Налог на имущество организаций: пять вариантов экономии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций: пять вариантов экономии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно методике определения налоговой базы по объектам недвижимости, разъяснённой в ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Но в отношении некоторых объектов, которые внесены в ЕГРН, определение налоговой базы происходит на основе их кадастровой стоимости (отдельные нюансы оговорены в ст.378 НК РФ).

В первую очередь к таким объектам относятся:

  • административно-торговые здания;
  • нежилые помещения, предназначенные для офисов;
  • торговые точки;
  • точки общепита и бытового обслуживания населения;
  • объекты недвижимости иностранных организаций;
  • объекты недвижимости и незавершённого строительства, размещённые на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и (или) «ИЖС».

Очевидно, что, в соответствии с действующим законодательством, в случае с имуществом организаций действуют две схемы налогообложения: исходной точкой расчёта становится либо кадастровая, либо среднегодовая/балансовая стоимость объектов предприятия.

В большинстве случаев кадастровая стоимость оказывается заметно выше балансовой; немудрено, что собственники предприятий отнюдь не стремятся к тому, чтобы имеющиеся у них объекты недвижимости были зафиксированы в Перечне объектов недвижимого имущества, для которых именно кадастровая стоимость является налоговой базой.

Замечу, что такой Перечень ежегодно составляется в каждом регионе РФ. Он формируется с выше упомянутой ч.2 ст. 378 НК РФ. При этом необходимо учитывать рекомендации ФНС России, данные в Письме от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 «О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 НК РФ». Согласно этому документу, невозможно применить двойное налогообложение по отношению к помещениям, которые находятся в здании, оценённом по кадастровой стоимости. Однако такая норма не делает кадастровую стоимость объекта ниже балансовой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что собственники зданий/помещений, находящихся в упомянутых в Перечне объектах, при любой законной возможности стремятся исключить их оттуда.

Но как это сделать? «Зелёный свет» — тем, кто не занимается:

  • оказанием бытовых услуг населению;
  • сферой общественного питания;
  • торговлей;
  • сдачей в аренду помещений под офисы.

Чтобы убрать объект из Перечня, нужно иметь лицензии, договоры, а также уставные документы с указанными кодами ОКВЭД, подтверждающие, что вы не занимаетесь перечисленными выше родами деятельности. В этом случае можно не сомневаться, что ваше имущество будет исключено из списка кадастровых объектов. Спорные вопросы, как правило, успешно разрешаются в судебных инстанциях, — уже есть соответствующие прецеденты, подкреплённые положительными решениями Верховного суда РФ (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

Однако собственникам предприятий, чья деятельность подпадает под выше перечисленные виды, не следует опускать руки. Просто следите за регулярным обновлением того Перечня, который актуален для вашего региона — тем более, что никто не обязан извещать вас о включении вашей собственности в этот список. Изменения вносятся постоянно, благодаря чему в список попадают даже те объекты, которые теоретически не должны там находиться. И если вы сможете доказать, что вашему объекту там точно не место, настаивайте на своей правоте. Требуйте исключения объекта из Перечня и перевода на балансовую базу налогообложения.

Чтобы добиться этого, понадобится вызвать специалиста, ответственного за формирование Перечня в вашем регионе. Инспектор должен провести очный осмотр принадлежащего вам объекта недвижимости и составить соответствующий акт.

Приведу такой пример. На сегодняшний день санкт-петербургский Перечень подобных объектов включает в себя более 5 тысяч позиций, однако документы об этом есть далеко не у всех. А бывает и по-другому: собственники какого-нибудь НИИ либо заводского административного корпуса попросту не знают о включении их объекта в пресловутый Перечень — составители Перечня считают эти объекты «офисными». Соответственно, уплата налогов происходит на основании балансовой стоимости имущества. В результате ФНС РФ в конце налогового года начисляет недоимку, что становится неприятным сюрпризом для владельцев.

Налог на имущество организаций: пять вариантов экономии

Мы уже говорили о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у юрлиц, чаще всего оказывается выше, чем кадастровая. Но бывает и наоборот. В таких случаях попадание в Перечень становится желанной целью.

Физлица могли поменять систему расчёта налога на имущество, если налог, начисленный по балансовой стоимости, существенно выше налога, рассчитанного по стоимости кадастровой — если, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ, речь идёт о территориях, где единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц не была установлена. Нюансы были подробно разъяснены в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825.

Но в соответствии с законодательными новеллами этот механизм утратил свою актуальность: теперь физлица платят налоги на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Юридические лица тоже не могут самостоятельно становиться на учёт в Перечень и выбирать способ расчёта, по которому они будут платить имущественный налог. То есть это принципиально иная налоговая позиция, и здесь, соответственно, работают другие принципы налогообложения.

Если балансовая стоимость имущества предприятия превышает кадастровую, и в то же время у вас есть причины считать отсутствие вашего объекта в Перечне незаконным, обращайтесь с заявлением об этом в соответствующие структуры и требуйте проведения внепланового обследования объекта. То есть доказывайте, что вы имеет законное право на включение вашей собственности в Перечень.

Одним из вариантов снижения имущественного налога является разделение одного крупного объекта недвижимости на несколько. В частности, в Санкт-Петербурге внесённые в Перечень объекты облагаются налогом, который рассчитывается на основе кадастровой стоимости — но лишь в тех случаях, когда их площадь превышает 1 тыс. кв. м. Кстати, совсем недавно, вплоть до 2019 года, лимит метража был гораздо выше — 3 тыс. кв. м. В такой ситуации собственникам крупных объектов приходилось применять лайфхак по «дроблению» помещений, чтобы не оказаться в Перечне.

