Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Накладные расходы и сметная прибыль в 2022 году коэффициент». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В связи с утверждением и внесением в Федеральный реестр сметных нормативов новых Методик по разработке и применению нормативов накладных расходов (приказ Минстроя России № 812/пр от 21.12.2020) и сметной прибыли (приказ Минстроя России № 774/пр от 11.12.2020) дополнительно сообщаем о признании не подлежащими применению с 1 июля 2021 года методических указаний по определению величины сметной прибыли (МДС 81-25.2001) и накладных расходов (МДС 81-33.2001 и МДС 81-34.2001) в строительстве (приказ Минстроя России № 245/пр от 21.04.2021).
Если подрядчик применяет УСН, а заказчик — общую налоговую систему, это вовсе не означает, что строительная компания должна «подарить» партнёру 20 % от своих затрат на материалы и входящие услуги.
В расчёте сметы НДС выделяется отдельной итоговой графой, убрать которую нельзя, даже если подрядчик использует упрощёнку. Для таких бизнесменов предусмотрен механизм возмещения НДС при УСН. Для этого в смете ячейку «НДС» нужно заменить на «Компенсация НДС при УСН».
Иногда упрощенцы вообще не учитывают НДС в смете. А сумму входящего налога по материалам и услугам относят на накладные расходы. В этом случае организация понесет дополнительные убытки из-за того, что НДС не будет учтен при расчете цены работ для заказчика.
А если подрядчик использует УСН с объектом «Доходы минус расходы», то такой вариант учета приведет ещё и к претензиям со стороны налоговиков. В этом случае будут завышены затраты подрядчика и, следовательно, занижен упрощённый налог. В итоге инспекторы при проверке доначислят его, а также взыщут штрафы и пени.
Некоторые строительные компании на УСН рассчитывают НДС и выставляют заказчику счёт-фактуру. Но в этом случае подрядчик должен будет сдать декларацию и заплатить налог в бюджет. А возместить входной НДС по материалам и услугам компания на упрощёнке не сможет. Поэтому подрядчик в этом случае заплатит НДС дважды: сначала поставщикам в цене материалов и услуг, а затем — в бюджет после завершения работ и расчета с заказчиком.
Оба этих решения неверны. Чтобы избежать проблем, необходимо указывать компенсацию НДС в смете при упрощенке, полученную расчётным путём.
Понижающие коэффициенты к НР и СП при по новым методикам 812/пр и 774/пр
Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.
Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:
- в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
- при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
- для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
- при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
- для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
- в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
- при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
- для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).
В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.
Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).
- Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1
- Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 N 2
- 03.03.2022 Поздравляем с 8 Марта!
- 17.02.2022 Индексы Минстроя России на 1 квартал 2022 года
- 10.02.2022 Набор на Курсы повышения квалификации с 21 по 25 марта 2022 года
- 27.01.2022 1 февраля 2022 года вступает в силу Изменение № 9 к ГЭСН-2020, ФЕР-2020
- 27.01.2022 Выпущено плановое обновление программы «ГРАНД-Смета» версии 2021.2
- 10.01.2022 ФСНБ-2022 с 30 июня 2022 года!
- 24.12.2021 С Наступающим Новым Годом!
- 22.12.2021 Утверждено Изменение № 9 к базе ФЕР-2020, ГЭСН-2020
- 17.12.2021 Правила работы в 2021-2022 годах
- 16.12.2021 Выпущен новый видеоролик по программе «ГРАНД-Смета», версия 2021.2
В структуру СП включены эти направления расходов:
- Модернизация и переоборудование основного фонда, который влияет на рост производства. Для расчета этого направления расходов нужно задействовать сведения из инвестиционного бизнес-плана развития компании, а также из бухучета трат по статье «Модернизация» за прошлый период. Имеет смысл провести анализ имущественного состояния подрядчика. В частности, это доля основных средств и ее активной части. Следует проанализировать состояние основных производственных фондов. Учитывается вывод из эксплуатации, износ техники, собственные оборотные фонды.
- Материальное стимулирование сотрудников. Это направление включает в себя финансовую помощь, траты на оздоровительные мероприятия для персонала, не связанного с основным производством. Подобные траты должны быть вписаны в приложение к бухгалтерскому балансу за прошлый период. В этом приложении указываются эти непроизводственные расходы: покупка путевок в курорты, абонементов в фитнес-клуб, билетов на культурные мероприятия, вознаграждения, не предусмотренные трудовым соглашением, траты на помощь сотрудникам на ипотеку, индивидуальное жилищное строительство. Это также траты, сопутствующие предоставлению продукции и услуг по льготным ценам.
- Помощь учебным заведениям. Фирмы могут оказывать безвозмездную помощь образовательным учреждениям. Соответствующие расходы должны подтверждаться бухгалтерским балансом.
- Налоговые выплаты. Это могут быть налоги на прибыль, имущество, различные региональные и местные налоги, ставка которых не превышает 5%. Налог на прибыль рассчитывается на базе показателей по каждой статье, включенной в сметную прибыль. Налог на имущество определяется исходя из данных об основных фондах, участвующих при выполнении работ, о средствах, потраченных на модернизацию.
К СВЕДЕНИЮ! Примечания к бухгалтерской отчетности – это одно из оснований определения индивидуального норматива СП.
Компенсация НДС в смете при упрощёнке
Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться:
Номер | Направления затрат | Жилищное строительство | Производственные объекты | Ремонтно-строительные работы |
---|---|---|---|---|
1 | Материалы | 70% | 63% | 47% |
2 | Материальное стимулирование сотрудников | 9% | 11% | 21,5% |
3 | Эксплуатация оборудования | 3% | 4,5% | 2% |
4 | Накладные траты | 11,5% | 13,5% | 19,5% |
5 | Сметная прибыль | 6,5% | 8% | 10% |
100% | 100% | 100% |
Методика по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
1. Методика по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — Методика) предназначена для определения методов разработки и применения нормативов сметной прибыли, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — строительство) в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2020, N 31, ст.5023).
2. При определении сметной стоимости строительства в локальных сметных расчетах (сметах) учитывается сметная прибыль, включающая в себя затраты, предусмотренные главой III «Затраты, учитываемые при разработке нормативов сметной прибыли по видам работ» Методики, не относящиеся на себестоимость строительства, перечень которых принят в целях разработки нормативов сметной прибыли.
