Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поступление в 2022 году изменения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пункт 18 Порядка, который в первоначальном варианте этих поправок вызвал больше всего вопросов и волнений, в финальной версии изменился. Напомним, в обнародованном летом проекте было написано так:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».
Минобрнауки обновило правила приёма в вузы
В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:
«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».
Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки. Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет. Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.
Напомним, многопрофильный конкурс проводится:
- по нескольким специальностям либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы;
- по нескольким однопрофильным образовательным программам различных специальностей либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы.
В 2022 году сроки подачи документов и зачислений будут отличаться от прежних.
Дата |
Событие |
Не позднее 20 июня |
Начинается прием заявлений и документов у абитуриентов |
27 июля |
Публикация конкурсных списков |
28 июля |
Завершение приема заявлений о согласии на приоритетное зачисление |
30 июля |
Издание приказов о приоритетном зачислении |
3 августа |
Завершение приема заявлений о согласии на основное зачисление |
9 августа |
Издание приказов об основном зачислении |
Новые правила приема в вузы с 2022/2023 года
Вуз сможет устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Вместе с тем, поступающие по своему усмотрению могут предоставить результат ЕГЭ.
Граждане Беларуси теперь смогут предоставить результаты централизованного тестирования, проводимого в их стране. Эти результаты приравниваются к результатам ЕГЭ.
Кроме того, теперь вузы сами устанавливают вступительные испытания для абитуриентов со средним профессиональным и высшим образованием. Раньше они были такими же, как для выпускников школ.
Зачисление будет проводиться в 2 этапа: приоритетного зачисления (абитуриентов без вступительных испытаний, абитуриентов, имеющих льготы и заключивших договоры о целевом обучении) и основного зачисления.
Второй этап на первую и вторую «волны» с прошлого года не разделяется.
Незаполненными из-за отказов от поступления места в итоге оставаться тоже не будут — вузы получили право проводить дополнительное зачисление абитуриентов на основании конкурсных списков.
В проекте «Порядка приема» по-прежнему значится только одна волна зачисления. Министерство не услышало или не захотело слушать ректоров, депутатов и абитуриентов, которые просили и требовали вернуть систему двух волн.
Основной (он же — единственный) этап зачисления немного расширился: теперь он продолжается с 3 по 9 августа. Временное окно для принятия решений увеличилось, но хаос 2021 года рискует повториться, потому что абитуриенты опять будут принимать финальные решения и массово подавать согласия в последние дни. Напомним, что в этом году сайты многих вузов просто «обвалились» под такой нагрузкой и перестали работать, а сроки подачи тем временем истекли. Кто не успел — тот опоздал.
Из-за коронавируса в последние два года вузы начали зачислять без оригиналов аттестата (их обязывали предоставить позже) — только по согласиям. Это было сделано для того, чтобы абитуриенты не ходили лично в приемные комиссии, не заражались в толпе сами и не заражали других. В итоге многие хитрили и подавали по два согласия в разные вузы. Возникало незаконное «двойное зачисление», результатом которого становилось… правильно, отчисление.
В 2022 году оригиналы аттестата возвращаются — они вновь будут обязательными. При этом подать оригинал дистанционно нельзя. Однако стоит понимать, что это будет возможным, только если Россию не накроет следующая, еще более жесткая волна эпидемии новых вариантов коронавируса, который становится все заразнее и смертельнее с каждым годом.
Ничего нового в обязательности оригинала нет. Но стоит помнить, что в славном мире прошлого (до коронавируса), где оригинал был главным документом при зачислении, не было такой развитой онлайн-подачи — а теперь она есть. В результате возвращение оригинала ударит по тем, кто будет подавать документы дистанционно в других городах и кого при этом конкуренты оттеснят вниз в рамках конкурса в последние минуты. Такие поступающие не успеют изменить свой выбор и окажутся вынуждены решать только в пределах того вуза, куда успели отнести свой оригинал.
Правила поступления в вузы опять меняют: 10 главных новшеств 2022 года
С 2022 год абитуриенты моложе 18 лет смогут сами подписывать документы в приемных комиссиях вузов. Напомним, что раньше это приходилось делать их родителям или законным представителям.
Исключение — поступление на платное. При подписании договора об оказании платных образовательных услуг вам все же придется взять с собой папу, маму или опекуна. Но это разумно: не сами же вы будете платить за свою учебу, в конце концов.
Хотя, кстати: вы можете получить кредит на высшее образование. Ставка — 3%, остальные проценты покроет вместо вас государство.
Раньше в качестве индивидуальных достижений для получения дополнительных баллов ЕГЭ использовать разрешалось только золотые значки ГТО. Теперь список расширился, и вы сможете предоставить вузу также серебряные и бронзовые значки ГТО (если он принимает их, конечно).
Важно и то, что удостоверение, которое выдают к каждому значку, можно заменить выпиской из приказа Минспорта (о вашем награждении).
Правда, сколько будет «стоить» каждый значок в баллах, мы пока не знаем. Напомним, что вузы сами решают, какие индивидуальные достижения учитывать и сколько баллов за них давать.
