Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Основные определения
ФЗ №125 от 24.06.1998 г. называет несчастным случаем на производстве событие, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного и:
— утрате работоспособности (частично либо полностью, временно либо постоянно);
— возникновению необходимости выполнять работу по другой профессии или специальности (временно либо постоянно);
либо к смерти.
Травмы, связанные с производством, это травмы произошедшие:
— при выполнении пострадавшим производственного задания на предприятии, в организации либо за пределами ее территории;
— во время пребывания в транспорте организации-страхователя (например, по дороге на работу, домой).
В этом Законе речь идет только о застрахованных в Фонде работниках. Однако установленный ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве распространяется на всех лиц, работающих по распоряжениям либо приказам работодателей, независимо от наличия страхования.
″ Как определить, кто виноват в несчастном случае?
Получив информацию о травме, специалист по ОТ должен:
— убедиться, что пострадавший получил первую помощь, транспортирован в больницу;
— убедиться, что место НС сохранено в первоначальном виде (если это возможно). В противном случае должны быть сделаны фотографии, эскиз либо проведена видеосъемка;
— убедиться, что информация о происшедшем передана в соответствующие организации, либо организовать ее передачу;
— подготовить проект приказа о назначении комиссии для расследования НС;
— организовать предоставление затребованных материалов по ОТ;
— проконтролировать реализацию рекомендованных комиссией мероприятий;
— убедиться, что в нужные организации передано сообщение о последствиях НС.
Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.
Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.
1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.
2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.
3. Комиссия:
— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.
4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.
Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.
- Стажировка по охране труда на рабочем месте
- Порядок расследования несчастных случаев на производстве
- Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
- Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
- «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
- Обучение «Техносферная безопасность»
- «Техносферная безопасность» что это за специальность
- Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
- Программы обучения по охране труда по профессиям
- Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
- Приказ 559н требования к квалификации
- ЕТКС «Специалист по охране труда»
- Постановление 1/29
- ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
- Выбираем учебный центр по охране труда
- БГТУ им Шухова дистанционное обучение
- Дистанционное обучение по охране труда
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469, от 10.07.2020 N 1017)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации давать разъяснения по применению Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2000 г. N 967
1. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования и учета профессиональных заболеваний.
2. Расследованию и учету в соответствии с настоящим Положением подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц (далее именуются — работники) обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.
3. К работникам относятся:
а) работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);
б) граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору;
в) студенты образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, учащиеся общеобразовательных организаций, работающие по трудовому договору во время практики в организациях; (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)
г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
д) другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
4. Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
5. Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.
6. Работник имеет право на личное участие в расследовании возникшего у него профессионального заболевания. По его требованию в расследовании может принимать участие его доверенное лицо.
19. Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания (далее именуется — расследование).
Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее именуется — комиссия), возглавляемую главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.
В расследовании могут принимать участие другие специалисты.
Работодатель обязан обеспечить условия работы комиссии.
20. Профессиональное заболевание, возникшее у работника, направленного для выполнения работы в другую организацию, расследуется комиссией, образованной в той организации, где произошел указанный случай профессионального заболевания. В состав комиссии входит полномочный представитель организации (индивидуального предпринимателя), направившей работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие полномочного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
21. Профессиональное заболевание, возникшее у работника при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где выполнялась работа по совместительству.
22. Расследование обстоятельств и причин возникновения хронического профессионального заболевания (отравления) у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.
23. Для проведения расследования работодатель обязан:
а) представлять документы и материалы, в том числе архивные, характеризующие условия труда на рабочем месте (участке, в цехе);
б) проводить по требованию членов комиссии за счет собственных средств необходимые экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте;
в) обеспечивать сохранность и учет документации по расследованию.
24. В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение государственных санитарно-эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего.
25. Для принятия решения по результатам расследования необходимы следующие документы:
а) приказ о создании комиссии;
б) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника;
в) сведения о проведенных медицинских осмотрах;
г) выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;
д) протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц;
е) экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов;
ж) медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;
з) копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;
и) выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
к) другие материалы по усмотрению комиссии.
26. На основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.
Если комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного (в процентах).
30. Акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.
31. Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3-дневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью центра.
32. В акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах).
33. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в организации, где проводилось расследование этого случая профессионального заболевания. В случае ликвидации организации акт передается для хранения в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
34. Профессиональное заболевание учитывается центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводившим расследование, в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
* * *
35. Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом.
36. Лица, виновные в нарушении положений настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».
- Приказ Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации».
- Приказ Минтруда и социальной защиты, Мин. здравоохранения России от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н«Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».
Несчастный случай на производстве: что делать
Профессиональные заболевания могут быть острыми и хроническими.
Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Список профессиональных заболеваний – это документ, в соответствии с которым устанавливается диагноз профессионального заболевания, его связь с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.
