Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен сдавать отчет по экологии в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
\n\n
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
\n\n
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
\n\n
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
\n\n
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
\n\n
Экологическая отчетность 2022
\n\n
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
\n\n
Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 10 марта 2022 года).
\n\n
Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:
\n\n
- \n\t
- более 10 тонн по одному объекту;
- от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
\n\t
\n
\n\n\n
СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.
\n\n\n
Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).
\n\n
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2022 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
Декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 10 марта 2022 года).
Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:
- более 10 тонн по одному объекту;
- от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.
Форму № 2-ТП (воздух) нужно сдать не позднее 22 января года, следующего за отчетным (за 2021 год — не позднее 24 января 2022 года, т.к. 22 января — выходной).
Объекты III категории обязаны представлять в уведомительном порядке отчетность о выбросах ЗВ в атмосферный воздух. Это подтверждает Федеральный закон № 96. На сегодняшний день мы не имеем утвержденной формы данной отчетности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 № 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию (в том числе о выбросах ЗВ) отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона № 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах ЗВ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчетности нет необходимости. Важно иметь в виду, что в некоторых регионах есть местные нормативные акты. Они вводят свои формы и порядок представления такого вида отчетности. Например, Приказ Минприроды Удмуртской Республики от 27 мая 2019 года № 581.
Предположим, у компании есть наемные работники, но у них оптимальные или допустимые условия труда, и никакие гарантии им не положены. Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных. Поэтому, не ставьте нули и прочерки там, где цифр нет. Машина может посчитать знак как ошибку и отказать в приеме отчета.
Внимание! В январе 2022 года отчет по форме в приложении 7-травматизм (1 раз в 3 года) не сдается. Отчет нужно направить только в январе 2023 года и только при наличии наблюдаемого события. Если НС не происходили, отчет не сдается. Пусть несчастные случаи обходят работников и работодателей.
Вывод для специалиста по охране труда: сдавайте только те отчеты, которые указаны именно для вашей организации в статистической выборке. Не допускайте просрочку отчета. Согласно ст. 13.19 КоАП РФ для всех без исключения установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных. Это повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Формы отчетности, сроки ее представления меняются ежегодно. Одни формы отменяют, другие объединяют. Чтобы не запутаться в многообразии видов отчетов и соблюдать установленные сроки, предлагаем использовать в работе календарь налогов и отчетности.
Представленная информация проверена нашими экспертами и всегда актуальна. Вы точно не нарушите законодательство, а значит, убережете компанию от штрафов.
Экологическая отчетность 2022 года
У нашего календаря ряд плюсов, которые позволяют облегчить работу бухгалтеров и других специалистов ООО или ИП.
- Удобные понятные фильтры по трем самым важным параметрам.
- В календаре есть не только сроки сдачи отчетов, но и сроки уплаты налогов, авансов, сборов и взносов.
- Учтены сроки переноса, если дата отчетности выпадает на выходные или праздничные дни.
- Даты подсвечены ярким цветом.
- Указаны даты начала отчетной кампании и сроки ее окончания.
Держите под рукой календарь бухгалтера 2022, чтобы не нарушать законодательство. Удобный инструмент в работе не требует регистрации и предоставляется бесплатно. Сдача отчетности будет легкой и спокойной.
На 2021 год платеж за негативное воздействие на ОС и коэффициенты остались неизменными. Коэффициент равен 1.08, срок внесения авансов также до 20 числа предпоследнего месяца отчетного периода.
Таким образом расчет НВОС за первый квартал 21 года – до 20 апреля этого года; за второй квартал – до 20 июля и за третий до 20 октября. А платеж за текущий год должен быть произведен до 1 марта 2022 года. Декларацию о выплате необходимо предоставить Росприроднадзору.
Подать документы можно двумя способами:
- Онлайн, через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора.
- На бумажном носителе с дубликатом в электронном виде в случаях, если плата за год составляет 25 000 рублей или меньше, а также если у плательщика нет возможности подать документы через Интернет.
В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.
Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.
