Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отработка после колледжа в Беларуси в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Выпускники пту, ссузов, вузов могут отрабатывать по распределению от 1 года до 5 лет. Этот срок зависит от многих факторов. Например, один год отрабатывают по распределению выпускники профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ), если в год окончания учебного заведения они не поступают дальше. А также выпускники средних специальных заведений (ССУЗ), если до этого учились в птузе и уже отработали 1 год по распределению. Такой же срок актуален для магистрантов, которые не поступили в аспирантуру на бюджет. Два года отрабатывают те, кто сразу после школы поступил и окончил ссуз, вуз или аспирантуру. Пять лет отрабатывают студенты, которые учились по целевому направлению, выпускники педагогических, аграрных и спортивных классов. После ссуза целевики отрабатывают три года, после птуза — два.
В срок отработки по желанию засчитывается время службы в армии, декретный отпуск и другие моменты, которые стоит уточнить у работодателя.
Обязательное распределение выпускников: новые требования к вузам и нанимателям
«Откосить» от распределения можно только в двух случаях. Если у вуза нет или не хватило заявок на распределение: тогда выпускник получает так называемый «свободный» диплом. Но сделать это очень сложно: в Беларуси распределяют 99,9% выпускников вузов. Ещё один вариант — вернуть государству деньги, потраченные на обучение. А это немалая сумма.
Тогда стоит попробовать распределиться в более удобное для тебя место. Например, детей-сирот и людей из других социальных групп, которым по закону положено льготное жильё, отправляют на работу по месту выдачи квартиры (дома). Либо с их согласия в любой другой населённый пункт. Детей-инвалидов (до 18 лет), инвалидов I или II группы устраивают на работу по месту жительства родителей, мужа (жены) или, опять же, с их согласия в другой населённый пункт.
Выпускника, у которого один из родителей (муж, жена) — инвалиды I или II группы или есть ребёнок-инвалид, распределяют по возможности по месту жительства родных. Выпускники, у которых есть противопоказания к работе по полученной специальности, распределяются с учётом их состояния здоровья.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Такие случаи действительно бывают.
Например, по распределению за выпускником закрепили место еще в ноябре 2018-го, а выходить на работу он должен первого августа 2019-го – и за это время в организации может произойти все что угодно. Вполне может случиться, что отрабатывать человеку будет уже негде.
К тому же периодически в университет приходят фиктивные заявки: у организаций есть указание прислать их на энное количество специалистов, а столько им просто не нужно.
Если так произошло с вами, то обязательно нужно сделать два шага: попросить в организации официальное письмо с мотивированным отказом и пойти с ним в университет, чтобы написать заявление на перераспределение.
«Забить» на эти действия никак нельзя: в нашей практике бывали случаи, когда выпускники получали устный отказ и со спокойной душой пускали все на самотек. А потом им приходилось выплачивать государству деньги. Вы должны доказать, что объявились на месте работы, но брать вас там отказались.
Другой вопрос, что многие часто пугаются, когда работодатель отказывается что-то писать и объяснять. В таком случае вам любым образом нужно зафиксировать тот факт, что в организацию вы все-таки приходили: банально сделать фото в здании.
У нас даже был случай, когда девочка вызвала на предприятие милицию, чтобы получить доказательства того, что на работу она все же пришла.
Даже если официального объяснения вы не получили, все равно направляйтесь в университет и пишите заявление на перераспределение.
К слову, у нанимателя есть административная ответственность за необоснованный отказ в приеме молодого специалиста – но я никогда не слышала о том, чтобы она реально к кому-то применялась.
После того как вы сделали предыдущие шаги, университет принимает одно из двух решений: начинает искать вам новую заявку или дает справку о свободном трудоустройстве. Проблема в том, что законодательством не установлен срок, в течение которого это решение должно быть принято. Поэтому поиск нового места работы для выпускника порой сильно затягивается.
Сейчас появилось указание ужесточить меры, усилить контроль за распределением и делать все возможное, чтобы статистика не падала ниже тех самых 99%, – так что стараются найти всем.
Хотя раньше это был идеальный способ «откосить» от распределения: взять заявку у ООО «Ромашка», которое абсолютно точно даст тебе отказ, и надеяться на то, что перераспределением никто не захочет заниматься, а ты получишь свободный диплом. Я думаю, теперь надеяться на эту схему не стоит.
Приказ о приеме на работу составляется на основе контракта и заявления работника.
Если вам предлагают должность бухгалтера, а вы пришли работать юристом – разумеется, писать такое заявление и подписывать приказ с контрактом не стоит. Нужно письменно попросить нанимателя трудоустроить вас по той должности, на которую вы рассчитывали, а в случае официального отказа обращаться с ним в университет.
Но зачастую выпускники сами соглашаются работать не по своей профессии. А это чревато последствиями: если вдруг выяснится, что на протяжении какого-то времени человек работал не по специальности, он автоматически должен выплатить деньги за свое обучение – и тут не будут разбираться, виноваты вы или работодатель.
