Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Третейские суды вправе рассматривать только жилищные споры вытекающие из гражданских правоотношений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.
В большинстве случаев это дела:
- о взыскании долгов;
- связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
- корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.
Третейский суд не может рассматривать дела, подсудные арбитражному.
Статья 11 ЖК РФ. Защита жилищных прав
Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.
Срок рассмотрения заявления на выдачу листа об исполнении составляет 1 месяц.
Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.
Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.
Решение могут отменить по следующим основаниям:
- разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
- участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
- состав арбитров не соответствует действующему законодательству.
Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.
С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.
На начало 2020 г. действующими являются:
- Институт современного инструктажа;
- Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
- Международный коммерческий арбитражный суд;
- Морская арбитражная комиссия.
Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.
Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.
Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.
Гражданские споры — урегулирование, споры в гражданских делах
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 226-ФЗ
«О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О статусе военнослужащих»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
-
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 04.06.2018 N 134-ФЗ
«О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета»
В юрисдикцию третейского суда относится рассмотрение экономических споров и дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и прочей экономической деятельности. Разрешение хозяйственных, имущественных, корпоративных, земельных, строительных, кредитных, финансовых и любых других экономических споров в самых разных областях предпринимательства в соответствии с законами Российской Федерации. Таким образом, третейские суды рассматривают в порядке третейского судопроизводства, арбитража, экономические споры возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В арбитраже подсудность и подведомственность споров определяется в Арбитражном процессуальном кодексе РФ в §1 «Подведомственность» и §2 «Подсудность» Главы 4 «Компетенция арбитражных судов».
В принятой правовой практике судебной системы безусловный характер носит подсудность по месту нахождения имущества, являющимся предметом иска и принцип территориальной принадлежности, места проживания истца или регистрации юридического лица. В третейском судопроизводстве применяется договорная подсудность, определяемая в договоре включением арбитражной, третейской оговорки или заключением соглашения о рассмотрении спора в постоянно действующем арбитражном учреждении. Таким образом стороны заключающие договорные отношения заранее определяют суд, в котором должен быть рассмотрен, в случае возникновения, спор между договаривающимися сторонами.
В юрисдикцию Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы входит рассмотрение споров не только между субъектами Российской Федерации и компетенция третейского суда не ограничена спорами между резидентами. По соглашению сторон возможны рассмотрения споров возникающие при внешнеторговых и других видах международных экономических связей и относящихся к международному коммерческому арбитражу. Это и международные споры, и споры субъектов стран входящих в БРИКС и СНГ.
Подробнее о юрисдикции третейского третейского суда, о задачах и порядке разрешения вопросов в третейском суде, о составе третейского суда и процессе рассмотрения дел можно прочитать в Регламенте Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы.
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.
2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также — стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);
третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;
третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;
третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;
правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;
правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;
стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане-предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;
компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:
1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8-14 настоящего Федерального закона.
6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ
1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.
2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.
1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
3. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт дополнен с 11 февраля 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 8-ФЗ — см. предыдущую редакцию).
4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.
5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ).
1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
2_1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)
3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.
4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.
1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.
2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.
4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.
5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 295-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ, от 27.12.2018 N 531-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
15 декабря 2015 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2015 года
Принято постановление Пленума ВС о контроле судами третейского разбирательства
1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).
2. Положения части 7.1 статьи 7, статей 39 и 43, глав 9 — 12 настоящего Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 531-ФЗ)
3. В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство).
5. Если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное, он распространяется как на арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, так и на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
6. Порядок рассмотрения споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений устанавливается федеральным законом.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) арбитр (третейский судья) — физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской;
2) арбитраж (третейское разбирательство) — процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения);
3) администрирование арбитража — выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора;
4) арбитраж внутренних споров — арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу;
5) иностранное арбитражное учреждение — организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица;
6) международный коммерческий арбитраж — арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»;
7) компетентный суд — суд Российской Федерации, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации;
8) комитет по назначениям — коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров и иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
9) постоянно действующее арбитражное учреждение подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража;
10) правила арбитража — правила, регулирующие арбитраж, в том числе администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением;
11) правила арбитража корпоративных споров — правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее — участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом в случае, если у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с федеральным законом, за исключением споров, предусмотренных частью 7.1 статьи 45 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 531-ФЗ)
12) правила постоянно действующего арбитражного учреждения — уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража и (или) правила выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора;
13) прямое соглашение — соглашение, которое заключено сторонами в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11, частью 3 статьи 13, частью 1 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 1 статьи 27, статьей 40, частью 2 статьи 41, частью 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, и имеет приоритет по отношению к правилам арбитража; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 295-ФЗ)
1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.