Обязанность по экологическому сбору устанавливается для импортеров и производителей, которые не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки, утративших потребительские свойства согласно:
- п. 1 ст. 24.2 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ;
- Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 и 2022 годы»;
- Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
Кто обязан рассчитывать экологический сбор:
- производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации (например, пекарня, в которой круассаны заворачивают в бумажные пакеты, должна отчитаться за упаковку);
- импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации (например, компания, которая импортирует духи в стеклянной таре, должна отчитаться за стеклянную тару).
Производители товаров и упаковки отчитываются в территориальных органах Росприроднадзора, импортеры товаров и упаковки — в Центральном аппарате Росприроднадзора.
Для уменьшения суммы экологического сбора необходимо проводить утилизацию отходов.
Под утилизацией понимают использование отходов для производства товаров (продукции), повторное применение отходов, включая рециклинг и регенерацию, извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.
Утилизация товаров и упаковки может выполняться несколькими способами:
- заключение договора на утилизацию со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I-IV классов опасности;
- вступление в ассоциацию или союз производителей и импортеров (в этом случае за утилизацию отчитывается ассоциация/союз).
Порядок подачи отчетности:
- в срок до 1 апреля в личном кабинете природопользователя заполняется декларация о выпущенных товарах и отчет о нормативах утилизации;
- в срок до 15 апреля — проводится расчет экологический сбора.
При соблюдении предприятием всех требований в части утилизации товаров и упаковки, сумма экологического сбора уменьшается на подтвержденный объем утилизации (акт утилизации). Форма акта утилизации утверждена приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 года № 236.
Сумма экологического сбора определяется только объемом неутилизированных отходов!
Формулы расчета НВОС в Санкт-Петербурге в 2022 году
Величину ставок, применяемых для расчета в 2022 году платы за НВОС за 2021 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).
Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:
- стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
- осуществляющих сбросы в водные объекты;
- дающих отходы производства и потребления.
Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.
Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2021 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам «заморожена» на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2021 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2021 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 22.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 22.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2021 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2021 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2021 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2021 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2021 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2021 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2021 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2021 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2021 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2021 г. | До 15.04.2021 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2021 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2021 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2021 года | До 20.04.2021 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2021 г. | До 15.07.2021 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2021 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2021 года | До 20.07.2021 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2021 г. | До 15.10.2021 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2021 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2021 года | До 20.10.2021 |
Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.41 |
Предоставление декларации НВОС | ||
Отчёт по программе ПЭК | Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.5 |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.
Экологическую отчетность в 2022 году сдают все природопользователи. Суть отчетности в том, чтобы предотвратить чрезмерное загрязнение природы и окружающей среды, и, в случае превышения норм, взимать компенсации с компаний за причиненный вред.
В этой статье мы расскажем об основных видах экологической отчетности, сроках ее подачи, штрафах за непредоставление, и изменениях в законодательстве, связанных с формой подачи отчетности.
По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.
В какие сроки подавать форму 2-ТП (отходы)
Не позднее 1 февраля 2022 года.
На что стоит обратить внимание?
Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Актуальную форму 2-ТП отходы утвердили в 2020 году приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.
Декларация по НВОС в 2021 — 2022 годах — ставки платы
Форму 2-ТП воздух нужно подавать, если ваше юрлицо или ИП выбрасывает в воздух больше, чем 10 тонн загрязняющих веществ в год. Также по этой форме нужно отчитаться, если ваша компания производит от 5 до 10 тонн выбросов, содержащих вещества 1-го и 2-го класса опасности.
В какие сроки нужно подать 2-ТП (воздух)?
Не позднее 22 января 2022 года. Принимает форму территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.
На что стоит обратить внимание?
Изменений в подаче 2-ТП (воздух) нет, последняя форма утверждена в 2018 году приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.
Эту отчетность нужно сдать только юрлицам и ИП, ведущим свою деятельность на объектах III категории.
В какие сроки нужно подать отчетность?
Не позднее 25 марта 2022 года. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК.
На что стоит обратить внимание?
За 2021 год нововведений не было, поэтому подавайте в той же форме, как и в прошлом году. Порядок предоставления отчетов регламентируется п. 5 ст. 29 закона № 89-ФЗ в редакции от 27.12.2019 № 450-ФЗ, п. 1 ст. 4.2. закона № 7-ФЗ.
