Переход на зимние нормы расхода в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на зимние нормы расхода в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникают затраты на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственный, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты необходимо обосновать и документально подтвердить. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.

Как составить приказ об утверждении норм расхода топлива в 2022 году

При нормировании списания бензина рассчитывается летнее потребление, оно фиксируется в отдельном приказе. Распоряжение АМ-23-Р разрешает списывать бензин в большем размере в зимнее время. Для каждого региона РФ установлен особый повышающий коэффициент от 5 до 20% и сроки зимнего периода. Для центральной России он составляет 10%. Применять его допустимо с ноября по март, издав распоряжение о повышении расхода.

Так выглядит образец приказа об увеличении расхода ГСМ транспорта на зимний период 2022-2023 годов.

ПРИКАЗ

г. Санкт-Петербург

«30» октября 2022 г. № 215

«О переходе на зимние нормы расходования ГСМ»

В связи с наступлением зимнего периода, в соответствии с положениями Распоряжения Минтранса России № АМ-23-р от 14.03.2008,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить нормы расходования ГСМ на период с 1 ноября 2022 по 31 марта 2023 для автомобиля BMW M3 гос. № Б111ББ78 с учетом повышающего коэффициента 10% в размере 16,7 л/100 км.
  2. Контроль за исполнением данного приказа возлагаю на главного бухгалтера С.С. Сергееву

Генеральный директор ____________________________ П.П. Петров

Можно прописать нормирование летнего и зимнего расходования ГСМ в одном локальном нормативном акте. Тогда не придется издавать отдельные распоряжения для лета и зимы.

В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывают информацию по расходу ГСМ не всегда. Из своей практики скажу, что нормы расхода на погрузчики в руководствах по эксплуатации не указываются, поэтому приходится вычислять их сложными путями. Один погрузчик проезжает каждый день по прямой дороге от точки А до точки Б. Другой погрузчик той же модели работает на разгрузке фур весь день на площади 10 кв. метров. У второго погрузчика расход получится выше, так как скорость и траектория его движения ниже первого. Надежнее обратиться в специализированные организации. Если решитесь самостоятельно разработать, то:

  • утвердите комиссию для проведения контрольных замеров, которая проследит за движением транспорта на протяжении выбранного периода времени или километража;
  • сопоставьте данные с технической документацией завода-изготовителя (если она имеется);
  • оформите результаты контрольных замеров в акте контрольного замера, выявив расход на 100 км;
  • утвердите приказом организации и в учетной политике нормы списания бензина, дизельного топлива и газа.

Учтите технические особенности автомобиля, место и режим его работы, период времени года для осуществления замера. Надежнее определить норму в летний или осенний период, чтобы взять эту цифру за базу, а после уже корректировать на зимние коэффициенты.

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

(в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.05.2014 N НА-50-р, от 14.07.2015 N НА-80-р, от 06.04.2018 N НА-51-р, от 20.09.2018 N ИА-159-р)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Заместитель Министра
А.С.МИШАРИН

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах — в соответствии с ГОСТ 16350-80 «Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей».

Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя предприятия.

Региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России.

В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 С, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Приложение N 3

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т. ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т. д.).

В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,

где:

  • Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
  • S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
  • Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
  • T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
  • D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.

Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.

Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.

Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.

Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.

Основания для повышения норм расхода топлива:

  • работа в зимний период — 5-20%;
  • эксплуатация в горной местности — 5-20%;
  • дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
  • передвижение в городских зонах — 5-35%;
  • необходимость частых технологических остановок — 10%;
  • необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
  • для обкатки нового авто — до 10%;
  • по длительности эксплуатации — 5-10%.

Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2022 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2022 год по любому автомобилю.

Вы можете скачать полную версию распоряжения минтранса в последней редакции в конце этой статьи.

N п/п

Модель, марка, модификация автомобиля

Число и расположение цилиндров

Мощность двигателя, л.с.

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является Распоряжение Минтранспорта № АМ-23-р от 14.03.2008. Организации утверждают локальные нормы списания ГСМ и нормы расхода топлива по Приказу Минтранса 23-р: в 2021 году его не меняли, последнюю редакцию выпустили в сентябре 2018 г. Изменения внесли Распоряжением Минтранса РФ № ИА-159-р от 20.09.2018.

