Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок составления административного протокола с момента выявления нарушения ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. КоАП РСФСР не устанавливал отдельно сроков составления протокола об административном правонарушении. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые.
2. В зависимости от характера правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения, а при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП) — в течение 1 месяца либо 2 месяцев при продлении расследования (7 месяцев по делам о нарушении таможенных правил).
Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2017 N 302-АД17-12093 по делу N А33-24793/2016
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 1.6, 2.1, 2.9, 4.1, 4.1.1, 14.43, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ, суд первой инстанции нашел, что в действиях общества присутствует состав вменяемого административного правонарушения, имеются достаточные основания для привлечения общества к административной ответственности и назначения ему административного наказания.
Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2478-О
Статья 28.5 КоАП Российской Федерации устанавливает, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно (часть 1), либо в случае необходимости получения дополнительных данных — в течение двух суток после выявления совершения административного правонарушения (часть 2), либо по окончании административного расследования, если таковое проводилось (часть 3). При этом статья 28.8 КоАП Российской Федерации предусматривает, что такой протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления (часть 1) либо немедленно после его составления, если по итогам рассмотрения соответствующего дела об административном правонарушении возможно назначение административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения (часть 2).
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 557-О
1. Гражданка Ю.А. Хейсконен оспаривает конституционность части 1 статьи 28.5 КоАП Российской Федерации, согласно которой протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Как следует из представленных материалов, постановлением мирового судьи от 17 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга от 10 июля 2019 года и постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 1 ноября 2019 года, Ю.А. Хейсконен была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» КоАП Российской Федерации.
Постановление Верховного Суда РФ от 25.08.2020 N 4-АД20-12
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении.
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.
2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).
В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).
4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.
Протокол ГИБДД об административном правонарушении
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ
«О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рекламе»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной службе российского казачества»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
1. КоАП РСФСР не устанавливал отдельно сроков составления протокола об административном правонарушении. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые.
2. В зависимости от характера правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения, а при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП) — в течение 1 месяца либо 2 месяцев при продлении расследования (7 месяцев по делам о нарушении таможенных правил).
Инструкция о порядке возбуждения дела об административном правонарушении
1. Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.
2. Вопрос о сроках составления протоколов об административных правонарушениях в законодательстве РСФСР практически не был регламентирован, хотя в целом учитывались сроки наложения административного наказания, по истечении которых применение мер административного наказания не допускалось. И только в последние годы наметилась тенденция по разрешению данного вопроса в законах об административной ответственности.
3. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении: а) немедленное составление; б) в течение двух суток; в) в течение месяца; г) в течение двух месяцев; д) в течение шести месяцев.
4. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.
Срок составления протокола в течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев обусловлен необходимостью административного расследования, только по окончании которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7).
- Решение Верховного суда: Постановление N 85-АД11-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор Указание в жалобе на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором г. Обнинска с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влияет на законность состоявшихся по делу судебных постановлений…
- Решение Верховного суда: Постановление N 44-АД12-4, Судебная коллегия по административным делам, надзор Довод надзорной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влечет отмену состоявшихся по делу постановлений…
- Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД17-24, Судебная коллегия по административным делам, надзор Оснований для признания означенного акта недопустимым доказательством по делу не имеется, равно как и данных которые могли бы поставить под сомнение достоверность зафиксированных в нем сведений. Нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении признается несущественным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным…
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Услуги поиска штрафов предоставляют многие сервисы в интернете. Для просмотра интересующих данных не нужно нигде регистрироваться.
Разумеется, автомобилисты в большинстве случаев выбирают официальные ресурсы, где содержится база данных ГИБДД. Однако данные из нее нельзя получить с помощью номера постановления.
На сайте ГАИ, в разделе проверки штрафов, требуется ввести номер автомобиля либо свидетельства о регистрации машины
Сведения предоставляются бесплатно.
Главным удобством официального сайта является возможность сразу провести оплату.
Сведения о задолженности также можно получить по телефону, обратившись на горячую линию колл-центра. Кроме того, вы можете лично отправиться в отделение автоинспекции и получить соответствующую консультацию.
Выбор учреждения, куда нужно подавать заявление, зависит от того, где оформлялось постановление об административном правонарушении:
- при оформлении постановления инспектором ГАИ либо другой службы, жалоба подается на имя начальника отделения или управления. Если проблема не решится, требуется подать заявление в суд;
- при вынесении решения в местном суде жалоба подается в районный. Не получив результата в районном судебном органе, обращайтесь в областной;
- при вынесении решения коллегиальным органом оно обжалуется в районе, где расположено учреждение, ранее огласившее вердикт по вашему делу.