Отчетность для ИП или юрлиц, которые ведут деятельность на объектах III категории, при этом выбрасывают загрязнения в атмосферу. Ее подача регламентирована законом № 96-ФЗ.
В какие сроки подавать?
Форма и сроки сдачи не утверждены. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК до 25 марта 2022 года, и в форме 2-ТП (воздух) — до 22 января 2022 года.
На что стоит обратить внимание?
Отчетность нужно подавать в виде отчета ПЭК, подача которого регламентируется приказом от 14.06.2018 года № 261 в редакции от 23.06.2020. Также необходимо подать форму 2-ТП (воздух). Основание — письмо Минприроды от 12.09.2019 N 08-12-44/22071.
Технический отчет по обращению с отходами для подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период, ранее разрабатывался и подавался в контролирующие органы согласно Приказу от 5 августа 2014 года № 349, который отменен с 1 января 2021 года на основании постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1496.
На данный момент, проект НООЛР разрабатывается только согласно приказу от 7 декабря 2020 года № 1021 для каждого объекта НВОС I или II категорий. Согласно приказу подача технического отчета по обращению с отходами не предусмотрена.
В какие сроки подавать?
Подача технического отчета по обращению с отходами отменена.
На что стоит обратить внимание?
Если ваш объект негативного воздействия относится к I или II категории, вам необходимо разработать и согласовать (для объектов I категории) проект НООЛР согласно приказу № 1021 от 07.12.2020 года.
Декларацию и отчетность нужно подготовить ИП и юрлицам, которые занимаются производством продукции на территории России и которые импортируют ее из третьих стран. Это товары и упаковка товаров, которые входят в перечень утилизации после утраты потребительских свойств.
По пп. 1, 2 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ организации должны обеспечивать выполнение нормативов по утилизации отходов. Если нормативы не выполнены, нужно уплачивать экологический сбор. Основание — п. 7 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ
В какие сроки подавать?
И декларацию, и отчетность нужно подать не позднее 1 апреля 2022 года.
На что обратить внимание?
Форма заполнения декларации находится в приложении к постановлению Правительства от 24.12.2015 № 1417, а порядок заполнения разъяснен в письме Росприроднадзора от 29.07.2019 № АА-10-02-32/19871, от 14.02.2019 № АА-10-02-32/4498
Форма и правила заполнения отчета о выполнении нормативов утверждены постановлением Правительства от 03.12.2020 № 2010.
Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2021 году
С 2019 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Бланк отчета утвержден приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.
Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН по месту учета объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.
2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет. Это обязательно, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ превышают 10 тонн в год. Если в их составе установлено наличие загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности — от 5 до 10 тонн в год включительно. Если выбросов не было, отчитываться за прошедший год не нужно.
С отчетности за 2020 год по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке) подается свой отчет.
Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО и операторы ТКО.
Не отчитываться могут субъекты малого предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 100 кг, если они заключили договор с региональным оператором и не занимаются обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов.
Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании и размещении отходов производства».
Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН. Это обязаны делать юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:
- разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
- осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
- осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.
Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».
Об организации и результатах производственного экологического контроля отчитываются юрлица и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категорий.
Форма отчета ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Срок сдачи — до 25 марта года, следующего за отчетным.
1. Программа производственного экологического контроля (далее — Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий1 (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
2. Программа должна содержать следующие разделы:
общие положения;
сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
3. Раздел «Общие положения» должен содержать:
полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовую форму и адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя;
наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте2;
наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета лице;
дату утверждения Программы.
4. Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников»3 должен содержать:
сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы) и их источников, ее последней корректировке;
показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества);
сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.
5. Раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:
сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;
показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;
показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;
сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект4, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.
Экологическая отчетность за 2021 года в 2022 году
1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, за исключением юридических лиц, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), по месту осуществления деятельности.
Юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности Российской Федерации, представляют Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
3. Отчет оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица (или должностного лица, уполномоченного руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица) или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2021, N 27, ст. 5187).
Отчет на бумажном носителе должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем, прошит и заверен печатью (при наличии).
