Лицензия на ведение образовательной деятельности реестр

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на ведение образовательной деятельности реестр». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На данный момент – да. Но нужно понимать, что хотя лицензии имеют неограниченный срок действия, их могут отозвать или приостановить при обнаружении серьезных нарушений законодательства. Все это обязательно будет отражено в Реестре образовательных учреждений.

Поэтому информацию нужно периодически проверять.

Как проверить лицензию на образовательную деятельность?

Если организация работает законно, то на её сайте должны быть документы о лицензировании. Как правило, это сканированные копии (сама лицензия и приложение к ней), в которых указаны:

  1. номер лицензии;
  2. дата выдачи документа;

  3. организация, которая его выдала (территориальный орган Рособрнадзора);

  4. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

  5. основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН);

  6. в приложении – вид образования (например, дополнительное профессиональное обучение).

Если таких документов нет или возникли сомнения в их подлинности, стоит проверить, находится ли организация в Реестре образовательных учреждений на сайте Рособрнадзора. У реестров есть электронные версии, доступ к которым бесплатный.

Лицензирование образовательной деятельности

^К началу страницы

Деятельность по производству и реализации защищённой от подделок полиграфической продукции

Реестр лицензий

Какая полиграфическая продукция считается защищённой

Контроль и надзор в сфере госрегулируемых видов деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Статья 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Получение лицензии на образовательную деятельность — трудоёмкий и энергозатратный процесс. Чтобы принять решение, органы власти рассматривают документы на протяжении 60 дней. Тем, кто нуждается в лицензировании, понадобится ещё и получить ряд разрешений других государственных органов. И, разумеется, составить необходимые образовательные программы.

Образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме.

Обучение в заведении, чья деятельность осуществляется незаконно, может доставить массу проблем. Одна из главных — вы не сможете получить документарного подтверждения обучения. Поэтому выбирая учебное заведение, ищите специальный раздел на сайте и проверяйте реестр Рособрнадзора на наличие лицензии на образовательную деятельность.

Это документ, который дает организации право на ведение образовательной деятельности. Лицензия выдается как государственным, так и частным образовательным организациям. Наличие лицензии обязательно для учебных заведений всех уровней и форм: школ, университетов, любых спортивных секций, кружков, образовательных центров, в том числе, центров подготовки к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ. Организации, осуществляющие обучение онлайн, также обязаны иметь лицензию. Без лицензии образовательная деятельность является незаконной.

Выдачей лицензий занимается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также региональные органы исполнительной власти, которым были делегированы соответствующие полномочия.

Реестры лицензий на осуществление образовательной деятельности

Наличие лицензии накладывает на компанию, курсы или образовательный центр ряд очень важных требований, которые гарантируют вам качество, прозрачность и безопасность оказываемых услуг. Рособрнадзор проводит обязательные плановые проверки образовательных организаций не реже, чем раз в три года, а также внеплановые проверки при необходимости.

Государство контролирует качество образовательных услуг: квалификацию педагогов, полноту образовательных программ, оснащение учебных помещений и наличие необходимой литературы. Благодаря этому вы можете быть уверены, что преподаватели действительно смогут вас чему-то научить и имеют на это право, получив соответствующее образование и опыт.

В нелицензированных организациях часто преподают студенты или специалисты-самоучки, еще хуже, если придется столкнуться с самозванцами, заявляющими о наличии образования или квалификации, которых у них нет. Могут ли они быть действительно талантливы, чтобы, например, подготовить вас к сдаче ЕГЭ? Конечно, это возможно, но готовы ли вы поставить на это свои деньги и время?

Любой договор с нелицензированной организацией несет в себе риски для клиента. К сожалению, мы редко придаем значение договорам, рассчитывая, что никаких проблем не возникнет, но что делать, если что-то пошло не так? Например, организация оказала услуги не в полном объеме — обещали десять занятий, а провели восемь, или стоимость обучения внезапно изменилась, хотя в договоре была зафиксирована определенная сумма, а может вы просто хотите вернуть ранее уплаченные деньги и расторгнуть договор. Все это бытовые примеры незащищенности клиента компании, ведущей неофициальную образовательную деятельность.

Получение лицензии — это очень долгий и дорогостоящий процесс. Лицензию не выдадут сомнительной компании, а лицензированная организация заинтересована в максимально строгом соблюдении закона, чтобы не потерять вложенные силы и средства.