Обращение граждан с обжалованием постановлений по нарушениям ПДД не облагается обязательным сбором. Никаких пошлин уплачивать не нужно.
Сроки составления протокола об административном правонарушении.
Если вам было выписано постановление, постарайтесь как можно быстрее разобраться с проблемой. В случае согласия оплатите штраф, сохраните соответствующий чек и проверьте, нет ли у вас задолженности.
Если вы уверены, что нарушения не совершали, в самый короткий срок обратитесь в вышестоящую инстанцию или суд, для восстановления справедливости и прекращения производства по делу.
Прежде чем предпринимать любые действия, проконсультируйтесь с опытным юристом. Для этого достаточно оставить ваш номер телефона на нашем сайте.
Адвокат проанализирует законность оснований, на которых вам назначили штраф, при необходимости оспорит действия должностных лиц. Наши специалисты проведут правовую экспертизу документов о совершенном нарушении, включая ПДД, подготовят жалобу на постановление о наложении административного штрафа или лишении водительских прав, представят ваши интересы в госорганах.
Воспользовавшись помощью квалифицированного юриста, имеющего опыт в подобных делах, вы сможете избежать ответственности даже по самым сложным категориям административных дел.
Условно все основания для возврата административного материала можно разделить на две категории. Первая – неполнота представленных материалов и доказательств. Здесь вариантов масса, поскольку каждая статья КоАП имеет свой предмет регулирования и квалифицирующие признаки, а материалы административного производства должны исчерпывающим образом доказывать все элементы правонарушения, говорит Курмамбаева. Так, основанием для возврата является отсутствие доказательств существенности ущерба для заказчика при привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП (неисполнение обязательств, предусмотренных госконтрактом), где этот признак является квалифицирующим. Другой пример: согласно ч. 2 ст. 3.8 КоАП, физическое лицо может быть лишено только того права, которым оно обладало на момент совершения административного правонарушения. Соответственно, протокол по статьям гл. 12 КоАП, предусматривающим лишение водительских прав, должен содержать сведения о наличии соответствующих прав у привлекаемого лица. В противном случае материал возвратят. Частным основанием для возврата протокола по причине неполноты также является отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, когда его присутствие обязательно должен обеспечить инициатор производства в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.1 КоАП (административный арест, административное задержание). Или отсутствие доказательств, что конкретное лицо владеет орудием совершения правонарушения, когда административный орган требует конфисковать этот предмет.
Несущественными признаются такие недостатки протокола, как нарушение сроков его составления и направления для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Дата составления нового протокола при его доработке после возвращения материала также не имеет решающего значения для рассмотрения дела, как указал ВС. Это обстоятельство вполне можно выяснить при рассмотрении дела по существу.
Также необходимо помнить, что возвращение административного материала возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. «Если же суд, который рассматривал дело, пропустил неточности в протоколе и принял его как допустимое доказательство по делу, то оплошность судьи является основанием обжаловать судебный акт и прекратить производство по делу, соответственно, исключить привлечение к административной ответственности», – уточняет Шадрин. По его словам, в этом случае важно, чтобы ошибку, допущенную в протоколе относительно фактических обстоятельств дела, нельзя было признать технической. Например, как явную описку в фамилиях, в датах; ошибку, которая касалась нарушения процедуры составления протокола.
* – имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.
** – Постановление Верховного суда № 18-АД19-64 от 8 ноября 2019 года.
Несмотря на схожесть документов, они сильно отличаются друг от друга. В частности, разница сроков составления. Чтобы разобраться, какой из документов оформляется в первую очередь, необходимо ознакомиться с тем, что скрывается под определениями.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Протокол ГИБДД — это процессуальный документ. Уполномоченные должностные лица обязаны оформить его при наличии состава административного правонарушения и при происшествии какого-либо события. Бумага составляется, если инспектор ГИБДД заметил в действиях водителей нарушение правил ПДД. Нужно учитывать, что оформление протокола еще не подтверждает, что вина водителя доказана.
В процессе составления документа работник ГИБДД может допустить грубое нарушение. Это станет причиной прекращения дальнейшего рассмотрения дела. Протокол выступает стартом к началу разбирательства. Потому он оформляется в первую очередь.