В случае представления документа на бумажном носителе Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с копией на электронном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации представляется на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.
Датой представления Отчета на бумажном носителе считается:
при представлении Отчета непосредственно в орган, указанный в пункте 2 настоящего порядка, — отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о получении Отчета с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе;
при направлении Отчета почтовым отправлением — дата почтового отправления.
Датой представления Отчета в электронном виде считается:
для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящего порядка, — дата его размещения через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя») на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего порядка, — дата его размещения в электронном сервисе (Интернет-ресурсе), определенном для приемки Отчетов указанным в абзаце втором пункта 2 настоящего порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное представление Отчета на бумажном носителе не требуется.
Общее правило переноса срока представления отчетности, если крайний срок сдачи выпадает на выходной/нерабочий праздничный день, распространяется и на отчетность, подаваемую в ФСС.
Сроки сдачи отчетности в ФСС следующие.
Вид отчетности | За какой период представляется | Крайний срок представления отчетности в ФСС |
---|---|---|
Расчет 4-ФСС на бумаге | За 2021 год | 20.01.2022 |
За I квартал 2022 года | 20.04.2022 | |
За I полугодие 2022 года | 20.07.2022 | |
За 9 месяцев 2022 года | 20.10.2022 | |
За 2022 год | 20.01.2023 | |
Расчет 4-ФСС в электронном виде | За 2021 год | 25.01.2022 |
За I квартал 2022 года | 25.04.2022 | |
За I полугодие 2022 года | 25.07.2022 | |
За 9 месяцев 2022 года | 25.10.2022 | |
За 2022 год | 25.01.2023 | |
Подтверждение основного вида деятельности | За 2021 год | 15.04.2022 |
За 2022 год | 17.04.2023 |
Как рассчитать выбросы для производства попкорна и кукурузных палочек?
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Технические требования к проектированию линейных объектов
Зачастую деятельность застройщика влечет необходимость реконструкции либо ремонта существующего линейного объекта его собственником (например, когда в ходе укладки дополнительных железнодорожных путей затрагиваются электросети, трубопроводы либо кабели связи). Регламентировать взаимоотношения между заинтересованными лицами призвано Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2608, которое вступит в силу с 01.09.2022.
Д.И. Орехов
Объекты НВОС на нефтегазовых месторождениях: надо ли разрабатывать мероприятия при НМУ?
ШПАРГАЛКА ЭКОЛОГА
Как разработать паспорт отходов I–IV классов опасности
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Передача отходов: как защитить себя от недобросовестного исполнителя
Если компания проводит закупки на тендерной основе, она может столкнуться с недобросовестным исполнителем. Частый пример: некая фирма выиграла тендер на утилизацию отходов, а их потом находят в карьере. Как защитить себя от такой ситуации? Что вписать в тендерную документацию, чтобы затруднить доступ недобросовестным компаниям? Как выстроить взаимодействие с контрагентом? Разберем в статье.
В.В. Бескороваев
«Двойное» лицензирование лома: мифы и реальность
Сколько лицензий требуется получить ломозаготовительной площадке: одну (на обращение с ломами) или две (еще и на обращение с отходами)? Ответ на этот вопрос будем искать в действующем законодательстве.
Н.С. Беляева
Как вести мониторинг объекта размещения отходов?
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ
Отчетность по мониторингу водных объектов и водоохранных зон
Государственный мониторинг водных объектов — это система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Рассмотрим, какую отчетность по мониторингу и в какой срок необходимо предоставить в территориальные органы Росводресурсов.
Н.Р. Сабирова
Отчетность в Росприроднадзор
Могут ли оштрафовать за превышение ненормируемых веществ?
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Вибрация железнодорожного транспорта: виброзащита
Ранее мы рассмотрели оценку воздействия вибрации на окружающую среду: как прямое влияние — непосредственно от вибрации железнодорожных путей, так и косвенное — в виде структурного шума. В данной статье разберем вопросы защиты от повышенной вибрации — защиты верхнего строения пути, а также зданий и сооружений.
