Возмещение земельного налога арендодателю в РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение земельного налога арендодателю в РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отметим, что Инструкцией определен порядок распределения сумм земельного налога в отношении жилых и нежилых помещений, машино-мест, расположенных в жилом доме.

Справочно.
Инструкция вступила в силу с 1 июля 2021 г.
С текстом Инструкции можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/Инструкция_14.

Ниже в таблице указаны лица, в отношении которых действуют нормы Инструкции о возмещении сумм земельного налога за земельные участки, занятые жилыми домами.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

✔Согласно нормам пункта 12 Указа № 160 данный Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2020 г.

С вступлением в силу Указа № 160 в соответствии с приложением 4 к Указу № 160 утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

✔Подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 Указа № 160 предоставлено право местным исполнительным комитетам, администрациям свободных экономических зон увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов (за исключением резидентов СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков, которым земельные участки предоставлены администрациями СЭЗ).

Пунктом 8 Указа № 160 предусмотрена переходная норма, в соответствии с которой с 1 января по 31 декабря 2020 г. исчисление и уплата юридическими лицами арендной платы производятся в увеличенном (уменьшенном) размере согласно решениям местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, принятым в 2020 году в соответствии с подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 данного Указа.

При принятии решений местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон об увеличении (уменьшении) в 2020 году размера ежегодной арендной платы в соответствии с подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 Указа № 160 (например, до 2 раз вместо ранее принятых решений до 2,5 раз) после наступления предусмотренного Указом № 160 для юридических лиц срока представления расчета суммы арендной платы за 2020 год юридические лица, при необходимости:

  • вносят изменения и (или) дополнения в расчет суммы арендной платы за земельные участки не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором приняты указанные решения;

  • производят исчисление и уплату сумм арендной платы, подлежащих доплате (например, в случае, когда в соответствии с Указом № 101 повышенные коэффициенты не устанавливались, а в рамках Указа № 160 принято решение об увеличении размера арендной платы) по прошедшему сроку (прошедшим срокам) уплаты, не позднее даты, соответствующей ближайшему установленному сроку уплаты, в связи с чем начисление пеней и применение мер административной ответственности не осуществляется.

При несоблюдении указанных сроков подачи отчетности и уплаты будут применены меры административной ответственности и меры обеспечения исполнения обязательства по уплате арендной платы.

✔Организации вносят соответствующие изменения и (или) дополнения в расчет суммы арендной платы за земельные участки и вернуть (зачесть) излишне уплаченную сумму арендной платы в порядке, установленном законодательством, в случаях, если:

  • у организаций имело место обстоятельство, в соответствии с которыми решением местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, принятым в 2020 году в соответствии с подпунктами 3.2 и 3.3 пункта 3 Указа № 160 уменьшен размер ежегодной арендной платы по сравнению с решением местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, принятым в соответствии с нормами Указа № 101;

  • организация воспользуется с 01.01.2020 новыми преференциями, предусмотренными пунктом 5 Положения № 160.

✔Вышеуказанными организациями суммы уменьшения арендной платы за земельные участки подлежат включению в состав внереализационных доходов на основании подпункта 3.39 пункта 3 статьи 174 НК. Такие доходы отражаются не позднее даты их получения.

✔Положениями пункта 7 Указа № 160 уточнено, что под несоответствием процентной доли, определяемой за 2019 год для целей подпункта 1.122 Указа № 101, понимается несоответствие процентной доли, определенной пунктом 1 статьи 347 НК, размеру, указанному в пункте 1 статьи 347 НК. Упомянутые положения касаются арендной платы за земельные участки за 2019 год и относятся к юридическим лицам, применявшим единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции на 31 декабря 2019 года.

✔С 1 января 2020 года отменено:

  • взимание в десятикратном размере арендной платы за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов;

  • исчисление арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, в размере, увеличенном на коэффициент 2.

✔С 01.01.2020 расширен перечень оснований для освобождения граждан и индивидуальных предпринимателей от уплаты арендной платы за земельные участки.

