Право на выход на пенсию в конституции РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на выход на пенсию в конституции РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституция — главный документ в демократической стране. Длительный срок обходиться без изменения Конституция не может. Периодически требуется вносить изменения, соответствующие развитию общества.

Конституция РФ пенсионный возраст регламентирует по законодательству. Как вносят корректировки в Конституцию? Существуют правила подачи корректировок. Не все главы можно изменить одинаково. Проще всего внести изменения в ст. 65, в которой приведен список субъектов федерации. Для корректировок Конституции требуется одобрение Федерального собрания, которое издает закон по поводу изменений, после его подписывает президент. Это называют внесение поправок.

Новый пенсионный возраст и статья 55 Конституции РФ: есть ли нарушения

Специалисты не задумывались, что нововведения нарушают Конституцию. Она не регламентирует возрастные рамки начисления пенсии. В ст. 39 2 ч. Конституции зафиксировано: пенсии формируются на основе императива о пенсиях. В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено: пенсию по старости предоставляют 60-летним мужчинам и 55-летним женщинам. Законотворцы планируют поменять эту норму, заручившись поддержкой президента, который уверял, что пенсионный возраст в России не повысят. Эксперты утверждают, что меры по изменению возрастных рамок для пенсии следует принять, заверяют о выгоде для пенсионеров. Обещают рост пенсий на 1000 рублей ежегодно. Лиц, планировавших уйти на отдых в 2019 году и позднее, вынудили ожидать пенсий дольше. 108 000 рублей ежегодно — потери тех, кто выйдет на пенсию позднее по нововведению. Следовательно, благосостояние их снизится. В ст. 55 части 2 Конституции прописано, что принимать императивы, ущемляющие и нарушающие права народа, нельзя. Подъем возрастных рамок по выходу на пенсию на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин ущемляет права по выходу на отдых.

Условия для будущих пенсионеров ухудшаются, а значит, нарушается ст. 55 часть 2 Конституции, и чиновники знают об этом. Ст. 19 Конституции закрепляет равные права народа пред императивом. Чем отличается женщина 1963 года рождения, вышедшая на отдых в 2018 году, от женщины 1964 года рождения, лишенная права выхода на пенсию в 2019 году? Нарушается единство закона для граждан. Следовательно, Конституцию надо менять. У Госдумы нет полномочий на корректировку главного закона.

По ст. 55 ч. 3 Конституции права лиц подвергаются ограничению:

  • законодательно;
  • при защите положений Конституции;
  • при охране безопасности страны.

Права народа по начислению пенсий относят к социальным правам, они подвергаются ущемлению. Выполнение обязательств политики в интересах народа зависит от экономической ситуации в стране.

Владимир Мазаев: Если экономика не позволяет выполнить нормы законодательства о сроках выхода на пенсию, следует изменить правовую схему.

Возникает ряд вопросов при внедрении реформы: почему бюджет имеет профицит? Какие выгоды будущим пенсионерам от нововведений, если пропорции величины пенсий к уровню оплаты труда не изменятся? Кто и каким образом предоставит рабочие места людям, если здоровье не позволит качественно трудиться на старом рабочем месте?

В Конституции определено положение не внедрять императивы, нарушающие права или ограничивающие свободу народа. Внедрение новшеств право на назначение пенсии не отменяет и не нарушает. Изменены правила применения: увеличен срок выхода на пенсию при росте размеров пенсионного обеспечения. При изменении возрастных рамок оформления пенсии не нарушено равноправие народа для начисления пенсии.