3. При составлении сметной документации на строительство объектов капитального строительства сметная прибыль определяется в рублях и отражает усредненные по видам работ затраты строительных организаций, учитываемые в составе сметной стоимости строительства.
4. Разработка нормативов сметной прибыли осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ГЭСНр), пусконаладочные работы (далее — ГЭСНп), монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее соответственно — сметные нормы, ФРСН).
5. Нормативы сметной прибыли, приведенные в приложении к Методике, формируются по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ) в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат, далее — ФОТ) рабочих — строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли) для территории Российской Федерации.
6. Разработка нормативов сметной прибыли по видам работ осуществляется на основании расчетов, составленных по видам сборников сметных норм или разработанных на их основе федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных оставляющих, сведения о которых включены в ФРСН, с учетом зависимости размера норматива сметной прибыли от ФОТ, учитываемого в составе сметных прямых затрат, и долей затрат сметной прибыли, зависимых и не зависимых от ФОТ.
Какой процент накладных расходов от прямых затрат?
11. При составлении локальных сметных расчетов (смет) сметная прибыль определяется как произведение нормативов сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида строительно-монтажных работ в составе сметных прямых затрат, в рублях.
12. Выбор нормативов сметной прибыли осуществляется при составлении локальных сметных расчетов (смет) по видам работ в соответствии с графой 4 Таблицы, приведенной в приложении к Методике.
13. Определение сметной прибыли производится путем начисления норматива сметной прибыли по каждому виду работ (в соответствии с применяемой сметной нормой или разработанной на ее основе единичной расценкой) по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) с последующим указанием суммы начисленной сметной прибыли по итогам разделов (при наличии) локального сметного расчета (сметы) и в целом по итогу локального сметного расчета (сметы) по формуле (1):
- Все новости
- Мероприятия
- Госстройсмета
- Ценообразование
Утверждена новая методика по накладным расходам приказом Минстроя от 21.12.2020 г. № 812/пр.
Будем её называть — методика 812/пр.
В названии — «Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства». Как видим тут и разработка, и применение нормативов накладных расходов, а также сфера применения – строительство, реконструкции, кап. ремонт, снос объектов кап. строительства (в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса). Зарегистрирована в Минюсте 25.03.2021 под №62869.
В новой методике 812/пр нет информации об отмене МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004. Отдельных приказов об отмене на момент написания статьи тоже не выходило. Предполагаю, что после внесения в реестр в старых методиках появится фраза «Признаны не подлежащими применению» в связи с выходом новой методики.
Что же нового в новой методике?
Во-первых, конечно, это новая таблица нормативов накладных расходов, обзор её будет ниже, но также есть изменения и в различных формулировках, составе — учтенных и не учтенных затрат, и самое главное подход к расчёту.
Понятие и расчет сметной прибыли
Коэффициент 0,9 при ремонте сохранился!
Пункт 25. В случае отсутствия ГЭСНр при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, с использованием ГЭСН, к которым в соответствии с положениями сметных нормативов, включенных в ФРСН, применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда, к нормативам накладных расходов для соответствующих ГЭСН по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) применяется коэффициент 0,9.
Изменена формулировка, тут я бы отметил фразу «Капитальный ремонт», ранее в методике был просто «Ремонт», и применяется 0,9 к тем позициям локального сметного расчета, к которым в соответствии с положениями сметных нормативов, включенных в ФРСН, применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда (коэффициенты 1,15 и 1,25)
Коэффициент 0,9 не применяется:
- при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, реконструкции и капитальному ремонту дорог и инженерных сооружений (в том числе гидротехнических сооружений, мостов, путепроводов и тому подобное);
- при капитальном ремонте объектов производственного назначения.
Пункт 27. При определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, относящихся к особо опасным и технически сложным, к нормативам накладных расходов, приведенным в приложении к Методике, применяются коэффициенты, рассчитанные на основании фактических затрат строительных организаций:
- в размере 1,03 (за исключением объектов атомных электрических станций);
- в размере 1,09 (для объектов атомных электрических станций).
Пункт 28. Коэффициент, указанный в абзаце втором пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы:
- по устройству земляных, бетонных и железобетонных, каменных, металлических и деревянных конструкций, гидроизоляции при строительстве гидротехнических сооружений, а также монтажу оборудования гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений, указанным в пунктах 30 — 35 и 64 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
- по строительству и монтажу оборудования тоннелей и метрополитенов, указанным в пунктах 23 и 63 таблицы, приведенной в приложении к Методике;
- по монтажу оборудования предприятий черной и цветной металлургии, указанным в пунктах 58 и 59 таблицы, приведенной в приложении к Методике.
Пункт 29. Коэффициент, указанный в абзаце третьем пункта 27 Методики, не применяется к нормативам накладных расходов на работы по устройству сборных, монолитных и металлических конструкций, монтажу электротехнических установок и оборудования, а также пусконаладочных работ на технологическом оборудовании атомных электрических станций, указанным в пунктах 6.2, 7.2, 9.1, 49.1, 55 и 84 таблицы, приведенной в приложении к Методике.
Ранее у нас в МДС 81-33.2004 был коэффициент 1,2 при реконструкции объектов метрополитена, а также мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, а также при реконструкции и капитальном ремонте действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами. Этого коэффициента в новой методике уже нет.
- Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства;
- Отсутствует понятие индивидуального норматива накладных расходов;
- При работе с упрощённой системой налогообложения в соответствии с МДС 81-33.2004 к нормативам накладных расходов применялся понижающий коэффициент 0,7 – в новой методике данного коэффициента нет и как такового упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Собственно, как и в новой методике по сметной прибыли
- Отсутствует коэффициент 0,6 для работ, осуществляемых хозяйственным способом.
- Отсутствуют приложения со структурой накладных расходов по элементам (статьям) затрат (удельный вес статей затрат в процентном отношении). Это были приложения 8 и 9 в МДС 81-33.2004
Сравнение нормативов накладных расходов
- Как не ошибиться в начислениях к НР и СП
- Каким происходит задание накладных расходов в документе?
