Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как поменять иностранные водительские права на российские. Как обменять зарубежные права на управление ТС на российское удостоверение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Итак, менять иностранные права на российские необязательно. Закон разрешает иностранцам использовать ВУ, выданное в любой стране, лишь бы оно соответствовало требованиям. Но это правило действует только для личных поездок. Если вы собрались работать водителем или получать российское гражданство, придется получать и российские документы. Сам порядок их получения стандартный и совершенно не имеет отличий от процедуры получения прав после автошколы.
Права для иностранца: как заменить иностранное ВУ на российское?
Управлять автомобилем на территории России по иностранным правам можно, если водитель является гражданином иностранного государства.
Не допускается управление ТС на основании иностранных национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами (пункт 13 статьи 25 ФЗ № 196 от 10.12.1995 — вступил в законную силу 01 июня 2017 года).
Положение пункта 13 статьи 25 не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального (прим. граждан Белоруссии), осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами (в ред. 204-ФЗ от 26.07.2017).
Если гражданин России управляет автомобилем по иностранному водительскому удостоверению и при этом у него отсутствуют права российского образца, считается, что водитель не имеет права управления транспортными средствами на территории России.
За такое нарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей (статья 12.7. КоАП РФ).
Чтобы обменять зарубежные права на российские, кандидату придется сдать экзамен. Такой же, как и при первом получении ВУ: теория + практика. Если у человека есть разрешение на управление ТС разных категорий, то экзамены сдаются на высшую из них. Пометки об остальных категориях автоматически переносятся в новое ВУ. Попробуем пошагово разобрать процесс обмена.
С 2016 года в России установлена единая форма справки для водителей — форма 003-В/у по Приказу No 344. Получить ее можно в любой медорганизации, которая имеет лицензию на проведение медкомиссии для водителей. Получение справки предполагает прохождение таких врачей как:
- офтальмолог;
- нарколог;
- психиатр;
- терапевт.
Стоимость справки может разниться от клиники к клинике и от региона к региону. В Санкт-Петербурге и Москве такая медкомиссия стоит около 3000 рублей.
Кроме медсправки владельцу иностранных прав понадобятся такие документы как:
- паспорт (иногда требуют предъявить также нотариальный перевод);
- иностранное национальное водительское удостоверение;
- документ, подтверждающий временную или постоянную регистрацию в РФ (бланк миграционного учета, РВП или ВНЖ);
- квитанция об оплате госпошлины (2000 р. за ВУ нового образца);
- заявление.
В первую очередь рассмотрим общий алгоритм для обмена иностранных прав:
- Проверить права и убедиться, что их можно заменить.
- Подготовиться к экзаменам.
- Собрать необходимые документы.
- Обратиться в ГИБДД для сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения.
Далее в рамках данной статьи каждый из этапов будет рассмотрен более подробно.
К сожалению, далеко не все страны, подписавшие Венскую конвенцию о дорожном движении, выдают соответствующие этой конвенции удостоверения.
Например, некоторые государства перешли на новый формат прав гораздо позже, чем 28 марта 2011 года.
Рассмотрим, что можно предпринять, если права не подлежат обмену:
- Обменять иностранные права на новые иностранные.
- Пройти обучение в российской автошколе и получить права заново.
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из предложенных вариантов:
Для замены иностранных прав на новые придется посетить государство, где эти права получены. Это возможно далеко не всегда, а стоимость поездки может быть довольно высокой.
Однако выбор этого варианта позволит впоследствии перенести в российские права стаж вождения (он используется при расчете стоимости страховки и важен при работе в качестве водителя). Также в новые права будут перенесены все имеющиеся категории, и для этого придется лишь один раз сдать экзамены.
Самый серьезный недостаток при прохождении обучения в российской автошколе — это большое количество времени, которое придется потратить на получение прав (несколько месяцев). Если водителю требуются несколько категорий прав, то на каждую из них придется проходить отдельное обучение и сдавать отдельные экзамены. При выборе этого варианта стаж вождения из иностранных прав не переносится. Что касается стоимости обучения, то она может быть сравнима со стоимостью поездки.
Преимущество у данного варианта лишь одно — не нужно ехать в другое государство.
Сходным образом происходит регулирование обмена иностранных прав гражданами РФ. Фактически, закон не различает лиц, которые ранее были подданными других государств, и «исконных» россиян. На момент подачи заявления и прохождения процедуры они все являются гражданами РФ. Поэтому в 2022 году действия для смены иностранных прав идентичны:
- Проводится сверка имеющегося документа с международным договором «О дорожном движении».
- Осуществляется подготовка к прохождению тестирования (без обновления в памяти некоторых положений и без ознакомления с регламентом проведения экзамена, сдать его будет проблематично).
- Подготавливаются нужные медицинские сертификаты, удостоверения, оплачивается пошлина.
- На основании собранных бумаг подается заявление.
- Подразделение ГИБДД назначает дату сдачи экзамена.