Уже к 2022 году, в соответствии с новеллами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на территории РФ должен быть завершён процесс оценки земельных участков (недвижимости — к 2023 году). И не исключено, что уже в 2024 году предприятия-собственники будут платить имущественные налоги, рассчитанные в соответствии с кадастровой стоимостью. А значит, такой вариант сокращения расходов просто потеряет свою актуальность.

Налог на имущество является региональным, и налоговые ставки в разных субъектах Российской Федерации могут варьироваться. Поэтому компании, имеющие обособленные подразделения, стоят перед соблазном зарегистрировать как можно больше основных средств в регионе с более низкой ставкой. Для этого необходимо, чтобы у филиала или представительства был самостоятельный баланс.

Данный способ не совсем легален и поэтому сопряжен с рисками. Ведь у одного подразделения будет недостача имущества, а у другого, наоборот, излишек. При инвентаризации основных средств придется оформлять документы с заведомо ложными данными.

Если переборщить с регистрацией объектов не по месту их нахождения, то у инспекторов моментально возникнут подозрения. Ведь ситуация, когда у одного филиала на бумаге практически отсутствуют основные средства, зато другой филиал «ломится» от дорогостоящего имущества, довольно далека от реальности.

Выездная налоговая проверка может с легкостью обнаружить несоответствие места регистрации основных средств с местом их фактического нахождения. Можно, конечно, заявить, что объекты лишь временно находятся не на месте. Но тогда инспекторы потребуют документы, подтверждающие перемещение основных средств из одного подразделения в другое. Если составить фиктивные документы, то организация загонит себя еще глубже в незаконные махинации. Выглядит подозрительно, когда основные средства прямо перед налоговой проверкой вывозятся в регион с пониженной ставкой налога на имущество.

Есть также следующий вариант. Перед выездной проверкой основные средства транспортируются на место их регистрации. При этом фирма сталкивается с лишними затратами на транспортировку имущества. К тому же такую транспортировку придется совершать без оформления документов, поскольку никто не должен знать, что основные средства перед проверкой находятся не на месте. Так что транспортные расходы невозможно будет включить в базу по налогу на прибыль.

Если инспекторы выявят схему занижения налога на имущество, то спорить с ними бесполезно: умышленное уклонение от уплаты налога налицо. А такое правонарушение влечет штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 122 НК РФ). Разумеется, к штрафу прилагаются недоимка и пени.

До уголовного наказания (ст. 199 НК РФ) дело вряд ли дойдет, поскольку для этого необходимо недоплатить налог в крупном размере. Основной критерий крупного размера — доля неуплаченного налога должна превышать 10 процентов от общей налоговой нагрузки. Налог на имущество (да к тому же с одного обособленного подразделения) вряд ли дотянет до 10 процентов в сумме всех налогов, подлежащих уплате.

Обратите внимание

При использовании сомнительных способов экономии на налоге на имущество (например, регистрации основных средств в регионах с меньшими налоговыми ставками) следует помнить, что если налоговые органы выявят схему, то санкции будут несоизмеримо выше, чем сумма экономии.

Для тех, кто не боится справедливого наказания за регистрацию основных средств в регионе с невысокой ставкой налога на имущество, мы приведем пример.

Пример 2

ООО «Гидра» зарегистрировано в субъекте РФ, где ставка налога на имущество составляет 2,2%. Также у фирмы есть филиал, зарегистрированный в другом регионе с налоговой ставкой 1,4%. Руководство ООО «Гидра» приобретает 10 кондиционеров для использования в головном офисе, однако регистрирует их по месту нахождения обособленного подразделения.

Пусть среднегодовая стоимость каждого кондиционера составляет 55 000 руб. Тогда за год фирма платит следующую сумму налога на имущество:

55 000 руб. х 10 шт. х 1,4% = 7700 руб.

Если бы кондиционеры были поставлены на учет по месту их нахождения, то пришлось бы перечислить в бюджет больше:

55 000 руб. х 10 шт. х 2,2% = 12 100 руб.

Итого ООО «Гидра» сэкономило на налоге на имущество 4400 руб.

Из примера видно, что при стоимости основных средств в несколько сот тысяч рублей рассматриваемым способом можно сэкономить на налоге лишь несколько тысяч. Мягко говоря, немного, и стоит ли овчинка выделки, решать руководителю. Если основные средства стоят многие миллионы, то, возможно, руководство примет рискованное решение. Но тогда можно сразу откладывать деньги на недоимку и штраф.

5 лайфхаков по снижению налога на имущество организаций

Самые дорогие основные средства — это объекты недвижимости. Среди уже приведенных способов экономии на налоге на имущество к недвижимости подходит только аренда: ведь здания и сооружения невозможно причислить к материально-производственным запасам или поставить на учет не там, где они расположены. Однако существует особый способ экономии на налоге на имущество с недвижимости. Речь идет о дате регистрации права собственности.

Сначала ответим на вопрос: с какого момента начинать платить налог на имущество с недвижимости? Право собственности на недвижимость возникает с момента его государственной регистрации (ст. 219, п. 2 ст. 223 ГК РФ). Между тем в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не указано, что для включения недвижимости в состав основных средств необходимо зарегистрировать на него право собственности.