- Начисление коэффициентов на оборудование в смете
- Как применить коэффициенты в ГРАНД Смете?
- Каким образом накладные расходы поправочный коэффициент могут устанавливаться для нормативов из общих справочников по строительству?
1. Настоящий Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан (далее – Нормативный документ) разработан в соответствии с подпунктом 6-2) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и предназначен для определения сметной стоимости строительства при разработке предпроектной, проектной (проектно-сметной) документации по объектам, возводимым за счет государственных инвестиций в строительство и средств субъектов квазигосударственного сектора.
2. Основными задачами сметного нормирования и ценообразования в строительстве являются:
обеспечение планирования затрат на строительство, его организации и финансирования;
обеспечение достоверности технико-экономических обоснований и определения сметной стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий и сооружений;
обеспечение через систему нормативных документов по ценообразованию и сметного нормирования определения стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий, сооружений, отражаемой в сметных документах;
повышение эффективности инвестиций, оптимизация расходования финансовых средств.
3. В совокупности с правилами, нормативными документами и рекомендациями по разработке и применению сметных нормативов, определению сметной стоимости строительства все сметные нормативы образуют систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве.
Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса нормативных документов по ценообразованию и сметам, являющегося основой для определения сметной стоимости строительства и включающего в себя:
нормативные документы, методические указания, инструкции и рекомендации по определению стоимости строительства объектов, определению стоимости прочих работ и услуг, сопутствующих строительству (проектных работ, инженерных изысканий, инжиниринговых услуг);
сметные нормы на работы в строительстве, установленные на принятый измеритель;
сметные нормы на отдельные расходы и затраты в строительстве, выраженные в процентах от принятой базы начисления;
укрупненные сметные нормы;
укрупненные показатели стоимости;
сметные цены на строительные ресурсы;
сметные цены на перевозки грузов;
цены на проектные работы для строительства;
цены на инженерные изыскания для строительства.
Сметные нормативы предназначены для определения структуры затрат на производство строительных, монтажных работ, строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование и прочие затраты в целях строительства объекта по утвержденному заказчиком проекту.
4. При необходимости сметные нормативы используются для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений инвестиций.
5. В настоящем Нормативном документе используются следующие основные понятия:
1) текущие цены – цены строительных ресурсов на конкретный период;
2) непредвиденные работы и затраты – расходы направляемые в период покрытия на оплату расходов и мероприятий связанных с уточнением в процессе строительства объемов и стоимости строительно-монтажных работ, характер и методы выполнения которых невозможно было определить при проектировании в силу их непредвиденности, а также при обнаружении в процессе строительства ошибок в утвержденной (прошедшей экспертизу) проектно-сметной документации и выявлении работ и затрат, не учтенных в рабочих чертежах и/или сметной документации;
3) сооружение – искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также имеет художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение.
6. Сметные нормы разрабатываются на основе технологических (технико-нормировочных) карт по видам работ, результатов хронометражных работ, типовых (единых, межотраслевых, отраслевых) норм труда, адаптации прогрессивных норм зарубежных стран, расчетно-аналитических методов, по результатам которых определяются потребности в строительных ресурсах на уровне элементных сметных норм, и нормы лимитированных затрат в процентах от принятой базы их начисления.
Сметные нормы учитывают достигнутый среднеотраслевой уровень принятой техники и технологии.
В сметных нормах учитывается полный комплекс операций, необходимых для выполнения определенного вида работ в нормальных (стандартных, усредненных) условиях. При производстве работ в особых условиях (стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования) к сметным нормам применяются коэффициенты, приведенные в нормативных технических документах по применению сметных норм и технических частях к сборникам элементных сметных норм расхода ресурсов.
7. Сметные цены на материальные ресурсы и ресурсы, составляющие себестоимость эксплуатации машин и механизмов, определяются на основе мониторинга их текущих цен по всем регионам Республики Казахстан и используются в качестве нормативной основы для составления сметной документации при разработке проектов строительства.
8. Сметная заработная плата определяется с учетом норм трудового законодательства Республики Казахстан. Текущая часовая тарифная ставка рассчитывается на основании доступной официальной статистической информации.
По объектам, строительство которых планируется осуществить силами организаций нефтегазового комплекса, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния путем выбора поставщика способом из одного источника в соответствии с правилами, утверждаемыми советом директоров Фонда национального благосостояния на основании пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния», сметная заработная плата определяется на основе тарифной сетки рабочих профессий в соответствии с внутренними документами организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния.
9. Сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах на основе задания на проектирование и других исходных данных заказчика, проектной (проектно-сметной) документации и сметных нормативов.
10. Сметная стоимость строительства в составе предпроектной документации (далее – расчетная стоимость) определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений на единицу измерения показателя мощности объектов, на 1 км протяженности линейного сооружения, на другие технические характеристики, учитывающие функциональное назначение здания, сооружения.
По проектам, согласно Перечню проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года № 2225, расчетная стоимость может определяться расчетом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы.
11. Сметная стоимость строительства на стадии проектирования определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей сметной стоимости конструктивов и видов работ, элементных сметных норм расхода ресурсов и действующих сборников сметных цен на строительные ресурсы.
12. Сметная стоимость строительства проектируемого объекта формируется в текущих ценах, действующих на дату предоставления проекта в экспертную организацию для проведения комплексной вневедомственной экспертизы.
13. Перед предоставлением проекта в экспертную организацию сметная стоимость строительства согласовывается заказчиком. Согласованием является заявка заказчика (с указанием его реквизитов) на проведение комплексной вневедомственной экспертизы, предоставленная в экспертную организацию согласно Правилам проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10722).
18. Сметная стоимость строительства в соответствии со структурой инвестиций и порядком планирования и организации строительства подразделяется по следующим видам работ и затрат:
1) строительно-монтажные работы;
2) затраты на оборудование, мебель и инвентарь;
3) прочие затраты.
20. В состав строительно-монтажных работ включаются работы согласно Перечню видов работ (услуг) в составе строительно-монтажных работ, утвержденному приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 231 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10766).
19. Основные требования к оборудованию, мебели, инвентарю, в том числе индивидуального изготовления, предназначенного для обеспечения функционирования объекта строительства, устанавливается заданием на проектирование, утверждаемым заказчиком, а также в процессе проектирования по результатам разработки соответствующих разделов проекта.