Как поменять иностранные водительские права на российские?
Для получения российской водительских прав вместо луганских в 2022 году, потребуется:
- Официально установить легальное основание для присутствия в стране. Вид отношений, установленных между государством и заявителем, влияет на то, что будет являться удостоверением личности.
- Собрать необходимые документы.
- Обратиться в Госавтоинспекцию при личной явке или через МФЦ. Службы проконсультируют по поводу написания заявления.
- Пройти проверку знаний и умений.
После успешного выполнения заданий у лица будет 2 вида прав: ЛНР и российские. Поэтому при необходимости, водитель может использовать первые, когда находится на территории республики.
При замене иностранных водительских прав на российские в 2022 году следует обратить внимание на некоторые особенности:
- Если дата выдачи национальной лицензии для вождения ранее 28.03.11, то проверять ее нужно по Приложению 6 прошлой редакции Венской конвенции — от 28.09.2004. Данное положение содержится в официальном разъяснении Госавтоинспекции от 13.04.15.
- Граждане РФ могут ездить с иностранными правами, но суды иногда принимают позицию, обратную этой (решение Ленинского районного суда Тульской области по делу № 12-30/2018). Поэтому во избежание проблем и при наличии возможности удостоверение лучше поменять.
- Ограничения заниматься на машине деятельностью для извлечения прибыли не относятся только к гражданам тех государств, в которых русский язык уподобляется государственному. Если он характеризуется лишь отдельными атрибутами правительственного или юридически лимитирован, то условие действительно.
По новым правилам, установленным ГИБДД МВД РФ и вступившим в силу в 2017 году, обмен национальных прав на российские требуется не только для граждан РФ.
Это касается и иностранцев, которые осуществляют трудовую или предпринимательскую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами на территории нашей страны.
Таким образом, за заменой иностранных водительских прав на российские обращаются не только граждане РФ. Получить удостоверение действующего образца может любое физическое лицо вне зависимости от правового статуса.
Чтобы произвести замену иностранного водительского удостоверения на российское, необходимо придерживаться следующего порядка. В первую очередь важно убедиться в том, что имеющиеся национальные права соответствуют требованиям Венской конвенции, участником которой является и Россия.
Наша страна признает законными документы всех стран-участниц этого международного договора. Поскольку это соглашение подписали 78 государств, проблем с заменой обычно не возникает.
Если же на руках водительское удостоверение, выданное в стране, которая не является участницей данного соглашения, гражданину придется заново проходить обучение, чтобы получить российские права.
Следующий этап – это сбор необходимых документов и посещение МРЭО ГИБДД по месту жительства.
Для замены иностранного водительского удостоверения на российское потребуется сдать экзамен, состоящий из двух частей – теоретической и практической.
После успешного выполнения теста и подтверждения квалификации водитель сможет в ближайшее время получить на руки новый документ, причем предыдущее удостоверение не изымается.
Для замены иностранных водительских прав на российские необходимо тщательно подготовиться к экзаменам. По результатам оценочных тестов принимается решение о выдаче удостоверения единого образца, действующего в РФ.
Как уже было отмечено, экзамен состоит из двух частей. Теоретическая предполагает выяснение уровня знаний правил дорожного движения.
Практический экзамен также можно разделить на два этапа: проверка навыков вождения в пределах автодрома и в условиях городских дорог.
Водителю легкового автомобиля, который желает произвести замену иностранных водительских прав на российские, придется пройти через все проверки. Сначала сдается теоретический тест, затем управление транспортным средством. Причем к поездкам по улицам города испытуемый допускается только в случае успешной сдачи экзамена по теории и вождению на автодроме.
Особое внимание следует уделить вопросу обмена национального водительского удостоверения на российское с двумя и более категориями.
В России водители, имеющие право на управление несколькими видами транспортных средств, сдают экзамены только по одной из заявленных категорий – наивысшей. Кроме того, автомобилист имеет право самостоятельно решить, по какой из них проходить проверку.
Это подтверждается Постановлением Правительства РФ от 2017 года. С целью соблюдения положений данного подзаконного акта водительские подкатегории распределяются в такой последовательности:
- «B» – высшая по отношению к «A».
- «C» – выше, чем «A», «B» и «BE».
- «D» – наивысшая категория.
Если у водителя открыты все существующие категории, чтобы пройти экзамен ему достаточно сдать тесты по теории и вождению на пассажирском автобусе, оснащенным местами для сиденья более восьми человек.
Легче всего пройти испытание по уровню «М», дающему право на управление мопедами. При этом «Е» (состав транспортных средств, прицеп) имеет более высокое положение по отношению к категории тягача.
Например, «СЕ» считается более высокой, чем «С».