Если вы решили отказаться от отработки, у вас есть два пути.
Первый – добровольный отказ, который нужно оформить до начала отработки. Вы приходите в университет, пишете заявление, просите рассчитать свою сумму и получаете полгода на ее добровольное погашение.
Если в этот срок частично или полностью деньги вы не выплатили, вам напишут претензию – по сути, это письмо с требованием заплатить. С этого момента должен пройти один месяц, когда вы все еще можете заплатить без суда.
Если не делаете этого снова – начинается суд, но после его решения у вас есть еще один месяц на добровольное погашение.
Если и после всех этих сроков сумма не выплачена, начинается принудительное исполнение через судебных исполнителей.
Но по факту если у выпускника нет работы, взять у него нечего, а какие-то меры ограничения его не страшат, то можно попробовать жить и не тужить (смеется). Если работа у вас все-таки появится, то определенный процент от зарплаты будет уходить на оплату этой суммы. И так будет продолжаться, пока вы не погасите ее полностью.
Конечно, такой вариант не нужно рассматривать как руководство к действию, потому что сумма будет увеличена на судебные издержки и процент от взыскания судебным исполнителям.
К тому же вам вполне могут наложить меры ограничений – запретить выезд за границу и управлять автомобилем, например. В общем, ничего позитивного в этой процедуре нет.
Второй вариант – недобровольный, когда первого августа вы просто не приходите на работу и все пускаете на самотек. Примерно через месяц придет претензия, потом у вас все равно будет 6 месяцев на добровольное возмещение, а после этого срока – суд и исполнительное производство.
Как рассчитывается сумма? Расчет всегда индивидуальный, и при нем учитываются цифры и коэффициенты, которые есть только в бухгалтерии учреждения образования, а это закрытая информация.
Достоверно сказать, какой выйдет ваша сумма, невозможно: мало того, что во всех учреждениях образования выплаты совершенно разные, они могут отличаться даже у выпускников одной группы, если кто-то из них пользовался возможностями университета больше.
Вот что известно точно: в сумму не включается стипендия и материальная помощь. А еще она никак не связана с той, что указана в договоре на обучение: выплата будет от двух до пяти раз выше. Так что если ваш идеальный план был отучиться и заплатить, то проще было пойти сразу на платное. К слову, если вы отработали только часть времени, то можете выплатить оставшиеся средства – сумма будет высчитываться пропорционально.
Если речь про обычное распределение, то деньги выплачиваются учреждению образования. В варианте с целевым направлением в редких случаях они могут идти нанимателю.
Кстати, для примера могу назвать сумму одного из минских колледжей – это 2926 рублей за среднее специальное образование. Надо понимать, что выплата после вуза будет куда больше.
По закону муж и жена равнозначны, поэтому разницы между такими ситуациями не будет.
Но, увы, однозначного ответа на этот вопрос нет: в законодательстве по этому поводу есть формулировка «по желанию и при наличии возможностей». И фразу «наличие возможностей» в каждом университете расшифровывают по-разному.
Раньше, если муж работал в городе А, а жена училась в городе Б и хотела распределиться по месту работы супруга, а там такой возможности не было, ей могли выдать свободный диплом.
Сейчас все сложнее, и точных указаний нет.
К примеру, если ваш супруг трудоустроен в Минске, то Колодищи вполне подходят под условие «распределить по месту работы или жительства мужа».
К сожалению, даже Министерство образования не дает на этот счет однозначного толкования. Поэтому, если вы очень хотите распределиться по месту работы мужа или жены, могу порекомендовать только заранее найти там место распределения и принести в университет свою заявку.
Как выпускнику «откосить» от распределения?
Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.
Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.
Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% — для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% — для всех остальных. Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять. Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.
Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.
Договор на целевое обучение считается действительным, когда его подписали три стороны. Поэтому можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию (участвовать в общем конкурсе).
К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.
Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух. В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.
Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:
— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;
— установление гражданину инвалидности I или II группы;
— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;
— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;
— ликвидация организации-заказчика;
— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.
Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.
Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.
Был также вопрос, может ли выпускник распределиться в негосударственную компанию. Выпускница вуза пояснила, что в ее конкретном случае компания является резидентом ПВТ, и она работает там уже два года.
Ольга Мущинская отметила, что, как правило, резиденты Парка высоких технологий – это частные компании, и большинство из них не имеют доли государства.
«Тем не менее они имеют право заключить договор либо подать заявку на подготовку специалистов и соответственно гарантировать себе стабильное кадровое обеспечение. В том случае если эта компания, о которой говорит выпускница, не является организацией – заказчиком кадров, она может быть распределена туда при условии, что будут выполнены имеющиеся договоры и заявки», – добавила представитель Минобразования.
Отвечая на вопрос, участвуют ли частные организации-работодатели в распределении, Ольга Мущинская сообщила, что частные организации и организации с долей собственности государства в их имуществе активно участвуют в распределении. Все наниматели находятся в равных условиях, независимо от формы собственности, подчеркнула специалист.
