Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда подавать административное исковое заявление на судебного пристава». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В целях единообразия применения судами законодательства при рассмотрении отдельных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.
1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), административного судопроизводства — по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, — по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.
Исковой порядок установлен для рассмотрения требований об освобождении имущества, включая исключительные имущественные права (далее по тексту — имущество), от ареста (исключении из описи) в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества; об отмене установленного судебным приставом-исполнителем запрета на распоряжение имуществом, в том числе запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества (для лиц, не участвующих в исполнительном производстве); о возврате реализованного имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество; о признании торгов недействительными; о возмещении убытков, причинённых в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения, и других (например, часть 2 статьи 442 ГПК РФ, часть 2 статьи 363 КАС РФ, часть 1 статьи 119 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), пункт 1 статьи 349, пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.
Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), арбитражными судами — по нормам главы 25 АПК РФ.
2. Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.
3. Требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам (далее — арбитражные суды) — в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.
Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.
4. Если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.
Вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбуждённом по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, — статья 48 АПК РФ; об отсрочке (рассрочке) исполнения — статья 324 АПК РФ и т.п.).
Арбитражным судом также подлежит рассмотрению заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если оно принято к производству арбитражного суда до объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в котором также исполняются исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции.
5. При ведении сводного исполнительного производства, в котором наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, вопрос об утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении по любому исполнительному производству, входящему в сводное, разрешается судом общей юрисдикции.
6. Дела по искам об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) являются спорами по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке, и рассматриваются районным судом либо арбитражным судом субъекта Российской Федерации.
При предъявлении соответствующих исковых заявлений государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
7. Вопросы, отнесённые к компетенции суда, выдавшего исполнительный документ (например, выдача дубликата исполнительного листа, разъяснение исполнительного документа, правопреемство и т.д.), подлежат разрешению этим же судом также в случае изменения в дальнейшем его юрисдикции.
В иных случаях, в том числе при разделении юрисдикции суда, принявшего исполняемый судебный акт, между несколькими судами подсудность при рассмотрении вопросов исполнительного производства определяется исходя из подсудности требований, по которым был принят такой судебный акт и выдан исполнительный лист.
Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей
8. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нём денежные средства (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).
Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 45 ГПК РФ, часть 1 статьи 39 КАС РФ, часть 1 статьи 52 и часть 2 статьи 198 АПК РФ).
Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в статье 46 ГПК РФ, статье 40 КАС РФ и статьях 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами.
17. Исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершение в их пользу определённых действий или воздержание от совершения определённых действий, например, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 206 ГПК РФ (части 1 и 3 статьи 1 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительные листы на основании судебных актов, не содержащих вышеуказанных предписаний, например, в случаях признания судом права на имущество, понуждения к заключению договора, определения порядка пользования имущества, судом не выдаются.
Если судом принято решение об удовлетворении требований, не подлежащих принудительному исполнению, и требований, которые возлагают на сторону (стороны) спора обязанность по передаче денежных средств и иного имущества либо по совершению определённых действий, то на основании этого судебного акта в части возложения указанных обязанностей может выдаваться исполнительный лист. Так, например, при принятии судом решения об определении порядка пользования земельным участком и переносе (сносе) строений принудительному исполнению подлежит решение только в части переноса (сноса) строений и только для исполнения этих предписаний суда может быть выдан исполнительный лист.
Решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ или частью 7 статьи 201 АПК РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определённых действий.
18. В силу положений статьи 47 НК РФ и статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счёт имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель не вправе требовать от органа, направившего такой исполнительный документ, представления каких-либо дополнительных документов, подтверждающих отсутствие информации о счетах должника, а также недостаточность или отсутствие на них денежных средств.
Отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства по причине непредставления указанных документов может быть признан незаконным.
19. Мировое соглашение, соглашение о примирении, не исполненные добровольно, подлежат принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству стороны данного соглашения (часть 2 статьи 142 АПК РФ, по аналогии закона судами общей юрисдикции в гражданском процессе на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 9 статьи 137 КАС РФ).
Отсутствие сведений о неисполнении условий мирового соглашения, соглашения о примирении, содержащих обязанности одной или обеих сторон по передаче имущества либо по совершению (несовершению) определённых действий, не является основанием для отказа суда в выдаче исполнительного листа и для отказа судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства на основании выданного судом исполнительного листа о принудительном исполнении мирового соглашения, соглашения о примирении, поскольку обстоятельства, связанные с исполнением, подлежат выяснению в ходе исполнительного производства.
20. Перемена имени физического лица, изменение наименования юридического лица, не связанное с изменением организационно-правовой формы, не требуют разрешения судом вопроса о процессуальном правопреемстве, поскольку это не влечёт выбытия стороны в спорном или установленном судом правоотношении.
В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства с указанием как нового, так и прежнего имени (наименования) взыскателя либо должника с приобщением к материалам исполнительного производства документов, подтверждающих соответствующие изменения (например, свидетельства о перемене имени или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц). При перемене имени (изменении наименования) взыскателя или должника в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указывает об этом в соответствующем постановлении, а также при необходимости может внести изменения в ранее вынесенные постановления применительно к части 3 статьи 14 Закона об исполнительном производстве.
