Поступления от должника по исполнительным листам в бюджете в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поступления от должника по исполнительным листам в бюджете в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Этим летом Дума одобрила закон, который сохраняет заработную плату или пенсию должника в размере прожиточного минимума после удержаний в счет погашения его задолженности.

Закон вступит в силу в 2022 году. До этого времени закон разрешает удерживать в пользу кредиторов половину доходов должника.

При уплате алиментов в пользу несовершеннолетних детей, возмещения морального вреда, вреда жизни и здоровью потерпевшего эта сумма вырастает до 70%, отмечается в статье 99 Закона № 229-ФЗ.

Даже если при этом у должника остаются небольшие суммы для существования, не всегда через суд можно добиться снижения таких ежемесячных удержаний.

Соцвыплаты защищены от списаний: как вернуть удержанные суммы

Граждане, у которых приставы удерживают половину заработной платы или пенсии в счет погашения долга, смогут обратиться в Федеральную службу судебных приставов, в том числе через Портал Госуслуг, чтобы сохранить сумму ежемесячного дохода на уровне прожиточного минимума. В качестве ориентира берут федеральный минимум трудоспособного населения, если в регионе эта цифра выше, то применяется региональный минимум.

Кроме судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Такие документы могут приносить примерные отцы семейств, состоящие в браке и проживающие совместно с супругой и детьми. Делается это, чтобы «заблокировать» удержания из зарплаты по другим исполнительным документам — от банков, налоговой, ЖКХ.

Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

С февраля 2022 года вступят в силу поправки в Закон № 229-ФЗ, согласно которым должники смогут защитить от взыскания доход в размере прожиточного минимума. Но подобная поблажка распространяется лишь на деньги, находящиеся на банковских счетах. К удержаниям, которые производятся бухгалтериями по месту работы, новшества не применяются.

Таким образом, на работе бухгалтера новые правила никак не скажутся. Как и ранее, при удержании средств из зарплаты он должен будет руководствоваться требованиями исполнительного документа и применять ограничения (50 или 70 процентов) в зависимости от вида требования.

Пример. Менеджер по продажам Петров из ООО «Лидер» задолжал банку по кредиту 100 000 рублей. Заработная плата Петрова после удержания НДФЛ составляет 22 000 рублей, а прожиточный минимум в регионе — 15 000 рублей. Банкиры обратились в суд и выиграли дело, после чего сами принесли исполнительный лист в бухгалтерию ООО. Здесь бухгалтер должен будет следовать требованиям исполнительного листа и удерживать половину заработка (11 000 руб.), несмотря на то, что оставшаяся сумма ниже прожиточного минимума. Аналогичным образом нужно будет проводить удержания, если банкиры сдали исполнительный лист приставам, а те прислали в организацию постановление об удержании. Ситуация не изменится и если Петров подаст в бухгалтерию заявление о сохранении прожиточного минимума.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение об удержании работодателем из заработной платы работника-должника денежных средств по исполнительному листу с учетом величины прожиточного минимума, в пределах компетенции сообщает следующее.

Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество, перечень которого установлен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Пунктом 1 статьи 446 ГПК РФ установлено, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (вступает в силу 01.02.2022 г.).

Из пункта 4 статьи 138 Трудового кодекса РФ следует, что не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.

Таким образом, с 01.02.2022 г. в случае направления взыскателем исполнительного документа о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей непосредственно работодателю (без возбуждения исполнительного производства), тот не вправе производить удержания из заработной платы должника, если ее размер не превышает установленную величину прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Ответ не является нормативным правовым актом.

Начальник
Правового управления
Б.С. Гудко

С 01.02.2022 в случае направления взыскателем исполнительного документа о взыскании денег в сумме до 100 тыс. руб. непосредственно работодателю (без возбуждения исполнительного производства) тот не вправе производить удержания из зарплаты должника, если ее размер не превышает установленную величину прожиточного минимума самого должника и лиц, находящихся на его иждивении.

КБК нужно указывать, только если вы перечисляете платеж в бюджет и его администратором является Федеральная служба судебных приставов — ФССП. Код бюджетной классификации должен сообщить пристав. При переводе судебным приставам денег, которые они взыскивают по исполнительным документам (долги, алименты), указывать КБК не нужно.

Да, такое требование пристава правомерно.

Указание общей суммы дохода необходимо судебному приставу-исполнителю для определения правильности удержаний, производимых работодателем. Возложение на работодателя такой обязанности может быть расценено как законное требование судебного пристава-исполнителя. Если работодатель не будет указывать общий размер доходов работника, а также не будет удерживать исполнительский сбор, судебный пристав-исполнитель может (ст. ст. 6, 113 Закона № 229-ФЗ):

  • принять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона № 229-ФЗ;
  • инициировать привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 17.8 КоАП.