Так, в соответствии с подпунктом 12.8 пункта 12 Положения о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы, утвержденное данным Указом (далее — Положение) от уплаты арендной платы освобождаются граждане и индивидуальные предприниматели за сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли), если они используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и этими хозяйствами применяется налог при упрощенной системе налогообложения либо единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

Соответственно, освобождение граждан и индивидуальных предпринимателей от уплаты арендной платы за земельные участки производится при одновременном соблюдении следующих условий:

  • земельный участок, предоставленный в аренду, относится к категории сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

  • земельный участок, предоставленный в аренду, используется для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Положением не предусмотрено ограничений по кругу лиц, которые могут использовать земельный участок, предоставленный в аренду, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (непосредственно сам землепользователь или члены его семьи, например);

  • крестьянское (фермерское) хозяйство, использующее земельный участок, предоставленный в аренду, является плательщиком налога при упрощенной системе налогообложения либо единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

Освобождение от уплаты арендной платы, предусмотренное подпунктом 12.8 пункта 12 Положения, распространяется на обязанности граждан и индивидуальных предпринимателей по уплате арендной платы, возникшие в 2020 году. Освобождение таких лиц от арендной платы, срок уплаты которой приходится на период до 01.01.2020, законодательством не предусмотрено.

Освобождение от уплаты арендной платы, предусмотренное подпунктом 12.8 пункта 12 Положения, распространяется на обязанности граждан и индивидуальных предпринимателей по уплате арендной платы, возникшие в 2020 году. Освобождение таких лиц от арендной платы, срок уплаты которой приходится на период до 01.01.2020, законодательством не предусмотрено.

✔Пунктом 13 Положения предусмотрено уменьшение арендной платы на 10 процентов за земельный участок, предоставленный индивидуальному предпринимателю, осуществляющему сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к использованию отходов. Такое уменьшение производится в отношении только 1-го предоставленного индивидуальному предпринимателю земельного участка и применяется при условии регистрации индивидуального предпринимателя в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку к использованию отходов на основании письменного заявления плательщика.

✔Арендная плата уплачивается гражданами и индивидуальными предпринимателями ежегодно не позднее 15 ноября за текущий календарный год.

Вместе с тем пунктом 31 Положения предусмотрен новый срок уплаты арендной платы для граждан и индивидуальных предпринимателей. В случаях, когда таким лицам земельные участки предоставлены в аренду в период с 1 октября по 31 декабря текущего календарного года, уплата арендной платы за указанный период производится не позднее 15 ноября года, следующего за календарным годом, в котором земельный участок был предоставлен.

✔Указом № 160 изменены подходы к определению категорий лиц (граждан), которые могут освобождаться местным исполнительным комитетом от уплаты арендной платы.

Так, в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Указа № 160 местным исполнительным комитетам предоставлено право освобождать отдельных граждан (за исключением граждан, которым как индивидуальным предпринимателям предоставлен в аренду земельный участок) от уплаты арендной платы в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Таким образом, Указом № 160 право освобождения граждан, которым как индивидуальным предпринимателям предоставлен в аренду земельный участок, местным исполнительным комитетам не предоставлено.

Определение трудной жизненной ситуации, то есть обстоятельств, при которых гражданин имеет право на освобождение от уплаты арендной платы, приведено в пункте 39 Положения.

✔В соответствии с Указом № 160 с 1 января 2020 года отменена уплата арендной платы:

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

Возмещение расходов по оплате земельного налога: ключевые нововведения

Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

  • является составной частью арендной платы;
  • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

Пример

В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).

Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

Правительство РФ утвердило меры поддержки в виде отсрочки по налогам для собственников торговой недвижимости — арендодателей, конечно, не всем, а только при соблюдении определенных условий (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409).

Арендодатели могут претендовать на получение отсрочки в отношении следующих видов налогов, срок уплаты которых наступил в период с 01.01.2020 по 31.12.2020:

  • налога на имущество организаций и авансовых платежей;
  • земельного налога и авансовых платежей;
  • налога на имущество физических лиц.

В первую очередь, необходимо убедиться, что вы соответствуете всем условиям, приведенным выше. После этого направьте в налоговый орган по месту нахождения организации заявление.

Период отсрочки зависит от того, насколько ухудшилось положение собственника недвижимости. Основная часть организаций и ИП может получить отсрочку на следующих условиях:

  • на 1 год, если есть одно из условий:

    — доход снизился больше чем на 50%;

    — получен убыток при одновременном снижении дохода больше чем на 30%.;

  • на 9 месяцев, если есть одно из условий:

    — доход снизился больше чем на 30%;

    — получен убыток (в любом размере) при одновременном снижении дохода больше чем на 20%;

  • на 6 месяцев при снижении дохода больше чем на 20%;
  • на 3 месяца — во всех остальных случаях.