«Преимущественное право на распределение к ним выпускников имеют организации – заказчики кадров. Это те организации, которые заключили договоры на подготовку специалистов либо подали заявки на подготовку специалистов. И не важно, какая это организация: государственная или частная. Все зависит от отрасли», – сказала она.
«Если мы говорим о бюджетной сфере, то это, естественно, государственные организации, в реальном секторе экономики преобладают частные организации и организации с долей собственности государства в их имуществе», – пояснила Ольга Мущинская.
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ СТУДЕНТУ-ВЫПУСКНИКУ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ РАБОТЫ
Как отметила Ольга Мущинская, порядок распределения определен соответствующим положением. Сначала распределяются выпускники в базовые организации, затем – в организации, которые подали заявки на подготовку специалистов.
После удовлетворения кадровых потребностей организаций-заказчиков возможно распределение в иные организации по их письменным запросам.
«В последнюю очередь также могут быть рассмотрены заявки от индивидуальных предпринимателей. Опять же повторю: запрета на распределение к ИП у нас нет при условии выполнения заявок от организаций», – сказала Ольга Мущинская.
По ее словам, перераспределение к индивидуальному предпринимателю законодательством не запрещено.
«Норм таких нет. В том случае, если тот наниматель, у которого работает выпускник, не выступает против. Такое перераспределение может осуществляться по договоренности между нанимателями», – добавила она.
У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?
Эту ситуацию Татьяна Короткевич прокомментировала так: «Да, служба в армии засчитывается в срок отработки. Причем, когда молодой человек будет уволен со срочной службы, у него будет несколько вариантов. Он сможет вернуться на свое место работы, доработать положенный срок отработки, если он пожелает. Может срок службы в армии не засчитывать и таким образом продлить себе период, когда он еще молодой специалист».
Также он может получить право самостоятельно трудоустроиться, обратившись в учреждение образования, добавила представитель Минобразования.
Ольга Мущинская пояснила, что сумма возмещения, которую предъявляют «уклонисту», определяется в соответствии с положением о порядке возмещения средств, затраченных на подготовку специалиста, рабочего, служащего.
По вопросам состава и порядка расчетов она рекомендовала обратиться в экономическую службу Министерства образования.
Ольга Мущинская в ходе онлайн-конференции также сообщила, что в прошлом году было 100 человек, которые после вуза были направлены на работу по распределению и не явились к месту работы (0,5% выпускников вузов). Из них 46 человек сразу вернули затраченные государством средства на их подготовку.
Татьяна Короткевич отметила, что не приступивших к работе на уровне среднего специального образования было еще меньше. Добровольно возместили затраченные государством средства 65 человек. Причины разные, в том числе семейные.
«Существует небольшое количество выпускников, в отношении которых был произведен расчет. Согласно законодательству, если добровольно средства не возмещаются, то через 6 месяцев материалы передаются в суд, где уже принимается решение с учетом всех факторов. В прошлом году таких было около 20 человек», – отметила она.
В Кодексе прописали, что дети теперь должны будут получать обязательное общее среднее образование. Раньше достаточно было базового. «Значит ли, что теперь придется ходить в школу 11 лет?» — сразу же запаниковали некоторые. Однако поводов для тревоги нет. После 9 классов ребята могут продолжить учебу в общеобразовательном либо техническом лицее, либо колледже. Здесь вместе с профессией они приобретут и обязательные знания. К тому же, по данными Минобра, общее среднее образование в стране сейчас и так получает около 99% парней и девушек.
— Выходит, новая норма лишь закрепляет уже практически достигнутый результат, — говорит Андрей Лаврухин. — С одной стороны, это хорошо. Это значит, что уровень образования в Беларуси повышается. С другой, этот показатель (время обучения и охват населения) носит исключительно количественный характер, тогда как главные вопросы возникают к его качеству. Дело ведь не в том, сколько лет отсидит ученик за партой, а что он будет знать и уметь в результате.
Раньше, рассуждает Андрей Лаврухин, школьник мог закончить образование на 9 классах, поработать и понять, каких именно знаний, умений и навыков ему недостает. А затем, если захочет, их получить.
— Теперь такую возможность исключают. Человеку придется продолжить образование вне зависимости от того, что требует от него рынок, — говорит эксперт. — Это означает, что система образования сильнее изолируется от рынка труда, а само образование станет еще более теоретизированным и непрактичным.
Есть и еще один момент, на который обращает внимание собеседник. Он касается только парней. Теперь большинство ребят с общим средним образованием, если они не поступили после школы, по возрасту сразу ждет повестка.
— Смотрите, если ученик закончил 9 классов, то раньше он мог устроиться на работу (скажем, на год), а в 17 лет поступить в колледж и получить отсрочку от армии на образование. Кто-то работал до 18 лет, а затем шел учиться. Теперь все эти возможности аннулируются. Большинство парней с общим средним образованием, если они не поступили, по возрасту сразу ждет повестка. В результате рынок труда потеряет работников возрастной группы от 16 до 19 (или даже 20) лет, — рассуждает Андрей Лаврухин. — К тому же, апробация полученных знаний, умений и навыков у таких парней будет откладываться еще минимум на год. А считается, что если специалист не найдет работу в течение года — двух после получения диплома, у него появляются дополнительные трудности с трудоустройством.
