрядчиком, исполнителем) обязательства, которое НЕ ИМЕЕТ СТОИМОСТНОГО ВЫРАЖЕНИЯ, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств): а) 1 000 рублей, если ЦК не превышает 3 млн. рублей; б) 5 000 рублей, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); в) 10 000 рублей, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 100 000 рублей, если ЦК превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение ПОДРЯДЧИКОМ обязательств ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВИДОВ И ОБЪЕМОВ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 % стоимости указанных работ.
6. Если контрактом предусмотрено условие о ПРИВЛЕЧЕНИИ к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО, штраф устанавливается в размере 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.
7. За каждый факт неисполнения ЗАКАЗЧИКОМ обязательств: а) 1 000 рублей, если ЦК не превышает 3 млн. рублей (включительно); б) 5 000 рублей, если ЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); в) 10 000 рублей, если ЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 100 000 рублей, если ЦК превышает 100 млн. рублей.
3. К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона о СМП, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
4. Согласно части 2.1 статьи 2 Закона о НКО социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о НКО формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона о НКО.
5. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при формировании плана-графика обязан предусмотреть закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного объема закупок (см. схема 1).
Схема 1
Претензия — заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженных недостатков, неисправности в приобретенном товаре или выполненной работе (Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.).
В соответствии с ч.6 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) поставщику (подрядчику, исполнителю) является обязанностью заказчика в случае нарушения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, при любом нарушении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) претензию с требованием об устранении нарушений.
А в соответствии с ч.5 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) заказчику является правом поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае нарушения обязательств по контракту заказчиком.
Но в соответствии со ст.4 АПК РФ при невыполнении обязанности по досудебному урегулированию спора (направление претензии и ответ на претензию в срок) лицо теряет право на судебную защиту своих интересов.
В том числе, для заказчика по госконтракту предусмотрена ответственность за бездействие, предусмотренная ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.
Размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Срок, в течение которого начисляется пеня, начинается со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, и заканчивается днем фактического исполнения обязательств (включается в срок просрочки).
Существуют исключения, ч. 7 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрено, что если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени, то применяется другой порядок.
Т.е. порядок начисления пени, предусмотренный ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе является общим и применяется в случаях, когда другими законам не установлено специального порядка начисления пени. Например, в сфере энергоснабжения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 существенным условием договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии является также ответственность сторон, определяемая данным постановлением.
Претензия оформляется в свободной форме, но существуют обязательные атрибуты:
- Наименование документа – указывается, как правило, претензия или досудебная претензия.
- Адресат – лицо, которому адресуется претензия;
- Адресант – лицо, от имени которого составляется претензия;
- Основание возникновения претензии – договор (соглашение сторон) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с которым у Адресата возникли обязательства перед Адресантом.
- Требование Адресанта – конкретное требование Адресанта к Адресату в соответствии с условиями договора или законодательства РФ. Например, устранение недостатков или замена товара и т.п.
- Срок выполнения требования – должен быть указан конкретный, разумный и обоснованный срок на выполнение требования, указанного в претензии, по истечении которого Адресант имеет право обращаться в суд.
- Подпись уполномоченного лица – претензия должна быть подписана уполномоченным лицом Адресанта, как правило руководитель организации Адресанта или лицо, которому делегированы такие полномочия руководителем.
- Банковские реквизиты Адресанта – должны быть указаны, если требование касается перечисления денежных средств, например, возврата аванса или уплата неустойки (штрафа, пени).
- В случае выставления пени, необходимо указать расчет такой пени.
Претензию необходимо направить заказным письмом или иным способом, позволяющим отследить получение письма, по адресу места нахождения Адресата, т.е. тот адрес, который указан в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в качестве адреса регистрации лица.
Копию или экземпляр претензии, а также чек об отправке или иной документ, подтверждающий направление претензии Адресанту необходимо сохранить.
Не рекомендуем передавать претензию лично в руки, во избежание спорных ситуаций в будущем.
Адресат, получивший претензию, обязан ее рассмотреть и ответить в срок, установленный в договоре.
Если в договоре такой срок не установлен, то в некоторых случаях сроки определяются законом, например, 10 календарных дней установлен срок для ответа страхователя на претензию в рамках ОСАГО в соответствии с Законом об ОСАГО или 30 календарных дней по искам о неосновательном обогащении в соответствии с ч.5 ст.4 АПК РФ.
