Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права граждан в сфере занятости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели); (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости); (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. (в ред. Федеральных законов от 30.04.99 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 30.04.2021 N 137-ФЗ)
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Глава II. Права граждан в области занятости (ст.ст. 8 — 11)
1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
09.07.2018 Обычная важность
Правовой статус безработного, его права и обязанности закреплены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации»
|
Версия для печати |
В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.
Государственная политика в сфере занятости является одним из элементов социальной политики, цель которой состоит в создании такой ситуации на рынке труда, когда реализация спроса на труд и его предложение происходили бы в самые краткие сроки, а заинтересованные субъекты могли бы свободно выбирать контрагента в будущих отношениях. Таким образом, необходимо создать условия для сокращения сроков поиска работы, оптимизировать процесс поиска, а также обеспечить средствами для достижения указанной цели. Конкретная реализация государственной политики в сфере занятости содержится в Концепции действий на рынке труда, которая определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения и совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения (Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2003 г. № 568-р).
Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:
- свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
- недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
- обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
- приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
- направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
- приоритет активной политики занятости;
- направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
- координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.
Данные принципы реализованы в законодательстве РФ о занятости населения и представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (1991), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19. апреля 1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), Положение о федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324), Положение об организации общественных работ (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 с последующими изменениями).
Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.
Таблица 1 |
Права и обязанности безработных граждан
Все население РФ можно разделить на занятых и незанятых граждан. Термин «незанятые граждане» можно определить как «трудоспособные лица, которые не имеют работы, доходы», а термин «занятость» – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (заработок).
Закон «О занятости населения в РФ» указывает перечень граждан, которые считаются занятыми в РФ (ст. 2):
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах);
- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.
Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:
- граждане должны быть трудоспособными;
- не иметь работы и заработка;
- быть зарегистрированными в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и быть готовы приступить к ней
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.
Однако безработными не могут быть признаны граждане:
- граждане не достигшие 16-летнего возраста;
- граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.
В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.
Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.
Социальные гарантии – это материальные условия, которые государство и общество должны обеспечить гражданину в случае потери им работы и при безработице. Согласно международным нормам (см. Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г.) гражданам в этот период должен быть обеспечен достаточный жизненный уровень в виде социальных гарантий, уровень которых зависит от возможностей страны на данном этапе его развития.
Гарантией социальной поддержки безработных является пособие по безработице – ежемесячные денежные выплаты из пенсионного фонда, которое по общему правилу выплачивается не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении 36 календарных месяца. Круг лиц, размеры и условия выплаты данных пособий определяются в соответствующих ст. ст.29 – 34 закона «О занятости населения в РФ».
К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.
Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.
Уважаемые клиенты Службы занятости! Обращаем ваше внимание! С 1 января 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 года года №1940, регламентирующее размеры максимальной и минимальной величин пособия по безработице на 2022 год.
Ссылка для ознакомления
18.08.2020 Обычная важность
Центр занятости населения – это посредник между работником и работодателем, помогает им найти друг друга. Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного дохода. Права, гарантии и обязанности безработных установлены законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ». Официально безработный — это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости не смогла трудоустроить и поставила на учет.
Тема 3. Правовое регулирование занятости и трудоустройство
Предоставляемые безработным гарантии по своему характеру могут быть двух видов: направленные на предоставление работы и направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного. К гарантиям первого вида, помимо содействия в трудоустройстве, включая организацию общественных работ, относится право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных. Второй вид гарантий составляют, в частности, выплата пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных по направлению органов службы занятости. В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
- гражданин не имеет квалификации;
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
- необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.
При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:
- инвалиды;
- родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
- граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
- граждане, уволенные с военной службы;
- жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- выпускники общеобразовательных организаций;
- граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
- граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Одной из обязанностей работодателей является оказание помощи в прохождении профессионального обучения, прохождении дополнительного профессионального образования.