Однако данное Положение не применяется в отношении капитальных вложений (п. 3 ПБУ 6/01). А к капитальным вложениям относятся, помимо всего прочего, затраты на приобретение или создание недвижимости, не оформленные документами о госрегистрации (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Можно сделать вывод, что до госрегистрации права собственности на объекты недвижимости они не учитываются на балансе в качестве основных средств, а находятся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Регистрация — процесс долгий и может стать еще дольше из-за бюрократических проволочек. А недвижимость в это время находится в пригодном состоянии и вовсю эксплуатируется. Получается, что, пока не получено свидетельство о госрегистрации права собственности, налог на имущество платить не надо?

Минфин России не согласен с такой позицией. Например, в письме от 24 июня 2008 г. № 03-05-05-01/40 финансисты указывают, что недвижимость зачисляется в состав основных средств на основании акта приемки-передачи основных средств. Более того, даже Высший Арбитражный Суд РФ поддерживает позицию, что налог на имущество следует платить сразу после подписания акта приемки-передачи (определение от 28 апреля 2008 г. № 16599/07).

Важно

Если объект фактически эксплуатируется, то он в любом случае облагается налогом на имущество. Если объект используется в предпринимательской деятельности, но не введен в состав основных средств, то эксплуатируется он неправомерно.

Так что доводы о том, что налог на имущество следует платить только с зарегистрированной недвижимости, инспекторы не поддержат. А затягивать подписание акта приемки-передачи основных средств невыгодно. Ведь без данного документа недвижимость запрещено эксплуатировать.

Итог подведем такой: на налоге на имущество много не сэкономишь. Тем не менее стоит постараться платить поменьше. Особое внимание следует уделить недорогим объектам, которые рассмотренными способами можно «преобразовать» в МПЗ. Кроме того, нелишним будет сравнить цену приобретения имущества (вместе с предстоящими налоговыми платежами) и сумму арендных платежей за аналогичные объекты.

Е. Сатаев, редактор-эксперт

Налоговая оптимизация представляет собой систему приемов и мероприятий, позволяющих сократить размер налоговых обязательств. Она предполагает использование законных методов снижения налогового бремени за счет льгот, предусмотренных налоговым законодательством.

Законодательство всячески пытается вывести бизнес из тени, однако многие компании уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей, скрывая свои истинные доходы от налоговых органов. Это позволяет им значительно сэкономить.

Правда, такая экономия чревата ответственностью со стороны налогового и уголовного законодательства. Так, ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов» Уголовного кодекса РФ предполагает наказания за налоговые правонарушения. Наказанием может быть не только штраф, но и реальный срок лишения свободы.

Оптимальным и законным способом налоговой оптимизации является:

  • качественная и правильная настройка бухгалтерского и налогового учета;
  • своевременное изучение изменений в законодательстве;
  • правильное применение налоговых льгот и освобождений.

Чтобы максимально правильно применять налоговое законодательство, недостаточно следить за нововведениями и поправками. Необходимо обращаться к актуальным письмам налоговых органов, публикуемым в открытых источниках, и к судебной практике.

Нужно помнить, что ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) предписано следующее: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)».

Согласно ст. 247 гл. 25 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль налогоплательщиков, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Из определения понятно, что для оптимизации размера этого налога существует два основных подхода:

1) снизить доходы компании;

2) увеличить расходы компании.

Рассмотрим распространенные способы оптимизации налога на прибыль, связанные с расходами и доходами.

За счет создания резервов увеличиваются размеры расходов:

  • в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, можно отнести расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом;
  • расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ). Налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения;
  • расходы на формирование резерва под предстоящие ремонты основных средств (ст. 260, 324 НК РФ). Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения;
  • расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ). Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов;

ПРИМЕР

Рассчитаем размеры отчислений в резерв на оплату отпусков по месяцам для компании ООО «Альфа». Известно, что компания приняла решение осуществлять отчисления для формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Планируемый размер расходов на оплату труда работников на год — 36 млн руб., планируемая сумма расходов на оплату отпусков — 3,6 млн руб. (с учетом страховых взносов).

Установлена предельная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков на соответствующий год — 3,7 млн руб.

В таблице 1 представлены данные о фактических расходах на оплату труда (включая страховые взносы) за отчетный год с детализацией по месяцам.

1. В состав расходов на оплату труда можно относить расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях (ст. 255 НК РФ):

  • услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;
  • услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;
  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
  • экскурсионные услуги.

2. Доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации, не учитываются при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ).

3. Не включаются в налогооблагаемые доходы налогоплательщика доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 251 НК РФ).

4. С 01.01.2020 внесены изменения в ст. 250 НК РФ в части отнесения доходов к внереализационным: к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемых в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации.

Налог на прибыль можно оптимизировать за счет правильного применения норм законодательства и корректного написания учетной политики:

  • использование специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ), упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ), единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ) и т. д.;
  • разделение одного юридического лица на несколько, один из которых будет использовать специальный налоговый режим, чтобы избежать уплаты налога на прибыль. Важный момент: метод является условно законным, но в случае проявления интереса со стороны налоговых органов в отношении компаний на предмет их взаимосвязи могут возникнуть лишние вопросы и разбирательства;
  • четкое распределение прямых и косвенных расходов, правильное определение доходов компании в соответствии с действующим законодательством. Своевременный мониторинг вносимых в законодательство изменений в части признания доходов и расходов;
  • возможность использования права на отсрочку или рассрочку по уплате налога (ст. 64 НК РФ);
  • возможность зачета излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов в счет оплаты налога на прибыль (ст. 78 НК РФ);
  • применение повышающих коэффициентов к норме амортизации, указание такой возможности в учетной политике компании (ст. 259.3 НК РФ);
  • использование нелинейного способа амортизации вместо линейного (ст. 259.2 НК РФ);
  • применение в качестве помощи премии по результатам работы (премия относится к расходам производственного характера, поэтому уменьшает налогооблагаемую базу).