21. После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в случае неясности исполнительного документа вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, на основании которого выдан этот исполнительный документ, с заявлением о его разъяснении (часть 1 статьи 433 ГПК РФ, часть 1 статьи 355 КАС РФ, примен��тельно к части 1 статьи 179 АПК РФ, статья 32 Закона об исполнительном производстве).
Образец административного иска в отношении судебного пристава-исполнителя
29. Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При этом суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбуждённого на основании соответствующего исполнительного документа.
Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешён судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.
Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.
30. Если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, — на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, — по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов — на основании статьи 265.1 АПК РФ).
Порядок приостановления исполнительного производства, установленный статьёй 440 ГПК РФ, статьёй 359 КАС РФ и статьёй 327 АПК РФ, в данном случае не применяется.
В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве возбуждённое по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отменённой или изменённой части.
При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдаётся; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа.
31. Последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).
С учётом положений части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в период приостановления исполнительного производства (приостановления исполнения судебного акта) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например, наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.
32. В случае, когда исполнительное производство не возбуждено, определение суда о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта не препятствует взыскателю обратиться с заявлением в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства лишь по тому основанию, что исполнение судебного акта, по которому выдан исполнительный лист, приостановлено. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно указывает на приостановление исполнения судебного акта соответствующим судом и приостановление исполнительного производства, поэтому срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, устанавливается судебным приставом-исполнителем с момента возобновления исполнительного производства.
33. В силу части 4 статьи 359 КАС РФ, части 4 статьи 327 АПК РФ и по смыслу части 3 статьи 440 ГПК РФ могут быть обжалованы определения суда как о приостановлении или прекращении исполнительного производства, так и об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства.
40. Арест в качестве исполнительного действия может быть наложен судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях (пункт 7 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве).
В качестве меры принудительного исполнения арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика, административного ответчика (далее — ответчика, в исполнительном производстве — должника), находящееся у него или у третьих лиц (часть 1, пункт 5 части 3 статьи 68 названного Закона).
Во исполнение судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика судебный пристав-исполнитель производит арест и устанавливает только те ограничения и только в отношении того имущества, которые указаны судом.
Если суд принял обеспечительную меру в виде ареста имущества ответчика, установив только его общую стоимость, то конкретный состав имущества, подлежащего аресту, и виды ограничений в отношении его определяются судебным приставом-исполнителем по правилам статьи 80 Закона об исполнительном производстве.
В случаях, когда должник препятствует исполнению судебного акта о наложении ареста на имущество по судебному акту о наложении ареста на движимое имущество должника, в том числе посредством отказа принять арестованное имущество на хранение, судебный пристав-исполнитель вправе передать арестованное имущество на ответственное хранение членам семьи должника, взыскателю либо лицу, с которым территориальным органом ФССП России заключён договор хранения, с учётом требований, установленных статьёй 86 Закона об исполнительном производстве.
41. При наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, судебный пристав-исполнитель вправе в силу части 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве не применять правила очерёдности обращения взыскания на имущество должника, что само по себе не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности в дальнейшем осуществить действия по выявлению иного имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в предыдущую очередь.
При этом судебный пристав-исполнитель обязан руководствоваться частью 2 статьи 69 названного Закона, допускающей обращение взыскания на имущество в размере задолженности, то есть арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объёму требований взыскателя.
Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности.
Выявление, арест и начало процедуры реализации другого имущества должника сами по себе не могут служить основанием для снятия ранее наложенного ареста до полного исполнения требований исполнительного документа.
42. Перечень исполнительных действий, приведённый в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определённого имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы.
После обнаружения фактического местонахождения имущества и возникновения возможности его осмотра и описи в целях обращения взыскания на него судебный пристав-исполнитель обязан совершить все необходимые действия по наложению ареста на указанное имущество должника по правилам, предусмотренным статьёй 80 Закона об исполнительном производстве.
43. Арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение могут быть установлены на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
Например, арест в качестве обеспечительной меры принадлежащего полностью или в части должнику-гражданину жилого помещения, являющегося единственно пригодным для постоянного проживания самого должника и членов его семьи, равно как и установление запрета на распоряжение этим имуществом, включая запрет на вселение и регистрацию иных лиц, сами по себе не могут быть признаны незаконными, если указанные меры приняты судебным приставом-исполнителем в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя.
Наложение ареста либо установление соответствующего запрета не должно препятствовать гражданину-должнику и членам его семьи пользоваться таким имуществом.
Закон разрешает обжаловать постановление судебного пристава в порядке подчиненности либо оспорить его в суде. Какой способ защиты выбрать, заинтересованное лицо выбирает самостоятельно. Оба эти способа можно использовать параллельно либо последовательно, если жалоба в порядке подчиненности желаемого результата не принесла. Оба эти порядка мы рассмотрим «под лупой».
Административный иск на судебного пристава-исполнителя может быть подан с целью обжалования вынесенного постановления либо при совершении должностным лицом действий, которые нарушают права, либо при бездействии исполнителя. На практике чаще всего иски подаются в следующих случаях:
- если пристав не ознакомил и не вручил акт о наложении ареста на имущество;
- провел незаконное списание денежных средств с банковского счета;
- истребовал документы от лица, которое не является участником разбирательства;
- временно ограничил право выезда за пределы страны;
- необоснованно наложил запрет на регистрационные действия, связанные с недвижимым имуществом.