Да, можно. Ведь суммы по исполнительным листам удерживают и перечисляют взыскателю или на депозитный счет службы судебных приставов при каждой выплате заработной платы, соблюдая максимальный размер удержаний. А аванс — это выплата заработной платы за первую половину месяца. Аванс по заработной плате не относится к доходу, на который не может быть обращено взыскание.

Иной подход может привести к невозможности удержания необходимой суммы, при том что доход работника за весь месяц позволяет это сделать.

Основным нормативным актом, регламентирующим удержания по исполнительным листам, выступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Согласно его положениям в учреждение, выплачивающее сотруднику-должнику заработную плату, стипендию или иные выплаты, исполнительный документ может поступить:

1) от непосредственного взыскателя (п. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) в случае:

  • взыскания периодических платежей;

  • взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных налогов, сборов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ);

2) от судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ) в случае:

  • взыскания периодических платежей;

  • взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;

  • отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов. Помимо копии исполнительного листа пристав-исполнитель направляет в учреждение по месту получения дохода (разд. IV Методических рекомендаций):

  • постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника;

  • копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей (если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

  • копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

  • памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам. Такая памятка приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

При поступлении исполнительного листа учреждению, производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо выполнить следующее:

1) зарегистрировать в специальном журнале поступившие документы: постановление и копию исполнительного документа (п. I Памятки). Форму журнала учреждению придется разработать самостоятельно, поскольку унифицированной формы нет. За образец можно взять старую форму (несмотря на то, что она уже не действует, содержащиеся в ней реквизиты до сих пор актуальны);

2) отправить судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации, а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации, получившей исполнительный документ (п. I Памятки);

3) ознакомить работника-должника с исполнительным листом под подпись (п. 3 ч. 1 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0);

4) передать исполнительные документы бухгалтеру под подпись для осуществления расчета удержаний из заработной платы и иных доходов работника-должника (п. I Памятки);

5) обеспечить хранение исполнительных документов как документов строгой отчетности (в сейфах) (п. I Памятки).

Они установлены ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ.

По общему правилу в целях погашения задолженности по исполнительным листам из заработной платы и иных доходов должника не может быть удержано более 50 %. Исключением являются случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца и возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 %.

Стоит учитывать, что размер удержаний исчисляется из суммы доходов, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ организации, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. В трехдневный срок со дня осуществления выплат в пользу должника они обязаны переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Взысканные по исполнительному листу суммы могут быть перечислены взыскателю по почте или на его счет в банке. Информация о реквизитах, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, должна содержаться в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника (пп. 9 п. II Памятки).

В основном изменения внесены в Федеральные Законы«О потребительском кредите (займе)» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Начиная с 2020 года, ежедневная процентная ставка потребительского кредита или микрозайма не может быть установлена более 1% кредитной суммы. Помимо этого, как только задолженность по кредиту превысит тело займа в 1,5 раза, штрафные санкции начислять запрещено.

Большая часть российских банков неохотно выдают кредиты физическим лицам, находящимся на пенсии. В банковских организациях, кредитующих ту категорию заемщиков, при оформлении займа существуют некоторые особенности. К ним относятся:

  • ограничения по сумме и периоду действия займа, а также по возрасту претендента на получение;
  • условие обязательного оформления страхового полиса;
  • оформление кредита с поручителем или под залоговое обеспечение.

Особенности оформления кредитов пенсионерам в банках связаны со случаями не возвратов заемных средств этой категорией заемщиков.

При рассмотрении банковских исков в судах, последние отменяют все штрафные санкции кредитора, и обязуют заемщиков выплатить только основной долг и начисленные проценты.

В Новом году изменения в законы, регулирующие кредитование, по-прежнему будут вносить. Законодатели планируют:

  • закрепить на законодательном уровне процедуру реструктуризации кредитов;
  • внести в закон изменения, дающие должнику возможность реабилитироваться и восстановить кредитный рейтинг;
  • регламентировать процесс и порядок списания безнадежных задолженностей, включая процедуру банкротства.

Следовательно, списание долгов по кредитам возможно в двух случаях, которые предусматривает законодательство:

  • при истечении срока давности;
  • когда должник признан банкротом.

Однако после этого получение нового займа невозможно, поскольку все эти действия отразятся в кредитной истории. Процедура прощения долга возможна, только при заключении сделки между двумя физическими лицами, то есть для частного займа.

