Молит правило. Краткое молитвенное правило

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Молит правило. Краткое молитвенное правило». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Опыт про­све­ти­тель­ской рабо­ты и вза­и­мо­дей­ствия с пре­ста­ре­лы­ми людь­ми в цен­трах соци­аль­но­го обслу­жи­ва­ния, с детьми по про­грам­ме пра­во­слав­но-ори­ен­ти­ро­ван­но­го дет­ско­го отды­ха “Звез­да Виф­ле­е­ма”, а так­же с воцер­ков­ля­ю­щи­ми­ся взрос­лы­ми людь­ми на кате­хи­зи­че­ских кур­сах выяв­ля­ют огром­ные слож­но­сти, кото­рые испы­ты­ва­ют дан­ные кате­го­рии веру­ю­щих в молит­вен­ном обще­нии с Богом. В силу воз­рас­та, заня­то­сти или же сла­бой цер­ков­ной раз­ви­то­сти дет­ско­го созна­ния им непо­нят­ны име­ю­щи­е­ся в обще­цер­ков­ном упо­треб­ле­нии молит­во­сло­вы на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке. В то же вре­мя у подоб­ных веру­ю­щих под­час нет ника­кой воз­мож­но­сти посе­щать кур­сы цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка или изу­чать его дома само­сто­я­тель­но. Кро­ме того, ред­ко кто из ново­на­чаль­ных хри­сти­ан в силу недо­стат­ка молит­вен­но­го и цер­ков­но­го опы­та име­ет воз­мож­ность читать утрен­нее и вечер­нее пра­ви­ло полностью.
Вслед­ствие выше­из­ло­жен­но­го воз­ник­ла насто­я­тель­ная необ­хо­ди­мость состав­ле­ния и изда­ния тек­ста основ­ных цер­ков­ных молитв, содер­жа­щих­ся в пра­во­слав­ном молит­во­сло­ве, на рус­ском язы­ке. Созда­ние тако­го молит­во­сло­ва полу­чи­ло одоб­ре­ние у боль­шо­го ряда ответ­ствен­ных цер­ков­ных работ­ни­ков и авто­ри­тет­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, а так­же пра­во­слав­ных моло­деж­ных лиде­ров на кон­фе­рен­ции «Моло­дежь в Церк­ви. Про­бле­мы и пути их реше­ния» (2005 г.).
Крат­кий молит­во­слов для ново­на­чаль­ных хри­сти­ан на рус­ском язы­ке с 2004 года гото­вит­ся мною для изда­ния. За эти годы на осно­ва­нии кон­суль­та­ций со спе­ци­а­ли­ста­ми молит­во­слов мно­го­крат­но дора­ба­ты­вал­ся, в 2007 году про­шел фило­ло­ги­че­скую и бого­слов­скую цен­зу­ру, а в про­шлом году полу­чил одоб­ре­ние Сино­даль­но­го отде­ла рели­ги­оз­но­го обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции. В насто­я­щее вре­мя Свя­щен­но­на­ча­лие рас­смат­ри­ва­ет вопрос о воз­мож­но­сти изда­ния это­го молит­во­сло­ва. До соот­вет­ству­ю­ще­го реше­ния он не может быть офи­ци­аль­но издан в печат­ном виде.

Алек­сандр Боженов,
сотруд­ник Пат­ри­ар­ше­го цен­тра духов­но­го развития
детей и моло­де­жи при Дани­ло­вом мона­сты­ре г. Москвы.

Краткий Молитвослов для новоначальных христиан на русском языке

Пре­свя­тая Тро­и­ца, поми­луй нас. Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наши. Вла­ды­ка, про­сти без­за­ко­ния наши. Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наши, име­ни Тво­е­го ради.

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и все­гда, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, сущий на Небе­сах! Да свя­тит­ся имя Твоё; да при­и­дет Цар­ствие Твоё; да будет воля Твоя как на небе, так и на зем­ле. Хлеб наш насущ­ный12 дай нам на сей день; и про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим; и не вве­ди нас в иску­ше­ние, но избавь нас от лука­во­го13.

Встав после сна, мы при­па­да­ем к сто­пам Тво­им, Бла­гий, и ангель­скую песнь воз­гла­ша­ем Тебе, Силь­ный: “Свят, Свят, Свят Ты, Боже, молит­ва­ми Бого­ро­ди­цы поми­луй нас”.