21. К стоимости оборудования, мебели и инвентаря, учитываемой в сметах на строительство, относится:
1) стоимость приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад:
комплексов всех видов монтируемого или не монтируемого (технологического, энергетического, подъемно–транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования), оборудования электронных вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;
контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и связи;
инструмента, инвентаря, штампов, приспособлений, оснастки, запасных частей, специальных контейнеров для транспортировки полуфабрикатов или готовой продукции, включаемых в первоначальный фонд вводимых в действие производств;
оборудования, мебели, инвентаря, инструмента и других предметов внутреннего убранства, требующихся для первоначального оснащения общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли;
оборудования, мебели, инвентаря внешнего убранства и благоустройства городов и иных населенных пунктов (уличная мебель и инвентарь, декоративные композиции в городской среде, и прочие переносные малые архитектурные формы заводского изготовления, не требующие монтажа);
2) стоимость нестандартного оборудования;
3) стоимость шефмонтажа (для оборудования, поставляемого на условиях шефмонтажа).
22. Прочие затраты и работы подразделяются на затраты и работы заказчика и подрядчика (относящиеся к подрядным работам).
Прочие работы и затраты, выполняемые подрядчиком, приведены в приложении 1 к настоящему Нормативному документу.
23. Стоимость строительно-монтажных работ и затраты на оборудование, мебель и инвентарь определяются в границах отдельных объектов, входящих в состав стройки, а прочие затраты определяются по стройке в целом. Выделение отдельных объектов в составе стройки и определение их границ осуществляется исходя из условия оптимального структурирования затрат в сметной документации по стройке для планирования и организации строительства.
24. Состав сметной документации определяется в зависимости от стадийности разрабатываемой проектно-сметной документации, особенностей и технической сложности объекта.
В сметную документацию включаются:
1) сводка затрат (при необходимости);
2) сводный сметный расчет;
3) сметный расчет стоимости строительства;
4) объектные и локальные сметы;
5) объектные и локальные сметные расчеты;
6) сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);
7) ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;
8) сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования.
Формы сметной документации приведены в приложениях 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 к настоящему Нормативному документу.
Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу не составляется при определении сметной стоимости строительства с применением укрупненных показателей стоимости.
Формы сметной документации позволяют составлять ее в определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) – объект – пусковой комплекс – очередь строительства – строительство (стройка) в целом.
К сметной документации в составе проекта прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:
1) ссылка на территориальный район, где расположено строительство;
2) ссылки на документы, в соответствии с которыми разрабатывается сметная документация;
3) обоснование для составления прочих затрат.
25. Сметная документация, разрабатываемая, на стадии «Проект» (П) при двухстадийном проектировании, содержит:
пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;
объектные и локальные сметные расчеты;
сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).
На стадии «Рабочая документация» (РД) сметная документация включает:
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;
объектные и локальные сметы;
сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.
При двух стадийном проектировании утверждается стадия проект (П).
26. Сметная документация, разрабатываемая в одну стадию – «Рабочий проект» (РП), содержит:
пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;
объектные и локальные сметы;
сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);
сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.
27. Сметная документация на предпроектной стадии содержит:
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;
локальные и объектные сметные расчеты с применением укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы и объектов-аналогов;
сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).
28. Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочего проекта, рабочей документации (рабочих чертежей), по форме согласно приложению 2 к настоящему Нормативному документу.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 27.08.2021 N 01-01-17/13107-СЛ
96. Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации приводятся в следующем порядке:
в локальных сметах (локальных сметных расчетах) итоговые цифры округляются до целых тенге; построчные (промежуточные) цифры округляются до двух знаков при денежном выражении и до 4 знаков – в затратах труда;
в объектных сметах (объектных сметных расчетах) итоговые цифры из локальных смет (локальных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;
в сводных сметных расчетах и сметных расчетах стоимости строительства итоговые суммы из объектных смет (объектных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;
в сводках затрат итоговые суммы из сводных сметных расчетов показываются в миллионах тенге с округлением до трех знаков после запятой.
В таком же порядке приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.
97. При округлении чисел применяется следующее правило:
если первая из отделяемых цифр больше, чем число 5, то последняя из оставляемых цифр усиливается, то есть, увеличивается на единицу. Усиление также предполагается и тогда, когда первая из убираемых цифр равна 5, а за ней имеется одна или некоторое количество значащих цифр;
в случае если первая из отсекаемых цифр меньше чем 5, то усиления не производится.
98. Если отсекается цифра 5, а за ней не имеется значащих цифр, то округление выполняется на ближайшее четное число, другими словами, последняя оставляемая цифра остается неизменной, если она четная, и усиливается в случае, если она нечетная.
99. При составлении сметной документации осуществляется ее нумерация в определенном порядке.
Нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится при формировании объектной сметы (объектного сметного расчета) с учетом того, в какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства она (он) включается.
В отраслях экономики, где преобладают стройки площадочного характера, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится таким образом, что первые две цифры соответствуют номеру главы сметного расчета стоимости строительства, вторые две цифры – номеру строки в главе, третьи две цифры означают порядковый номер локальной сметы (локального сметного расчета) в данной объектной смете (объектном сметном расчете), (например, локальная смета № 02-04-12). Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных смет (локальных сметных расчетов), (например, объектная смета № 02-04).
В отраслях экономики, где преобладают крупные комплексные стройки линейного характера, нумерация может производиться по очередным номерам, где определенному очередному номеру в номенклатуре сметного расчета стоимости строительства соответствует один и тот же для всех таких строек вид объекта.
100. Сметная документация выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».
Приложение 1 к Нормативному документу по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан |
Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001 с письмом Росстроя от 18.11.2004 №АП-5536/06/. | Методика по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капительного ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.12.2020 № 774/пр |
---|---|
1.1 Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:
Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции — это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ. |
Метод 1.1. Методика по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — Методика) предназначена для определения методов разработки и применения нормативов сметной прибыли, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — строительство) в соответствии с частью 1 статью 8.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. |
В пункте 1.1 указано для каких целей предназначена новая методика. В старой идет перечисление и подробное изложение, а в новой методике указано что методика по разработке предназначена для определения методов разработки и применении нормативной сметной прибыли используемой при определении сметной стоимости строительства (идет перечислении каких объектов), в соответствии с частью 1 статью 8.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Который отвечает на вопросы:
- Для какого бюджета?
