Регламент предоставления земельного участка в аренду с 1 марта 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регламент предоставления земельного участка в аренду с 1 марта 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).

Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).

ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным. Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.

Орган местного самоуправления может выставить на торги только земельный участок, который сформирован из невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Сами земельные доли на торги не выставляйте (п. 10 Обзора).

ПРИМЕР 7. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия местной администрации, которая не проводила торги по продаже земельной доли. Истец указал, что он наряду с другой компанией использует земельный участок, находящийся в долевой собственности. Поскольку имеется несколько заинтересованных лиц, которые вправе претендовать на приобретение земельной доли у муниципалитета, то местные власти должны выставить эту долю на торги.

Суды отказали истцу. На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли.

Глава поселения
Руководство и структура администрации
Полномочия Администрации
Публичные выступления руководителей Администрации
Муниципальная служба
Муниципальные заказы и торги
Административные регламенты
Информация по ГО и ЧС
Подведомственные организации
СМИ, учрежденные администрацией
Статистическая информация
Информационные системы, банки данных, реестры и регистры администрации
Результаты проверок администрации
Деятельность администрации
Кадровое обеспечение
Вакансии
Муниципальный контроль
Сведения о доходах
Публичные слушания
Земельные отношения
Новости поселения
Карта сайта
Законодательная карта
Благоустройство

В каких случаях можно предоставить сельхозпроизводителю землю без торгов

  • График приема граждан
  • Задать вопрос Главе администрации
  • Формы обращений граждан
  • Результаты работы по обращениям граждан

В соответствии с пунктами 5.3, 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 23, ст. 2721; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 379; № 6, ст. 738; № 19, ст. 2342; 2010, № 26, ст. 3350; № 30, ст. 4104; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935, 1947; 2012, № 6, ст. 678, 679; № 10, ст. 1241; № 27, ст. 3766; № 39, ст. 5278; 2013, № 22, ст. 2814; № 41, ст. 5205; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 112; № 32, ст. 4488; 2015, № 2, ст. 491; № 5, ст. 837; № 41, ст. 5652; 2016, № 2, ст. 325), и пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов.

2. Признать утратившими силу приказы Минэкономразвития России:

от 7 ноября 2011 г. № 622 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости» (зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2011 г. регистрационный № 22717);

от 3 октября 2013 г. № 571 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав» (зарегистрирован в Минюсте России 5 декабря 2013 г. регистрационный № 30548);

от 3 октября 2013 г. № 569 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование» (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 г. регистрационный № 30989);

от 3 октября 2013 г. № 570 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством» (зарегистрирован в Минюсте России 21 января 2014 г. регистрационный № 31065);

от 3 октября 2013 г. № 572 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством» (зарегистрирован в Минюсте России 13 января 2014 г., регистрационный № 31007).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра — руководителя Росимущества Пристанскова Д.В.

Министр М.С. Орешкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 сентября 2017 г.

1.1. Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (далее соответственно — Административный регламент, государственная услуга) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений и должностных лиц, порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений с заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями при предоставлении государственной услуги.

1.2. Государственная услуга предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам либо их уполномоченным представителям, имеющим право на получение земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — заявитель, заявители).

Административные регламенты

2.6. Результатом предоставления государственной услуги является:

— заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование;

— отказ в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2.7. При предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.

При предоставлении земельного участка без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком срок предоставления государственной услуги не должен превышать шестидесяти дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.

2.8. В случае поступления заявления о предоставлении земельного участка с использованием процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов (далее — заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка) срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати дней со дня поступления такого заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества.

2.9. Срок, указанный в пункте 2.8 Административного регламента, не включается в сроки, указанные в пункте 2.7 Административного регламента.

2.10. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1)*(3);

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 2)*(4);

Земельным кодексом Российской Федерации*(5);

Градостроительным кодексом Российской Федерации*(6);

Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»*(7);

Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»*(8);

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»*(9);

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ)*(10);

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ)*(11);

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон № 218-ФЗ)*(12);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»*(13);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг*(14)»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц»*(15);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 1284)*(16);

постановлением Правительства Российской Федерации № 352;

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1369 «О порядке утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. № 176» (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 1369)*(17);

приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 г. № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом»*(18);

приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (далее — приказ Минэкономразвития России № 1)*(19);

приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»*(20).