В период прохождения профессионального обучения и прохождении дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.
Порядок прохождения профессионального обучения и прохождения дополнительного профессионального образования граждан конкретизируется в подзаконных нормативных правовых актах.
Пособие по безработице. Важнейшей гарантией лицам, потерявшим работу, является пособие по безработице, которое зачастую становится единственным источником средств к существованию.
При исчислении размеров пособия по безработице существенное значение имеет его минимальная и максимальная величина. Согласно постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1382 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 г.», минимальная величина пособия по безработице устанавливается в размере 850 руб., а максимальная — в размере 4900 руб.
Аналогичные постановления принимаются ежегодно, однако указанный размер пособия держится на одном уровне с 2009 г.
Различают два порядка исчисления размера пособия по безработице. Первый порядок — исчисление пособия в процентном отношении к утраченному заработку.
Постановка на учет осуществляется в Центре Занятости по месту регистрации соискателя. Человек должен принести с собой документы, перечень которых зависит от наличия или отсутствия у него рабочего стажа.
Для тех, кто работал:
- паспорт;
- трудовая книжка;
- диплом;
- документ о среднем заработке (за последние 3 месяца работы);
- для инвалидов – реабилитационная программа.
Для тех, кто не работал раньше, не имеет специальности:
- паспорт;
- диплом или другой документ об образовании;
- для инвалидов – реабилитационная программа.
Решение о поставке человека на учет в статусе безработного принимается не позднее 11 дней с момента обращения, в случае если Центр Занятости пока не может предложить человеку подходящую ему вакансию.
Объем прав безработных реализуется в предоставленных им гарантиях. Исчерпывающий перечень представлен в ст. 28 закона:
- Выплаты пособий по безработице. Это гарантия финансового обеспечения граждан. Размер зависит от среднего заработка на последнем месте работы, а также от трудового стажа.
- Стипендия, которая выплачивается, если соискатель был направлен на обучение. Выплата осуществляется в течение всего срока.
- Оплата общественных работ. Человек принимает в них участие, но только на добровольных началах. Получать деньги можно одновременно с пособием по безработице.
- Медицинская проверка гражданина, если это требуется при приеме на найденную работу.
- Материальная поддержка безработного, а также членов его семьи.
- Возмещение затрат, который понес соискатель при переезде в другую местность. Но при условии, что на работу человека направил Центр Занятости.
- Возмещение затрат, которые были понесены безработным во время учебы в другой местности. Обычно к расходам относят проезд и проживание.
Права безработных граждан в Центре Занятости завершены, когда они находят себе место работы. При этом принимается во внимание трудовая деятельность любого характера. Это может быть работа временная, сезонная, неполного графика, по договору подряда. А также на полный рабочий день, согласно подписанному между человеком и работодателем трудовому договору. С этого момента статус безработного с гражданина снимется. Если он вновь потеряет работу, то вправе повторно обратиться в Центр Занятости.