В Список включены заболевания, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов:
I. Заболевания (острые отравления, их последствия, хронические интоксикации), связанные с воздействием производственных химических факторов
II. Заболевания, их последствия, связанные с воздействием производственных физических факторов
III. Заболевания, связанные с воздействием производственных биологических факторов
IV. Заболевания, связанные с физическими перегрузками и функциональным перенапряжением отдельных органов и систем
Предварительный диагноз:
- В случае установления признаков хронического профессионального заболевания у работника (в том числе возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами) при прохождении им медосмотра (при обращении к врачу) учреждение здравоохранения направляет:
- «Извещение об установлении предварительного диагноза» в 3-дневный срок в Центр Госсанэпиднадзора;
- больного в Центр профессиональной патологии в месячный срок для специального обследования с целью уточнения диагноза и установления связи заболевания с профессиональной деятельностью.
- Центр Госсанэпиднадзора в 2-недельный срок со дня получения Извещения представляет в учреждение здравоохранения санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, предварительно получив следующие документы:
- выписку из медицинской карты больного, сведения о наличии у работника ранее установленного диагноза профессионального заболевания;
- сведения о результатах предварительного и периодических медицинских осмотров;
- копию трудовой книжки.
Заключительный диагноз:
- Специализированное лечебно-профилактическое учреждение (Центр профпатологии):
- устанавливает заключительный диагноз;
- составляет медицинское заключение;
- направляет «Извещение об установлении заключительного диагноза» (Приложение 3 к Приказу Минздрава России от 28.05.01 г. № 176) в 3-дневный срок:
- в Центр Госсанэпиднадзора;
- работодателю;
- страховщику;
- в учреждение здравоохранения, направившего больного.
Учет и регистрация профессиональных заболеваний (отравлений) ведется в Центре Госсанэпиднадзора на основании заключительных диагнозов, устанавливаемых в специализированных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения или их подразделениях.
Извещение об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене» (Приложение 3 к Приказу Минздрава России от 28.05.01 г. № 176) в 3-дневный срок:
- выдается работнику под расписку;
- направляется страховщику;
- направляется в учреждение здравоохранения, направившее больного;
- направляется в Центр Госсанэпиднадзора.
Определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах возложено на медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК) субъектов Российской Федерации.
Рассмотрение особо сложных случаев возлагается на Центр профессиональной патологии Минздравсоцразвития России.
Восстановите пропущенные шаги на схеме установления диагноза острого
- Обязанности работодателя;
- состав комиссии по расследованию обстоятельств и причин возникновения заболевания (отравления);
- принятие решения по результатам расследования;
- задачи комиссии по расследованию профзаболевания.
Обязанности работодателя
При получении «Извещения об установлении заключительного диагноза» работодатель обязан:
- издать приказ о создании комиссии по расследованию каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления);
- обеспечить условия работы комиссии;
- представлять документы и материалы, в том числе архивные, характеризующие условия труда на рабочем месте;
- проводить по требованию членов комиссии за счет собственных средств необходимые экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования;
- обеспечить сохранность и учет документации по расследованию;
- после завершения расследования в месячный срок издать приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний;
- письменно сообщить в Центр Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) об исполнении решений комиссии.
Порядок расследования и Оформление несчастного случая на производстве
Основные причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости — неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм работающих.
Анализ несчастных случаев на производстве показывает, что основная причина их возникновения — «человеческий фактор»: неудовлетворительная организация производства работ, нарушения технологических процессов, многочисленные нарушения требований охраны труда, особенно на травмоопасных работах.
Сопутствующие причины:
1. Отсутствие механизмов экономического стимулирования работодателей улучшать условия труда, внедрять безопасные технологии, сокращать рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.
Сейчас страховой тариф устанавливается по отраслевому принципу, единый для всех, и организации с нормальными условиями труда оплачивают «чужие» профессиональные риски.
Необходимо вводить индивидуальные страховые тарифы, ставка тарифа должна учитывать реальные риски отдельных работодателей.
А для этого следует модернизировать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ), а именно разработать систему экономических стимулов для улучшения условий труда и внедрения безопасных технологий — перейти от формальных отраслевых к индивидуальным страховым тарифам по фактическим показателям профессионального риска.
2. Плохая организация работ по охране труда, формальное отношение к проведению обучения по охране труда, проверке знаний и инструктированию по охране труда работников, стажировке и допуску к самостоятельной работе, низкий уровень проведения специальной оценки условий труда.
3. Выполнение трудовой функции без предварительной разработки планов безопасного производства работ и, соответственно, без составления безопасных технологических карт.
Стимулировать работодателей контролировать и улучшать условия труда на рабочих местах, создавать эффективные рабочие места с безопасными условиями труда призвана специальная оценка условий труда на рабочих местах.