В схожих ситуациях исчисляем сроки по аналогии с установленным законодательством, в противном случае необходимо ответить в разумный срок (п.2 ст.314 ГК РФ).
При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:
-
Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
-
Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:
-
Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
-
Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:
|
Исполнитель |
Пени |
С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика. Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.
Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб.
Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп.
|
Пени |
Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042): 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.; 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.; 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.; 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.; 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.; 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.; 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.; 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.; 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб. |
Штрафы |
Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб. |
Штрафы |
Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:
10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.; 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.; 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб.
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:
10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.; 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.; 1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб.
|
Штрафы |
За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ. |
Штрафы |
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:
1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.; 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.; 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.; 100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше.
|
Штрафы |
Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения. |
ПРАКТИКА УФАС: ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК У МСП
Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:
- При планировании закупок и составлении планов-графиков.
- При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
- Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
- При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.
Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.
Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.
Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.
Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.
Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.
Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г. № 24-03-08/73293).
Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):
Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:
- до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
- 3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
- 50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
- более 100 млн. руб. — 100 000 руб.
При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).
Заказчик сможет оспорить наказание в суде, если:
- Штраф назначен неправомерно – закончился срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
- Нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении составили некорректно, обвиняемого не осведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
- Заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимых обстоятельств или по вине контрагента. Эти условия указаны в ч.9 ст.34 44-ФЗ.
При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. Судебной практике известны примеры, когда в первом случае суд уменьшил штраф, во втором — вообще отменил.
Оспорить постановление об административном правонарушении следует в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление приобретет силу.
Начисление пени и штрафов регулируется положениями:
-
44-ФЗ;
-
Постановлением Правительства №1042 от 2017 года;
-
КоАП РФ.
В 44-ФЗ предусмотрены две ключевые разновидности материальной ответственности сторон за совершение правонарушений, которые следует отделять друг от друга:
-
Ненадлежащее исполнение контракта, которое грозит штрафом.
-
Просрочка в исполнении обязательств, за которую могут быть начислены пени (например, несвоевременное выполнение работ или оплата поставленного товара).
По Постановлению Правительства №1042 от 2020 года были пересмотрены правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязательств по 44-ФЗ. За каждый день просрочки в исполнении финансовых обязательств, помимо штрафов, начисляются пени. Штрафные санкции могут быть наложены как на заказчика, так и на исполнителя.
Приведенные в федеральном законодательстве правила определения размера штрафа за неисполнение обязательств в полной мере определяют порядок назначения:
- штрафов в формате фиксированной суммы средств, которые начисляются за неисполнение обязательств со стороны заказчика;
- штрафов за неисполнение обязательств непосредственным поставщиком;
- пени за каждый день пропуска исполнения обязательств – начисление начинается с даты, следующей за последним днем исполнения, прописанным в договоре.
Согласно Постановлению Правительства №1042 от 2020 года, был отменен ранее действующий порядок расчета штрафных санкций по Постановлению Правительства №1063. Новые правила начали применяться с сентября 2020 года.
Размер штрафных санкций, как и раньше, устанавливается в виде фиксированной суммы, которая рассчитывается как определенный процент от цены контракта. В качестве базового показателя для расчетов могут выступать также этапы исполнения госконтракта, если такие были предусмотрены.
Штрафы для заказчиков также могут быть установлены в фиксированном значении, то есть как определенная сумма в рублях. Так, если цена контракта свыше 100 млн р., то размер штрафа составляет 100 тыс. р.
В качестве других изменений в законодательстве, которые были внесены Постановлением Правительства №1042, можно выделить следующие:
-
детализированы штрафные санкции за факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контрактам с ценой свыше 100 млн р.;
-
внедрены новые правила расчета штрафных санкций по госконтракту, который подписан по итогам закупки среди представителей малого бизнеса или НКО;
-
установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам без стоимостного выражения;
-
прописаны правила расчета штрафов по контрактам, которые заключены с победителями, предложившими наиболее высокую цену;
-
указано условие о том, что сумма начисленных штрафов и пени за неисполнение обязательств по контракту не может превышать его цены.
Согласно новым правилам, стороны могут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий госконтракта. Раньше этот вопрос решался в судебном порядке, так как данный вопрос не был законодательно урегулирован, и практика была достаточно неоднозначной.
Измененные правила начисления штрафных санкций стали более детализированные и понятные.
Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:
-
10% при цене контракта до 3 млн р.;
-
5% — от 3 до 50 млн р.;
-
1% — от 50 до 100 млн р.;
-
0,5% — от 100 млн р.
Похожие записи:
|