Удельный вес НДС по Москве в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удельный вес НДС по Москве в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Безопасная доля — это разница между суммой налога к уплате и вычетом по НДС. Основная проблема для налогоплательщика в том, что безопасная доля законом не установлена.

Заявить к вычету можно сумму даже больше НДС, но в таком случае налоговая может:

  • направить требование о предоставлении пояснений и документов;
  • вызвать на комиссию;
  • включить в план выездных проверок.

Бояться этого не стоит. Но готовьтесь отстаивать свои права.

Важно! Внимание налоговой не сосредоточенно только на НДС. Инспекторы также смотрят на налоговую нагрузку, уровень заработной платы, рентабельность и так далее. Затем сравнивают со средними показателями в отрасли или регионе. Любое отклонение вызовет их интерес.

Безопасная доля вычетов по НДС в 2021 году

Если после сдачи декларации вы посчитали, что доля вычетов превышает среднюю региональную или 89 %, тогда есть два варианта действии:

У налогоплательщика всегда есть право подать уточненную декларацию. В ней заявите к вычету сумму меньше, чем в первичном отчете. Большую часть вычетов можно без проблем заявить в течение 3-х лет.

Важно! Убедитесь, что ваши вычеты можно перенести.

С 1 января 2022 г. дополнен пункт 3 (введен подпункт 38) ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и теперь организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение от уплаты НДС при одновременном выполнении двух условий[1]:

1) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, сумма доходов таких организации или ИП не превысила в совокупности 2 млрд руб.;

2) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или ИП составил не менее 70 %.

Есть и третье условие освобождения от НДС, которое станет обязательным только с 1 января 2024 г.: среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за налоговый период по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД.

Итак, от уплаты НДС освобождаются организации, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).

Услугами общественного питания не признается:

• реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП) розничной торговли;

• реализация продукции общественного питания организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность;

Если организация создана или государственная регистрация физического лица в качестве ИП осуществлена в течение 2022 или 2023 г., они вправе применить освобождение в налоговых периодах соответствующего календарного года, в котором создана организация или осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве ИП, без ограничений, т. е. не имеет значения размер дохода (ограничение в 2 млрд руб.) и доля дохода от услуг (ограничение в 70 %).

Налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от налогообложения. Для этого ему нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ). В этом случае организация-общепит начисляет НДС при оказании услуг и заявляет к вычету «входной» НДС.

Обратите внимание:

• организация, осуществляющая производство кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания и реализующая данную продукцию через собственные отделы кулинарии физическим лицам, вправе в 2022 г. применять освобождение от НДС при условии, что в 2021 г. сумма ее доходов не превысила в совокупности 2 млрд руб. и удельный вес доходов от реализации произведенных кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания через собственные отделы кулинарии физическим лицам в общей сумме доходов составил не менее 70 %[2];

• если организации общепита торгуют покупными товарами через вендинговые аппараты, то по таким товарам применять льготу по НДС нельзя[3], так как на основании одним из типов торговых предприятий является торговый автомат (вендинговый автомат)[4]: нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца, а торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, является формой розничной торговли.

Налогообложение — 2022: анализируем изменения

С 1 января 2022 г. не облагается НДФЛ оплата или компенсация стоимости путевки на детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей до 24 лет, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях[7].

От уплаты НДФЛ освободили путевки, которые приобретены в календарном году однократно.

Исключили условие о том, что для освобождения от НДФЛ стоимость путевки не должна быть учтена при расчете налога на прибыль.


[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ).

[2] См. письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-07-11/61177.

[3] См. письмо Минфина России от 08.10.2021 № 03-07-07/81801.

[4] Пункты 60 и 88 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.

[5] См. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

[6] См. Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544 «Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)».

[7] См. Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).

А. Н. Дубоносова,
зам. управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2022.

В 2022 году расчет НДС зависит не только от налогооблагаемой базы, но также и от ставок. На данный момент он исчисляется по прямым ставкам — 0%, 10%, 20%, а также по расчетным. От их размера зависит сумма НДС к уплате по налоговой декларации. Ставки установлены на основании гл. 21 НК.

Стандартная ставка по НДС — 20%, и она применяется в ситуациях, не подпадающих под применение пониженных или расчетных ставок.

Согласно гл. 21 НК ставку по НДС в размере 20% в 2022 году применяют по таким операциям как:

  • отгрузка имущества в РФ;
  • выполнение облагаемых работ или услуг в РФ;
  • внутрироссийские строительно-монтажные работы для своих нужд;
  • импорт имущества, по которому не установлен пониженный размер НДС.

Указанная ставка применяется на основании п. 2 ст. 164 НК.