Нормативная база
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется:
-
Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
-
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ).
В развитие указанных Федеральных законов принят ряд постановлений Правительства и приказов Минтруда России.
Совершенствование законодательства в области охраны труда не могло не коснуться такого важного направления, как расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно Федеральному закону № 125-ФЗ Фонд социального страхования РФ возмещает потерпевшему вред во всех случаях: ликвидирована или нет организация — причинитель вреда, виновна ли она в несчастном случае, есть ли у нее средства на выплату сумм возмещения вреда, стала ли она банкротом и др.
Вместе с тем порядок расследования несчастных случаев на производстве регулируется Трудовым кодексом РФ (ст. 227–231) и Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73, а расследование профзаболеваний — Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967. Возникает вопрос: а почему не Федеральным законом № 125-ФЗ? Оба случая — страховые, поскольку произошли с работником при выполнении им трудовой функции и подпадают под действие указанного закона.
Порядок расследований несчастных случаев на производстве требует существенных изменений, дополнений в действующие нормативные правовые акты по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и приведения их в соответствие с законодательством РФ.
В соответствии с Федеральным законом № 421-ФЗ отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, могут признаваться трудовыми:
- по не обжалованному в суде в установленном порядке предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений;
- или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами;
Обратите внимание!
Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке (далее — доверенные лица пострадавшего).
Если в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с лицом, выполнявшим работы на основании договора гражданско-правового характера (п. 16 настоящего Положения), были установлены сведения, дающие достаточные основания полагать, что указанным договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то акт о расследовании несчастного случая вместе с другими материалами расследования направляется государственным инспектором труда в суд в целях установления характера правоотношений сторон упомянутого договора.
Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от существа указанного судебного решения.
Данная норма входит в противоречие с Федеральным законом № 421-ФЗ, которым государственному инспектору труда дано право выдавать предписание об устранении нарушений по этим вопросам без обязательного направления материалов расследования несчастного случая в суд для установления характера правоотношений. Обжаловать выданные предписания в установленном порядке или нет, соглашаться с ними и исполнять или обжаловать — это право работодателя.
По существующему законодательству, если нет заявления от пострадавшего, работающего по договору гражданско-правового характера, никакие расследования не проводятся, характер правоотношений не устанавливается, процедура досудебного урегулирования спорных вопросов не прописана.
В то же время огромное количество граждан в настоящее время вынуждены работать по гражданско-правовым договорам, фактически находясь в трудовых отношениях: ежедневный выход на работу в определенное место и время, выполнение поручений начальника, регламентированные перерывы на обед и т. д. — и при этом они лишены государственных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
В. С. Чупров, преподаватель ВСФ ФГБУ НИИ труда и СС, советник государственной гражданской службы 1 класса
Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2017.
Совершенствование законодательства в области охраны труда не могло не коснуться такого важного направления, как расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно Федеральному закону № 125-ФЗ Фонд социального страхования РФ возмещает потерпевшему вред во всех случаях: ликвидирована или нет организация — причинитель вреда, виновна ли она в несчастном случае, есть ли у нее средства на выплату сумм возмещения вреда, стала ли она банкротом и др.
Вместе с тем порядок расследования несчастных случаев на производстве регулируется Трудовым кодексом РФ (ст. 227–231) и Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73, а расследование профзаболеваний — Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967. Возникает вопрос: а почему не Федеральным законом № 125-ФЗ? Оба случая — страховые, поскольку произошли с работником при выполнении им трудовой функции и подпадают под действие указанного закона.
Порядок расследований несчастных случаев на производстве требует существенных изменений, дополнений в действующие нормативные правовые акты по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и приведения их в соответствие с законодательством РФ.
В соответствии с Федеральным законом № 421-ФЗ отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, могут признаваться трудовыми:
- по не обжалованному в суде в установленном порядке предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений;
- или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами;
Обратите внимание!
Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке (далее — доверенные лица пострадавшего).
Если в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с лицом, выполнявшим работы на основании договора гражданско-правового характера (п. 16 настоящего Положения), были установлены сведения, дающие достаточные основания полагать, что указанным договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то акт о расследовании несчастного случая вместе с другими материалами расследования направляется государственным инспектором труда в суд в целях установления характера правоотношений сторон упомянутого договора.
Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от существа указанного судебного решения.
Данная норма входит в противоречие с Федеральным законом № 421-ФЗ, которым государственному инспектору труда дано право выдавать предписание об устранении нарушений по этим вопросам без обязательного направления материалов расследования несчастного случая в суд для установления характера правоотношений. Обжаловать выданные предписания в установленном порядке или нет, соглашаться с ними и исполнять или обжаловать — это право работодателя.
По существующему законодательству, если нет заявления от пострадавшего, работающего по договору гражданско-правового характера, никакие расследования не проводятся, характер правоотношений не устанавливается, процедура досудебного урегулирования спорных вопросов не прописана.