Олимпиады — это прекрасно, и мы очень уважаем их участников, победителей и призеров. Но в последнее время эти соревнования де факто превратились в альтернативу ЕГЭ (как бы плох он ни был). При этом у олимпиадников есть приоритет перед теми, кто получил 100 баллов на экзаменах. Из-за этого стобалльникам не хватает мест, хотя они тоже отличники и молодцы. В 2021 году олимпиадников было так много, что вузам пришлось открывать для них дополнительные позиции.
В итоге победителей и призеров ожидаемо начали теснить. С 2022 года разрешается использовать только одно право на поступление без вступительных экзаменов (БВИ) на одном конкурсе, не важно, сколько соревнований вы выиграли и какие награды получили. Во всех остальных конкурсах вы будете участвовать по ЕГЭ, как все.
Текст подготовила Наталия Киеня
10.09.2021 —
В 2022 году в связи с требованием Министерства науки и высшего образования СНИЛС стал одним из важных документов для абитуриента. С номером СНИЛС будет происходить публикация всех списков в период поступления (конкурсные списки, ранжированные списки, списки зелёной волны), а также результаты вступительных испытаний.
Подписан указ о новых правилах приёма в вузы и колледжи
Ранее существовало две полны поступления: в первую заполняется 80% бюджетных мест, во вторую — остальные 20%. В прошлом году из-за пандемии второй этап зачисления решили отменить. Хоть это и заставило абитуриентов 2021 изрядно поволноваться, в этом году систему двух волн возвращать не планируют. В связи с этим увеличилось количество дней для подачи документов: с 3 по 9 августа 2022 года.
В 2021 году также из-за эпидемиологической обстановки школьникам разрешили подавать не оригинал аттестата, а его копию. Однако из-за того, что делать это можно было дистанционно, многие абитуриенты жульничали и отправляли по два согласия в разные вузы. В 2022 году такого «двойного зачисления» не будет, так как нужно будет подавать именно оригинал документа, причём очно.
Теперь несовершеннолетним абитуриентам для подачи документов не требуется присутствие родителей. Письменное согласие родителя или опекуна также не требуется, как раньше. Исключение — платное обучение. Для подписания договора нужен законный представитель, который будет платить за обучение.
ГТО — это спортивное испытание для всех желающих, за которое можно получить знаки отличия: золотой, серебряный или бронзовый. Если раньше при поступлении дополнительные баллы могли добавить только золотые значки, то теперь в игру вступает «серебро» и «бронза». Конечно, это будет зависеть и от вуза. Добавляет ли баллы за это преимущество высшее учебное заведение, узнавай у приёмной комиссии. Если по каким-либо причинам ты не можешь предоставить удостоверение, которое выдаётся с каждым значком, можно заменить его выпиской из приказа Минспорта. И да, сколько будет «стоить» каждый значок в баллах, пока не известно.
В соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2021, № 13, ст. 2137) и подпунктом 4.2.31 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 26, ст. 3851), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее — Порядок).
2. Установить, что Порядок применяется при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре начиная с 2022/23 учебного года.
3. Признать утратившими силу начиная с 2022/23 учебного года:
1) приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 12 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2017 г., регистрационный № 45843);
от 11 января 2018 г. № 23 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2017 г. № 13» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2018 г., регистрационный № 49857);
2) приказы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:
от 17 декабря 2018 г. № 82н «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2017 г. № 13» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2019 г., регистрационный № 53439);
от 21 августа 2020 г. № 1079 «О внесении изменения в пункт 74 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2017 г. № 13» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2020 г., регистрационный № 59607).
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.
Врио Министра | А.В. Нарукавников |
1. Настоящий Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее — Порядок) регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — поступающие) в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее соответственно — организации, программы аспирантуры), в том числе особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов.
2. Организация объявляет прием на обучение по программам аспирантуры (далее — прием на обучение) при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, если иное не установлено федеральными законами.
3. Порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), устанавливаются указанными федеральными государственными органами1.
4. К освоению программ аспирантуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура)2.
Поступающий представляет документ об образовании и о квалификации, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее — документ установленного образца):
документ об образовании и о квалификации установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, образца3;
документ государственного образца об уровне образования и о квалификации, полученный до 1 января 2014 г.;
документ об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», или документ об образовании и о квалификации образца, установленного по решению коллегиального органа управления образовательной организации, если указанный документ выдан лицу, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию4;
документ об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково», или предусмотренными частью 3 статьи 21 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра5;
документ (документы) иностранного государства об образовании и о квалификации, если указанное в нем образование признается в Российской Федерации на уровне соответствующего высшего образования (не ниже специалитета или магистратуры) (далее — документ иностранного государства об образовании).
5. Прием на обучение осуществляется на первый курс.
6. Прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно — контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее — договоры об оказании платных образовательных услуг). В рамках контрольных цифр выделяется квота приема на целевое обучение (далее — целевая квота).