Льготное налогообложение в размере 10% применяется в отношении реализации или импорта имущества согласно установленным перечням, продовольственных и детских товаров, периодических изданий, книг, лекарств, медицинских изделий. Кроме того, в 2022 году это относится к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (исключения — сообщение с Крымом, Севастополем, Калининградом, Дальневосточным федеральным округом, в обход Москвы и Московской области).

Ставку 10% можно применять в том случае, если коды товаров указаны в соответствующих Постановлениях Правительства:

  • от 31.12.2004 г. № 908 (по мясу, колбасе, консервам, молоку, маслу, детским товарам, верхней одежде, пеленкам, носкам, одеялам и т.д.):
  • от 23.01.2003 г. № 41 (по газетам, журналам, книгам, альбомам, атласам и т.д.);
  • от 15.09.2008 г. № 688 (по лекарствам и медицинской продукции — сывороткам, вакцинам, морской соли, вате, медицинской одежде и т.д.).

Коды в постановлениях указываются на основании ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54).

Льготное налогообложение в размере 0% применяется в ситуациях, которые относятся к п. 1 ст. 164 НК. К примеру, это экспорт продукции, международные перевозки, услуги ж/д перевозчиков при экспорте товаров и др. Международными считаются перевозки, при которых точка отправления или назначения находятся за границей.

Кроме того, к операциям по ставке 0% относится вывоз мусора с территории РФ в таможенном режиме экспорта или свободной таможенной зоны. Об этих таможенных процедурах указано в ТК ЕАЭС, а также в Законе от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ.

Вопрос: В связи со вступлением с 01.01.2022 г. пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, прошу дать письменные разъяснения по вопросу применения Обществом указанного положения налогового законодательства, исходя из следующего.

В 2021 г. ООО (далее по тексту — Общество) применяет УСН (доходы-расходы). Основным видом деятельности Общества является ОКВЭД 77.40. В качестве дополнительного в выписке из ЕГРЮЛ Общества указан в том числе ОКВЭД 56.10.1 и 56.29.

С 01.01.2022 г. Общество планирует перейти на ОСНО и начать осуществлять деятельность по оказанию услуг общественного питания, сделав её основным видом деятельности Общества (ОКВЭД 56).

1. Вправе ли Общество применять льготу по НДС в 2022 г., предусмотренную пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, при отсутствии фактического ведения деятельности по оказанию услуг общественного питания (ОКВЭД 56) в 2021 г. и начале её осуществления после 01.01.2022 г.?

Или право на льготу по НДС у Общества возникнет только в 2023 г., по результатам деятельности за 2022 г.?

2. Предусматривает ли вводимый пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождение от НДС дохода (выручки), полученной предприятиями общественного питания (ОКВЭД 56) при реализации продукции на условиях курьерской доставки?

Продукция из кафе до покупателя доставляется:

1) курьерскими организациями (Delivery club, Яндекс.Еда), которые получают денежные средства от покупателя (с выдачей чека курьерской организацией), и затем перечисляют полученные денежные средства (выручку) на р/счёт владельца кафе (за минусом комиссии).

2) собственной службой доставки кафе, получающей денежные средства от покупателя.

Ответ: В связи с письмом о применении организацией с 1 января 2022 года освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:

— сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;

— удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;

— среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона условие будет применяться с 1 января 2024 года).

Таким образом, в целях применения организацией в 2022 году освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания, оказываемых через вышепоименованные объекты общественного питания и (или) вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), организация должна иметь по итогам 2021 года сумму доходов в совокупности не более 2 млрд рублей и удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70 процентов.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

  • Статистическая форма 1-ИП: кто сдаёт и как заполнить

    2,9 тыс. 0

    Отметьте какую задачу планируете решить и получите бесплатную консультацию.

    Льготное обложение НДС для общественного питания введено ФЗ №305 от 02.07.2021. Соответствующие поправки внесены в НК РФ (ст. 149). Основанием для введения меры поддержки стало снижение прибыли у профильных организаций и ИП в результате периодически или постоянно действующих пандемических ограничений.

    От НДС, разумеется, освободили не всех без разбору. Льготное налогообложение доступно ИП и компаниям при соблюдении ряда условий. Первое и главное – вид деятельности (класс 56 раздел 1 ОКВЭД2). Второе: услуги общепита должны оказываться по месту, выбранному заказчиком, или в специализированном заведении. То есть «освобожденцами» в 2022 году становятся закусочные, столовые, кафетерии, буфеты, точки быстрого обслуживания, бары, рестораны, кафе.

    Важно! Освобождение от НДС действует только в отношении услуг общественного питания, а не в отношении деятельности ИП или компании в общем. То есть если работающий ресторан кормит посетителей, предлагает доставку еды и сдает часть площади в аренду, то «освобожденцем» он будет по первым двум статьям. Аренда под льготное налогообложение не попадает.