Сла­ва Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу. С посте­ли от сна Ты под­нял меня, Гос­по­ди! Ум мой про­све­ти и серд­це, и открой уста мои, что­бы вос­пе­вать Тебя, Свя­тая Тро­и­ца: “Свят, Свят, Свят Ты, Боже, молит­ва­ми Бого­ро­ди­цы поми­луй нас”.

И ныне и все­гда и во веки веков. Аминь. Вне­зап­но при­дёт Судия, и дея­ния каж­до­го обна­ру­жат­ся. Со стра­хом вос­клик­нем в пол­ночь: “Свят, Свят, Свят Ты, Боже, молит­ва­ми Бого­ро­ди­цы поми­луй нас”.

Гос­по­ди, поми­луй. (12 раз)

Сла­ва Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и все­гда, и во веки веков. Аминь.

Встав после сна, бла­го­да­рю Тебя, Свя­тая Тро­и­ца, что по вели­кой Тво­ей мило­сти и дол­го­тер­пе­нию, Ты, Боже, не про­гне­вал­ся на меня, лени­во­го и греш­но­го, и не пре­кра­тил жиз­ни моей сре­ди без­за­ко­ний моих, но ока­зал мне обыч­ное Твоё чело­ве­ко­лю­бие, и под­нял меня, спя­ще­го, что­бы при­не­сти Тебе утрен­нюю молит­ву и про­сла­вить могу­ще­ство Твоё. И ныне про­све­ти мои мыс­ли, что­бы мне поучать­ся сло­ву Тво­е­му, ура­зу­ме­вать запо­ве­ди Твои и испол­нять волю Твою. И открой уста мои, что­бы про­слав­лять Тебя в бла­го­дар­ном серд­це и вос­пе­вать свя­тей­шее имя Твоё, Отца и Сына и Свя­то­го Духа, ныне и все­гда и во веки веков. Аминь.

При­ди­те, покло­ним­ся Царю, наше­му Богу. (Поклон)

При­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дём14ко Хри­сту-Царю, наше­му Богу. (Поклон)

При­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дём к Само­му Хри­сту, Царю и Богу наше­му. (Поклон)

КРАТКОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ МИРЯН

Поми­луй меня, Боже, по вели­кой мило­сти Тво­ей, и по изоби­лию состра­да­ния Тво­е­го изгладь без­за­ко­ния мои. Мно­го­крат­но омой меня от без­за­ко­ния мое­го, и от гре­ха мое­го очи­сти меня. Ибо без­за­ко­ния мои я сознаю, и грех мой все­гда пре­до мною. Тебе, Еди­но­му, согре­шил я, и лука­вое пред оча­ми Тво­и­ми сде­лал, так что Ты пра­ве­ден в при­го­во­ре Тво­ём и чист в суде Тво­ём. Вот, я в без­за­ко­нии зачат, и во гре­хе роди­ла меня мать моя. Но, вот, Ты воз­лю­бил прав­ду и открыл мне сокро­вен­ную тай­ну пре­муд­ро­сти Тво­ей. Окро­пи меня иссо­пом15, и буду чист; омой меня, и буду белее сне­га. Дай мне услы­шать радость и весе­лье, и воз­ра­ду­ют­ся сокру­шен­ные кости. Отвра­ти лицо Твоё от гре­хов моих и изгладь все без­за­ко­ния мои. Серд­це чистое сотво­ри во мне, Боже, и дух пра­вый обно­ви внут­ри меня. Не отверг­ни меня от лица Тво­е­го и Духа Тво­е­го Свя­то­го не отни­ми от меня. Воз­вра­ти мне радость надеж­ды на спа­се­ние Тобою и вла­ды­че­ствен­ным Духом утвер­ди меня. Я научу без­за­кон­ных путям Тво­им, и нече­сти­вые к Тебе обра­тят­ся. Избавь меня от про­ли­тия кро­вей16 Боже, Боже спа­се­ния мое­го, и язык мой вос­хва­лит прав­ду Твою. Гос­по­ди, уста мои отвер­зи, и уста мои воз­ве­стят хва­лу Тебе. Если бы вос­хо­тел Ты жерт­вы, я при­нёс бы её, но к все­со­жже­нию17 Ты не бла­го­во­лишь. Жерт­ва Богу – дух сокру­шен­ный, серд­ца сокру­шен­но­го и сми­рен­но­го Ты не отверг­нешь, Боже. Ока­жи, Гос­по­ди, бла­го­во­ле­ние Твоё Сио­ну18, и да воз­двиг­нут­ся сте­ны Иеру­са­ли­ма. Тогда бла­го­угод­ны будут Тебе жерт­вы прав­ды, воз­но­ше­ние и все­со­жже­ние; тогда воз­ло­жат на алтарь Твой тельцов.