7. Организация осуществляет прием на обучение по следующим условиям поступления на обучение (далее — условия поступления) с проведением отдельного конкурса по каждой совокупности этих условий:
1) по организации в целом, включая все ее филиалы, или раздельно для обучения в организации и для обучения в каждом из ее филиалов;
2) раздельно по очной, очно-заочной, заочной формам обучения;
3) раздельно по программам аспирантуры в зависимости от их направленности (профиля):
а) по научной специальности;
б) по нескольким научным специальностям в пределах группы научных специальностей (в случае, если контрольные цифры установлены по группе научных специальностей, а также в случае, если контрольные цифры по соответствующим научным специальностям не установлены);
4) раздельно в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг;
5) раздельно на места в пределах целевой квоты и н�� места в рамках контрольных цифр за вычетом целевой квоты (далее — основные места в рамках контрольных цифр).
11. Организация обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с документами и информацией, указанными в части 2 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ6.
12. В целях информирования о приеме на обучение организация размещает информацию о приеме на обучение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). На официальном сайте размещается следующая информация:
1) не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема на обучение (при приеме на 2022/23 учебный год — не позднее 15 апреля 2022 г.):
а) правила приема, утвержденные организацией самостоятельно, в том числе:
сроки проведения приема на обучение (за исключением сроков, указанных в подпункте «б» подпункта 2 настоящего пункта);
особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов;
порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
перечень индивидуальных достижений поступающих, учитываемых при приеме на обучение, и порядок учета указанных достижений;
б) количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления в рамках контрольных цифр (без указания целевой квоты);
в) перечень вступительных испытаний с указанием по каждому вступительному испытанию следующих сведений:
наименование вступительного испытания;
максимальное количество баллов;
минимальное количество баллов;
приоритетность вступительного испытания при ранжировании списков поступающих;
форма проведения вступительного испытания, языки, на которых осуществляется сдача вступительного испытания, программа вступительного испытания;
информация о проведении вступительного испытания очно и (или) с использованием дистанционных технологий;
г) информация о местах приема заявлений о приеме на обучение и прилагаемых к ним документов (далее соответственно — прием документов; документы, необходимые для поступления), о почтовых адресах для направления документов, необходимых для поступления, об электронных адресах для направления документов, необходимых для поступления, в электронной форме (если организация осуществляет прием документов в электронной форме посредством электронной почты);
д) информация о возможности подачи документов, необходимых для поступления, с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее соответственно — суперсервис, ЕПГУ) (в случае установления возможности использования суперсервиса при приеме на обучение по программам аспирантуры);
е) образец договора об оказании платных образовательных услуг (при объявлении приема на места по договорам об оказании платных образовательных услуг);
ж) информация о наличии общежития(ий);
2) не позднее 1 июня года приема на обучение:
а) количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с указанием целевой квоты;
б) сроки зачисления (сроки размещения ранжированных списков поступающих на официальном сайте, завершения приема оригинала документа установленного образца или согласия на зачисление в соответствии с пунктом 47 Порядка), издания приказа (приказов) о зачислении);
в) информация о количестве мест в общежитиях для иногородних обучающихся;
3) не позднее чем за 5 месяцев до начала зачисления на места по договорам об оказании платных образовательных услуг — количество указанных мест;
4) не позднее чем за 14 календарных дней до начала вступительных испытаний — расписание вступительных испытаний.
Организация обеспечивает доступность указанной информации для пользователей официального сайта в период с даты ее размещения до дня завершения приема на обучение включительно.
Помимо официального сайта организация может размещать указанную информацию в свободном доступе иными способами, определяемыми организацией.
13. Организация обеспечивает функционирование телефонных линий и раздела официального сайта для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение.
14. В период со дня начала приема документов до начала зачисления на официальном сайте размещаются и ежедневно обновляются информация о количестве поданных заявлений о приеме на обучение и списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления (далее — лица, подавшие документы), по каждому конкурсу.
15. Для поступления на обучение поступающий подает заявление о приеме на обучение с приложением необходимых документов (далее — документы, необходимые для поступления). Организация принимает от поступающего документы, необходимые для поступления, при представлении заявления о согласии на обработку его персональных данных, которое содержит в том числе согласие на обработку персональных данных, разрешенных поступающим для распространения (раскрытия неопределенному кругу лиц), даваемое в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»7.
Поступающий, подавший заявление о приеме на обучение (далее — заявление о приеме), может внести в него изменения и (или) подать второе (следующее) заявление о приеме по иным условиям поступления в порядке, установленном организацией.
16. Заявление о приеме, подаваемое поступающим, должно предусматривать заверение личной подписью поступающего следующих фактов:
ознакомление поступающего с информацией о необходимости указания в заявлении о приеме достоверных сведений и представления подлинных документов;
ознакомление поступающего с правилами приема, утвержденными организацией, а также с документами и информацией, указанными в части 2 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ8;
при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр — отсутствие у поступающего диплома об окончании аспирантуры, диплома об окончании адъюнктуры, свидетельства об окончании аспирантуры, свидетельства об окончании адъюнктуры, диплома кандидата наук.
17. В заявлении о приеме указываются условия поступления (согласно пункту 7 Порядка), по которым поступающий намерен поступать на обучение, с указанием приоритетности зачисления по различным условиям поступления, а также страховой номер индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета (номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования) (далее — страховой номер индивидуального лицевого счета) (при наличии).