В заявлении можно указать любой период отсрочки, но в установленных пределах. При положительном решении отсрочка будет предоставлена с календарной даты, которая установлена налоговым законодательством для исполнения обязанности по уплате налогов.

Также вместе с заявление в налоговый орган должны быть представлены:

  • декларация или расчет, в которых исчислены суммы, по которым заявляется отсрочка;
  • подтверждение снижения доходов или получения убытка (за исключением плательщиков УСН).

Правительство РФ передало субъектам право развивать и дополнять меры поддержки для собственников недвижимости. Поэтому обязательно проверьте, как этот вопрос урегулирован в вашем регионе.

Возмещение земельного налога арендатором облагается НДС

Власти Московской области закрепили освобождение от уплаты налога на имущество организаций для компаний, на балансе которых учтены здания или помещения, используемые для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Период освобождения от уплаты налогов установлен с 01.03.2020 по 31.12.2020 (установлена Законом Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ).

Обязательные условия для предоставления меры поддержки:

1. Cнижение арендной платы всем арендаторам помещений и площадей, деятельность которых была приостановлена:

— не менее чем на двукратный размер сумм налога на имущество, земельного налога, относящихся к этому объекту недвижимости;

— не менее чем на 50 % от первоначальных ставок.

Период снижения определяется периодом приостановления деятельности арендаторов в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ (но срок окончания не должен быть ранее 01.07.2020)

2. Высвобожденные в результате мер поддержки средства должны быть направлены на развитие организации и социальную защиту ее работников.

При этом законом установлено, что если в нем для объектов недвижимости установлены иные льготы по налогу на имущество, то данная льгота применению не подлежит.

Итак, если арендодатель-владелец коммерческой недвижимости готов снизить арендные платежи, то в большинстве случаев он сможет получить освобождение или отсрочку по уплате имущественных налогов, а может быть даже и частичную компенсацию своих потерь.

Принцип Что это означает
1. Принцип экономической обоснованности Размер арендной платы должен соответствовать доходности земельного участка. Учитывайте категорию земель, к которой отнесен земельный участок, и вид его разрешенного использования
2. Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы ОМСУ должен определить в муниципальных нормативных правовых актах порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен ее пересмотр в одностороннем порядке по требованию арендодателя
3. Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы Арендную плату нужно определять на основании кадастровой стоимости участка
4. Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, когда они переоформляют права на земельные участки При переоформлении прав на земельный участок арендная плата не должна превышать сумму земельного налога более чем в два раза
5. Принцип учета социально значимых видов деятельности и интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога Арендная плата не должна превышать сумму земельного налога
6. Принцип запрета необоснованных предпочтений Порядок расчета размера арендной платы за муниципальные земельные участки, отнесенные к одной категории земель, одним видам деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться
7. Принцип учета ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения Размер арендной платы за участок не должен превышать размер земельного налога, взимаемого за такой же участок, приобретенный в собственность

1. При определении размера арендной платы за земельный участок проведите анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень его доходности. Если этого не сделать, суд посчитает, что вы нарушили принцип экономической обоснованности размера арендной платы, и обяжет пересмотреть его.

2. Если сдаете в аренду участок, ограниченный в обороте, установите плату не выше земельного налога, взимаемого с собственника такого же участка.

3. Если вы не направили уведомление об изменении регулируемой арендной платы, это не будет нарушением. Но чтобы избежать задолженности по арендным платежам и не тратить время на споры в суде, рекомендуем все же сообщать арендаторам о том, что вы пересмотрели арендную плату. В уведомлении укажите выходные данные нормативного акта, в котором вы закрепили это решение.

В соответствии с п. 3.4. ст. 213 НК РБ днем сдачи имущества в аренду признается последний день каждого месяца, к которому относится арендная плата по такой сдаче, но не ранее даты фактической передачи объекта аренды арендатору, если конкретный период, к которому относится арендная плата, превышает один календарный месяц и (или) договором не установлен конкретный период, к которому относится арендная плата, днем сдачи помещения в аренду признается:

  • последний день каждого месяца в течение установленного договором срока аренды;
  • день завершения срока аренды, приходящийся на последний месяц установленного договором срока аренды (если срок аренды завершается не в последний день последнего месяца срока аренды).