И самая обширная группа исковых заявлений на бездействие пристава, то есть должностные лица затягивают возбуждение исполнительного производства либо не принимают никаких мер по поиску должника.
Подача административного иска на судебного пристава-исполнителя производится в районный суд по месту соответствующего территориального ФССП.
Подать иск необходимо на протяжении 10 дней с момента, как заинтересованному лицу стало известно, что нарушены его права либо пристав бездействует. Если пропущен срок, то вместе с иском подается ходатайство о восстановлении пропущенного срока, но с обязательным указанием уважительных причин.
На процедуру рассмотрения заявления отводится 10 дней. В ряде случаев срок может быть продлен, если материалы дела требуют дополнительного разбирательства, но не более чем на 1 месяц.
Перед тем как составить и направить административное исковое заявление об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, рекомендуется провести ряд досудебных процедур.
Прежде всего, следует запросить непосредственно у пристава объяснение относительно неисполнения им своих должностных обязанностей. После получения пояснения можно обратиться к вышестоящему руководству. Понятное дело, что ожидать каких-либо серьезных мер не стоит, но эти документы позволят доказать суду, что его вмешательство в конкретное исполнительное производство необходимо и подача иска обоснована.
У заинтересованного лица также есть право на обращение в прокуратуру. Если действительно прокуратура выявит нарушения должностных обязанностей со стороны пристава, то она даже поможет с составлением искового заявления.
Законодательством не предусмотрена унифицированная форма такого документа, поэтому его составляют с учетом требований, предъявляемых к подобным видам документов. Вначале составляется «шапка» документа, где указывается, кому адресована жалоба, затем прописываются реквизиты заявителя и в отношении кого выдвигаются требования. В основной части документа прописывается краткая суть и обстоятельства, которые дали заявителю повод обратиться с жалобой. В конце указываются требования. Это может быть прошение о прекращении нарушений или возобновлении законных интересов, прочие требования. При необходимости к жалобе на бездействие судебных приставов (образец приводится ниже) прилагаются копии документов, подтверждающие изложенные в обращении факты.
Действующим законодательством предусмотрен сокращенный срок рассмотрения таких жалоб – 3 дня. Вышестоящее руководство пристава может принять решение об обоснованности претензий и обязать сотрудника прекратить неправомерные действия либо отказать заявителю, вынеся соответствующее решение, с обоснованием причин.
Административный иск на постановление судебного пристава-исполнителя должен составляться в письменной форме. Если заявление пишется от руки, то необходимо писать разборчиво, без помарок.
В «шапке» документа указываются реквизиты суда, ответчика и истца. Далее идет название документа, к примеру: «Административный иск об оспаривании действий судебного пристава». В основной части прописывается краткая суть сложившейся ситуации, с указанием реквизитов исполнительного документа. Затем следует прописать, каким образом были нарушены права заявителя, желательно со ссылками на нормативные акты.
В последней части основного текста указываются требования, то есть то, что хочет получить в итоге заявитель. Затем прописывается перечень прилагаемых документов, проставляется подпись, ее расшифровка и дата составления иска.
Административный иск на судебного пристава-исполнителя не имеет унифицированной формы, тем не менее при его составлении следует опираться на статью 220 КАС. Согласно требованиям этой статьи заявление должно иметь следующую структуру:
- наименование органа, куда подается иск;
- данные заявителя;
- данные представителя заявителя, если иск подается через доверенное лицо (с приложением копии доверенности);
- данные исполнителя, действия или бездействие которого подлежит обжалованию;
- краткое описание ситуации, которая позволила заявителю обратиться в суд, то есть описание действий представителя ФССП;
- реквизиты исполнительного документа;
- ссылки на статьи законодательства, требования которых были нарушены;
- если ранее подавались жалобы или обращения, то информация об этом, какие были приняты решения;
- выдвигаемые требования;
- перечень прилагаемых документов;
- дата, подпись и ее расшифровка.
Следует помнить, что обязанность по доказыванию правомерности своего поведения по фактам, изложенным в административном иске на судебного пристава-исполнителя, лежит исключительно на ответчике.
Как предписывает ст. 220 и п. 1 ст. 126 КАС, к заявлению обязательно следует приложить копии самого иска, в количестве участников инициируемого процесса. Можно копии направить самостоятельно, а к иску в суд приложить подтверждающие документы отправки писем сторонам.
Если истца представляет уполномоченное лицо, но не адвокат, то, помимо копии доверенности, необходимо приложить документ, подтверждающий наличие юридического образования. Сотрудничество между истцом и адвокатом может осуществляться не только на основании доверенности, но и договора, копия которого и прилагается к заявлению.
К административному иску на судебного пристава-исполнителя необходимо приложить копию исполнительного листа и документы, которые подтвердят обстоятельства, изложенные в тексте заявления.
Если к иску не будут приложены эти документы либо будут выявлены несоответствия между сутью заявления и приложениями, то иск оставят без движения.