(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 287-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 22.07.2010 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 205-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, от 23.04.2012 N 10-П)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Занятыми, в соответствии со 2 статьей Закона О занятости, считаются граждане:
- осуществляющие трудовую деятельность по соответствующему договору или контракту, включая тех, кто делает работу за определенное вознаграждение полный либо сокращенный рабочий день, а также тех, кто выбрал другую оплачиваемую работу (иногда службу), в том числе временные и сезонные работы (исключая лиц, задействованных в общественных работах и описанных в пункте 3 статьи 4 Закона О занятости);
- оформившие регистрацию в установленном порядке индивидуального предпринимательства, кроме нотариусов, ведущих частную практику, адвокатов, открывших адвокатские кабинеты, и представителей других профессий, чья деятельность по федеральному законодательству должна быть зарегистрирована в государственных органах, либо лицензирована;
- занятые в подсобных промыслах и продающие товары производства по договорам;
- осуществляющие работы по договорам гражданско-правового характера, которые заключены для оказания услуг и выполнение работ, авторским договорам, кроме того являющиеся участниками артелей или производственных кооперативов;
- назначенные, избранные или утвержденные на определенных должностях с окладом;
- нанятые на военную службу, в том числе службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах внутренних дел, государственной противопожарной охране;
- проходящие очное обучение в образовательных учреждениях, в том числе обучение по направлению органов службы занятости населения;
- отсутствующие на рабочем из-за временной нетрудоспособности, прохождения переподготовки или повышением квалификации, приостановки производства на время забастовки, а также в связи с призывом на военные сборы, исполнением прочих государственных обязанностей, привлечением к процедуре подготовки к военной службе (или к ее альтернативному гражданскому варианту), либо по другим причинам признанным уважительными;
- являющиеся учредителями (участниками) всевозможных организаций, исключая организации некоммерческого направления, у которых организационно-правовая форма не подразумевает получение дохода учредителями от работы этих организаций (сюда же относятся члены ТСЖ, жилищных, дачных, жилищно-строительных кооперативов и прочие определенные потребительские кооперативы, организуемые для удовлетворения определенных потребностей граждан, которые не получают финансы от их работы);
- организовавшие крестьянское (фермерского) хозяйство для трудовой деятельности и получения дохода.
Еще один способ классификации занятости – разделение на два варианта: полную занятость и неполную.
Если говорить о полной занятости, то она требует равновесия между количеством рабочей силы предлагающей свои услуги, и потребностью в ней как в Российской Федерации в целом, так и в каждом отдельном регионе. Подобное совпадение спроса и предложения считается в рыночной экономике исключением. Поэтому в политике занятости полный ее вариант называют главной целью, подразумевающей реализацию права всех граждан на труд. Относительно конкретного человека полная занятость означает работу этого гражданина полное рабочее время с оплатой труда в соответствующем размере.
Под неполной занятостью подразумевается занятость граждан неполный рабочий день. Она может объясняться экономическими соображениями, когда сокращается рабочий день с согласия или без согласия работников, либо быть волеизъявлением самого работника.
Если говорить о качестве занятости, необходимо прибегнуть к понятию «эффективности». Таковой она может считаться, когда общественное управление способно создать социально-экономические условия для благоприятного развития работников, определяемые качеством на конкретном этапе развития общества. Эффективной считается занятость населения, когда личности дается возможность достойно трудиться, создаются при этом условия для ее развитие, обеспечивается рост уровня образования и профессиональных знаний, сохраняется здоровье каждого члена общества. А основой всему этому служит рост общественной производительности труда.
Правовой статус человека в сфере занятости определяет целый ряд прав, основным из которых считается право на выбор места работы. Это значит, что каждый человек может напрямую обратиться к работодателю, будь то организация, имеющая права юридического лица, либо физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность или желающее получить услугу для личного подсобного хозяйства. Исходя из согласия обеих сторон, подписывается трудовой договор. Право на выбор места работы могут помочь осуществить на бесплатной основе органы службы занятости или другие посредники в трудоустройстве населения.
Основа основ правового регулирования рынка труда – это непреложный принцип свободы трудового договора. Он обязателен к исполнению в любой форме реализации права на выбор места работы.
Договор подразумевает деловое взаимодействие сторон в ходе применения труда. При этом и работодатель, и работник могут быть свободны в поиске эффективных способов улучшения производительности труда, повышения качества продукции, бережного использования сырья, экономии энергии и прочее. Отношения сотрудничества присущи трудовым связям, которые основаны на договорах подряда и аренды, часто применяемым в большинстве отраслей экономики РФ. Такие договоры могут служить не только для координации отношений по применению труда, а еще в качестве организационно-правовых актов. Подобные документы дают полную самостоятельность и свободу работнику в выражении своих творческих и организационных способностей. Получается, что принцип свободы договора влияет еще и на организационно-управленческие взаимоотношения в области труда.