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ17-221, Апелляционная коллегия, апелляция Довод апелляционной жалобы административного истца о нарушении обжалуемым решением его права на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, не может повлечь отмену решения суда, поскольку данная норма не определяет порядок и условия реализации права на дополнительное социальное обеспечение…
  • Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС15-14045, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Между тем судами не учтено следующее. Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом…
  • Решение Верховного суда: Решение N ВКАПИ15-80, Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция Не нарушают оспариваемые административным истцом нормы ее и выгодоприобретателей право на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, поскольку постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 333 и от 17 июня 2014 г. № 554 изданы в соответствии и во исполнение требований Закона и увеличивают размер страховых сумм с учетом уровня инфляции в соответствующем периоде, а также устанавливают момент, с которого они выплачиваются в повышенном размере…

Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту…

1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

2.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

6. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к трудовой пенсии по старости, в равной степени применяются к частям трудовой пенсии по старости, доле страховой части трудовой пенсии по старости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 359-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

расчетный пенсионный капитал — учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии;

установление трудовой пенсии — назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой; (в ред. Федерального закона от 30.06.2009 N 142-ФЗ)

индивидуальный лицевой счет — совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

специальная часть индивидуального лицевого счета — раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и доходе от их инвестирования, а также о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений; (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ)

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Таблица выхода на пенсию на 2022 год и далее

1. Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

4. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

5. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста — 18 июня — по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», — и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»).

Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.

Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.

Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.

«Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать», — пояснил эксперт.

Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц, и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.

Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации. — Ред.). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).

Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность — они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.

«Если российская экономика не в состоянии обеспечить действующее законодательное положение о сроке выхода на пенсию, то это является существенным основанием изменения правовой модели», — подчеркнул Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

«Главным в конституционной оценке повышения пенсионного срока являются необходимость и соразмерность!» — отметил правовед.

Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.

«Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.

Если повышение пенсионного возраста необходимо, то…

— Почему бюджет страны профицитный?

— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?

— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.

— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?

— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ


Запуск данной реформы произошел с наступлением прошлого года, а причиной ее старта является вступление в действие Федерального закона №350-ФЗ, в котором и было предложено внести определенные изменения в законодательство нашей страны касательно выплаты пенсий. При этом некоторые из положений данного закона начнут действовать лишь через пять лет.

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил «Правмиру» профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.

– Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать, – пояснил эксперт.

Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.

Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации – «Правмир»). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).

Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность – они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.

Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Разбор: повышение пенсионного возраста против Конституции или нет?

почему бюджет страны профицитный?

что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же – не более 30-35%?

– кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания;

кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?

лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

В статье 55 Конституции указано, что законодательные проекты, которые отменяют либо умаляют права граждан, не должны издаваться. Еще ранее был принят закон о трудовых пенсиях, на основании которого мужчины уходят на заслуженный отдых в 60 лет, а слабый пол в 55 лет.

Сейчас же планируется внедрить новый законодательный проект, который повышает пенсионный возраст, а это противоречит Конституции РФ. Стране только остается надеяться, что Правительство осознает, что означает такое повышение для простого народа. Но пока ничего не меняется.

Читаем ч.2 ст.39 Конституции РФ:

«Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом»

Согласно п.1 ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено (предусмотрено):

«Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет»

Но ведь согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ чётко и ясно предусмотрено (запрещено):

«В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Недавно в Министерстве финансов появился молодой человек, который получил должность консультанта по вопросам назначения пенсионного пособия. Владимир Назаров лично получил от Медведева государственную награду, только его подходы к работе с пенсионерами стандартными не назовешь, и это мягко сказано.

Безусловно, строить карьеру надо жестко, но не так же, когда теряется человечность. Его прогнозы, касающиеся внедрения новой пенсионной системы, выглядят так:

  1. По мнению молодого «эксперта», пенсионеров нельзя «баловать» высокими пенсиями, поскольку это снижает мотивацию к труду. Риторический вопрос, зачем тогда баловать депутатов большими зарплатами?
  2. Буквально, но Владимир Назаров «спит и видит», что вскоре РФ откажется от социального и страхового пенсионного обеспечения, оставив только накопительную пенсию, чтобы люди сами обеспечивали себя в старости.

Может в последнем прогнозе и есть какая-то логика, но с нашей системой накопительная часть может резко упасть в цене, вследствие чего люди действительно будут работать до самой смерти.