Вла­ды­ко Чело­ве­ко­люб­че, встав после сна, я спе­шу к Тебе и, по мило­сер­дию Тво­е­му при­ни­ма­юсь за угод­ные Тебе дела. Я молюсь Тебе: помо­ги мне все­гда и во всём, и избавь меня от вся­ко­го зла в мире и от дья­воль­ско­го иску­ше­ния, и спа­си меня, и вве­ди в Цар­ство Твоё веч­ное. Ибо Ты – мой Тво­рец, Источ­ник и Пода­тель вся­ко­го бла­га. На Тебя вся моя надеж­да, и я воз­но­шу Тебе хва­лу, ныне и все­гда, и во веки веков. Аминь.

Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во и́мя Отцá, и Сы́на, и Святáго Ду́ха. Ами́нь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

(Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)

Бóже, ми́лостив бу́ди мне грéшному. (Поклон)

Молитва предначинательная

Гóсподи Иису́се Христé, Сы́не Бóжий, моли́тв рáди Пречи́стыя Твоея́ Мáтере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Слáва Тебé, Бóже наш, слáва Тебé.

Царю́ Небéсный, Утéшителю, Ду́ше и́стины, И́же вездé сый и вся исполня́яй, Сокрóвище благи́х и жи́зни Подáтелю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия сквéрны, и спаси́, Блáже, ду́ши нáша[1].

Краткое утреннее молитвенное правило на церковнославянском

Святы́й Бóже, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.

Пресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́мене Твоегó рáди.

Го́споди поми́луй (трижды).

Слáва, и ны́не[2].

Óтче наш, И́же еси́ на небесéх! Да святи́тся и́мя Твоé, да прии́дет Цáрствие Твоé, да бу́дет вóля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный дáждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, я́коже и мы оставля́ем должникóм нáшим; и не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго.

Востáвше от сна, припáдаем Ти, Блáже, и áнгельскую песнь вопиéм Ти, Си́льне: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас.

Слава: От одрá и сна воздви́гл мя еси́, Гóсподи, ум мой просвети́ и сéрдце, и устнé мои́ отвéрзи, во éже пéти Тя, Святáя Трóице: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас.

И ныне: Внезáпно Судия́ прии́дет, и коегóждо дея́ния обнажáтся, но стрáхом зовéм[3] в полу́нощи: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас.

Гóсподи поми́луй (12 раз).

[1] От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христóс воскрéсе из мéртвых, смéртию смерть попрáв, и су́щим во гробéх живóт даровáв» (Трижды).

От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святы́й Бóже…», опуская «Слáва Тебé, Бóже наш, слáва Тебé» и «Царю́ Небéсный́».

Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.

[2] Когда написано «Слáва:», «И ны́не:», надо читать полностью: «Слáва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху», «И ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь».

[3] В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать «зовéм», а не «зовём», «твоé», а не «твоё», «моé», а не «моё», и т. д.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: «Слава Богу». Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости нам.

Боже, милостив буди мне грешному.