Постановление ГИБДД является результатом рассмотрения обстоятельств дела. Особенности его оформления напрямую зависят от серьезности произошедшего. Если правонарушение небольшое, вердикт может быть вынесен на месте. Если допущено грубое нарушение правил дорожного движения, решение выносится судом. Бумага всегда составляется после того, как факт совершения правонарушения зафиксирован документально.
Постановление об административном нарушении
Мелкие правонарушения рассматриваются на месте инспектором ГИБДД, они обходятся без заполнения протокола. Документ, фиксирующий противозаконные действия водителя, составляется в следующих ситуациях:
- инспектором выявлено серьезное нарушение, которое может стать причиной привлечения автомобилиста к ответственности по уголовному делу;
- противоправное событие состоялось по вине несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 16 лет;
- инспектор считает, что задержанный автомобилист нетрезв и для вынесения постановления требуется проведение экспертизы;
- водитель авто оспаривает действия полицейского и отрицает факт совершенного поступка.
Инспектор ДПС не рассматривает нарушения, допущенные военнослужащими МО. Событие фиксируется, бумаги направляются в комендатуру, когда незаконное действие совершено:
- рядовым, сержантом, ефрейтором, старшиной срочной либо контрактной службы;
- младшим либо старшим офицером;
- курсантом ВУЗа, находящегося в ведении Министерства Обороны РФ.
Важно знать! В большинстве случаев инспектор составляет протокол непосредственно на месте правонарушения, в присутствии водителя.
Закон допускает, что документ может быть заполнен в течение 48 часов с момента происшествия, когда работнику ДПС требуется установить:
- данные лица, совершившего деяние;
- особые обстоятельства дела.
Протокол может быть составлен по окончанию административного расследования, проведенного на основании определения о возбуждении разбирательства.
Оформляется бланк работником ГИБДД согласно предписаниям регламента. В него обязательно должны быть вписаны:
- дата, время, место происшествия;
- должность, звание и полное имя служащего, запротоколировавшего событие;
- личные данные водителя;
- список свидетелей, понятых и потерпевших лиц с указанием их контактных данных и адресов;
- описание административного правонарушения с указанием статьи, под которое оно подпадает;
- объяснения, данные физическим лицом инспектору по поводу совершенного деяния.
Документ заполняется шариковой ручкой с пастой черного, фиолетового либо синего цвета. Допускается, что текст может быть внесен автоматическим печатающим устройством.
Процесс составления полицейский должен сопровождать пояснениями допущенных нарушений. Инспектор доносит до гражданина информацию о его правах. В завершении действия служащий передает автомобилисту протокол для ознакомления и подписи.
Водитель может собственноручно вписать объяснения по поводу произошедшего события и перечеркнуть все пустые строки знаком Z, чтобы впоследствии туда никто не смог добавить строчки. Любое отклонение от регламента является грубой ошибкой полицейского и дает повод для признания протокола недействительным.
Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя. Если инспектором был составлен протокол о правонарушении, потребность в уплате штрафа не возникает. Вина водителя еще не доказана.
Во время оформления бумаги человек имеет право выразить свое мнение. Если он не согласен с теми или иными факторами, он может сообщить об этом инспектору, оформившему бумагу. Если при оформлении протокола ГИБДД были допущены серьезные ошибки, ее признают недействительной. Это позволит водителю избежать ответственности за совершенные правонарушения.
Постановление составляется, когда рассмотрение дела завершено. В нем фиксируется наказание, к которому привлечен правонарушитель. Водитель имеет право обжаловать решение в судебном порядке. Если этого не произошло, человек обязан выполнить предписание, содержащееся в бумаге.
Если было совершено небольшое правонарушение, вердикт по делу может быть вынесен на месте. Однако водитель имеет право потребовать от инспектора только задокументировать случившееся составив протокол, а вынесение вердикта осуществить в судебном порядке.
Эксперты советуют настаивать на своем, если в деле присутствует спорные моменты. Разбирательства в суде поможет отстоять свою правоту. Отказаться от фиксации совершенного правонарушения гражданин не может. Решение о необходимости оформления бумаги принимает сотрудник ГИБДД.
Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.
Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.
Протокол — основание для дальнейшего вынесения постановления об административном нарушении.
Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.
Основания для составления протокола:
Если водитель нарушил правила ПДД, он будет привлечен к ответственности на основании положений административного кодекса РФ. Факт пренебрежения установленными нормами должен быть зафиксирован.