Что говорит Конституция России про пенсионный возраст

МИР – национальная платежная система. И если пенсионер хочет получать пенсионное пособие на карточку, то оформить ее нужно обязательно. Рассмотрим преимущества и недостатки этого.

Плюсы:

  1. Бесплатное обслуживание. Однако имеется информация, что с 2020 года обслуживание карты для пенсионера обойдется в 750 рублей.
  2. 3,5% кэшбэк на остаток на счету.
  3. Максимальная защита (со слов разработчиков системы).

А теперь о минусах. Самый первый – это возможное платное обслуживание в будущем. Мало того, что пенсионеров просто вынуждают оформить эту карту, так им и придется платить за то, что они получают свою пенсию. Еще стоимость мобильного банка – 30 рублей в месяц, а это 360 рублей в год – тоже деньги. И на данный момент платежная система плохо отлажена и пользователи часто испытывают проблемы с ее использованием в магазинах и банкоматах.

В связи с проведением пенсионной реформы существенно изменился график выхода на пенсию. В первую очередь, это связано с повышением пенсионного возраста на 5 лет для женщин и мужчин, которое будет происходить поэтапно с 2019 года (см. таблицу по годам). Но достижение необходимого возраста — далеко не единственное необходимое условие для оформления страховой пенсии по старости. Другие требования (минимальный стаж и пенсионные баллы) также будут ежегодно повышаться, пока не достигнут окончательных значений (которые будут существенно выше нынешних).

Все эти изменения приведут к одному общему результату — с каждым годом россиянам будет значительно сложнее получить право на привычную страховую пенсию по старости. А это, в свою очередь, естественным образом приведет к тому, что количество пенсионеров в России будет уменьшаться.

Пенсионная реформа привела к тому, что теперь человек должен высчитывать свой возраст выхода на пенсию, потому что эта реформа растянута по времени на десять лет, и каждый год пенсионный возраст увеличивается. То есть чем позже человек родился, тем больше ему придется работать до выхода на пенсию (если, конечно, он не получит конкретных льгот).

Но достижение необходимого возраста — далеко не единственное необходимое условие для оформления страховой пенсии по старости. Другие требования (минимальный стаж и пенсионные баллы) также будут ежегодно повышаться, пока не достигнут окончательных значений (которые будут существенно выше, чем в 2018 году).

Все эти изменения приведут к одному общему результату — с каждым годом россиянам будет значительно сложнее получить право на привычную страховую пенсию по старости. А это, в свою очередь, естественным образом приведет к тому, что количество пенсионеров в России будет уменьшаться.

Запуск данной реформы произошел с наступлением прошлого года, а причиной ее старта является вступление в действие Федерального закона №350-ФЗ, в котором и было предложено внести определенные изменения в законодательство нашей страны касательно выплаты пенсий. При этом некоторые из положений данного закона начнут действовать лишь через пять лет.

Ход пенсионной реформы по годам

  • 2019 год

В начале прошлого года мужчины и женщины, которые родились в первые шесть месяцев в 1959 и 1964 года соответственно, могли выходить на пенсию, но лишь во второй половине года. При этом, если у них были особые льготы или прочие важные обстоятельства, то можно было оформить выход на пенсию и раньше.

Согласно многим отечественным социологическим опросам, запуск данной реформы является одним из наиболее важных событий прошлого года. Во многих рейтингах он занимает второе место, уступая лишь открытию железнодорожного маршрута через Крымский мост.

Тем не менее, данная реформа за прошлый год снизила количество пенсионеров на более, чем триста пятьдесят тысяч.

  • 2020 год

В первое полугодие этого года на пенсию смогут уходить россияне, которые родились во втором полугодии 1959 и 1964 годов соответственно, а вот начиная с июля и до конца года на пенсию люди выходить будут лишь при наличии определенного рода льгот.