Как гласит статья 9 Закона О занятости, все люди имеют возможность получить бесплатную консультацию, рассчитывать на бесплатное информирование и услуги, помогающие профессиональной ориентации, в государственной службе занятости, находясь в процессе трудоустройства, выбора профессии, желая пройти профессиональное обучение и осуществить получение дополнительного профессионального образования.
Государственная служба занятости, в настоящее время, в состоянии обеспечить оказание подобных услуг в электронной форме, что подразумевается законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Граждане, находящиеся временно без работы, также могут рассчитывать на бесплатное содействие в переезде или даже переселении в другие регионы РФ для работы. Кроме того, есть возможность получения психологической поддержки, профессионального обучения, либо повышения уже имеющихся знаний при дополнительном профессиональном образовании, путем получения направления от службы занятости.
Высказывается мнение о том, что ставить на учет в службы занятости можно не только безработных, но и тех, кто имеет место работы, но не удовлетворен условиями и хотел бы его сменить. Если взглянуть на эту теорию, сквозь призму эффективной трудовой занятости, подобные точки зрения имеют право на существование и поддержку.
Работу за границей регулирует статья 10 Закона о занятости. Там говорится, что российские граждане могут осуществлять профессиональную деятельность находясь за границей, более того, имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами своей страны. При таком развитии событий заключаются межгосударственные соглашения, они ориентируются на численность миграционных потоков, квалификацию соискателей, длительность и условия найма. Стоит отметить, что право свободного выезда россиян и хорошие условия найма и высокая оплата труда за границей могут привести к негативным последствиям бесконтрольной зарубежной миграции, что можно констатировать в данный исторический отрезок времени. Причина этого заключается как в отсутствии повышенного внимания к миграционным потокам, так в недостатках правового механизма, работающего на привлечения в Россию иностранных работников. Поэтому наш рынок труда насыщается чаще всего неквалифицированной рабочей силой. Что, бесспорно, негативно влияет на рост заработной платы, делает менее выгодным положение отечественных тружеников.
Право на обжалование решений, действий или бездействия отделов службы занятости населения и их должностных лиц изложено в статье 11 Закона О занятости. Чтобы реализовать такое право, следует обратиться в вышестоящий орган службы занятости, не лишним будет обращение в суд в порядке, который описан в законодательстве РФ.
Если говорить о денежной и иной помощи безработным, нужно руководствоваться Статьей 36 Закона О занятости. Она предусматривает, среди прочего, что люди оставшиеся без работы, но уже не имеющие право на пособие по истечению назначенного периода его выплаты, а еще граждане, получающие профессиональное обучение и дополнительное профессионального образование, могут расчитывать на оказание материальной помощи все теми же службами занятости. Как именно должна оказываться такая денежная поддержка указанным, имеющим на нее право категориям лиц, определяется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
Предусмотрена в законе о занятости и возможность добровольного страхования от возможной потери работы. Читать об этом следует в статье 37. Условия, порядок и периодичность выплат по таким договорам регулируются законодательством Российской Федерации.
Правовой механизм государственной политики в сфере занятости в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту сотрудников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, носящих компенсационный характер. Они содержатся в основном в Трудовом кодексе Российской Федерации. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, размер льгот и гарантий лицам, потерявшим работу и нуждающимся в государственной поддержке.
Российское законодательство о трудоустройстве и занятости представляет собой систему нормативных правовых актов, основанных на Конституции Российской Федерации, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
В целом правовой институт занятости населения сложен, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.
Тема данной работы актуальна в связи с тем, что, во-первых, организационно-правовые формы занятости определяются как установленные государством организационно-правовые методы и средства, помогающие гражданам получить возможность работать в выбранной сфере деятельности в соответствии с своему призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной безработицы, а также необходимую для этого профессиональную подготовку. Во-вторых, занятость гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости. В-третьих, занятость и занятость напрямую регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и социальных потребностей.
Права граждан в области занятости
Трудоустройство служит правовой гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, это гарантия реализации права на труд. Занятость также является гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, производительную и свободно выбранную работу и другие.