Эта молитва мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи, которую Спаситель однажды рассказал людям для их вразумления.
Вот эта притча. Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой – мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь. А мытарь, сознавая себя грешным, стал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!» Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем гордого фарисея.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Иисус Христос есть Сын Божий – второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он – истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святый. Мы называем Его Иисусом, то есть Спасителем, потому, что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, воплотился и вочеловечился от Нее, т. е. принял тело и душу человеческие – родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен – стал Богочеловеком. И, вместо того, чтобы нам страдать и мучиться за наши грехи, Он, по любви к нам, грешным, пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес, – победил грех и смерть и дал нам жизнь вечную.
Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, в этой молитве мы просим помолиться о нас грешных, перед Спасителем, всех святых и Божию Матерь, имеющую особенную благодать спасать нас грешных Своим заступничеством перед Сыном Своим.
Спаситель называется Помазанником (Христом) потому, что Он в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благой, души наши.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.
Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным потому, что Он как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем потому, что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил и апостолов на 10?й день после вознесения Иисуса Христа на небо.
Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель) потому, что Он как Дух Святой учит всех одной истине и служит нашему спасению.
Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть Хранитель всех благодеяний, Источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.
Мы называем Духа Святого жизни Подателем потому, что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь через Него от своих грехов.
Если Дух Святой обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своей благодатью и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему со следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть от греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и через это даруй нам Царство Небесное.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Молитву эту нужно читать три раза в честь трех Лиц Святой Троицы.
Ангельской песней она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружая на небе престол Божий.
Верующие во Христа стали употреблять ее спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Устрашенные царь Феодосий II и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления один благочестивый отрок (мальчик) на виду у всех был невидимой силой поднят на небо, а потом невредимым спущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе, как пели святые ангелы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: «помилуй нас», и землетрясение прекратилось.
В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, потому что Он такой же всемогущей, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным – Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям.
Так как в этой молитве слово «святый» повторяется три раза, то она называется «Трисвятое».

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Эта молитва – просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши; к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил и исцелил немощи наши.
А слова: имене Твоего ради относятся опять ко всем трем Лицам Святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то и имя у Него одно, а поэтому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Эта молитва к Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатной, то есть исполненной благодати Святого Духа, и благословенной из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.
Эта молитва еще называется ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, – которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель мира. Также – благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, сказала Деве Марии, при встрече с Ней, праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.
Богородицей Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.
Девою называется потому, что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества осталась такой же, так как дала обет (обещание) Богу не выходить замуж, и пребывая навсегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.

Христиане со стажем знают их наизусть, но у каждого православного человека должен быть «Молитвослов», наполненный текстами воззваний не только утренними и вечерними, но и на все случаи жизни.

Молитвенное правило — это перечень молитв. Для утра и вечера существует общий порядок священного чтения. В каждом индивидуальном случае духовный наставник корректирует молитвенное право, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста.

Молитвенное общение всех православных христиан совершается стоя, только престарелые и больные люди могут сидеть. Во время чтения молитвослова в признание своей греховности и несовершенства, показывая смирение, люди кланяются, кто до пояса, а другие совершают земные поклоны.

Многих начинающих православных интересует вопрос, если молитва является свободным обращением к Творцу, то зачем ее подгонять под закон.

Саратовский игумен Пахомий на такое обращение уточняет, что нельзя путать свободу и вседозволенность. Свобода верующих состоит в дерзновении пребывания перед престолом Всевышнего, чего не могут позволить себе грешники и некрещеным. Вседозволенность возвращает верующего к прежней жизни, и вернуться под благодать воззваний к Спасителю потом намного труднее.

В духовном мире нет единого мнения относительно длительности и порядка моления перед Всевышним. Одни люди пребывают в благоговейном поклонении часами, а другие не могут выдержать и получаса.

Выработать в себе привычку ежедневно общаться с Творцом поможет регулярное, постоянное времяпровождение в чтении молитв, пусть это будет 15 минут и вечером.

Для православных верующих существует три молитвенных перечня.

  1. Полное молитвенное правило рассчитано на духовно стойких верующих, в число которых входят монахи, духовенство.
  2. Молитвенное правило для всех мирян состоит из перечня молитв, читаемых утром и вечером, перечень их можно найти в «Молитвослове»:
  • утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
  • вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Серафим Саровский предложил еще одно краткое молитвенное правило для тех мирян, которые по каким-то причинам ограничены во времени или находятся в непредсказуемых обстоятельствах.

Молитвенное правило православного мирянина

Для начинающего православного верующего желательно приобрести «Молитвослов» на современном русском языке, чтобы читая написанное, вникать в каждое слово, наполняясь его силой и благодатью, получать наставление и поддержку.

Это совет Никодима Святогорца, который указывает на важность понимания каждого слова читаемого текста. Со временем многие тексты откладываются в памяти и читаются наизусть.

Перед чтением «Молитвослова» следует попросить Духа Святого показать, есть ли в сердце остатки обиды, горечи или раздражения. Мысленно простить всех обидчиков и попросить прощения у тех, с кем поступили несправедливо, так молятся православные.