18. При подаче заявления о приеме поступающий представляет:
1) документ (документы), удостоверяющий личность, гражданство (в том числе может представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации);
2) документ установленного образца, указанный в пункте 4 Порядка (в том числе может представить документ иностранного государства об образовании со свидетельством о признании иностранного образования, за исключением случаев, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международным договором не требуется признание иностранного образования).
Поступающий может представить один или несколько документов установленного образца.
Свидетельство о признании иностранного образования (при необходимости) представляется в те же сроки, что и документ установленного образца;
3) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (при наличии);
4) при необходимости создания для поступающего специальных условий, указанных в пункте 36 Порядка, — документ, подтверждающий инвалидность, в связи с наличием которой необходимо создание указанных условий. Документ, подтверждающий инвалидность, принимается организацией, если он действителен на день подачи заявления о приеме;
5) документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, результаты которых учитываются при приеме на обучение (представляются по усмотрению поступающего);
6) иные документы (представляются по усмотрению поступающего);
7) две фотографии поступающего (по решению организации).
19. Документ установленного образца представляется (направляется) поступающим при подаче документов, необходимых для поступления, или в более поздний срок до дня завершения приема документов установленного образца включительно.
20. При подаче документов, необходимых для поступления, поступающие могут представлять оригиналы или копии (электронные образы) документов без представления их оригиналов. Заверения указанных копий (электронных образов) не требуется.
При подаче заявления о приеме посредством суперсервиса:
документ, удостоверяющий личность, гражданство поступающего, документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, считаются представленными, если информация об указанных документах подтверждена сведениями, имеющимися на ЕПГУ;
документ установленного образца считается представленным в копии, если информация о нем подтверждена сведениями, содержащимися в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»9. В дополнение к указанной информации поступающий может представить копию документа установленного образца для учета индивидуальных достижений и в иных случаях, требующих рассмотрения документа установленного образца.
21. Заявление о приеме представляется на русском языке.
Поступающий может представить заявление о приеме на языке республики Российской Федерации, на территории которой расположена организация (далее — язык республики Российской Федерации), ��ли на иностранном языке, если организацией установлена такая возможность.
26. Прием на обучение проводится по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется организацией самостоятельно.
Максимальное количество баллов и минимальное количество баллов для каждого вступительного испытания устанавливаются организацией самостоятельно.
27. Поступающий однократно сдает каждое вступительное испытание.
28. Вступительные испытания проводятся на русском языке, а также по решению организации — на языке республики Российской Федерации и (или) на иностранном языке.
При приеме на обучение по программам аспирантуры с иностранным языком (языками) образования организация устанавливает, что вступительное испытание (испытания) проводится на русском языке и на иностранном языке (языках) либо только на иностранном языке (языках).
В случае если вступительное испытание проводится на нескольких языках, поступающий выбирает один из языков.
29. Организация проводит вступительные испытания очно и (или) с использованием дистанционных технологий (при условии идентификации поступающих при сдаче ими вступительных испытаний).
30. Одно вступительное испытание проводится одновременно для всех поступающих либо в различные сроки для различных групп поступающих (в том числе по мере формирования указанных групп из числа лиц, подавших необходимые документы).
Для каждой группы поступающих проводится одно вступительное испытание в день. По желанию поступающего ему может быть предоставлена возможность сдавать более одного вступительного испытания в день.
31. Лица, не прошедшие вступительное испытание по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к сдаче вступительного испытания в другой группе или в резервный день.
32. При нарушении поступающим во время проведения вступительного испытания правил приема, утвержденных организацией, уполномоченные должностные лица организации составляют акт о нарушении и о непрохождении поступающим вступительного испытания без уважительной причины, а при очном проведении вступительного испытания — также удаляют поступающего с места проведения вступительного испытания.
33. Результаты вступительного испытания объявляются на официальном сайте не позднее третьего рабочего дня после проведения вступительного испытания. Помимо официального сайта организация может объявлять указанные результаты иными способами, определяемыми организацией.
После объявления результатов письменного вступительного испытания поступающий имеет право в день объявления результатов вступительного испытания или в течение следующего рабочего дня ознакомиться с результатами проверки и оценивания его работы, выполненной при прохождении вступительного испытания.
34. По результатам вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, поступающий имеет право подать в организацию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.
Правила подачи и рассмотрения апелляций устанавливаются организацией.
35. Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение, и порядок их учета устанавливаются организацией самостоятельно. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.
Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений.
Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.
К чему готовиться абитуриентам 2022 года?
36. При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов организация обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее соответственно — специальные условия, индивидуальные особенности).
37. При очном проведении вступительных испытаний в организации должен быть обеспечен беспрепятственный доступ поступающих из числа инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
38. Очные вступительные испытания для поступающих из числа инвалидов проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих из числа инвалидов в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих из числа инвалидов, а также проведение вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим из числа инвалидов необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
39. Продолжительность вступительного испытания для поступающих из числа инвалидов увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
40. Поступающим из числа инвалидов предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
41. Поступающие из числа инвалидов могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
42. При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих из числа инвалидов:
1) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляются комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, по решению организации проводятся в письменной форме;
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, по решению организации проводятся в устной форме.