В то же время огромное количество граждан в настоящее время вынуждены работать по гражданско-правовым договорам, фактически находясь в трудовых отношениях: ежедневный выход на работу в определенное место и время, выполнение поручений начальника, регламентированные перерывы на обед и т. д. — и при этом они лишены государственных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
В. С. Чупров, преподаватель ВСФ ФГБУ НИИ труда и СС, советник государственной гражданской службы 1 класса
Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2017.
Как расследовать несчастные случаи на производстве
- приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- акт о несчастном случае на производстве по установленной форме (согласно Приложению № 1 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 N 73);
- протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото- и видеоматериалы, планы, эскизы, схемы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда; личных карточек учета выдачи СИЗ;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- другие документы по усмотрению комиссии.
Каждый оформленный в установленном порядке НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ на производстве регистрируется работодателем в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.
УТВЕРЖДАЮ
начальник Управления
государственного надзора
в сфере труда Роструда
Е.Н.Иванов
7 апреля 2017 года
Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев
Используемые условные сокращения:
АИС ГИТ — Автоматизированная информационная система;
АП — Административное производство;
ГИТ — Государственная инспекция труда;
ГИТСТАТ — Модуль статотчетности;
ГУВД — Главное Управление внутренних дел;
ГрК — Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Договор ГПХ — Договор гражданско-правового характера;
ДМС — Добровольное медицинское страхование;
ДТП — Дорожно-транспортное происшествие;
Инспектор — государственный инспектор труда;
КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
НС — несчастный случай;
ОМС — Обязательное медицинское страхование;
ППР — Проект производства работ;
ПОС — Проект организации строительства;
Родственник — законный представитель пострадавшего работника или иное доверенное лицо погибшего работника;
СК — Следственный комитет Российской Федерации;
СМИ — Средства массовой информации;
СИЗ — Средства индивидуальной защиты;
СОУТ — Специальная оценка условий труда;
ТД — Трудовой договор;
ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации;
УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
ФЗ — Федеральный закон;
ФСС РФ — Фонд социального страхования Российской Федерации.
1. Установленный комментируемой статьей порядок проведения расследования несчастных случаев определяет, осуществление каких действий возлагается на комиссию по расследованию несчастного случая (государственного инспектора труда), выполнение каких мероприятий по требованию комиссии обеспечивает работодатель за счет собственных средств, а также примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в ходе расследования, в т.ч. материалов, подлежащих подготовке работодателем.
Перечень материалов расследования, предусмотренный ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, не является исчерпывающим и определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
Помимо выявления и опроса очевидцев и участников происшествия, получения информации об особенностях несчастного случая, формирования материалов расследования, комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) на основании собранных материалов устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения охраны труда, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
2. Комиссия или государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование, должны разрешить вопрос о квалификации несчастного случая в зависимости от его связи с производством. Перечень несчастных случаев, которые могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством, дан в ч. 6 комментируемой статьи.
Положения ч. 6 комментируемой статьи частично воспроизведены из нормативных положений ч. 12 ст. 230 Кодекса, которые были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и признаны соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2007 N 7-П.
3. Помимо квалификации несчастного случая, следует определить, является ли такой случай страховым. Страховой случай — это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (ст. 3 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определен ст. 5 этого Закона.
4. При расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией может быть установлено, что грубая неосторожность человека содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (государственный инспектор труда) должна определить степень вины застрахованного в процентах.
5. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, относящиеся к порядку проведения расследования несчастных случаев на производстве, утверждены Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. Учетные формы «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» (форма N 315/у), «Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве» (форма N 316/у) и рекомендации по их заполнению утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
- Решение Верховного суда: Решение N АКПИ17-137, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция принять меры, предусмотренные статьей 228 ТК РФ, среди которых необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с главой 36 ТК РФ. В силу статьи 2292 ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18897/13, Высший арбитражный суд, надзор факту дорожно-транспортного происшествия, исходили из того, что в силу положений статей 3, 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статей 229, 229.2, 230 Трудового кодекса Российской Федерации для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-11775/10, Высший арбитражный суд, надзор страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно статье 229 Трудового кодекса для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Статьей 229.2 Трудового кодекса право квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством, предоставлено комиссии проводившей расследование. Как следует из материалов дела…
Помимо акта по форме Н-1, комиссии по расследованию НС потребуется оформить протокол осмотра места происшествия, приложив к нему раскрывающие обстоятельства несчастного случая фото- и видеоматериалы, всевозможные планы и схемы.
В материалах расследования, помимо объяснений пострадавших, должны содержаться результаты опросов очевидцев несчастного случая на производстве, итоги проведенных экспертиз и заключения медиков.