Процедура замены иностранных водительских прав на российские начинается обычно со сбора документов. Перечень необходимых бумаг утвержден вышеуказанным правительственным Постановлением № 1097 от 23.03.2017 года. В соответствии с указанным нормативно-правовым актом, гражданину необходимо предоставить:
- заявление на замену удостоверения с указанием оснований;
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- экзаменационную карту водителя, подтверждающую факт сдачи экзаменов и прохождения обучения в автошколе (в случае ее отсутствия органы ГИБДД сами направят запрос в страну исхода);
- медицинскую справку;
- госпошлина о выдаче водительского удостоверения (2000 руб.)
- национальные права, выданные за рубежом.
Данный перечень мало чем отличается от того пакета документов, которые должны предоставлять россияне для замены удостоверения с истекшим сроком действия. Исключением является лишь последний пункт: вместо зарубежных предъявить нужно отечественные права.
Для замены водительского удостоверения на российское нужно обратиться в любой медцентр и пройти комплексное обследование. В клинике заводят отдельную медкарту и дадут перечень специалистов, заключения которых имеют значение для вынесения окончательного решения.
Цель обследования – выявление противопоказаний к управлению транспортным средством. Перед тем как поменять иностранные водительские права на российские с несколькими категориями, нужно предупредить сотрудников регистратуры о наличии двух и более уровней квалификации.
От категории зависит перечень диагностических процедур.
Если иностранное государство не ратифицировало Венскую конвенцию о дорожном движении, его граждане не смогут обменять национальные водительские удостоверения на права российского образца.
Это означает, что документы, выданные в этих странах, не соответствуют условиям и требованиям международного договора в сфере обеспечения безопасности на дорогах.
Как заменить иностранные водительские права на российские в этом случае? Выход только один – окончить автошколу на территории РФ и сдать экзамены на соответствующую категорию.
Замена иностранных водительских прав на российские в 2022 году
Они касаются россиян, еще не утративших гражданство, но проживающих за границей. Если они возвращаются в Россию, то менять права им не нужно, за исключением трудоустройства водителем. Для передвижения на личном автомобиле допускается использование имеющегося документа.
Особенность заключается в способе восстановления. У такого гражданина могут сохраниться российские права, тогда проблем не возникнет. В некоторых странах национальные удостоверения изымают. Тогда можно написать заявление об утрате документа в ГИБДД.
В остальных случаях нужно либо обменивать права в общем порядке, либо заново учиться в автошколе и сдавать экзамены.
Иностранцам, совершающим гостевые визиты, менять права не нужно. В России их удостоверения действительны так же, как и в любой другой стране и ограничены только общим сроком, на который они были выданы.
Порядок обмена одинаков абсолютно для всех, имеющих права, выданные за границей. Факт гражданства не имеет никакого значения. Правила распространяются и на белорусского гражданина, желающего работать в России.
Замена иностранных водительских прав на российские требует обращения в отдел ГИБДД, соответствующий регистрации, и предоставления:
- паспорта и копии;
- документа, удостоверяющего легальность нахождения в стране;
- медицинской справки;
- национального удостоверения;
- квитанции;
- заявления.
Подача пакета документов не означает автоматической замены. Они будут рассматриваться, после чего принимается решение о замене или об отказе. Водительские удостоверения иностранного государства возвращаются заявителям.
К обмену допускаются права, соответствующие требованиям Конвенции. Если стандарты национального водительского удостоверения отличаются от общепринятых, его обладатель будет получать российский документ в общем порядке. То есть учиться в автошколе и после этого сдавать все положенные экзамены.
Удостоверение, согласно Конвенции, включает данные:
- полное имя и дату рождения;
- место жительства;
- сведения о выдавшем документ органе;
- номер, дату и место выдачи;
- срок действия;
- подпись должностного лица, выдавшего права и печать;
- подпись владельца;
- открытые категории.
Все надписи дублируются латиницей. Иногда возможен перевод на русский язык, он выполняется профессиональным переводчиком и заверяется нотариусом.
В таком порядке водительский документ получают граждане тех государств, которые не присоединились к Конвенции, и выдаваемые ими удостоверения не соответствуют международным стандартам.
Общий порядок включает в себя:
- Обучение. Иностранец, находящийся в России официально, может пройти полное обучение в имеющей лицензию автошколе. При успешной сдаче внутренних экзаменов он будет допущен к испытаниям в ГИБДД.
- Получение медицинского заключения о состоянии здоровья. Его выдают по результатам обследования, которое можно пройти в частной клинике, оказывающей подобные услуги. Эта услуга является платной даже в государственной поликлинике.
- Экзамены в ГИБДД. Им предшествует получение допуска. Обычно автошколы самостоятельно организуют подачу всех документов и допуск курсантов к экзаменам. Экзамены сдаются стандартные: тестирование на компьютере, проверка практических навыков на автодроме и в городе.
- По результатам испытаний будут выданы права либо иностранец направляется на пересдачу.
За допуск водителя, не заменившего права, к управлению автомобилем организация заплатит в бюджет 50 000 рублей. Сам водитель будет оштрафован на сумму от 5 000 до 15 000 рублей и отстранен от управления транспортом.