Лицензированные организации обязаны обеспечить соответствие своих помещений всем санитарным нормам, а также нормам пожарной безопасности — в процессе получения лицензии проводятся соответствующие проверки. Этим часто пренебрегают неофициальные компании, располагаясь в ветхих или жилых помещениях, что может привести к очень печальным последствиям, особенно, когда речь идет о работе с детьми.

Правовые основы лицензирования образовательных услуг заложены в законах «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с ними под лицензией на образовательную деятельность понимается специальное разрешение на право организации или предпринимателя заниматься деятельностью по реализации образовательных программ, подтвержденное выданным лицензирующим органом бумажным или электронным документом.

Образовательные программы в соответствии с перечнем, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, делятся на следующие виды:

Вид образовательной программы

Подвид образовательных услуг

1

Основные общеобразовательные программы

По уровню образования

Дошкольное

Общее

Начальное

Основное

Среднее

2

Основные профессиональные образовательные программы

По уровню образования

Среднее

Подготовка служащих и рабочих

Подготовка специалистов среднего звена

Высшее

Бакалавриат

Специалитет

Магистратура

Аспирантура

Ординатура

Ассистентура-стажировка

3

Основные программы профессионального обучения

По направлению подготовки

Программы профессиональной подготовки рабочих и служащих

Программы переподготовки рабочих и служащих

Программы повышения квалификации рабочих и служащих

4

Дополнительные общеобразовательные программы

По подвиду образовательной программы

Общеразвивающие программы

Предпрофессиональные программы

5

Дополнительные профессиональные программы

По подвиду образовательной программы

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

6

Образовательные программы, целью которых является подготовка служителей и персонала религиозных организаций

Не выделяются

Остановимся немного подробнее на дополнительном образовании.

В соответствии с п. 14 ст. 2 закона № 273-ФЗ под ним понимается образование, не связанное с повышением уровня и направленное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей лица. Такое образование может быть нацелено на совершенствование:

  • физических;
  • духовно-нравственных;
  • интеллектуальных;
  • профессиональных навыков обучающегося.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если дополнительное образование реализуется в рамках общеобразовательных программ, то на него не распространяются государственные стандарты образования. Если же обучающийся занимается по дополнительной профессиональной программе, то преподаватели должны ориентироваться на стандарты образования (письмо Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09).

В ряде случаев лицензирование образовательной деятельности не требуется:

  1. При самостоятельном оказании образовательных услуг индивидуальными предпринимателями (ИП) без привлечения ими педагогических работников (п. 1 положения «О лицензировании…», утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).
  2. Частным организациям на территории инновационного центра «Сколково» (п. 1 положения о лицензировании).
  3. Организациям, занимающимся образовательной деятельностью на территории инновационных научно-технических центров (ИНТЦ, ч. 3 ст. 21 закона «Об ИНТЦ…» от 29.07.2017 № 216-ФЗ).
  4. При проведении разовых семинарских занятий, лекций, консультаций и т. п., поскольку их нельзя подвести под понятие образовательной программы.

ВАЖНО! Во всех остальных случаях оказание услуг в сфере образования без специального разрешения чревато привлечением к административной (ч. 2 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.20 КоАП) и уголовной (ст. 171 УК) ответственности.

Лицензирование образовательной деятельности вправе осуществлять уполномоченные органы, к которым, в соответствии с ч. 3 ст. 91 закона № 273-ФЗ, отнесены:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая занимается выдачей разрешений в случаях (ч. 7 ст. 6 закона № 273-ФЗ):
  • оказания соискателем услуг в сфере высшего образования;
  • если соискателем выступает:
    • профессиональная государственная организация федерального уровня, осуществляющая подготовку специалистов в областях, упомянутых в перечне специальностей, утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 437 (например, в сфере информационной безопасности, горного и нефтегазового дела, энергетики и т. д.);
    • российская организация, расположенная за рубежом;
    • иностранная организация, филиал которой размещается на территории РФ.
  1. Орган исполнительной власти региона, которому переданы соответствующие полномочия. Например, в Москве таким органом выступает департамент образования города. Такие органы занимаются выдачей разрешений в оставшихся случаях.

В лицензирующий орган с заявлением о выдаче разрешения могут обращаться:

  1. Образовательные организации, к которым относятся исключительно некоммерческие юридические лица, для которых оказание услуг в сфере образования является основным видом деятельности.
  2. Организации, осуществляющие обучение, которыми выступают те юридические лица, для которых образовательные услуги являются дополнительным видом деятельности, например организации соцобслуживания, здравоохранения, загранучреждения Министерства иностранных дел и т. д. (ст. 31 закона № 273-ФЗ).
  3. ИП, оказывающие услуги в сфере образования с привлечением педагогических работников.