  • Административные регламенты исполнения муниципальных функций (2)
  • Административные регламенты предоставления муниципальных услуг (209)
  • Муниципальные услуги 210-ФЗ (199)
  • Постановления Администрации (101)

«Временные» земельные участки снимут с учета 1 марта 2022 года

Это основание допускает 4 цели.

  • аренда земли для строительства индивидуального жилого дома (ИЖС).

Земельные участки под гостиницу, автомастерскую, магазин и другие объекты арендовать без торгов по данному основанию не получится.

Если вы хотите получить землю для строительства домика или коттеджа, то этот способ для вас.

Полезный совет: Многие люди, ищущие землю под строительство индивидуального дома, хотят получить участок именно в собственность.

Это связано с тем, что, по их мнению, право собственности более надежно, чем аренда.

Однако это иллюзия, которая вытягивает лишние деньги из кошелька заблуждающегося.

Нужно понимать, что государство может изъять для своих нужд практически любой участок, даже тот, которым вы владеете на праве собственности.

Поэтому собственность на землю не является 100-процентной гарантией от изъятия участка.

При этом, покупка пустого участка земли (то есть приобретение в собственность) под ИЖС, чаще всего обходиться дороже, чем аренда этого же участка и последующий выкуп земли под уже построенным домом.

Иными словами, в большинстве случаев гораздо выгоднее не сразу покупать земельный участок под ИЖС, а брать его в аренду, строить дом, и только после этого выкупать участок под завершенным строительством.

В таком случае, выкупная стоимость, как правило, будет значительно ниже, чем цена покупки пустого участка.

В чем заключается 1 (одно) важное отличие земельных участков под ЛПХ от участков под ИЖС?

Участки под ИЖС могут находиться только в границах населенного пункта.

Вы не найдете участок с видом разрешенного использования под ИЖС за пределами города, поселка или другого поселения.

А участки, предназначенные для ЛПХ, могут находиться как внутри населенного пункта, так и за его пределами.

Однако арендовать под ЛПХ без торгов можно только те участки, которые находятся на территории населенного пункта.

Если участок имеет вид разрешенного использования – ЛПХ, но находится за границей населенного пункта, то арендовать такой участок без торгов по данному основанию не получится.

Участки под дачное хозяйство более привлекательны, чем участки под садоводство.

Объясняется это тем, что на земле под дачу можно прописаться, перед этим построив дом.

А на садовом участке прописаться весьма проблематично.

Более подробно о том, как прописаться на дачной земле, изложено в пошаговой инструкции: Как получить разрешение на строительство.

Начинающие фермеры, которым не перепало земельных паев, как правило, арендуют землю без торгов.

И делают это весьма успешно.

Кто может арендовать земельный участок без торгов?

Взять землю в аренду у государства без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом цель использования земли должна быть: ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство, дачное хозяйство или КФХ.

Юридические лица (организации) не имеют права арендовать землю для этих целей без торгов.

Льготное приобретение земли для многих является интересным способом арендовать землю.

Однако оно же очень часто становится причиной разочарований.

Случаи, когда льготные категории граждан, то есть тех людей, кто имеет право на первоочередное и внеочередное получение участка, устанавливаются федеральными и региональными законами.

Пока обнаружил только один закон, дающий возможность льготникам арендовать земельный участок без торгов.

Это закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 N 443-84 «О некоторых вопросах предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов».

По данному закону граждане РФ, которые проживают в Санкт-Петербурге, и являются:

  • инвалидами I и II групп,
  • детьми-инвалидами, имеющими ограничение способности к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов в виде кресел-колясок в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка-инвалида),

имеют право на первоочередное получение в аренду для хранения личного автотранспорта (без права возведения объектов недвижимости) земельных участков.

Как видите, на земельном участке, арендованном по данному закону, дом не построишь.