Дополнительно придется собрать и внутренние доказательства того, что работодатель предпринимал все предусмотренные законодательством меры по соблюдению работником требований охраны труда (о проведенных с пострадавшим инструктажах, результатах проверки его знаний по вопросам охраны труда, выданных ему средствах индивидуальной защиты и др.).
Указанный список не является закрытым и может быть дополнен, чтобы картина происшествия была максимально раскрыта. Состав дополнительных документов определяется комиссией по расследованию НС.
Документальное оформление несчастного случая на производстве сопровождает все этапы его расследования.
Потребуется сформировать полный комплект документов: составить приказ о создании комиссии по расследованию, зафиксировать все обстоятельства НС, собрать результаты опроса свидетелей и экспертиз, а также письменно информировать госорганы и заинтересованных лиц.
Каждый из произошедших несчастных случаев на производстве необходимо зафиксировать в соответствующем журнале, предусмотренном на предприятии. Регистрацию осуществляет руководитель организации, в которой произошло происшествие, или его представитель. Учет несчастных случаев на производстве проводится в соответствии с постановлением комиссии, расследующей инцидент.
Порядок учета несчастных случаев на производстве изменяется в зависимости от юридического статуса происшествия:
- в ситуации, повлекшей травмы у группы лиц, а также тяжелый физический ущерб или смерть работника, оформляется два экземпляра акта Н-1, один из которых остается в организации на хранение, а другой вместе с копиями отсылается в прокуратуру, в остальные же инстанции направляются только копии;
- учет несчастного случая на производстве с одним потерпевшим, получившим легкие травмы, предполагает подготовку трех экземпляров акта Н-1, один из которых предоставляется ему работодателем после заверения;
- если происшествие расценено как не относящееся к производственному процессу, подготавливаются два экземпляра по соответствующей конкретной ситуации форме, которые подписываются всеми лицами, входящими в комиссию, проводившей расследование и учет несчастных случаев.
По завершении периода временной нетрудоспособности работодатель либо его представитель передает в соответствующую госинспекцию труда сообщение о последствиях происшествия и принятых мерах. Оно составляется по форме 8, которая утверждена Постановлением № 73. Стоит отметить, что такое сообщение направляется и по несчастным случаям со смертельным исходом. Это должно быть сделано в течение 1 месяца после завершения расследования. В страховых случаях данное сообщение также направляется в ФСС.
Все материалы расследования должны храниться предприятием в течение 45 лет. Если компания ликвидируется, документация переходит правопреемнику. При его отсутствии материалы получает соответствующий государственный орган. Об их передаче необходимо известить госинспекцию труда.
Остались вопросы о порядке учета несчастных случаев на производстве? Их можно задать мне, адвокату Ермакову Алексею Алексеевичу. Я предлагаю устные и письменные консультации, а также помощь при формировании комиссии, опросе очевидцев, проведении лабораторных исследований; подготовке акта Н-1, сообщения о последствиях происшествия и других документов. Обязуюсь работать качественно, обращая внимание на детали, объективно и беспристрастно.
Хотите получить более подробную информацию по учету несчастного случая на производстве? Тогда позвоните по телефону +7 (495) 776-21-85, закажите обратный звонок на сайте или посетите мой офис.
Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
- Место и время происшествий, которые относят к категории производственных
- Рабочее время сотрудника (период непосредственного выполнения обязанностей согласно графику, предусмотренные процессом перерывы и паузы, время подготовки к рабочему дню одежды, инструментов, включение приборов).
- Путь к пункту назначения и обратно в рабочие командировки, выезды по служебным поручениям, либо к месту выполнения трудовых процессов.
- Переезд до работы и обратно на служебном транспортном средстве или личном транспорте, временно используемом как служебное согласно трудовому договору или распоряжению уполномоченного лица.
- Следование в качестве сменщика (как второй водитель при длительных переездах, проводник в электропоезде и т.д.)в служебном транспорте.
- Нахождение на месте службы в период отдыха между сменами при работе вахтовым методом.
- Участие в предотвращении или устранении последствий ЧС.
- Профессиональные действия, которые предусмотрены трудовым соглашением.
- Возможные последствия
- Телесные повреждения, отравления, чрезвычайные ситуации, повлекшие за собой частичную или полную утрату трудоспособности временно или навсегда.
- Обстоятельства, по причине которых сотрудник не может исполнять рабочие обязанности, вынужден сменить род деятельности временно или постоянно.
- Летальный исход.
- Инциденты, не относящиеся к производственным
- Физиологические увечья или смерть, единственной причиной возникновения которых (определяется экспертизой) стало опьянение алкоголем, токсическими или наркотическими веществами, возникшее в результате действий, не связанных с трудовыми процессами на предприятиях, использующих технические спирты, опиаты и подобные соединения.
- Летальный исход по причине общего заболевания или суицида при наличии соответствующего заключения следственных органов или медицинского учреждения.