Что нужно знать о целевом направлении?
С 2023 года по двум предметам — русскому (или белорусскому) языку и математике — выпускники 11 классов будут сдавать централизованный экзамен. Это значит, испытание, которое включает в себя ЦТ и школьный экзамен. Отметки пойдут в аттестат и будут прилагаться как сертификаты при поступлении в вузы.
— Думаю, эту практику стоило использовать и раньше. Мне кажется, это очень удобно и поможет разгрузить школьников, — отмечает Андрей Лаврухин. — Как я понимаю, это будет что-то вроде российского ЕГЭ. Там давно совмещают тесты и школьные экзамены.
В новой версии Кодекса закрепили понятие «дистанционная форма обучения». Это, говорит Андрей Лаврухин, большой плюс.
— Однако, когда мы вчитаемся, на какие уровни образования оно распространяется, получается, что школьное образование сюда не входит. В документе «дистанционка» фигурирует только со средним специальным образованием и профессионально-техническим, — обращает внимание на нюансы Андрей Лаврухин. — Это, конечно, не означает, что дистанционного образования совсем не будет в школе, но такое умалчивание открывает пространство для интерпретаций. Самая простая из них — в школе «дистанционка» как минимум не приветствуется.
Хотя, делится мнением эксперт, с учетом нынешней эпидемиологической обстановки возможность в любой момент учиться из дома была бы большим плюсом для учеников и учителей.
По словам Андрея Лаврухина, специалисты из сферы образования ожидали, что по новому Кодексу ключевую роль в системе образования начнет занимать профильное министерство, а не Администрация президента, как это было раньше.
— В Кодексе прописали пункт о перераспределении полномочий госорганов в управлении образованием. Но, что именно здесь изменили, мне непонятно, — говорит собеседник. — Так, например, ректоров у нас по-прежнему утверждает президент. Хотя, логичнее, чтобы их определяли в самих вузах, а уже затем эту кандидатуру согласовывало Министерство образования.
А вот еще один Николай, отучившись в Гомельском филиале университета гражданской защиты МЧС, не доработав всего лишь год, все еще выплачивает деньги университету.
«Поступил, отучился 4 года, выпустился лейтенантом и приехал на отработку в Барановичи. Первый рабочий контракт был подписан на пять лет, но я его не доработал ровно год – уволился из структуры в 2016 году. Пошло уже пять лет, а средства я возмещаю до сих пор», — рассказал он.
По его словам, сумма выплаты за этот недоработанный год составила 18 тыс. белорусских рублей.
«Определенного срока выплаты у меня нет. Когда работал в одной из минских фирм, у меня с зарплаты высчитывали 50%. Сейчас просто перевожу определенную сумму каждый месяц в счет возмещения средств за учебу», — отметил Николай.
Интересно, что сейчас он нашел себя в кулинарии.
Николай, учился в Барановичском государственном лицее машиностроения:
– Поступать я решил после 9 класса, так как хотелось взрослой жизни. Оставаться еще на два года в школе не видел смысла. Поступать хотел на водителя в сельскохозяйственный лицей в Новую Мышь или на каменщика, но не прошел медкомиссию по зрению. В итоге подал документы в Барановичский государственный лицей машиностроения, по-простому – в училище №118, на станочника.
Молодой специалист в РБ – это выпускник государственного учреждения образования, который:
- Учился в ПТУЗе, ССУЗе или ВУЗе на дневной форме обучения
- Учился за счёт средств государственного бюджета хотя бы половину срока или учился на платном отделении за счёт ИП
- Получил направление на работу по перераспределению
Если студент обучался за счёт собственных средств, по желанию он так же может участвовать в перераспределении, получить статус молодого специалиста и пользоваться всеми гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством. Для этого необходимо обратиться к руководству колледжа или университета. При наличии свободных мест выпускнику выдадут направление на работу в одну из организаций.
В конце каждого учебного года собирается специальная комиссия, которая занимается перераспределением будущих специалистов. При выборе места работы учитываются:
- Средний балл
- Научные работы
- Участие в жизни учебного заведения
- Организации, в которых студент проходил практику
- Показания по здоровью
- Семейное положение и место проживания семьи
- Рекомендации преподавателей
- Желание самого учащегося
После того, как комиссия вынесет своё решение, выпускник получает официальное свидетельство о перераспределении. Статус молодого специалиста начинает действовать с конца августа, так что у выпускника есть возможность отдохнуть. Учителя получают 45 дней отпуска, выпускники остальных специальностей – 30.