В Советский районный суд г. Астрахани
Административный истец: Павлова Екатерина Сергеевна, адрес: г. Астрахань, ул. Петербуржская, д. 24 тел. 69584785623 Административный ответчик: Судебный пристав-исполнитель ОСП Советского района г. Астрахани Масленникова Валентина Егоровна, адрес: г. Астрахань, ул. Коммунаров, д. 57 Административный ответчик: ОСП Советского района г. Астрахани Масленникова Валентина Егоровна, адрес: г. Астрахань, ул. Коммунаров, д. 57 Заинтересованное лицо: Управление Пенсионного Фонда РФ по Советскому району г. Астрахани адрес: г. Астрахань, ул. Коммуны, д. 357
25 ноября 2015 г. с моего личного счета в ОАО «ВостокСибИнвест» списаны денежные средства в размере 25 000 руб. При обращении в банк мне было разъяснено, что денежная сумма арестована в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Астрахани и списана в счет имеющейся у меня задолженности перед Пенсионным фондом России.
В период с 2010 по 2013 г. я являлась индивидуальным предпринимателем и имела задолженность перед ПФР по уплате взносов. С 12 марта 2014 г. я не являюсь предпринимателем, не трудоустроена. Я состою на бирже труда как безработная, а указанный счет № 78965412354679548762 открыт для перечисления алиментов на моего несовершеннолетнего сына Павлова Алексея Сергеевича.
Кроме того, я не получала постановление о возбуждении исполнительного производства (ни лично, ни по почте). Мне не был установлен добровольный срок оплаты задолженности. Поскольку денежные средства в виде алиментов принадлежат моему ребенку и не являются источниками моих доходов, а также в соответствии со ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве», наложение ареста на расчетный счет, предназначенный для алиментов, является незаконным.
Подтвердить целевое назначение средств с указанного счета может история операций, из которых следует, что единственным отправителем финансовых средств является отец ребенка, Павлов Сергей Андреевич.
Руководствуясь статьей 220 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Прошу:
- Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г. Астрахани В.Е. Масленниковой по наложению ареста на расчетный счет № 78965412354679548762, ОАО «ВостокСибИнвестБанк».
- Обязать ОСП Советского района г. Астрахани вернуть на вышеуказанный расчетный счет денежную сумму в размере 25 000 руб.
- Установить срок добровольной оплаты для погашения имеющейся перед ПФР задолженности.
Приложение:
- Копии административного искового заявления
- Копии справки о состоянии на учете в качестве безработной
- Копии истории банковских операций
- Копии судебного приказа о взыскании алиментов
Павлова Е.С. 02.12.2015 г.
В административном иске нужно указать свои полные данные. Укажите наименование отдела судебных приставов, его адрес, а также фамилию, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, действия которого обжалуются.
В жалобе должны быть указаны обстоятельства возбуждения исполнительного производства, перечислены действия судебного пристава, которые обжалуются. Необходимо подробно изложить свое видение возникшей ситуации, указать на допущенные судебным приставом нарушения. Указание конкретные положения Федерального закона «Об исполнительном производстве»на предмет соответствия которым суд должен будет проверить действия судебного пристава-исполнителя.
В просительной части административного иска укажите какие действия судебного пристава-исполнителя просите признать незаконными, какое постановление просите отменить или изменить (полностью или в части) и каких последствия обращения в суд желаете получить.
Если нарекания в адрес судебного пристава связаны с исполнительным листом, то поставить под сомнение его действия или бездействие также можно, обратившись в суд. Это правило применимо как по отношению к гражданскому, так и арбитражному судопроизводству.
При этом важно соблюсти сроки для обращения в суд с соответствующими претензиями.
Когда за оформление исполнительного листа отвечал районный или арбитражный суд, то обжалование действий или бездействия судебных приставов возможно в течение трех месяцев, когда заявитель получил информацию о соответствующих фактах.
Отличаются и формы обращения в суд. Если поводом для обжалования действий пристава стал исполнительный лист, выданный районным судом, то подается административное исковое заявление.
Административный иск на судебного пристава исполнителя
Ниже мы приводим образец заявления по поводу обжалования действий или бездействия судебного пристава. Его можно взять за основу для обращения в суд любой юрисдикции. Итак, документ начинается с указания суда, а также информации о взыскателе и должнике.
После этого следует описать обстоятельства, в связи с которыми выдан исполнительный лист (реквизиты судебных решений, а также иные сведения).
Далее необходимо сослаться на факт открытия исполнительного производства с указанием номера и даты соответствующего постановления.
В следующем блоке документа должно идти описание того, в чем же именно заключается неправомерность действий или бездействия пристава. Свою позицию в этой части следует подкрепить нормами законодательства об исполнительном производстве.
Завершающая часть должна содержать просьбу восстановить тем или иным образом нарушенные права. Кроме того, к заявлению могут быть приложены и документы, подтверждающие позицию той или иной стороны.
Примерный образец административного иска можно скачать ниже.
Жалобы необходимо подавать в порядке подчиненности. Рассмотрим законы иерархии в госструктуре:
- Если решение выносилось госслужащим, то жалоба направляется на имя старшего судебного пристава в том же отделении ФССП.
- Если постановление старшего пристава вас не устроило, далее жалуемся в адрес главного пристава в субъекте РФ.
