Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кем утверждена программа ветхого жилья 2022-2025 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с пунктами 14 и 21 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, в целях реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (далее — ведомственная программа) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Установить, что с даты принятия решения, предусмотренного пунктом 1 настоящего приказа, не подлежат применению паспорта ведомственной программы от 9 сентября 2019 г. № 17-П/05 и от 14 декабря 2020 г. № 9-П/05.
Министр | И.Э. Файзуллин |
Сроки реализации ведомственной целевой программы | 2019-2025 годы |
---|---|
Разработчик ведомственной целевой программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
Участники ведомственной целевой программы | Федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации |
Наименование государственной программы Российской Федерации | Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 |
Наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации | Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России |
Реквизиты документа, которым утверждена ведомственная целевая программа | — |
Цели ведомственной целевой программы и их значения по годам реализации | 1. Оказание гражданам государственной поддержки в обеспечении жильем к 2030 году — 660,18 тыс. семей, в том числе: в 2019 году — 31,62 тыс. семей; в 2020 году — 28,22 тыс. семей; в 2021 году — 25,79 тыс. семей; в 2022 году — 24,68 тыс. семей; в 2023 году — 23,32 тыс. семей; в 2024 году — 99,83 тыс. семей; в 2025 году — 72,21 тыс. семей. 2. Предоставление в 2019-2025 годах компенсации оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме всем гражданам, имеющим право на получение такой компенсации в соответствии с федеральным законодательством и обратившимся в установленном порядке за ее получением, в том числе: в 2019 году — 100% граждан; в 2020 году — 100% граждан; в 2021 году — 100% граждан; в 2022 году — 100% граждан; в 2023 году — 100%) граждан; в 2024 году — 100%) граждан; в 2025 году — 100% граждан. |
Задачи ведомственной целевой программы | 1. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. 2. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 3. Предоставление отдельным категориям граждан компенсации уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. |
Параметры финансового обеспечения реализации ведомственной целевой программы | Общий объем финансового обеспечения ведомственной целевой программы — 743 229 152,9 тыс. рублей, в том числе: 2019 год — 39 250 998,1 тыс. рублей; 2020 год — 81 767 294,84 тыс. рублей; 2021 год- 105 100 553,19 тыс. рублей; 2022 год — 90 485 888,33 тыс. рублей; 2023 год — 110 701 716,79 тыс. рублей; 2024 год — 100 247 634,11 тыс. рублей*; 2025 год — 215 675 067,54 тыс. рублей*; из них: объем бюджетных ассигнований федерального бюджета — 476 673 064,99 тыс. рублей, в том числе: 2019 год — 34 982 306,9 тыс. рублей; 2020 год — 46 273 586,6 тыс. рублей; 2021 год — 71 024 738,5 тыс. рублей; 2022 год — 57 846 693,0 тыс. рублей; 2023 год — 77 778 872,3 тыс. рублей; 2024 год — 39 719 486,72 тыс. рублей*; 2025 год — 149 047 380,97 тыс. рублей*; объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 50 736 022,19 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году — 1 176 399,0 тыс. рублей; в 2020 году — 9 727 260,85 тыс. рублей; в 2021 году — 9 755 738,76 тыс. рублей; в 2022 году — 9 226 862,04 тыс. рублей; в 2023 году — 9 358 641,86 тыс. рублей; в 2024 году — 3 885 290,25 тыс. рублей*; в 2025 году — 7 605 829,43 тыс. рублей*; объем средств внебюджетных источников — 215 820 065,72 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году — 3 092 292,2 тыс. рублей; в 2020 году — 25 766 447,39 тыс. рублей; в 2021 году — 24 320 075,93 тыс. рублей; в 2022 году — 23 412 333,29 тыс. рублей; в 2023 году — 23 564 202,63 тыс. рублей; в 2024 году — 56 642 857,14 тыс. рублей*; в 2025 году — 59 021 857,14 тыс. рублей*. ____________________ * Параметры финансового обеспечения подлежат уточнению в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период |
Обеспечение доступности жилья для граждан является одним из направлений достижения стратегической цели обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р определена стратегическая цель обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан и соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
В то же время, трансформация жилищных отношений в сторону внедрения рыночных принципов их организации не оказала положительного влияния на решение социальных задач долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище.