    ФНС выпустила новые значения безопасной доли вычетов по НДС

    Под освобождение от НДС в общепите не попадает деятельность, связанная с заготовкой продукции, и деятельность кулинарных отделов в организациях, занимающихся розничной торговлей. Не предусмотрены льготы и для посредников любого рода.

    На то, что посредники не являются «освобожденцами», обратил внимание налогоплательщиков Минфин. Согласно разъяснениям, изложенным в письме №03-07-11/94606 от 23.11.2021, для работы с льготным НДС индивидуальному предпринимателю или компании необходимо непосредственно оказывать услуги общепита. Все, что выходит за рамки этого вида деятельности, облагается НДС на общих основаниях (или не облагается, если имеет место работа на спецрежиме).

    Рассмотрим ситуацию на примере. Компания занимается изготовлением и доставкой готовых обедов, работает на ОСНО. Для нее актуально освобождение от НДС, и с 2022 года она может воспользоваться льготой.

    Компания не имеет собственной службы доставки, сотрудничает с курьерской службой. Последняя, хоть и доставляет готовые обеды, на освобождение от НДС рассчитывать не может. Деятельность курьерской службы не является оказанием услуг общепита. Причем не важно, какой договор (агентский, поручения или комиссии) заключен между производителем обедов и посредником. Согласно ст. 149 НК РФ, льготой по НДС в такой ситуации пользуется только производитель обедов (поставщик услуг общественного питания).

    Реализация покупных товаров, включая продукты питания, через вендинговые автоматы тоже под льготное налогообложение не попадает. Давайте разберемся почему.


    Реализация товаров через вендинговые аппараты не попадает под освобождение от НДС, даже если осуществляется на территории предприятия общественного питания. Разъяснения по теме Минфин дал в письме №03-07-07/81801 в октябре 2021.

    Вывод вендинговой торговли из-под льготного налогообложения обоснован чиновниками со ссылкой на два действующих ГОСТа: 51303-2013 и 31985-2013. Они касаются терминологии и определений торговли, услуг общественного питания. К последним, согласно госстандартам, вендинговая торговля не относится. Во-первых, вендинг предусматривает автоматизацию процесса продажи. Взаимодействие покупателя происходит не с живым специалистом (продавцом), а с техническим устройством. Во-вторых, автомат не является стационарной точкой торговли и оказания услуг общественного питания. И под категорию выездного обслуживания он тоже не попадает.

    Даже если продукт готовится в автомате в присутствии покупателя (кофе, например), де-юре это не услуги общественного питания, а розничная торговля. Соответственно, «освобожденцами» владельцы вендинговых аппаратов не являются.

    Если предприятие или ИП осуществляет несколько видов деятельности, учет и налогообложение следует разделять. То есть вендинговая (розничная) торговля отдельно, услуги общественного питания с освобождением от НДС – отдельно. На это необходимо обратить внимание бухгалтерам новых компаний-льготников, зарегистрированных в 2022.


    А теперь самое интересное с практической точки зрения. Итак, компания выполнила условия и с января 2022 освобождена от НДС. Реализация услуг общественного питания осуществляется без начисления указанного налога. Собираетесь выставить первый счет? Учтите нормы ст. 169 НК РФ (п. 3 пп. 1).

    Для бухгалтера остается актуальным вопрос: что делать с входным НДС по услугам, работам и товарам, связанным с услугами общепита, попавшими под льготное налогообложение? Отвечаем: включайте налог в стоимость указанных услуг, работ и товаров, не принимайте его к вычету.

    Если в 2021 году вы приняли к вычету входной НДС по услугам, товарам, работам, приобретенным для услуг общепита, которые реализуются в 2022 году, налог необходимо восстановить. Восстановление отражайте в учете по мере использования соответствующих товаров, услуг и работ при осуществлении операций, освобожденных от НДС.

    Восстановленный налог включайте в прочие расходы и отражайте на счете 91.

    И последнее: льгота по НДС не освобождает общепит от ежеквартальной отчетности по этому налогу. Льготные операции включайте в декларации в раздел 7.

    Теги данной публикации: общепитучет по отраслям


    Несмотря на то, что услуги общепита освобождаются НДС, организация/предприниматель должны будут ежеквартально в общем порядке сдавать декларацию по НДС. Освобождаемые от НДС операции отражаются в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».

    В этом разделе нужно указать код операции, однако в начале декабря такой код для услуг общепита еще не существовал. Вероятно, к апрелю 2022 г., когда будет подаваться первая декларация по НДС с отражённой в ней новой льготой, код операции уже будет утвержден.

    Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, и иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.