Сроки отработки после окончания учёбы различаются:
- 1 год – отрабатывают выпускники профессионально-технических учреждений
- 2 года – отрабатывают выпускники средне-специальных и высших учреждений
Также учащиеся могут пройти конкурсный отбор на «целевиков» — молодых специалистов, которые проходили целевую подготовку. Суть её в том, что учреждение образования заключает соглашение с любым государственным или частным предприятием Беларуси. Согласно этому соглашению, организация высылает заявку, в которой указывает какой специалист ей необходим. Для обучения по данной специальности студентов отбирают по академической успеваемости, а оплата поступает за счёт бюджетных средств. По окончанию обучения выпускник должен пройти отработку именно в той организации, из которой поступила заявка.
Выпускники, получившие работу по целевому направлению, отрабатывают:
- 5 лет – после ВУЗа
- 3 года – после колледжа
- 2 года – после ПТУ
В эти сроки засчитывается отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет и прохождение воинской службы в Вооружённых силах и иных видах войск.
Если студент решил продолжить платное обучение в магистратуре, то он всё равно должен отработать положенный срок после окончания учёбы или выплатить компенсацию за отработку. Если студент окончил магистратуру за счёт средств государства, тогда он снова попадает под перераспределение.
Наниматель принимает молодого специалиста на работу на основании трудового договора и обеспечивает надлежащие условия труда. Трудоустроить выпускника должны по специальности, что указана в направлении. Если работодатель предложит другую должность, специалист в праве отказаться и перераспределиться на другое место.
В Беларуси молодой специалист — это не просто статус, но преимущество, которое даёт некоторые гарантии:
- Получение постоянного места работы
- Своевременная оплата труда
- Дополнительные дни отпуска
- Невозможность увольнения
- Невозможность перевода на должность, не связанную со специальностью
- Выплата денежной помощи
- Доплаты, которые сохраняются в течение года после отработки (если специалист остаётся работать)
- Повышение ставки (при определённых условиях)
- Помощь с жильём
В 2020 году в РБ молодые специалисты могут рассчитывать на денежную поддержку государства, которая выплачивается в разных формах:
- Оплата переезда. Молодой специалист, который получил место работы в другом населённом пункте, может получить денежную компенсацию от государства в связи с переездом. Оплачивается проезд работника и всех членов его семьи, расходы на перевозку имущества железнодорожным, морским или воздушным транспортом не более 500 кг на самого специалиста и 150 кг на каждого члена семьи.
- Подъёмные. Наниматель выплачивает подъёмные в течение первого месяца отработки с момента заключения договора. Сумма выплаты зависит от успеваемости молодого специалиста и размера стипендии за последний семестр.
- Социальная стипендия. Если молодой специалист обучался на платной основе, ему выплачивается социальная стипендия. Для выпускников профессионально-технических учреждений сумма рассчитывается согласно окладу или тарифной ставке, соответствующей его специальности.
- Единовременная выплата. Тем, кто проходит отработку в зонах радиационных загрязнений и пострадавших после аварии на ЧАЭС, положена разовая выплата в размере 300 базовых величин. Компенсация начисляется при заключении трудового договора сроком не менее 5 лет.
- Повышение оклада. Определённым категориям молодых специалистов положено повышение заработной платы. Доплату в 10% от тарифной ставки получают выпускники с дипломом отличия, в 20% — работники в сельской местности, в 50% — одарённые молодые специалисты. На ежемесячные доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда могут рассчитывать педагоги с высшим и средним образованием. Дополнительные бонусы и надбавки организации могут устанавливать на своё усмотрение.
О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования
Несмотря на то, что законодательством Республики Беларусь предусмотрено множество гарантий и компенсаций, вопрос о предоставлении жилых метров для молодых специалистов остаётся актуальным. Согласно закону, наниматель не обязан предоставлять жильё выпускнику по распределению. Однако работодатели, заинтересованные в молодых профессионалах, стараются помочь им решить жилищный вопрос.
Так, молодые специалисты имеют возможность:
- Получить комнату в общежитии
- Стать на очередь на государственное арендное жильё
- Получить помощь в оформлении аренды квартиры
Государственная квартира – востребованный вариант для тех, кто является молодым специалистом и нуждается в жилых квадратах. Чтобы получить её, необходимо собрать следующие документы:
- Ходатайство с места отработки
- Справка о том, что выпускник не имеет в собственности собственное жильё
- Справка о составе семьи
- Справка о регистрации
- Копия трудового контракта и направления на работу
- Копия паспорта
- Копия диплома
- Заверенная копия трудовой книжки
Как только срок отработки заканчивается, а молодой специалист теряет свой статус, он должен также освободить государственную квартиру.
Получение кредита – ещё одна льгота, на которую в праве претендовать молодые специалисты в Беларуси. Однако в 2020 году, как и в предыдущие годы, действуют определённые требования, так как получить его могут не все.