В связи с этим достижение стратегических целей государственной политики в области обеспечения доступности жилья для граждан является невозможным без реализации комплекса мер государственной жилищной политики по оказанию гражданам социальной поддержки на обеспечение жильем и оплату жилищно-коммунальных услуг.
Ведомственная целевая программа направлена на реализацию указанных стратегических приоритетов государственной политики и достижение цели государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 (далее — Государственная программа), по повышению доступности жилья для граждан.
Реализация ведомственной целевой программы будет способствовать достижению цели по улучшению жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей ежегодно.
Целями ведомственной целевой программы являются:
1. Оказание государственной поддержки в обеспечении жильем к 2030 году 660,18 тыс.семей граждан.
2. Ежегодное предоставление до 2030 года компенсации оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме 100% гражданам, имеющим право на получение такой компенсации в соответствии с федеральным законодательством и обратившимся в установленном порядке за ее получением.
Задачами ведомственной целевой программы являются:
1. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
2. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3. Предоставление отдельным категориям граждан компенсации уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Ведомственная целевая программа реализуется с 2019 по 2025 годы.
Для достижения целей и решения задач ведомственная целевая программа включает комплекс мероприятий, основные параметры и сроки реализации которых приведены в приложении № 2 к ведомственной целевой программе. Сведения о ресурсном обеспечении мероприятий ведомственной целевой программы по направлениям и источникам финансирования приведены в приложении № 3 к ведомственной целевой программе.
Решение задачи по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, будет осуществляться путем предоставления им государственных жилищных сертификатов либо в рамках мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы, предоставление государственных жилищных сертификатов будет осуществляться в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, следующим категориям граждан:
военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица;
граждане, уволенные с военной службы;
граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее — поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка);
граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Тема» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2022 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования;
граждане, подлежащие переселению с территории комплекса «Байконур», имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Указом Президента Рос��ийской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219 «О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации».
Предоставление компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме утверждаются Правительством Российской Федерации.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда — один из самых масштабных социальных проектов, реализуемых в Российской Федерации.
Проблема обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе первостепенных и для Самарской области. С 2009 года на территории Самарской области в целях решения указанной проблемы Правительством Самарской области реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств Фонда.
За период с 2009 по 2018 год в Самарскую область на реализацию указанных мероприятий привлечено более 6 млрд. рублей средств Фонда, что позволило ликвидировать более 350 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда и переселить свыше 20 тыс. человек.
На протяжении многих лет Фонд оказывает существенную поддержку субъектам Российской Федерации, в том числе и Самарской области, в решении вопросов переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Правительством Самарской области во взаимодействии с Фондом выработан и успешно применяется механизм решения жилищных проблем граждан на территории Самарской области.
Согласно статистическим данным, в Самарской области наблюдается тенденция увеличения доли аварийного жилищного фонда в общем объеме непригодного для проживания жилищного фонда.
Одним из приоритетных национальных проектов во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках которого необходимо решить задачу по созданию новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации для Самарской области определены целевые показатели реализации мероприятий, их значения и объемы бюджетных ассигнований на период с 2019 по 2024 год.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Настоящая Государственная программа разработана в целях реализации вышеуказанных положений Федерального закона и предусматривает создание эффективного механизма переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Разработка Государственной программы осуществлена в соответствии с методическими рекомендациями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Минстрой России).
Разработаны Минстроем России в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».
Федеральным проектом предусмотрено, что к концу 2024 года будет расселено 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилищного фонда. При этом будет переселено более 530 тысяч человек. Для реализации проекта субъектам Федерации будет предоставляться финансовая поддержка из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
-
Сообщение Виталия Мутко на совещании с вице-премьерами 25 марта 2019 года
-
Брифинг Виталия Мутко по завершении совещания с вице-премьерами 25 марта 2019 года
В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, распоряжением №446-р утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.