Доказать коммерческий характер деятельности просто: достаточно наличия путевого листа. Он обязателен как для грузовых, так и пассажирских перевозок.
Таким образом, менять права нужно только тем иностранцам, которые планируют работать водителями либо их документы считаются недействительными в России. Гостям и иным временно находящимся в стране гражданам других стран замена не требуется, в том числе, при получении документов, легализующих нахождение в стране.
Нормативно-правовая база относительно того, возможно ли ездить иностранцам у нас на основании своих национальных удостоверений, и как осуществляется замена водительского зарубежного удостоверения для иностранных граждан, состоит из:
- Закона;
- Административного регламента, утвержденного Приказом МВД № 995 от 20-го октября 2015-го (далее – Регламент);
- Правил проведения…, утвержденных Правительственным Постановлением № 1097 от 24 октября 2014-го (далее – Правила);
- Венской конвенции, подписанной 8 ноября 1968-го (далее – Конвенция);
- интернациональных соглашений России с иностранными государствами.
Замена водительского удостоверения и получение МВУ – видео:
По общему правилу, установленному ч. 12 стат. 25 Закона, замена иностранных водительских прав на российские зарубежным гражданином может не производиться. Гражданин, прибывший из-за рубежа, вполне себе может ездить по территории России на основании своих прав, выданных страной его гражданства. Но есть случай, когда процедуру обмена зарубежного удостоверения все же придется запустить – когда иностранец планирует осуществлять трудовую, предпринимательскую деятельность, непосредственно связанную с управлением машинами (ч. 13 ст. 25 Закона) – например, работать водителем такси, пассажирского транспорта (автобуса, троллейбуса и др.).
Но с принятием ФЗ № 204 от 26 июля 2017-го, был добавлен аб. 2 ч. 13 ст. 25 Закона. В этом абзаце говорится – работать, заниматься бизнесом с иностранными правами можно без получения наших – для этого необходимо:
- обладать гражданством Киргизии;
- обладать гражданством государства, у которого русский язык – один из официальных (государственных).
Иностранные водительские удостоверения: кому их нужно менять? Изменения в законе. Видео:
Приведем некоторые нюансы, связанные с правомочностью управления ТС по правам иностранного образца:
- если должностные лица предприятий, ответственные за выпуск ТС на линию, допустят к работе водителя без российских прав, когда по ч. 13 стат. 25 Закона они требуются обязательно, таких должностных физлиц накажут административным штрафом размером 50 тыс. рублей (стат. 12.32.1. КоАП);
- согласно стат. 41 Конвенции, страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны признавать удостоверения друг друга, когда таковые соответствуют определенным требованиям, установленным Приложением 6 Конвенции;
- гражданам Украины поменять украинские права на российские нужно, лишь, когда они планируют осуществлять трудовую, бизнес-деятельность, связанную с вождением — положения аб. 2 ч. 13 стат. 25 Закона здесь не применяются, так как, согласно стат. 10 Конституции Украины, официальным языком является исключительно украинский.
Если иностранного гражданина наше законодательство обязывает поменять зарубежное удостоверение на русское, он может это сделать:
- упрощенно;
- в общем порядке (то есть как российские граждане, в первый раз получающие права).
Как указано п. 41 Правил, менять упрощенно возможно, когда иностранное удостоверение соответствует требованиям интернациональных договоров — Приложению 6 Конвенции.
Интересно! Упрощенный, общий порядок отличается только отсутствием необходимости в 1-м случае проходить обучение в автомобильной школе. Как определено п. 142 Регламента, при упрощенном порядке производятся все те же административные процедуры, что при общем.
Это значит, что при необходимости поменять водительское удостоверение Украины, придется:
- сдать экзамены (п. 38 Правил);
- обратиться в ближайшее регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД;
- подать документы, перечень которых предусмотрен п. 39 Правил;
- заплатить государственную пошлину за выдачу российских прав, стоимость которой установлена п. 43 ст. 333.33. НК России (2000 рублей);
- дождаться назначения должностным физлицом, осуществившим проверку предоставленных документов, личности заявителя согласно п. 60 – п. 75 Регламента, даты проведения теоретического экзамена;
- сдать иные экзамены (автодром, город) (когда таковые требуются согласно п. 9 Правил на определенную категорию);
- получить российские права при наличии оснований для выдачи (п. 134 Регламента).
Как мы указали ранее, гражданам государств, присоединившихся к Конвенции, менять права требуется, если они планируют осуществлять трудовую, предпринимательскую деятельность, связанную с вождением. Например, с казахстанскими правами гражданин данной страны вполне имеет правомочие ездить по личным целям на территории России, так как Казахстан ратифицировал Конвенцию. Если замена все же требуется, придется сдать экзамены. Их перечень предусмотрен п. 9 Правил.
Важно! Экзамены проводятся по одной категории (даже если в иностранных правах их несколько). Здесь применяется так называемое правило «высшей категории» – чтобы в российские из, к примеру, молдавских, перенесли отметки о допуске к управлению машинами категорий «A», «B» и «С», нужно сдать экзамены только на категорию «C». Если сдать на «A», тогда перенесена будет только «A».