- Следующий шаг — жалоба составляется на имя главного пристава РФ.
Отметим, что это долгий и муторный путь. Вам придется постоянно отправлять письма, ждать ответов длинными зимними вечерами и так далее. К тому же, не факт, что вам будут вовремя отвечать.
Также можно подавать жалобы в прокуратуру и в районный суд. Как правило, должники сначала обращаются в ФССП, суд и прокуратура воспринимаются как крайние меры.
Приведенный ниже образец административного иска будет полезен при подаче ходатайства в суд на судебного пристава.
В октябрьский районный суд
г. Ростова-на-Дону
административный истец:
Иванов Петр Петрович;
административный ответчик:
судебный пристав-исполнитель ОСП по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону Петрова М.Р.
Административное исковое заявление
В ходе исполнительного производства №0000 от «1» ноября 2020 приставом-исполнителем Петровой М.Р. были нарушены следующие нормы права: перечень нормативных документов.
Действия пристава нарушили мои законные права и ограничили личные свободы в части описание понесенного ущерба.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 128 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», прошу суд:
- перечень требований, направленных на восстановление законности
- ….
Дата
Подпись
Перечень документов
Скачать образец: Административное исковое заявление на судебного пристава исполнителя
КАС РФ содержит строгие требования к сроку подачи административного иска о признании незаконными действия (бездействие) пристава. Оформить обжалование следует в течение 10 дней с того момента, как заявителю стало известно о нарушении прав. Восстановить срок по административному иску можно при наличии уважительной причины, например:
- болезнь;
- служебная командировка;
- отсутствие уведомления о наложении ареста.
Прежде чем подавать судебный иск на действия с пристава-исполнителя можно попытаться решить вопрос в досудебном порядке. Альтернативными способами защиты собственных интересов являются:
- жалоба в порядке подчиненности – жалоба попадает на рассмотрение старшему приставу конкретного отделения ФССП;
- ходатайство в Управление ФССП – рассмотрением вопросов занимается специальный отдел по работе с обращениями;
- заявление в Прокуратуру – надзорный орган проверит действия пристава на законность и, в случае обнаружения нарушений, примет меры реагирования.
Если жалоба была подана в ФССП, то ее несвоевременное рассмотрение признается судом в качестве уважительной причины пропуска десятидневного обращения в суд. В случае если результаты такого рассмотрения не устроили заявителя, обжаловать придется не действия пристава, а ответ вышестоящего руководства на поданную жалобу.
Одновременно подавать ходатайство в суд и в ФССП не имеет смысла, т. к. в случае судебного расследования, внутренние проверки ФССП приостанавливаются. А вот совместить судебный иск и прокурорскую проверку бывает полезно, т. к. решение прокурора обязательно будет учтено судьей при рассмотрении ходатайства.
Бездействием следует считать неисполнение должностным лицом ОСП возложенных на него функций. Основанием для жалобы на должностное лицо ОСП может послужить любой факт непринятия им предусмотренных законом мер для своевременного и полного исполнения решения суда. Ключевым основанием будет отсутствие сведений о совершении действия в материалах ИП.
Обратите внимание!
Факт неисполнения документа не может быть квалифицирован как бездействие пристава, если в рамках производства им были предприняты все исполнительные действия и меры принудительного исполнения, но местонахождение должника либо его имущества установлено не было.
Примеры бездействия:
- неналожение ареста на имущество должника, если сумма долга превышает 3 тыс. рублей;
- ненаправление запросов в Росреестр, ГИБДД, ФНС, ПФР для получения информации о зарегистрированном имуществе, открытых счетах, месте трудоустройства;
- неприменение в отношении должника временных ограничений на выезд за пределы РФ или на использование специального права;
- непроведение проверки имущественного положения по месту проживания должника;
- необъявление должника или его имущества в розыск, если сумма долга превышает 10 тыс. рублей и удовлетворены иные условия для его объявления;
- несообщение начальнику органов дознания о наличии признаков преступления.
Существует несколько инстанций, в которые взыскатель вправе направить жалобу на действия пристава-исполнителя:
- В порядке подчиненности – старшему судебному приставу. Если ответ начальника ОСП по жалобе не удовлетворяет взыскателя, он вправе обратиться к главному приставу субъекта, а на его постановление – к главному приставу РФ.
- В орган общего надзора – районную прокуратуру. Прокуроры рассматривают жалобы, содержащие сведения о нарушении законодательства, независимо от характера нарушения.
- Оспаривание бездействия в суде общей юрисдикции. Подается в суд по месту расположения ОСП, в котором работает должностное лицо, чье бездействие оспаривается.
В порядке подчиненности жалоба подается в течение 10 дней после совершения СПИ действия (бездействия), принятия решения. К примеру, пристав в установленные сроки не совершает исполнительные действия в отношении должника, — налицо факт бездействия. С момента, когда взыскатель (иное заинтересованное лицо) узнает о факте бездействия до подачи жалобы должно пройти не более 10 дней.
Если заинтересованное лицо не было извещено соответствующим образом, то отсчет берется с того момента, когда оно узнало или должно было узнать о бездействии СПИ. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия решения по ней.