По словам Тихона Задонского следует оставить всякий негативизм, ибо, как писал Григорий Нисский, Творец — Добрый, Праведный, Терпеливый, Человеколюбец, Добросердечный, Милующий, цель молитвенного правила преобразиться в образ Творца, приобрести все качества для человеколюбия.

Однажды посвятив свою жизнь Господу, православные люди находятся под Его покровом всю свою жизнь.

В течение всего суетного дня не следует забывать призывать милость Отца словами «Благослови, Боже!», пройдя в испытании, получив награду или благословение, сделав успешно дело, не забудьте отдать всю славу Творцу словами «Слава тебе, Бог мой!» Попадая в переделки, при болезни и опасности, вскричи: «Спаси меня, Бог!» и Он услышит. Нельзя забывать и о благодарении Господа за все, что ниспослано свыше.

Перед приемом еды не следует забывать поблагодарить Творца за дарованную пищу, попросить Его благословение на принятие ее.

Постоянно пребывая в молитвословии, обретя привычку в любую секунду взывать, благодарить, просить, каяться перед Богом всем сердцем, а не пустыми словами, православный человек становится богомыслящим. Богомыслие помогает понять благость Творца, существование Небесного Царства и приближает православных к Богу.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Прошения о насущном своими словами

Песнь Пресвятой Богородице

Достойно петь Тебя и истинно прославить, Богородицу, Вечноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую херувимов и славой большею без сравнения серафимов, непорочно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

Завершающая молитва (Отпу́ст)

Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, спаси меня, грешного.

Аминь.

Начало:

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утéшитель, Дух истины, везде пребывающий и Собою всё наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, души наши.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отец наш Небесный!

Да святится Имя Твоё.

Да наступит Царствие Твоё.

Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе.

Хлеб наш насущный дай нам сегодня;

и прости нам долги́ наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не дай нам впасть во искушение,

но избавь нас от лукавого.

Тропари покаянные

Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Всякого ответа недостойные, молитву, грешные, Тебе приносим, нашему Владыке: “Помилуй нас!”

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Господи, помилуй нас: на Тебя мы уповаем, не прогневайся на нас совсем и не вспомни беззаконий наших, но не оставь нас Своим милосердием и избавь нас от врагов наших. Ибо Ты – Бог наш, а мы – люди Твои; все мы – создание рук Твоих и имя Твоё призываем.
И ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица, да, надеясь на Тебя, не погибнем, но молитвами Твоими избавимся от бед, ибо Ты – спасение рода христианского.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё. Совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня; ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобою единым согрешил и зло пред Тобой сотворил; праведен Ты в приговоре Своём и справедлив суд Твой. Ибо грешными зачат я, и грешным родила меня матерь моя. Ты же истину в сердце моём возлюбил, сокровища и тайны премудрости Твоей мне открыл. Окропишь меня иссо́пом, и очищусь; омоешь меня, и сделаюсь белее снега. Дай мне услышать радость и веселье; возрадуются кости смире́нные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое сози́жди во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего, и Духом Владычным укрепи меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровопролития, Боже, Боже спасения моего, воспоёт язык мой справедливость Твою. Господи, уста мои открой, и уста моя возвестят хвалу Твою. Если Ты захочешь жертвы — принесу, но всесожжение не нужно Тебе. Жертва Богу — дух сокрушённый, сердце сокрушённое и смиренное Бог не отвергает. Одари, Господи, благой волею Твоей Сион, и да воздвигнутся вновь стены Иерусалимские; тогда и примешь жертву правды: возношение и всесожжение, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Следующая молитва предназначена своему Ангелу хранителю, который был получен каждым верующим во время Таинства крещения. После омовения в купели рождается духовный человек, который наследует Царство Божье.

Ангел хранитель всегда находится рядом с нами, но он не имеет полномочий действовать по своему усмотрению: верующий должен попросить о помощи своего хранителя.

Ежедневное обращение к Ангелу хранителю делает его крепким и могущественным. Если верующий не вспоминает о своем Ангеле, то сила последнего тает на глазах.

Святой старец предложил свое молитвенное правило для верующих, у которых мало свободного времени. Оно состоит из нескольких молитв, которые нужно прочесть по 3 раза:

  • Отче наш;
  • Богородице дево;
  • Верую.