Сами экзамены сдаются точно в таком хронологическом порядке, что для наших граждан:
- теория;
- практика на автодроме;
- практика в городе.
Интересно! Если белорусский, иной гражданин сдает экзамен на категорию «A», то сдается теория + практика на автодроме (пп. «в» п. 9 Правил), в остальных случаях (на категорию «B», «C», «D») нужно сдавать еще город.
Отдельного закона о замене зарубежных удостоверений на русские нет, поэтому при выдаче должностные физлица РЭО ГИБДД руководствуются требованиями, представленными п. 134 – п. 143 Регламента:
- проверяют, за все ли экзамены получены отметки «Сдал»;
- проверяют, уплачена государственная пошлина;
- далее оформляют удостоверение согласно Приказу МВД № 365 от 13 мая 2009-го;
- соотносят, какие категории возможно перенести в наши национальные права согласно медзаключению (п. 138 Регламента);
- заносят сведения о выдаче удостоверения в информационные системы Госавтоинспекции;
- наконец, гражданин СНГ (иных стран) ставит свою подпись в заявлении, что подтверждает факт получения им удостоверения.
Существует такой порядок обмена зарубежного водительского удостоверения на российское:
- Шаг №1. Изначально следует проверить, удовлетворяет ли имеющееся на руках удостоверение требованиям российских международных договоров (в этом поможет приложение №6 к Венской конвенции о дорожном движении). Если изложенные там требования соблюдены, то права можно менять, а если нет – то потребуется проходить обучающий курс в автошколе, а затем уже получать российское ВУ.
- Шаг №2. Подготовить документы для замены ВУ (перечень см. выше), и с ними обратиться в ГИБДД, где понадобиться сдать экзамены для подтверждения квалификации.
- Шаг №З. Когда экзамены успешно сданы, водителю выдается ВУ российское, а также возвращается его ВУ зарубежного образца.
Для иностранцев, которые в Россию переехали насовсем (на постоянное жительство) существует правило, что их национальное ВУ на территории РФ будет действительно 60 дней с того момента, как:
- произошел въезд в РФ, а разрешение на постоянное проживание заранее получалось в консульстве;
- в ОВД получен документ, разрешающий постоянное проживание в РФ.
Вполне понятно, что процедуру по получению национальных прав РФ взамен имеющихся (зарубежного образца), необходимо произвести до истечения их срока действия. Если не сделать этого,то водителя ожидает за езду без прав крупный админштраф (КоАП РФ, ст.12.7, ч.1).
Обратите внимание, что иностранцам, которые планируют постоянно проживать/работать в России, важно соблюдать требования законодательства РФ в отношении автоудостоверений.
Лица, которые пребывают в РФ из стран СНГ, к этому вопросу должны относится со всей серьезностью, и заменять права в указанный срок.
Начал я, значит, копаться в инете. Хотел понять, что нужно для обмена. Выяснил, что в соответствии с постановлением 1097 о допуске к управлению ТС сказано, для обмена иностранного ВУ нужно сдать теорию, площадку и город (п.38 ссылается на перечень в п.9). И для этого нужно предоставть
- заявление,
- паспорт,
- медицинское заключение и
- иностранное ВУ
Вроде бы все ясно и легко. На вопрос “а в чем же смысл обмена, если все равно нужно сдавать все экзамены”? Ответ: не нужно платить за автошколу и если у Вас более 1 категории открыто (как у меня), Вы открываете все категории, сдав экзамены только по высшей из них. Я себе хотел открыть кат A & B, сдав экзамен на B. И плюс, стаж сохраняется. Да и если придется подрабатывать за рулем, с иностранными этого делать нельзя. Это важно.
Так, вооружившись информацией, я начал копаться, как на практике это все сделать: куда идти, что собирать, к кому обращаться, с чего элементарно начать. Ведь в каждом отделении свои правила, отличающиеся от закона, просто как у них там принято и как пойдет, на кого нарвешься.
05.02.16 |
Решил я сходить в отделение на Б.Ордынке 8, чтобы узнать, как все это делать. Вышел важный инспектор и говорит “подать ты доки можешь, но до экзамена тебя не допустят, пока не получат ответ из Великобритании о действительности твоего ВУ”. Вот я и ушел оттуда, с мыслями, что мои права на обмен иллюзорны. В Англии никто не будет им отвечать ни на какие запросы, там очень простая система для проверки действительности ВУ — владелец ВУ заходит на сайт,, получает код одноразовый, передает его на проверку третьему лицу (аренда авто, кто угодно) и по ссылке третье лицо может увидеть категории ТС, дату выдачи ВУ, отстранен ли владелец ВУ от управления и количество штрафных баллов/нарушений (см.фотку примера). В тот же день написал онлайн запрос в МВД, спросил “а на основании какого еще закона будут делать проверку ВУ. Постановление 1097 содержит исчерпывающий перечень требований. Откуда взялись проверки. |
14.03.16
(прил 1) |
Получил ответ на онлайн запрос. Ответ содержал бред… Начальник отдела Мисенко А.А. Сослался на Инструкцию МВД РФ 782, составленную к предыдущему и уже недействующему постановлению 1396. Мол, в соответствии с инструкцией, МВД, при необходимости, имеет право сделать запрос за бугор и ждать ответа 2 месяца. |
17.03.16 | Я, конечно же, не выдержал этого тупизма и написал в обратку, что Постановление 1396 утратило силу в 2014 г. Как раз при принятии постановления 1097. Как можно ссылаться на инструкцию, составленную к утратившему силу закон.