Представим варианты оптимизации налога на имущество.

1. Создание второй компании, через которую осуществляется закупка имущества, при условии, что она не будет являться плательщиком налога на имущества. В дальнейшем у этой компании можно брать недвижимость в аренду.

НА ЗАМЕТКУ

В статье 381 «Налоговые льготы» НК РФ приведен список организаций, которые освобождаются от уплаты налога на имущество.

2. Пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимости. Ввиду того что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, до сих пор есть неясности в особенностях определения данной величины. Для этой цели создаются комиссии досудебного оспаривания результатов оценки. Если результаты работы комиссии не удовлетворительны, можно обратиться в суд.

3. Искусственное занижение стоимости приобретения имущества, указанной в договоре купли-продажи. Данный метод несет ряд рисков для покупателя и продавца, а в случае чрезмерного занижения цены могут возникнуть вопросы со стороны налоговых органов.

Такой вариант подходит, если и покупатель, и продавец согласны на документальное занижение реальной стоимости недвижимости.

4. Переоценка имущества. При переоценке стоимости имущества можно сэкономить на налоговых отчислениях. Согласно действующему законодательству компании вправе переоценивать имущество не чаще одного раза в год.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2020.

  • Объект налогообложения при УСНО: менять или не менять
  • НДС: как законно сократить налоговую нагрузку?

Очень важно учитывать налоговый период, который для всех без исключения составляет календарный год (это указано в п. 1 ст. 379 НК РФ). Узнав какой налог на имущество организаций в онлайн калькуляторе, но не успев вовремя его заплатить, начинается начисление пени. Это не страшно, если сразу же исправить ситуацию и вернуть деньги. Чем дольше с этим тянуть, тем больше придется в итоге заплатить помимо основного долга.

Во все времена сборщиков налогов (мытарей) в широких народных массах недолюбливали. Тем не менее, органы, исполняющие фискальные функции – неизбежный атрибут любого государства. Налог на имущество, согласно общепринятой классификации, относится к следующим категориям:

  • По характеру изъятия – прямой (в противовес косвенным, таким как НДС);
  • По уровню управления – местный (средства адресуются бюджетам муниципальных и региональных административных образований РФ);
  • По субъекту – может взиматься и с физических, и с юридических лиц;
  • По объекту также разнообразен – фискальное обязательство начисляется на движимое имущество и объекты недвижимости;
  • Целевое назначение – общее (бывают также специальные сборы, но это не тот случай).

Принцип расчёта суммы налога на имущество всегда один и тот же: стоимость объекта умножается на ставку обложения, делённую на сто:

Где: T – сумма налогового обязательства; P – стоимость имущественного объекта, облагаемого налогом; K — ставка налогообложения.

Пример: лицо владеет имуществом, оцениваемым в 500 тыс. руб. Ставка, предусмотренная законодательством, составляет 0,5%. Узнать сумму налога на год можно, подставив эти значения в формулу:

Для наглядности рассмотрен самый простой случай, не учитывающий принадлежности имущества физическому или юридическому лицу, его стоимости и возможных льгот. Более подробный алгоритм начисления налога на имущество возможен при детальном разборе разных вариантов.

Налог на имущество организаций — региональный налог. Порядок его исчисления и уплаты регулируется гл. 30 НК РФ и законодательными актами субъектов России. В их ведении находятся такие вопросы, как размер налоговой ставки (но не более верхнего предела, зафиксированного в НК РФ), льготы, сроки уплаты налога и сдачи отчетности, перечень объектов и субъектов налогообложения.

Важно! Налог на имущество организаций обязаны платить фирмы, ведущие деятельность на территории России, а также иностранные компании — в отношении имущества, подпадающего под действие гл. 30 НК РФ. Налогом облагается движимое и недвижимое имущество: станки, автомобили, крупное оборудование, здания.

Правила обложения налогом в 2014–2016 годах сильно изменились. В 2014 году законодатели вменили обязанность платить данный налог предприятиям на ЕНВД, в 2015 году та же участь постигла «упрощенцев». Кроме того, в 2015 году налог на имущество организаций пришлось перечислять и некоторым ИП. В этой статье мы собрали все поправки, внесенные законодателями в расчет налога в 2021 году.

При расчете налога на имущество организаций нужно иметь в виду актуальные изменения законодательства, а также сверяться с региональными приказами и распоряжениями, поскольку в них может содержаться ценная для вашей компании информация. Статья «Какой порядок расчета налога на имущество организаций?» содержит пошаговый алгоритм исчисления суммы налога к уплате, схему расчета авансов и наглядный пример.

Принадлежность компании иностранному резиденту никак не влияет на порядок налогообложения. Если предприятие владеет собственностью на российской территории, у неё возникает обязательство уплаты имущественного сбора за год. Подробно о том, как платится налог на имущество юридических лиц в 2021 году можно узнать, ознакомившись со статьей 401 Налогового кодекса РФ.

Как ясно из вышеизложенного материала, на сумму обязательства влияют налоговая ставка и стоимость имущества. Зная эти величины, можно легко посчитать налог для ООО или другой коммерческой организации.

Стоимость недвижимого имущества чаще всего определяется по кадастровой цене. Узнать её можно на сайте Росреестра, используя сервисы «Получение сведений и ГКН», «Публичная кадастровая карта» или «Справочная информация». Сведения эти прозрачны и общедоступны. Для их получения нужен кадастровый номер и другие данные об объекте, предусмотренные поисковой формой, в частности, адрес.