    Налог к уплате рассчитывается по операциям реализации и приравненным к ним. Сумму рассчитанного налога налогоплательщик вправе уменьшить на налоговый вычет. Он представляет собой сумму налога, предъявленного налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг) и указанного в счете-фактуре. Прежде чем произвести расчет удельного веса НДС, который допускается вычесть, необходимо соблюсти следующие условия:

    1. Приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет.
    2. Приобретенные товары (работы, услуги) использованы при операциях, облагаемых НДС.
    3. Поставщик передал корректно оформленный счет-фактуру.
    4. С момента принятия на учет товаров (работ, услуг) прошло не более трех лет.

    Налоговая нагрузка по НДС 2021

    ФНС при проведении контрольных мероприятий руководствуется концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected]). Приложением 2 к приказу является перечень критериев для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками.

    В таком перечне не заявлен безопасный процент НДС от выручки, чтобы не попасть на проверку, но предусмотрен анализ суммы уменьшения исчисленного налогового платежа. В соответствии с этим критерием, если доля уменьшения НДС на протяжении 12 месяцев равна или превышает 89% — это один из поводов присмотреться к компании повнимательней. В случае если процент вычитаемой суммы из исчисленного НДС превысит нормативный показатель, инспекция запросит пояснения. А если такая ситуация продолжается длительное время, то компанию могут включить в план выездных проверок. Чтобы избежать ненужного интереса со стороны налоговиков, расскажем, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС с использованием готовой формулы.

    Возникает вопрос: как посчитать долю вычетов по НДС, безопасную для конкретной компании? Для вычислений необходимо обратиться к декларации по налогу на добавленную стоимость. Напомним, сдается она ежеквартально. Для вычислений нам нужны две цифры раздела 3 отчета:

    • строка 118: общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога;
    • строка 190: общая сумма налога, подлежащая вычитанию.

    Само по себе заявление высокого процента уменьшения налога на добавленную стоимость, который превышает безопасный вычет по НДС, не является безусловным поводом для включения организации в план выездных проверок. Деятельность компании рассматривается комплексно. В ее отношении проводится тщательный предпроверочный анализ.

    Вначале инспектор запросит у компании пояснения. В этот момент важно четко и обоснованно объяснить, почему компанией заявлен высокий процент уменьшения налога на добавленную стоимость.

    Нередко возникает вопрос: допустимо ли превышение доли вычетов 100%? Конечно, да. Запрета на это нет. Более того, если после проведения камеральной проверки заявленную сумму налога к возврату контролирующий орган признает правильной, ИФНС обязана вернуть сумму превышения налогоплательщику. Такая ситуация возникает, если:

    • компания закупила большой объем товаров, реализация по которым произойдет только в следующем квартале;
    • производственное предприятие приобрело дорогостоящее оборудование;
    • заказчик отказался от приобретения крупной партии продукции, а закупка комплектующих для ее производства уже была произведена;
    • в иных обоснованных обстоятельствах.

    При поступлении запроса от ИФНС все обстоятельства необходимо изложить и по возможности подтвердить документально. Тогда инспектор примет во внимание доводы компании, и решения будут приниматься только с их учетом.

    Проводится эксперимент по особому порядку уплаты налогов. Федеральным законом от 29.11.2021 № 379‑ФЗ вводится новая статья – 45.2 НК РФ

    Учреждения могут с 1 июля по 31 декабря 2022 года применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджет РФ единого налогового платежа (ЕНП). Для получения права перечислять ЕНП необходимо провести с ИФНС сверку расчетов без разногласий и подать заявление о применении особого порядка. Затем не позднее пяти дней до срока уплаты налога (аванса по нему) или взносов налогоплательщику следует направлять в ИФНС уведомления о начисленных суммах. Особый порядок подачи уведомления ст. 45.2 НК РФ установлен в отношении НДФЛ: его нужно подать не позднее 5‑го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

    Представить в ИФНС заявление (на бумаге или в электронном виде) о применении особого порядка нужно с 1 по 30 апреля 2022 года (включительно), но в течение месяца после осуществления совместной сверки расчетов

    Изменен порядок зачета переплаты по налогам. Поправки в п. 1 ст. 78 НК РФ внесены Федеральным законом № 379‑ФЗ

    Переплату по налогам можно принять в счет уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Прежняя редакция п. 1 ст. 78 НК РФ позволяла зачесть переплату по налогам только в счет налогов, а взносы – в счет взносов, перечисляемых в бюджет того же фонда, где образовалась переплата

    Скорректирован порядок отправки и получения налоговых документов. Изменения в Приказ ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/[email protected] внесены Приказом ФНС России от 07.09.2021 № ЕД-7-8/[email protected]

    Квитанцию о приеме требования придется направлять в течение шести рабочих дней со дня его отправки инспекцией. Если не направить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в течение шести дней с даты отправки ИФНС требования, оно будет считаться полученным по истечении этого срока. Ранее отправлять квитанцию о приеме требования нужно было в течение одного рабочего дня с момента получения требования