***
Федеральным бюджетом на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены имущественные взносы в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Постановлением №278 определяется порядок направления этих средств на финансовую поддержку субъектов Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Работа Правительства:
- Расселение аварийного жилья
- Национальный проект «Жильё и городская среда»
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
Март
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:
- степень износа и деформации несущих конструкций;
- риск обрушения здания, стен и плит;
- степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.
Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.
Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.
Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.
Аварийные многоквартирные домостроения, расселенные и выведенные из эксплуатации, подлежат последующему сносу по следующим основаниям:
- Степень износа несущих конструкций признана критической.
- Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
- Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
- Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
- Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.
В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.
Процедура предоставления помещений взамен имеющихся, в домах, признанных ветхими и аварийными, проходит поэтапно:
- Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
- Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
- Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
- Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.
Собственник квартиры расселяемого дома может отказаться от нового помещения. Для этого следует подать в администрацию заявление и получить компенсационную выплату в денежной форме в размере стоимости нового жилья.
Расставание с аварийным жильем ускорят деньгами
- Если есть основания для расселения, то в первую очередь собственником подается заявление.
- Далее, создается межведомственная комиссия.
- Она и признает жилье аварийным, а дом – подлежащим сносу или реконструкции.
К заявлению прикладывается пакет следующих документов:
- копии документов, которые подтверждают право собственности заявителя на данное помещение;
- заключения специальной организации (в случае если дом требуется признать аварийным или подлежащим сносу);
- заключения проектно-изыскательской организации о том, что несущие конструкции не соответствуют установленным требованиям.
Заявление подается:
- лично,
- посредством почтового отправления;
- через МФЦ;
- через портал государственных услуг.
После поступления документов, комиссия в течение 30 дней рассматривает их и решает вопрос либо о вынесении заключения по представленным документам, либо о проведении дополнительного обследования помещения.
Решение комиссии может быть следующим:
- помещение пригодно для проживания и соответствует установленным требованиям;
- необходимо проведение капремонта;
- необходимо проведение реконструкции или перепланировки;
- жилье не соответствует установленным нормам и может быть признано непригодным для проживания;
- дом признается аварийным и подлежащим сносу;
- дом признается аварийным и подлежащим реконструкции.
- По результатам рассмотрения заявления и принятия решения составляется соответствующее заключение комиссии в 3-х экземплярах (один – заявителю; второй – комиссии; третий – собственнику помещения).
- На основании заключения комиссии, уполномоченный орган издает распоряжение, в котором прописана «судьба» помещения (дома), в частности, порядок расселения аварийного жилья и сроки проведения необходимых работ.
- Если заявление было передано по почте или через портал государственных услуг, то в течение 5 дней после принятия решения, комиссия рассылает заявителю, собственнику и уполномоченному органу (если требуется) заключение и экземпляр распоряжения (если оно составлялось).
В распоряжении обычно все четко прописано, начиная от сроков, заканчивая процедурами. В случае возникновения вопросов лучше обратиться в орган, издавший распоряжение.
- Если многоквартирный дом признан подлежащим сносу и расселению, то все договоры коммерческого и социального найма расторгаются в добровольном или судебном порядке.
- Статья 57 Жилищного кодекса относит расселение из ветхого жилья не к формам улучшения жилищных условий, а к вынужденным мерам предоставления жилья.
- Если граждане отказываются переселяться из аварийного жилья, то администрация муниципального образования вправе сделать это в принудительной форме.
- Если по договору социального найма семья занимала 2 комнаты, то и вновь представленное жилье по площади должно быть не меньше.
Но у собственника есть право выбора: либо ему предоставляется новое жилье, либо ему выплачивается выкупная цена за предыдущую квартиру. При этом выкупная цена включает в себя стоимость квартиры, расходы, которые гражданин понес в соответствии с переездом и поиском жилья, затраты на оформление всех необходимых документов и т.д.
