Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем занимаются судебные приставы оупдс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основная функция приставов по ОУПДС заключается в охране зданий и помещений судов, обеспечении безопасности их сотрудников и посетителей, предотвращении противоправных действий. Но задачи отделов ФССП по ОУПДС не сводится только к охране. В их составе, в частности, находятся группы быстрого реагирования, которые иногда не совсем правильно называют «судебным спецназом». ГБР обеспечивает силовую поддержку приставов исполнителей в случае конфликтов, особо сложных исполнительных действий, принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, в том числе из других регионов, при необходимости направляются на усиление в суды дополнительно к обычному составу приставов по ОУПДС.
1. Организация деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации, старших смены на объекте – судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – судебные приставы по ОУПДС) территориальных органов принудительного исполнения по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, обеспечению установленного порядка деятельности судов, препровождению иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации до специальных учреждений и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, выявлению и пресечению административных правонарушений, оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя или судебного пристава-исполнителя.
2. Организация и контроль за деятельностью отделений оперативного дежурства и специального назначения территориальных органов принудительного исполнения.
3. Организация служебно-боевой подготовки и развития служебно-прикладных видов спорта в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
4. Обеспечение организационного и методического руководства за деятельностью территориальных органов принудительного исполнения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и административной практики судебных приставов по ОУПДС.
5. Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) органов принудительного исполнения Российской Федерации.
6. Координация деятельности территориальных органов принудительного исполнения по порядку выдачи и ношения оружия, патронов к нему и специальных средств.
7. Организация в пределах компетенции сотрудничества органов принудительного исполнения Российской Федерации с органами государственной власти.
8. Организационно-методическое руководство подразделениями территориальных органов принудительного исполнения.
9. Мониторинг правоприменения в установленной сфере деятельности и подготовка предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего деятельность органов принудительного исполнения Российской Федерации.
1. Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые для реализации своей деятельности материалы от структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения.
2. Привлекает в установленном порядке структурные подразделения федерального органа принудительного исполнения и территориальные органы принудительного исполнения к решению вопросов, отнесенных к компетенции Управления.
3. Вносит на рассмотрение руководства предложения о повышении эффективности деятельности федерального органа принудительного исполнения, а также иные предложения и вопросы.
4. Созывает в установленном порядке совещания с участием представителей структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления.
5. Участвует в подготовке материалов для рассмотрения на совещаниях у руководства по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
6. Ведет в установленном порядке переписку по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
7. В пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности федерального органа принудительного исполнения.
8. Осуществляет рассмотрение обращений граждан и писем организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
9. Организует работу территориальных органов принудительного исполнения по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и осуществлению административной практики судебными приставами по ОУПДС территориальных органов принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Взаимодействует в сфере обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и административной практики судебных приставов по ОУПДС территориальных органов принудительного исполнения с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, МЧС России, правоохранительными органами.
11. Обеспечивает методическое руководство и контроль по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий) федерального органа принудительного исполнения.
12. Осуществляет контроль за организацией сохранности оружия, патронов к нему и специальных средств, их использованием и применением при организации служебной деятельности судебных приставов по ОУПДС, обеспечении безопасности при совершении исполнительных действий, служебно-боевой подготовки в территориальных органах принудительного исполнения.
13. Организует служебно-боевую подготовку личного состава федерального органа принудительного исполнения в пределах компетенции Управления.
14. Готовит самостоятельно или совместно с иными структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения в порядке, установленном приказом ФССП России, проекты правовых актов, затрагивающих деятельность органов принудительного исполнения Российской Федерации.
15. Готовит самостоятельно или совместно с иными структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения методические материалы (рекомендации), информационные письма, разъяснения территориальным органам принудительного исполнения.
16. Осуществляет взаимодействие в пределах компетенции с федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
17. Осуществляет самостоятельно или совместно с иными структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения правовых актов Российской Федерации, затрагивающих деятельность органов принудительного исполнения Российской Федерации.
18. Осуществляет формирование и анализ статистических показателей по направлению деятельности.
19. Оказывает практическую и методическую помощь территориальным органам принудительного исполнения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
20. Проводит в пределах компетенции обобщение соответствующей информации и анализ эффективности работы территориальных органов принудительного исполнения.
21. Вносит на рассмотрение руководства предложения по повышению эффективности деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации.
22. Вносит в пределах компетенции предложения по наполнению официального интернет-сайта ФССП России. Обеспечивает поддержание актуальности информации, размещенной в соответствующих разделах официального интернет-сайта ФССП России.
23. Принимает участие в мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения.
24. Осуществляет иные полномочия органов принудительного исполнения Российской Федерации.
