Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение специальной оценки условий труда в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
Что нужно знать про спецоценку условий труда в 2022 году
В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:
1. Подается заявления о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП);
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации;
3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре;
4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения;
5. Производится регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
- привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
- приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации;
- выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;
- выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.
Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.
- прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
- прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда;
- прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации;
- прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;
- неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;
- по решению суда.
- Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов уровни которых превышают установленные гигиенические нормативы.
- Выдача и употребление молока или равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями.
- Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдается.
- Работникам, периодически контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), в дни фактической занятости дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл.
- При постоянном контакте с вредным воздействием неорганических соединений цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), обусловленным производственным (технологическим) процессом, в дни фактической занятости вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда.
- Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.
- Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме предусмотренных таблицей 1), а также выдача молока или равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.
- Допускается замена равноценных пищевых продуктов на молоко и молока равноценными пищевыми продуктами по письменным заявлениям работников.
- Замена молока на продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда допускается только при положительном заключении на их применение Роспотребнадзора.
- Выдача работникам по установленным нормам молока или равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или равноценных пищевых продуктов. Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.
- Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.
- Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.
- Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Остается без уточнения периодичность индексации, она устанавливается по решению работодателя с учетом мнения профсоюзных органов.
Документ определяет перечень видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Всего проект насчитывает 3 296 пунктов. Их стало больше по сравнению с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 46н, в котором было 3 223 пункта.
Отличительная особенность нового проекта – подробно расписан пункт внесения изменений и дополнений в Перечень. Изменения могут вноситься на основании предложений федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений профсоюзов и объединений работодателей с предоставлением соответствующих обоснований.
Конкретизировано, что лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Перечнем, при условии занятости на такой работе не менее половины рабочего дня, а также в период профессионального заболевания указанных работников с временной утратой трудоспособности без госпитализации.
Выдача лечебно-профилактического питания производится перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов (для труднодоступных регионов при отсутствии столовых) перед началом работы.
Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, получающим лечебно-профилактическое питание, не производится.
За государственной экспертизой условий труда вправе обратиться руководители предприятий, работники, представители профсоюзов и экспертные организации.
➤ Работодатель может не согласиться с доводами экспертов СОУТ, обвиняя их в предвзятости, если много рабочих мест будет оценено как вредные.
➤ Работник может подать заявление на проведенную СОУТ, если у него не будет сомнения в том, что эксперт и работодатель вступили в преступный сговор с целью убрать вредность и лишить работника положенных ему гарантий и компенсаций.
➤ Профсоюзы имеют право обратиться с заявлением на проверку проведения СОУТ, если им покажется, что права работников были ущемлены.
➤ Экспертная организация, которая проводила СОУТ, также может обратиться с заявлением, если будет убеждена, что на нее оказывает давление работодатель.
Обратите внимание! Комиссия по расследованию несчастных случаев иногда является заявителем за госэкспертизой, если будет установлено, что сопутствующей причиной травматизма явилась неправильная идентификация опасных факторов.
Проводить госэкспертизу условий труда могут следующие органы:
- федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
- органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Этими органами являются департаменты или управления труда при краевых, областных администрациях, в республиках Российской Федерации.
Перечень документов, которые нужно дополнительно приложить к заявлению зависит от того, кто явился заявителем. Рассмотрим все варианты.
Таблица. Перечень документов, которые нужно дополнительно приложить к заявлению на государственную экспертизу оценки качества проведенной СОУТ
Заявитель — работодатель | Заявитель – экспертная организация СОУТ | Заявитель — работник |
· сведения об организации (организациях), проводившей СОУТ, копии уведомления о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению СОУТ, аттестат аккредитации, сертификаты экспертов СОУТ, отчет о проведении СОУТ.