Если собственник помещения отказывается от выкупа своего жилья или не согласен с предлагаемой ценой, то администрация муниципального образования вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд; и собственнику выплатят ту сумму, которая будет определена решением суда.
Программа расселения из ветхого и аварийного жилья начала свое действие еще в 2002 году. Ее цель – обеспечить население жильем с качественными условиями проживания, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья человека. Благодаря данной программе люди получили возможность переехать в новое жилье с оптимальными условиями переселения и наличием всех необходимых коммуникаций.
Регламентируются условия программы Постановлением правительства и 185 ФЗ. Скачать их вы можете на нашем сайте.
Изначально обеспечить людей жилой площадью было запланировано в течение 8 лет. Но за это время власти не успели в полной мере реализовать задачи программы. В связи с этим было принято решение о ее продлении до 2021 года. Но и дополнительные 7 лет не принести желаемого результата, поэтому она действует до сих пор и будет закончена в 2021 году.
Для участия в программе переселения из ветхого и аварийного жилья необходимо решение комиссии, которое подтверждает непригодность квартиры для проживания.
Производится переселение по следующим правилам:
- Новая жилая площадь должна полностью соответствовать старой по параметрам либо размерам, установленным законодательством, – не менее 18 кв.м на одного человека. Например, если граждане до расселения проживали в маленькой квартире, где на одного приходилось всего 10 кв.м, то они вправе претендовать на более большое жилье – по 18 кв.м на каждого члена семьи.
- Условия проживания в новом доме должны быть не хуже, чем в старом.
- Первоочередное право на получение новой недвижимости имеют лица, у которых больше нет никакого жилья.
- При проживании владельца в другом населенном пункте, ему может быть выдана денежная компенсация.
- При постановке собственника аварийного жилья на учет по программе улучшения условий проживания он получит новую квартиру с учетом недостающих квадратных метров.
- Расселение не предусматривается в коммунальные квартиры.
- Новая жилая площадь выделяется в том же районе, где находится непригодное жилье. Если жильцы не против, им могут подобрать варианты в иных районах.
Бывают случаи, когда владелец желает получить вместо новой недвижимости денежную компенсацию. Для этого требуется подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления. Но выполнять данное требование собственника муниципальные власти не обязаны, этот вопрос остается на усмотрение администрации.
ВАЖНО! С того момента, как недвижимость признана непригодной для проживания, владельцам запрещается осуществлять мену или продажу ветхого жилья. В противном случае сделки будут считаться недействительными.
Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.
Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:
- Помещение не соответствует нормам санитарии.
- Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
- Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
- Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
- Разрушены фундамент и стены.
- Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.
Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.
Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.
Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.
В 2021 году начнет действовать новая программа расселения
Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.
Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:
- Помещение не соответствует нормам санитарии.
- Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
- Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
- Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
- Разрушены фундамент и стены.
- Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.
Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.
Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.
Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.
Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:
- Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
- Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
- Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.
Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.
Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.
Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.
На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.
Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.
Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.
После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.
Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.
В России перевыполнили план по расселению из ветхого жилья
От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:
- Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
- Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
- Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.
Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.
Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.
Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.
Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.
Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.
Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.
Правительство готовит серьезные изменения механизмов переселения граждан из аварийного жилья. До конца июня планируется закончить работу над поправками в Жилищный кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которые подготовил Минстрой.
После этого документ будет внесен на рассмотрение Госдумы, сообщила «Известиям» представитель вице-премьера Виталия Мутко.
Проект поправок предполагает закрепление в законе понятия «ветхое жилье», которое не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому будет эксплуатироваться и включаться в программу капремонта.
Документом предусмотрен и ряд мер господдержки — как для инвесторов, так и для жителей расселяемых домов, которые хотят не просто получить недвижимость взамен аварийной, но и улучшить условия. Однако некоторые эксперты уверены: латать дыры в действующем механизме уже поздно — пора менять его парадигму.