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Единого норматива, с какого числа переход на зимние нормы расхода ГСМ в 2021 году по регионам состоится этой зимой, нет. Переход осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

В таблице — зимняя норма расхода топлива по регионам в 2021 году:

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок, с какого по какое зимний период для автомобилей в регионе

Предельная величина зимних надбавок, не более, %

Москва

5

01.11–31.03

10

Белгородская область

4

15.11–15.03

7

Брянская область

5

01.11–31.03

10

Владимирская область

5

01.11–31.03

10

Воронежская область

5

01.11–31.03

10

Ивановская область

5

01.11–31.03

10

Калужская область

5

01.11–31.03

10

Костромская область

5

01.11–31.03

10

Курская область

5

01.11–31.03

10

Липецкая область

5

01.11–31.03

10

Полный перечень зимних норм расхода ГСМ и сроки их применения в 2021 году по климатическим зонам представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).

В некоторых случаях базовые нормативы понижаются. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Приказ минтранса о расходе топлива на 2022 год

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо № 03-03-06/1/2875 от 27.01.2014). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ необходимо экономически обосновать и документально подтвердить, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на методические рекомендации Минтранса № АМ-23-р.

Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в Распоряжении № АМ-23-р. В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.

Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:

  • на нормативы Минтранса;
  • на рекомендации производителя;
  • на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.

В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.


Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2021 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

— расход топлива.

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100 км).

S — пробег автомобиля.

Под термином «норма» подразумевается величина затрат ресурсов, которая определяется на основании соответствующих нормативов, опираясь на организационно-технические условия трудовой деятельности.

Нормирование есть процесс, позволяющий установить предельно допустимые или оптимальные нормативные показатели.

Как правило, они устанавливаются с учетом распоряжений Министерства транспорта РФ, международных стандартов и правил, специфических особенностей сферы производственной деятельности, вида транспортного средства, степени его износа, марки и модели.

За основу расчетов принимается фактический объем израсходованного материала и сравнивается с нормативными значениями, вследствие чего устанавливается норма расхода ГМС на предприятии.

По общепринятым правилам нормирование расхода топлива предполагает применение базового показателя расхода ГМС, который определяется индивидуально для каждой модели, марки или модификации транспортного средства и расчетного показателя, который учитывает выполняемую транспортным средством работу, его эксплуатационные условия.

Компания осуществляет следующие виды мероприятия, чтобы установить нормы расхода топлива:

  • издается приказ руководителем компании о проведении замеров расхода топлива, который потребляет каждое транспортное средство;
  • производится оформление акта по результатам проведенных замеров. Причем акт составляется отдельно на каждое транспортное средство, которое числится в компании;
  • проводятся соответствующие вычисления, после чего устанавливается норма потребления топлива каждым транспортным средством;
  • разрабатывается специальное положение о норме потребления ГСМ, куда вносятся установленные в компании нормы. Положение утверждается на общем собрании коллектива в присутствии акционеров и учредителей.

Соответственно проведенным расчетам, установленным нормам в компании списывается израсходованный объем топлива. Процедура списания оформляется соответствующим актом, который находится в ведении материального бухгалтера.

Компании может всецело положится на нормы, которые установлены Министерством транспорта, не заниматься столь объемной работой.

Что, безусловно, и делают средние, небольшие компании и фирмы. Но в крупных компаниях повсеместно действуют свои нормы потребления и расходования топлива.

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Документ вступил в силу с 01.01.2021. Основные нововведения:

  1. Путевой лист обязателен при любой эксплуатации автомобиля вне зависимости от вида и нюансов перевозки.
  2. Введен новый реквизит «Сведения о перевозке».
  3. Обязательно нужно указывать марку прицепа.
  4. Ответственное лицо обязано указывать время выезда ТС на линию и время его возвращения.

Об остальных изменениях в путевом листе рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Образец заполнения обновленного путевого листа см. здесь.

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

О путевых листах для ИП читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2021 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

На законодательном уровне РФ установлено, что переход на норму топлива, характерную для холодного времени года, применяют, когда среднесуточная температура снижается до -5°С.