Помешать воспользоваться этим простым методом может отсутствие присвоенной всему объекту недвижимости кадастровой цены. В этом случае определяется среднегодовая стоимость имущества. Она считается по формуле:

Где: СГДС – среднегодовая стоимость имущества; i – порядковый номер месяца; Сi – остаточная стоимость имущества на начало месяца с номером i (от 1 до 12); OС – остаточная стоимость имущества на конец отчётного года.

Одна четвёртая часть общей суммы налога на имущество вносится плательщиком заранее, согласно п. 24 ст. 381, определяющего сроки этой трансакции. При погашении задолженности сумма аванса вычитается из начисленного объёма обязательства. Законом предусмотрены исключения в отношении отдельных льготных категорий налогоплательщиков.

Авансовый платёж рассчитывается по следующей формуле:

Где: А – сумма авансового платежа налога на имущество; СГДС – среднегодовая стоимость имущества; K – ставка налогообложения; i – порядковый номер месяца; Сi – остаточная стоимость имущества на начало месяца с номером i (от 1 до 12); OC – остаточная стоимость имущества на конец отчётного года.

Как аптеке можно сэкономить на налоге на имущество?

Для начала рассмотрим, как аптечным организациям рассчитать налог на имущество.

Налогом на имущество облагаются учтенные на балансе в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»):

  • недвижимое имущество (может облагаться налогом по кадастровой или по балансовой стоимости);
  • движимое имущество (облагается налогом только по балансовой стоимости).

Согласно пп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ не облагаются налогом ОС, относящиеся к движимому имуществу и включенные в соответствии с Классификацией ОС[1]:

  • в 1 или 2-ю амортизационные группы;
  • с 3-й по 10-ю амортизационные группы, если эти ОС приняты к учету начиная с 01.01.2013 (за исключением движимого имущества, полученного в результате реорганизации или ликвидации организаций, а также от взаимозависимого лица).

Далее мы будем говорить только о налоге на имуществе в отношении объектов недвижимости, который рассчитывается исходя из балансовой стоимости.

Налоговая база в этом случае определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ).

При определении среднегодовой стоимости имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 3 ст. 375 НК РФ).

В силу ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год (п. 1), отчетными периодами – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2). Законодательный орган субъекта РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Средняя стоимость имущества (СС) (определяется за отчетный период) равна частному от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (ОсСт) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ):

СС I квартал = (ОсСт01.01 + ОсСт01.02 + ОсСт01.03 + ОсСт01.04) / 4;

СС полугодие = (ОсСт01.01 + … + ОсСт01.06 + ОсСт01.07) / 7;

СС девять месяцев = (ОсСт01.01 + … + ОсСт01.09 + ОсСт01.10) / 10.

Среднегодовая стоимость имущества (СГС) (определяется за налоговый период) равна частному от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ):

СГС = (ОсСт01.01 + … + ОсСт01.12 + ОсСт31.12) / 13.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу установлен в ст. 382 НК РФ.

Согласно п. 1 сумма налога исчисляется по итогам налогового периода (НИначисл.) как произведение соответствующей налоговой ставки (С) и налоговой базы, определенной за налоговый период (СГС).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (НИк упл.), определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей (АП), исчисленных в течение налогового периода (п. 2).

НИначисл. = СГС х С,

НИк упл. = НИначисл — АП.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период (п. 4).

АП = СС х С / 4.

Как было отмечено выше, при определении среднегодовой стоимости имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, нормативными документами, на основании которых можно рассчитать налог на имущество, являются ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методические указания[2].

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 и п. 49 Методических указаний стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

То есть остаточная стоимость, используемая для расчета налога на имущество, равна первоначальной стоимости ОС за вычетом амортизации, начисленной с начала эксплуатации ОС (см. письма Минфина России от 18.11.2016 № 03-03-06/1/67863, от 26.10.2016 № 07-01-09/62334).

В пункте 18 ПБУ 6/01 и п. 53 Методических указаний перечислены способы начисления амортизации объектов ОС:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Обратите внимание.

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов ОС производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Из этого вытекает, что организации могут применять к разным группам объектов ОС разные способы начисления амортизации.

Начисление амортизации по объекту ОС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия названного объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 СПИ определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя:

  • из ожидаемого срока использования ОС в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • из ожидаемого физического износа;
  • из нормативно-правовых и других ограничений использования указанного объекта.

На первый взгляд кажется, что можно сэкономить на налоге на имущество, уменьшив СПИ, ведь налогоплательщик вправе самостоятельно определять этот срок. Однако, произвольно устанавливая СПИ (без обоснования его размера), организация увеличивает налоговые риски.

Поэтому аптечным организациям хотелось бы предложить иной способ экономии. Заключается он в следующем. Обычно организации используют для начисления амортизации линейный способ: он самый простой из четырех, кроме того, аналогичен линейному методу в налоговом учете, а значит, не возникает разниц между двумя видами учета.

Однако при использовании других способов амортизации (способа уменьшаемого остатка или способа списания стоимости по сумме чисел лет СПИ[3]) происходит более быстрое начисление амортизации (соответственно, остаточная стоимость на отчетные даты становится меньше), чем при линейном за тот же СПИ.

Порядок определения годовой суммы амортизации тем или иным способом изложен в п. 19 ПБУ 6/01 и п. 54 Методических указаний.