2. Если стороны арбитража не согласовали иной порядок, документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной арбитража, или по месту жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося стороной арбитража, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию попытки доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день такой доставки (фиксации попытки доставки), даже если сторона арбитража по этому адресу не находится или не проживает.
Если сторона, которая знает о том, что какое-либо диспозитивное положение настоящего Федерального закона или какое-либо требование, предусмотренное арбитражным соглашением, не было соблюдено, и тем не менее продолжает участвовать в арбитраже, не заявив возражений против такого несоблюдения без неоправданной задержки, а если для этой цели предусмотрен какой-либо срок, в течение такого срока, она считается отказавшейся от своего права на возражение.
Направить и помочь: 20 правил «международно-третейского» Пленума ВС
1. Арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
2. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.
3. Положение, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, считается соблюденным, если арбитражное соглашение заключено в том числе путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны.
4. Арбитражное соглашение также считается заключенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.
5. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора.
6. Арбитражное соглашение может быть заключено путем его включения в правила организованных торгов или правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое арбитражное соглашение является арбитражным соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.
7. Арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, может быть заключено путем его включения в устав юридического лица. Устав, содержащий такое арбитражное соглашение, а также изменения, вносимые в устав, предусматривающие такое арбитражное соглашение, и изменения, вносимые в такое арбитражное соглашение, утверждаются решением высшего органа управления (собрания участников) юридического лица, принимаемым единогласно всеми участниками этого юридического лица, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Арбитражное соглашение, заключенное в порядке, установленном настоящей частью, распространяется на споры участников юридического лица и споры самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю об обязательности для него такого арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение не может быть заключено путем его включения в устав акционерного общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций одна тысяча и более, а также в устав публичного акционерного общества, за исключением устава международной компании, если он предусматривает применение к международной компании норм иностранного права, а также правил иностранных бирж. Местом арбитража при рассмотрении указанных в настоящей части споров должна являться Российская Федерация. (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
7.1. Для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров, а также споров по искам участников юридического лица о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок достаточно заключения арбитражного соглашения между сторонами указанного соглашения участников юридического лица или сделки. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 531-ФЗ)
8. При толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости.
9. Если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется и на любые сделки между сторонами арбитражного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.
10. При перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.
В соответствии с п.1 ст.2 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере государственных закупок базируется на положениях Гражданского кодекса, следовательно, основанные на этом законе правоотношения можно считать гражданскими. В самом тексте закона нет запрета на передачу споров в третейский суд. Поэтому многие участники закупок приходят к выводу о том, что спор с государственным заказчиком можно передать в третейский суд.
Однако в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 №10-П была осуществлена попытка сузить круг дел, которые могут быть рассмотрены третейским судом: «Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.)»
О спорах, связанных с государственными закупками в этом решении не говорилось, однако Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении №11535/13 от 28 января 2014 года взял этот аргумент за основу своего решения. В Постановлении Президиума сказано, что споры, вытекающие из отношений, связанных с государственными закупками, являются публично-правовыми, по этой причине они не могут быть рассмотрены в третейском суде.
В качестве дополнительного аргумента Президиум ВАС РФ добавил, что третейский суд был выбран заказчиком сомнительным и непрозрачным способом, а выбранный третейский суд был вообще создан незадолго до заключения контракта и рассматривал споры только двух заказчиков. Учитывая, что третейские судьи получают гонорар за свою деятельность, выбор третейского суда без проведения торгов можно считать нарушением 44-ФЗ. Правда, в третейском соглашении могут быть заранее распределены расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, в соответствии с п.1 ст.16 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». И если участник размещения заказа, с которым подписывается контракт, согласен на эти условия, то это нарушение нивелируется.