Для этого составляется протокол или постановление. Не все граждане знают разницу между бумагами. Однако от правильности их составления зависит правомерность наказания.
Потому эксперты советуют заранее разобраться в основных отличиях между документами.
Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя. Если инспектором был составлен протокол о правонарушении, потребность в уплате штрафа не возникает. Вина водителя еще не доказана.
Во время оформления бумаги человек имеет право выразить свое мнение. Если он не согласен с теми или иными факторами, он может сообщить об этом инспектору, оформившему бумагу. Если при оформлении протокола ГИБДД были допущены серьезные ошибки, ее признают недействительной. Это позволит водителю избежать ответственности за совершенные правонарушения.
Постановление составляется, когда рассмотрение дела завершено. В нем фиксируется наказание, к которому привлечен правонарушитель. Водитель имеет право обжаловать решение в судебном порядке. Если этого не произошло, человек обязан выполнить предписание, содержащееся в бумаге.
Если было совершено небольшое правонарушение, вердикт по делу может быть вынесен на месте. Однако водитель имеет право потребовать от инспектора только задокументировать случившееся составив протокол, а вынесение вердикта осуществить в судебном порядке.
Эксперты советуют настаивать на своем, если в деле присутствует спорные моменты. Разбирательства в суде поможет отстоять свою правоту. Отказаться от фиксации совершенного правонарушения гражданин не может. Решение о необходимости оформления бумаги принимает сотрудник ГИБДД.
Срок составления протокола об административном правонарушении
На практике существует несколько случаев, при наступлении которых постановление ГИБДД по делу может быть вынесено без протокола. Подобное возможно в следующих ситуациях:
- Правонарушение зафиксировано на фото- или видеокамеры.Информация о потребности в оплате штрафа рассылается по почте.
- Если гражданин согласен с нарушением, которое вынес ему инспектор ГИБДД.
- Если было назначено административное наказание в виде предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения. На выполнение подобного действия имеет право только уполномоченное лицо.
- Гражданин не оспаривает наличие правонарушения.
Полный перечень ситуаций составления постановления ГИБДД без протокола закреплен в статье №28.6 КоАП РФ. Копия задокументированного решения предоставляется под расписку лицу, в отношении которого оно было вынесено. Если человек отказывается получать его, бумага отправляется по почте.
Действие осуществляется в течение 3 дней с момента принятия решения по делу.
Чтобы протокол об административном правонарушении был признан действительным, в нём должна присутствовать установленная действующим законодательством информация. Перечень данных, которые должны быть внесены в документе, зафиксированы в ФЗ №195. В список обязательных сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в бумаге, входят:
- дата и место оформления;
- должность и ФИО работника ГИБДД;
- информация о гражданине, который нарушил установленные правила;
- дата совершения правонарушения и место происшествия;
- нормы и права, которые предписывают привлечение к ответственности за совершенное действие;
- иные факты, которые будут полезны во время осуществления разбирательства.
Сроки составления протокола об административном правонарушении – время, отведенное на составление протокола уполномоченным лицом. Правила о сроках имеют значение, т.к. с протокола фактически начинается всякое административное дело. Он является базовым элементом почти любого дела. Если при его составлении допущены нарушения, то судья или иной орган, рассматривающий дело, может вынести постановление в пользу привлеченного лица.
Что касается сроков, их пропуск может также иметь серьезные последствия для дела. Истечение сроков приводит к прекращению производства по делу.
Независимо от того, каким ведомством разрабатывался образец протокола об административном правонарушении, его структура одинакова:
- дата и место написания;
- должность, фамилия, инициалы составителя;
- паспортные данные привлекаемого лица или сведения об организации (название, адрес и организационно-правовая форма);
- Ф. И. О. и место проживания свидетелей и потерпевших;
- место, время и описание события;
- статья кодекса или регионального закона об административной ответственности;
- объяснения привлекаемых лиц;
- отметка о том, что были разъяснены права и обязанности;
- отметка о передаче копии протокола;
- подписи должностного лица и привлеченного к ответственности лица.
ВС разобрался, когда исправления в протоколе не спасут от наказания
В случае нарушений, которые наказываются штрафом или предупреждением, протокол может не составляться. Вместо него сразу составляется постановление. Протокол составляется, если привлеченное к ответственности лицо подает жалобу на постановление. Т. к. решение было вынесено не судьей, жалоба с приложенными материалами передается в вышестоящую инстанцию в течение 3 дней, за это же время закон требует составить протокол.