- Инцидент, произошедший в результате противоправных действий, за совершение которых предполагается уголовная ответственность.
Решение о признании происшествия несчастным случаем на работе принимается назначенной для расследования и учета дела комиссией.
Информация о случившемся инциденте должна быть направлена работодателем в предусмотренные ТК РФ (Статья 331) инстанции в течение 24 часов. Также работодатель обязан:
- Незамедлительно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинских работников или организовать доставку в медицинское учреждение самостоятельно;
- Локализовать последствия происшествия, чтобы избежать аварии или другой чрезвычайной ситуации, негативно влияющей на людей;
- Сохранить неизменной создавшуюся обстановку, если это не угрожает жизни и здоровью других людей, либо организовать фото- и видеофиксацию объекта, составить письменные схемы и описания;
- Немедленно проинформировать контролирующие органы и родственников пострадавшего (при летальном исходе или тяжелых последствиях для здоровья);
- Организовать оперативное расследование и учет произошедшего события.
Инцидент относят к страховым случаям, когда пострадал сотрудник, подлежащий обязательному медицинскому страхованию от происшествий и болезней, возникших как следствие профессиональной деятельности. Социальная защита работников предусмотрена ФЗ №125 от 24.07.1998,которым предполагаются следующие выплаты:
- Единовременная компенсация пострадавшему или иждивенцам в случае его смерти;
- Ежемесячная выплата застрахованному, а при летальном исходе — иждивенцам;
- Ежемесячное пособие при временной потере трудоспособности вследствие профессиональной болезни или несчастного случая на работе;
- Оплата счетов на профессиональную,социальную и медицинскую реабилитацию пострадавшего.
Сумма страховых компенсаций понижается (максимально на 25%), если в той или иной степени будет доказана вина застрахованного в инциденте.
Если во время участия в производственном процессе сторонней организации по направлению работодателя (его представителя) согласно статье 229, часть 5 Трудового Кодекса РФ, произошел несчастный случай или работник умер, временный работодатель обязан отправить копии акта о происшествии и документов о расследовании дела по основному месту работы.
При возникновении спорных ситуаций рекомендуется прибегнуть к профессиональной помощи. Грамотное сопровождение при расследовании несчастных случаев гарантирует четкое соблюдение порядка действий, которые предусматривают соответствующие законы и постановления.
Несчастный случай на производстве и производственная травма — это разные понятия. Есть ряд условий, чтобы считать полученный ущерб здоровью производственной травмой:
- время происшествия — случилось в рабочее время, по пути с работы или на работу (на служебном автотранспорте), в командировках и служебных поездках, а также во время отдыха между сменами для вахтовых рабочих;
- место происшествия — на территории предприятия или на другой территории, куда работник был направлен руководством. К несчастным случаям на производстве дополнительно относятся дорожные происшествия, если в деле фигурирует транспорт предприятия или личный транспорт работника, который используется им в качестве служебного на основании договора амортизации этого транспортного средства, а также в том случае, если заключен трудовой договор с работником или есть признаки трудовых отношений, а также если пострадавший участвовал в производственной деятельности работодателя;
- наличие больничного листа с кодом 04, который говорит о потере одного дня трудоспособности.
Несчастный случай, произошедший с сотрудником по пути на работу или с работы, если он шел пешком или пользовался общественным транспортом, к несчастным случаям на производстве не относится.
Легкие несчастные случаи не требует привлечения государственных контролирующих организаций. При расследовании группового несчастного случая (с двумя и более людьми), а также в случае тяжелых последствий несчастного случая или при летальном исходе, работодатель в течение одних суток обязан направить Извещение о несчастном случае в следующие организации и органы власти:
- государственную инспекцию труда субъекта РФ где произошел н/сл;
- администрацию населенного пункта, в котором зарегистрирована организация.
- прокуратуру, находящуюся по месту несчастного случая;
- фонд социального страхования;
- работодателя сторонней организации, если пострадавший является привлеченным сотрудником;
- местное подразделение органа исполнительной власти, контролирующего объект повышенной опасности, если таковой имеется (Ростехнадзор);
- территориальное отделение профсоюза.
Особые случаи:
- При чрезвычайном происшествии на судне капитан обязан сразу же сообщить работодателю (владельцу судна), а если судно находится за пределами РФ, то в российское консульство. После этого руководитель действует в соответствии с указанным выше порядком по месту регистрации судна.
- Если несчастный случай на судне связан с возможной утечкой радиации (несчастный случай с ядерной установкой судна, при перевозке ядерных отходов или материалов), необходимо дополнительно уведомить органы государственного надзора в области радиационной безопасности.
- В случае острого отравления сотрудника в любой организации следует дополнительно уведомить местное отделение Роспотребнадзора.