В прошлом году правила получения недвижимости взамен той, которая сносится, уже претерпели определенные изменения. В частности, граждане, которые не желают переселяться в равноценное жилье, получили право доплатить из собственных средств за улучшение условий.
Новые поправки предоставляют возможность для этих целей воспользоваться государственной субсидией, например, для снижения ипотечной ставки.
Объем и правила такой поддержки определят на региональном уровне, а средства будут предоставляться из федерального бюджета через Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
— Мы также проработали инструменты поддержки инвесторов, реализующих проекты развития территорий.
Прежде всего, считаем необходимым расширить перечень возможных объектов, которые могут находиться на территориях развития, и тем самым расширить круг земельных участков, куда смогут зайти инвесторы.
Другой вариант господдержки — до 25% от затрат инвестора на расселение жителей аварийных домов, — сообщили в Минстрое.
Кроме того, поправки позволят «прикрыть лазейки» для злоупотреблений со стороны местных администраций и застройщиков при расселении целых участков. Об этом «Известиям» на ПМЭФ-2019 рассказал министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.
Он привел конкретный пример из региональной практики. Так, на участке может находиться шесть домов, четыре из которых признаны аварийными, а два — нет. При этом застройщику интересна вся площадка для использования в коммерческих целях.
Поэтому под снос идут все дома.
— Мы в данном случае прописываем в законе, что в случае изъятия такого земельного участка для использования в коммерческих целях все деньги от его реализации должны вернуться в программу сноса аварийного жилья.
Это позволит предотвратить описанную ситуацию, поскольку муниципалитет при принятии решения будет осознавать, что все денежные средства будут возвращены в программу, а не в местный бюджет, — пояснил Владимир Якушев.
Расселение аварийных домов новый закон с 2022 года
Права граждан в сфере переселения из аварийного жилья, их реализация и защита
Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.
В чем заключаются эти отличия? На что имеют право наниматели и собственники при сносе их жилья? Как складывается правоприменительная и судебная практика по таким вопросам?
Об этом мы поговорим с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры РС(Я) Сергеем Веревкиным
Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?
Согласно ст. 86, ч. 1 ст.
89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.
Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.
Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье».
Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства.
При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.
- А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?
- Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.
- Что означает равнозначность?
Последние новости о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья в 2020 году говорят о том, что основные моменты уже пересмотрены и порядок осуществления данной процедуры будет совершенно иным, чем в прошлые периоды.
Сегодня расселение ветхих и аварийных построек осуществляется за счет бюджетных ассигнований, что дает возможность владельцам, независимо от размера своего заработка, получить новую квартиру бесплатно.
Этой части внесенные поправки не коснулись в текущем году, но существенно изменили порядок признания многоэтажек непригодными для проживания.
Рассмотрим новые положения подробнее и выделим те моменты, на которые следует обратить внимание.
Согласно действующим законодательным нормам, в России, начиная с будущего года, будут действовать иной порядок признания жилья ветхим и аварийным.
Основанием для отнесения строения к непригодному для жизни жилью могут выступать следующие характеристики:
- У дома наблюдается деформация фундамента и не подлежит восстановлению или ремонту.
- В помещении отсутствуют коммуникации, к примеру, электропроводка или водопровод.
- Дом не подключен к центральной отопительной системе, а каждая квартира отапливается индивидуально.
- В квартирах нет окон, что не дает достаточно света для поддержания нормального состояния здоровья у жильцов.
- Жилплощади содержат большое количество токсичных веществ, что противоречит нормам РФ.
Если хотя бы одна из характеристик присутствует в определенном строении, то дом считается непригодным для проживания и в обязательном порядке подлежит сносу.
В рамках действия государственной программы расселение граждан в период 2016-2020 годов будет проходить согласно новым правилам:
- Новая жилплощадь должна соответствовать старой по площади или установленным государством критериям – 18 кв. метров на одного проживающего. К примеру, если семья из 4 человек поживала в помещении в 40 кв. метров, то она может рассчитывать на получение нового жилища площадью от 72 кв. метров и больше.