Решать проблемы с ФССП в порядке подчиненности некоторые граждане не хотят. По их мнению, если жалоба не выходит за пределы ведомства, то никакого правомерного решения по ней вынесено не будет. Подобное суждение не является до конца верным, но у граждан и организаций в любом случае сохраняется право на обращение в органы прокуратуры.
В подавляющем большинстве случаев проверка деятельности ФССП органами прокуратуры проводится по заявлению граждан и организаций, участвующих в исполнительном производстве. Порядок рассмотрения жалоб, обращений, заявлений граждан и организаций регулируется федеральным законом «О прокуратуре РФ» и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (Инструкции о рассмотрении обращений в органы прокуратуры РФ).
Работники прокуратуры обязаны реагировать на обращения граждан. По результатам рассмотрения одной жалобы предпринимается одна из следующих мер:
- Принимается к разрешению.
- Передается на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры.
- Оставляется без разрешения.
- Направляется на разрешение в другие государственные органы.
- Приобщение к ранее поданному обращению.
Как оспорить в суде действия или бездействие органов государственной власти
В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).
В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:
- нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
- акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
- решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).
Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.
Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.
На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.
Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.
Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.
Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).
Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).
Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).
В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).
Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).
При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).
Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.
Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ, которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.
Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями (ст. 19, 20, 21 КАС РФ).
Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.
Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.
Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.
Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них (ст. 26).
Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком (ст. 43).
В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению (ст. 95).
В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11).
Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.
Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.
Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.
Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.
Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.
Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).
Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.
Для большего понимая приведу пример: Имеется должник, зовут его Василий. У Василия есть долг в 100 тысяч рублей. Есть сотрудник, назовем его Николай. Николаю необходимо исполнить требования исполнительного документа. Николай арестовывает имущество Василия стоимостью 1 миллион рублей. Внимание вопрос! Законны ли действия Николая? Конечно нет, Николай нарушил п.5 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» (соотношение требований взыскателя и принятых мер) наложил арест на имущество. Действия должны быть законными. Законность один из главных принципов в исполнительном производстве. Законность главный принцип не только в сфере принудительного исполнения, а в системе Российского права в целом. (п.1 ст. 4 Закона). Перед тем как писать заявление постарайтесь наладить взаимодействие с человеком, постарайтесь предложить свою помощь. Не нужно с порога проявлять агрессию и ругаться. Люди бывают разные и информацию воспринимают индивидуально.
Что делать, если сторона не согласна с вынесенным постановлением и считает его незаконным? Значит пришло время принимать решение о подачи жалобы!
Заявление можно подать в три инстанции на выбор:
- Вышестоящему руководству. По служебной иерархии над обычным сотрудником находится руководитель отдела (старший судебный пристав). Фактически это его начальник. В обязанности старшего входит организация работы всего отдела. Обращаясь в порядке подчиненности будьте готовы: вашу жалобу никто не будет рассматривать беспристрастно. Начальник всеми способами будет помогать своему «младшему брату» и возможно закроет на нарушения глаза. Так что, если вы решительно настроились, то полагаю это не ваш вариант.
- Жалоба в прокуратуру. Более эффективный метод чем первый. По заявлению прокурор обязан провести проверку и принять меры прокурорского реагирования. Сроки рассмотрения заявления могут длиться до 30 суток. На практике прокурор не обладает самостоятельностью не имея право отменить незаконное постановление. Для этого он должен обратиться в судебные инстанции. В моей практике был случай, когда прокурор обратился с заявлением в интересах государства — МЧС России. Статистика такова — наибольшее количество обращений приходится на взыскателей. Поскольку не каждый человек и тем более организация готовы мириться с бездействием. Бездействие приводит к тому, что лицо не может получить присужденное (денежные средства или имущество). Небольшое отступление. В свою очередь исполнители «завалены» исполнительными производствами. Приходилось наблюдать, когда в некоторых отделах число исполнительных производств на одного человека составляло 3-4 тысячи. И о каком качестве работы можно вести речь? Только представьте — по каждому делу нужно выполнять определенные действия (возбуждения производств, арест имущества, обращение взыскания на денежные средства и прочее). Люди работают в условиях катастрофической нехватки времени при заплате около 20 тысяч рублей (не считая Москвы и Санкт-Петербурга).
- На мой взгляд добиваться правды в суде наиболее эффективный способ среди рассматриваемых. Минимум на Вас обратят внимание, максимум решат проблему сразу. Далеко не каждое лицо захочет нести ответственность. Решая оспаривать незаконные действия (бездействие) не забывайте про процессуальные сроки направления жалобы. Его можно подать в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Дата вынесения документа находится в верхнем правом углу. Но бывает, постановление попросту не отправлено и о вынесении постановления Вы выяснили гораздо позже. Сроки идут с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав. Пропуск срока может явиться хорошим аргументом вашего оппонента для отказа в требованиях.
Обжалование постановления судебного пристава
Пристав, как и любой работник в случае проступка обязан нести ответственность. Почему я начал с порядка обжалования незаконных постановлений? Все просто! При наличии положительного решения будет проще доказать наличие незаконных действий со стороны федерального государственного гражданского служащего. Какая ответственность предусмотрена в нашем случае?