Информация в сети и некоторых средствах массовой информации о появлении «кредитной амнистии» в виде закона не соответствует действительности.

В таком случае банки понесут значительные убытки, а правительству придется искать деньги для их компенсации. Такое финансирование идет из бюджета страны, что в сложившейся экономической ситуации практически невозможно.

Что ждет должников в 2022 году, рекомендации для должников

За 2020 год количество должников в России выросло на 20 %, говорит служба судебных приставов. Если в конце 2019 года должников, за которыми охотилось правосудие, было 3,4 млн, то к концу 2020-го их насчитывалось уже 4,1 млн. И это только те люди, которые из-за долгов лишились права на выезд за границу. В основном это должники по алиментам, коммуналке и кредитам.

Есть люди, которые набирают кредиты, не задумываясь о том, что будет завтра. Очень показательным оказался вопрос жительницы Ярославля на прямой линии Владимира Путина 30 июня. Из зарплаты в 12 700 рублей женщина 10 500 отдает за кредиты.

В Центробанке подсчитали, что к началу пандемии (апрель 2020 года) 42 млн россиян имели хоть один действующий кредит или заем в микрофинансовой организации. Около трети должников (30,4 %) сейчас имеют не один, а несколько кредитов или займов. Это 12,8 млн россиян, на которых приходится 54 % задолженности по банковским ссудам.

Пандемия, понятно, только подлила масла в огонь. За пандемийный год число кредитов у россиян выросло еще на 13,5 %, а доходы, только по официальным данным, упали на 3,5 %.

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2015 год

Комментируемая статья определяет особенности исполнения судебных решений, которые предусматривают обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

Официальная позиция.

В письме от 16.12.2013 N 02-03-007/55348 Минфин России указал, что статьями 242.3, 242.4 (242.5) БК РФ установлен порядок, согласно которому осуществляется организация исполнения судебных актов (далее — исполнительный документ), предусматривающих обращение взыскания соответственно на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения.

При этом исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) лицевого счета для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (далее — лицевой счет должника).

В случае нарушения должником — казенным учреждением требований, установленных статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, при поступлении исполнительного документа на исполнение в территориальный орган Федерального казначейства указанный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее — Порядок N 24н), предусмотрено, что в территориальных органах Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) лицевые счета открываются в том числе обособленному подразделению получателя бюджетных средств, указанному в учредительных документах данного получателя бюджетных средств, действующему на основании утвержденного получателем бюджетных средств положения, наделенному имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств, и обязанностью ведения бюджетного учета (далее — обособленное подразделение).

При этом в соответствии с Порядком N 24н данное обособленное подразделение представляет в указанный орган Федерального казначейства в том числе копию положения об обособленном подразделении (далее — положение) и ходатайство создавшего его получателя бюджетных средств (казенного учреждения) об открытии обособленному подразделению лицевых счетов, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) получателя бюджетных средств (казенного учреждения), создавшего обособленное подразделение (далее — ходатайство). Обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые открыты создавшему его получателю бюджетных средств (казенному учреждению).

Учитывая изложенное, орган Федерального казначейства, на основании имеющихся у него копий учредительного документа (устава (положения) казенного учреждения), положения и ходатайства, располагает информацией о наличии либо отсутствии в данном органе лицевых счетов, открытых казенному учреждению и созданным этим казенным учреждением обособленным подразделениям.

В случае нарушения должником — казенным учреждением требований, установленных статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушений осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, открытых в указанном органе данному казенному учреждению и созданным им обособленным подразделениям.

Следует отметить, что в соответствии с Порядком N 24н орган Федерального казначейства осуществляет открытие лицевых счетов структурным подразделениям Федеральной службы судебных приставов. Поскольку данным структурным подразделениям в органах Федерального казначейства открываются лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, которые не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, на указанные лицевые счета не распространяются положения статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ.

Открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства иным структурным подразделениям получателя бюджетных средств Порядком N 24н не предусмотрено.

Внимание!

В письме Казначейства России от 07.02.2014 N 42-7.4-18/9.3-106 указано, что в случаях, когда должником в орган Федерального казначейства в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, представлена заявка на возврат для исполнения требований исполнительного документа, но при этом следственными органами в связи с возбуждением уголовного производства осуществляется выемка в органе Федерального казначейства файлов с заявками на возврат, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах налогового органа, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, не производится.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Сколько процентов от зарплаты могут удерживать судебные приставы

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 28.01.2022)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.12.2021 N 436-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 23.08.2021 N 406

      «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65463)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.04.2021 N 143

      «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2021 N 64073)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 14.12.2020 N 423

      «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61773)

    Все документы >>>

    Пристав не может сам определять сколько денег удержать из зарплаты должника.Обычно это прописывается в исполнительном документе или судебном. Там указывается:

    • точная сумма взыскания;
    • доля от заработной платы, которую нужно ежемесячно перечислять взыскателю;
    • фиксированная сумма периодических платежей по алиментам или иным обязательствам.