- Каким образом формируется сметная стоимость строительства на стадии разработки проектной документации с учетом тех нормативов, которые включены в Федеральный реестр сметных нормативов?
- Как формируется когда определяется начальная максимальная цена контракта и проект сметы контракта?
Старая методика | Новая методика |
---|---|
1.2 В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:
|
7. Нормативы сметной прибыли по видам работ, приведенные в приложении к Методике, учитывают следующие затраты:
а) на приобретение, модернизацию (реконструкцию) объектов основных средств или возобновление производства (связанные с интеграцией новейших технологий, модернизацией производственного процесса, приобретением дополнительных более совершенных и эффективных средств производства и иные аналогичные затраты); б) на материальное стимулирование работников (затраты, не учитываемые при расчете нормируемой заработной платы и в накладных расходах организации, связанные с выплатами материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску, предоставлением спортивно-оздоровительных услуг, добровольного медицинского страхования, предоставлением путевок, организацией спортивных мероприятий и экскурсий, приобретением подарков к праздникам, единовременными выплатами к юбилеям, в связи с вступлением в брак и иные аналогичные затраты); в) связанные с пополнением оборотных денежных средств, находящихся на счетах организаций, необходимых для покрытия предстоящих расходов, связанных с их подрядной деятельностью (включая затраты на оплату процентов за пользование банковскими кредитами и займами, полученными для приобретения материалов, изделий и конструкций в рамках использования договоров подряда и иные аналогичные затраты); г) на уплату налога на прибыль организаций, взимаемого в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. |
Если обратить внимание на новую методику, то видно что изменения коснулись пункта 7, затраты подробнее и более детально расписаны. Пункт «в» был включен в перечень приложения 2 МДС 81-25.2001 затраты не учитывали нормативы сметной прибыли. А в новой методике данные затраты включены в затраты которые учтены нормативами сметной прибыли. Т.е. произошли очень важные изменения. В новой методике также есть раздел 4 в котором подробно описано какие затраты не учтены нормативом сметной прибыли, а в старой методике это было указано в приложении 2. Из приложения 2, которое в МДС 81-25.2001, в новой методике это перешло из затрат ранее не учитываемых в затраты учитываемые, связанные с пополнением оборотных денежных средств. Т.е. учтена оплата налога на прибыль организации и здесь конкретно: уплата налога на прибыль организации. Раньше это была прибыль организации, налог на имущество, налог на прибыль организации, а сейчас кратко указано: плата налога на прибыль.
Старая методика | Новая методика |
---|---|
1.4 В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.
Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в «Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99». 1.5 Сметная прибыль определяется с использованием:
|
5. Нормативы сметной прибыли, приведенные в приложении к Методике, формируются по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее виды работ) в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат, далее — ФОТ) рабочих — строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли) для территории Российской Федерации. |
Он также считается от фонда оплаты труда рабочих и гос. механизаторов. Но, здесь есть изменения в положении, оно более детально и подробнее расписано расписано. А пункт 1.5 в старой методике отсутствует. Т.е. никакого индивидуального расчета, никаких общеотраслевых нормативов нет в новой методике.
В новой методике введен пункт, который снимает все вопросы относительно понижающего коэффициента 0,85. Он понятнее и точнее чем в старой методике.
Старая методика | Новая методика |
---|---|
При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2021 (ФЕР-2001) нормативы сметной прибыли следует применять с коэффициентом 0,85. | В случае отсутствия ГЭСНр работы при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту, аналогичных технологическим процессам, выполняемым при новом строительстве, с использованием ГЭСН, к которым в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, применяются повышающие коэффициенты, учитывающие увеличение затрат на оплату труда, к нормативам сметной прибыли для соответствующих ГЭСН по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) применяется коэффициент 0,85. |
Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9. |
Коэффициенты 1,15 и 1,25 подробно изложены в методике номер 421 в пунктах с 58 по 61. Если применяются повышающие коэффициенты 1,15 и 1,25 к сборникам на новое строительство ГЭСН на строительный и специальные строительные работы при ремонтных работах, то только в этом случае применяется к сметной прибыли понижающий коэффициент 0,85.
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Если у Вас есть вопросы или просто интересует цена составления сметы, Вы можете связаться со мной по телефону +7(981)159-38-69 или воспользоваться формой обратной связи на сайте. Я свяжусь с Вами, чтобы предоставить консультацию относительно составления смет.
Сноска. Приложение 1 в редакции приказа и.о. Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК от 30.07.2020 № 110-НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Настоящий Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан (далее – Нормативный документ) разработан в соответствии с подпунктом 6-2) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и предназначен для определения сметной стоимости строительства при разработке предпроектной, проектной (проектно-сметной) документации по объектам, возводимым за счет государственных инвестиций в строительство и средств субъектов квазигосударственного сектора.
2. Основными задачами сметного нормирования и ценообразования в строительстве являются:
обеспечение планирования затрат на строительство, его организации и финансирования;
обеспечение достоверности технико-экономических обоснований и определения сметной стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий и сооружений;
обеспечение через систему нормативных документов по ценообразованию и сметного нормирования определения стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий, сооружений, отражаемой в сметных документах;
повышение эффективности инвестиций, оптимизация расходования финансовых средств.
3. В совокупности с правилами, нормативными документами и рекомендациями по разработке и применению сметных нормативов, определению сметной стоимости строительства все сметные нормативы образуют систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве.
Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса нормативных документов по ценообразованию и сметам, являющегося основой для определения сметной стоимости строительства и включающего в себя:
нормативные документы, методические указания, инструкции и рекомендации по определению стоимости строительства объектов, определению стоимости прочих работ и услуг, сопутствующих строительству (проектных работ, инженерных изысканий, инжиниринговых услуг);
сметные нормы на работы в строительстве, установленные на принятый измеритель;
сметные нормы на отдельные расходы и затраты в строительстве, выраженные в процентах от принятой базы начисления;
укрупненные сметные нормы;
укрупненные показатели стоимости;
сметные цены на строительные ресурсы;
сметные цены на перевозки грузов;
цены на проектные работы для строительства;
цены на инженерные изыскания для строительства.