(в ред. Приказов ФССП РФ от 29.06.2016 N 395, от 29.05.2020 N 441)
В целях реализации положений Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590; 2000, N 46, ст. 4537; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 10, ст. 1156; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3588; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3631; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 29, ст. 4287; N 49 (ч. V), ст. 7067; N 50, ст. 7352; 2013, N 14, ст. 1657; N 27, ст. 3477; N 52 (ч. I), ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558; N 11, ст. 1094, ст. 1099; N 19, ст. 2331; N 52 (ч. I), ст. 7552; 2015, N 1 (ч. I), ст. 50; N 10, ст. 1427), Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2706; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 24, ст. 2830; N 41, ст. 4845; 2013, N 14, ст. 1661; N 52 (ч I), ст. 6997; 2015, N 10, ст. 1411; N 29 (ч. I), ст. 4391), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2006, N 23, ст. 2385; N 50, ст. 5281; 2007, N 26, ст. 3089; 2011, N 17, ст. 2312; N 30 (ч. I), ст. 4573; N 50, ст. 7352, ст. 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4330; N 50 (ч. V), ст. 6967; 2013, N 44, ст. 5633; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1427 N 45, ст. 6205) Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2006, N 5, ст. 527; N 8, ст. 895; 2008, N 17, ст. 1815; N 43, ст. 4921; 2009, N 6, ст. 718; N 31, ст. 3928; 2010, N 19, ст. 2300; 2011, N 18, ст. 2597; N 37, ст. 5198; N 39, ст. 5458; 2012, N 23, ст. 2992; N 35, ст. 4779; 2013, N 7, ст. 635; N 49 (ч. VII), ст. 6403; N 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, N 30 (ч. II), ст. 4286; 2015, N 4, ст. 641), а также повышения эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор
А.О. ПАРФЕНЧИКОВ
4.1. В случае необходимости обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей указанные лица подают заявку старшему судебному приставу (приложение N 4). Заявка подается не позднее 2 суток до дня привлечения судебных приставов по ОУПДС к обеспечению безопасности должностных лиц ФССП России (кроме случаев, не терпящих отлагательства) и регистрируется в журнале (приложение N 5).
4.2. Старший судебный пристав принимает решение о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России, их количестве.
4.3. Перед обеспечением безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей старший судебный пристав организует взаимодействие должностных лиц и судебных приставов по ОУПДС, проводит с ними инструктаж и назначает старшего группы судебных приставов.
4.4. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС, назначенных старшим судебным приставом для обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России, выезжают совместно с должностным лицом ФССП России на место исполнения ими служебных обязанностей.
4.5. При обеспечении безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей судебные приставы по ОУПДС принимают меры по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, обеспечивают сохранность служебной документации.
4.6. О результатах обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава), а в случае возникновения происшествий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов по ОУПДС) письменно докладывает старшему судебному приставу.
5.1. Судебный пристав по ОУПДС, обеспечивающий охрану здания, помещений суда, принимает две заверенные надлежащим образом копии постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение и документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина или лица без гражданства (при их наличии) .
Приказ Минюста России от 11.09.2014 N 191 «Об утверждении Порядка исполнения Федеральной службой судебных приставов постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 25.09.2014, регистрационный N 34123)
5.2. Копии постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение регистрируются в журнале учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (приложение N 6).
5.3. О поступлении на исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение старший группы судебных приставов по ОУПДС незамедлительно докладывает старшему судебному приставу.
5.4. По прибытии группы судебных приставов по ОУПДС, назначенных для препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до специального учреждения, в здание суда старший группы судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих охрану здания, помещений суда, передает прибывшему старшему группы иностранного гражданина или лицо без гражданства, две заверенные надлежащим образом копии постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение и документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина или лицо без гражданства (при их наличии).
5.5. В специальном учреждении иностранный гражданин или лицо без гражданства передается уполномоченному сотруднику специального учреждения. Одновременно с лицом, подлежащим выдворению, сотруднику специального учреждения передаются две заверенные надлежащим образом копии постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение и документы, удостоверяющие его личность (при их наличии). На второй копии указанного постановления проставляется отметка о передаче лица, подлежащего выдворению, в специальное учреждение, а также о переданных вместе с ним документах и передается старшему группы судебных приставов по ОУПДС.
Вторая копия постановления судьи о принудительном выдворении передается судебному приставу-исполнителю или иному должностному лицу структурного подразделения, которому поручено ведение номенклатурных дел об административном выдворении.
5.6. О препровождении в специальное учреждение иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего выдворению за пределы Российской Федерации, старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) и передает ему копию постановления судьи с отметкой о помещении лица в специальное учреждение.
6.1. Постановление судебного пристава-исполнителя о препровождении учитывается в журнале учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (приложение N 6) и в трех экземплярах передается старшему судебному приставу.