    Возбудив производство, пристав обязан следовать указаниям суда, изложенным в исполнительном документе.

    Пример: Разберем пример, связанный с удержанием алиментов в пользу ребенка. По нормам Семейного кодекса РФ, на 1 ребенка будет отчисляться ¼ зарплаты, на 2 детей – 1⁄3 заработка, на 3 и более детей – ½ от дохода по месту работы. Пристав не может изменять это процентное соотношение, поэтому должен воспроизвести предписание суда в постановлении о направлении документов на работу.

    Исполнительное производство в 2022 году: судебные приставы, банк данных, 229 ФЗ

    Повлияет ли на размер удержаний наличие у должника собственных детей? Если попробовать найти ответ на этот вопрос в интернете, вы можете встретить вот такое разъяснение:

    «Если у заемщика есть дети, то размер удержания сокращается:

    • наличие 1-2 детей – судебные приставы не вправе удерживать свыше 30%;
    • наличие ребенка, обучающегося в ВУЗе не на бюджетной основе – 30%.
    • смерть супруга и наличие несовершеннолетних детей – 25%.
    • смерть супруга и отсутствие несовершеннолетних детей – 50%.»

    Эта информация распространяется недобросовестными юристами и является ложью. Найти норму закона, где записаны указанные основания для ограничения удержаний, у вас не получится. Дело в том, что такое «правовое разъяснение» просто копируется с сайта на сайт, без попытки найти источник в законе.

    Все возможные варианты ограничения удержаний указаны в Трудовом кодексе РФ и Законе № 229-ФЗ. При взыскании долга, размер удержаний может достигать 50%, а при удержании алиментов – 70% (это прямо указано в ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Поэтому даже наличие у вас несовершеннолетнего ребенка на иждивении, не позволит автоматически сократить размер удержания, однако, может учитываться судом как уважительная причина для такого снижения.

    Если у вас есть на иждивении дети, можно попытаться уменьшить размер взыскания следующими способами:

    • даже в период брака, второй родитель ребенка может сам подать на алименты в пользу ребенка, что позволит уменьшить общий размер удержаний другим кредиторам;
    • можно обратиться в суд для получения отсрочки или рассрочки по уважительным причинам, либо для снижения размера удержания ввиду тяжелого материального положения.

    Приведем пример: По месту работы Кузнецова С.В. были направлены документы на удержание долга за возмещение ущерба от ДТП. Общая сумма долга по исполнительному листу составила 280 тыс. руб., а пристав указал размер удержания в 50%. При зарплате в 40 тыс. руб. (после удержание НДФЛ), на погашение долга ежемесячно удерживалось по 20 тыс. руб.

    Через 3 месяца после начала удержаний, жена Кузнецова подала на алименты в пользу несовершеннолетнего ребенка. По судебному приказу, размер ежемесячного удержания на ребенка составил ¼ от заработка Кузнецова. По заявлению взыскателя, пристав направил документы по алиментам на работу должника.

    Хотя общий размер удержаний не изменился и составил 50% от зарплаты, на погашение ущерба по ДТП теперь будет уходить только 10 тыс. руб. Еще 10 тыс. руб. будет получать ребенок Кузнецова, что фактически сохраняет деньги в семье.

    Большинство предприятий уже перешли на выплату зарплаты в безналичной форме – на счет или карту работника. Удержав назначенную к взысканию сумму из зарплаты работника, предприятие перечисляет остаток на зарплатную карту. Однако пристав может накладывать арест на имущество и счета, если у него существует задолженность по алиментам. В этом случае, все поступившие на зарплатную карту средства должны автоматически списываться банком и перечисляться на депозитный счет приставов.

    Такое «двойное взыскание» может оставить должника без средств к существованию. Однако в статье 99 Закона № 229-ФЗ содержится специальное правило для таких случаев:

    «Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа».

    Именно выделенный фрагмент из статьи 99 Закона № 229-ФЗ позволяет сохранить должнику часть зарплаты, перечисленной на карту. На момент поступления последней по дате выплаты от работодателя, банк не сможет перевести ее приставам, если назначением платежа была указана «выплата заработной платы». Если гражданин не снял эту сумму с карты, после поступления следующих выплат от работодателя, все ранее зачисленные на карту деньги могут быть переведены банком на счет ФССП.