- Если несчастный случай не сразу являлся тяжелым или случаем с летальным исходом, но стал таковым позже, работодатель обязан уведомить об этом все соответствующие органы в течение трех суток после получения сообщения об произошедших изменениях в состоянии его сотрудника или сотрудников.
В случае трагедии на производстве работодатель должен сразу же создать комиссию из трех и более человек. Состав такой комиссии обозначен в ст. 229 ТК РФ. В нее входит лицо, ответственное за безопасность труда на предприятии, и представитель профсоюза (представитель трудового коллектива). Комиссию возглавляет сам работодатель или его представитель.
Во время расследования тяжелых несчастных случаев (в том числе групповых), при которых один или несколько рабочих получили серьезные увечья или погибли, в состав комиссии также включают государственного инспектора труда (он же возглавляет комиссию), представителя администрации, представителя территориального объединения организаций профессиональных союзов, ФСС и представителя комитета по труду и занятости. Лицо, ответственное за безопасность труда на участке, где произошло ЧП, то есть непосредственный руководитель, в данную комиссию входить не может.
Пострадавший (или его представитель) при желании может принять участие в расследовании несчастного случая на производстве, но не в составе комиссии. Если работник погиб, настоять на участии в расследовании могут его родственники и следственный комитет, который обязательно потребует предоставить материалы расследования перед тем, как возбудить уголовное дело. Кроме того, заинтересованные лица имеют право ознакомиться со всеми материалами расследования по требованию.
Нормативные сроки расследования прописаны в статье 229.1 ТК РФ. Большинство заканчивают рассматривать в течение трех дней с момента трагедии. При групповом несчастном случае на производстве, когда пострадавшие получают тяжелые увечья или погибают, срок может увеличиться до 15 календарных дней.
Если утрата трудоспособности или смерть пострадавшего последовали не сразу, а через какое-то время, тогда расследование переквалифицируют из легкого в тяжелое (смертельное) и срок продлевают до 15 календарных дней, в соответствии с установленными сроками для таких случаев.
Если информацию о несчастном случае на производстве утаивали от работодателя, то такой случай называются сокрытым. Он расследуется по письменному заявлению пострадавшего в течение месяца с момента его поступления.
Председатель комиссии может продлить сроки расследования на 15 дней, если нужна будет какая-то дополнительная проверка или необходимо будет дождаться медицинского заключения.
Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан обеспечить работника безопасными условиями и охраной труда. Осуществление данных гарантий не на должном уровне может обернуться несчастным случаем на производстве, при возникновении которого работодатель (его представитель) должен:
- моментально организовать первую помощь и дальнейшую транспортировку пострадавшего в медицинское учреждение (при необходимости);
- принять срочные меры, направленные на локализацию чрезвычайной ситуации и воздействие повреждающих факторов на других лиц;
- обеспечить для предстоящего расследования сохранность изначальной обстановки или зафиксировать ее документально, если существует угроза жизни и здоровью других лиц или возникновения аварийной ситуации;
- безотлагательно поставить в известность о тяжелом несчастном случае или несчастном случае с летальным исходом уполномоченные федеральные органы, а также родственников пострадавшего;
- обеспечить своевременность проведения расследования и правильность оформления его материалов.
О групповом (более одного человека), тяжелом или несчастном случае с летальным исходом на производстве работодатель обязан в течение суток проинформировать в установленной форме соответствующие государственные органы:
- Государственную Инспекцию Труда;
- Прокуратуру РФ по месту происшествия;
- Территориальный орган профсоюза по месту регистрации организации;
- Администрация района по месту регистрации организации;
- Территориальный Фонд Социального Страхования по месту регистрации организации.
Выявление причин несчастного случая с одним пострадавшим начинается с создания комиссии, состоящей из нечетного количества членов: от трех и более человек. Возглавляет комиссию уполномоченный представитель либо сам работодатель, приказом которого утверждается состав комиссии, включающий в себя:
- специалиста по охране труда и ответственное лицо, назначенное специальным распоряжением (за исключением профильного руководителя и лиц, которые несут ответственность за безопасность труда на объекте, где произошел несчастный случай);
- представителей работодателя;
- представителей профсоюзов.
Специалист по охране труда может быть задействован на основе договора в расследовании несчастного случая на производстве работодателя, в котором также участвуют сам работодатель или его представитель и доверенное лицо пострадавшего. Правом на личное участие в расследовании обладает каждый работник или его уполномоченный представитель.
Происшествие, случившееся с исполнителем, направленным к другому работодателю для участия в его производственной деятельности или выполнявшим работу по совместительству, расследуется комиссией, созданной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В ее состав входит представитель работодателя, направившего это лицо. Его отсутствие или несвоевременное прибытие не дает оснований изменять сроки расследования.
Групповой несчастный случай на производстве, также как тяжелый и с летальным исходом предусматривает введение в состав комиссии:
- государственного инспектора по охране труда;
- представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления;
- представителей территориальной профсоюзной организации.