· сведения о размещении отчета о проведении СОУТ в федеральной государственной информационной системе, если он был утвержден после 1 января 2020 года. До этой даты данные в ФГИС не размещали. |
копии документов, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям:
· уведомление о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, · аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющуюся неотъемлемой частью аттестата аккредитации, сертификаты экспертов. |
В случае, если заявителем является работник, то при подаче заявления он заполняет еще и форму согласия на обработку персональных данных и прикладывает ее к заявлению.
Форма согласия в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 28.10.2021 № 765н. |
Образец согласия на обработку персональных данных согласно приложению № 2 к приказу Минтруда России от 28.10.2021 № 765н
Декларация СОУТ 2022: новая форма и порядок подачи
Российское законодательство в сфере охраны труда ориентировано на обеспечение безопасности труда и снижение профессиональной заболеваемости и случаев травматизма в организациях. В настоящее время обеспечение безопасности труда основывается, в первую очередь, на проведении специальной оценки условий труда на рабочем месте (СОУТ). Эта процедура регламентируется Федеральным Законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» и заменила ранее действующую аттестацию рабочих мест.
Результаты СОУТ, конечно, можно и нужно использовать для создания надлежащих условий труда на рабочих местах, так как специальная оценка предполагает выполнение инструментальных замеров вредных и опасных факторов и разработку последующих мероприятий по улучшению. Однако, такая оценка не является исчерпывающей для выявления всех рисков и назначения всех необходимых мероприятий.
Основные отличия оценки профессиональных рисков от специальной оценки условий труда:
- оценка профессиональных рисков рассматривает всю деятельность работника, тогда как СОУТ направлена на конкретное рабочее место. Таким образом, в рамках оценки профессиональных рисков будут учтены и риски перемещения персонала (движения по галереям, коридорам, территории и др.), его временные рабочие операции, а также действия в случаях нестандартных и аварийных ситуациях;
- оценка профессиональных рисков может учитывать инструментальные измерения производственных факторов, СОУТ ограничена инструментальными измерениями вредных и опасных факторов;
- оценка профессиональных рисков является постоянной процедурой, требующей согласно классическим подходам к менеджменту рисков – периодического анализа и пересмотра, СОУТ проводится 1 раз в 5 лет;
- система работы с профессиональными рисками всегда строится с привлечением внутреннего персонала организации (разработка системы, обучение персонала, вовлечение персонала в работу по поиску и снижению профессиональных рисков (частая практика — One Point Lesson /урок одного вопроса). СОУТ проводится внешними специалистами.
Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:
- штатное расписание;
- СНИЛСы работников;
- используемое оборудование на каждом рабочем месте;
- продолжительность рабочего дня;
- график работы
- должностные инструкции на каждого работника;
- результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
- марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
- карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).
Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.
После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.
По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.
Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.
Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.
Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.
Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:
- во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
- во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.
Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.
В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:
- Сводная ведомость.
- План мероприятий по улучшению условий труда.
Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.
По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».
Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.
Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.
При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.
А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.
Отчет по результатам специальной оценки условий труда должен содержать следующие данные:
- —идентификационный номер работодателя;
- —сведения об организации с копиями документов, подтверждающих право проводить спецоценку, а также список всех измерительных приборов, которыми оснащена ее лаборатория;
- —перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных или опасных производственных факторов, если их обнаружили;
- —сводная ведомость с указанием классов вредности по всем рабочим местам;
- —карты рабочего места, содержащие сведения об установленном экспертом компании-оценщика классе (подклассе) условий труда, рекомендации по их улучшению, компенсации, гарантии, которые нужно предоставить работнику. Составляются на конкретные места;
- —протоколы проведения исследований и измерений, если они проводились;
- —перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
- —заключение эксперта — документ, в котором указано, сколько рабочих мест проверено, сколько из них с вредными, допустимыми и опасными условиями;
- —замечания и предложения работника относительно результатов.