Да и со ссылкой на не ту инструкцию, как понять, когда возникает “необходимость проверки” (ведь управлять-то ТС в РФ я могу беспрепятственно без каких-либо проверок). Ответа на запрос не последовало |
05.05.16 | Написал напоминалку-жалобу на отсутствие ответа. Опять проигнорировали. |
30.05.16 |
Решил я получить медсправку, и тупо начать действовать, тк ответов не было, письмом не действовало. Погуглил “медсправка на ВУ”. Выползла туева куча всяких предложений, все колебалось в размере 5к. Но, хотелось все сделать без взяток и как положено. Плюс, здоровье заодно проверю. Нашел Тушинскую поликлинику. Погода была солнечная, решил на своем мотике поездить. Двинул туда с утра (минут 35 ехать из центра). Хотел все за день успеть…не тут-то было. Так получилось, что в этот день глазник и главврач работали во второй смене. То есть, печать мне раньше 4-5 часов не поставили бы. Я обошел почти всех значит (не помню, там много печатей сзади). Остались офтальмолог и психиатр (психиатр по месту регистрации только!). Вот я и взял эту медсправку, поехал в диспансер в Перово. Там очередь безумная была, я весь на нервах, что столько времени трачу. Наконец, доходит моя очередь. Вхожу к мадам-врачу, она меня спрашивает “А где Вы жили до 2013г?” “Да вот, не в России” “А как это у Вас загранпаспорт выдан без регистрации по месту жительства?” “Так можно” “Не знаю, а давно ли Вы управляете ТС и для чего Вам права”? Тут я уже не выдержал, тк просто не понимал, к чему тупые вопросы Я: “к чему Вы меня допрашиваете? Это имеет какое-либо значение? Я обязан отвечать?” Это было таким тоном, раздраженным. Она: “вот видите, как Вы легко теряете контроль. Справку я Вам не дам. Вам придется провериться у наших врачей”. Я пошел к главврачу и назначил на следующее утро все эти тесты там на месте (ЭЭГ, общение с психиатром и тд). Поехал я обратно на Тушинскую, думая, что у офтальмолога получу ОК и больше не придется возвращаться. Приехал, прошел офтальмолога, а главврач и говорит “Вы должны приехать, когда получите печать у психиатра. Я последнюю печать только тогда и поставлю”. Система, короче, дебильная какая-то. В разных концах города печати и я, идиот, езжу туда-сюда, без понятия, к чему такие сложности. То есть, по сути, минимум нужно туда съездить 2 раза: в первый раз получить медсправку и уехать к психиатру по месту регистрации, а второй раз поехать обратно с печатью психиатра. Я лишний раз по глупости съездил. |
31.05.16 | На следующее утро приехал к психиатру с утра. Пока дали написать тесты простые (типа, выберите из списка однородных, не подходящий — и перечень: дождь, снег, град, стул). Пообщался с психиатром. Она мне сказала, что если б было время, то она б меня может еще дообследовала (сомнения у нее, видите ли, остались), а так, мол, ладно, пойдет.
И ЭЭГ прошел (сидишь в комнате темной и вспышки световые наблюдаешь). В общем, с грехом пополам, получил печать на медсправку и двинул опять на Тушинскую. Там тоже печать стукнули и я готов вновь бороться с ГИБДД. |
03.06.16 | Решил я записаться через госуслуги на прием и на месте уже подавать доки. Выбрал ближайшее отделение — Киевская д.20. Прихожу в 10 утра и там картина маслом. Я есть в списке записанных на прием на доске. Приходит мое время, но меня не вызывают.