- Переселение граждан должно проходить в такие дома, где условия проживания не будут хуже, чем были в старой квартире.
- В первую очередь, новое жилье получают лица, у которых нет других вариантов для проживания.
- Если собственник жилья проживает в другом месте, а строение, в котором располагается квартира, внесен в перечень аварийных домов, новая жилплощадь ему не полагается, а выплачивается компенсация.
Не каждый владелец помещения, стоящий в очереди на новый объект недвижимости, успел получил его в срок.
Расселение жильцов происходит на основании Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Лица, претендующие на альтернативную жилую площадь, могут воспользоваться программой в следующей ситуации:
- специальная комиссия, собранная при департаменте ЖКХ района должна признать, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит капитальному ремонту;
- граждане должны иметь на руках документ, подтверждающий право владения объектом жилой недвижимости. Либо подтверждение использования данных квадратных метров по договору соцнайма.
Переселение из аварийного жилья после 2022 года
Для того, чтобы получить новые квадратные метры, граждане должны пройти бюрократические процедуры.
Исполнение ФЗ №185, переданного на контроль районных администраций и мэрий городов, выглядит следующим образом:
- здание должно быть признано объектом, не подлежащим капремонту, с оформлением соответствующего постановления, о чем жильцы дома уведомляются в письменном виде;
- после получения извещения каждый владелец объекта недвижимости должен явиться в департамент ЖКХ по месту регистрации или в МФЦ и подписать типовую форму договора, подразумевающего переселение в новую квартиру;
- ведомство произведет перерасчет площадей, и представитель администрации объяснит, на какое жилье может рассчитывать собственник;
- после оформления договора гражданин автоматически встает в очередь на расселение. При наличии технической возможности предлагается переезд.
Описанная процедура длится долгое время, как показывает практика, от 3 до 5 лет и более. Это означает, что граждане, чье жилье признается аварийным в 2022 году, смогут въехать в новые квартиры не ранее, чем в 2023 – 2024 годах. Но этот срок может существенно вырасти.
Чтобы признать здание аварийным и попасть под программу расселения необходимо сделать определенные шаги.
Администрация выпускает соответствующее постановление после проведения следующих мероприятий:
- жильцы заказывают обследование текущего состояния несущих конструкций здания;
- при наличии официального заключения экспертного органа о неудовлетворительном состоянии конструкций собственники коллегиально оформляют заявление в департамент ЖКХ;
- уполномоченный представитель органа местного самоуправления обязан созвать комиссию и назначить заседание;
- составляется график выезда группы специалистов на объект. Также определяются поименные списки граждан, попадающих под действие реформы;
- в назначенный день комиссия посещает жилое здание. Она сверяет реальное состояние конструкций с текстом заключения экспертного органа;
- финальное рассмотрение вопроса о признании здания не подлежащим капитальному ремонту и вынесение постановления.
Чтобы департамент ЖКХ принял заявку от жильцов к рассмотрению, необходимо зарегистрировать бумагу в канцелярии и получить входящий номер. К коллективному заявлению прикладывается копия заключения экспертизы объекта.
Важно! В документе указывается, что состояние здания не может обеспечить условия для нормального проживания.
Департамент ЖКХ может выдать постановление с отказом в расселении жильцов. Если граждане уверены в своей правоте, но исполнительный орган власти не предоставил положительное заключение, каждый собственник квартиры, либо коллектив из нескольких заинтересованных лиц имеют право на оформление судебного иска и подачу жалобы в прокуратуру.
Принятый Федеральный закон №185 подразумевает, что собственники или лица, проживающие в квартире по договору социального найма, имеют право на получение нового жилья.