Отметим, что в январе изменился руководитель Пенсионного фонда нашей страны. Им назначили М.А.Топилина, который ранее занимал пост министра труда. Касательно Дроздова, который ранее руководил ПФР, он назначен заместителем министра финансов.

Повышение пенсионного возраста противоречит Конституции?

Порядок индексации пенсий россиян в 2020-м будет регулироваться не Конституцией, а Федеральным законом. Это связано с тем, что в Конституции (ч. 2 ст. 39) закреплено правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поправки в Конституцию, которые сейчас готовятся рабочей группой по поручению президента России Владимира Путина, не гарантируют индексацию пенсий работающим пенсионерам. Индексация возможна, только если будут приняты соответствующие поправки в пенсионное, отраслевое законодательство.

«Таким образом, конкретизация прав работающих пенсионеров на индексацию будет определена в отраслевом законодательстве», — вот такое новое пояснение дала сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок Талия Хабриева.

Статья 39 Конституции Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В общем получается, что Правительство замахнулось попутно серьёзно изменить Конституцию, но правда об этом скромно умалчивает или вообще задумало обойти Конституцию или даже само не замечает (что вполне вероятно, ведь юристов у нас не хотят даже слышать), что нарушает Конституцию.

Надеюсь, что на этот раз меня юриста услышат власти и Конституция РФ и права граждан России не будут нарушены!

Пенсионная реформа, которая начала действовать в 2021 г., коснулась и жителей Крайнего Севера. На эту категорию граждан тоже распространяется поэтапное увеличение возраста, после достижения которого можно заниматься оформлением пособия. Некоторые изменения должны произойти и в 2021 г. В результате к 2023 г. возраст выхода на пенсию для жителей северных регионов также увеличится на 5 лет: для женщин — до 55, для мужчин — до 60 лет. В 2021 г. эти показатели составляют 53 и 58 лет соответственно.

Для женщин обязательная работа продолжается на 5 лет меньше, чем у мужчин. По новым правилам пенсионерками становятся в 60 лет, а не в 55, как было до 2021 г. Но к этому возрасту дамы идут поэтапно, как и мужчины. В 2021 г. новый статус и ежемесячные выплаты положены тем, кто родился в январе — июне 1965 г. и достиг возраста 56,5.

У женщин график выхода на заслуженный отдых сдвинут на 5 лет, но больше ничем не отличается от мужского.

Год рождения Пенсионный возраст женщин
По 1963 55
1964 55,5
1965 56,5
1966 58
1967 59
С 1968 60

Женщины, которые не смогли оформить страховую пенсию из-за недобора ИПК или стажа, претендуют на социальные выплаты по старости на 5 лет позже. Когда наступит такая возможность, смотрите в таблице:

Год рождения (женщины) Возраст назначения социальных выплат
до 1958 60
1959 60,5
1960 61,5
1961 63
1962 64
с 1963 и далее 65

Выход на пенсию старше 55 и 60 лет – прямое нарушение Конституции, что делать?

Специалисты не задумывались, что нововведения нарушают Конституцию. Она не регламентирует возрастные рамки начисления пенсии. В ст. 39 2 ч. Конституции зафиксировано: пенсии формируются на основе императива о пенсиях. В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено: пенсию по старости предоставляют 60-летним мужчинам и 55-летним женщинам. Законотворцы планируют поменять эту норму, заручившись поддержкой президента, который уверял, что пенсионный возраст в России не повысят. Эксперты утверждают, что меры по изменению возрастных рамок для пенсии следует принять, заверяют о выгоде для пенсионеров. Обещают рост пенсий на 1000 рублей ежегодно. Лиц, планировавших уйти на отдых в 2019 году и позднее, вынудили ожидать пенсий дольше. 108 000 рублей ежегодно — потери тех, кто выйдет на пенсию позднее по нововведению. Следовательно, благосостояние их снизится. В ст. 55 части 2 Конституции прописано, что принимать императивы, ущемляющие и нарушающие права народа, нельзя. Подъем возрастных рамок по выходу на пенсию на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин ущемляет права по выходу на отдых.