Закон о занятости устанавливает право граждан на консультации, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и информацию в службе занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатную информацию от службы занятости для выбора сферы деятельности, занятости, возможностей профессионального обучения. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатную информацию от службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального образования.
Безработными признаются граждане трудоспособного возраста, не имеющие работы и заработка, состоящие на учете в службе занятости с целью поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые ее приступить.
Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, достигшие 16-летнего возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации не назначена пенсия по возрасту (старости) или за выслугу лет. Граждане-инвалиды 1 группы не относятся к трудоспособным гражданам.
Полномочия по оказанию социальной поддержки и материальной помощи безработным в период поиска работы также закреплены в Законе о занятости, который предусматривает широкий спектр мер социальной защиты. Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
- Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета. № 237. 1996, 25 декабря.
- Гусов К. Н., Трудовое право России: учебник для вузов / К. Н. Гусов, В. Н. Толкунов / под ред. Г. Н. Гусова. — Москва: Юрист, 2009.
- Зайкин А.Д., Экономико-правовое регулирование труда: Учебник для вузов / А.Д. Заикин К.С. Ремизов / под ред. А.Д. Зайкина. — М .: Издательство Знание, 2011.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51 — ФЗ: от 01.10.2013 // СЗ РФ. — 05.12.2013. — №32. — ст. 3301; 2013. — №15. — Ст. 2038 г.
- Маврин, С.П. Правовые средства организации труда на предприятии: учебник для вузов / С.П. Маврин — СПб .: Нева, 2011. — 448.
- Миронов, В. И. Трудовое право России: учебник для вузов / В. И. Миронов — М .: Издательство: ООО «Журнал« Управление персоналом », 2005.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ: от 12.12.2012 № 7-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — №27. — Ст. 2878. — Ст. 22.
- О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-ФЗ в новой редакции. от 02.07.2013 № 185-ФЗ // СЗ РФ. — 2015. — №18. — Ст. 1754.
- Егоров, Н. Д. Гражданское право: учебник для вузов / Н. Д. Егоров — 6-е изд., Перераб. И доп. — М .: Уэлби Т.К., Изд-во Проспект, 2015.
- Заикин, А.Д. Учебник российского трудового права для вузов / А.Д. Зайкин. — М .: Норма, 2014.
Закон о занятости в гл. I «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов5.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производственному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.
К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:
- а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости);
- б) зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальных предпринимателей);
- в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
- г) выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей);
- д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
- е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- ж) обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению ГСЗ населения (далее — органы службы занятости);
- з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- и) являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строи—тельных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
- к) являющихся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
1. Гражданам Российской Федерации гарантируются:
свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
защита от безработицы;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
информирование о положении на рынке труда.
2. Безработным гражданам гарантируются:
социальная поддержка;
осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
компенсация в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.
Статья 14. Регулирование занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
разработку планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
создание федеральной государственной службы занятости населения;
внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства
- Занятость и безработица в Республике Тыва 2018 / Монгуш А.Л., Ондар Л.Ш., Антонова В.Е.
- Проблемы безработицы в Республике Тыва и ее влияние на женскую преступность 2018 / Монгуш Азияна Сарыг-Ооловна
- Формирование занятости на рынке труда республики Тыва и его регулирование 2010 / Хертек Шенне Васильевна
- Совершенствование механизмов реализации мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов 2015 / Клечковская Людмила Герасимовна
- Рынок труда Республики на этапе перехода к технологическому развитию (на примере материалов Республики Тыва) 2018 / Монгуш Сн.П.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ
Ондар Л.Ш.
доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат исторических наук
Антонова В.Е.
магистрант Тувинского государственного университета
STATE GUARANTEES IN THE FIELD OF EMPLOYMENT OF
POPULATION
Ondar L.Sh.
Associate Professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Faculty of Law of Tuva State
University, Candidate of Historical Sciences
Antonova V.E.