К данным квадратным метрам предъявляются следующие требования:
- предоставляемая площадь в новой квартире должна соответствовать размерам аварийного жилья;
- при получении помещения большей площади собственник возмещает государству разницу в стоимости;
- порядок рассмотрения индивидуальных пожеланий на улучшение жилищных условий предусматривает заключение отдельного договора на коммерческой основе;
- квартира должна находиться в том же муниципальном образовании, что и старая недвижимость владельца, а не в ином субъекте федерации или за городом;
- жилое помещение должно предоставляться в сданном в эксплуатацию объекте недвижимости;
- застройщик обязан выполнить полную муниципальную отделку в квартире;
- помещение должно быть оборудовано электрической разводкой, осветительными приборами, смонтированными ванной, раковиной и туалетом.
При отказе жильца от переезда в новое жилье, он получает право на денежную компенсацию. Ее размер определяется исходя из реальной стоимости объекта недвижимости.
Если квартира оказывается большей по площади, чем старое аварийное жилье, но у гражданина отсутствуют средства на доплату разницы, ему также перечисляется компенсация. Жилое помещение, при этом все равно передается в его распоряжение. Но не в собственность, а по договору социального найма.
Федеральная программа по расселению аварийного жилого фонда работает по всей стране. Последние новости относительно изменения порядка предоставления новых квадратных метров гражданам зарождают надежду, что программа будет выполняться в более сжатые сроки.
Актуальная информация о состоянии рынка недвижимости, об изменениях в жилищном и строительном законодательстве, о новых проектах застройки территорий — залог ваших выгодных сделок с недвижимостью. В данном разделе вы найдете новости от застройщиков и агентств недвижимости, банков и страховых компаний, других участников рынка недвижимости и строительства Красноярска и Красноярского края.
В новую программу переселения войдут многоквартирные дома, признанные аварийными после 1 января 2017 года, без ограничения по сроку признания аварийными.
С 2017 г. аварийными признаны 7,6 млн кв. м жилого фонда. К 2030 г. показатель увеличится на 22,6 млн кв. м, до 30,2 млн кв. м. По данным Минстроя, к 2030 г. в аварийных помещениях будут проживать 6-8 млн человек.
Фонд ЖКХ ожидает, что в 2022 году ряд регионов полностью выполнит целевые показатели нацпроекта, установленные на 2019-2024 годы. В их числе Адыгея, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Астраханская, Воронежская и Саратовская области.
Кроме того, ранее региональные программы переселения 2019-2025 годов уже завершили шесть регионов: Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Севастополь, Карачаево-Черкесия, Чечня и Сахалинская область. До конца 2021 года целевые показатели выполнят еще три субъекта: Кабардино-Балкария, Дагестан и Магаданская область.
Именно те регионы, которые досрочно завершат программу расселения аварийного жилья, признанного таковым до 2017 года, смогут приступить к выполнению новой программы, в которую включат жилой фонд, признанный аварийным после 1 января 2017 года. О запуске этой программы ранее объявил президент России Владимир Путин. Глава государства уточнил, что по всей стране в нее войдет более 11 млн кв. м аварийного жилья.
Для запуска программы на ближайшие два года планируется выделить 45 млрд рублей. Половина этой суммы будет направлена в 2022 году, что позволит улучшить жилищные условия около 4 тыс. человек, проживающих в аварийном жилищном фонде площадью около 74 тыс. кв. м, сообщили в пресс-службе Фонда ЖКХ.
При реализации новой программы государство планирует применить новые механизмы расселения, в том числе комплексное развитие территорий (КРТ). Как отметили в Фонде ЖКХ, в 10 российских регионах уже началась реализация 30 проектов КРТ, благодаря которым будет расселено 759,8 тыс. кв. м непригодного для проживания жилищного фонда, в том числе 218,2 тыс. кв. м аварийного жилья.
1. Уведомление о признании дома аварийным и предложение о самостоятельном сносе дома.
Если собственники имеют желание и возможность самостоятельно снести аварийный дом и построить на его месте новый дом (либо провести реконструкцию аварийного дома), это их право и закон стоит на защите этих прав. В противном случае отвечать на уведомление не нужно.
2. Уведомление о том, что возможно обрушение вашего аварийного дома и предложение переехать в манёвренное жильё.