Например. ИП оплатили аренду за март и апрель по 100 р. 21.03.2020 г., всего 200 р. ИП 100 р. отразит по дате 31.03.2020, и включит в налоговую базу 1 кв., и 100 р. отразит по дате 30.04.2020, и включит в налоговую базу 2 кв.

Арендатор земли возместил арендодателю земельный налог – нужно начислить НДС

Контролеры квалифицировали перечисленные арендатором денежные средства в качестве возмещения затрат арендодателя по уплате им земельного налога за сданные в аренду земельные участки. Такое возмещение прямо предусмотрено договорами аренды. Спорные суммы в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ подлежат учету в налоговой базе по НДС в качестве денежных средств, связанных с оплатой реализованных услуг. Этого проверяемым налогоплательщиком сделано не было, что является занижением налога, подлежащего уплате в бюджет.

По мнению инспекции, сумма 4,6 млн руб. должна быть квалифицирована как предоплата по договорам аренды и отражена по строке 070 «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав» разд. 3 декларации по НДС за II квартал 2014 г.

Общество, разумеется, не согласилось с выводами инспекции. Никакого занижения налоговой базы по НДС не было. Ведь спорные выплаты не являются компенсацией и не входят в арендную плату. Они вообще не имеют отношения к сдаче земельных участков в аренду (но почему-то прописаны в договорах аренды). Причем на указанные выплаты обществом не выставлялся счет-фактура. А это значит, что в любом случае основание для начисления НДС отсутствует.

Суды отметили, что в соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды. При этом стороны могут предусмотреть в договоре сочетание форм арендной платы, перечисленных в п. 2 той же статьи, или иные формы оплаты аренды.

Из п. 1 ст. 424 ГК РФ следует, что исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Следовательно, в гражданско-правовых отношениях цена определяется соглашением сторон договора, если законом не предусмотрено иное.

  • Что нового
  • Налоговый календарь с дт-кт
  • Суть дела
    • А вы готовы к электронной отчетности по РРО?
    • Актуальные вопросы уплаты ЕСВ
    • Как проверить полномочия руководителя
    • Сойти с простого пути
    • НК по НДС, которому 1095 дней
    • Можно ли продать объект ОС без РРО?
    • Исправление ошибки, проведенной через РРО
    • Учет расходов на создание веб-сайта
    • «Семейный подряд» в предпринимательстве
    • Прощение долга
  • Вопросы и ответы
    • Предприниматель в любом случае обязан выплачивать работникам зарплату не ниже минимальной
    • При исправлении ошибки через УР отдельный «уточняющий» реестр выданных и полученных налоговых накладных не подается
    • Если договор засвидетельствован нотариально, изменения к нему тоже удостоверяют у нотариуса
    • Плательщик НДС в течение 10-ти дней после получения уведомления имеет право уточнить НО без применения штрафных санкций
    • Возмещение земельного налога является частью оплаты стоимости услуг аренды

    Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?

    • «Дебет-Кредит» 2022
    • «Дебет-Кредит» 2021
    • «Дебет-Кредит» 2020

    Имеется в виду ситуация, когда два предпринимателя заключили договор аренды земельного участка и прописали в нем, что арендатор компенсирует арендодателю сумму земельного налога за этот участок. ФНС России посчитала, что суммы таких компенсаций подлежат учету в налоговой базе в качестве денежных средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). На основании этого налоговики начислили арендодателю недоимку по НДС в размере более 700 тыс. руб.

    Компания-арендодатель обратилась с жалобой на это решение в суд, но безуспешно: суды всех инстанций подтвердили законность решения инспекции. При этом отмечалось, что эти выплаты должны войти в налоговую базу по НДС на том основании, что дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога, имеет прямое отношение к договору аренды и связана с оплатой за аренду земельных участков.

    Налогоплательщик подчеркнул, что сумма арендной платы по договору была снижена, однако оценки экономической целесообразности этому дано не было.