Сметные нормативы предназначены для определения структуры затрат на производство строительных, монтажных работ, строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование и прочие затраты в целях строительства объекта по утвержденному заказчиком проекту.
4. При необходимости сметные нормативы используются для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений инвестиций.
5. В настоящем Нормативном документе используются следующие основные понятия:
1) текущие цены – цены строительных ресурсов на конкретный период;
2) непредвиденные работы и затраты – расходы направляемые в период покрытия на оплату расходов и мероприятий связанных с уточнением в процессе строительства объемов и стоимости строительно-монтажных работ, характер и методы выполнения которых невозможно было определить при проектировании в силу их непредвиденности, а также при обнаружении в процессе строительства ошибок в утвержденной (прошедшей экспертизу) проектно-сметной документации и выявлении работ и затрат, не учтенных в рабочих чертежах и/или сметной документации;
3) сооружение – искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также имеет художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение.
6. Сметные нормы разрабатываются на основе технологических (технико-нормировочных) карт по видам работ, результатов хронометражных работ, типовых (единых, межотраслевых, отраслевых) норм труда, адаптации прогрессивных норм зарубежных стран, расчетно-аналитических методов, по результатам которых определяются потребности в строительных ресурсах на уровне элементных сметных норм, и нормы лимитированных затрат в процентах от принятой базы их начисления.
Сметные нормы учитывают достигнутый среднеотраслевой уровень принятой техники и технологии.
В сметных нормах учитывается полный комплекс операций, необходимых для выполнения определенного вида работ в нормальных (стандартных, усредненных) условиях. При производстве работ в особых условиях (стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования) к сметным нормам применяются коэффициенты, приведенные в нормативных технических документах по применению сметных норм и технических частях к сборникам элементных сметных норм расхода ресурсов.
7. Сметные цены на материальные ресурсы и ресурсы, составляющие себестоимость эксплуатации машин и механизмов, определяются на основе мониторинга их текущих цен по всем регионам Республики Казахстан и используются в качестве нормативной основы для составления сметной документации при разработке проектов строительства.
8. Сметная заработная плата определяется с учетом норм трудового законодательства Республики Казахстан. Текущая часовая тарифная ставка рассчитывается на основании доступной официальной статистической информации.
По объектам, строительство которых планируется осуществить силами организаций нефтегазового комплекса, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния путем выбора поставщика способом из одного источника в соответствии с правилами, утверждаемыми советом директоров Фонда национального благосостояния на основании пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния», сметная заработная плата определяется на основе тарифной сетки рабочих профессий в соответствии с внутренними документами организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния.
9. Сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах на основе задания на проектирование и других исходных данных заказчика, проектной (проектно-сметной) документации и сметных нормативов.
10. Сметная стоимость строительства в составе предпроектной документации (далее – расчетная стоимость) определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений на единицу измерения показателя мощности объектов, на 1 км протяженности линейного сооружения, на другие технические характеристики, учитывающие функциональное назначение здания, сооружения.
По проектам, согласно Перечню проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года № 2225, расчетная стоимость может определяться расчетом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы.
11. Сметная стоимость строительства на стадии проектирования определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей сметной стоимости конструктивов и видов работ, элементных сметных норм расхода ресурсов и действующих сборников сметных цен на строительные ресурсы.
12. Сметная стоимость строительства проектируемого объекта формируется в текущих ценах, действующих на дату предоставления проекта в экспертную организацию для проведения комплексной вневедомственной экспертизы.
13. Перед предоставлением проекта в экспертную организацию сметная стоимость строительства согласовывается заказчиком. Согласованием является заявка заказчика (с указанием его реквизитов) на проведение комплексной вневедомственной экспертизы, предоставленная в экспертную организацию согласно Правилам проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10722).
18. Сметная стоимость строительства в соответствии со структурой инвестиций и порядком планирования и организации строительства подразделяется по следующим видам работ и затрат:
1) строительно-монтажные работы;
2) затраты на оборудование, мебель и инвентарь;
3) прочие затраты.
20. В состав строительно-монтажных работ включаются работы согласно Перечню видов работ (услуг) в составе строительно-монтажных работ, утвержденному приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 231 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10766).
19. Основные требования к оборудованию, мебели, инвентарю, в том числе индивидуального изготовления, предназначенного для обеспечения функционирования объекта строительства, устанавливается заданием на проектирование, утверждаемым заказчиком, а также в процессе проектирования по результатам разработки соответствующих разделов проекта.
21. К стоимости оборудования, мебели и инвентаря, учитываемой в сметах на строительство, относится:
1) стоимость приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад:
комплексов всех видов монтируемого или не монтируемого (технологического, энергетического, подъемно–транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования), оборудования электронных вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;
контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и связи;
инструмента, инвентаря, штампов, приспособлений, оснастки, запасных частей, специальных контейнеров для транспортировки полуфабрикатов или готовой продукции, включаемых в первоначальный фонд вводимых в действие производств;
оборудования, мебели, инвентаря, инструмента и других предметов внутреннего убранства, требующихся для первоначального оснащения общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли;
оборудования, мебели, инвентаря внешнего убранства и благоустройства городов и иных населенных пунктов (уличная мебель и инвентарь, декоративные композиции в городской среде, и прочие переносные малые архитектурные формы заводского изготовления, не требующие монтажа);
2) стоимость нестандартного оборудования;
3) стоимость шефмонтажа (для оборудования, поставляемого на условиях шефмонтажа).
22. Прочие затраты и работы подразделяются на затраты и работы заказчика и подрядчика (относящиеся к подрядным работам).
Прочие работы и затраты, выполняемые подрядчиком, приведены в приложении 1 к настоящему Нормативному документу.
23. Стоимость строительно-монтажных работ и затраты на оборудование, мебель и инвентарь определяются в границах отдельных объектов, входящих в состав стройки, а прочие затраты определяются по стройке в целом. Выделение отдельных объектов в составе стройки и определение их границ осуществляется исходя из условия оптимального структурирования затрат в сметной документации по стройке для планирования и организации строительства.