6.2. Старшему группы судебных приставов по ОУПДС постановление судебного пристава-исполнителя о препровождении выдается с отметкой в журнале учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (приложение N 6).
6.3. Если функция по исполнению постановлений судебных приставов- исполнителей о препровождении возложена в территориальном органе ФССП России на структурное подразделение, старший судебный пристав структурного подразделения, в котором возбуждено исполнительное производство, в день вынесения постановления о препровождении направляет главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации или его заместителю копию постановления о препровождении в трех экземплярах, проездные документы, документы, необходимые для принудительного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, а также копии постановления судьи для принятия решения по исполнению постановления о препровождении. (в ред. Приказа ФССП РФ от 29.06.2016 N 395)
6.4. Судебные приставы по ОУПДС принимают иностранного гражданина или лицо без гражданства, подлежащее выдворению за пределы Российской Федераций, у уполномоченного должностного лица специального учреждения, которому передается один экземпляр постановления о препровождении, и предупреждают иностранного гражданина или лицо без гражданства о необходимости соблюдения общественного порядка в пути следования и иных местах пребывания.
6.5. Если пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации расположен на территории другого субъекта Российской Федерации главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации или его заместитель, направляет заявку посредством факсимильной и/или электронной связи главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, где располагается пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, о выделении служебного автотранспорта и судебных приставов по ОУПДС для встречи и оказания содействия в передвижении до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. (в ред. Приказа ФССП РФ от 29.06.2016 N 395)
6.6. Судебный пристав по ОУПДС передает иностранного гражданина или лицо без гражданства, подлежащего выдворению за пределы Российской Федерации, уполномоченному должностному лицу пограничного органа ФСБ России в порядке, определенном совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы России, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 19.05.2014 N 100/7509/375/271 «Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 10.06.2014, регистрационный N 32640).
6.7. При возникновении происшествий при препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации судебные приставы по ОУПДС незамедлительно принимают необходимые меры и докладывают дежурному по территориальному органу ФССП России для последующего доклада руководителю территориального органа ФССП России и оперативному дежурному ФССП России.
6.8. Оперативный дежурный ФССП России незамедлительно докладывает о происшествии при препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации начальнику Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов ФССП России.
УТВЕРЖДАЮ Старший судебный пристав ___________________________ ___________________________ «___» ____________ 20___ г. ЗАЯВКА
на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей В связи с ведением исполнительного производства _________________, (уголовного дела _____________, исполнением служебных обязанностей __________________________________) на _______ часов _______ минут «___» _________ 20___ г. назначены исполнительные (процессуальные, иные) действия: __________________________________________________ по адресу: ._____________________________________________________. Для обеспечения безопасности должностного лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей прошу привлечь судебных приставов по ОУПДС. Дополнительно сообщаю: .__________________________________________ ._________________________________________________________________ ._________________________________________________________________ Должностное лицо ФССП России ____________________ (Ф.И.О., подпись) «___» ____________ 20___ г.
Приложение N 5
к Порядку организации деятельности
судебных приставов по обеспечению
установленного порядка
деятельности судов
1.1. В целях организации и непосредственного обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды) старшие смены на объекте — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младшие судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС):
обеспечивают в судах, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда, безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
обеспечивают по поручению судьи безопасность доставки к месту проведения судебного заседания уголовного дела и вещественных доказательств;
поддерживают общественный порядок в зданиях, помещениях судов;
выполняют распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;
осуществляют охрану зданий, помещений судов;
в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществляют такую охрану;
осуществляют охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения, Российской Федерации;
осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), ведущего дознавателя ФССП России, дознавателя ФССП России (далее — дознаватель ФССП России) или судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущего судебного пристава-исполнителя, судебного пристава-исполнителя (далее — судебный пристав-исполнитель);
по поручению старшего судебного пристава обеспечивают безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее — должностные лица ФССП России) при исполнении служебных обязанностей;
Судебные приставы
2.1. Руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации:
организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий, помещений ФССП России (далее — охраняемые объекты);
организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране зданий, помещений судов в круглосуточном режиме;
издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа Федеральной службы судебных приставов;
обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в этих целях образовывает совещательные и консультативные органы, запрашивает статистическую и другую необходимую информацию;
организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
при распределении обязанностей между своими заместителями, возлагает на заместителя, отвечающего за обеспечение установленного порядка деятельности судов, обязанности согласно пункту 2.2 настоящего Порядка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2020 года приказом ФССП России от 29 мая 2020 года N 441. — См. предыдущую редакцию)
2.2. Заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов — заместитель главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, отвечающий за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее — заместитель главного судебного пристава):
организует охрану зданий, помещений судов, зданий, помещений ФССП России;
организует обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
организует исполнение привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), судебного пристава-исполнителя или дознавателя ФССП России;
организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания;
организует работу по оказанию содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
осуществляет контроль проведения старшими судебными приставами инструктажей судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу;
осуществляет контроль за организацией старшим судебным приставом охраны и пропускного режима на охраняемых объектах;
осуществляет контроль за деятельностью отделов (отделений) оперативного дежурства и специального назначения территориального органа ФССП России;
организует взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;
организует взаимодействие с председателями судов, руководством управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, аппарата мировых судей в субъекте Российской Федерации, территориальных органов МЧС России, МВД России, ФСБ России, Росгвардии, органов местного самоуправления, дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и другими организациями по вопросам обеспечения безопасности и установленного порядка деятельности судов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2020 года приказом ФССП России от 29 мая 2020 года N 441. — См. предыдущую редакцию)
Не все граждане понимают, что за служба судебных приставов, обязанности их и права.