    Так как трудовое законодательство обязывает выдавать зарплату не реже 2 раз в месяц, с определением последней выплаты могут возникать проблемы. Разберем примеры, как будут удерживаться деньги с зарплатной карты, либо с обычного счета, на который перечисляется заработок.

    Пример #1:Если по месту работы деньги не удерживались, с каждого поступления на зарплатный счет банк обязан списать 50% и перечислить их приставам. Должник должен сразу направить в ФССП доказательства, что этот счет имеет целевой характер, т.е. служит для расчета по зарплате. Иначе банк может удерживать всю сумму поступлений. Таким доказательством может быть справка от работодателя, копия договора на обслуживание банковского счета.

    Если в ФССП представлены доказательства о целевом назначении счета, пристав обязан уточнить банку порядок списания. Удержание по 50% будет происходить при каждом поступлении на счет. Если должник не снимет со счета остаток, он будет удержан после поступления следующей зарплаты. Пример #2.:Если выплата зарплаты происходит 2 раза в месяц (аванс + остаток по з/п), ограничение размера удержаний в 50% будет распространяться только на последнее поступление на счет. Все средства, находившиеся на счете на момент нового перевода, могут быть списаны банком и переведены на депозит ФССП.

    Если должник уклоняется от выплаты долга, скрывает источники заработка, место работы или адрес проживания, пристав может объявить его в розыск, а также привлечь должника к ответственности. В зависимости от предмета взыскания, ответственность будет наступать по следующим нормам:

    • за злостное уклонение от уплаты алиментов наказание последует по ст. 5.35.1 КоАП РФ, а при повторных проступках – по ст. 157 УК РФ;
    • при уклонении от исполнения, в том числе при несвоевременном уведомлении пристава о смене места работы, будет применяться статья 17.14 КоАП РФ;
    • за злостное и умышленное уклонение от уплаты долга по исполнительному производству последует наказание по ст. 315 УК РФ.

    Также самостоятельные нормы КоАП РФ и УК РФ применяются при уклонении от погашения кредиторской задолженности, нарушении сроков оплаты по административным штрафам и в ряде иных случаев. Наиболее общий характер имеет статья 17.14 КоАП РФ, так как ее можно применить практически за любое нарушение правил исполнительного производства.

    Наиболее суровые санкции грозят за уклонение от уплаты алиментов. Для возбуждения административного дела нужно доказать, что должник не платит алименты без уважительных причин более 2 месяцев подряд. По ст. 5.35.1 КоАП РФ будут назначены обязательные работы или арест, а, при невозможности их применения, штраф в сумме 20 тыс. руб. Если в период действия административного наказания должник вновь допустит просрочку по алиментам, уголовное наказание по ст. 157 УК РФ будет еще строже – обязательные или исправительные работы, арест, тюремное заключение на срок до 1 года.

    Удержание с зарплаты в размере до 50 или 70% существенно ухудшает материальное положение должника и членов его семьи. Однако закон дает возможность обратиться за снижением размера удержаний. Сделать это можно через суд по следующим правилам:

    • должник должен собрать доказательства, подтверждающие временную невозможность оплаты долга или уважительность причин для снижения размера удержаний;
    • заявление подается в суд, выносивший первоначальное решение;
    • к участию в деле привлекается взыскатель, а также пристав, ведущий производство;
    • если заявление удовлетворено, судебный акт направляется приставу, который уточнит порядок и размер удержания для работодателя.

    В законе не указано, насколько можно снизить размер удержания. Это будет решать суд, с учетом доводов должника, уважительность причин просрочки, доказательств тяжелого материального положения.

    Пример: С Анисимова В.А. было взыскано 350 тыс. руб. долга по кредиту. В марте 2018 года документы были направлены на удержание по месту работы. На протяжении 4 месяцев работодатель удерживал 50% от зарплаты Анисимова, что составляло по 12 тыс. руб.

    В августе 2018 года Анисимов был уволен по ликвидации предприятия. После постановки на учет в службу занятости населения (СЗН), ему было назначено пособие по безработице в размере 9 тыс. руб. Поскольку закрытое предприятие было градообразующим, быстро найти новую работу Анисимов не смог.

    Ввиду резкого снижения уровня доходов, материальное положение семьи должника ухудшилось. Анисимов подал заявление в суд об уменьшении размера удержаний до 25%. Для обоснования своей просьбы он представил документы об увольнении. а также справку ОСЗН об отсутствии вакантных мест на предприятиях города.

