Отчетность акционерного общества в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность акционерного общества в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

ЦБ изменил правила раскрытия эмитентами информации

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11]. После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

  • специализированными обществами и ипотечными агентами;
  • субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
  • в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Общее правило переноса срока представления отчетности, если крайний срок сдачи выпадает на выходной/нерабочий праздничный день, распространяется и на отчетность, подаваемую в ФСС.

Сроки сдачи отчетности в ФСС следующие.

Вид отчетности За какой период представляется Крайний срок представления отчетности в ФСС
Расчет 4-ФСС на бумаге За 2021 год 20.01.2022
За I квартал 2022 года 20.04.2022
За I полугодие 2022 года 20.07.2022
За 9 месяцев 2022 года 20.10.2022
За 2022 год 20.01.2023
Расчет 4-ФСС в электронном виде За 2021 год 25.01.2022
За I квартал 2022 года 25.04.2022
За I полугодие 2022 года 25.07.2022
За 9 месяцев 2022 года 25.10.2022
За 2022 год 25.01.2023
Подтверждение основного вида деятельности За 2021 год 15.04.2022
За 2022 год 17.04.2023

  • Статистическая форма 1-ИП: кто сдаёт и как заполнить

    3,0 тыс. 0

    Налоговые и бухгалтерские изменения с 2022 года

    Для получения подписи в ФНС необходимо подать заявление на выдачу сертификата. Это можно сделать, посетив ИФНС лично, или заполнив форму на сайте налоговой.

    Затем следует выбрать носитель, на который ФНС запишет электронную подпись. Требуется токен, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России.

    Далее руководитель должен посетить инспекцию, чтобы подтвердить свою личность. С собой потребуется паспорт, СНИЛС, носитель-токен и сертификат соответствия на токен (поставляется в комплекте с токеном).

    В завершении процесса необходимо подготовить рабочее место: приобрести средство криптозащиты КриптоПро CSP, установить его на компьютер, а затем загрузить сертификат ЭП.

    Электронную подпись ФНС выдаёт бесплатно. Но это относится только к файлам ЭП, которые запишут на токен. Отдельно нужно купить токен и лицензию на КриптоПро CSP.

    Также с 1 января 2022 года сотрудники, бухгалтерия и другие уполномоченные лица – все, кто подписывает документы компании — должны пользоваться своей ЭП. За её получением можно будет обратиться в УЦ, прошедшие переаккредитацию (АУЦ). Также потребуется личный визит, предъявление паспорта и СНИЛС.

    В файле подписи будут указаны только ФИО физлица. Чтобы доказать правомочность своих действий от имени компании, нужна электронная доверенность (она же — машиночитаемая доверенность, МЧД).

    Функцию выдачи подписи сохраняют УЦ Банка России и УЦ Федерального казначейства.

    УЦ Банка России возьмёт на себя кредитные организации, операторов платёжных систем, некредитные финансовые организации, а также ИП, которые осуществляют указанные в части первой ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» виды деятельности.

    УЦ Федерального казначейства будет выдавать ЭП лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностным лицам госорганов, органов местного самоуправления, должностным лицам их подведомственных учреждений и организаций.

    Если в 2022 году у вас останется действующий сертификат ЭЦП от Удостоверяющего центра, получившего аккредитацию по новым правилам 63-ФЗ, то им можно продолжать пользоваться до конца срока действия. Экстренно обращаться в ФНС или УЦ 1 января 2022 года за новой подписью не нужно. Перевыпустить подпись можно, когда срок действия текущей ЭП от аккредитованного УЦ будет подходить к концу.

    В целях повышения информационной прозрачности и качества раскрытия информации о практиках корпоративного управления в годовых отчетах публичных акционерных обществ Банк России рекомендует публичным акционерным обществам использовать прилагаемые рекомендации по составлению отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления и форму отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления.

    Со дня опубликования настоящего информационного письма не применяется письмо Банка России от 17.02.2016 N ИН-06-52/8 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления».

    Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Первый заместитель
    Председателя
    Банка России
    С.А. Швецов

    Приложение 1
    к письму Банка России
    от 27.12.2021 N ИН-06-28/102

    Содержательное раскрытие публичными акционерными обществами информации о ключевых практиках корпоративного управления (взаимодействие с акционерами, поведенческая модель лиц, контролирующих общество, формирование совета директоров (наблюдательного совета), организация процесса принятия советом директоров решений и оценка эффективности его работы, управление конфликтом интересов, система вознаграждений, организация управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита и др.) способствует построению доверительных отношений с акционерами, инвесторами и другими заинтересованными лицами и формированию у указанных лиц целостного представления о результатах деятельности и перспективах развития публичного акционерного общества в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    Положением Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение о раскрытии информации) установлены требования1 по включению в годовой отчет публичного акционерного общества, акции которого допущены к организованным торгам (далее — общество, публичное акционерное общество), отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее — Кодекс). В частности, согласно пункту 57.2 Положения о раскрытии информации отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса должен содержать:

    заявление совета директоров (наблюдательного совета) общества о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом;

    информацию о принципах Кодекса, которые не соблюдаются обществом или соблюдаются им не в полном объеме, с описанием того, в какой части они не соблюдаются;

    краткое описание наиболее существенных аспектов модели и практики корпоративного управления в обществе;

    описание методологии, по которой обществом проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом;

    объяснение ключевых причин, факторов и (или) обстоятельств, которые должны носить конкретный характер, в силу которых обществом не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме принципы корпоративного управления, закрепленные Кодексом;

    описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются обществом вместо рекомендованных Кодексом;

    планируемые (предполагаемые) действия и мероприятия общества по совершенствованию модели и практики корпоративного управления с указанием сроков реализации таких действий и мероприятий.