Далее на практических примерах покажем расчет амортизации для одного и того же ОС (объекта недвижимости) различными способами и выясним, какой из способов выгоднее использовать для того, чтобы сэкономить на налоге на имущество.

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Налог на имущество организаций

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.

В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

По действующим правилам организации исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно. При этом в целях исключения возможных ошибок и выявления недоимки ИФНС по окончании налогового периода и после истечения сроков уплаты рассылают организациям специальные сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов. Сообщения направляются по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected] одним из следующих способов:

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

В сообщениях указывается объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога и сумма исчисленного налога (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, абз. 3 п. 6 ст. 386 НК РФ). При несогласии с расчетом налогов компания вправе представить свои возражения и документы, подтверждающие правильный расчет налогов. Общий срок представления в ИФНС возражений – в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов.

Но при пропуске этого срока налоговики все равно должны будут рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов (письмо ФНС от 14.08.2019 №АС-4-21/[email protected]).

При этом организация вправе самостоятельно подать в ИФНС заявление о предоставлении ей сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов. Единая форма заявления о выдаче сообщений об исчисленных ИФНС суммах транспортного, земельного налога и налога на имущество организаций утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/[email protected] При этом в отношении заявления о предоставлении сообщений об исчисленных суммах налога на имущество организаций данная форма применяется начиная с 1 января 2023 года.

С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected]

Оптимизация налога на имущество

Если компания не согласна с расчетом имущественных налогов, осуществленным налоговиками, она вправе попросить сверить данные, использованные для расчета. В этих целях компания должна направить в ИФНС заявление о проведении сверки по налогам. Для этого можно использовать рекомендованную форму заявления, представленную в письме ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/[email protected]

Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).

Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Не признаны объектом налогообложения такие формы недвижимости:

  • земельные участки, водные объекты, природные ресурсы;
  • имущество федеральных органов, которое используется для нужд безопасности граждан РФ;
  • объекты культурного наследия, признанные таковыми федеральным законодательством;
  • суда с ядерными или атомными установками, ледоколы;
  • космические устройства;
  • имущество, числящееся в 1 или 2 группе амортизационных средств.

Налоговым периодом является календарный год, а отчетными – каждый квартал.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как налог является региональным, то местные власти имеют право не устанавливать для него отчетных периодов.

Если отчетные периоды установлены, по ним необходимо производить авансовые платежи в размере четверти от налоговой ставки. В налоговый период налог исчисляется по обычной формуле: произведение налоговой ставки на налоговую базу, из которого вычитаются авансовые платежи.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если в течение того или иного периода имущество, облагаемое налогом, перестало находиться в собственности у налогоплательщика, то налог вычисляется, исходя из полных месяцев отчетного периода, когда имущество принадлежало владельцу.

По истечении периода (отчетного или налогового) в органы ФНС предоставляется налоговая декларация (ее надо подать не позже, чем через 30 дней после истечения периода).

  1. До 2016 года базой налога на имущество была его среднегодовая стоимость.

    Бухгалтерский учет, принятый в каждой организации, утверждает остаточную стоимость имущества с учетом амортизации, по которой и вычисляется данный налог. При этом учитывается остаточная стоимость на каждое первое число месяца в отчетном периоде, и делится на количество месяцев в периоде плюс один следующий (так как платеж производится до истечения 30 дней).

    Пример расчета. Остаточная стоимость недвижимого имущества ООО «Сонет» составляла:

    • на 1 января 2015 года – 26 000 руб.;
    • на 1 февраля 2015 года – 25 600 руб.;
    • на 1 марта 2015 года – 25 000 руб.;
    • на 1 апреля 2015 года – 750 000 руб.;
    • на 1 мая 2015 года – 740 500 руб.;
    • на 1 июня 2015 года – 720 000 руб.;
    • на 1 июля 2015 года – 710 000 руб.;
    • на 1 августа 2015 года – 700 000 руб.;
    • на 1 сентября 2015 года – 680 000 руб.;
    • на 1 октября 2015 года – 680 000 руб.;
    • на 1 ноября 2015 года – 670 300 руб.;
    • на 1 декабря 2015 года – 660 000 руб.;
    • на 31 декабря 2015 года – 650 000 руб.

    Среднегодовая стоимость имущества составит: сумма за эти месяцы 7 037 400 руб. / (12 + 1 месяц) = 541 338, 46 руб.

  2. С началом года изменения, принятые ст. 378.2 НК РФ, объявили налоговой базой для отдельных видов недвижимого имущества их кадастровую стоимость на момент 1 января налогового периода. Это нововведение относится к такой недвижимости, как:
    • торговые комплексы и помещения внутри них;
    • офисные сооружения и помещения;
    • нежилой фонд, который по кадастровым документам пригоден для размещения административных, торговых центров, предприятий общепита и бытового обслуживания;
    • имущество иностранных предприятий, не действующих по постоянным представительствам;
    • жилая недвижимость, не стоящая на балансе как объекты основных средств.

ВНИМАНИЕ! Федеральные власти могут сами определять типы имущества, где налог нужно рассчитывать, исходя из новой базы.

Если предприниматель не принял во внимание нововведение и перечислил налог, исходя из среднегодовой стоимости, тогда как должен был считать его по кадастровой оценке, то, кроме доплаты по недоимке, его ожидает крупный штраф.

Налог на имущество для юридических лиц в 2021 году

Если предприниматель не согласен с суммой кадастровой оценки (обычно она указывается как максимальная), он может изменить ее, проведя независимое оценивание и подав заявление с его результатами в Росреестр. Если эта инстанция откажет, можно обратиться в суд, имея достаточно большой шанс на удовлетворения иска.