Если знаете иные законы, которые дают право арендовать землю на основании пункта 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, то поделитесь ими в комментариях, потому что, помогая другим, мы в первую очередь помогаем себе.

После того, как землевладельцы стали получать большие штрафы за то, что используют свой участок не по целевому назначению (например, разводят кур на садовом участке), вопрос о том, как определять виды разрешенного использования земли, дошел до Конституционного суда РФ.

И он постановил, что следует учитывать основной и вспомогательный виды его разрешенного использования, которые указаны в Правилах землепользования для соответствующей территории.

Причем вспомогательный вид следует применять независимо от того, указан он в ЕГРН или нет (Постановление от 16.10.2020 № 42-П). Теперь это правило включили в закон:

— собственник не обязан вносить в ЕГРН сведения о вспомогательных видах использования своего участка, но они, тем не менее, все равно учитываются при решении вопроса о целевом использовании земли (Закон от 30.12.2021№ 493-ФЗ).

И если там, к примеру, указано «птицеводство», то за разведение кур даже на садовом участке его владельца оштрафовать не могут.

Теперь она будет действовать до 1 марта 2031 года (Закон от 30.12.2021 № 478-ФЗ). До этой даты граждане могут оформить в свою собственность государственные и муниципальные земельные участки, если на них есть жилые дома, возведенные не позднее 14 мая 1998 г.

Для этого нужно представить в муниципальную администрацию документ о предоставлении участка, схему его расположения, а также документ о технической инвентаризации жилого дома, подтверждающий его создание и регистрацию заявителя в нем до этой даты, выписку из похозяйственной книги и технический план дома.

Одновременно продлевается упрощенный порядок для оформления дома, построенного на участке для садоводства, ИЖС или ЛПХ.

Для регистрации права собственности понадобится только документ, подтверждающий законность владения земельным участком, и технический план возведенного на нем дома (как жилого, так и садового).

С 1 марта 2022 года появится Государственный реестр земель сельхозназначения, где будут отражаться достоверные сведения о плодородии и других показателях качественного состояния земель, их использовании и т. д.

Ответственным за ведение реестра будет Министерство сельского хозяйства РФ.

Владельцы участков из состава земель сельхозназначения смогут бесплатно получать сведения из этого реестра в виде специального паспорта земельного участка (Закон от 30.12.2021 № 475-ФЗ).

Позже будут утверждены правила ведения реестра и предоставления сведений из него.

С 2022 года вступают в силу поправки в НК РФ, согласно которым ФНС будет ежегодно получать от органов земельного контроля и надзора информацию о привлечении собственника участка к ответственности:

— за неиспользование сельскохозяйственных земель для производства сельхозпродукции,

— или за использование не по целевому назначению участков, выделенных для ИЖС, ЛПХ, садоводства или огородничества (в т.ч. за использование их в предпринимательской деятельности).

За эти правонарушения предусмотрена административная ответственность (ст. 8.8 КоАП РФ).

А теперь собственнику грозит еще и доначисление земельного налога: вместо льготной ставки 0,3% будет применяться общая — 1,5% (т. е. налог вырастет в 5 раз).

Кроме того, не будет действовать 10%-ное ограничение ежегодного роста налога, что опять-таки выльется в его увеличение.

Вернуться к льготной налоговой ставке собственник земли сможет лишь после того, как орган земельного надзора подтвердит ФНС, что нарушения были устранены (Закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ).

Временные земельные участки снимутся с учета 1 марта 2022 года.

До 1 марта 2026 года государственный кадастровый учёт и государственная регистрации прав на фермерский жилой дом будет проходить по правилам «дачной амнистии».

Основания для для проведения регистрационных действий:

  1. технический план строения
  2. правоустанавливающий документ на ЗУ и технический план:
    • для случая, когда право на ЗУ, на котором расположен объект недвижимости (жилой дом) в ЕГРН не зарегистрировано

При этом не требуется направлять в администрацию:

  • уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства
  • уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства

Сведения об объекте недвижимости (жилом доме) в техническом плане указываются на основании:

  • проектной документации (при её наличии)
  • декларации

за исключением сведений:

  • о площади дома
  • местоположении дома на земельном участке

Дом, построенный на фермерской земле, входит в состав имущества КФХ.