Д.И. Орехов
Внедрение НДТ: стандартизация подходов и методик
Технический комитет по стандартизации № 113 «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113) создан в 2014 г. и сегодня обеспечивает научно-методическое сопровождение внедрения НДТ в базовых отраслях российской промышленности. О направлениях деятельности ТК 113, национальном отраслевом бенчмаркинге удельных выбросов парниковых газов, стандартизации подходов к системам автоматического контроля выбросов и сбросов читайте в статье.
Е.А. Фрундина, О.В. Гревцов
Периодичность экологического обучения: есть ли сроки?
Обучение по экологии — очередная ветка в природоохранном законодательстве, уже много лет требующая наведения порядка в нормативных правовых актах. Но жить в неоднозначности природопользователям не привыкать. Несмотря на препятствия и недостаточность нормативной базы, мы все равно можем ответить на вопрос, с какой периодичностью проходить обучение в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности и обращения с отходами.
А.И. Эндеко
- Плата за НВОС: отчитываемся за 2021 год
- Изменения в порядке проведения государственной экспертизы проектной документации
- Отчет ПЭК за 2021 год
- Учет передвижных ИЗАВ. Новшества в инвентаризации выбросов
Декларацию о воздействии на окружающую среду обязаны предоставлять юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность на объектах II категории. Периодичность подачи – один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств. Форма утверждена Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509.
Подать документ можно на бумаге или в электронном формате, подписанный УКЭП. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, следует направить в территориальные органы Росприроднадзора, а сведения в отношении других объектов – в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Дополнительно к декларации прилагаются расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов.
Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.
Компании, которые вносят плату на НВОС, не позднее 10 марта следующего за отчетным периодом года, предоставляют декларацию о плате за НВОС. Бланк и порядок его заполнения и подачи установлены Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043.
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и ИП, если их хозяйственная или иная деятельность негативно воздействует на окружающую среду. Исключение – юридические лица и ИП, работающие исключительно на объектах IV категории.
Декларация предоставляется в виде электронного документа (заверенного простой ЭП), созданного с помощью специальных сервисов или веб-портала приема отчетности «Личный кабинет природопользователя». При годовом размере платы за предыдущий отчетный период не более 25 тыс. руб. декларацию можно подать на бумаге, обязательно отправив электронную копию через веб-портал приема отчетности.
Форма 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» утверждена Приказом Росстата от 08.11.2018 N 661.
Данный отчет подается в территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Срок сдачи – не позднее 22 января следующего за отчетным года. Респондентами являются компании, имеющие в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (независимо от наличия очистных сооружений), от которых в отчетном году осуществлялся выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ объемом больше 10 тонн в год по всем объектам либо 5-10 тонн в год при наличии в составе выбросов веществ 1 или 2 класса опасности.
Форма для отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утвержденна Приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261.
Лица (кроме юрлиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальное отделение Росприроднадзора по месту ведения деятельности.
Лица, работающие на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта РФ.
Если в деятельности компании используется хотя бы один объект, негативно влияющий на окружающую среду и включенный в федеральный государственный реестр, отчеты ПЭК представляются по всем объектам в территориальный орган Росприроднадзора.
Срок представления – ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юрлицами или ИП, ведущими деятельность на объектах I и II категорий в соответствии с Порядком (Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1029) и Методическими указаниями (Приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021).
По вопросу необходимости оформления и представления технического отчета рекомендуется обратиться за разъяснениями в органы Росприроднадзора.
Юридические лица и ИП, чье производство размещено на территории РФ, или которые импортируют из третьих стран или ЕАЭС товары, упаковки товаров, включенных в установленные Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р перечни, обязаны выполнять нормативы утилизации отходов от использования этой продукции. Если производитель или импортер не утилизирует мусор самостоятельно, он должен уплатить экологический сбор.
Предоставлять декларацию производители и импортеры должны ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом в Росприроднадзор. Бланк утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417.
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров представляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Нормативы утилизации на 2021 и 2022 гг. зафиксированы Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р.
Производитель или импортер, не выполнившие нормативы утилизации, рассчитывают суммы экологического сбора и подают его до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Порядок представления расчета в виде электронного документа и его формат определены Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 N 920.