Почему суд — это плохо
Президиум ВАС считает, что заключение третейского соглашения после возникновения оснований для обращения в суд в данной ситуации также недействительно, так как в законе 44 четко определено, что споры между сторонами разрешаются в суде. По мнению Президиума ВАС РФ понятие «суд» в данном законе не подлежит расширительному толкованию и подразумевает только органы судебной власти РФ, к которым третейские суды не относятся.
Более того, в определении ВАС РФ сказано, что все вступившие в силу судебные акты арбитражных судов по схожим обстоятельствам могут быть пересмотрены на основе данного истолкования.
Такое решение ВАС подвержено существенной критике по следующим основаниям. Публичными правоотношениями являются лишь правоотношения заказчика и участников размещения заказа до момента заключения контракта, после которого между ними возникают гражданские правоотношения двух лиц без элементов публичности. Иначе подобного рода споры рассматривались бы судом совершенно в ином порядке, определенном КАС РФ.
А довод о том, что понятие «суд» не подлежит в законе о контрактной системе расширительному толкованию противоречит п.1 ст.11 ГК РФ, в которой третейский суд упомянут как возможный орган для разрешения гражданских споров.
Довод об аффилированности конкретно выбранного в данном случае третейского суда вообще многие рассматривают как безосновательное обвинение, нарушающее принцип презумпции добросовестности сторон.
КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНАЯ
Консультация возможна по телефону (495) 506-83-23 / онлайн (zoom) / очно (в офисе).
Для получения онлайн/очной консультации необходима предварительная запись по телефону (495) 506-83-23, WhatsApp (925) 506-83-23, либо заполните специальную форму (ниже).
- Мошенничество
- Убийство
- Кража, грабеж, разбой
- Защита несовершеннолетних по уголовным делам
- Раздел совместно нажитого имущества
- Определение местожительства ребенка
- Определение порядка общения с ребенком, участие в его воспитании
- Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей
Договорной спор — как урегулировать? 2021
Написать комментарий
Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.
Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:
— корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:
-
о принадлежности акций;
-
долей в уставном капитале;
-
об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.
— договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);
— финансовыми отношениями между компаниями;
— защитой деловой репутации.
Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.
Но есть и другие отличия:
— В возможности обратиться в суд:
-
в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;
-
для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.
— В части назначения судей:
-
в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;
-
в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.
— В части оплаты работы судов:
-
в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;
-
арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.
— В части полномочий судов:
-
третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;
-
полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.
Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:
-
разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;
-
третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;
-
участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;
-
как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.
Рассмотрение гражданских дел третейскими судами
Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.
Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:
-
обязан иметь высшее юридическое образование;
-
не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.
Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.
В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.
Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.
Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом
Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.
Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.
Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.
Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.
Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.
Переговоры — как стадия урегулирования
Переговоры начинайте и проводите самостоятельно, а если не дают результата, то привлекайте медиатора, и в последнюю очередь пытайтесь урегулировать спор в стадии судебного производства вашего дела путем заключения мирового соглашения.
Помните, что результатом переговоров должно быть письменное соглашение об урегулировании спора, иначе договоренности могут быть бесполезны. Помните о юридических последствиях и значимости письменных доказательств!
В качестве представителя стороны спора я всегда стараюсь не доводить дело до рассмотрения в суде и пытаюсь разрешить проблему без обращения в суд. Суд — это крайняя и не желательная стадия разрешения проблем, которая свидетельствует о том, что стороны исчерпали все возможности для урегулирования спора. Это означает, что проблема значительная, требующая властного разрешения независимой стороной.
Надо понимать, что обратившись в суд за разрешением спора, стороны утрачивают инициативу влияния на разрешения своей проблемы и уступают ее суду. В суде инициатива переходит к судье независимо от степени активного участия сторон в споре и только от него зависит результат по вашему делу.
Разрешение спора в судебном порядке является лишней и затратной частью решения проблем спорщиков и я всегда рекомендую по возможности избегать судебную стадию, не обращаться в суд.
Но если уж не получилось урегулировать спор с оппонентом и вы вынуждены обратиться в суд, необходимо знать и понимать как и в какой суд обращаться, почему именно туда и какой результат вы можете ожидать от своих действий.