    Кроме того, компания попыталась обосновать невключение спорных сумм в налоговую базу по аналогии права. Так, в 2010 году ФНС России рассмотрела случай, когда в рамках арендных отношений существовало две арендных платы: фиксированная (собственно стоимость аренды) и переменная (компенсация коммунальных платежей), причем последняя взималась без НДС. Тогда налоговики отметили: эти компенсационные выплаты не учитываются в налоговой базе по НДС, а арендодатель не обязан выставлять арендатору счет-фактуру.

    Но эти доводы суды не приняли во внимание.

    ВС РФ также подтвердил, что в спорной ситуации возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду (Определение ВС РФ от 12 августа 2016 г. № 305-КГ16-103121).

    Это зависит от того, кто является арендодателем. В его качестве может выступать как государство в форме органов местного самоуправления, так и отдельные лица и компании, находящиеся в собственности у определённого человека или круга лиц, которые не имеют отношения к власти федерации.

    О том, как рассчитать стоимость аренды земли, от чего зависит цена, читайте здесь.

    Аренда земли не облагается сборами, если она является государственной или муниципальной собственностью.

    Основываясь на ст.9 Конституции РФ, п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, собственность, представленная земельным участком, относится к природным ресурсам. Благодаря этому закону платежи в бюджет за пользование участком земли, взимаемые государством, органами местного самоуправления, иными уполномоченными лицами, не облагаются налогом.

    Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ арендуемое имущество должно принадлежать органам субъектов Российской Федерации. Собственность также может быть федеральной или муниципальной.

    Арендодателем должен выступать орган государственной власти и управления (местное самоуправления) непосредственно или вместе с балансодержателем имущества, который не имеет никакого отношения к госвласти.

    Если в сделке участвует балансодержатель, то обязан быть заключён договор между тремя представленными сторонами. В том случае если арендодатель, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, вступает в дело договор субаренды.

    Возмещение налогов арендатором

    Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

    Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

    Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

    При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

    По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

    Арендодатель не считал, что компенсация — облагаемая операция. Он не выставлял счета-фактуры и не платил НДС. Налог доначислила инспекция, и суд поддержал чиновников.

    Арбитраж указал: по договору компенсация не входит в арендную плату. Но эта компенсация отдельно предусмотрена в контракте и напрямую связана с доходами.

    А суммы, связанные с оплатой товаров, работ и услуг, облагаются НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

    Напомним, что в данном случае компания выписывает счет-фактуру в одном экземпляре. Такой порядок оформления счетов-фактур на суммы, связанные с реализацией, предусмотрен пунктом 18 Правил ведения книги продаж (приложение № 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Арендатор счет-фактуру не получает, поэтому он не может вычесть НДС с компенсационных платежей.

    Аренда — это предоставление собственником (арендодателем) на оплачиваемой основе имущества другому лицу (арендатору) для владения и пользования.

    Отношения между этими двумя сторонами регулируются Гражданским кодексом России и гражданским правом, а основным документом является договор аренды, в котором стороны обязаны прописывать существенные условия, соответствующие законодательству, и дополнительные — по своему усмотрению и без нарушения прав сторон.

    Аренда земельного участка: не пользовался – не платишь

    Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

    Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

    Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

    С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

    Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.

    В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

    Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды. Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении.

    Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

    При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

    По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

    Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

    Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

    • является составной частью арендной платы;
    • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

    Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

    Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

    Пример

    В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

    Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

    Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

    • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

    Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

    В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

    При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж).

    Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

    И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03-02-07/39318.

    * * *

    Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды. Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

    Федеральный закон от 21.07.1997 №?122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137.

    >Земельный налог при аренде земельных участков: кто и сколько?

    Выплата за землю регулируется Налоговым кодексом РФ. Объектом налогообложения является земельный участок. Для определения его границ существует специальная документация, карты и планы. Наиболее точная информация о земельном участке находится в кадастровом паспорте.

    Размер налога на землю определяется финансовым доходом владельца или пользователя, полученным с этого участка, а также плодородностью участка, его расположением и другими факторами. Налог на участки сельскохозяйственного назначения зависит от качества земли, размера общей площади и местонахождения.

    Юридическое лицо самостоятельно рассчитывает размер земельного налога, если это не относится к сельскохозяйственным участкам. Существует специальная формула, согласно которой можно высчитать размер налогообложения.