Для ответа на этот вопрос следует изучить:
- Конституцию.
- Закон об исполнительном производстве.
- Закон о судебных приставах.
- Некоторые другие законодательные акты (в частности, Инструкцию №226 о порядке исполнения приставами распоряжений суда).
Иногда для решения конкретных задач за информацией стоит обратиться к юристу. Они точно подскажут, что вправе делать судебные приставы, а на что не имеют права, что должны и не должны.
Помимо того, что приставы наделены широкими полномочиями, у них есть и немало обязанностей, которым они должны следовать. Функции закреплены на уровне законодательства. Так, пристав, в ведении которого находится исполнительное производство обязан:
- Предоставлять сторонам процесса материалы дела для ознакомления.
- Рассматривать заявления, жалобы и ходатайства;.
- Объявлять в розыск должника при наличии соответствующих обстоятельств.
- При нарушении норм уголовно-процессуального законодательства передавать правонарушителя органам дознания.
Когда осуществляются права и обязанности судебных приставов, они используют имеющиеся правовые инструменты. Сотрудники не обязаны гарантировать исполнение положений исполнительного документа. В то же время они должны сделать все для того, чтобы судебный документ был исполнен.
Перед подачей жалобы в службу судебных приставов, нужно знать о делении данной системы. Среди сотрудников есть приставы, контролирующие соблюдение исполнительных документов, а также приставы по ОУПДС. В последнем случае специалисты могут находиться на пропускном пункте в здании суда, а также выполнять силовые задачи и поддерживать других приставов в работе по принудительному взысканию денежных средств, а также ареста, принадлежащего ему, имущества.
Приказ ФССП РФ от 17.12.2015 N 596
Пристав должен обеспечивать поддержание общественного порядка. Под этим понятием подразумевается создание атмосферы общественного спокойствия, а также благоприятных условий для деятельности людей. Данный должностные обязанности судебного пристава по ОУПДС выполняются в рамках распоряжения председателя суда. Об этом говорится не только в Инструкции, но и в ГПК, АПК, УПК.
В соответствии с Инструкцией, приставы должны обеспечивать охрану здания суда в рабочее время. Однако на практике это нередко требуется в ночное время, а также в выходные и праздники. Принятие решения о круглосуточной охране входит в обязанности старшего судебного пристава РФ.
Судебный пристав должен осуществлять привод лиц, которые уклоняются от явки в суд. Основанием для этого служит постановление дознавателя или пристава-исполнителя. Привод – это доставление лица к месту, куда его вызывали, в принудительном порядке. С этой целью специалисты выезжают по адресу фактического пребывания лица, которого нужно доставить, проверяют его документы и вручают постановление.
Если лицо открыто не повинуется и сопротивляется неоднократно, приставы вправе применить силу, спецсредства или оружие. При этом они обязаны оставаться корректными к данным лицам. После привода пристав должен составить акт и указать в нем место и время нарушения, его характер и принятые в связи с этим меры. Привод несовершеннолетних лиц до 16 лет осуществляется посредством их законных представителей.
Пристав имеет право проверять документы лица, касающиеся его удостоверения личности (обычно, это паспорт). Он имеет право выполнять личный досмотр лиц в зданиях судов и службы приставов, включая личные вещи. Личный досмотр осуществляется только лицом того же пола в присутствии 2 понятых того же пола. Досмотр также производится в присутствии 2 понятых, но пол уже не имеет значения. В исключительных случаях личный досмотр возможен и без понятых. Так или иначе, при этом действии составляется протокол.
Судебным приставам разрешается:
- добывать информацию о должнике и его имуществе всеми законными способами (в том числе и путем обращения к сторонним организациям);
- собирать необходимые для ведения дела справки, выписки, акты и другие бумаги;
- иметь доступ к личным данным участников исполнительного производства;
- получать сведения о финансовом состоянии должника через работодателя.