Эти молитвы читаются утром и вечером перед сном. Между утренним и вечерним чтением святой старец рекомендовал читать в уме Иисусову молитву до обеда и Богородице после обеда до вечера.

При общении со своим Господом и святыми принято стоять, в православных храмах нет скамеек, как в католических. Однако это правило не распространяется на престарелых и больных прихожан.

Чтение стоя вызвано еще одной необходимостью: после некоторых слов верующие осеняют себя крестным знамением и совершают земные или поясные поклоны: это невозможно сделать сидя. Поэтому стояние на ногах принято в православии не просто так, а с определенной целью.

Коленопреклоненные молитвы читаются только раз в год на праздник Святой Троицы во время Великой Вечери.

Есть верующие, которые читают правило, стоя на коленях. Это вызвано их личными устремлениями, для других стоять на коленях не обязательно. Внутренняя потребность встать на колени может возникнуть при осознании собственной греховной природы или при покаянии.

Но следует помнить, что стояние на коленях — исключительная мера, а не требование церковных канонов.

Христиане со стажем знают их наизусть, но у каждого православного человека должен быть «Молитвослов», наполненный текстами воззваний не только утренними и вечерними, но и на все случаи жизни.

Молитвенное правило — это перечень молитв. Для утра и вечера существует общий порядок священного чтения. В каждом индивидуальном случае духовный наставник корректирует молитвенное право, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста.

Правило Серафима Саровского для мирян. Краткое молитвенное правило

Для православных верующих существует три молитвенных перечня.

  1. Полное молитвенное правило рассчитано на духовно стойких верующих, в число которых входят монахи, духовенство.
  2. Молитвенное правило для всех мирян состоит из перечня молитв, читаемых утром и вечером, перечень их можно найти в «Молитвослове»:
  • утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
  • вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Серафим Саровский предложил еще одно краткое молитвенное правило для тех мирян, которые по каким-то причинам ограничены во времени или находятся в непредсказуемых обстоятельствах.

Краткое утреннее молитвенное правило для начинающих читают по совету духовного отца или наставника. Как правило, такое правило читают люди, недавно пришедшие к вере. Сами священнослужители указывают, что само количество произнесенных молитв — не столь важно. Важным аспектом является настрой, внимание и вера. Известные случаи, когда даже короткая молитва из двух слов, которую человек произносил с глубокой верой, от всей души спасала людей.

Март 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Все благочестивые христиане ежедневно вычитывает молитвы. Правило установлено церковью, и по мере сил его следует соблюдать. Это необходимо для того, чтобы мы не проводили свои дни и жизнь без Бога, духовно возрастали и укреплялись в вере.

У кого-то правило содержит больше молитв, у других – меньше. Ежедневный объем зависит от усердия и желания, а также сил и занятости христианина. Но есть ряд молитв, рекомендуемый церковью к ежедневному прочтению для всех:

  • утренние;
  • вечерние;
  • глава из Евангелия;
  • две главы из Апостолов;
  • псалтырь (одна кафизма).

Ежедневные молитвы можно прочесть в православных молитвословах. Существуют сокращенные варианты этих текстов. Они предназначены для тех христианин, которые не имеют возможности выполнить молитвенное правило полностью. Сборники сокращенных молитв берут с собой в дорогу или в больницу, их используют мамы с маленькими детьми или загруженные работой люди. Преподобный Серафим Саровский, зная о занятости людей, предложил свое краткое правило, его можно найти в святоотеческой литературе.

Некоторым христианам трудно день за днем, из года в год читать одно и то же молитвенное правило. Хочется разнообразить его новыми текстами. Многие святые отцы советовали творчески относится к молитве. То, правило, которое мы имеем сегодня, было сочинено в средневековье монахами, подвижниками. Туда вошли молитвы из разных сборников, например, из полунощницы, из утрени и вечерни. Современным христианам их состав можно немного изменять или дополнять, но, конечно, делать это, советуясь с духовным отцом.

Иногда появляется желание кроме обязательных молитв читать акафисты, каноны и другие тексты, что, по сути, похвально. Но к этому нужно отнестись очень осторожно. Бывает, что бесы подбрасывают такое «благое» намерение с целью низвергнуть подвижника. Чересчур усердный христианин начинает изнемогать под тяжестью взятого на себя непосильного молитвенного правила и вскоре бросается в другую крайность, — полностью отказывается от всякого духовного делания. Поэтому любое благое начинание нужно согласовывать с опытным духовником.