    Освобождены от обложения НДС услуги общепита, оказываемые через объекты общественного питания и при выездном обслуживании. Изменения в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

    До 2022 года указанные операции облагались НДС в общем порядке. С этого года на оказание услуг общепита через рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при названных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания, а также вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком, действует налоговая льгота. Для освобождения от уплаты НДС необходимо одновременное выполнение следующих условий:

    • за предшествующий календарный год сумма доходов не превысила 2 млрд руб.;

    • удельный вес доходов от услуг общепита за предшествующий календарный год составил не менее 70 % в общей сумме доходов;

    • среднемесячный размер выплат работникам за предыдущий календарный год не ниже среднемесячной зарплаты в регионе по виду деятельности класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» в соответствии с ОКВЭД.

    Освобождение не распространяется на реализацию продуктов отделами кулинарии розничных продавцов или организациями, которые занимаются заготовками либо розничной торговлей

    Уточнен порядок применения льгот, установлены сроки уплаты налога и авансовых платежей, определен порядок прекращения исчисления налога в случае гибели объекта налогообложения. Изменения в ст. 257, 258, 259.1, 372 и 378.2 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

    Учреждение, имеющее льготу в отношении объекта, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, подает в ИФНС заявление о предоставлении льготы (можно вместе с документами, подтверждающими право на льготу). Если заявление не подано и не заявлен отказ от льготы, ИФНС применит льготу при расчете налога, исходя из имеющихся у нее сведений. Если льгота применяется неполный период, налог (авансовый платеж) рассчитывается с использованием коэффициента

    Установлены новые сроки уплаты налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом

    В случае гибели (уничтожения) объекта налогообложения подается заявление в ИФНС. Исчисление налога прекращается с 1‑го числа месяца гибели (уничтожения) объекта. ИФНС пришлет уведомление о прекращении исчисления налога либо сообщение об отсутствии оснований для прекращения его исчисления

    Примечание. Форма заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/[email protected] Приказ также содержит формы уведомления о предоставлении льготы и сообщения об отказе в ее предоставлении.

    Форма заявления о гибели объекта обложения налогом на имущество организаций утверждена Приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/[email protected] Данным приказом утверждены также формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью (уничтожением) объекта и сообщения об отсутствии основания для такого прекращения

    Изменены форма, порядок заполнения и формат представления декларации по налогу на имущество организаций. Поправки внесены Приказом ФНС России от 18.06.2021 № ЕД-7-21/[email protected]

    В новой форме декларации:

    • выделены категории плательщиков, для которых продлены сроки уплаты налога;

    • добавлен признак исчисления налога плательщиками, заключившими с государством соглашение о поощрении капиталовложений

    Изменен порядок налогообложения имущества по договору лизинга и лизинговых платежей. Поправки в ст. 378 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

    Имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), теперь подлежит налого­обложению у арендодателя (лизингодателя)

    Установлен особый порядок исчисления транспортного налога в случае принудительного изъятия транспортного средства. Изменения в ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

    Закреплен порядок прекращения уплаты налога с транспортного средства, право собственности на которое утрачено из‑за его принудительного изъятия. Кроме того, определен порядок исчисления налога (авансового платежа) в случаях, когда:

    • в налоговом периоде изменились характеристики транспорта;

    • у налогоплательщика в налоговом (отчетном) периоде возникло (прекратилось) право на налоговую льготу

    Примечание. Форма заявления о прекращении начисления транспортного налога по принудительно изъятому транспорту утверждена Приказом ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-21/[email protected]

    Изменен срок представления организациями в ИФНС пояснений и документов, подтвержда­ющих правильность исчисления и обоснованность применения льгот по налогу. Поправки в п. 6 ст. 363 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

    Срок представления пояснений и документов теперь составляет 20 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (ранее – 10 дней)

    Примечание. Приказом ФНС России № ЕД-7-21/[email protected] скорректированы формы:

    • сообщения о наличии у организации ТС, признаваемых объектами налогообложения;

    • заявления организации о предоставлении льготы по транспортному налогу.