Порядок и нюансы получения специального разрешения в подразделениях Рособрнадзора и региональных органах исполнительной власти аналогичны.

Критерии сравнения

Получение разрешения

В территориальном органе Рособнадзора

В органе исполнительной власти субъекта России

Акт, регламентирующий процедуру

Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244

Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 25.11.2014 № 1517

Срок, отведенный на рассмотрение заявления соискателя

45 рабочих дней

Порядок лицензирования

Прием должностным лицом уполномоченного органа заявления и пакета документов под опись (ее копия направляется соискателю разрешения)

Регистрация заявления (непосредственно в день передачи при непосредственной подаче документов или не позднее следующего рабочего дня при получении по почте или через интернет)

Проверка документов на правильность оформления в течение 3 рабочих дней, к моменту истечения которых должностное лицо направляет соискателю уведомление о приеме заявления или необходимости устранения замечаний

Запрос в порядке межведомственного обмена должностным лицом сведений в иных публичных структурах

Проведение выездной и документарной проверки соискателя

Подготовка в течение 4 рабочих дней с момента завершения проверок должностным лицом проекта приказа о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения и передача его руководителю органа

Третьим лицам можно несколькими способами убедиться в том, что у ИП или юридического лица имеется действующая лицензия:

  • воспользовавшись формой поиска по сводному реестру, размещенному на официальном сайте Рособрнадзора;
  • изучив сайт организации или предпринимателя, на котором в соответствии с требованиями к структуре официального сайта, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, должна быть размещена копия лицензии;
  • письменно запросив такую информацию в лицензирующем органе;
  • посетив место нахождения образовательной организации или ИП, которые должны оборудовать стенд или иным образом разместить для общего доступа информацию о номере и сроке действия лицензии, а также лицензирующем органе.

«Региональный центр оценки качества образования»

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

(в ред. Приказа Рособрнадзора от 27.07.2021 N 1055)

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2020, N 31, ст. 5027), пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2018, N 46, ст. 7050), и пунктами 5.2.1, 5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

2. Признать утратившими силу:

приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 июля 2019 г. N 1109 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2019 г., регистрационный N 56182);

приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 мая 2020 г. N 604 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 июля 2019 г. N 1109» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2020 г., регистрационный N 58883).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя С.М. Кочетову.

Руководитель
А.А. МУЗАЕВ

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (далее соответственно — Административный регламент, государственная услуга) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Рособрнадзором в процессе предоставления государственной услуги, устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями Рособрнадзора, его федеральными государственными гражданскими служащими (далее — должностные лица), а также взаимодействия Рособрнадзора с заявителями, иными органами государственной власти, организациями в процессе предоставления государственной услуги.

2. Заявителями при предоставлении государственной услуги (далее — заявители) являются:

а) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) федеральные государственные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 437 ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 22, ст. 2820; 2016, N 44, ст. 6145.

в) российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации, образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

г) осуществляющие образовательную деятельность дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения);

д) иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее вместе — соискатели лицензии, лицензиаты);

е) физические и юридические лица, обратившиеся за предоставлением сведений о конкретной лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия).

3. Информацию по вопросам предоставления государственной услуги можно получить:

на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно — официальный сайт Рособрнадзора, сеть «Интернет»);

на официальном сайте в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал);

в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» (далее — федеральный реестр);

на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги (далее — информационные стенды);

по номерам телефонов для справок.

4. Справочная информация по вопросам предоставления государственной услуги размещается:

на официальном сайте Рособрнадзора;

на Едином портале;

в федеральном реестре;

на информационных стендах.

5. Справочная информация предоставляется должностными лицами по телефону, на личном приеме заявителя или письменно почтовым отправлением либо электронным сообщением по адресу, указанному заявителем.

Справочная информация включает сведения о месте нахождения и графике работы Рособрнадзора, его структурных подразделений, предоставляющих государственную услугу, государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, справочных телефонах структурных подразделений Рособрнадзора, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в том числе номере телефона-автоинформатора, об адресе официального сайта Рособрнадзора, а также об адресах электронной почты и (или) формы обратной связи Рособрнадзора в сети «Интернет».

6. На официальном сайте Рособрнадзора, информационных стендах, на Едином портале размещается следующая информация:

порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги;

перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих предоставление государственной услуги;

текст Административного регламента;

формы заявлений (уведомлений, справок), используемых при предоставлении услуги.