Если дом в любой момент может обрушиться, муниципалитет должен принять меры для обеспечения безопасности проживающих в нём граждан, а также предотвратить возможный ущерб от обрушения конструкций дома для иных лиц. Жители такого дома должны освободить жилые помещения и забрать вещи в порядке, установленном администрацией муниципального образования.
В такой дом прекращается подача коммунальных ресурсов. Переезд в манёвренное жильё или отказ от переезда не лишает граждан прав на получение выкупной стоимости или иного жилья по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда (подробнее о программе – далее в тексте).
Какого-либо запрета на куплю-продажу жилых и нежилых помещений в аварийном доме законодательством не установлено, кроме двух случаев:
👉 если на момент подписания договора купли-продажи вынесено решение суда о выселении собственника;
👉 если владелец помещения уже не имеет права собственности на жильё, так как подписал договор с региональными органами о выплате выкупной стоимости или получении жилья взамен ранее занимаемого.
Программа «Ветхое жилье» 2022: изменения и перспективы
Если по каким-либо причинам аварийный дом не включен в программу, следует обращаться с заявлением или жалобой к областным властям или в Фонд ЖКХ.
ВАЖНО! Если дом является домом блокированной застройки (не многоквартирный), то в настоящее время на его расселение не выделяются средства из бюджета Российской Федерации, как и на многоквартирные дома, признанные аварийными после 1 января 2017 года. Решения о формировании программ расселения таких домов и условиях их реализации принимают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при условии наличия возможностей по их финансированию. Обращения о содействии в расселении таких домов следует направлять в муниципальные образования по месту нахождения аварийных домов.
Очередность расселения домов на территории каждого муниципального образования определяется по дате признания домов аварийными, при этом допускается включение в один этап расселения домов, признанных в разное время, но находящихся в границах одного квартала, если это предусмотрено региональной программой.
В приоритетном порядке подлежат расселению многоквартирные дома, в которых выявлена угроза их обрушения, а также дома, для которых приоритетный порядок расселения установлен вступившим в законную силу решением суда.
Да, в случае:
👉 выявления угрозы обрушения аварийных домов или вынесение судебных решений, для которых устанавливается приоритетный порядок расселения;
👉 изменения предпочтений граждан, проживающих в аварийных домах, относительно выбранного способа переселения;
👉 затягивания подрядчиками сроков строительства многоквартирных домов, жилые помещения в которых предусмотрены для предоставления переселяемым гражданам.
При этом жители аварийных домов, включённых в программу, должны переселиться в новые дома не позднее 1 сентября 2025 года.
Наниматели помещений в аварийном доме переселяются также на условиях социального найма в равнозначные помещения.
Собственники помещений в аварийном доме имеют право на получение возмещения его стоимости (с учётом стоимости земельного участка) в денежной форме.
Если это предусмотрено региональной программой переселения граждан из аварийного жилья, собственникам могут быть предоставлены равноценные жилые помещения.
Выплата возмещения или предоставление жилого помещения взамен помещения в аварийном доме осуществляется на основании соглашения с собственником помещения в аварийном доме. Также по соглашению с гражданами им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в другом населённом пункте.
Если собственник не соглашается на предлагаемые ему условия по выплате выкупной стоимости и предоставления ему другого помещения, орган местного самоуправления может предъявить в суд иск о принудительном изъятии жилого помещения с выплатой выкупной стоимости.
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования этим помещением, если в собственности у него нет иных жилых помещений, на срок не более чем на шесть месяцев после предоставления ему возмещения.
Только по согласию собственника и при соблюдении равнозначности помещений.
При переселении граждан из аварийного дома жилое помещение может быть предоставлено в любом районе населённого пункта. Если собственник помещения в аварийном доме отказывается от предлагаемых ему вариантов расселения с предоставлением равнозначного жилья, муниципалитет вправе обратиться в суд с иском об изъятии помещения в аварийном доме с выплатой выкупной стоимости. После вынесения такого судебного решения не следует рассчитывать на возможность возврата к ранее предлагавшимся условиям переселения на условиях мены.