Судебные приставы имеют право находить информацию о вашем материальном положении любыми законными способами.
В ходе исполнительного производства они имеют право прийти к вам домой. Если в это время вы отсутствуете или просто не открываете дверь — они вправе взломать замки, чтобы войти внутрь.
В процессе взыскания задолженности судебный пристав имеет право:
- разыскивать ваше имущество и банковские счета путем направления запросов в соответствующие организации;
- арестовывать счета и списывать с них деньги;
- изъять вашу личную собственность и продать ее на аукционе;
- ограничить ваше право на выезд из России;
- изъять водительское удостоверение (если общая сумма долга составляет от 10 тыс. руб. и выше).
Приказ ФССП России от 29.05.2020 N 425
Судебные приставы вправе накладывать арест на любое имущество должника за исключением установленных законом случаев. Следовательно, они вполне могут и списать деньги с вашего банковского счета.
Если карточка используется только для получения заработной платы, то необходимо сообщить об этом приставам. В этом случае они могут снять не более половины от суммы последнего денежного поступления.
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.
Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,
С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,
Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.
Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:
-
соблюдать Конституцию РФ и законы,
-
защищать права граждан и государства,
-
достойно переносить трудности профессии,
-
соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.
На судебных приставов возлагаются задачи по:
-
по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
-
по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также
-
по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.
Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
— осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
— обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;
— применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;
— организует:
-
розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
-
участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
-
хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
— формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;
— осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
Судебный пристав имеет право:
-
Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;
-
Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;
-
Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;
-
Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;
-
Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.
-
Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;
-
Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;
-
Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.
-
Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;
-
Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;
-
Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;
-
Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Юридическое лицо
- Оборотные активы
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Инфляция
В первую очередь приставы проверяют имущественное и финансовое положение должника. Человеку направляют официальный запрос на предоставление сведений об имуществе, которым тот владеет.
Также приставы запрашивают сведения:
- в ФНС — запрос касается определения места работы должника и количества уплаченных налогов на доход физических лиц (НДФЛ);
- в Росреестре — запрос касается зарегистрированных сделок должником;
- в ГИБДД — запрос касается наличия транспортных средств.
В качестве собственности расцениваются объекты недвижимости, автомобили и другие транспортные средства, акции и доли в компаниях, земельные участки, денежные средства, драгоценности.
После выяснения всех обстоятельств судебный пристав получает данные о владении имуществом. Далее он может накладывать различные ограничения на пользование банковскими счетами и имуществом.
Принятые меры должны быть разумными: допустим, если сумма долга составляет 50 000 рублей, приставы не могут снять с депозитного счета 600 000 рублей.
Эта инструкция будет интересна, в первую очередь, кредиторам. Но ее полезно почитать и должникам — чтобы понять, как работает взыскание долга по кредиту. Итак, суд принял решение о взыскании с ответчика определенной суммы. Что дальше?
- Кредитор берет судебное решение и отправляется в ФССП писать заявление на возбуждение исполнительного производства. Инициировать это дело можно не только по решению суда, но и по судебному приказу, и по исполнительной надписи нотариуса.
-
В заявлении указываются:
- ФИО ответчика и данные о его собственности, если есть;
- ФИО кредитора, реквизиты на оплату — на этот счет приставы будут перечислять полученные деньги;
- Исполнительные меры, которые необходимо принять (по мнению заявителя);
- Сумма задолженности.
- Далее пакет документов передается службой одному приставу, который и будет вести это производство. Он изучает документы 3 дня — если все они оформлены верно, то в течение последующих 3 дней возбуждается производство. Затем должник и кредитор получают постановление, что было возбуждено новое дело.
- Если в течение 30 дней не приходит подтверждение, что должник получил извещение, судебный пристав начинает свои действия.
Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.
Далее:
- направляются запросы по месту работы (о заработной плате) и в банковские организации в отношении розыска накоплений такого человека;
- при поступлении зарплаты или иных перечислений на счет банк, согласно предписанию пристава, автоматически снимает с карты должника 50% в пользу кредитора (если взыскиваются алименты — то и до 70%).
Пристав после открытия производства получает ровно 2 месяца, чтобы добиться определенного результата. Но на практике этот срок гораздо больше. Учитываются следующие факторы:
- ожидание ответа от должника;
- проведение поисков имущества или самого человека;
- приостановления в ходе дела;
- сроки реализации имущества. Есть и другие моменты, затягивающие сроки.
Максимальный срок производства составляет 3 года. Задолженность никуда не пропадает — по истечению полугода кредитор снова может инициировать процедуру взыскания долга по судебному листу.
Судебный пристав — кто это и что входит в его обязанности
Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.
Поступить на работу в ССП и занять должность судебного пристава, может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, возрастом от 21 года. Будущий пристав не должен иметь судимости, в том числе и погашенной. У претендента на должность и его ближайших родственников не должно быть долгов.