    Возбуждение исполнительного производства в ФССП возможно только после того, как в силу вступит судебное решение об рассматриваемом деле. Тогда судебный пристав получает специальный исполнительный документ, и первое что должен сделать специалист – убедиться, что есть основания для возбуждения дела. Когда есть четкая уверенность в целесообразности действий, можно возбуждать производство.

    Если исполнительное производство пока не возбудили, принуждение невозможно. Юридические, физические, имущественные и другие права человека не должны быть ущемлены делом об исполнительном производстве. Но можно попросить наложить арест на имущество должника. Это позволит сохранить ценности.

    Иногда исполнительное производство не возбуждают в связи с тем, что служба судебных приставов отказывается заниматься рассматриваемой процедурой. Отказ может поступить в течение трех дней с момента получения документов. Причем для отказа всегда должны быть весомые причины. Обычно такими причинами могут выступать:

    Исполнительное производство по алиментам, как и другие виды производств, может выполняться в принудительном порядке (ФЗ 229). Тогда используются разные меры, с которыми следует подробнее ознакомиться. Но отказ платить алименты является одним из наиболее распространённых нарушений. Это связано с тем, что алименты нужно платить долго – пока ребенок не станет совершеннолетним. К тому же на алименты выделяется достаточно ощутимая часть заработной платы. Особенно если за счет алиментов нужно содержать несколько детей.

    Взыскивается имущество, деньги, ценные бумаги. Иногда имущество могут не взыскать, а арестовать или изъять. В некоторых ситуациях граждан могут принудительно выселять. Обычно рассматриваемые действия предпринимаются, если приставы не знают, где на данный момент скрывается должник, а вот сведения о его имуществе имеют. Если информация отсутствует и об имуществе должника, судебный пристав будет его искать по последнему месту прописки или пребывания.

    Когда речь не о физическом, а о юридическом лице, тогда рассматриваемые действия будут осуществлены по месту регистрации юрлица, по месту нахождения его недвижимого или движимого имущества. Это также регулируется ФЗ 229, на основании которого выдан исполнительный лист.

    Если в законе не предусмотрено взыскивать имущество незамедлительно, тогда исполнительный документ выдается взыскателю, как только вердикт вступает в законную силу. Сделать это можно, составив письменное ходатайство.

    Учтите, предъявить исполнительный документ к взысканию – это не обязанность, а право. Таким образом, заинтересованная сторона может защитить свои интересы, если по каким-то причинам ответчик не желает исполнять судебное решение. Чтобы возбудить исполнительноепроизводство заявитель должен сам его подписать. Чтобы подпись поставил кто-то другой, должно быть нотариально заверенная доверенность на выполнение рассматриваемых действий. Причем рассматриваемую доверенность нужно приложить к ходатайству. Без неё документ не будет действительным. Как составлять рассматриваемое заявление можно увидеть на сайте ФССП

    Когда исполнительное производствопрекращается, для сторон дела это имеет определенные правовые последствия. На них указывает закон № 229- ФЗ, а точнее в статье 44. Если исполнительное производство прекратили по инициативе суда или исполнителя, последствия могут быть следующими:

    • Восстановить дело будет невозможно (исключая случаи доказанной ошибки по ФЗ 229);
    • Меры, что были назначены в рамках отмененного исполнительного производства, перестают действовать;
    • Документ, что использовался для активации отмененного исполнительного производства, нельзя будет использовать повторно (он остается в материалах уже отмененного производства);
    • Пристав может возбудить новое производство, если должник не исполнил погашение расходов на выполнение исполнительных процедур (долг за неисполненные постановления, сборы, штрафы и т.п. что наложены приставом).

    Банки данных исполнительныхпроизводств содержат всю информацию о рассматриваемых делах. Чтобы не возникало никаких проблем, следует принимать во внимание указания приставов, даже если дело прекращается.

    Не помешает проверить исполнительное производство. Незакрытое исполнительное производство создает массу проблем. Начиная с невозможности взять кредит, заканчивая проблемами с поездками в другую страну. Потому проверка официальной информации становится полезной возможностью.

    Также, проверка информации будет полезной, если хотите заключить договор с какой-то компанией. Если информация о ней есть, она будет внесена в банк данных. Желательно проверить, не возбуждено ли против неё исполнительногопроизводства. Это обезопасит от проблем, возникающих при сотрудничестве.

    Навести справки довольно просто. Зайдите на платформу ФССП, перейти в режим поиска данных. Есть две формы – для физических и юридических лиц. А также можно вести поиск по номеру исполнительного производства (если он у вас имеется).