43. Условия, указанные в пунктах 37 — 42 Порядка, предоставляются поступающим из числа инвалидов на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью, и документа, подтверждающего инвалидность, в связи с наличием которой необходимо создание указанных условий.
44. По результатам вступительных испытаний организация формирует отдельный ранжированный список поступающих по каждому конкурсу (далее — конкурсный список), в который включаются поступающие, набравшие не менее минимального количества баллов по вступительным испытаниям. Конкурсные списки публикуются на официальном сайте и на суперсервисе (в случае установления возможности использования суперсервиса при приеме на обучение по программам аспирантуры) и обновляются ежедневно до дня, следующего за днем завершения приема документов установленного образца, включительно.
45. Конкурсный список ранжируется по следующим основаниям:
1) по убыванию суммы конкурсных баллов, исчисленной как сумма баллов за каждое вступительное испытание и за индивидуальные достижения;
2) при равенстве суммы конкурсных баллов — по убыванию суммы баллов, начисленных по результатам вступительных испытаний, и (или) по убыванию количества баллов, начисленных по результатам отдельных вступительных испытаний, в соответствии с приоритетностью вступительных испытаний, установленной организацией;
3) при равенстве по критериям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, — по индивидуальным достижениям, учитываемым при равенстве поступающих по иным критериям ранжирования.
46. В конкурсном списке указываются следующие сведения по каждому поступающему:
страховой номер индивидуального лицевого счета или уникальный код, присвоенный поступающему (при отсутствии указанного индивидуального лицевого счета);
сумма конкурсных баллов (за вступительные испытания и индивидуальные достижения);
сумма баллов за вступительные испытания;
количество баллов за каждое вступительное испытание;
количество баллов за индивидуальные достижения;
наличие оригинала документа установленного образца (уникальной информации о документе установленного образца) или заявления о согласии на зачисление, представленного в соответствии с пунктом 47 Порядка.
В конкурсном списке фамилия, имя, отчество (при наличии) поступающих не указываются.
47. Организация устанавливает день завершения приема документов установленного образца, не позднее которого поступающие представляют:
для зачисления на места в рамках контрольных цифр — оригинал документа установленного образца либо уникальную информацию о документе установленного образца посредством суперсервиса. Поступающий на обучение в рамках контрольных цифр не вправе одновременно представлять в различные организации оригинал документа установленного образца и уникальную информацию о документе установленного образца;
для зачисления на места по договорам об оказании платных образовательных услуг — оригинал документа установленного образца, либо заявление о согласии на зачисление с приложением заверенной копии указанного документа или копии указанного документа с предъявлением его оригинала, либо заявление о согласии на зачисление при условии подтверждения информации о документе установленного образца сведениями, содержащимися в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
В день завершения приема документов установленного образца прием оригиналов документа установленного образца (уникальной информации о документе установленного образца) и заявлений о согласии на зачисление завершается не ранее 18 часов по местному времени.
48. Зачислению подлежат поступающие, представившие оригинал документа установленного образца (уникальную информацию о документе установленного образца) или заявление о согласии на зачисление в соответствии с пунктом 47 Порядка. Зачисление проводится в соответствии с конкурсным списком до заполнения установленного количества мест.
При приеме на обучение на места в рамках контрольных цифр зачисление осуществляется при условии наличия в организации оригинала документа установленного образца (наличия неотозванной уникальной информации о документе установленного образца) по состоянию на день издания приказа о зачислении.
49. Незаполненные места в пределах целевой квоты используются для зачисления лиц, поступающих на основные места в рамках контрольных цифр.
50. В случае если после завершения зачисления имеются незаполненные места, организация может на основании конкурсных списков провести дополнительное зачисление на указанные места.
51. При зачислении на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг установленное количество мест может быть превышено по решению организации. При принятии указанного решения организация зачисляет на обучение всех поступающих, набравших не менее минимального количества баллов, либо устанавливает сумму конкурсных баллов (сумму баллов за каждое вступительное испытание и за индивидуальные достижения), необходимую для зачисления (далее — установленная сумма конкурсных баллов), и зачисляет на обучение поступающих, набравших не менее минимального количества баллов и имеющих сумму конкурсных баллов не менее установленной суммы конкурсных баллов.
52. Зачисление оформляется приказом (приказами) организации о зачислении.
53. Информирование о зачислении осуществляется в порядке, установленном организацией.
Вступительные испытания могут проводиться с использованием дистанционных технологий при условии идентификации личности поступающих.
7. Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При проведении вступительных испытаний для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается соблюдение общих требований к организации вступительных испытаний с учетом следующих специальных положений:
- продолжительность вступительных испытаний по желанию поступающих может быть увеличена, но не более чем на 1,5 часа;
- поступающим предоставляется инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
- поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.
Указанные выше условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий. При подаче документов поступающий должен предоставить в приемную комиссию документ, подтверждающий ограниченные возможности здоровья.