    Размер налогообложения (Рн) несельскохозяйственного участка нужно рассчитать по такой формуле:

    Рн=Сн*К1*К2*Оп, где:

    • Сн — существующая ставка налога (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
    • К1- коэффициент увеличения это ставки в курортных районах;
    • К2 — коэффициент увеличения ставки налога в связи со статусом города, где располагается участок;
    • Оп- общую площадь земли (в квадратных метрах).

    Налоговая ставка не должна превышать 0,3% если земля:

    • используется в сельском хозяйстве;
    • задействована в жилищном фонде, а также куплена с целью строительства жилищного комплекса;
    • приобретена для личного пользования, огородничества, выращивания цветов или растений, разведения хозяйства.

    Во всех других случаях налоговая ставка составляет 1,5%. Она определяется муниципальными органами в законодательных актах.

    Процент исчисляется от стоимости участка, указанной в кадастровом паспорте.

    Налогоплательщики, у которых есть льготы, могут представить соответствующие документы в налоговую инспекцию, которая находится в районе расположения участка.

    Арендодателю — о последствиях экономии на земельном налоге

    Чтобы получить арендную плату, нужно сначала заключить договор аренды. Также этот документ устанавливает размер налога, сроки выплаты и условия, согласно которым будет происходить оплата. В договоре прописывается, в какой форме будет выплачиваться аренда – в денежном эквиваленте или натуральном.

    Если кроме земли, в аренду отдаются и другие объекты недвижимости, то плата может взиматься как в совокупности за все, так и отдельно, за участок.

    Договор предусматривает денежную плату (указывается в рублях), натуральную (перечень продукции), отработки (виды и место работ). Тут же указываются сроки, за которые арендодатель должен получить плату в указанном эквиваленте. Если плата не отдается в указанные сроки, то арендатор в договоре указывает пеню (процент, который арендатор платит за каждый последующий день долга).

    Размер платы фиксированный, но может изменяться только в таких случаях:

    • если договором предусмотрены изменения условий хозяйствования;
    • изменения установленного земельного налога, который ежегодно платит арендодатель;
    • общее повышение тарифов и цен, а также инфляция;
    • не по вине арендатора состояние земельного участка ухудшилось (при наличии документального подтверждения);
    • ситуации, предусмотренные законодательством РФ.

    В договоре аренды обязательно описываются основные характеристики земельного участка, которые должен знать арендатор.

    Указание срока действия договора является обязательным.

    Если арендатор будет намерен продлить соглашение, то устанавливается количество дней, за которое он должен сообщить арендодателю о своем решении.

    Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

    Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

    Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

    Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.

    В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч.

    2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст.

    424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

    Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

    При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

    По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

    В налоговом законодательстве четко закреплено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Важно четко знать, что юридическим основанием для взимания земельного налога является наличие правоустанавливающих документов, которые подтверждают зарегистрированные в установленном порядке указанные права.

    Не платят земельный налог организации и физические лица за земельные участки, находящиеся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды, то есть арендаторы (ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» НК РФ).

    Отсутствие подписанного договора аренды, а также документов, подтверждающих уплату арендных платежей, само по себе не влечет признание арендатора плательщиком земельного налога при наличии фактических арендных отношений между собственником земельного участка и арендатором.

    Этот вывод подтверждает судебная практика (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 11 декабря 2008 г. по делу N А12-8999/2008). Арендаторы платят арендную плату.

    Поддержка собственников коммерческой недвижимости в связи с Covid-19

    В соответствии с градостроительным и земельным законодательством в некоторых случаях (госземли, строительство и др.

    ) предоставление в аренду земельного участка осуществляется посредством проведения аукциона (конкурса), на котором продается право на заключение договора аренды.

    Для участия в конкурсе необходимо подать заявку с определенным пакетом документов, оформление которого потребует денежных затрат.

    Приобретение права на заключение договора аренды земельного участка не влечет обязанность уплачивать земельный налог или арендную плату (Определение ВАС РФ от 18 января 2007 г. N 14292/06).

    Налоговики не перестают предъявлять претензии к арендаторам земли и привлекать их к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса за неуплату в принципе или неполную уплату земельного налога.

    Зачастую это происходит в следующей ситуации: организация владеет на праве собственности зданием или его частью. Проверяющие предъявляют налоговые требования в отношении земельного участка под зданием.

    Правомерность требований зависит от того, какими правами обладает собственник недвижимости на земельный участок.