    Для физического лица стоит указать ФИО, дату рождения, регион, где возбудили исполнительное производство об неуплаченных ими долгах. Также можно указать номер исполнительногопроизводства (под него выделена отдельная строка). Поиск на сайте ФССП бесплатен и не требует регистрации.

    Если по указанной информации удалось найти обязательства, их можно проверить в новом окне. Там будут указаны данные исполнительногопроизводства, на основании какой задолженности лицо её получило и другими важными сведениями. Например, в какой банк следует пойти, чтобы внести долг, а также реквизиты рассматриваемого банка, для внесения средств. Если долг не ваш, но есть банк, куда задолжали деньги, следует обратиться в ФССП, чтобы прояснить ситуацию. Если все правильно, взять платежные реквизиты и погасить долг, чтобы больше не усугублять проблему.

    А проблемы, если не проверить данные, могут быть довольно весомые. Например, по ФЗ, если сумма долга больше 10 тыс. рублей, человека могут на время ограничить в использовании водительских прав. Не говоря уже о других проблемах, о которых упоминалось ранее.

    Служба, где действует судебный пристав, работает с соблюдением определенных стадий процесса, предусмотренных ФЗ 229, проверяяимущество должника, и заставляя его заплатить свои долги, прежде чем дело перейдет в банк данных в качестве закрытого. Каждая из них имеет определенную специфику и набор действий, которых ожидают от специалистов. Если исполнительное производство приостанавливают или заканчивают, об этом действии можно говорить, как о законном, если оно имеет под собой основания и не противоречит закону. Если же пристав делает что-то неправомерно, его действия необходимо оспаривать. Для этого можно обратиться к вышестоящей инстанции или в суд. Особенно если оказались в списке должников ошибочно, и не собираетесь выполнять предписания, что выставлены в вашу сторону незаконно.

    Сейчас судебные приставы могут списывать 50% заработной платы, пенсии по старости и других поступлений, за исключением детских пособий, средств материнского капитала, алиментов, некоторых компенсаций от работодателя и социальных выплат (ст. 101 Закона об исполнительном производстве). В результате должники с низким уровнем дохода фактически остаются без денег.

    Например, если пожилой человек получает пенсию 15 000 рублей, отдает ежемесячно в счет долга 7500 рублей и платит за коммуналку около 5000 рублей, он не может полноценно питаться и покупать необходимые лекарства.

    Внесудебное банкротство физических лиц таким должникам тоже недоступно, потому что доход хоть и маленький, но регулярный. Исполнительное производство закрыть не могут, а это одно из необходимых условий законного и бесплатного списания долгов граждан (ст. 223.2 № 127-ФЗ).

    Кроме того, нередко при исполнении судебных решений деньги снимают без разбора: 50% с любых поступлений, включая детские пособия, алименты, пенсии по потере кормильца и т д. Судебные приставы объясняют такое положение дел тем, что они не могут отследить все источники поступлений денежных средств на счета должников. А недовольные граждане могут заранее информировать ФССП о назначении поступлений или оспорить списание через суд.

    С инициативой законопроекта о неприкосновенности прожиточного минимума для должников выступили депутаты Государственной Думы С. И. Неверов, А. К. Исаев, О. В. Савастьянова, сенаторы Российской Федерации А. А. Турчак, А. А. Клишас, И. Ю. Святенко и другие члены партии «Единая Россия».

    В пояснительной записке к проекту авторы указали, что закон имеет важное социальное значение, а нововведение создает условия для достойной жизни граждан и обеспечивает гарантии их социальной защиты.

    Один из главных принципов исполнительного производства – это неприкосновенность минимума имущества, которое необходимо для обеспечения жизни должника и членов его семьи (ст. 4 № 229-ФЗ). Но пока от взыскания защищено только единственное жилье и предметы быта. В то время как именно доход определяет условия жизни граждан, а взыскание долга оставляет многих россиян без средств, достаточных для нормального жизнеобеспечения.

    Сохранение должникам прожиточного минимума способствует оптимальному балансу интересов должника и кредитора. С одной стороны, кредитор сможет получать деньги в размере 50% всех доходов за вычетом минимального размера оплаты труда. С другой стороны, гражданин будет ежемесячно распоряжаться фиксированной суммой, которую никто не сможет изъять или списать. Этих денег будет достаточно для обеспечения минимальных потребностей и обязательств: оплаты коммунальных платежей, питания, покупки медикаментов и т. д. Если у должника есть дети и другие иждивенцы, то «неприкасаемую» сумму он может увеличить через суд.