Накладные расходы. Новая методика №812/ПР от 21.12.2020. Обзор и сравнение.
24. Состав сметной документации определяется в зависимости от стадийности разрабатываемой проектно-сметной документации, особенностей и технической сложности объекта.
В сметную документацию включаются:
1) сводка затрат (при необходимости);
2) сводный сметный расчет;
3) сметный расчет стоимости строительства;
4) объектные и локальные сметы;
5) объектные и локальные сметные расчеты;
6) сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);
7) ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;
8) сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования.
Формы сметной документации приведены в приложениях 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 к настоящему Нормативному документу.
Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу не составляется при определении сметной стоимости строительства с применением укрупненных показателей стоимости.
Формы сметной документации позволяют составлять ее в определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) – объект – пусковой комплекс – очередь строительства – строительство (стройка) в целом.
К сметной документации в составе проекта прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:
1) ссылка на территориальный район, где расположено строительство;
2) ссылки на документы, в соответствии с которыми разрабатывается сметная документация;
3) обоснование для составления прочих затрат.
25. Сметная документация, разрабатываемая, на стадии «Проект» (П) при двухстадийном проектировании, содержит:
пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;
объектные и локальные сметные расчеты;
сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).
На стадии «Рабочая документация» (РД) сметная документация включает:
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;
объектные и локальные сметы;
сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.
При двух стадийном проектировании утверждается стадия проект (П).
26. Сметная документация, разрабатываемая в одну стадию – «Рабочий проект» (РП), содержит:
пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;
объектные и локальные сметы;
сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);
сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.
27. Сметная документация на предпроектной стадии содержит:
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;
локальные и объектные сметные расчеты с применением укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы и объектов-аналогов;
сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).
42. Сметная документация на строительство объекта составляется на основе проектных данных и сметно-нормативной базы.
При разработке проектной (проектно-сметной документации) выбор материалов, изделий, конструкций, оборудования отечественного товаропроизводителя является приоритетным.
При разработке проектной (проектно-сметной документации) обязательным условием является применение строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря казахстанского производства, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, сформированных в соответствии с Правилами формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 ноября 2015 года № 1107 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12767).
43. При отсутствии сметных норм в действующей сметно-нормативной базе Республики Казахстан разрабатываются индивидуальные сметные нормы. Индивидуальные сметные нормы разрабатываются, утверждаются, согласовываются в установленном законодательством порядке согласно СН РК 1.02-03-2011.
Индивидуальные сметные нормы разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.
При применении индивидуальных сметных норм начисление на них повышающих коэффициентов не производится.
44. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются в соответствии с принятыми проектными решениями по разрабатываемой проектно-сметной документации раздельно по видам работ, зданиям и сооружениям по разделам в соответствии с конструктивными элементами здания (сооружения), видами работ и устройств с учетом положений, изложенных в Нормативном документе по конструктивно-технологической группировке данных в сметной документации.
На этапе составления локальной сметы производится выделение (выборка) ресурсов по сметным нормам и проекту. Предусмотренные в нормах ресурсы анализируются и синхронизируются в сопоставлении с ресурсами по проекту, производится корректировка материальных ресурсов путем замены ресурсов, не соответствующих проектным решениям.
45. Наименования работ, ресурсов, их шифры, коды, единицы измерения приводятся в соответствии с аналогичными позициями сборников сметных нормативов.
46. Объемы работ определяются на основании ведомостей объемов строительно-монтажных работ, спецификаций по номенклатуре оборудования, изделий и материалов, а также рабочих чертежей проекта.
47. Выделение (выборка) ресурсов производится по проектным материалам (рабочие чертежи, ведомости и спецификации на материалы, изделия, конструкции и оборудование) в соответствии со сметными нормами, действующими на территории Республики Казахстан.
48. Сметные нормы принимаются для условий конкретной стройки и того района, в котором намечается строительство, с учетом требований, условий и ограничений, содержащихся в нормативных технических документах по применению элементных сметных норм и в технических частях соответствующих сборников, утвержденных в установленном порядке.
49. При составлении сметной документации сметные цены на материальные ресурсы принимаются по ближайшему к месту строительства городу, от ближайших карьеров или предприятий-производителей независимо от их административно-территориальной принадлежности исходя из рациональной логистики. Схемы доставки материальных ресурсов (транспортные схемы) утверждаются заказчиком.
50. Наименования материальных ресурсов приводятся с указанием марки, основных параметров, технических характеристик, обозначения стандарта, позволяющие однозначно идентифицировать заложенный в проекте материал.
51. Сводная потребность в материальных ресурсах и оборудовании по проекту указывается в Сводной ведомости материальных ресурсов и оборудования в следующей последовательности:
1) материальные ресурсы в принятых единицах измерения, с группировкой и ранжированием в порядке убывания суммарной стоимости одноименных позиций;
2) оборудование (в ранжированном порядке).
52. Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования составляется по объектам и в целом по стройке (зданию, сооружению и тому подобное) по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу.
53. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) формируются без расшифровки ресурсов.
По решению заказчика, установленному в задании на проектирование, в локальных сметах могут быть выделены основные материальные ресурсы, относящиеся к конкретному виду работ. Выделение основных материальных ресурсов производится исходя из их наименования и качественных характеристик, определяющих вид строительных, монтажных и ремонтных работ.
54. Сметная стоимость, определяемая локальными сметами (локальными сметными расчетами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, стоимость оборудования.
96. Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации приводятся в следующем порядке:
в локальных сметах (локальных сметных расчетах) итоговые цифры округляются до целых тенге; построчные (промежуточные) цифры округляются до двух знаков при денежном выражении и до 4 знаков – в затратах труда;
в объектных сметах (объектных сметных расчетах) итоговые цифры из локальных смет (локальных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;
в сводных сметных расчетах и сметных расчетах стоимости строительства итоговые суммы из объектных смет (объектных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;
в сводках затрат итоговые суммы из сводных сметных расчетов показываются в миллионах тенге с округлением до трех знаков после запятой.
В таком же порядке приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.