Состав комиссии, сформированный и утвержденный работодателем, возглавляет государственный инспектор по охране труда.
Групповой несчастный случай на производстве с числом погибших 5 и более человек, предполагает расширение состава комиссии, возглавляемой главным государственным инспектором труда соответствующей госинспекции или его заместителем, за счет полномочного представителя федерального органа исполнительной власти по госнадзору и контролю в сфере промышленной безопасности.
Несчастные случаи, являющиеся следствием катастроф, аварий и иных повреждений транспортного средства, расследуется комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем. Она обязательно учитывает материалы расследования, которое было проведено федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору, органами дознания, следствия и собственником транспортного средства.
Происшествия, случившиеся на объектах, подконтрольных территориальному органу федеральной исполнительной власти по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, предполагают утверждение состава комиссии руководителем соответствующего ведомства, представитель которого также возглавляет комиссию.
На судах формирование комиссии осуществляется федеральным органом исполнительной власти по вопросам транспорта или рыболовства, что зависит от профильной принадлежности судна.
Расследование несчастных случаев на производстве
Как это делают специалисты:
- Полностью берут на себя взаимодействие с государственными органами;
- Полностью занимаются оформлением документов по несчастному случаю;
От Вас потребуется предоставление кадровых документов для создания полного пакета документов для предоставления в надлежащие инстанции.
В результате комплексного подхода к расследованию, компания получает качественное завершение несчастного случая, что подразумевает по собой возможные административные риски.
Расследованию и учету в соответствии со ст. 227 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя относятся:
- Работники, исполняющие свои обязанности по трудовому договору.
- Работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором.
- Обучающиеся, проходящие производственную практику.
- Лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями.
- Лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду.
- Лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ.
- Члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
Несчастным случаем на производстве могут быть:
- Телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом.
- Тепловой удар, ожог, обморожение, утопление.
- Поражение электрическим током, молнией, излучением.
- Укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми.
- Повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.
- Иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.
Необходимо отметить, что не все несчастные случаи, можно квалифицировать как несчастные случаи на производстве. В некоторых ситуациях могут иметь место несчастные случаи, не связанные с производством. Расследование и того, и другого несчастного случая осуществляется одинаково, разница заключается в порядке оформления и учета.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Несчастный случай считается не связанным с производством, если он произошел:
- в результате смерти вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденной в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;
- в результате смерти или повреждения здоровья, единственной причиной которых явилось, по заключению учреждениями здравоохранения, алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, наркотические и другие аналогичные вещества;
- в результате совершения пострадавшим проступка, содержащего по заключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.
Решение о квалификации несчастного случая, происшедшего при совершении пострадавшим действий, содержащих признаки уголовного правонарушения принимаются комиссией с учетом официальных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, т.е. с лицами, работающими по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, в котором установлено, что обязанностью одной из сторон является уплата страховых взносов.
Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчиненных (подведомственных) организациях осуществляется в соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами и состоящими в их ведении инспекторами труда в отношении организаций, в которых имеются первичные органы этих профессиональных союзов.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется федеральной инспекцией труда.
1. Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (ст. 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Несчастные случаи на производстве расследованию и учету подлежат в соответствии с гл. 36 ТК, т.е. в данном случае эта глава прямого действия.
Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 5 ТК). Таким образом, правовые нормы, касающиеся расследования и учета несчастных случаев на производстве, содержащиеся в ТК, имеют преимущественное значение перед теми, которые имеются в Постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789.
2. Перечень лиц, на которых распространяется действие статей, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, следует рассматривать, исходя из контекста других глав ТК.
В общем случае нормы трудового права (в том числе охраны труда — ст. 5 ТК) обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и распространяются на лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем на основе трудового договора (ст. 11 ТК). Кроме того, они распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен, является основанием возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК).
3. Нормы трудового права и, в частности, статей ТК, касающихся расследования и учета несчастных случаев на производстве, не распространяются (если в установленном ТК порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
других лиц, если это установлено федеральным законом.
4. В соответствии со ст. 11 ТК в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, и, следовательно, несчастные случаи с такими лицами подлежат расследованию и учету.
5. В ст. 229 и ст. 230 ТК присутствует такое понятие, как «несчастный случай, не связанный с производством».
Статья 227 ТК содержит указание на то, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя — физического лица. Таким образом, даже при наличии трудового договора с работодателем и нахождении работника на территории своей организации, но в свободное от работы время факт его травмирования или гибели может быть не признан несчастным случаем на производстве. На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
6. В ст. 229.2 ТК рассматриваются случаи, которые подлежат расследованию, но квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, это:
смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
7. Трудовой кодекс не ставит квалификацию несчастного случая на производстве в зависимость от наличия или отсутствия вины работодателя в данном несчастном случае.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