Ставка по налогу на имущество организаций

Законодательство РФ не разрешает устанавливать налоговую ставку по этому налогу, превышающую 2,2%.

Региональность налога дает право местным властям снижать ставку, а также делать ее дифференцированной для тех или иных категорий предпринимателей или видов имущества.

Для некоторых объектов недвижимости, установленных Правительством РФ, ставка законодательно не может превышать цифры, предусмотренной для каждого года отдельно. Так, для железнодорожных путей, трубопроводов, ЛЭП и их технологических компонентов ставка в 2016 году не может быть выше 1,3%, а в 2017 ­– не превысит 1,6%.

Для недвижимости, базой для которых стала кадастровая стоимость, ставка для всех субъектов РФ с 2016 года не может быть выше 2%.

В Крыму и Севастополе ставка не может повышаться в течение 5 лет.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Согласно методике определения налоговой базы по объектам недвижимости, разъяснённой в ст.375 НК РФ, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Но в отношении некоторых объектов, которые внесены в ЕГРН, определение налоговой базы происходит на основе их кадастровой стоимости (отдельные нюансы оговорены в ст.378 НК РФ).

В первую очередь к таким объектам относятся:

  • административно-торговые здания;
  • нежилые помещения, предназначенные для офисов;
  • торговые точки;
  • точки общепита и бытового обслуживания населения;
  • объекты недвижимости иностранных организаций;
  • объекты недвижимости и незавершённого строительства, размещённые на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и (или) «ИЖС».

Очевидно, что, в соответствии с действующим законодательством, в случае с имуществом организаций действуют две схемы налогообложения: исходной точкой расчёта становится либо кадастровая, либо среднегодовая/балансовая стоимость объектов предприятия.

В большинстве случаев кадастровая стоимость оказывается заметно выше балансовой; немудрено, что собственники предприятий отнюдь не стремятся к тому, чтобы имеющиеся у них объекты недвижимости были зафиксированы в Перечне объектов недвижимого имущества, для которых именно кадастровая стоимость является налоговой базой.

Замечу, что такой Перечень ежегодно составляется в каждом регионе РФ. Он формируется с выше упомянутой ч.2 ст. 378 НК РФ. При этом необходимо учитывать рекомендации ФНС России, данные в Письме от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 «О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 НК РФ». Согласно этому документу, невозможно применить двойное налогообложение по отношению к помещениям, которые находятся в здании, оценённом по кадастровой стоимости. Однако такая норма не делает кадастровую стоимость объекта ниже балансовой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что собственники зданий/помещений, находящихся в упомянутых в Перечне объектах, при любой законной возможности стремятся исключить их оттуда.

Но как это сделать? «Зелёный свет» — тем, кто не занимается:

  • оказанием бытовых услуг населению;
  • сферой общественного питания;
  • торговлей;
  • сдачей в аренду помещений под офисы.

Чтобы убрать объект из Перечня, нужно иметь лицензии, договоры, а также уставные документы с указанными кодами ОКВЭД, подтверждающие, что вы не занимаетесь перечисленными выше родами деятельности. В этом случае можно не сомневаться, что ваше имущество будет исключено из списка кадастровых объектов. Спорные вопросы, как правило, успешно разрешаются в судебных инстанциях, — уже есть соответствующие прецеденты, подкреплённые положительными решениями Верховного суда РФ (№ 5-АПГ17-22, № 5-АПГ16-116).

Однако собственникам предприятий, чья деятельность подпадает под выше перечисленные виды, не следует опускать руки. Просто следите за регулярным обновлением того Перечня, который актуален для вашего региона — тем более, что никто не обязан извещать вас о включении вашей собственности в этот список. Изменения вносятся постоянно, благодаря чему в список попадают даже те объекты, которые теоретически не должны там находиться. И если вы сможете доказать, что вашему объекту там точно не место, настаивайте на своей правоте. Требуйте исключения объекта из Перечня и перевода на балансовую базу налогообложения.

Чтобы добиться этого, понадобится вызвать специалиста, ответственного за формирование Перечня в вашем регионе. Инспектор должен провести очный осмотр принадлежащего вам объекта недвижимости и составить соответствующий акт.

Приведу такой пример. На сегодняшний день санкт-петербургский Перечень подобных объектов включает в себя более 5 тысяч позиций, однако документы об этом есть далеко не у всех. А бывает и по-другому: собственники какого-нибудь НИИ либо заводского административного корпуса попросту не знают о включении их объекта в пресловутый Перечень — составители Перечня считают эти объекты «офисными». Соответственно, уплата налогов происходит на основании балансовой стоимости имущества. В результате ФНС РФ в конце налогового года начисляет недоимку, что становится неприятным сюрпризом для владельцев.

Мы уже говорили о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности у юрлиц, чаще всего оказывается выше, чем кадастровая. Но бывает и наоборот. В таких случаях попадание в Перечень становится желанной целью.

Физлица могли поменять систему расчёта налога на имущество, если налог, начисленный по балансовой стоимости, существенно выше налога, рассчитанного по стоимости кадастровой — если, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ, речь идёт о территориях, где единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц не была установлена. Нюансы были подробно разъяснены в письме ФНС России от 19 февраля 2019 г. № БС-4-21/2825.

Но в соответствии с законодательными новеллами этот механизм утратил свою актуальность: теперь физлица платят налоги на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. Юридические лица тоже не могут самостоятельно становиться на учёт в Перечень и выбирать способ расчёта, по которому они будут платить имущественный налог. То есть это принципиально иная налоговая позиция, и здесь, соответственно, работают другие принципы налогообложения.