На официальном сайте Рособрнадзора, на Едином портале также размещаются сведения о ходе предоставления государственной услуги.

7. Информация на Едином портале, информационных стендах и официальном сайте Рособрнадзора о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре, предоставляется заявителю на безвозмездной основе.

Порядок лицензирования образовательной деятельности

11. Результатами предоставления государственной услуги являются:

а) предоставление лицензии;

б) предоставление временной лицензии;

в) переоформление лицензии;

г) прекращение действия лицензии по заявлению лицензиата;

д) предоставление сведений о лицензии.

12. Сроки предоставления государственной услуги составляют:

а) предоставление лицензии — не более 45 рабочих дней со дня приема Рособрнадзором заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

б) предоставление временной лицензии — не более 10 рабочих дней со дня приема Рособрнадзором заявления о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов;

в) переоформление лицензии в случаях:

реорганизации юридического лица в форме присоединения, преобразования, слияния, изменения его наименования, адреса места нахождения, прекращения деятельности по одному или нескольким адресам, прекращения оказания образовательной услуги по реализации образовательной (образовательных) программы (программ), а также изменения наименований образовательных программ, предусмотренных лицензией, в целях их приведения в соответствие с перечнями профессий, специальностей и направлений подготовки, предусмотренными частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) — не более 10 рабочих дней со дня приема Рособрнадзором заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134.

намерения лицензиата осуществлять образовательную деятельность по адресу места ее осуществления или в филиале, не предусмотренных лицензией, или оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не предусмотренных лицензией — не более 30 рабочих дней со дня приема Рособрнадзором заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов;

г) прекращение действия лицензии по заявлению лицензиата — не более 10 рабочих дней со дня получения Рособрнадзором заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности;

д) предоставление сведений о лицензии — не более 3 рабочих дней со дня получения Рособрнадзором заявления о предоставлении таких сведений;

е) направление уведомления о предоставлении (переоформлении) лицензии — не более 3 рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении (переоформлении) лицензии в единый реестр лицензий, ведение которого осуществляет Рособрнадзор (далее — единый реестр лицензий).

В случаях, предусмотренных пунктом 63 Административного регламента, сроки предоставления государственной услуги, указанные в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта, исчисляются со дня поступления в Рособрнадзор надлежащим образом оформленного заявления и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

13. Срок приостановления предоставления государственной услуги исчисляется со дня вручения заявителю уведомления о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (далее — уведомление об устранении нарушений), или направления его почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Рособрнадзора, и оканчивается со дня поступления в Рособрнадзор документов, представленных на основании уведомления об устранении нарушений в пределах срока, указанного в нем, или по истечении 30 календарных дней со дня получения заявителем уведомления об устранении нарушений в случае непредставления таких документов:

а) при подаче заявления о предоставлении лицензии, оформленного с нарушением требований, установленных Административным регламентом, и (или) представлении прилагаемых к нему документов не в полном объеме;

б) при подаче заявления о предоставлении временной лицензии, оформленного с нарушением требований, установленных Административным регламентом, и (или) представлении прилагаемых к нему документов не в полном объеме;

в) при подаче заявления о переоформлении лицензии, оформленного с нарушением требований, установленных Административным регламентом, и (или) представлении прилагаемых к нему документов не в полном объеме.

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

Вот они:

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

  • предмет, объем и режим обучения;
  • результаты обучения;
  • преподаватели и условия обучения;
  • способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

  • представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;
  • содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

  1. Является ли деятельность фактически образовательной.
  2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Освобождены от получения лицензии:

  1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце.
  1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.
  2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.
  3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».
  4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.
  5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.
  6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Статья актуальна на

Приказ Рособрнадзора от 24.12.2020 N 1280

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Результат работы — лицензия дает право на осуществление образовательной деятельностью.

Специалисты ЮКВ-Бизнес помогут вам грамотно оформить документы, которые требуются для получения лицензии, а также дадут свое заключение о том, подходит ли выбранное вами помещение для ведения образовательной деятельности.

Кроме того, у нас есть свой учебный центр для подготовки специалистов с необходимым профессиональным образованием и квалификацией.

Предложения учебного центра по данному направлению

Виды лицензий на осуществление образовательной деятельности:

  • лицензирование начального, основного и среднего (полного) общего образования;
  • лицензирование дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов;
  • лицензирование начального профессионального образования;
  • лицензирование среднего профессионального образования;
  • лицензирование образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Лицензированию не подлежит деятельность, осуществляемая путем проведения семинаров, консультаций и разовых лекций.