5. Дополнительные права региональных властей

Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

  1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
  2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:

  • зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
    • это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
  • необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли

С учётом того, что фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на с/х землях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

  • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
  • будут застраиваться фермерскими домами

Кроме присвоения временного статуса землевладению могли присваиваться статусы: «учтенный» и «ранее учтенный». В первом случае имелось в виду, что объект поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 года. Ко второй категории «ранее учтенный» принадлежал участок, права на который были зарегистрированы до марта 2008 года. Земля могла существовать в статусе ранее учтенной только при наличии плана межевания и присвоения ей официального кадастрового номера.

Для понимания, что значит статус земельного участка «временный», в настоящий момент, нужно ознакомиться законодательной базой и последними изменениями, произошедшими в ней за год.

Изначально правовое регулирование производилось на основе ФЗ № 221 от 2007 года. Закон регламентировал правила учета кадастровой недвижимости в России. Ему на смену в 2015 году пришел новый закон № 218, в котором временный статус земельного участка в Росреестре уже не был предусмотрен. С 2017 года в Российской Федерации существует Единый реестр прав собственности (ЕГРН). В связи с этим, необходимость во временной регистрации прав и возможность включения в перечень объектов собственности в таком виде отпали автоматически.

Власти позволяют гражданам привести документы на неоформленные должным образом земельные владения в порядок. Произвести необходимые действия разрешается до 1 марта 2022 года, после этого зарегистрировать право временного пользования земельным участком будет невозможно.

У пользователей законно появляется вопрос, почему земельные участки со статусом временный могли существовать ранее, а сейчас не существуют.

Участки с «временным» статусом в ЕГРН переведут в архив с 1 марта 2022 года

Временное пользование земельным участком было не запрещено ЗК РФ, поэтому эта форма обладания землей пользовалась популярностью. Граждане не торопились переводить свои участки в собственность. В первую очередь их нежелание было связано с неуверенностью граждан в том, что территории понадобятся в будущем. Многим земля досталась случайно: в результате наследования, дарения, раздела и других процедур. Территории находились слишком далеко от центральных районов России, в которых земля имеет ценность. Владельцы не хотели платить налоги, не получая от наделов доход.

Другой причиной нежелания людей заниматься оформлением собственности считается дорогостоящая процедура переведения землевладения в эту категорию. Наиболее затратной является процедура межевания, обязательная для присвоения участку статуса частной собственности. Необходимо вызвать кадастровых инженеров, которые составят межевой план, запишут информацию в компьютерном виде и передадут заказчику диск.

В последнее время власти активно занимаются унификацией собственности россиян, поэтому цены на услуги межевания подскочили. В среднем, межевание участка стоило 10—12 тыс. рублей, сейчас стоимость услуг в некоторых районах достигает 25—30 тыс. рублей.

Для многих, у кого был удостоверен статус временного земельного участка, эта бумага являлась своеобразной охранной грамотой от споров с соседями. Владельцы территорий не желали лишний раз поднимать вопрос о разделе надела и его границах. Вопрос чаще всего приводил к новым спорам, судебным заседаниям, а иногда и конфликтам, перерастающим в настоящие побоища. Однако теперь соседям придется принимать решение.

В связи с нововведениями, которые вступят в силу уже весной следующего года, многие задумались, как снять временный земельный участок с кадастрового учета, и придать ему новый статус.

Ситуация осложняется тем, что многие владельцы давно не заглядывали в документы о собственности на землю. Граждане не интересовались, в каком состоянии находится их земля, а теперь это нужно сделать срочно. Велика вероятность, что собственности можно лишиться.

Для начала нужно произвести снятие временного земельного участка с кадастрового учета. Для этого в срок до марта 2022 года нужно подать заявление в Росреестр с просьбой произвести эти действия. Нововведения касаются в полной мере частных и муниципальных собственников земельных наделов.

Власти предупреждают, что каждый участок обладает уникальным номером. Если владелец решит снять с учета временный земельный участок, то сведения о нем удалятся навсегда, восстановлению не подлежат.