    Внесены соответствующие изменения в порядок заполнения документов, а также в форматы их представления в электронной форме

    Установлен порядок налого­обложения земельных участков, используемых с нарушениями земельного законодательства. Изменения в ст. 396 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ

    Регламентирован порядок расчета налога и авансовых платежей на участки земли, сведения о которых направили органы земельного надзора в связи с неиспользованием сельхозугодий по назначению. Налог и авансовые платежи в этом случае рассчитываются по ставке, не превышающей 1,5 % (как для прочих участков). Расчеты по повышенной ставке будут производиться со дня выявления нарушения до начала месяца, в котором нарушение будет устранено

    Уточнены правила применения повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства. Изменения в ст. 396 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ

    Уточнено, как исчислять трехлетний срок, в течение которого применяется коэффициент 2. В частности, исключено указание на ведение строительной деятельности. Теперь применение коэффициентов «привязано» только к дате регистрации прав на участки. Ранее срок определялся как трехлетний срок строительства начиная с даты регистрации прав на землю

    Примечание. Обновлены формы заявления организации ‎о наличии льготы по земле, а также сообщения о наличии у нее участков, признаваемых объектами налогообложения. Заявлять о льготах нужно на новых бланках. Изменения в Приказ ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598 внесены Приказом ФНС России № ЕД-7-21/[email protected]

    Уведомления о праве сотрудника на вычет ИФНС будет передавать напрямую налоговым агентам. Изменения в п. 2 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100‑ФЗ

    В 2022 году работодатели продолжат предоставлять социальные и имущественные вычеты по НДФЛ. Но уведомление о праве на вычет им будет направлять сама инспекция. Для этого налогоплательщику следует подать в ИФНС заявление вместе с подтверждающими документами. В течение 30 календарных дней со дня его подачи инспекция рассмотрит заявление и сама направит подтверждение налоговому агенту. Ранее для получения вычетов у работодателя нужно было обратиться с письменным заявлением к своему налоговому агенту и представить выданное ИФНС уведомление о подтверждении права на данный вид вычетов по НДФЛ

    Примечание. Приказом ФНС России от 17.08.2021 № ЕД-7-11/[email protected] утверждены новые формы документов, применяемых при подтверждении права на получение физическими лицами социальных и имущественных вычетов по НДФЛ

    С 1 января 2022 года применяется новый социальный вычет по НДФЛ – на фитнес. Изменения в п. 1 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 05.04.2021 № 88‑ФЗ

    Налогоплательщик может получить социальный вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет. Данные услуги должны быть предоставлены физкультурно-спортивными организациями, ИП, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Вычет будет предоставляться при наличии документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, и при соблюдении следующих условий:

    • на дату оплаты физкультурно-оздоровительные услуги включены в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2021 № 2466‑р перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг;

    • на дату оплаты физкультурно-спортивная организация или ИП, оказавшие услуги, включены в сформированный Минспортом перечень организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (правила формирования такого перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 № 1501).

    Предельный размер данного вычета не должен превышать 120 тыс. руб. за год в совокупности с другими социальными вычетами (исключение – вычеты по расходам на обучение детей и дорогостоящее лечение)

    Изменено правило освобождения от обложения НДФЛ стоимости путевок работникам, оплаченных работодателями. Поправки в п. 9 ст. 217 НК РФ внесены Федеральным законом № 8‑ФЗ

    Полная или частичная компенсация (оплата) стоимости путевок (но лишь санаторно-курортных и оздоровительных) освобождена от обложения НДФЛ независимо от того, учтена она в расходах при налогообложении или нет. Но установлено новое условие – освобождением от уплаты НДФЛ можно будет воспользоваться только раз в год. Если работодатель в одном и том же налоговом периоде повторно оплатит путевку работнику, то с ее стоимости придется уплатить НДФЛ. Кроме того, уточнено, что не будет облагаться НДФЛ компенсация путевок для детей сотрудников в возрасте до 18 лет (до 24 лет – для обучающихся очно)

    Скорректирована форма 6‑НДФЛ. Изменения внесены Приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/[email protected]

    Внесены изменения в форму расчета, в порядок ее заполнения и электронный формат, а также в справку о доходах (приложение к форме)

    Увеличены предельные базы по страховым взносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951)

    Предельные базы на 2022 год составляют:

    • 1 032 000 руб. – для взносов в ФСС;

    • 1 565 000 руб. – для взносов в ПФ РФ

    Утверждена новая форма РСВ (Приказ ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/[email protected])

    Большая часть изменений связана с переходом на прямые выплаты. К примеру, из разд. 1 убрали строки 120–123 (в них отражали превышение расходов над взносами), а из приложения 2 к разд. 1 исключили поле для признака выплат. Вместо расходов на выплату обеспечения (строка 070) нужно указать расходы, возмещенные ФСС. Вместо расходов, возмещенных ФСС (строка 080), следует привести сумму взносов к уплате. Кроме того, изменены штрихкоды и убран код по ОКВЭД 2 с титульного листа

    Скорректирован порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018

    По новым правилам, если в графу 11 внести код «ПРОСТОЙ», нельзя отражать коды территориальных условий труда (графа 8), особых условий труда (графа 9) и условий досрочного назначения пенсии (графа 12).