В школу – по месту проживания
Документ узаконил действовавшую ранее норму о закреплении микрорайона за учреждением образования. Школы будут принимать в первую очередь детей, проживающих в данном микрорайоне, а остальных желающих – только, если будут свободные места.
Продолжительность учебного года увеличена
Учебный год будет начинаться с 1 сентября и длиться по 31 августа, а не до 31 мая. В Минобразования объяснили необходимость такой правки тем, что время летних каникул в школах также идет образовательный процесс: работают летние лагеря, проводятся мероприятия и т.д.
Изменения, прежде всего, касаются включения принципа инклюзии в образование как одного из основных принципов государственной политики в сфере образования. Вторым аспектом станет увеличение срока получения специального образования на уровне общего среднего образования для людей с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении специальной школы, а также в центре корекционно-развивающего обучения и реабилитации. Ранее срок обучения был 9 лет, теперь он увеличен до 10.
Также появилась возможность сочетать обучение на дому с занятиями в учреждениях образования, что будет способствовать социализации обучающихся с особенностями психофизического развития. В новой редакции Кодекса исключена норма пункта 4 статьи 267, которая ограничивала количество обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях образования. Ранее оговаривалось, что это количество не должно было превышать 20%.
Новый Кодекс даст возможность подросткам, находящимся в СИЗО, продолжить обучение.
– Наладить образовательный процесс в следственных изоляторах предыдущая редакция Кодекса нам не позволяла. Новая редакция говорит о том, что в следственных изоляторах появится возможность организовать обучение находящихся там учащихся. Порядок будет установлен отдельным законодательным актом, – рассказала заместитель начальника ГУ профессионального образования, начальник Управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова.
Все необходимые правовые акты планируют разработать к 1 сентября 2022 года.
Централизованные экзамены для выпускников 11-х классов
Также в ближайшем будущем появится итоговая аттестация по завершении общего среднего образования по отдельным учебным предметам в виде централизованного экзамена. Выпускники 9-х и 11-х классов по-прежнему будут сдавать выпускные экзамены. Начиная со вступительной кампании 2023 года в 11-м классе введут централизованные экзамены (ЦЭ). Ребятам не придется теперь сдавать школьные экзамены и централизованное тестирования по тем же предметам. Сертификаты ЦЭ станут основанием для поступления в вузы.
– На технические специальности это будет сертификат о централизованном экзамене по русскому или белорусскому языку, а также математике. После абитуриент сдает профильный предмет в виде ЦТ. Если это, к примеру, медицинский вуз, то необходим сертификат централизованного экзамена по языку и два сертификата ЦТ: по химии и биологии, – пояснила принцип работы нововведения Ирина Каржова.
Согласно Указу №23, в Беларуси расширится сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах. Механизм будет применяться, как на уровне профессионально-технического и среднего специального образования колледжей, так и на уровне высшего образования – университетов, академий и институтов.
Процент бюджетных мест на условиях целевой подготовки с 2023 года вырастет следующим образом:
- специалистов по сельскохозяйственным специальностям – до 70% от контрольных цифр приема;
- по медицинским специальностям – до 80%;
- по иным специальностям – до 60%.
Также планируют расширить перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. В частности, ими смогут воспользоваться победители университетских олимпиад, отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, а также прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.
Новые правила поступления в вузы и ссузы
В Министерстве образования отметили, что новые правила приема не изменят коренным образом сложившуюся систему приема в учебные учреждения, но обеспечат баланс интересов госорганов, организаций-заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей. Изменения также должны предотвратить отток абитуриентов в сопредельные страны, повысить конкурентоспособность учреждений профессионального образования республики и качество отбора абитуриентов.
Уже в 2022 году начнут предоставлять льготы при поступлении в учреждения высшего образования:
- выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности;
- детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей;
- лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).
C 2023 года собираются ввести дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков.
Правила приема в вузы 2022/23: что важно знать абитуриенту
По словам репетитора, пока не ясно, что из этих тем абитуриенты должны знать и уметь – достаточно ли будет базовых знаний или где-то потребуются углубленные, «профильные» умения?»Взять, к примеру, физику. Достаточно будет иметь представление о действующих значениях силы тока и напряжения или надо уметь анализировать графики зависимости силы тока, величины заряда и напряжения от времени? Уметь рассчитать активное, реактивное и общее сопротивление цепи, знать устройство трансформатора и так далее? По новой теме «Сферические зеркала» абитуриентам и преподавателям придется в срочном порядке искать адекватный материал и подборку практических задач», — поясняет Евгений Ливянт.
- Все вузы будут принимать результаты не только предстоящего ЕГЭ-2022, но и проводившегося в предыдущие четыре года – в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах.
- Документы можно будет подать:
- дистанционно (с портала госуслуг; через специальные системы для абитуриентов на сайтах вузов);
- лично;
- отправить обычной почтой (дата подачи определяется по почтовому штемпелю).