Чтобы вновь поставить надел на учет, о нем нужно заново собирать сведения и документы, которые требует при регистрации Росреестр. Затем собственник должен подать заявление о постановке на учет: это можно сделать через МФЦ или на приеме в отделениях Росреестра. Документы для постановки на учет размещены на сайте государственной организации.

Представители власти обязаны оповестить хозяина надела о том, что собираются снять надел с учета, если не будут произведены действия с ним. Если ответ от гражданина не последует, то участок будет снят с учета.

Эксперты рекомендуют заранее узнать, в каком статусе находится земля. Для этого есть несколько способов: официальный сайт Росреестра, раздел «Справочная информация», публичная кадастровая карта. Можно сделать запрос сведений из ЕГРН в МФЦ.

Не стоит исключать и мошеннические действия, которые, к сожалению, часто совершаются против граждан, живущих вне правового поля. Это касается как продавцов, так и покупателей земли. Многие граждане приобрели земли со статусом временного пользования, которые нигде не были зарегистрированы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что вокруг этих земельных объектов есть спорные территории, наделы не размежеваны, принадлежат сразу нескольким лицам.

Мошенники проявляют интерес и к собственникам таких землевладений, убеждая их переписать на них землю через нелегальные схемы. Обмануть официального собственника землевладения гораздо сложнее, чем человека с устаревшим набором документов и давно не проявлявшим интерес к законодательным изменениям в стране.

До 1 марта 2022 года строить дома на сельскохозяйственных землях было нельзя. Но большое хозяйство требует постоянного надзора, поэтому фермеры устанавливали времянки на территории хозяйства. Однако они не могли их зарегистрировать как жилые строения, были сложности в проведении и оформлении коммуникаций. Кроме того, владельцы КФХ опасались проверок и решений о сносе этих временных багончиков.

Федеральный закон, разрешающий в составе сельхозземель иметь участок с жилым домом, принимали долго — более двух лет. Однако теперь фермер может строить, реконструировать или эксплуатировать один жилой дом на земле сельскохозяйственного назначения. При этом законом предусмотрены ограничения, чтобы сельхозземли не превратились в коттеджные поселки.

Список ограничений, согласно 299-ФЗ, выглядит таким образом

  1. Ограничения на размер и вид строения. Фермерский дом должен быть не более трёх этажей. Общая площадь – не больше 500 квадратных метров. Площадь застройки – 0,25 % от всего площади участка.
  2. Ограничение на деятельность. Фермер, чтобы оформить дом на сельхозземле, реально должен вести деятельность в сфере сельского хозяйства. При этом разрешено строить на всех видах с/х земель – их разрешенное использование может быть как общее (например, для ведения крестьянского хозяйства), так и специализированное (например, растениеводство или свиноводство).
  3. Ограничения на право распоряжаться собственностью. Дом, построенный фермером, остается в составе имущества КФХ.

Закон о фермерских домах многие встретили с радостью. Для одних селян – это способ перестать наматывать круги из посёлка на ферму и обратно. Для желающих открыть экотуристическое направление – это пусть к новому бизнесу, так как в жилом доме фермера можно будет размещать отдыхающих. Кто-то надеется зарегистрировать свою времянку как жилой дом или сделать реконструкцию.

За ответом на вопрос, может ли человек зарегистрировать уже построенный дом на сельхозземлях, мы обратились к федеральному юристу – эксперту по земельным и налоговым спорам в области АПК Анне Соловьевой.

— Необходимо понимать, что закон коснётся только официально зарегистрированных КФХ, которые осуществляют свою деятельность на землях сельхозназначения. Принятие этого закона нацелено на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Обычных дачников и физических лиц, этот закон не коснётся.

То есть если у вас есть в собственности земли сельхозназначения, но нет КФХ, зарегистрировать строение не получится. Кроме того, Анна Соловьева обратила внимание, что законодательство дало право местным муниципалитетам самостоятельно накладывать на некоторые земли запрет на строительство на них фермерских домов.