По результатам спецоценки рабочему месту в зависимости от степени вредности и опасности присваивают один из четырех классов условий труда. Подробнее о них рассказывает эксперт Игорь Иванников:
- —1 класс – оптимальные условия труда. Такие, при которых воздействие на сотрудника вредных или опасных производственных факторов отсутствует или не превышает показатели, установленные нормативами и принятые в качестве безопасных для человека. Также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
- —2 класс – допустимые условия труда. При них на работника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, но не превышают уровни, установленные нормативами. Измененное функциональное состояние организма человека восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
- —3 класс – вредные условия труда. Такие, при которых воздействие вредных или опасных производственных факторов превышает уровни, установленные нормативами;
- —4 класс – опасные условия труда. На сотрудника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровень воздействия которых в течение всего рабочего дня или его части способны создать угрозу жизни, а последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период деятельности. С 1 марта 2022 года начнет действовать запрет на работу с 4 классом условий труда.
Специальная оценка условий труда в 2022 году: изменения, новые правила
Внеплановая проверка предусмотрена, когда условия труда изменились и нужно заново оценивать рабочие места на вредность и опасность. К факторам, влияющим на это, относятся изменения:
- —технологического процесса,
- —в производственном оборудования,
- —состава применяемых материалов,
- —средств индивидуальной и коллективной защиты.
Закупки корпоративных заказчиков
Номер извещения
ГП214336
Уникальный номер закупки
«Позиция 1»
«Услуги по проведению специальной оценки условий труда в 2022 году»
Кол-во:
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Первый этап подготовительный, проводится силами предприятия. Задачи первого этапа спецоценки условий труда:
- проанализировать, на каких рабочих местах производить оценку;
- сформировать список рабочих мест, где нужно провести СОУТ.Это для технического задания — основы договора на спецоценку;
- выбор экспертной организации.
Определите какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда — те, на которых за текущие полгода закончится предыдущая СОУТ.
Важно! Спецоценка новых рабочих мест осуществляется в течение 12 месяцев после их создания. Места, где произведена замена оборудования и сырья проверяются в течение полугода. Это условие для внеплановой специальной оценке условий труда. |
Совет Аналогичными считаются места, расположенные в идентичных помещениях, оснащенных одинаковым оборудованием, инструментарием, системами вентиляций, отопления, освещения и т.д.. Обязательна принадлежность работников к одинаковой должности, профессии, специальности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. |
Параллельно подготовьте пакет документов:
- приказ о проведении СОУТ с перечислением тех, кто входит в комиссию;
- утвержденный график проведения;
- перечень мест, подлежащих оценке;
- проект договора с экспертной организацией.
Основная задача эксперта — определить реальный класс условий труда работников. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится для всех мест, подлежащих СОУТ. Результаты заносятся в карту. Эту информацию надо довести до сведения сотрудника. Ставя свою подпись под ознакомлением, он подтверждает, что знает параметры своего рабочего места и согласен на выполнение работ.
Совет Эти сведения занесите в трудовой договор (составьте допсоглашение) с работником. Их отсутствие часто вызывает претензии от ГИТ при проверках. |
Во время проверки эксперты осматривают рабочие места и оборудование, анализируют режим работы сотрудников.
Классы рабочих мест по приказу Минтруда 33н и №426-ФЗ
Класс |
Характеристика |
Описание |
1 |
Оптимальный |
Вредного влияния нет или оно минимально |
2 |
Допустимый |
Есть опасность, не выходящая за гигиенические нормы. Организм работающего успевает восстановиться от негативного воздействия к началу следующей смены |
3 |
Вредный |
Эта группа содержит четыре подкласса. Вызывают:
Различаются степенью тяжести патологических состояний, вызываемых тяжкими условиями или вероятностью утери профессиональной или общей трудоспособности |
4 |
Опасный |
Представляют опасность для жизни работника |
После завершения обследования и замеров экспертная организация передает работодателю отчет. Он содержит:
- сведения об организации, проводившей СОУТ;
- перечень рабочих мест, где проводили СОУТ, с перечислением вредных опасных производственных факторов;
- карты СОУТ со сведениями об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения испытаний, измерений найденных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
- сводная ведомость СОУТ;
- рекомендации по улучшению условий и охраны труда для тех мест, где проводилась СОУТ;
- заключение эксперта, проводившего СОУТ.