- Подать заявление можно в 5 вузов. Количество направлений учебные заведения устанавливают в своих правилах приема. По общему федеральному порядку направлений может быть минимум 2, максимум – 10. Большинство вузов разрешает подать документы на 3-4. При этом часто количество программ в рамках одного направления не ограничивается. Например, во всех кампусах НИУ ВШЭ примут заявления на 3 направления без ограничения количества программ внутри одного направления, в МГИМО – на 4 направления, тоже хоть на все программы каждого из четырех направлений.
- Медицинские справки нужны только абитуриентам нескольких направлений подготовки: «Лечебное дело», «Фармация», на педагогические специальности. Для некоторых технических специальностей тоже может понадобиться медосмотр. Например, в первый год учебы в МГТУ им. Баумана попросят пройти медкомиссию студентов, поступивших на программы «Теплотехника и теплоэнергетика», «Спецсистемы жизнеобеспечения», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Ядерные реакторы и материалы» и несколько других направлений. Если медкомиссия выдаст отрицательное заключение, первокурснику предложат перевестись на другую программу, для учебы на которой не нужен медицинский допуск.
- Зачисление будет проходить в одну волну. Списки останутся «анонимными» – без фамилий абитуриентов. «Приоритетники» (те, кто поступает по результатам олимпиад, по льготам и целевым квотам – в так называемую зеленую волну) станут студентами в первую очередь, а уже на оставшиеся места в одну волну будут зачислять поступающих по общему конкурсу. Поэтому очень важно сразу как можно точнее определиться с вузом, успеть написать согласие на зачисление и отдать аттестат – времени на «маневры» с перебрасыванием согласий и аттестатов из вуза в вуз будет критически мало:
- до 27 июля – вузы опубликуют на своих сайтах ранжированные списки абитуриентов по всем конкурсам с указанием поступающих БВИ (без экзаменов) и по льготам;
- 28 июля – завершится прием согласий и оригиналов аттестатов/дипломов СПО и т. д. у «приоритетников»;
- 30 июля – выйдут приказы об их зачислении;
- 3 августа – завершится прием согласий на зачисление и оригиналов документов у поступающих по общему конкурсу;
- 5–9 августа – выйдут приказы о зачислении на бюджет и платные места абитуриентов, поступавших в общем конкурсе (без льгот).
1 февраля заканчивается срок приема заявлений на сдачу ЕГЭ. До этого момента надо решить, какие предметы сдавать, и указать их в заявлении.
Лучше заявиться на экзамены «с запасом», чтобы увеличить варианты выбора специальностей и направлений. Сдавать все предметы необязательно, можно просто не приходить на экзамен. Но если выяснится, что для поступления вам вдруг понадобилась еще и география, то добавить ее в заявление после 1 февраля уже крайне проблематично, почти невозможно.
На сайтах вузов в разделах для абитуриентов (обычно в правилах приема) каждое учебное заведение указывает особенности поступления.
Начало – не позже 20 июня. Окончание – от 7 до 20 июля.
Есть вузы, которые начинают прием документов на некоторые программы уже с 1 февраля.
Ранняя подача не гарантирует преимуществ при зачислении, но у абитуриентов будет больше времени, чтобы определиться с направлением, подготовить все нужные документы. Например, с 1 февраля можно подать документы в Томский политех на все программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. НИУ ВШЭ с 1 февраля начинает принимать заявления на очные онлайн-программы бакалавриата и магистратуры.
До 2022 года вузы от абитуриентов – выпускников колледжей или техникумов ЕГЭ не требовали. Им надо было сдавать внутренние экзамены. Теперь ситуация поменялась. Одни университеты (в основном топовые) собираются принимать выпускников ссузов только по ЕГЭ, и тут уж без вариантов сдавать его придется. Другие – для абитуриентов с СПО будут, как и в предыдущие годы, проводить собственные вступительные испытания, но теперь с учетом профиля полученного образования и будущей программы обучения. Например, не просто математика, а математика в бухучете.
Каждый год «стоимость» личных успехов абитуриента даже для одного и того же вуза меняется: одни достижения «растут в цене», другие, наоборот, теряют вес. Вариативен и сам список достижений – добавляются/убираются олимпиады, конкурсы, соревнования. В любом случае максимум, который вуз может дать бонусом к конкурсной сумме баллов за ЕГЭ или внутренние экзамены, – 10.
Правила приема 2022: новые возможности
Еще в правилах указывается:
- минимальный балл для каждого предмета, с которым примут документы (многие топовые вузы поднимают планку до 80–85 баллов);
- какие дополнительные экзамены сдавать на творческие специальности.
Количество бюджетных и платных мест на каждой программе надо искать в плане приема. Это отдельный документ или приложение к правилам приема. Кроме КЦП и мест для платной учебы, в нем указываются предметы ЕГЭ для поступления на каждое направление/специальность/программу.
Многие вузы на своих сайтах публикуют прошлогодние проходные баллы. Заранее паниковать не стоит. В этом году ЕГЭ будут сдавать одиннадцатиклассники, не закаленные сдачей ОГЭ: два года назад основной государственный экзамен отменили – эпидобставновка подкачала. Из-за отсутствия практики вполне может получиться так, что в среднем баллы у всех будут немного ниже, чем у абитуриентов прошлого года.