Работодатель может применить к нерадивому сотруднику следующие виды наказаний:
- Дисциплинарная;
- Замечание;
- Выговор;
- Неполное соответствие занимаемой должности;
- Увольнение.
Предусмотрена административная и уголовная ответственность. Наказание будет предусматриваться в зависимости от конкретного состава административного правонарушения или уголовного преступления.
На практике к дисциплинарной ответственности служителей Фемиды трудно привлечь. Это обусловлено сильной текучкой в службе, отсутствием квалифицированных кадров, маленькими зарплатами (я про службу исключительно). Привлечение к дисциплинарной ответственности это право работодателя, а не обязанность. В преобладающим большинстве руководство всяческим образом «выгораживает» сотрудника. Повторюсь, все будет зависеть от конкретной ситуации.
Подведем итоги. Завершим нашу тему лекции поговоркой, ведь как известно «под лежачий камень вода не течет». Не думайте, что проблема решится сама собой! Нужно быть собранным и контролировать весь процесс начиная с возбуждения исполнительного производства заканчивая окончанием. Не подготовленному человеку достаточно сложно защищать свои права, тем более в судах.
Юриспруденция — большая наука, достижения результата зависит от образования, квалификации и опыта человека. Разумным будет доверить решение своей проблемы квалифицированным юристам. В нашей команде работают настоящие профессионалы! За плечами у многих учеба в ведущих высших учебных заведениях страны, обширный опыт работы! Обращайтесь за помощью и результат не заставит себя ждать! Не стесняйтесь отставлять комментарии, мы обязательно ответим на каждый!
Государственные органы призваны защищать интересы граждан и обязаны действовать, основываясь на принципах законности. Сталкиваясь произволом или халатным исполнением должностных обязанностей сотрудниками ФССП важно знать законные способы защиты своих интересов. Один из действенных методов воздействия на приставов – подача административного судебного иска.
Пристав, служащий в Службе Судебных Приставов и исполняющий обязанности по принудительному исполнению судебных решений, попадает под определение «госслужащий». Его действия можно обжаловать в суде согласно ст. 220 ФЗ №21 кодекса административного судопроизводства.
Подать в суд ходатайство на действия пристава-исполнителя может любое заинтересованное лицо, чьи права были нарушены во время исполнительного производства: истец, ответчик, третья сторона. Чаще всего основанием для подачи жалобы выступают следующие причины:
- бездействие должностного лица в розыске и аресте имущества должника;
- неправомерное наложение ареста на чужое или залоговое имущество;
- блокировка и списание средств со счета, на который приходят социальные выплаты, алименты, пенсия;
- нарушение процедуры взыскания, злоупотребление силой и полномочиями.
Эффективным способом отстоять свои права и защитить имущественные интересы является подача в суд жалобы на приставов. В течение 10 дней суд рассматривает предъявленные требования, проверяет действия сотрудников ФССП на соответствие закону и выносит решение. После объявления итогов судебного заседания сторонам дается один месяц на их обжалование, по истечении которого решение вступает в законную силу. Судья вправе не только удовлетворить по существу требования заявителя, но и назначить компенсацию за причиненный моральный вред.
Приведенный ниже образец административного иска будет полезен при подаче ходатайства в суд на судебного пристава.
В октябрьский районный суд
Иванов Петр Петрович;
судебный пристав-исполнитель ОСП по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону Петрова М.Р.
Административное исковое заявление
В ходе исполнительного производства №0000 от «1» ноября 2019 приставом-исполнителем Петровой М.Р. были нарушены следующие нормы права: перечень нормативных документов.
Действия пристава нарушили мои законные права и ограничили личные свободы в части описание понесенного ущерба.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 128 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», прошу суд:
- перечень требований, направленных на восстановление законности
- ….
Административный иск на действия судебного пристава исполнителя по взысканию долга, ходатайство о признании незаконным вынесенное постановление, заявление о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей по исполнению судебного решения подаются в районный суд по принципу подсудности, т. е. по месторасположению отдела ФССП.
КАС РФ содержит строгие требования к сроку подачи административного иска о признании незаконными действия (бездействие) пристава. Оформить обжалование следует в течение 10 дней с того момента, как заявителю стало известно о нарушении прав. Восстановить срок по административному иску можно при наличии уважительной причины, например:
- болезнь;
- служебная командировка;
- отсутствие уведомления о наложении ареста.
Заявление в суд обязательно оформляется в письменной форме. Система административного судопроизводства допускает два способа подачи частной жалобы:
- лично;
- через представителя (доверенное лицо);
- заказным письмом с описью вложения;
- на сайте суда в сети Интернет.
Важно! При оформлении электронного обращения в Арбитражный суд заявителю требуется подписать отправляемый документ усиленной электронной подписью.
Документы по делу приложите в виде копий (по числу лиц, участвующих в деле):
- сведения о заявителе — паспорт или свидетельство о регистрации;
- исполнительный документ или постановление о возбуждении исполнительного производства;
- обжалуемый документ (если на руках имеется постановление пристава, на которое подается жалоба).
Чтобы суд удовлетворил законные требования, подайте административный иск на судебного пристава исполнителя в соответствии с ФЗ-229.