Я подхожу к окну и говорю “а долго еще ждать?” Окно: “Мы Вас не видим в системе” Я: “а на доске я есть. Вот еще и распечатка-подтверждение из госуслуг” Окно: “а мне все равно, что там на доске висит. В системе нет, значит не приму”. И кричит “Следущий”. Я: “зовите вашего менеджера или кто у вас тут управляет этим цирком”. Подошел значит старший инспектор и пояснил, что в этом отделении экзамены не принимают. Там просто меняют/выдают права уже имеющим ВУ. И мое обращение через госуслуги было отменено, ПОСЛЕ того, оно было одобрено. Вам нужно ехать либо на Лобню, либо на Варшавское ш. 170Д. Тут косяк был госуслуг. Я им звоню, мол, что за бред, я тут время трачу, а вы оказывается отменили заявление. Они мне “да, т.к. Это отделение не подходит под Ваши цели”. Я: “а нельзя было меня уведомить мэйлом, как вы это делали, когда одобряли мое заявление. У меня же нет возможности узнать, что там. И нужды входить к себе на страницу тоже нет, если все подтверждено. Плюс, если есть возможность записаться на прием на Киевскую на “выдачу ВУ”, то я полагаю, эту услугу там оказывают Оператор: “ок, примем к сведению. Простите.” |
03.06.16 | Ушел я из отделения злой, т.к. потратил время впустую. Написал очередную жалобу в МВД, мол, что это за бред такой, где информация, как осуществить законную процедуру обмена. Ответа опять не последовало |
17.06.16
(Прил 2) |
Записался на прием в Варшавское ш.170Д. Первые проблемы — в окне женщина отказывалась принимать заявление на обмен иностранного ВУ. Послала в кабинет, мол, если там наверху дадут ОК, то я приму Ваше заявление.
Я двинул в кабинет наверху (17 или 18, не помню). Там сидело двое мужчин и женщина. Я захожу и описываю ситуацию, мол, хочу обменять ВУ, медсправка есть, заявление заполнил, не принимают заявление. Мне в ответ гениальная фраза “сейчас подойдет главный и посмотрит Ваши права. Может Вы эти права на вокзале купили”. На мой вопрос “а то, что я с этим ВУ езжу каждый день и у обычного инспектора на улице нет возможности делать запросы, Вас не смущает”? Ответа не последовало. Пришел молодой парень, глянул на ВУ и сказал, что они норм. Заявление принять. Иду вниз, говорю женщине, мол, дали добро, принимайте заявление и назначьте мне дату экзаменов, пожалуйста. Она “нет, мы сейчас отошлем письмо в главное управление, будут делать запрос — это 1-2 месяца.” Я разозлился, поднимаюсь к замначальника Кирюхину Д.А. Говорю ему о ситуации, мол, никто не будет на Ваши запросы отвечать. Как мне обменять права? А он “да, ответа никогда обычно не бывает, но без запроса мы ничего сделать не можем”. После успешной сдачи теории, 27.05.17, записался на площадку на 24.06.17. До этого походил по площадке там же, посмотрел, какие там упражнения и что за подвохи. Пообщался с другими сдающими, узнал, что нужно после завершения упражнения в нейтралку и ручник (показывая, что все). Приехал 24.06.17 и из 15 сдававших сдали я и одна девушка. Остальные просто нервничали и на самых элементарнейших моментах срезались. Я понял в очередной раз, что спецом никого не срезают. Кандидат сам все завалит. Уверенного водителя не срезать. Мне достались эстакада (с ручником спокойно отъехал на подъеме, парковка в бокс, параллельная парковка и разворот). |
15.07.16 |
19.08.2017 я наконец получил российское ВУ, после затевания всего 05.02.2016. Процесс занял у меня более полутора лет, но я без взяток и с упорством довел его успешно до конца. Главный плюс был в том, что мне не нужно было спешить. Правила с непризнанием иностранного ВУ в РФ через определенный срок может никогда не появятся. Но мне так спокойнее, да и еще раз пройти этот процесс подготовки не может навредить. Совет: если закон на Вашей стороне и Вы не торопитесь, то идите до конца против тупости, глупости и маразма госучреждений. Если бы я не знал своих прав, я бы на слово поверил этим неучам. С момента моей подачи приказ МВД №995 от 2015 года, и там указывается процедура запроса за бугор (п.70). Но опять, отсутствие ответа на запрос не может служить поводом отказа к допуску к экзаменам. Если придет ответ из-за бугра об отсутствии у кандидата ВУ, то да. А если ответа вообще нет, то табанить не имеют право. Этот приказ — документ исполнительной власти. Если он противоречит закону (поясняет его не в пользу кандидата), то вы можете обжаловать такую интерпретацию в суде. Ни в приказе 995, ни в постановлении 1097 не сказано ничего о том, что делать, если ответа нет (запросы посылают с целью удостовериться, лишен ли водитель ВУ или нет — п.67 Приказа). |
Существует такой порядок обмена зарубежного водительского удостоверения на российское:
- Шаг №1. Изначально следует проверить, удовлетворяет ли имеющееся на руках удостоверение требованиям российских международных договоров (в этом поможет приложение №6 к Венской конвенции о дорожном движении). Если изложенные там требования соблюдены, то права можно менять, а если нет – то потребуется проходить обучающий курс в автошколе, а затем уже получать российское ВУ.
- Шаг №2. Подготовить документы для замены ВУ (перечень см. выше), и с ними обратиться в ГИБДД, где понадобиться сдать экзамены для подтверждения квалификации.
- Шаг №З. Когда экзамены успешно сданы, водителю выдается ВУ российское, а также возвращается его ВУ зарубежного образца.