Главным из них можно назвать отмену второй волны поступления. При этом право объявлять дополнительный набор при наличии свободных бюджетных мест у вузов по-прежнему осталось.
В предыдущие годы 80% бюджетных мест занимались во время первой волны. А во время второй еще усевали подать документы те, кто рассматривал конкретный вуз в качестве «запасного варианта».
«В 2022 году в силу вступят нормы об увеличении в учреждениях высшего образования процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки специалистов по сельскохозяйственным специальностям — до 70% от контрольных цифр приема. По медицинским — до 80%. По иным специальностям — до 60%», — говорится в телеграм-канале.
Зато сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, расширяется.
С 2022-го года начнут предоставляться льготы при поступлении в вузы выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности. А еще детям военнослужащих, сотрудников ОВД, которые погибли (умерли) или стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей. Также в перечне сдавшие ЕГЭ в России. Правда, только при поступлении на платную форму обучения.
С 2023 года поступать в вузы выпускникам школ разрешат по сертификатам централизованного экзамена. Его порядок проведения еще утвердит Министерство образования.
Также планируется расширить число тех, кому дадут льготы при поступлении в вузы. Среди прочих это победители университетских олимпиад и отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады. А также прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.
Время увеличится, старые задания вернутся: станет ли ЦТ-2022 сложнее?
Эта возможность появилась с прошлого года – ряд банков начал предоставлять целевые кредиты на обучение под льготный процент. Особенность этого займа в том, что львиную долю процентной ставки гасит государство.
Приблизительная схема такого кредита выглядит следующим образом:
- полная процентная ставка составляет 14,66% в год, из них непосредственно студент выплачивает лишь 3 процента, а остальные – выплачивает государство;
- первый год учебы – необходимо выплатить 40% от положенных платежей;
- второй год учебы – уже 60% платежей;
- третий и последующие года обучения – проценты вносятся без льготных условий, но в то же время – без оплаты основной части задолженности;
- через девять месяцев по окончании учебы вступает в силу обычный режим платежа – и тела кредита и процентов по нему.
Общий срок займа – пятнадцать лет, но разрешается и досрочное погашение.
Во многих высших учебных заведениях, заинтересованных в подготовке специалистов высокого класса, существует практика, когда на платных отделениях отмечают талантливых или особенно усердных студентов и переводят их после первого курса на бюджетные отделения. Так что, проявив себя с этой стороны, есть реальная возможность перейти на бесплатное обучение.
Лицензия на образовательную деятельность дает вузу право учить студентов. Платящие за обучение при этом получают возможность получить налоговый вычет. А аккредитация вуза дает право выдавать диплом государственного образца. И если лицензия давно уже стала бессрочной, то аккредитацию надо было подтверждать раз в несколько лет.
Жизнь в образовательной организации на период ее подготовки и проведения замирала, потому что все силы были брошены на ее прохождение. С 1 марта этого не будет — надзорные органы будут анализировать сайты образовательных организаций, на которых вывешивается все необходимое для анализа их работы.
Но если у вас сложилось впечатление, что жизнь вузов в результате станет проще, то оно обманчиво — при предложенном подходе аккредитация будет идти каждый день, а не раз в 6 лет, так что надо быть в тонусе постоянно. А вот те, кто учится, оказываются в выигрыше — теперь полная информация обо всех программах, преподавателях, вакантных местах и прочих аспектах жизни университета становится доступна в любое время и из любой точки мира.
Вторая новость — в общем-то, не совсем новость. В 2021-м этот подход уже был применен: в рейтинговых списках поступающих впервые вместо привычных фамилии, имени и отчества абитуриента появились наборы цифр. Университеты имели право использовать либо СНИЛС абитуриента, либо внутренний номер, присвоенный в собственной системе.
Эта практика была, похоже, признана успешной, хотя и оставила множество поступающих «за бортом» желанного вуза — если по ФИО можно было посмотреть, куда еще подали документы твои конкуренты за бюджетное место, и хоть как-то спрогнозировать их решение, то с наборами цифр самостоятельная оценка перспектив конкурентов становилась проблемой.
В результате многие только утром, после закрытия наборов, узнавали, что они не поступили ни в вуз мечты, ни в другие — ведь выбор надо было сделать в одно и то же время.
Уже несколько лет наблюдается стабильная тенденция: около половины школьников после 9 класса переходит в колледжи, ресурсные центры и другие организации, дающие среднее профессиональное образование.
Частично это связано с тем, что, получив диплом колледжа, можно поступать в вузы, минуя ЕГЭ — для вчерашних колледжистов университеты могут устанавливать собственные вступительные испытания и опираться на их результаты, а не на единый государственный экзамен.
При этом ограничения на выбор профессии не было — можно было изучать бухгалтерский учет в колледже, а поступать на «Нефтегазовое дело». С 2022-го ситуация поменяется: профиль среднего профессионального образования будет иметь значение при поступлении. И конечно, для колледжистов остается возможность сдавать ЕГЭ и поступать по его результатам.