Выдаётся кредит 1 раз в течение 2 лет после окончания образования или интернатуры (для медицинских специалистов). Предоставляются они выпускникам средних и высших учебных заведений, которые поступили на работу по перераспределению не по месту жительства родителей в:
- Государственные организации
- Воинские части
- Следственный комитет
- Органы внутренних дел
- Органы по чрезвычайным ситуациям
- Организации потребительского кооператива
- Сельскохозяйственные структуры
Кредит выдаётся на следующих условиях:
- Срок – 5 лет
- Максимальный размер – до 15 бюджетов прожиточного минимума
- Ставка – 25% ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь
Чтобы получить льготный кредит, молодым специалистам необходимо обратиться в администрацию по месту трудоустройства и предоставить следующие документы:
- Копия паспорта
- Копия диплома
- Копия направления на работу
- Справка с места жительства
- Справка о состоянии семьи
- Копия свидетельства о регистрации брака (для состоящих в браке)
- Выписка или копия приказа о найме на работу
- Справка о том, что должность финансируется из госбюджета
- Ходатайство от нанимателя
- Данные о молодом специалисте
Каждая копия должна быть официально заверена.
Многие студенты, поступающие на бюджет, опасаются отработки после окончания обучения. Однако статус молодого специалиста – не способ принудительно закрепить учащегося на неблагоприятном месте работы вдали от дома. Наоборот, у выпускника появляется гарантия того, что он получит не только работу с хорошими условиями труда, но и дополнительные бонусы и льготы.
В школу – по месту проживания
Документ узаконил действовавшую ранее норму о закреплении микрорайона за учреждением образования. Школы будут принимать в первую очередь детей, проживающих в данном микрорайоне, а остальных желающих – только, если будут свободные места.
Продолжительность учебного года увеличена
Учебный год будет начинаться с 1 сентября и длиться по 31 августа, а не до 31 мая. В Минобразования объяснили необходимость такой правки тем, что время летних каникул в школах также идет образовательный процесс: работают летние лагеря, проводятся мероприятия и т.д.
Факультативы в школах можно будет проводить в субботу. Раньше это было возможно только для учеников старших классов, теперь – с 5-го класса.
Условия поступления в 10 класс в гимназиях
Изменятся условия поступления в 10-е классы гимназий. Если ранее ученики гимназий после 9-го класса имели право сразу перейти в 10-й, то теперь для них вводится конкурс. Отбирать детей будут на основании среднего балла аттестата и отметок за предметы, которые изучаются на повышенном уровне. Что касается учащихся, завершивших обучение в 4-м классе гимназии, то они, согласно Указу Президента, смогут продолжить обучение в 5-м классе без вступительных испытаний.
Не отработали распределение: со студентов взыскали почти $340 тысяч
Новый Кодекс даст возможность подросткам, находящимся в СИЗО, продолжить обучение.
– Наладить образовательный процесс в следственных изоляторах предыдущая редакция Кодекса нам не позволяла. Новая редакция говорит о том, что в следственных изоляторах появится возможность организовать обучение находящихся там учащихся. Порядок будет установлен отдельным законодательным актом, – рассказала заместитель начальника ГУ профессионального образования, начальник Управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова.
Все необходимые правовые акты планируют разработать к 1 сентября 2022 года.
Централизованные экзамены для выпускников 11-х классов
Также в ближайшем будущем появится итоговая аттестация по завершении общего среднего образования по отдельным учебным предметам в виде централизованного экзамена. Выпускники 9-х и 11-х классов по-прежнему будут сдавать выпускные экзамены. Начиная со вступительной кампании 2023 года в 11-м классе введут централизованные экзамены (ЦЭ). Ребятам не придется теперь сдавать школьные экзамены и централизованное тестирования по тем же предметам. Сертификаты ЦЭ станут основанием для поступления в вузы.
– На технические специальности это будет сертификат о централизованном экзамене по русскому или белорусскому языку, а также математике. После абитуриент сдает профильный предмет в виде ЦТ. Если это, к примеру, медицинский вуз, то необходим сертификат централизованного экзамена по языку и два сертификата ЦТ: по химии и биологии, – пояснила принцип работы нововведения Ирина Каржова.
Согласно Указу №23, в Беларуси расширится сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах. Механизм будет применяться, как на уровне профессионально-технического и среднего специального образования колледжей, так и на уровне высшего образования – университетов, академий и институтов.
Процент бюджетных мест на условиях целевой подготовки с 2023 года вырастет следующим образом:
- специалистов по сельскохозяйственным специальностям – до 70% от контрольных цифр приема;
- по медицинским специальностям – до 80%;
- по иным специальностям – до 60%.
Также планируют расширить перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. В частности, ими смогут воспользоваться победители университетских олимпиад, отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, а также прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.
Новые правила поступления в вузы и ссузы
В Министерстве образования отметили, что новые правила приема не изменят коренным образом сложившуюся систему приема в учебные учреждения, но обеспечат баланс интересов госорганов, организаций-заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей. Изменения также должны предотвратить отток абитуриентов в сопредельные страны, повысить конкурентоспособность учреждений профессионального образования республики и качество отбора абитуриентов.
Уже в 2022 году начнут предоставлять льготы при поступлении в учреждения высшего образования:
- выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности;
- детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей;
- лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).