Срок подачи — 10 дней со дня получения информации о нарушении прав | п.3 ст. 219 КАС (ФЗ-21) |
Пропуск срока не является причиной отказа и восстанавливается судом при наличии уважительной причины | п. 5-8 ст. 219 КАС |
Суд рассматривает заявление в течение 10 дней со дня поступления (в сложных случаях срок продлевается до 1 месяца) |
п.4 ст. 128 ФЗ-229 ст. 226 КАС |
Срок рассмотрения в арбитражном суде — 3 месяца Продление — не более 6 месяцев |
ст. 329 АПК ст. 200 АПК |
Не даем себя в обиду! Отменяем постановления пристава!
Подать в суд ходатайство на действия пристава-исполнителя может любое заинтересованное лицо, чьи права были нарушены во время исполнительного производства: истец, ответчик, третья сторона. Чаще всего основанием для подачи жалобы выступают следующие причины:
- бездействие должностного лица в розыске и аресте имущества должника;
- неправомерное наложение ареста на чужое или залоговое имущество;
- блокировка и списание средств со счета, на который приходят социальные выплаты, алименты, пенсия;
- нарушение процедуры взыскания, злоупотребление силой и полномочиями.
Образцы жалоб (да их не одна, для каждой инстанции предусмотрен свой шаблон) можно найти на официальном сайте ФССП. А также у знакомого бесплатного юриста (друга детства или дальнего родственника) или «загуглив» в интернете. Но проще всего — скачать образцы жалоб у нас (ведь вы же читаете эту статью!)
Вот эти образцы
Бланк жалобы на судебного пристава (23.0 КБ)
Если у вас нет времени, знаний или желания жаловаться самостоятельно, то вы можете обратиться за профессиональной помощью к юристам или адвокатам, которые «собаку на этом съели». Они за соответствующее материальное вознаграждение напишут подходящую кляузу (простите — жалобу), подготовят необходимый пакет документов. А может быть они даже возьмут на себя малоприятное общение с государственными органами до полного решения вашей проблемы. Если вы, конечно, заплатите и если вашу проблему можно разрешить.
Противоправные действия или бездействие госслужащих можно и нужно обжаловать!
Российским законодательством предусмотрен широкий выбор «инструментов» по защите своих законных прав и интересов от произвола со стороны службы принудительного исполнения. При этом очень важно хорошо ориентироваться в действующем законодательстве об исполнительном производстве, чтобы знать, что может и должен делать пристав, а что ему категорически запрещено.
Ниже мы приводим образец заявления по поводу обжалования действий или бездействия судебного пристава. Его можно взять за основу для обращения в суд любой юрисдикции. Итак, документ начинается с указания суда, а также информации о взыскателе и должнике.
После этого следует описать обстоятельства, в связи с которыми выдан исполнительный лист (реквизиты судебных решений, а также иные сведения).
Далее необходимо сослаться на факт открытия исполнительного производства с указанием номера и даты соответствующего постановления.
В следующем блоке документа должно идти описание того, в чем же именно заключается неправомерность действий или бездействия пристава. Свою позицию в этой части следует подкрепить нормами законодательства об исполнительном производстве.
Завершающая часть должна содержать просьбу восстановить тем или иным образом нарушенные права. Кроме того, к заявлению могут быть приложены и документы, подтверждающие позицию той или иной стороны.
Примерный образец административного иска можно скачать ниже.
Действующим российским законодательством предусмотрены несколько способов защиты нарушенных приставами прав. Вы можете по своему усмотрению подать жалобу следующим должностным лицам / государственным органам:
- Старшему приставу — непосредственному начальнику того, кто нарушил ваши права и законные интересы;
- Главному приставу в территориальное управление ФССП России;
- В органы прокуратуры;
- В суд общей юрисдикции по месту исполнения судебным приставом своих должностных обязанностей;
При этом досудебное урегулирование не является обязательным, что означает, что вы сразу можете обратиться в суд за защитой своих прав, минуя обращение к должностным лицам судебных приставов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за подачу жалобы в суд придется заплатить баснословные 300 рублей.
Есть несколько способов оспорить, как то или иное действие, так и бездействие судебного пристава. В первую очередь, это подача жалобы, адресованной непосредственному начальству чиновника.
В ней нужно указать все данные об исполнительном производстве, а также написать о том, какие конкретно пункты законодательства упустил из внимания судебный пристав.
Завершать жалобу должна конкретная просьба о том, как ускорить исполнительное производство или защитить свои права, как стороне, иным способом.
Поступившее обращение рассматривается на протяжении десяти дней. За этим должно последовать постановление с указанием мер, которые будут приняты в дальнейшем.
Если никаких реальных мер принято не было, эффективным методом защиты прав будет жалоба на пристава в прокуратуру.
Действие, бездействие судебного пристава, вправе обжаловать все стороны исполнительного производства.
Например, предметом обращения могут быть:
- нарушение процедуры тех или иных исполнительных действий;
- применение ареста к чужим вещам;
- бездействие в розыске должника и его имущества.
К сказанному можно добавить что действенный метод имеет и жалоба в суд на судебных приставов. На данный момент этот процессуальный документ именуется как административный иск на судебного пристава.
Об особенностях обжалования действий судебного пристава исполнителя по КАС РФ расскажем подробнее, буквально через пару абзацев.