    Размер налога на землю определяется финансовым доходом владельца или пользователя, полученным с этого участка, а также плодородностью участка, его расположением и другими факторами. Налог на участки сельскохозяйственного назначения зависит от качества земли, размера общей площади и местонахождения.

    Юридическое лицо самостоятельно рассчитывает размер земельного налога, если это не относится к сельскохозяйственным участкам. Существует специальная формула, согласно которой можно высчитать размер налогообложения.

    Размер налогообложения (Рн) несельскохозяйственного участка нужно рассчитать по такой формуле:

    Рн=Сн*К1*К2*Оп, где:

    • Сн — существующая ставка налога (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
    • К1- коэффициент увеличения это ставки в курортных районах;
    • К2 — коэффициент увеличения ставки налога в связи со статусом города, где располагается участок;
    • Оп- общую площадь земли (в квадратных метрах).

    Налоговая ставка не должна превышать 0,3% если земля:

    • используется в сельском хозяйстве;
    • задействована в жилищном фонде, а также куплена с целью строительства жилищного комплекса;
    • приобретена для личного пользования, огородничества, выращивания цветов или растений, разведения хозяйства.

    Во всех других случаях налоговая ставка составляет 1,5%. Она определяется муниципальными органами в законодательных актах.

    Процент исчисляется от стоимости участка, указанной в кадастровом паспорте.

    Налогоплательщики, у которых есть льготы, могут представить соответствующие документы в налоговую инспекцию, которая находится в районе расположения участка.

    Уточнение АП производиться при следующих обстоятельствах:

    • ежегодно, но не ранее чем через год с момента заключения договора аренды, на размер инфляции, утвержденный законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    • при изменении кадастровой стоимости участка, если она является базой для определения АП по условиям договора, перерасчет проводят по состоянию на 1 января года, следующего после изменения кадастровой стоимости;
    • переоценка рыночной стоимости участка, если она является базой определения АП, не чаще одного раза в пять лет;
    • при изменении условий предоставления земельного участка, например, землепользователь утратил право на налоговую льготу, ставка арендной платы для него также подлежит пересмотру.

    Пересчет на уровень инфляции не применяется для уточнения АП при изменении кадастровой или рыночной стоимости.

    Размер АП определяется за год. Постановление № 582 устанавливает, что договор должен содержать условие об оплате не реже, чем один раз в полгода, пропорциональными платежами. Это значит, что при оплате два раза в год каждый платеж составляет половину от годовой суммы.

    Договор аренды может содержать условие о ежемесячной оплате. В этом случае ежемесячная сумма будет составлять 1/12 от годовой.

    Три новых вывода Верховного суда об арендной плате за муниципальное имущество

    Основные правила определения размера АП, установлены Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009года.

    Указанное постановление определяет арендную плату как произведение базы на процентную ставку АП.

    Базой для определения АП может быть:

    • кадастровая стоимость ЗУ;
    • стоимость права аренды по результатам аукционных торгов;
    • рыночная стоимость права аренды ЗУ.
    Ставки АП, в % Категории ЗУ и арендаторов, в отношении которых они применяются
    0,01
    • ЗУ, предоставленные:
    • · физическим лицам, освобожденным полностью или частично от уплаты земельного налога,
    • · из состава земель, изъятых из оборота.
    0,6
    1. ЗУ, предоставленного гражданину для:
    2. · индивидуального жилищного строительства,
    3. · ведения личного подсобного хозяйства,
    4. · садоводства,
    5. · огородничества,
    6. · cенокошения,
    7. · выпаса сельскохозяйственных животных.
    8. ЗУ, предоставленные крестьянскому фермерскому хозяйству для ведения его деятельности.
    1,5, но не выше размера земельного налога ЗУ, предоставленный гражданам по праву первоочередного либо внеочередное предоставления ЗУ.
    2
    • ЗУ, предоставленного
    • · без проведения торгов,
    • · при отсутствии на нем объектов недвижимости,
    • · в случаях, не указанных выше.

    Статья акутальна на: Январь 2020 г.

    О. П. Гришина

    Арендодатель вправе переложить на арендатора уплату земельного налога (в виде компенсации сумм налога) по участку, которым владеет на праве собственности. Нужно ли возмещение земельного налога считать дополнительным доходом от реализации и включать в облагаемую базу по НДС?

    Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель.

    Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему.

    Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению.

    Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

    Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

    Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

    С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.