С отчетом знакомятся, его подписывают члены комиссии. При наличии замечаний составляется отдельный документ и прикладывается к отчету.
Специальная оценка условий труда (ФЗ № 426-ФЗ) представляет собой анализ условий работы сотрудников у конкретного работодателя, проводимый специальной организацией на определенных рабочих местах. Процедура проводится специальной организацией для того, чтобы:
- установить наличие вредных, опасных для здоровья человека условий, то есть таких, которые приводят к болезни сотрудника или травме (ст. 209 ТК РФ);
- оценить степень их влияния на работника;
- определить величину отклонения от нормы;
- установить степень эффективности применяемых СИЗ и средств коллективной защиты.
По результатам СОУТ определяются классы условий работы на конкретном месте (ч. 2 ст. 3 426-ФЗ):
- оптимальный;
- допустимый;
- вредный;
- опасный.
В дальнейшем от класса, установленного для рабочего места, зависят:
- тариф страховых взносов, отчисляемых нанимателем в ПФР в пользу сотрудников: лучше условия — меньше взнос;
- гарантии и компенсации сотрудникам на вредном, опасном производстве (дополнительные отпуска — ст. 117 ТК РФ, сокращение длительности времени работы — ст. 92 ТК РФ, повышение размера зарплаты — ст. 147 ТК РФ).
В целом, улучшенные условия труда ведут к уменьшению затрат нанимателя.
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» установлены положения о том, как провести спецоценку условий труда в организации. Эти мероприятия по охране труда работников должны исполнять все работодатели. Нарушителей установленных норм безопасности ждут административные штрафы в размере до 200 000 рублей.
Законодатель дополнительно простимулировал работодателя к активному проведению оценки, дав возможность последнему возместить часть понесенных расходов за счет средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года
ФЗ № 426-ФЗ определил, что в части ряда рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и ее необходимо закончить к 31.12.2018. Эта же дата является разрешенной для применения результатов ранее проведенной аттестации мест труда (Письмо Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-40).
СОУТ нужно проводить не позднее 12 месяцев с момента создания нового места работы. В случае если учреждение работает более года, а спецоценка не проводилась ни разу, необходимо срочно инициировать процедуру. В целом, советуем соблюдать правило о том, что проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте лучше не позднее полугода с даты создания. В соответствии со статьей 212 ТК РФ, наниматель должен обеспечить безопасные условия работы, охрану труда работников и надлежащее их информирование в части вредности на производстве. Это значит, что сотрудник вправе потребовать предоставить сведения о степени вредности влияния на его организм окружающих условий. Непредоставление нанимателем требующейся информации является нарушением действующего законодательства. Срок действия спецоценки — 5 лет.
Расскажем подробнее, как провести СОУТ в организации.
Проведение СОУТ, пошаговая инструкция которой приведена далее, начинается с принятия решения о проведении СОУТ и разработки и утверждения ряда необходимых документов:
- приказа о назначении комиссии по СОУТ (во главе ее — сам работодатель, количество членов — нечетное; в состав надо включить специалиста по ОТ, представителя профсоюза, иных сотрудников);
- графика проведения процедур по СОУТ;
- перечня рабочих мест, подлежащих оценке.
Исполнителем процедуры становится организация, уполномоченная осуществлять подобные действия и имеющая регистрацию в специальном реестре. СОУТ для офисных работников, как и для сотрудников иных учреждений, вправе проводить те организации, которые имеют номер регистрации. Стоимость СОУТ зависит от численности работников, отрасли и имеющихся вредных факторов.
Компании, уполномоченные на проведение оценки, могут помочь сформировать необходимый пакет документов (распорядительный акт о СОУТ, график и т. п.), поскольку их формы обязательны для всех предприятий, которые занялись проведением СОУТ.
Ответ на вопрос о том, как провести спецоценку условий труда (в офисе, на производстве), связан с необходимостью формирования списка мест, подлежащих СОУТ. В перечень нужно включить все рабочие места. А вот необходимость включения рабочих мест как аналогичных определят сотрудники спецорганизации, проводящей оценку.