Образовательная деятельность включена в перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Соответственно, чтобы осуществлять образовательную деятельность на территории России, любой компании необходимо получить лицензию.

  • Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности и осуществлении государственного контроля (надзора) и лицензионного контроля требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п

    Согласно статье 37 и статье 41 Федерального закона №273-ФЗорганизация питания и охрана здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

    Охрана здоровья обучающихся предусматривает:

    • организацию питания обучающихся;
    • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
    • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
    • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
    • профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, и аналогов и других одурманивающих веществ;
    • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
    • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
    • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

    Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее — Положение о лицензировании) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиату, являются наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся. Согласно пункту 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии ее соискатель (лицензиат) представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а образовательная организация представляет сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Как отмечалось выше, образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

    Организации, осуществляющие обучение, могут предоставить информацию о наличии условий для охраны здоровья обучающихся. Подтверждением наличия созданных условий для охраны здоровья обучающихся могут являться как документы, подтверждающие заключение договорных отношений с медицинской организацией на оказание медико-санитарной помощи, так и документы, предоставляющие право соискателю лицензии самостоятельно осуществлять такую медицинскую деятельность. Организация питания осуществляется, прежде всего, в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов (СанПиН). Следовательно, если в отношении некоторых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, такие требования не установлены, эти организации должны создать условия для питания. Такими условиями могут быть: наличие места для приема пищи, кулер для воды, микроволновой печи, снекового автомата).

    Образовательным учреждениям выдают бумажную версию документа. Перед поступлением можно попросить посмотреть его. Внимательно сверьте всю информацию:

    • название учреждения;
    • адрес;
    • какое образование имеет право давать (уровень, специализации и т. п.).

    Внимание! Обязательно должна стоять печать лицензирующего органа.

    Наш новый бесплатный курс раскрывает секреты самопродвижения педагогов в интернете через профессиональные блоги.

    В статье расскажем: как педагогу начать карьеру блогера; почему самопродвижение в интернете стоит начинать с полезных публикаций для коллег, а не роликов для учеников; на что обратить внимание на старте, как зарегистрироваться на новый бесплатный курс и освоить необходимые инструменты.

    Читатели получат ссылку на «секретную» технологию, и возможность скачать сертификат о прохождении курса на 16 ак.часов.

    • Коммерческие образовательные учреждения
    • Бюджетные образовательные учреждения
    • ВУЗы Москвы
    • Дополнительное образование детей и взрослых (2210)
    • Дополнительное профессиональное образование (1906)
    • Основное общее образование (822)
    • Среднее общее образование (796)
    • Начальное общее образование (788)
    • Дошкольное образование (775)
    • Профессиональное обучение (737)
    • Среднее профессиональное образование (120)
    • Сведения об образовательной организации
    • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
    • Выдаваемые документы об образовании

    Образовательным учреждениям выдают бумажную версию документа. Перед поступлением можно попросить посмотреть его. Внимательно сверьте всю информацию:

    • название учреждения;
    • адрес;
    • какое образование имеет право давать (уровень, специализации и т. п.).

    Внимание! Обязательно должна стоять печать лицензирующего органа.

    Лицензирование на осуществление образовательной деятельности

    Организация, цель существования которой – обучение и воспитание человека, должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. Выдавая ее, государство контролирует качество образовательных услуг.

    Информация о выданных разрешениях доступна каждому и находится в реестре образовательных лицензий. Сориентироваться в проверке учреждения на наличие такого документа поможет эта статья.

    Дистанционное обучение – это процесс передачи знаний и аттестации через электронные сети. Это образовательная деятельность с определенной спецификой доступа к ресурсам. Поэтому подлежит лицензированию наравне с традиционной схемой.

    Данные хранятся в электронной форме и доступны на сайте Рособрнадзора.

    Справка. Схема работы реестра: внесение информации – размещение в Интернете – выдача желающим лицам.

    Право каждого поступающего – интересоваться законностью деятельности выбранного учреждения. Тщательный анализ лицензии и аккредитации защитит от бессмысленных трат на вуз, в котором обучение не соответствует государственным стандартам.