По закону жалоба подается на постановление как итоговый документ, а не на протокол, хотя люди задают соответствующий вопрос. Если исходить из этой позиции, схема обжалования протокола об административном правонарушении выстроена следующим образом:
- жалоба подается только в суд, если постановление ранее вынесено судом;
- жалоба подается или в суд или в вышестоящий орган;
- если жалоба одновременно подана в вышестоящий орган и в суд одновременно, то рассмотрение производится судом.
Жалобу в суд вправе подать как привлеченное лицо, так и чиновник, направивший ранее материалы для рассмотрения.
На подачу заявления об отмене постановления дается 10 дней после получения копии постановления. Материал может передаваться или в орган, вынесший решение или в орган, который рассматривает жалобы по существу. Оба варианта подачи правильные.
Закон предполагает несколько вариантов ответа на вопрос, в течение какого времени составляется протокол по делу об административном правонарушении:
- немедленно при выявлении;
- в течение 2 дней с момента выявления, если необходимо добыть сведения о нарушителе;
- по окончании срока административного расследования, если оно не прекращено.
Если постановление выносилось без составления протокола, то он составляется, если привлеченное лицо подало жалобу на постановление в отношении него.
Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство.
И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу.
В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.
Обратите внимание
Протокол — не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.
Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, – 28.2 КоАП.
Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.
Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.
На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.
Основные отличия протокола ГИБДД от постановления
В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:
- дата и место составления;
- должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
- паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
- регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
- фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
- место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
- статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
- объяснения привлеченного лица;
- опись материалов дела;
- отметка о разъяснении прав;
- отметка о выдаче копии протокола;
- подпись должностных лиц, составивших протокол;
- подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.
В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.
Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника.
На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти.
Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.
Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.
Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.
Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.
Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.
Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.
Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе.
Важно
И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату.
Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.
В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.
Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.
Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.
Итак, любое наказание водителю выносится только после определённой процедуры рассмотрения. Эту процедуру называют административным делом. Рассматривать его в общих случаях могут сотрудники полиции или судьи (реже — прокуроры и другие должностные лица).
Протокол нужен для того, чтобы возбудить такое административное дело. По сути без этой бумаги (протокол на 2020 год возможен только в письменном виде, но не в электронном) нет и самого дела. Но за исключением исключений.
Статья 28.2 КоАП. 1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол ГИБДД от постановления отличается, и разница кардинальна, хотя и относятся они оба к факту нарушения водителем ПДД.
Если протоколом, как мы уже говорили выше, возбуждается дело о нарушении, то постановлением фактически завершается рассмотрение этого дела. То есть постановление — эдакий вердикт и исход ведения процедуры выяснения обстоятельств и определения вины водителя с назначением штрафа (или иного вида наказания) как итог этого дела.
В принципе, многие нижеперечисленные правила относятся как к протоколу, так и к постановлению. Ведь в последнем также есть графа для замечаний привлекаемого лица, куда нужно писать нужную информацию (см. ниже), если тот не согласен с нарушением ПДД, его также нужно подписывать, а отказ от подписи может обернуться аналогичными последствиями.
Только образцы протокола и постановления ГИБДД разные.
Нет. В протоколе логически нечего обжаловать, так как протоколом только возбуждается дело. То есть протокол — это документ для указания всех обстоятельств дела для последующего их рассмотрения (возможно, даже другим инспектором или судьёй, прокурором и тому подобных), и ведение дела идёт на основании постановления. И жаловаться тут не на что.
Обжалуется только постановление.
Такое исключение, на самом деле, только одно — это отсутствие факта оспаривания привлекаемым лицом наказания. Тогда выносится сразу постановление — это документ, которым уже устанавливается вина водителя, и ему назначается административный штраф или иное наказание (ч.1 ст. 28.6 КоАП).
Постановление без протокола может выноситься только в случаях, когда по статье кодекса предусмотрен только либо штраф, либо предупреждение.
Из вышеописанного логично, что если Вы не согласны с нарушением ПДД, то в отношении Вас обязательно должен быть составлен протокол (ч.2 ст. 28.6 КоАП и п.142 Административного регламента). При этом, он может быть написан уже потом — после вынесения постановления.
Такая вот законодательная нелепость, когда протокол, которым по сути только ещё возбуждается дело, пишется уже после назначения наказания по этому делу соответствующим постановлением.