C 2023 года собираются ввести дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков.
Новости министерства образования
Не совсем.
Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.
— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».
При этом есть исключения, добавляет Сергей Касперович. Например, на медицинских вузовских специальностях «целевики» могут занимать до 50 процентов бюджетных мест, на сельскохозяйственных — до 60 процентов.
В ссузах ситуация немного другая. «Целевики» могут занимать до 30 процентов бюджетных мест, исключения — медицинские и сельскохозяйственные специальности (до 60 процентов).
Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.
— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.
Сейчас это работает так. Но в проекте новой редакции Кодекса об образовании, который подготовлен министерством, это ограничение исключили.
— Мы видим, что есть ситуации, когда заказчиками на целевую подготовку желают выступить организации, расположенные в крупных городах, в том числе в Минске. И есть сферы, в которых это оправдано. Поэтому мы считаем целесообразным исключить эти ограничения и ожидаем, что изменение будет принято нашим парламентом.
Теоретически да.
— В рамках действующего законодательства целевую подготовку может заказать предприятие любой формы собственности. Учитывается только место нахождения организации.
— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.
По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.
— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.
Тут вариантов несколько.
- Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
- Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).
- Ищите через знакомых или родственников.
— Трудовые династии были всегда. Если на сельхозпредприятии работают родители будущего выпускника школы, то первым логичным шагом для предприятия было бы начать поиск среди своих сотрудников.
Сам абитуриент тоже может попытаться найти своего будущего работодателя и заключить с ним договор. Для этого ему нужно обосновать, почему в будущем он хочет прийти и работать у него.
— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.
Нет, еще, в принципе, не поздно, успокаивает Сергей Касперович. Заключить договор можно и в июле, главное — чтобы за этим стояло желание не поступить любой ценой, а работать по своей специальности у конкретного работодателя.
— Заказчики заключают договоры с конкретными людьми. Но мы всегда настаиваем на том, чтобы на «целевых местах» тоже складывался конкурс. Поэтому иногда заказчики заключают больше договоров, чтобы поступил самый сильный абитуриент. Здесь велика роль именно заказчика. Он сам должен основательно подбирать людей, потому что это его будущие работники. Они должны быть мотивированы к учебе, чтобы их не отчислили — и в результате заказчики не пожалели о напрасно потраченных деньгах.
Целевая подготовка — так это называется в законодательстве об образовании — существовала еще в Советском Союзе и в 1990-х годах перекочевала в белорусское профессиональное образование. Фактически она решает три задачи:
- персонализация обучения;
- создание для абитуриентов дополнительной опции выбора при поступлении;
- и самая важная — возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».
— Это значит, что определенная организация или предприятие заказывает не абстрактного выпускника, как это в целом происходит при существующей системе подготовки кадров, а вполне конкретного. Еще на стадии заключения договора заказчик знакомится с молодым человеком или девушкой и понимает: вот этот человек придет к нему работать через несколько лет, — поясняет Касперович.
Плохие новости для тех, кому страшно представить себя работающим на одном месте несколько лет.
Срок отработки для тех, кто заключил договор на целевую подготовку, зависит от уровня образования. Если выпускник учился в профессионально-техническом учреждении, то отработка продлится год. После колледжа нужно отработать три года, после университета — пять лет.
— Процедура в данном случае называется не распределением, а направлением на работу, — уточняет Сергей Касперович.
Не совсем.
Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.
— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».
Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.
— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.
— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.
По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.
— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.
Тут вариантов несколько.
- Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
- Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).
— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.
Сергей после окончания автотракторного факультета БНТУ решил продолжить образование и поступил в магистратуру. Распределение в таком случае лишь ненадолго переносится — после окончания магистратуры выпускник обязан отработать два года. Сергея, тогда уже магистра технических наук, университет отправил работать инженером на Минский завод колесных тягачей.
— Нам показали список заводов, которые прислали заявки, и мы должны были выбирать из них. Заявки, которые мы приносили сами, не одобряли. У меня к тому моменту уже была работа и провести два года своей жизни на заводе, если честно, не хотелось. Поэтому, идя на распределение, уже знал, что буду «откупаться», — рассказывает Сергей.
Ранее сообщалось, что были предложения увеличить срок отработки до трех лет, например, для врачей.
На вопрос, планируются ли изменения по увеличению срока отработки, консультант управления высшего образования Минобразования Ольга Мущинская пояснила, что условия распределения и сроки обязательной работы определены Кодексом об образовании.
Был также вопрос, может ли выпускник распределиться в негосударственную компанию. Выпускница вуза пояснила, что в ее конкретном случае компания является резидентом ПВТ, и она работает там уже два года.
Ольга Мущинская отметила, что, как правило, резиденты Парка высоких технологий – это частные компании, и большинство из них не имеют доли государства.
«Тем не менее они имеют право заключить договор либо подать заявку на подготовку специалистов и соответственно гарантировать себе стабильное кадровое обеспечение. В том случае если эта компания, о которой говорит выпускница, не является организацией – заказчиком кадров, она может быть распределена туда при условии, что будут выполнены имеющиеся договоры и заявки», – добавила представитель Минобразования.