    Источник: https://prava.expert/litsenzii/proverka-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost.html

    Любое обучение предполагает не только приобретение знаний, но и получение документа, который подтверждает образование. Однако если у образовательной организации нет аккредитации или лицензии, такой документ может быть не востребован у работодателей и даже не иметь юридической силы. Поэтому так важно проверять наличие аккредитации и лицензии в Реестре образовательных учреждений.

    Как проверить лицензию на образовательную деятельность: практические советы

    Если заведение, предоставляющее образовательные услуги, не имеет лицензии (лицензия отозвана или не получена вообще), оно не имеет права никого учить. Соответственно, любой документ об образовании не несет юридической силы (не действителен).

    Важна и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать документы государственного образца.

    Но это еще не все. Даже если официальный документ не требуется, и вы хотите получить какие-то знания просто для себя, факт отсутствия лицензии должен настораживать. Организация, которая отвечает за предоставленные услуги, заинтересована работать официально.

    Если никакой лицензии нет, это может означать, что у организации проблемы с законом, либо просто нет необходимой материальной базы, педагогического состава, нет подходящих помещений. Образно говоря, новые знания будут получены в «шарашкиной конторе» с «филькиной грамотой» на выходе.

    Вот затем, чтобы не оказаться в такой ситуации, и нужно проверять наличие лицензии. А значит, следует обратиться к Реестру образовательных учреждений.

    Согласно ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательной признается некоммерческая организация, получившая лицензию на осуществление образовательной деятельности.

    Проверить лицензию на образовательную деятельность не сложно: информация о таких лицензиях относится к открытым данным и должна быть доступна для всеобщего обозрения, в том числе посредством просмотра в сети Интернет (либо на сайте организации, либо на стороннем ресурсе, куда будет вести ссылка с сайта). Каждый желающий может проверить образовательную лицензию также на официальном сайте Рособрнадзора.

    При поступлении в учреждение образования гражданин полагает, что он получит не только определенный уровень знаний, но и документы установленного образца по итогам окончания обучения. Если организация не имеет лицензии (отозвана или не получалась вообще), то осуществлять образовательную деятельность она не может. Важна также и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать дипломы государственного образца.

    Какие отличия диплома государственного образца?

    Если учреждение ее не прошло, то диплом оно выдает собственного образца, а не государственного.

    Несмотря на то что лицензия имеет неограниченный срок действия, контролирующие органы вправе ее отозвать при обнаружении в деятельности образовательной организации неустранимых нарушений, противоречащих закону. Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда гражданин оплатил курсы по повышению квалификации, но впоследствии выяснилось, что таким видом деятельности организация заниматься не вправе.

    Все вышесказанное означает, что крайне желательно перед подписанием договора проверить лицензию на образовательную деятельность по номеру или иным известным данным.

    Проверка образовательной лицензии на сайте Рособрнадзора начинается с выбора во вкладке «Государственные услуги и функции» (в верхней части), подраздела «Государственные услуги». Далее нужно выбрать «Лицензирование образовательной деятельности», затем — «Сводный реестр лицензий». В итоге на экране появится форма с графами для заполнения.

    Для поиска нужно выбрать/указать:

    • субъект РФ (регион);
    • лицензирующий орган;
    • название;
    • ИНН;
    • ОГРН;
    • номер лицензии;
    • состояние документа;
    • дату выдачи.

    Далее нужно нажать на кнопку «Поиск» и ждать результатов.

    Для справки: поиск лицензии можно осуществить только по номеру документа. Для этого в соответствующей графе необходимо ввести цифры, указанные на лицензии (без букв, которые обозначают серию). Если такая лицензия действительно существует, система выдаст всю информацию о ней.

    После того как поиск завершился, перед пользователем появится таблица, состоящая из нескольких граф содержащая следующую информацию о лицензии:

    • наименование учебного заведения;
    • регистрационный номер;
    • серию и номер бланка;
    • реквизиты документа о выдаче лицензии;
    • срок действия;
    • статус, определяющий ее актуальность или недействительность.

    К лицензии на образовательную деятельность имеется приложение с перечнем конкретных образовательных программ, которые вправе реализовывать учреждение. Именно поэтому при поступлении, нужно убедиться, что конкретная программа, на которую подаются документы, действительно возможна для реализации.

    Если действие лицензии учебного заведения приостанавливается или она отзывается, организация вправе осуществлять деятельность, не связанную с обучением, и принимать на курсы студентов. Если же приостановлена аккредитация, но лицензия действует, учреждение может продолжать работать и обучать граждан, но выдавать по завершении диплом государственного образца не имеет права — только свой, утвержденный локальными актами.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.