    № 507п внесены Постановлением Правления ПФ РФ от 06.09.2021 № 304п

    Код «КВАЛИФ» в графе 11 разрешено указывать вместе с кодами особых условий труда и условий досрочного назначения пенсии. Это касается только периодов профессионального обучения или дополнительного профобразования с отрывом от работы

    Добавлены основания для внеочередной подачи формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в пп. 11 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ внесены Федеральным законом от 26.05.2021 № 153‑ФЗ

    Страхователь обязан представлять в ПФ РФ сведения о застрахованном лице, которое подало заявление на страховую или накопительную пенсию. С 2022 года эта обязанность распространена на случаи, когда застрахованный оформляет заявление на срочную пенсионную выплату или единовременную выплату средств пенсионных накоплений. Срок подачи сведений считается либо с даты обращения застрахованного лица, либо со дня поступления запроса от ПФ РФ. Направить сведения нужно в течение трех календарных дней

    Уменьшена численность работников, при которой нужно подавать электронную отчетность в ПФ РФ и ФСС. Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 474‑ФЗ

    Ранее п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27‑ФЗ предусматривал, что сведения для персонифицированного учета, а также о трудовой деятельности работников в ПФ РФ представлялись в электронном виде, если у работодателя трудились свыше 25 человек. Аналогичное правило действовало для формы 4‑ФСС (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ). С 10 января 2022 года отчитываться в ПФ РФ и ФСС в электронном виде работодателям нужно, если в штате числятся более 10 работников.

    Кроме того, поправками предусмотрена возможность подачи сведений о застрахованных лицах и расчета по взносам на травматизм представителем страхователя. Он сможет действовать на основании электронной доверенности, которая подписана усиленной квалифицированной ЭП учреждения-доверителя

    Общепит 2022: льготы по НДС для плательщиков и «освобожденцев»

    Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

    Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

    Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

    Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

    Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

    Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

    Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

    • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
    • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

    Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

    • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
    • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
    • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

    Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

    В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

    ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

    Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

    Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

    НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

    где:

    НН – налоговая нагрузка;
    СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
    СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
    Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

    Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

    Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

    Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

    • для торговых предприятий – менее 1%;
    • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

    Ее вычисляют по такой формуле:

    ННп = Нп / (Др + Двн),

    где:
    ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
    Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
    Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
    Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
    Полученный результат умножается на 100%.

    ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

    Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

      НН по НДС = ННДС / Нбрф

    2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

      НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

    • Что такое НДС
    • Кто его платит
    • Какие есть льготы по НДС
    • Как рассчитывается
    • Сроки уплаты НДС
    • Как получить налоговый вычет
    • Что будет, если не уплатить НДС

    Рассмотрим, как рассчитать налоговую нагрузку по НДС.

    Определить величину налоговой нагрузки НДС 2020 несложно, достаточно использовать формулу:

    НННДС = (Начисленный НДС – НДС, принятый к вычету) / Налоговая база по НДС (облагаемая стоимость товаров/работ/услуг) х 100 %.

    Организации на УСН не начисляют НДС, поэтому нет основания включать налог в смету. Но контрагенты строительной компании на УСН могут работать с НДС. Речь идет как о заказчике работ, так и о поставщиках стройматериалов или необходимых для строительства услуг.

    Если подрядчик применяет УСН, а заказчик — общую налоговую систему, это вовсе не означает, что строительная компания должна «подарить» партнёру 20 % от своих затрат на материалы и входящие услуги.

    В расчёте сметы НДС выделяется отдельной итоговой графой, убрать которую нельзя, даже если подрядчик использует упрощёнку. Для таких бизнесменов предусмотрен механизм возмещения НДС при УСН. Для этого в смете ячейку «НДС» нужно заменить на «Компенсация НДС при УСН».

    Иногда упрощенцы вообще не учитывают НДС в смете. А сумму входящего налога по материалам и услугам относят на накладные расходы. В этом случае организация понесет дополнительные убытки из-за того, что НДС не будет учтен при расчете цены работ для заказчика.

    А если подрядчик использует УСН с объектом «Доходы минус расходы», то такой вариант учета приведет ещё и к претензиям со стороны налоговиков. В этом случае будут завышены затраты подрядчика и, следовательно, занижен упрощённый налог. В итоге инспекторы при проверке доначислят его, а также взыщут штрафы и пени.

    Некоторые строительные компании на УСН рассчитывают НДС и выставляют заказчику счёт-фактуру. Но в этом случае подрядчик должен будет сдать декларацию и заплатить налог в бюджет. А возместить входной НДС по материалам и услугам компания на упрощёнке не сможет. Поэтому подрядчик в этом случае заплатит НДС дважды: сначала поставщикам в цене материалов и услуг, а затем — в бюджет после завершения работ и расчета с заказчиком.

    Оба этих решения неверны. Чтобы избежать проблем, необходимо указывать компенсацию НДС в смете при упрощенке, полученную расчётным путём.