Количество месяцев, срок действия зимних норм и предельную величину надбавок по федеральным округам России ежегодно устанавливает Минтранс. Чтобы зимние надбавки по ГСМ вступили в силу, администрация населенного пункта издает соответствующий приказ. Кроме этого, распоряжения могут издаваться по предприятию. При этом руководство само решает, с какого числа используется зимняя норма расхода топлива.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2021 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:

Внимание, здесь могут быть две таблицы: до 2008 года и после

1. Нормируемые значения расходов горюче-смазочных материалов (QH) рассчитываются на основании общепринятых республиканских:

1) базовых норм расходов горюче-смазочных материалов Н Б , которые представляют собой нормы на пробег (единицу времени или работы) и определяются для каждой конкретной модели автотранспортного средства или специальной техники;

2) норм расходов горюче-смазочных материалов на транспортную работу Н ТР , которые представляют собой дополнительный расход горюче-смазочных материалов на перевозку груза, в том числе в виде дополнительной массы (Н ДМ ), например, массы прицепа, полуприцепа или дополнительного оборудования;

3) норм расходов горюче-смазочных материалов на работу различного дополнительного или специального оборудования Н ДО , которые представляют собой расход горюче-смазочных материалов на работу оборудования, приводимого в действие (работающего) за счет энергии этого горюче-смазочных материалов;

4) норм расходов горюче-смазочных материалов на пробег при выполнении специальной работы Н СР , которые представляют собой дополнительный расход горюче-смазочных материалов автотранспортными средствами, выполняющими специальную работу в процессе движения;

5) индивидуальных поправочных коэффициентов (К і ), с помощью которых корректируется расход горюче-смазочных материалов в зависимости от условий эксплуатации автотранспортной и специальной техники.

2. Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов Q H , определяется:

в литрах для жидкого горюче-смазочных материалов;

в кубических метрах для газового горюче-смазочных материалов.

3. Базовые нормы расходов горюче-смазочных материалов НБ устанавливаются в литрах или в кубических метрах на сто километров пробега (единицу времени, работы).

Для новых моделей и модификаций автотранспортной и специальной техники, не вошедших в настоящий раздел, базовые нормы расходов горюче-смазочных материалов устанавливаются на основе технической документации или информации завода-изготовителя транспортного средства или его представителя, имеющего право выдавать эти документы, на основании проведенных заводом-изготовителем испытаний.

Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В течение указанного срока временные нормы расходов горюче-смазочных материалов при необходимости корректируются, а по истечении двух лет переводятся в разряд постоянно действующих.

4. Для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих установленных базовых норм расходов горюче-смазочных материалов и отличающихся от базовых моделей только снаряженной массой, Н Б устанавливается путем корректировки соответствующих норм согласно п. 5 настоящих Норм.

5. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на транспортную работу Н ТР или дополнительную массу Н ДМ являются едиными на всей территории Республики Казахстан и составляют:

1). для бензина — 2,0 л/100ткм;

2). для дизельного горюче-смазочных материалов — 1,3 л/100ткм;

3). для сжиженного нефтяного газа — 2,5 л/100ткм;

4). для сжатого природного газа — 2,0 м 3 /100ткм;

5). для газодизелей — 1,2 м 3 +0,25 л/100ткм.

6. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на работу дополнительного и/или специального оборудования Н ДО СО ) определяются, как правило, производителем соответствующей техники или оборудования и устанавливаются в литрах для жидких горюче-смазочных материалов или в кубических метрах для сжатого природного газа на час работы или на единицу работы соответствующего оборудования. Некоторые значения Н ДО приведены в таблице 9.

7. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на пробег при выполнении специальной работы Н СР специальными автотранспортными средствами, также как и базовые нормы, устанавливаются в литрах или в кубических метрах на сто километров пробега автотранспортного средства.

16. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств устанавливаются в литрах (для различных масел) или килограммах (для пластических смазок) на 100 литров (100 м3) нормируемого значения расхода горюче-смазочных материалов.

17. Нормы расходов смазочных материалов снижаются на 50 % для всех автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации менее трех лет.

18. Нормы расходов смазочных материалов увеличиваются на 20 % для автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации более восьми лет.

19. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте узлов и агрегатов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки соответствующего объекта.

20. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств, произведенных в странах бывшего СССР до 1990 года, приведены в таблице 14.