Если балансовая стоимость имущества предприятия превышает кадастровую, и в то же время у вас есть причины считать отсутствие вашего объекта в Перечне незаконным, обращайтесь с заявлением об этом в соответствующие структуры и требуйте проведения внепланового обследования объекта. То есть доказывайте, что вы имеет законное право на включение вашей собственности в Перечень.

Одним из вариантов снижения имущественного налога является разделение одного крупного объекта недвижимости на несколько. В частности, в Санкт-Петербурге внесённые в Перечень объекты облагаются налогом, который рассчитывается на основе кадастровой стоимости — но лишь в тех случаях, когда их площадь превышает 1 тыс. кв. м. Кстати, совсем недавно, вплоть до 2019 года, лимит метража был гораздо выше — 3 тыс. кв. м. В такой ситуации собственникам крупных объектов приходилось применять лайфхак по «дроблению» помещений, чтобы не оказаться в Перечне.

Уже к 2022 году, в соответствии с новеллами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на территории РФ должен быть завершён процесс оценки земельных участков (недвижимости — к 2023 году). И не исключено, что уже в 2024 году предприятия-собственники будут платить имущественные налоги, рассчитанные в соответствии с кадастровой стоимостью. А значит, такой вариант сокращения расходов просто потеряет свою актуальность.

Дискуссии на тему, включать или не включать НДС в кадастровую стоимость, ведутся не первый год. Когда разрабатывались Методические указания о ГКО, авторы методики обозначили, что при определении кадастровой стоимости объекта не нужно учитывать налог на добавленную стоимость.

На этот счёт существует вполне недвусмысленная судебная позиция (в качестве примеров можно привести административные дела ВС РФ: № 5-КГ18-307, № 5-КА19-6, № 5-КА19-7, № 5-КА19-15 и № 5-КА19-35).

Несмотря на это, в ряде российских регионов (и Москва не стала исключением) в ходе проведения предыдущей ГКО (2018-й год) налог на добавленную стоимость был включён в кадастровую стоимость объектов. Позднее, в 2020-м году, по тому же пути предполагали пойти и в северной столице. Чего, к счастью, не произошло.

Мнение экспертного сообщества сводится к тому, что делать этого не стоит — хотя бы по той простой причине, что кадастровая стоимость не относится к разряду обязательных, использующихся в процессе совершения сделок, а применяется только для исчисления налогообложения.

Общеизвестно, что в процессе купли-продажи недвижимости все и всегда ориентируются на рыночную стоимость, а она никоим образом не связана с кадастровой. Значит, в ходе сделки НДС в любом случае неминуемо актуализируется. И это обстоятельство становится первым «против» в копилке доводов его невключения в кадастровую стоимость.

Вторая причина — если включить НДС в кадастровую стоимость объекта и при этом пользоваться ею при исчислении имущественного налога, то создаётся абсурдная ситуация, когда собственникам приходится платить «налог на налог».

При этом отечественная судебная практика наглядно свидетельствует о том: во многих регионах собственникам по-прежнему приходится доказывать необоснованность включения НДС в кадастровую стоимость. Специалисты ГБУ, ответственные за проведение ГКО, изыскивают самые разнообразные лазейки для того, чтобы всё-таки включить НДС в кадастровую стоимость.

Так, три года назад в Москве, используя способ «оценка замещения», НДС включили в стоимость строительных материалов, которые были израсходованы при восстановлении подлежавшего оценке объекта. Нетрудно догадаться, что стоимость стройматериалов не является единственным фактором, который определяет итоговую кадастровую стоимость. Сама формула расчёта КС подразумевает множество других слагаемых.

Бывает и такое, что регионы идут по ещё более простому и нелепому пути, просто добавляя 20% (НДС) ко всей формуле расчёта кадастровой стоимости. Такая «бесхитростная» уловка не только существенно увеличивает стоимость замещения, — она влияет на прочие факторы ценообразования, где НДС никак не может участвовать.

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Многие виды налогов, установленные в Налоговом Кодексе РФ, являются региональными. Это значит, что их порядок, ставку, особенности определения базы, льготы и пр. устанавливают законодательные органы субъектов РФ, опираясь на соответствующую главу НК. Налог на имущество организаций относится как раз к такому типу сборов.

Как правильно вычислять налог на имущество, которым владеет организация, и как часто его платить? Любое ли имущество подлежит обложению этим налогом? Каждая ли организация является плательщиком? Какие перемены ожидают в этой сфере предпринимателей? Анализируем и отвечаем на эти вопросы.

Российские и иностранные предприятия, владеющие имуществом, подлежащим налогообложению согласно ст. 374 НК РФ, являются плательщиками данного налога.

Для отечественных компаний объектом налогообложение станут движимые объекты и недвижимость:

  • в собственности;
  • во временном пользовании;
  • используемая по распоряжению;
  • находящаяся в доверительном управлении;
  • внесенная в совместную деятельность;
  • полученная по соглашению концессии.

Относительно этого имущества должны быть одновременно верны следующие положения:

  • приобретено до начала 2013 года;
  • учитывается на балансе как основные средства.

Для иностранных предприятий, работающих по постоянному представительству, разницы в объектах налогообложения практически нет. А если деятельность по постоянному представительству не ведется, то налог на недвижимость будет относиться к собственности иностранной компании, находящейся на территории РФ, и к недвижимости, полученной по концессии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.