Посмотреть квалификационные требования, предъявляемые ФССП к кандидатам на должность, можно на официальном сайте ФССП РФ, здесь же можно ознакомиться с иерархией должностей в ФССП.
Полномочия судебных приставов в отношении должников весьма широки, что позволяет им успешно добиваться реализации требований исполнительных документов. Полномочия это права, которыми наделено должностное лицо для исполнения возложенных на него обязанностей.
Права и обязанности судебного пристава-исполнителя регламентированы статьей 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.
На основании статьи 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, контроль и надзор за деятельностью приставов-исполнителей осуществляют вышестоящие должностные лица суд и прокуратура.
В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.
Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.
Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3534/14, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Суды сочли, что неоформление приставом своих решений по ходатайствам, поступившим от взыскателя, нарушает права и законные интересы последнего, и, руководствуясь положениями пункта 12 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, части 1 статьи 12, статьи 13 Закона о судебных приставах, удовлетворили требование взыскателя в этой части…
- Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-8488/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор Праву сторон участвовать в совершении исполнительных действий корреспондирует вытекающая из положений статьи 24 Закона об исполнительном производстве и статьи 12 Закона о судебных приставах обязанность судебного пристава-исполнителя извещать их об исполнительных действиях, времени и месте их совершения, сообщать о мерах принудительного исполнения…
- Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ17-14186, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 2, 4, 5, 64, 65, 68 Закона об исполнительном производстве, статьями 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суды пришли к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не было допущено бездействия…
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Судебным приставом может быть гражданин РФ:
- не моложе 21 года;
- со средним профессиональным образованием (а приставы-исполнители и более высокие должности с высшим образованием по направлениям подготовки “Экономика и управление”, “Юриспруденция”). Это требование не распространяется на лиц, которые были назначены на свои должности до 01.01.2018 года;
- отвечающий требованиям по состоянию здоровья;
- не имеющий судимости.
Правовой статус судебных приставов
Некоторые меры принудительного исполнения в последнее время нашли особенный отклик у наших должников и ответчиков по суду:
1. Ограничение на выезд за границу.
Если в течение 2 месяцев после срока, отведенного на добровольное исполнение решения суда, ответчик так его и не исполнил, пристав имеет право запретить выезд должнику за пределы страны.
Требования суда, невыполнение которых грозит закрытием границы:
- уплата алиментов, возмещение материального и морального вреда потерпевшему по делу, если сумма более 10 000 руб.;
- требования, которые не связаны с возмещением денег;
- другие требования, если сумма долга более 30 000 руб.
2. Временное ограничение на управление транспортными средствами (автомобили, водный и воздушный транспорт, мотоциклы, квадроциклы и др.)
Это решение не может быть принято в случае, если транспорт:
- единственный источник дохода для должника и членов его семьи;
- единственное средство передвижения в отдаленной местности;
- используется для перевозки инвалида.
А также, если задолженность по исполнительному листу не более 10 000 руб.
3. Взыскание на имущество должника (деньги, ценные бумаги, другие ценности, движимое и недвижимое имущество).
Оно подлежит изъятию и передаче взыскателю или реализации с целью возмещения долга по исполнительному листу.
Далеко не на все имущество может быть обращено взыскание. Вот некоторые ограничения:
- жилые помещения на праве собственности, если это единственные пригодные для проживания помещения;
- одежда и обувь должника, предметы домашней обстановки за исключением предметов роскоши и драгоценностей;
- имущество, которое необходимо для профессиональной деятельности должника и др.
Я считаю, что знать права и обязанности представителей власти надо всем. И тем, кто никогда не совершал правонарушений, и тем, кто уже сталкивался с действиями приставов. Они тоже люди и могут превысить свои служебные полномочия.
Наша задача – проверить правомерность и в случае обоснованных требований незамедлительно выполнить решение суда. Желаю вам никогда не проверять теоретические знания на практике.
Приставы должны организовать исполнение любых исполнительных документов, поэтому полномочий и функций у них много, при этом они регулируются разными документами. Мы с Вами разберем только те функции и права приставов, которые относятся к взысканию долгов и работе с должниками.
Судебные приставы
(ст. 12 закона об органах принудительного исполнения и ст. 64 закона об исполнительном производстве):
- организуют исполнение решений судов и иных компетентных органов (на основании исполнительных документов);
- осуществляют розыск должника;
- осуществляют розыск имущества должника;
- производят оценку имущества должника (с привлечением оценщика, ст. 85 закона об исполнительном производстве);
- могут запрашивать из официальных банков данных информацию о гражданах и их имуществе;
- могут осматривать и обследовать помещения, здания, участки местности, транспортные средства разыскиваемых лиц;
- могут вскрывать помещения и хранилища должника, входить в них и осматривать;
- могут арестовывать и изымать имущество;
- могут реализовывать имущество и передавать его на хранение;
- могут налагать арест на банковские счета и вклады должника.