Формально такая стадия разрешения проблем называется судебным способом защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. По закону такую защиту вправе осуществлять только суд или арбитражный суд, или третейский суд.
Из правовой принадлежности предмета вашего спора вытекает его подведомственность и подсудность. То есть, определяется гражданский, арбитражный или административный порядок рассмотрения будет применим к разрешению вашего спора, определено место и уровень суда.
Это все формальные и вторичные, на мой взгляд, свойства судебного этапа решения проблем.
Главное свойство, на что следует обратить особое внимание — кто судья!
- дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
- споры, возникающие из трудовых отношений;
- споры, возникающие из наследственных отношений;
- споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;
- споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
- споры о выселении граждан из жилых помещений;
- споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
- дела о несостоятельности (банкротстве);
- дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- дела по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;
- дела, возникающие из административных и публичных правоотношений;
- дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
- отдельные корпоративные споры;
- в случаях прямо предусмотренных законом
Эта информация определяющего свойства, для понимания самой возможности третейского суда рассматривать ваше дело!
Полную информацию по каждой позиции этого списка вам предоставит юридический специалист, специализирующийся на таком способе разрешения проблем своих клиентов.
Пленум ВС РФ в июльском обзоре 2020 года поставил точку в вопросе течения срока исковой давности на период проведения внесудебных процедур (претензионная переписка, медиация, деловые встречи и т.д.). Установлено, что данный срок перестает течь на тридцать дней (с момента предъявления требования и до дня, когда нарушитель обязан дать ответ). Отсутствие ответного письма расценивается как отказ от выполнения договора.
Часть 4 статьи 220 ГК РФ допускает удлинение срока исковой давности на шесть месяцев с того момента как отпали причины, влекущие его приостановление. Пленум ВС РФ определил, что данная норма применяется только при особых обстоятельствах:
- возникновение не зависящих от сторон ситуаций чрезвычайного характера,
- призыв на войну,
- объявление моратория по выполнению обязательства со стороны правительства
- временная приостановка действия закона или правового акта, которые устанавливали правила поведения для сторон договора.
Также Пленум ВС РФ установил, что заявить о нарушении истцом претензионного порядка допустимо исключительно в суде первой инстанции. В последующем ответчик не вправе использовать данный довод в обоснование апелляционной или кассационной жалобы и просить об отмене судебных актов.
Учет данных особенностей поможет не упустить срок направления иска в суд.
Когда речь идет о договорных отношениях, необходимо продумать все возможные варианты их развития. Отсутствие обязательных в силу закона условий влечет не только возникновение конфликта, но и признание сделки в будущем недействительной по иску заинтересованной стороны.
Избежать непонимания по вопросам исполнения договорных обязательств возможно, если:
- соглашение составлено юридически грамотно;
- текст документа основан на действующих правовых нормах;
- обязанности сторон четко прописаны и не допускают двоякого толкования;
- стороны детально описали порядок и сроки исполнения договора;
- оговорили условия соблюдения претензионного порядка (с указанием сроков и порядка ведения переписки).
Соблюдение указанных правил является залогом успешной и безконфликтной сделки.
Любой хозяйственный спор, вытекающий из договора, можно урегулировать. Участники спорных гражданских правоотношений вправе применить мирные процедуры либо выбрать претензионный порядок с последующим обращением в судебные органы. Какой путь будет эффективным зависит от сложившихся обстоятельств и готовности противоборствующих сторон идти на компромисс. Во всех случаях следует знать особенности законодательства, применимого к возникшим разногласиям, позицию высших судебных инстанций и правильно их применять на практике.
- Признание права собственности на недвижимое имущество в третейских судах 2016 / Петренко Олеся Валерьевна
- Третейское разбирательство по признанию прав на жилые и нежилые помещения 2010 / Мамонтов Сергей Павлович
- Третейское разбирательство по признанию прав на жилые и нежилые помещения 2010 / Мамонтов Сергей Павлович
- Рассмотрение третейскими судами споров, вытекающих из отношений с недвижимостью 2010 / Алексеев М. А.
- Примеры рассмотрения имущественных и гражданско-правовых споров в третейском суде 2010 / Бурлаков Сергей Борисович