Отвечая на вопрос, участвуют ли частные организации-работодатели в распределении, Ольга Мущинская сообщила, что частные организации и организации с долей собственности государства в их имуществе активно участвуют в распределении. Все наниматели находятся в равных условиях, независимо от формы собственности, подчеркнула специалист.
«Преимущественное право на распределение к ним выпускников имеют организации – заказчики кадров. Это те организации, которые заключили договоры на подготовку специалистов либо подали заявки на подготовку специалистов. И не важно, какая это организация: государственная или частная. Все зависит от отрасли», – сказала она.
«Если мы говорим о бюджетной сфере, то это, естественно, государственные организации, в реальном секторе экономики преобладают частные организации и организации с долей собственности государства в их имуществе», – пояснила Ольга Мущинская.
Как отметила Ольга Мущинская, порядок распределения определен соответствующим положением. Сначала распределяются выпускники в базовые организации, затем – в организации, которые подали заявки на подготовку специалистов.
После удовлетворения кадровых потребностей организаций-заказчиков возможно распределение в иные организации по их письменным запросам.
«В последнюю очередь также могут быть рассмотрены заявки от индивидуальных предпринимателей. Опять же повторю: запрета на распределение к ИП у нас нет при условии выполнения заявок от организаций», – сказала Ольга Мущинская.
По ее словам, перераспределение к индивидуальному предпринимателю законодательством не запрещено.
«Норм таких нет. В том случае, если тот наниматель, у которого работает выпускник, не выступает против. Такое перераспределение может осуществляться по договоренности между нанимателями», – добавила она.
У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?
Эту ситуацию Татьяна Короткевич прокомментировала так: «Да, служба в армии засчитывается в срок отработки. Причем, когда молодой человек будет уволен со срочной службы, у него будет несколько вариантов. Он сможет вернуться на свое место работы, доработать положенный срок отработки, если он пожел��ет. Может срок службы в армии не засчитывать и таким образом продлить себе период, когда он еще молодой специалист».
Также он может получить право самостоятельно трудоустроиться, обратившись в учреждение образования, добавила представитель Минобразования.
Условия, льготы, преференции, предоставляемые молодым специалистам
Трудовая книжка
Трудовой договор (контракт)
Обязанности работников и нанимателей
Наименование должностей и профессий
Отпуска и свободные дни
Ранее сообщалось, что были предложения увеличить срок отработки до трех лет, например, для врачей.
На вопрос, планируются ли изменения по увеличению срока отработки, консультант управления высшего образования Минобразования Ольга Мущинская пояснила, что условия распределения и сроки обязательной работы определены Кодексом об образовании.
Был также вопрос, может ли выпускник распределиться в негосударственную компанию. Выпускница вуза пояснила, что в ее конкретном случае компания является резидентом ПВТ, и она работает там уже два года.
Ольга Мущинская отметила, что, как правило, резиденты Парка высоких технологий – это частные компании, и большинство из них не имеют доли государства.
«Тем не менее они имеют право заключить договор либо подать заявку на подготовку специалистов и соответственно гарантировать себе стабильное кадровое обеспечение. В том случае если эта компания, о которой говорит выпускница, не является организацией – заказчиком кадров, она может быть распределена туда при условии, что будут выполнены имеющиеся договоры и заявки», – добавила представитель Минобразования.
Отвечая на вопрос, участвуют ли частные организации-работодатели в распределении, Ольга Мущинская сообщила, что частные организации и организации с долей собственности государства в их имуществе активно участвуют в распределении. Все наниматели находятся в равных условиях, независимо от формы собственности, подчеркнула специалист.
«Преимущественное право на распределение к ним выпускников имеют организации – заказчики кадров. Это те организации, которые заключили договоры на подготовку специалистов либо подали заявки на подготовку специалистов. И не важно, какая это организация: государственная или частная. Все зависит от отрасли», – сказала она.
«Если мы говорим о бюджетной сфере, то это, естественно, государственные организации, в реальном секторе экономики преобладают частные организации и организации с долей собственности государства в их имуществе», – пояснила Ольга Мущинская.
Как отметила Ольга Мущинская, порядок распределения определен соответствующим положением. Сначала распределяются выпускники в базовые организации, затем – в организации, которые подали заявки на подготовку специалистов.
После удовлетворения кадровых потребностей организаций-заказчиков возможно распределение в иные организации по их письменным запросам.
«В последнюю очередь также могут быть рассмотрены заявки от индивидуальных предпринимателей. Опять же повторю: запрета на распределение к ИП у нас нет при условии выполнения заявок от организаций», – сказала Ольга Мущинская.
По ее словам, перераспределение к индивидуальному предпринимателю законодательством не запрещено.
«Норм таких нет. В том случае, если тот наниматель, у которого работает выпускник, не выступает против. Такое перераспределение может осуществляться по договоренности между нанимателями», – добавила она.