Master of Science of Tuva State University
АННОТАЦИЯ
В статье проведена попытка исследования уровня государственной поддержки населения в сфере занятости. Определены гарантии, предоставляемые государством в этом направлении, а также существующие нормативные акты, способствующие реализации государственных гарантий в области занятости населения.
ABSTRACT
An attempt is made to study the level of state support of the population in the field of employment. The guarantees provided by the state in this direction, as well as existing regulations that promote the implementation of state guarantees in the field of employment are defined.
Ключевые слова: Гарантии государства, занятость, рынок труда, безработица, государственные услуги.
Keywords: State guarantees, employment, labor market, unemployment, public services.
Рынок труда является важнейшим элементом рыночной экономики. А.К. Супрунов в своей работе определяет рынок труда как совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленную многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства [1, с. 152].
В настоящее время ситуация на рынке труда Российской Федерации видится сложной. Проблемы занятости являются одной из основных сфер, влияющих на социально-экономическое развитие страны. Начальник отдела надзора и контроля за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения Департамента труда и занятости Кемеровской области А. Б. Аникеев в интернет-интервью дал определение понятию «государственная гарантия», сказав, что применительно к сфере занятости населения государственная гарантия — это обязательство государства предоставить гражданину, ищущему работу, или гражданину, зарегистрированному службой занятости в качестве безработного, определенную законодательством организационную и (или) материальную поддержку [2].
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в главе 3 содержит государственные гарантии в области занятости. Статья 12
Закона предоставляет гарантии в реализации права на труд. Таким образом, гражданам Российской Федерации гарантируется:
1) свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вид и характер труда (данная гарантия закреплена также и в части 1 статьи 37 Конституции РФ);
2) защита от безработицы;
3) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
4) информирование о положении на рынке труда.
Информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в России отнесено положением подпункта 9 пункта 3 статьи 7 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, т.е. Минтруда России, а информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации — к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения [3].
Приказом Минтруда России от 22 февраля 2013 года № 74н утвержден Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан и
работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, а Приказом Минтруда России от 29 января 2013 года № 34н — федеральный государственный стандарт государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации [4].
Основные права граждан РФ в сфере труда и занятости закреплены в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ устанавливаются и иные возможности в сфере занятости (например, право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)).
Закон о занятости закрепляет право каждого гражданина распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (ст. 1). Для этого легально закреплено направление государственной политики по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5).
В соответствии со ст. 8 Закона о занятости гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации). Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ. Граждане также имеют
правонасамостоятельныйпоискработыитрудоустройствозапределамитерриторииРФ, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10).
Закон о занятости закрепляет также право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности и трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9).
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В апреле 1991г. был принят Закон РФ «О занятости населения в РФ». В полном объеме он вступил в силу с 15 июля 1992 г.
Понятие и виды занятости. Основные права граждан в области занятости
Права граждан в области занятости определены в ст.8,9,10,11 закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Право граждан на выбор места работы
Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.
Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.
Гарантии государства в области занятости
Численность населения РФ с 1996 по 2005 гг.: незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости; имеющих статус безработных; безработным, которым назначено пособие по безработице; потребность предприятий в работниках, заявленная в службу занятости населения РФ представлены в таблицу 7.1 и по Санкт-Петербургу — таблица 7.5.
Обеспечение занятости является одновременно и обеспечением реализации права граждан на труд, обязанностью государства и его исполнительных органов власти, государственной службы занятости. Они и работодатели реализуют государственную политику в области занятости по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную деятельность. Для конкретного гражданина право на обеспечение занятости означает помощь ему соответствующих государственных органов в подыскании подходящей работы, т.е. в реализации права на труд. Система правовых норм по обеспечению занятости включает меры по подысканию подходящей работы и трудоустройству на нее, меры по стабильности и неизменности трудовых договоров, меры по предотвращению незаконных, необоснованных отказов в приеме на работу и охрану от незаконных переводов и увольнений.
Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.
Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.
- Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
- Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
- Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
- Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
- Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
Вкратце следует пояснить значение отдельных пунктов из вышеуказанных. Чтобы вы могли лучше разобраться с понятиями трудоспособности и правового статуса безработного, охарактеризуйте их сначала с медицинской и юридической точки зрения. Так, никаких предпосылок для признания гражданина, не имеющего официального трудоустройства, до достижения им 16-летия быть не может. При этом ничто не препятствует заниматься предпринимательством или наемным трудом. На сегодняшний день КЗоТ РФ разрешает принимать на работу лиц, достигших 15 лет, а в некоторых случаях, при соблюдении дополнительных условий, и 14-летних подростков.
Ограничение касается и верхних пределов трудоспособного возраста: для женщин он составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет. По достижении данных возрастных границ граждане приобретают право на государственное пенсионное обеспечение. При этом и в данном правиле имеются свои исключения (снижение возраста выхода на пенсию на льготных основаниях, по выслуге лет и т. д.). Приобрести правовой статус безработного не сможет инвалид первой или второй группы при отсутствии соответствующей рекомендации от специализированной комиссии ВТЭК, а также гражданин, приговоренный к выполнению исправительных работ или отбывающий наказание в тюрьме.
[1]
Правовое регулирование занятости населения РФ
Охарактеризовать кратко правовой статус безработного можно, ссылаясь на закон РФ «О занятости в Российской Федерации». В нем содержатся основные гарантии трудовых прав указанной категории лиц, к которым относят:
[3]
- выбирать, минимум, из двух вариантов подходящей работы;
- проходить дополнительную профессиональную подготовку, переподготовку, квалификационную аттестацию при наличии направления от службы занятости;
- получать денежное пособие лишь в случае отсутствия занятия, подходящего тому или иному роду деятельности;
- помимо пособия по безработице, гражданам обещают компенсировать дополнительные финансовые издержки, связанные с обучением, переездом в другую местность на новую работу;
- проходить бесплатные медицинские осмотры и освидетельствования;
- при необходимости обращаться за содействием к службе занятости для заключения срочного трудового договора.
Что касается пособия по безработице, то на его получение могут претендовать все лица, зарегистрированные в реестре службы занятости в качестве безработных. К данной категории относят лиц, уволенных с предыдущего места трудовой деятельности по различным причинам, и тех, кто впервые находится в поиске подходящего рабочего места. Решение о назначении выплат принимается службой занятости в ходе регистрации гражданина как безработного и приобретения им соответствующего статуса.
О размере пособия по безработице и порядка его выплат несложно найти информацию в отмеченном ранее федеральном законе. Сумма денежной выплаты устанавливается по таким формулам:
- Если заявитель был уволен с основного места работы в течение года, предшествующего безработице, размер пособия определяется в процентном соотношении к средней заработной плате за последние 90 дней по последнему месту работы.
- Если гражданин приобрел правовой статус безработного, не имея трудового стажа, или решил возобновить трудовую деятельность после перерыва, превышающего 12 календарных месяцев, размер его денежного пособия будет зависеть напрямую от величины прожиточного минимума, действующего в пределах конкретного региона России.
- Граждане, имеющие не более 12 месяцев перерыва в трудовой деятельности, и уволившиеся сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие смогут получать выплаты в размере 75 процентов от средней зарплаты на протяжении трех месяцев пребывания на учете по безработице, а в последующие 4 месяца – 60 процентов, а далее – не более 45 процентов.
Кроме того, человеку, имеющий социально-правовой статус безработного, не предоставляется возможность на получение пособия, величина которого будет преобладать над суммой прожиточного минимума в том или ином федеративном субъекте. При этом выплаты не могут быть меньше, чем третья часть того же прожиточного минимум.