Основные исполнительные действия пристава таковы.
01
Исполнительный розыск – это поиск должника и/или его имущества, который осуществляет судебный пристав. Для этого он может обращаться в государственные органы, использовать официальные базы данных, обязывать физических и юридических лиц предоставлять информацию или совершать определенные действия. Обращения пристава имеют официальный характер и обязательны для исполнения.
02
Кроме этого, пристав может обратиться в регистрирующий орган и потребовать государственной регистрации права собственности должника на какое-либо имущество (или иных прав) для того, чтобы в дальнейшем можно было обратить взыскание на это должника.
03
Еще одной мерой в арсенале пристава является издание постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ. Подробнее >
В настоящее время основанием для издания такого постановления является сумма задолженности по исполнительным листам 30 тысяч рублей и более. Причем в некоторых случаях ограничение на выезд налагается при задолженности в 10 тысяч рублей: если задолженность касается требований по взысканию алиментов; требований о взыскании материального ущерба или морального вреда, причиненных преступлением; требований о возмещении вреда здоровью и о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Скрыть > 04
Судебный пристав также может установить временные ограничения на пользование должником специальным правом, то есть правом управления автомобилем, воздушным и морским судном, мотоциклами, мопедами, квадрациклами и т.д. Подробнее >
Такое ограничение нельзя применить, если сумма задолженности не более 10 тысяч рублей; если должник является инвалидом или на его иждивении находится инвалид; если это лишает должника основного средства к существованию (водители такси, например); если транспорт является для должника (его семьи) основным средством обеспечения жизнедеятельности (в связи с отдаленностью проживания).
Скрыть > 05
Меры принудительного исполнения.
Именно они являются основным средством воздействия приставов и основным способом запугивания должников.
Ст. 68 закона об исполнительном производстве перечисляет основные меры принудительного исполнения:
- обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
- обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
- обращение взыскания на имущественные права должника (например, на право получения платежей по найму, аренде;
- изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
- наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
- обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;
- принудительное выселение должника из жилого помещения;
- принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
- принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества и др.
Кто такие судебные приставы и на что имеют право
1. Общие положения
Настоящая инструкция определяет основания, организацию и порядок действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных отделов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области (далее — судебные приставы по ОУПДС) по обеспечению в судах, судебных участках мировых судей (далее — суды) безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей и поддержанию общественного порядка в судебных помещениях и разработана в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 03.08.1999 N 226, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минюста России от 12.01.2004 N 3.
Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о судебных приставах, иными нормативными правовыми актами и настоящей инструкцией.
2. Порядок действия судебных приставов по ОУПДС в процессе обеспечения в судах безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей и поддержанию общественного порядка в судебных помещениях
Обеспечение в судах безопасности судей, участников судебного процесса, свидетелей и поддержание общественного порядка в судебных помещениях (далее — защищаемые лица) состоит в осуществлении судебными приставами по ОУПДС мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье защищаемых лиц.
Меры безопасности направлены на создание надлежащих условий для отправления правосудия.
Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц является непосредственное их обращение к старшему судебному приставу или судебному приставу по ОУПДС, а также оперативная и иная информация о наличии угрозы безопасности защищаемых лиц.
Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц, а также непосредственные действия, посягающие на их жизнь и здоровье.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами по ОУПДС в помещениях судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в рабочее время.
В соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах» предусмотрено применение судебными приставами по ОУПДС физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях отражения нападения на защищаемых лиц и в других случаях, предусмотренных названными статьями.
В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по ОУПДС, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности.
При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:
а) установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по ОУПДС в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;
б) проверкой судебными приставами по ОУПДС перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел;
в) проверкой судебными приставами по ОУПДС исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;
г) удалением из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего или судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания;
д) использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О судебных приставах», правилами применения и использования оружия и специальных средств должностными лицами службы судебных приставов и настоящей инструкцией;
е) обращением за помощью к сотрудникам милиции, других правоохранительных органов, военнослужащим внутренних войск.
Исходя из конкретной обстановки судебные приставы по ОУПДС могут по распоряжению старшего судебного пристава применять и иные меры по обеспечению безопасности защищаемых лиц, предусмотренные законом.
3. Порядок действий судебных приставов по ОУПДС в процессе обеспечения охраны зданий, помещений судов и совещательных комнат
Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и служебных помещений в рабочее время.
Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с указаниями и распоряжениями старшего судебного пристава и установленными правилами несения службы.
По прибытии к месту несения службы судебный пристав по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу или лицу, его заменяющему, о своем прибытии и, получив указания, приступает к непосредственному исполнению обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности ��удов.