Для иностранцев, которые в Россию переехали насовсем (на постоянное жительство) существует правило, что их национальное ВУ на территории РФ будет действительно 60 дней с того момента, как:
- произошел въезд в РФ, а разрешение на постоянное проживание заранее получалось в консульстве;
- в ОВД получен документ, разрешающий постоянное проживание в РФ.
Вполне понятно, что процедуру по получению национальных прав РФ взамен имеющихся (зарубежного образца), необходимо произвести до истечения их срока действия. Если не сделать этого,то водителя ожидает за езду без прав крупный админштраф (КоАП РФ, ст.12.7, ч.1).
Обратите внимание, что иностранцам, которые планируют постоянно проживать/работать в России, важно соблюдать требования законодательства РФ в отношении автоудостоверений.
Лица, которые пребывают в РФ из стран СНГ, к этому вопросу должны относится со всей серьезностью, и заменять права в указанный срок.
Подробное описание процесса замены прав выданных другими государствами на российские. Процесс замены прав занял 1,5 года, автору пришлось вступать в переписку с различными инстанциями.
Очень характерный текст демонстрирующий подходы ГИБДД и то с чем можно столкнуться при взаимодействие с данной структурой, полезно прочить не только меняющим водительское удостоверение. Автор текста юрист, будет полезно познакомиться с форматом жалоб на действия сотрудников ГИБДД
Успешная история о обмене моего иностранного национального ВУ на российское. Человек я работающий, времени жалко было выделить на написание данного пересказа, но все же хотел описать этот ужас, для потомства хотя бы.
Сталкивался с незнанием законов, халатностью и отсутствием профессионализма, что уж говорить об обычных человеческих качествах.
Но также сталкивался с пониманием, искренностью и чувством юмора некоторых работников госучреждений.
Время чтения: 4 минут
Переезд в другую страну всегда сопряжен с массой проблем. Разные законодательства, другие государственные документы и процедуры – все это вызывает множество вопросов.
Замена водительского удостоверения при получении гражданства РФ является обязательным этапом легализации иностранцев в нашей стране. Без этого шага с «чужими» правами не получится свободно водить транспортное средство (ТС).
Кроме того, можно попасть под административную ответственность.
Как известно, право автомобилиста на управление ТС подтверждается только водительским удостоверением (ВУ). Об этом говорится в п.4 ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 г. В каждой стране ВУ отличаются, хотя могут соответствовать международным требованиям. Ответ на вопрос, нужно ли менять права, простой.
Как обменять иностранные водительские права на российские?
В пункте 38 правил выдачи ВУ (постановление № 1097) сказано, что обмен документа осуществляется по результатам тестов, принятых для российских автолюбителей.
Другими словами, сдать теоретический и практический экзамен в Госавтоинспекции на высшую категорию, указанную в удостоверении, придется.
Если ВУ выдано страной, не подписавшей Венскую конвенцию, кроме всего прочего, потребуется пройти первоначальное обучение.
Ст. 12 закона 196-ФЗ допускает управление ТС с международным или иностранным ВУ, если нет российского, для всех, кто постоянно или временно проживает (временно пребывает) в РФ. Для иностранных граждан и лиц без гражданства отдельно прописывается норма о том, что они могут садиться за руль на основании международного ВУ, если к нему прикладывается национальное. Для граждан России, проживающих в РФ, такая норма не установлена, поэтому они могут ездить по стране с иностранным ВУ, но соблюдая ограничения ст. 13 и 15 196-ФЗ.
Ответ на вопрос о том, действительны украинские права в России, прост – действительны, но с ограничениями, описанными выше. Поэтому во многих жизненных ситуациях правильным будет поменять украинское водительское удостоверение на российское. Замена украинских прав на российские актуальна для жителей Крыма и Севастополя, а также для тех, кто переехал на постоянное место жительства в Россию, занимается в РФ предпринимательской или трудовой деятельностью с использованием авто. Чтобы получить российские права гражданину Украины, нужно пройти типовую процедуру: подать заявление и сдать экзамены. Каких-то особенностей при замене украинских ВУ на российские законодательством не предусмотрено.
Иностранцы, переехавшие в РФ на постоянное место жительства, должны помнить о том, что их национальное водительское удостоверение будет действительно в России на протяжении 60 дней с момента:
- получения в ОВД разрешения на постоянное проживание;
- въезда на территорию России, если разрешение на постоянное проживание предварительно было получено в консульстве.
Именно поэтому такие граждане должны предпринять меры по замене своих национальных прав на российские. Следует провести данную операцию до истечения срока действия имеющегося удостоверения, чтобы избежать крупного административного штрафа за езду без прав.. Данное наказание прописано в ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ.
Так, иностранцам, планирующим работать или постоянно проживать в РФ, следует позаботиться о соблюдении всех законных требований, касающихся водительских удостоверений. Лица, прибывшие из стран СНГ, должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о замене водительских прав.