Рабочее место — это то, где сотрудник обязан быть в связи с его трудовой деятельностью. Оно находится в зоне прямого или косвенного контроля нанимателя (ст. 209 ТК РФ).
426-ФЗ установил, что СОУТ нужно проводить на рабочих местах всех сотрудников, кроме относящихся к категории:
- трудящихся на дому;
- удаленных сотрудников;
- работающих у физлиц, не имеющих статуса ИП;
- работников организаций религиозного характера.
СОУТ нельзя проводить на вакантном рабочем месте (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).
До начала спецоценки комиссия определяет список рабочих мест, указав в нем аналогичные. А вот относить ли его к аналогичному, решает эксперт спецорганизации. Далее такое решение утвердит комиссия по СОУТ.
Критериями, по которым рабочее место осносится к аналогичным являются:
- наличие идентичных систем, связанных с освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией;
- нахождение в одном или идентичных помещениях;
- сотрудники работают по одинаковой профессии, должности;
- трудовой функционал сотрудников аналогичен;
- имеются идентичные СИЗ.
СОУТ проводят по каждому рабочему месту работы из списка, а вот в отношении аналогичных — на 20 % от общего количества таковых. Результат оценки будет распространен на все имеющиеся аналогичные рабочие места.
В перечень надо включить такие сведения:
- Ф.И.О.;
- должность;
- СНИЛС (страховое пенсионное);
- период работы в офисе и за его пределами;
- используемое в процессе деятельности оборудование.
Спецоценка условий труда: для чего нужна, кто проводит, как обжаловать
СОУТ — это комплекс мероприятий по спецоценке условий труда, во время проведения которых идентифицируются опасные и (или) вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также оценивается уровень их воздействия на работников.
Эксперты компании-оценщика проводят процедуры в рамках СОУТ по специальным методикам с использованием утвержденных, аттестованных и прошедших поверку средств измерений. Результат их работы оформляется отчетом.
По результатам СОУТ работодатель разрабатывает и реализует мероприятия по ослаблению негативного воздействия на здоровье работников производственных факторов.
Проведение СОУТ — лишь часть обязанностей современного работодателя в области охраны труда. Узнать больше о других, столь же значимых, вы можете в специальном материале, который подготовили наши специалисты.
- Трудовой кодекс РФ
- федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ
- приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н
С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:
- не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
- условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.
Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.
Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.
Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.
Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):
- когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
- когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
- когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).
Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
С 2014 года могли произойти значительные изменения в работе компании. Проведите идентификацию новых рабочих мест, открытых в 2020 году. Что касается тех рабочих мест, на которых спецоценку уже проводили 5 лет назад, подтвердите по ним отсутствие вредности (п. 1 ст.17 и п. 4 ст.8 Закона 426-ФЗ, Приказ 33н о специальной оценке условий труда с изменениями).
На этом этапе работодатель и представители коллектива ничего делать не могут. Они лишь присутствуют при измерениях, а затем утверждают результаты исследований и оценки. Эксперты приглашенной организации обязаны проверить:
- физические, химические и биологические факторы;
- неионизирующие и ионизирующие излучения;
- параметры микроклимата и световой среды;
- сложность трудового процесса.
Если испытания или измерения угрожают жизни или здоровью приглашенных оценщиков, то оформляется протокол о невозможности испытаний. На основании этого документа рабочие места признаются опасными, и работодатель обязан уведомить о них ГИТ в 10-дневный срок.
В отношении каждого рабочего места оформляется Карта СОУТ рабочего места, которая входит в отчет. Форму отчета о проведении спецоценки и инструкцию по его заполнению утвердил 33 н (методика проведения СОУТ) с изменениями (последние были внесены приказом от 14.11.2016 N 642н). Занимается оформлением отчета оценщик.
Результаты СОУТ подтверждаются подписями всех членов комиссии, а утверждает их председатель комиссии по спецоценке — руководитель организации или ИП. Если кто-то с информацией, изложенной в отчете, не согласен, он пишет мотивированное мнение и прикладывает его к отчету.