Охрана суда осуществляется путем несения службы в местах, определенных старшим судебным приставом, им же определяются технические средства, которые должны иметь при себе судебные приставы по ОУПДС.
1. Если пристав по оупдс нарушил сроки составления протокола, может ли это как-то повлиять на ход дела?
По большому счету нет.
2. Судебный пристав по ОУПДС-потребовал выложить содержимое карманов на стол, и снять наручные часы! Могу ли я держать в руках телефон и ключи?
А как вы проходить с ними через рамку металлоискателя будете? Она ведь сработает на них. В чем проблема положить эти вещи на стол и пройти контроль? Потом забрать вещи.
3. Проработал 2.8 лет судебным приставом по ОУПДС, сейчас работаю во ФСИН. Вопрос, пойдёт ли стаж работы судебным приставом в выслугу лет?
3.1. Нет не войдет, потому как это разные ведомства.
4. 6 месяцев назад муж устроился на работу судебным приставом по ОУПДС, имея высшее образование. В теч этих 6 месяцев он прошел обучение по программе профпереподготовки и получил юридическое образование, присвоена квалификация «Юрист». Для перерасчета оплаты труда только начальник службы имеет право предоставить документы о вновь полученном образовании и ряд других документов в кадровую службу? Он этого не делает. Имеет ли он на эти действия законное право?
4.1. Ни чего подобного в ФССП нет, оплата труда не зависит от того какое образование, юр или иное.
5. Хочу устроиться судебным приставом ОУПДС, но при попытке устроиться в отделе кадров мне показывают Приказ Федеральной службы судебных приставов от 07.03.2018 г. № 80 «Об установлении требований к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемых для замещения должности судебного пристава» и говорят, что я не подхожу. Я закончил Педагогический университет, образование высшее, квалификация «специалист по сервису и туризму», специальность «социально-культурный сервис и туризм»
5.1. Вам нужно написать заявление и потребовать на него письменный отказ, который вы сможете обжаловать, его
следует вам писать в двух экземплярах, на вашем принимающая сторона должна расписаться.
5.2.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В их число входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
Данное требование не применяется:
— к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29.08.1996;
— к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.
Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.
Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
Особые требования предъявляются статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.
Дело в том, что действия судебных приставов регламентируются двумя федеральными законами: № 118 и 229. Первый из них разъясняет: задачи и требования, права и обязанности, полномочия и др. Второй закон подробно останавливается на вопросах исполнительного производства: документы и участники, сроки, меры принудительного исполнения и др.
Так вот, согласно закону № 118 есть 2 вида судебных приставов:
По обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если объяснять работу этих людей простыми словами, то они обеспечивают порядок в суде и за его пределами, безопасность всех участников процесса.
Судебные приставы-исполнители – это люди, которые исполняют решение суда по делам об административных правонарушениях.
А теперь небольшая историческая справка. С одной стороны, орган появился совсем недавно. Лишь в 2004 году, когда 13 октября Президент своим указом его сформировал. Но это лишь зарождение в той форме, которую мы привыкли наблюдать на текущий момент. Если вдаваться в подробности, можно выявить некие аналоги, существовавшие еще на заре появления государственности на Руси.
Первое упоминание о судебных приставах датировано в документах времен Новгородской феодальной республики (1136—1478 г.).
В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем или городским вече и обладали довольно широкими полномочиями: «а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новым Новгородом», говорится в Новгородской Судной грамоте.
В Московском государстве приставы, как лица судебного ведомства, упоминаются в Суднике (Судебниках) 1497—1550 г., в частности, в вошедшем в него тексте «Указе о уезду». Тогда исполнением занимались отроки, мечники, приставы, подвойских судных грамот и Княжеского суда (княжеские слуги). Как олицетворение эффективно действующей государственной власти пристав был фигурой высокого по уровню статуса, влиятельной и популярной.
Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он — должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.
Полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника: если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен», приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».
За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.
В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы. Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства».
В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).
Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.
В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть лица, «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся, судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду». Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе.
В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.
Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.
По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864—1917 г. судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан черного с зеленым отливом сукна, застегивающийся на 9 золотых пуговиц с изображением «столпа закона» (сенатского чекана), черные с зеленым отливом брюки и черную двухпольную шляпу с шитьем по классам.
Впоследствии при обыкновенной, будничной и парадной форме приставы носили двубортный сюртук, застегивающийся на четыре золотые с ободком пуговицы с изображением сенатского чекана, брюки, белый жилет, треуголь��ую шляпу, шпагу гражданского образца, черный галстук, завязывающийся бантом, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по чинам. Головным Убором служила фуражка черного с зеленым отливом сукна и бархатным темно-зеленого цвета.