Условия для будущих пенсионеров ухудшаются, а значит, нарушается ст. 55 часть 2 Конституции, и чиновники знают об этом. Ст. 19 Конституции закрепляет равные права народа пред императивом. Чем отличается женщина 1963 года рождения, вышедшая на отдых в 2018 году, от женщины 1964 года рождения, лишенная права выхода на пенсию в 2021 году? Нарушается единство закона для граждан. Следовательно, Конституцию надо менять. У Госдумы нет полномочий на корректировку главного закона.

Некоторые категории граждан могут рассчитывать на понижение пенсионного возраста. Это касается многодетных матерей, у которых не менее 4 детей. Они могут начать получать выплаты уже по достижении 56-летнего возраста. Одно из условий — женщина должна сама родить и воспитать до 8 лет 4 детей. Но у нее должен быть и трудовой стаж не менее 15 лет, который можно получить на официальной работе, оформившись как ИП или купив у государства за деньги.

Внимание!

На отцов это право не распространяется, даже если они воспитывают детей в одиночку, мать умерла или лишена родительских прав.

Если у матери трое детей, пенсионного возраста она достигнет в 56 лет. Кроме этого, за каждого малыша сохраняют и баллы — за троих она получит 16,2 балла.

Первоначально пенсионный возраст для женщин должен был быть увеличен на 8 лет, то есть возможность выйти на заслуженный отдых наступала с 63 летнего возраста. Не коснётся увеличение пенсионного возраста для женщин:

  1. Трудящихся в текстильной промышленности, а также работающие в условиях повышенной интенсивности и работах, связанных с тяжелой физической нагрузкой.
  2. Родивших (усыновивших) и воспитавших 3 и более детей.
  3. Имеющих трудовой стаж 37 и более лет.
  4. Имеющим стаж работы в условиях Крайнего севера и приравненных к ним территорий, при наличии 2 детей.
  5. Матерей ребенка (детей) инвалидов.
  6. Имеющих инвалидность 1 группы.

Женщины могут оформить пенсию на два года раньше общеустановленного срока в случае потери работы и при условии отрицательного результата постановки на учёт в центр занятости. Несмотря на то, что новым законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность работодателей за необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста, проблема трудоустройства таких граждан. По этой причине Правительству РФ поручено разработать подзаконные нормативные акты, облегчающие реализацию права женщин предпенсионного возраста на трудоустройство.

Смотреть до конца! — На сколько вырастет пенсия в 2021 году, последние новости

В феврале депутаты Государственной Думы были готовы рассмотреть пенсионную реформу для накопительной части пенсии. Некоторые эксперты считают, что на горизонте грядут большие перемены. Действительно, пенсионный возраст может быть снижен, но не везде.

Обратите внимание, родители могут оформить в регионах социальный контракт и получать выплаты от 15000 рублей ежемесячно. Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Согласно анализу, самый низкий возраст выживания у жителей Дальнего Востока. Это количество лет, которое гражданин проживет после выхода на пенсию. Таким образом, в этом регионе этот показатель достигает уровня 10 лет.

Поэтому эксперты предложили установить пенсионный возраст на уровне 55 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.

Несмотря на это, члены парламента неоднократно пытались выдвинуть предложения по восстановлению пенсионного возраста до прежнего уровня по всей стране. Для этого есть и экономические причины. В результате, по мнению депутатов, пенсионеры, не достигшие пенсионного возраста, будут различными способами пытаться получить инвалидность, чтобы выйти на пенсию раньше. Нагрузка на пенсионный фонд и фонд социального страхования многократно возрастет, как и финансовые затраты.

Кроме того, сами работодатели нуждаются в профессиональной помощи, если эти граждане пытаются как можно скорее покинуть свои рабочие места. Пенсионеры и предпенсионеры часто составляют костяк высшего профессионального персонала компании. В результате пострадали практически все.