    Приставы не будут списывать заработную плату и другие доходы гражданина в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Закон уточняет, что если должник проживает в регионе, где прожиточный минимум для соответствующей социально-демографической группы выше, чем в целом по Российской Федерации, то сохранить от взыскания можно именно эту сумму.

    На сегодня прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по РФ составляет 12702 рублей.

    Но так как закон вступает в силу только 1 февраля 2022 года, показатели могут измениться. По предварительной оценке Министерства труда, прожиточный минимум в 2022 году составит 13 026 рублей.

    Кроме того, в документе прописана возможность увеличить эту сумму, если у должника есть дети или другие иждивенцы, но только по решению суда.

    Что нужно обязательно сделать каждому должнику?

    Прожиточный минимум не будут оставлять на счету должника автоматически. Гражданин должен подать заявление о сохранении доходов в службу судебных приставов, где ведется исполнительное производство.

    В заявлении нужно обязательно указать данные заявителя (фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты паспорта, адрес регистрации или места жительства, номер телефона), реквизиты одного банковского счета, на котором нужно сохранить прожиточный минимум, реквизиты банка.

    Важно: не смогут сохранить прожиточный минимум неплательщики алиментов и те, кто выплачивает денежные компенсации за причинение вреда здоровью или материальный ущерб в результате совершенного преступления.

    Пленум ВС: как взыскать деньги из бюджета

    К сожалению в практике бывает так, что деньги все равно списываются, поскольку пристав или банк не знают их назначение и раз они есть на счету, то автоматически списывают сумму. Поэтому многих интересует вопрос — как вернуть списанные за долги деньги. Сейчас работает следующий порядок.

    Должнику, у которого списали социальные выплаты в период с 1 января 2021 года по 30 апреля 2022 года, следует подать заявление о возврате списанных денежных средств. Такое заявление подается кредитору, например, в банк или МФО. Кредитор будет обязан в течение 7 дней рассмотреть заявление и вернуть денежные средства.

    Если были списаны периодические выплаты, то у должника также есть право обратиться к кредитору с заявлением о возврате денежных средств, удержанных с «неприкасаемых» доходов. Это следует сделать в течение 14 дней с момента, когда произошло списание. Согласно новым правилам, у кредитора будет 3 дня, чтобы вернуть денежные средства должника.

    Но стоит учесть, что в указанных случаях сумма задолженности увеличится на ту сумму, которая была возвращена и у должника будет 7 дней для ее погашения.

    Как видим заработало два принципиальных изменения. Теперь должнику гарантирован прожиточный минимум, но для этого нужно с 1 февраля 2022 года подать заявление. Также дополнен перечень доходов, с которых вообще нельзя производить удержания. А если удержание по каким-либо причинам были произведены, то можно обратиться к кредитору с заявлением об их возврате.

    Будьте здоровы и берегите себя!

    Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

    Благодарю за внимание!

    Основным нормативным актом, регламентирующим удержания по исполнительным листам, выступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

    Согласно его положениям в учреждение, выплачивающее сотруднику-должнику заработную плату, стипендию или иные выплаты, исполнительный документ может поступить:

    1) от непосредственного взыскателя (п. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) в случае:

    • взыскания периодических платежей;

    • взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

    К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных налогов, сборов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ);

    2) от судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ) в случае:

    • взыскания периодических платежей;

    • взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;

    • отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

    Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов. Помимо копии исполнительного листа пристав-исполнитель направляет в учреждение по месту получения дохода (разд. IV Методических рекомендаций):

    • постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника;

    • копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей (если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

    • копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

    • памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам. Такая памятка приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

    При поступлении исполнительного листа учреждению, производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо выполнить следующее:

    1) зарегистрировать в специальном журнале поступившие документы: постановление и копию исполнительного документа (п. I Памятки). Форму журнала учреждению придется разработать самостоятельно, поскольку унифицированной формы нет. За образец можно взять старую форму (несмотря на то, что она уже не действует, содержащиеся в ней реквизиты до сих пор актуальны);

    2) отправить судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации, а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации, получившей исполнительный документ (п. I Памятки);

    3) ознакомить работника-должника с исполнительным листом под подпись (п. 3 ч. 1 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0);

    4) передать исполнительные документы бухгалтеру под подпись для осуществления расчета удержаний из заработной платы и иных доходов работника-должника (п. I Памятки);

    5) обеспечить хранение исполнительных документов как документов строгой отчетности (в сейфах) (п. I Памятки).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.