Домашняя молитва для мирян

Как уже было сказано выше, существует множество трудов православной литературы. Многие из текстов, представленных в священно писаниях, гораздо длиннее, чем самая большая молитва, представленная в нашей статье.
С целью экономии места, некоторые наиболее известные христианские формулы принято заменять сокращениями.

Более опытные прихожане могут быстро распознать, что именно перед ними написано. Для новичков приведем ниже некоторые наиболее часто встречаемые сокращения с их расшифровкой.

В завершении можно сказать, что православные утренние и вечерние молебны являются одними из самых простых и действенных способов связаться с Создателем, попросить о помощи и поддержке Святых и приобщить себя к вере и церкви.

В идеале вечернее правило нужно читать непосредственно перед сном. Но на практике это удается редко. Из-за сильной усталости иногда очень трудно сосредоточиться на молитве. Поэтому рекомендуется вычитывать вечернее правило немного раньше, перед ужином или в любое другое свободное время, пока еще есть силы и усталость не взяла верх.

Молиться нужно в уединении, начинать с поклонов, земных или поясных. Сперва немного постоять в тишине, созерцая иконы и горящие свечи. Душа весь день пребывала в суете, земных попечениях, и теперь ей нужно постепенно умиротвориться. Когда внутри воцарится покой, можно произнести первые слова молитвы.

Что нужно делать, чтобы вести такую же жизнь, как и Серафим Саровский? Поговорим подробно о том, кем же он был. В его жизни произошло много необычных случаев. Например, когда ему было всего 10 лет, он сильно заболел.

Юноша был исцелен после того, как мать вынесла его на руках в толпу людей, чтобы приложить к иконе Божией Матери. После этого мальчик стал чаще бывать в церкви, связал свою жизнь с Богом. Его судьба для многих стала примером горячей и искренней молитвы к Творцу.

Большая часть жизни Серафима Саровского прошла в молитвах и постах. Питался он травой, а жил в простой лесной избушке. Он как никто другой понимал, что рано или поздно жизнь на земле закончится, и мы перейдем в вечность. Но важно сделать так, чтобы эта вечность была с Господом и никак иначе.

Для этого нужно много молиться, соблюдать посты, выполнять специальное молитвенное правило, которое должно быть как зарядка, каждое утро и вечер. Кто-то делает ее ради своего здоровья, а кто-то просто не может представить без нее свою жизнь.

Чуть лучше соблюдать правила удается тем, кто имеет своего духовного наставника, способного помочь в любое время, подсказать, направить на истинный путь. Святые угодники Божии понимали, что человек по природе своей слаб и немощен, именно поэтому были написаны краткие и полные правила для чтения молитв.

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Утреннее молитвенное правило для начинающих православных христиан

Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́
, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же
, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.
Го́споди
, поми́луй. (Трижды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху
, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху
.
Го́споди
, поми́луй нас, на Тя бо упова́хом; не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни́ беззако́ний на́ших, но при́зри и ны́не я́ко благоутро́бен, и изба́ви ны от враг на́ших; Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси́ дела́ ру́ку Твое́ю, и и́мя Твое́ призыва́ем.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в
. Ами́нь.
Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам
, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.
Го́споди
, поми́луй. (12 раз)

Если вы только пришли в Церквовь и недавно молитесь к Богу — такого правила молитв на каждый день хватит. Главное в них — постоянство.

Можно продолжить краткое правило небольшими молитвословиями. Следующие молитвы — ясные по смыслу, в них мы просим Бога о прощении и о том, чтобы от нас из-за наших грехов не уходили Ангелы-Хранители.

Го́споди Бо́же наш, е́же согреши́х во дни сем сло́вом, де́лом и помышле́нием, я́ко Благ и Человеколю́бец прости́ ми. Ми́рен сон и безмяте́жен да́руй ми. А́нгела Твоего́ храни́теля посли́, покрыва́юща и соблюда́юща мя от вся́каго зла, я́ко Ты еси́ храни́тель душа́м и телесе́м на́шим, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

А также просим Господа избавить нас от искушений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.