Данные об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении, накоплении твердых коммунальных отходов (Приказ Минприроды России от 02.09.2021 N 623) подают:
- региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами,
- юридические лица с собственными объектами размещения мусора,
- операторы, не передающие остатки после обработки твердых коммунальных отходов региональному оператору.
Отчет представляется, в частности, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. Разъяснения по вопросу необходимости представления данной формы можно получить непосредственно в Росприроднадзоре.
Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:
- выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
- сброс загрязнителей в водные объекты;
- размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.
Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):
- ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
- Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
- Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.
Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.
Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.
Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:
- ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
- ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.
Декларацию и уплату проверяют территориальные органы Росприроднадзора. За неуплату, сокрытие, намеренное искажение сведений штрафуют (ст. 8.41, 8.5 КоАП).
Новое в экологическом законодательстве с 2021 года. Сдача отчета 2-ТП (отходы)
Обязательства по уплате сбора не касаются организаций, которые осуществляют деятельность на объектах 4 категории (малоопасные), негативно влияющих на среду. Данная категория должна подтверждаться свидетельством о постановке этого объекта на госучет. Кроме этого не взимается плата:
- За размещение при накоплении отходов для последующей их утилизации — на протяжении 11 мес. после их образования.
- По медицинским отходам, так как их не причисляют к ТКО. Вопросы, связанные с ними, решаются с применением норм нормативно-правовых актов об охране здоровья граждан. В их числе — ст. 49 ФЗ № 323 от 21.11.2011 (акт. ред. — 02.07.2021), п. 6 ст. 2 ФЗ № 7, п. 2 ст. 2 ФЗ № 89, а также разъяснения Минприроды (письмо № 25-47/28897 от 02.11.2020 и № 12-50/3268-ОГ от 30.04.2015).
- С арендаторов, если согласно арендному договору собственником отходов является арендодатель. На них распространяются общие нормы высвобождения от уплаты, а плата может предусматриваться по общим основаниям. Платит тот, кто «вредит» атмосфере (кто эксплуатирует НВОС, у кого появляются отходы). За ТКО, размещенные региональным оператором, платить не надо.
Чтобы подтвердить исключение НВОС на эксплуатируемом объекте размещения отходов, требуется провести мониторинг окружающей среды, затем представить отчет в территориальный орган Росприроднадзора до 15.01.2022 (за прошедший 2021-й г). Исключение НВОС подтвердят, если:
- в отчете правильно отображены данные измерений;
- соблюдены соответствующие нормативы по качеству либо, при их отсутствии, — показатели состояния компонентов окружающей среды возле специального объекта, предназначенного для размещения отходов.
Реквизиты решения по отчету, принятого органом Росприроднадзора, следует указать в разд. 3 и 3.1 декларации.
- для должностных лиц составляет от 3000 до 5000 рублей (при повторном нарушении: 30 000 – 50 000 рублей).
- для юридических лиц и предприятий – от 20 000 до 70 000 рублей (при повторном нарушении: 100 000 – 150 000 рублей).
Форма 4-ОС
Отчет 4-ОС обязаны предоставлять все организации, чьи затраты на экологию превысили 100 000 рублей в год. В такой отчет включают данные о затратах на охрану природы и экоплатежах. Форма предоставляется территориальным органам Росстата по месту фактического осуществления деятельности предприятия, срок сдачи – 25 января года, следующего за отчетным.
- для должностного лица – от 5000 до 7000 рублей,
- для юридического лица – трехкратный размер неуплаченной суммы, но не менее 250 000 рублей,
- для предприятия – трехкратный размер экосбора, но не менее 500 000 рублей.
- для должностного лица составит от 3000 до 6000 рублей,
- для юридического лица – от 50 000 до 100 000 рублей.
Кадастр отходов
Отчет в кадастр отходов отсылается для учета данных обо всех действиях с отходами, которые образуются на предприятии. Кадастр отходов включает правила утилизации, переработки, информацию о полигонах, методах использования полезных видов твердых коммунальных отходов и способах их обезвреживания. Все компании, задействованные в сфере сбора, транспортирования, утилизации и переработки отходов обязаны предоставлять данную статистику. Срок сдачи кадастра зависит от региона, в большинстве случаев, он отсылается в региональные кадастры в 20-х числах I или III квартала.