    С 1 января 2022 года реализация племенных рыб, эмбрионов, молоди, полученных от племенных рыб, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, не облагается НДС. Такие изменения внесены в пп.35 п.3 ст.149 НК РФ.

    Перечень «необлагаемых племенных животных» утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N 1069 и с 1 января 2022 года он будет применяться в обновленной редакции в соответствии с Постановлением Правительства России от 1 декабря 2021 г. N 2167.

    Напомним, что освобождение от НДС, предусмотренное данной нормой возможно только при наличии у налогоплательщика племенного свидетельства, выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ «О племенном животноводстве».

    Изменения в НК РФ с 2022 года, о которых нужно знать бухгалтеру

    Чтобы не попасть под контроль проверяющих, следите, чтобы доля вычетов в декларации по НДС не превышала предельного размера. Для каждого региона фискальная служба ежеквартально высчитывает безопасный налоговый вычет по НДС. Эта информация публикуется в открытых источниках — на государственных веб-сайтах.

    Если у налогоплательщика безопасные вычеты по НДС в 2021 году при декларировании превысили установленный фискалами предельный вычет по НДС-2021, тогда следует готовиться к вызову на комиссию или к проверке.

    Чтобы этого избежать, вычислите самостоятельно процент вычетов по НДС в 2021 году (в каждом квартале) и сравните с установленной фискалами предельной долей вычетов по НДС в 2021 году в вашем регионе. Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС?

    Для определения безопасного вычета по НДС в 2020-2021 году возьмите данные из деклараций за последние четыре квартала. Просуммируйте итоговые значения начисленного НДС и вычетов из всех деклараций. Как рассчитать долю вычетов по НДС дальше? Суммарное значение вычетов поделите на сумму всего начисленного налога и умножьте на 100%.

    Как определить долю вычетов по НДС — формула окажет неоценимую помощь. Итак, выясним, как рассчитать долю вычетов по НДС по формуле.

    Формула расчета безопасной доли вычетов по НДС:

    ДВндс = (ВВ1 + ВВ2 + ВВ3 + ВВ4) / (Нндс1 + Нндс2 + Нндс3 + Нндс4) × 100%,

    где:

    ДВндс — доля вычета НДС в 1 квартале 2020 года (для примера возьмем налоговый период — 2 квартал 2021 года);

    ВВ1, ВВ2, ВВ3, ВВ4 — налоговый вычет по НДС в 2021 году за 1 квартал, в 2020-м — за 2, 3 и 4 кварталы;

    Нндс1, Нндс2, Нндс3, Нндс4 — начисленный НДС за 1 квартал 2021-го, за 2, 3 и 4 кварталы 2020 года.

    Когда подойдет очередь сдавать декларацию за следующие периоды, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС по этой формуле? Пример — как считать долю вычета по НДС в 3 квартале 2021 года? Возьмите суммарные значения вычетов и начисленного налога из деклараций за первые два квартала 2021-го и последние два квартала 2020 года.

    Перед тем как рассчитать безопасный вычет по НДС в декларации за 2021 год, кроме данных из деклараций за три квартала этого года, возьмите еще значения из годовой декларации за 2020 год.

    Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.

    Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.

    Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.

    Если у налогоплательщика налоговые вычеты по НДС в 2021 году в соотношении с начисленным налогом за отчетный период превысили установленную предельную долю вычетов по НДС в 2021 году, то это не является доказательством, что имела место неуплата налогов.

    Тем не менее если налоговые вычеты по НДС в 2021 году (в декларации) окажутся, по мнению фискалов, чрезмерными, то из налоговой придет запрос на дачу пояснений. Как составить пояснения в ответ на требование ФНС, узнайте здесь. Как они считают долю вычета по НДС? Таким же образом, как был показан пример — как рассчитать долю вычета по НДС по формуле.

    Если вы считаете, что НДС к вычету рассчитан правильно, тогда вы должны это обосновать. Вот несколько вариантов объяснений, почему налоговые вычеты по НДС в 2021 году в соотношении с начисленным налогом превысили установленную фискалами норму вычетов по НДС в 2021 году:

    1. Компания только начала работать, у нее большие затраты на закупки товаров, но невысокий объем продаж, так как еще мало покупателей.
    2. Налогоплательщик приобрел новое оборудование.
    3. Налогоплательщик воспользовался вычетами предыдущих периодов.

    ***

    Налогоплательщику следует воспользоваться рекомендацией, как посчитать долю вычетов по НДС. Полученное значение следует сравнить с новой безопасной долей вычетов НДС 2020 года для региона, где ведет свою хоздеятельность плательщик налогов. Если по формуле безопасного вычета по НДС получится превышение, то следует готовить пояснения.

    Еще больше материалов по теме в рубрике: «НДС».


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.