После первого чтения суть федерального закона заключается в следующем:

  1. После выступления Президента РФ, планируется на 5 лет поднять возраст, позволяющий выйти на пенсию как у женщин, так и у мужчин. Для этого понадобится внести изменения в статью 8 ФЗ за номером 400-ФЗ, принятого 28.12.2013.
  2. Если стаж мужчины равен сорока пяти гадам, а женщины — сорока, то они могут стать пенсионерами на 2 года раньше. При этом не отменяется условие о достижении мужчинами шестидесяти лет и женщинами — пятидесяти пяти.
  3. Предусматривается наличие переходного периода. Пятилетнее увеличение коснется мужчин, пенсионный возраст которых наступит в 2023 году, а женщин — в 2026. Подробней с расчетами можно ознакомиться в таблицах, размещенных ниже по тексту.
  4. Дата вступления закона в силу — 1.01.2019.

Законопроект утвержден депутатами в первом чтении. «За» высказалось 72,9%. Это 328 членов Единой России. Против высказался только один член этой фракции — Поклонская Н.В. и сто четыре парламентария, представляющих все остальные партии. Никто не воздержался. Под давлением бурных возмущений общественности, власти пообещали доработать проект и внести поправки, позволяющие ослабить его тяжесть для населения.

К вопросу конституционности пенсионной реформы

Для мужского населения России:

Год рождения

Возраст выхода на пенсию

Сколько добавлено

Год выхода

1963 и все последующие

Год рождения

[3]

Возраст выхода на пенсию

Сколько добавлено

Год выхода

1968 и все последующие

Последний раз обсуждение рамок трудоспособности и принятие соответствующего закона происходило в 1928 году. За прошедший период произошло много изменений:

  • увеличилась средняя продолжительность жизни россиян;
  • вырос уровень жизни и ее комфортность;
  • люди стали работать в лучших условиях.

Президентом РФ во время телевизионной передачи были доведены до граждан поправки в предлагаемый закон. Согласно им граждане, дожившие до 60/55 лет (мужчины/женщины), в следующем году смогут уйти на отдых в 60,5/55,5, а не в 61/56. Такое же послабление коснется тех россиян, которым исполнится 60/50 в 2020 году.

Принятие такой шестимесячной льготы, сделает для людей возможным досрочный выход на пенсию. Это позволит приспособиться к новым правилам тем, кто заблаговременно спланировал свою жизнь с учетом старых канонов. Тогда как относительно молодому поколению хватит времени, чтобы свыкнуться с обновленными пенсионными реалиями.

В законопроекте существует раздел, посвященный сроку выхода на пенсию гражданам, относящимся к льготной категории:

  1. Россиян, проживающих в районах Крайнего Севера, также не минут изменения. Северяне мужчины будут узаконены в положении пенсионеров с 60 лет, а женщины — с 55. На них также будет распространяться положение о переходном периоде.
  2. Требования, предъявляемые к льготному стажу медицинских работников и учителей, не меняются. Но срок выхода на пенсию также предлагается сдвинуть на 5 лет.

В действующем законодательстве имеются преференции женщинам, являющимся многодетными матерями (пятеро детей и более). Им предоставляется право получить статус пенсионера на 5 лет раньше. И так оно и останется. Президент порекомендовал отнести к льготной категории и тех матерей, у которых четверо, а также трое детей. Они соответственно должны уходить на пенсию, на 4 и 3 года раньше.

На кого не будет распространяться действие закона

Не планируется увеличение возраста, позволяющего оформить выход на пенсию для следующих категорий граждан:

  1. Работающим в условиях, признанных вредными и опасными. При условии, что работодателем осуществлялись платежи, соответствующие установленным для этого тарифам.
  2. Гражданам, чей несвоевременный выход на пенсию которых обусловлен социальными мотивами или состоянием здоровья.
  3. Пострадавшим в ходе техногенных катастроф или подпавших под влияние радиации.
  4. Мужчинам и женщинам, числившимся в летно-испытательном составе. Речь идет о людях, которые непосредственно принимали участие в испытаниях парашютно-десантной, воздухоплавательной, космической и авиационной техники.