— В первую очередь это касается тех участков, которые находятся в непосредственной близости к большим городам. При этом закон не содержит указание на срок, в течение которого местные муниципалитеты обязаны наложить этот запрет.

Эксперт таким образом выделила вторую причину, по которой не каждый дом получится зарегистрировать.

Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).

Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).

До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).

При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).

Административные регламенты предоставления муниципальных услуг

  • АПК-органы управления
  • ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
  • ГСМ, биотопливо
  • корма, добавки для животных
  • оборудование для АПК, промышленное, весовое
  • обучение
  • сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
  • сельхозтехника, запчасти
  • семена, посадочные материалы
  • средства защиты растений, удобрения
  • страхование
  • строительные материалы
  • финансовые учреждения
  • элеваторы, мелькомбинаты
  • Аграрные СМИ

С 1991 года по 2001 год длился переходный период последней земельной реформы, а завершился он принятием нового Земельного кодекса, в котором были учтены все ошибки и уроки предыдущего периода. Теперь право на землю определяет Земельный кодекс от 25.10.2001 г. N 136 в новой редакции от 1 марта 2015 г., а также законы Субъектов Российской федерации и местных органов власти. Далее эта нормативная база поможет нам законно получить землю от государства.

Бесплатно получить участок под строительство дома можно только один раз и только из фонда государственных или муниципальных земель. Земля, находящаяся в собственности других физических и юридических лиц может быть только куплена, подарена или передана по наследству.

К многодетным в нашей стране относятся семьи с тремя и более детьми, при этом все дети должны быть на иждивении родителей. Это означает, что дети должны быть или несовершеннолетними, или обучаться очно в учебных заведениях, или иметь группу инвалидности, предполагающую необходимость опекунства.

Есть и плохие новости — для граждан, имеющих трех и более детей, внесли изменения в статью 39.5 Земельного Кодекса. Теперь регионам дали право оказывать поддержку только тем семьям, которые стоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или соответствует этому статусу (до 11 кв. метров жилья на человека). То есть будут давать на выбор либо участок, либо иную форму поддержки. Скорее всего, новое правило начнет распространяться и на остальные категории льготников, которые захотят получить землю под ИЖС в черте города.

Молодая семья бесплатно получит земельный участок, если:

  • Члены семьи являются гражданами РФ и состоят в браке официально;
  • Супругам не принадлежат земельные участки, включая право аренды, и другие объекты недвижимости;
  • Все члены молодой семьи более 5 лет прописаны на одной жилплощади размером менее 15 квадратных метров на человека.
  1. Бесплатно государство выделяет землю ветеранам ВОВ и других боевых действий. Ветераны, имеющие боевые награды, могут претендовать на участки до 0,20 га в городах и до 0,40 га — в сёлах;
  2. Герои труда. Для граждан, имеющих трудовые награды, выделяются участки от 8 соток в городских поселениях, и от 25 соток — в сельских. К ним относятся граждане, имеющие звание Героев Труда РФ, Героев Социалистического Труда, Героев России и СССР, награждённые орденами Трудовой Славы, полные кавалеры ордена Славы;
  3. Земельные участки в СНТ бесплатно предоставляют инвалидам 1-й и 2-й группы. Льготой является получение участка вне очереди и без участия в процедуре торгов;
  4. В зависимости о регионального законодательтва, земельные участки получают и пенсионеры;
  5. Семьи, в которых есть на иждивении инвалид группы или ветеран Великой отечественной войны;
  6. Семьи, потерявшие кормильца, погибшего при участии в боевых действиях;
  7. Граждане, состоящие на учёте в муниципальных органах как нуждающиеся в жилье;
  8. Жители сельской местности при условии, что они достигли возраста 35 лет, прошли профессиональное обучение в области медицины, сельского хозяйства, культуры, образования и работают по специальности;
  9. Жители сельской местности, проживающие и прописанные в селе не менее 5 лет;
  10. Граждане, репрессированные в период политических репрессий, и впоследствии реабилитированные
  11. Граждане, проходящие службу в армии по контракту;
  12. Религиозные организации.

Данный список постоянно обновляется, но его нельзя назвать исчерпывающим.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.