По итогам этого этапа ясно, какие классы опасности присваиваются конкретным рабочим местам, что рекомендуют эксперты для улучшения ситуации, насколько эффективны выдаваемые средства индивидуальной защиты.
Обзор изменений по охране труда с 1 марта 2022 года
После того как эксперты по СОУТ закончат свою работу, работодатель обязан ознакомить подчиненных с результатами оценки. Приказ 33 н дает на информирование сотрудников 30 календарных дней с момента оформления итогов СОУТ. Такой же срок предоставлен для обнародования результатов оценки на сайте компании, если он имеется.
Одна из обязанностей работодателя — всегда держать под рукой итоги СОУТ. Они необходимы во многих случаях, начиная от визитов инспекторов и заканчивая разбирательствами, связанными с тарифами на страхование. По закону, результаты спецоценки действительны в течение 5 лет. Но есть перечень ситуаций, когда они утрачивают свою актуальность. Производить оценку заново необходимо, если:
- введены в эксплуатацию новые рабочие места;
- провести проверку потребовал инспектор или представители работников;
- изменился технологический процесс или оборудование;
- обновился состав применяемых материалов и(или) сырья;
- поменялись средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
- на рабочем месте зафиксирован несчастный случай или профзаболевание из-за воздействия вредных (опасных) производственных факторов.
В связи с тем, что многие компании до сих пор не провели спецоценку, актуальным становится вопрос — когда эта обязанность является исполненной. В Письме Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 есть прямой ответ на вопрос: датой завершения оценки условий труда является дата утверждения отчета, форма которого показана выше.
Нужно ли проводить повторную проверку, если юрлицо поменяло адрес
Да, если работодатель переместил рабочие места из одного офиса в другой, то внеплановая спецоценка необходима (Письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169). И если был переезд в новый офис — тоже (Письмо Минтруда России от 02.11.2017 N 15-1/ООГ-2982).
Специальная оценка планировалась, чтобы обеспечить работникам дополнительные гарантии и защиту. Ответственность за несоблюдение требований к процедуре оценки предусмотрена для работодателя и оценщика. Так, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение порядка проведения СОУТ, в том числе за несоблюдение сроков информирования подчиненных о результатах оценки, должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5000–10 000 рублей, а юридические лица — на 60 000–80 000 рублей.
Для оценщиков максимальные штрафы за недобросовестное исполнение обязательств выше:
- для должностных лиц — до 50 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет;
- для организаций — до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 14.54 КоАП РФ).
Скачать приказ о проведении СОУТ
Скачать перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке
Скачать образец графика проведения спецоценки
Скачать форму отчета о СОУТ
Скачать форму декларации по итогам СОУТ
За безопасность на рабочих местах отвечают не только работодатели, но и сами сотрудники — они должны соблюдать требования по охране труда. Это их обязанность, которая указана в ч. 2 ст. 21 ТК. Для обеспечения выполнения сотрудниками этой обязанности в кодекс внесли изменения, согласно которым у работодателя появляется право требовать от сотрудников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ).
Для реализации этого права и наличия у работодателя возможности привлекать сотрудников к дисциплинарным взысканиям из-за несоблюдения указанных требований, эту обязанность требуется фиксировать в трудовых договорах или внутренней документации компании.
С 1 марта 2022 года в Трудовом кодексе будет закреплено понятие микроповреждения (микротравмы), под которой будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и иные повреждения сотрудников и иных лиц, участвующих в производственном процессе, при выполнении трудовых обязанностей или работ по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ). С этой даты работодатели должны вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, повлекшие за собой получение сотрудниками микротравм. Основанием для осуществления этих действий является обращение пострадавшего лица к своему руководителю или к самому работодателю.
Ведение учета микротравм даст возможность устранить практику игнорирования работодателями фактов получения сотрудниками микроповреждений, что впоследствии может стать причиной более серьезного травмирования.