97. При округлении чисел применяется следующее правило:
если первая из отделяемых цифр больше, чем число 5, то последняя из оставляемых цифр усиливается, то есть, увеличивается на единицу. Усиление также предполагается и тогда, когда первая из убираемых цифр равна 5, а за ней имеется одна или некоторое количество значащих цифр;
в случае если первая из отсекаемых цифр меньше чем 5, то усиления не производится.
98. Если отсекается цифра 5, а за ней не имеется значащих цифр, то округление выполняется на ближайшее четное число, другими словами, последняя оставляемая цифра остается неизменной, если она четная, и усиливается в случае, если она нечетная.
99. При составлении сметной документации осуществляется ее нумерация в определенном порядке.
Нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится при формировании объектной сметы (объектного сметного расчета) с учетом того, в какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства она (он) включается.
В отраслях экономики, где преобладают стройки площадочного характера, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится таким образом, что первые две цифры соответствуют номеру главы сметного расчета стоимости строительства, вторые две цифры – номеру строки в главе, третьи две цифры означают порядковый номер локальной сметы (локального сметного расчета) в данной объектной смете (объектном сметном расчете), (например, локальная смета № 02-04-12). Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных смет (локальных сметных расчетов), (например, объектная смета № 02-04).
В отраслях экономики, где преобладают крупные комплексные стройки линейного характера, нумерация может производиться по очередным номерам, где определенному очередному номеру в номенклатуре сметного расчета стоимости строительства соответствует один и тот же для всех таких строек вид объекта.
100. Сметная документация выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».
Приложение 1 к Нормативному документу по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан |
Выбор применяемых к НР и СП коэффициентов зависит от метода индексирования стоимости в текущие цены.
Индексация возможна:
- по статьям затрат
- к СМР
Индексация по статьям затрат применяется, как правило, при непосредственных расчетах за работы между заказчиком и подрядчиком. Представляет собой применение различных индексов на ЗП, ЭМ, ЗПМ, МАТ. Как правило На ЗП и ЗПМ индексы равны, а значит индекс можно назвать общим на ФОТ.
Индексация к СМР применяется, как правило, при инвестиционных расчетах, но так же и при расчетах между подрядчиком и заказчиком. Представляет собой применение единого индекса к стоимости СМР — то есть прямым затратам (ПЗ) в смете.
С индексацией по статьям затрат
НР — 0,85
СП — 0,8
На работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве
Все сборники ТЕР включая 46
НР — не применяется
СП — 0,85
С индексацией к СМР
Коэффициенты не применяются
На работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве
Все сборники ТЕР включая 46
НР — не применяется
СП — 0,85
5. Установленный порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве распространяется на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения.
Министерством регионального развития Российской Федерации письмом от 06.12.2022 № 41099-КК/08 уточнен порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве при определении с 01.01.2022 сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен.
Первая функция обеспечивала применение норм при переносе расценки из источника в смету, вторая позволяла применить новые нормы к уже созданной смете. Хочу Вас поприветствовать на моем блоге, для меня огромная честь, что Вы Раскрывая тайну завесы в моем курсе будет затронут вопрос о понижающих коэффициентах в смете. Применение понижающих коэффициентов 0,4123 и 0,7821 при расчете общепроизводственных расходов в составе договорной цены и при взаиморасчетах за выполненные работы. 2.2.1 Как добавить в смету расценку из нормативной базы? И слышала, что есть коэффициент на увеличение, в каком случае он применяется? По его результатам начальная максимальная цена была снижена на 55%.
Начисление НДС производится на итог сводного сметного расчета. е-Смета. ру — Сметный портал, индексы СМР инфляции, строительство, составление смет, осметить. Обязательно ли указывать НДС в форме КС-2 и регламентируется это законодательной базой? Видимо юристы генподряда придумали такую фишку для бухов, чтобы не возиться с генподр. Для добавления НДС в смету необходимо в окне с параметрами сметы на закладке «Лимитированные затраты» добавить соответствующую строчку в последнюю группу «Налоги и обязательные платежи»: наименование — «НДС», значение — 18%. Выигравший подрядчик теперь должен составить свою смету с понижающим коэфициентом, но он на упрощенке т.е НДС не платит. В этом разделе обсуждаются вопросы, выходящие за рамки тем остальных разделов, но связанные с закупками и Заказчиком в смете на строительство был применен коэффициент 0,939. Итогом сметы является применение понижающего договорного коэффициента, который приводит сметную стоимость к договорной. Часть материалов будет приобретаться у поставщиков — плательщиков НДС, часть на рынке у частников, которые плательщиком НДС не являются.
Начиная с 01.01.2022 г., некоторые категории организаций, применяющих упрощенную систему налогооблажения (УСН), утратили право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Кроме прочих, к таким организациям относятся те, которые в качестве основного вида экономической деятельности имеют строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные (п.п. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации).
Применять или не применять понижающие коэффициенты к нормам накладных расходов и сметной прибыли в текущей реальности решает сам сметчик. Практически к каждой смете должно прилагаться обоснованное мнение по поводу применения или неприменения данных коэффициентов, на случай, если его затребует заказчик, проверяющий или подрядчик. В Турбо сметчике имеются и пока остаются в прежнем виде шаблоны для составления смет по УСН, учитывающие понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли, которые применялись в разные годы. Если возникла необходимость составить смету без применения понижающих коэффициентов, достаточно использовать шаблон для обычной системы налогообложения, и в итогах сметы указать нулевую ставку НДС.
сметы не трогаете, считаете коэф-т аукциона = /
и пишете в доп.соглашении «Порядок расчетов. » что этот к-т включает:
— лимитированные затраты (по ССР)
— бу-бу-бу
— затраты, связанные с применением подрядчиком упрощенной системы налогообложения – оплату НДС поставщикам строительных материалов и оборудования, а так же за оказываемые услуги при использовании строительных машин и механизмов, изменения в размерах нормативов накладных расходов и сметной прибыли
-бу-бу-бу
так «ЦП»/»БЦ»=0,99 — это в результате торгов
теперь «ЦП» в результате пересчета НДС снижается. И что бы получить первоначальную ЦП надо БЦ*1,03
Попробую в цифрах:
Базовая Цена
Итого по смете : 1000
НДС 18%: 180
Всего: 1180