Одним из главных аргументов сторонников перехода является ситуация с решением этого вопроса в других странах. Выглядит она следующим образом:

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2019

Кроме основных определений и разновидностей трудовых пенсий, законом регулируются и вопросы, касающиеся:

  • условий получения такого пенсионного обеспечения,
  • порядка его начисления и доставки,
  • расчёта отчислений из пенсионных выплат,
  • непосредственно самих пенсионных сумм.

Фактически этим нормативно правовым актом определяются законодательные основы обеспечения пенсиями трудящихся граждан.

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

В Конституции России закреплён пенсионный возраст

Когда речь идёт о трудовых пенсиях, этим вопросом будет полезно озаботиться практически любому трудоспособному гражданину.

Трудовая пенсия включает в себя две расчетных части:

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

Для исчисления тех выплат, которые гарантируются государством, имеет значение наличие стажа. Для некоторых категорий работников законом устанавливаются особые условия начисления пенсий.

В общем получается, что Правительство замахнулось попутно серьёзно изменить Конституцию, но правда об этом скромно умалчивает или вообще задумало обойти Конституцию или даже само не замечает (что вполне вероятно, ведь юристов у нас не хотят даже слышать), что нарушает Конституцию.

Надеюсь, что на этот раз меня юриста услышат власти и Конституция РФ и права граждан России не будут нарушены!

Действующая Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года после опубликования. Ч.1 ст.39 высшего нормативного акта закрепляет полномочия пенсионеров на денежное обеспечение. В ч.2 ст.39 указано, что размер государственных пенсионных выплат устанавливается путем принятия закона. Исходя из этих норм, отдельными законами установлены следующие виды трудовых пенсий:

  • общие – до 2019 года установлен пенсионный возраст для женщин в 55 лет, для мужчин – в 60 лет в соответствии с ФЗ РФ № 166 от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • страховые – предусмотрены ФЗ РФ №400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»;
  • специальные – установлены специальными законами для отдельных категорий граждан с правом выхода на пенсию в более раннем возрасте (например, сотрудников полиции).

С 01.01.2019 года вступил в силу ФЗ РФ №350, который становил поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин – 60 лет, для мужчин – 65 лет. Увеличение будет постепенным в течение 10 лет. Граждан, вышедших до вступления нормативно-правового акта в силу, нововведения не коснутся.

В сам закон изменения относительно выхода на заслуженный отдых не вносились. Текст его остался прежним. При этом в основном законе РФ запрещается менять пенсионный возраст. В статье 55 указано, что на территории России не могут создаваться документы, которые ограничивают права и свободы гражданина. Статья 7 охраняет возраст выхода на пенсию. Это значит, что его повышение станет нарушением прав человека, а это запрещает 55 статья.

Нововведения должны изменить время для выхода на пенсию с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин. В Конституции нет четкого определения времени ухода граждан на заслуженный отпуск. Там указано, что пенсии и социальные выплаты назначаются на основании закона «О трудовых пенсиях».

Чтобы смягчить переходный период, введен в действие юридический термин «предпенсионный возраст». Под эту категорию подпадают граждане, достигшие 55 и 60 лет соответственно полу и не имеющие теперь права на получение возрастных выплат. Несмотря на то, что они обязаны трудиться, за ними сохраняются льготы, положенные пенсионерам.

Выход на пенсию для большинства граждан – это не только право получать непосредственно деньги, но и возможность пользоваться льготами относительно проезда, лечения, оплаты коммунальных услуг и налогов. К тому же, если размер пенсионной выплаты ниже пенсионного прожиточного минимума, то она автоматически повышается и не может быть меньше общегосударственного уровня. ППМ в каждом регионе свой (на Севере выше).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.