Таблица 14 — Нормы расходов смазочных материалов в литрах (кг)

на 100 л нормируемого расхода горюче-смазочных

материалов

Масла

Пластич-

ные

смазки

Марка, модель автомобиля

моторные

транс-

миссион-

ные

специаль-

ные

1

2

3

4

5

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Volkswagen Passat

0,8

0,15

0,03

0,1

ЗАЗ-965, -966, -968, -969, -970

всех модификаций

1,3

0,1

0,03

0,1

ЛуАЗ всех модификаций

1,3

0,1

0,03

0,1

ЗАЗ-1102

0,8

0,1

0,03

0,1

ВАЗ всех модификаций

0,6

0,1

0,03

0,1

ИЖ-2125 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

Москвич-403,-407,-408,-410,-411,-

424,-426,-432

2,0

0,15

0,05

0,1

Москвич-412,-427,-433,-434,-2136,

-2137,-2140,-2141

всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-13,-14

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-М20,-21,-22

2,0

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-24 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-24-07,-24-17

1,6

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-3102 всех модификаций

1,7

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-3110-101

1,7

0,15

0,05

0,1

УАЗ всех модификаций

2,2

0,2

0,05

0,2

ЗИЛ-114,-117,-4104

1,7

0,15

0,05

0,1

АВТОБУСЫ

РАФ-977 всех модификаций

2,0

0,15

0,05

0,1

РАФ-2203 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

УАЗ-452,-2206,-3962

всех модификаций

2,2

0,2

0,5

0,2

КАвЗ-651,-651А

2,2

0,25

0,1

0,25

КАвЗ-685,-3270,-3976

всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ПАЗ-651,-652 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,25

ПАЗ-672,-3201,-3205,-3206

всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ЛАЗ-695,-697 всех модификаций

2,0

0,3

0,1

0,2

ЛАЗ-699 всех модификаций

2,0

0,35

0,1

0,2

ЛАЗ-4202 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

ЛиАЗ-158 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

ЛиАЗ-677 всех модификаций

1,8

22. Помимо гарантийных норм для аккумуляторных батарей

устанавливаются эксплуатационные сроки службы, по истечении которых

допускается производить их списание в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации.

23. Эксплуатационные сроки службы определяются интенсивностью работы аккумуляторных батарей и определяются согласно данным, приведенным в таблице 17 и п. 24. настоящих Норм.

Срок службы аккумуляторных батарей снижается:

на 20 % в климатической зоне «А»;

на 15 % в климатической зоне «В»;

на 10 % в климатической зоне «С»;

на 30 % для автотранспортных средств, оборудованных дополнительным источником потребления энергии (радиостанция, сигнально-говорящее устройство, бортовые компьютеры и т.д.) и 5 % на каждый следующий дополнительный источник потребления энергии;

на 10 % при использовании на автомобилях и тягачах аэродромного обслуживания.

Срок хранения аккумуляторных батарей в сухом виде (не залитых электролитом) устанавливается не более трех лет.

Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Таблица 17 — Эксплуатационные сроки службы аккумуляторных

батарей

Минимальный срок службы Т,

месяцев

Показатели наработки

пробег L, не более

тыс. км

время работы t, не

более моточасов

Обычные аккумуляторные батареи

12

150

24

90

3000

Необслуживаемые аккумуляторные батареи

48

100

4000

24. Промежуточные значения минимальных сроков эксплуатации обслуживаемых (обычных) аккумуляторных батарей допускается определять по формуле:

T min = 42 — L ф /5, (8)

а необслуживаемых аккумуляторных батарей — по формуле:

T min = 98 — L ф /2, (9)

где: L ф — фактическое значение наработки аккумуляторной батареи

в тыс. км пробега.

Как перейти на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: пошаговая инструкция

25. Помимо гарантийных, для автомобильных шин устанавливаются эксплуатационные нормы пробега, в течении которого должны обеспечиваться условия безопасной эксплуатации автотранспортных средств и специальной техники согласно Правилам дорожного движения Республики Казахстан и Правилам технической эксплуатации соответствующей техники.

По достижении эксплуатационной нормы пробега допускается производить восстановление протектора шины или, в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации, шина подлежит списанию.

26. Под эксплуатационной нормой подразумевается пробег шины в километрах (или наработка в часах) до снятия с транспортного средства по одной из следующих причин:

1) износ рисунка протектора достиг минимально допустимой высоты или появления индикаторов износа;

2) возникли дефекты производственного или эксплуатационного характера, которые исключают возможность дальнейшей эксплуатации шины по условиям обеспечения безопасности.