Отдельного внимания заслуживает определение понятия «подходящей работы». Поскольку именно его относят к перечню ключевых терминов в сфере занятости населения. Именно наличие подходящей вакансии или ее отсутствия зависит, сможет ли безработный сохранить свой статус, размер получаемого им пособия и другое. К данной категории относят предложения о предоставлении рабочего места, поступающие заявителю от инспектора службы занятости и соответствующие:
- Уровню квалификации, трудовым навыкам и направлению профессиональной подготовки. Так, безработному бухгалтеру не предложат работу каменщика или вахтера. При этом подходящей для такого специалиста может стать вакансия экономиста, при условии прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, переаттестации.
- Условиям предыдущего места работы. В первую очередь критерий подразумевает достаточный уровень оплаты труда, не идущий вразрез с размером оклада на прежнем рабочем месте.
- Состоянию физического и психического здоровья. Чтобы занимать ту или иную должность гражданин не должен иметь противопоказаний.
- Территориальной доступности рабочего места. Учитывая, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение «транспортной доступности» или «максимальной удаленности» потенциального рабочего места, органы местного самоуправления устанавливают предельное расстояние и максимально допустимое время на дорогу. Во многом это зависит от развитости транспортной развязки в соответствующей местности.
Понятие и виды занятости и основные права граждан
В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 23.02.2013) СЗ РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915., в дальнейшем — Закон о занятости, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.
Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
При разборе правовой составляющей этой темы следует понимать основной лексикон:
Термин | Обозначение |
Безработный | Гражданин, который не имеет места труда и официально получил статус в контролирующем органе |
Пособие | Государственная помощь, которая выражается в денежном виде и предназначена для нуждающихся категорий граждан |
Субсидии | Выплаты, чаще всего в безналичном виде, которые позволяют реализовать проекты и покрыть часть стоимости предмета или услуги. Предоставляется за счет средств государственного или местного бюджетов — в зависимости от субсидиарной программы |
Специальность | Принадлежность рабочего гражданина к определенной профессии, по которой он получил специальное образование в среднем специальном или высшем образовательном учреждении |
Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного официального дохода.
В Российской Федерации стать на биржу труда может только человек, который имеет гражданство страны. Но все же есть несколько особенностей, которые нужно учесть.
Поскольку статус безработного получают те, кто изначально обратились в Центр занятости населения и в течение 10 календарных дней не смогли получить новое место труда. Только по истечению данного периода времени можно рассчитывать на оформление и постановку на учет в ЦЗ.
Специфика трудового законодательства России предусматривает и перечень тех лиц, которые не могут оформиться в качестве безработного:
Возраст составляет менее 16 лет | Только после достижения такого возраста можно рассчитывать на постановку на учет безработных. Поскольку с более раннего возраста трудоустройство не считается необходимым. При этом в среднем в таком возрасте граждане оканчивают школу и могут поступать на работу низкой квалификации |
Пенсионный возраст | По достижению данного показателя — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С этого момента трудоустройство также не является необходимостью. И гражданин может претендовать на совершенно иной перечень государственных социальных пособий и льгот |
В первые 10 дней гражданин отказался от предложенных вакансий более двух раз | Обязательным условием становится отказ именно от тех видов работ, которые соответствуют специальности и квалификации человека. Нельзя отказываться даже от временного места работы |
Люди без стажа работы | Которые более двух раз отказались от повышения квалификации, которая бы привела к гарантированному трудоустройству |
Отсутствие безработного в Центре занятости в указанный срок | Также может стать причиной для лишения статуса. Поскольку постановка на учет безработных предусматривает постоянное посещение данной организации |
В ходе постановки на учет также требуется прийти в указанные сроки в организацию с пакетом бумаг | Сделать это нужно в соответствии с правилами. Иначе статус безработного не предоставят |
Пакет документов неполный | Или же предоставленные бумаги не соответствуют действительности |
Имеющий работу и доход | К примеру, когда гражданин работает по гражданско-правовому соглашению и об этом узнали сотрудники ЦЗ |