27. Нормы пробега автомобильных шин оперативно-служебных транспортных средств, а также основных и специальных пожарных автомобилей подразделений противопожарных служб, оперативных и аварийно-спасательных автомобилей аварийно-спасательных служб и формирований снижаются на 30 % и дополнительно на 20 % для транспортных средств эскортных подразделений.

Сноска. Пункт 27 в редакции постановления Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

28. В таблицах 18 и 19 приведены эксплуатационные нормы пробега (наработки) шин базовых моделей автомобилей и специальной техники различного типа для I и II категорий эксплуатации в климатических условиях Республики Казахстан.

Таблица 18 — Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин

Размер шины

Конструкция

шины

Модель шины

Эксплуатационная

норма пробега,

тыс. км

1

2

3

4

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

155/70 R12

Радиальные

0-131

45

155/70 R12

0-131

45

175/70 R13

М-264

50

175/70 R13

Кама

55

175/70 R13

МП-12

50

165/70 R13

МР-8

50

175/70 R13

Кама-204

55

155/70 R13

Бл-85-1

45

165/80 R13

Мц-166

45

165/80 R14

М-180

50

175/80 R14

Prima

50

175/80 R14

М-275

50

175/70 R13

БЛ-85-1

50

175/80 R16

Мц-183Я

40

175 R16C

ДП-101

55

175/80 R14

Prima

50

175/80 R14

М-275

50

195/70 R14

БС-40

50

195/65 R14

Continental

60

185/70 R14

Gisloved

65

185/65 R14

Dunlop

65

185/60 R14

Кама

55

175/65 R14

Кама-217

55

185/65 R14

БЦ-5

50

185/60 R14

М265

50

185/65 R14

М-198; М-199; М-200

50

195/70 R14

Matador Omskshina

MP 31

60

195/70 R14

Falken FK 070

50

185/70 R14

Yokohama Aspec

65

185/70 R14

Yokohama

65

185/70 R14

Goodyear CLUB

60

205/70 R14

Brilliant ВARUM

65

185/75 R16C

БЦ-24

55

205/70 R15

Nexen

60

205/65 R15

Continental

60

205/65 R15

Dunlop

65

185/65 R15

Pirelli

70

195/65 R15

Gisloved

65

195/65 R15

Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это имущество, которое предназначено для использования фирмой более одного года в качестве средств труда (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт), для управленческих нужд или для сдачи в аренду (лизинг) и способно приносить экономические выгоды (доход).

Аналогичные признаки ОС для целей бухучета приведены в пункте 4 ФСБУ 6/2020 с дополнением того, что объектом основных средств считается актив, который имеет материально-вещественную форму.

Пока объект отвечает этим признакам, он должен учитываться в составе ОС.

А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.

После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.

Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.

Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:

  • фирма не ожидает поступления от выбытия объекта в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая сумма не является существенной;
  • ожидаемая сумма не может быть определена.

Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.

Поясним на примере.

На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:

  • первоначальная стоимость – 100 000 рублей;
  • срок полезного использования – 5 лет;
  • истекший срок полезного использования – 5 лет;
  • способ амортизации – линейный;
  • начисленная амортизация: 100 000 руб.

На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:

  • ликвидационную стоимость — 20 000 рублей;
  • способ амортизации – линейный;
  • срок полезного использования — 6 лет;
  • оставшийся срок полезного использования — 1 год (6 — 5).

Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли:

Дебет 02 Кредит 84

— 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС.

Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 368, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

На законодательном уровне РФ установлено, что переход на норму топлива, характерную для холодного времени года, применяют, когда среднесуточная температура снижается до -5°С.

Количество месяцев, срок действия зимних норм и предельную величину надбавок по федеральным округам России ежегодно устанавливает Минтранс. Чтобы зимние надбавки по ГСМ вступили в силу, администрация населенного пункта издает соответствующий приказ. Кроме этого, распоряжения могут издаваться по предприятию. При этом руководство само решает, с какого числа используется зимняя норма расхода топлива.

Если раньше государство требовало от предприятий производить расчеты по таблице Минтранса, то сейчас разрешили разрабатывать собственные нормы. Чтобы их создать, используют формулу: Qн = 0,01 × Нs × S × (1 + 0,01 × D), где Qн — норматив, л; Нs — базовая норма расхода топлива на пробег ТС, л/100 км; S — пробег ТС, км; D — коэффициент к норме, в %.

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2021 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

— расход топлива.

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100 км).

S — пробег автомобиля.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.