    Раскрываемая обществами информация о реализуемых практиках корпоративного управления должна позволять заинтересованным лицам оценить практическую реализацию обществами рекомендаций и принципов Кодекса, а также сформировать исчерпывающее представление о причинах несоблюдения (частичного соблюдения) принципов и рекомендаций Кодекса.

    В связи с этим Банком России с учетом произошедших изменений в законодательстве Российской Федерации, практического опыта внедрения обществами принципов и рекомендаций Кодекса, мониторинг которого ежегодно осуществляется Банком России, разработана и рекомендуется обществам к применению Форма отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса (далее — Форма отчета о соблюдении принципов Кодекса), представленная в Приложении N 2 к информационному письму.

    Рекомендованная Банком России Форма отчета о соблюдении принципов Кодекса включает в себя критерии оценки соблюдения принципов корпоративного управления, которые позволяют акционерам, инвесторам и иным заинтересованным лицам оценить практическую реализацию обществом принципов Кодекса и представляются наиболее актуальными для целей раскрытия информации. Кроме того, единообразное раскрытие обществами информации о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса позволяет заинтересованным лицам оценивать динамику внедрения обществом рекомендаций Кодекса, сопоставлять практики корпоративного управления, используемые различными обществами, в частности, при принятии инвесторами инвестиционных решений.

    Во исполнение требования, предусмотренного пунктом 57.2 Положения о раскрытии информации, в отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса необходимо включать описание методологии, по которой обществом проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом. В случае, если указанное описание приводится в иных разделах годового отчета, в отчете о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса рекомендуется привести ссылку на эти разделы годового отчета. При проведении оценки соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом, обществам предлагается использовать нижеприведенные рекомендации2.

    Поскольку внедрение принципов и рекомендаций Кодекса основано на принципе «соблюдай или объясняй», в отчете о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса рекомендуется указывать как информацию о статусе соблюдения принципов и рекомендаций Кодекса, так и приводить объяснение ключевых причин, факторов и (или) обстоятельств, в силу которых обществом не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме принципы и рекомендации, закрепленные Кодексом.

    Обществам рекомендуется внимательно и объективно подходить к оценке соблюдения принципов и рекомендаций Кодекса и указывать в отчете о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса полную и достоверную информацию.

    Рекомендуемая Форма отчета о соблюдении принципов Кодекса предусматривает включение в нее информации о соблюдении обществом всех принципов, указанных в части А Кодекса. В Форме отчета о соблюдении принципов Кодекса каждый принцип сопровождается критериями оценки соблюдения принципа корпоративного управления (далее — критерии соответствия/критерии оценки соблюдения), которые позволяют оценить его практическую реализацию обществом и представляются наиболее актуальными для целей раскрытия информации.

    При оценке соблюдения принципов и рекомендаций Кодекса обществу рекомендуется руководствоваться критериями соответствия/критериями оценки соблюдения, перечисленными в третьем столбце Формы отчета о соблюдении принципов Кодекса.

    Если корпоративная практика общества отвечает всем перечисленным критериям соответствия/критериям оценки соблюдения, то в четвертом столбце Формы отчета о соблюдении принципов Кодекса указывается, что принцип соблюдается. В данном случае общество по своему усмотрению также может представить информацию относительно соблюдения принципа в пятом столбце Формы отчета о соблюдении принципов Кодекса.

    В случае, если принятая в обществе корпоративная практика отвечает лишь некоторым критериям соответствия/критериям оценки соблюдения или не отвечает ни одному из них, то в четвертом столбце Формы отчета о соблюдении принципов Кодекса указывается статус соответствия принципу Кодекса «частично соблюдается» или «не соблюдается» соответственно. В таком случае общество приводит в пятом столбце Формы отчета о соблюдении принципов Кодекса информацию о том, какие критерии соответствия/критерии оценки соблюдения не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме, и объяснения ключевых причин, факторов и (или) обстоятельств такого несоблюдения (частичного соблюдения).

    Обществам рекомендуется при предоставлении объяснений отклонения от критерия соответствия/критерия оценки соблюдения принципа Кодекса указывать следующую информацию:

    1) четкое указание критерия соответствия/критерия оценки соблюдения принципа Кодекса, к которому относится объяснение;

    2) краткое описание обстоятельств деятельности общества и (или) исторически сложившихся предпосылок, в силу которых обществом не соблюдается или соблюдается не в полном объеме критерий соответствия/критерий оценки соблюдения принципа Кодекса;

    3) понятные и содержательные объяснения конкретных причин несоблюдения (частичного соблюдения) соответствующего критерия соответствия/критерия оценки соблюдения Кодекса;

    4) описание используемых обществом механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются обществом вместо рекомендованных Кодексом в целях снижения потенциальных рисков;

    5) указание на то, является ли несоблюдение (частичное соблюдение) ограниченным во времени и планируются ли (предполагаются ли) действия и мероприятия общества по совершенствованию модели и практики корпоративного управления с указанием сроков реализации таких действий и мероприятий.

    Раскрытие информации о корпоративном управлении в формате «соблюдай или объясняй» предполагает предоставление четких и ясных пояснений (объяснений) общества в отношении причин отклонения корпоративной практики общества от рекомендуемой Кодексом.

    Обществам не рекомендуется указывать в качестве причины несоблюдения (частичного соблюдения) принципов Кодекса следующие объяснения:

    — «не применимы к обществу»,

    — «не требуются в соответствии с законодательством»,

    — «общество не видит необходимости в полном соответствии рекомендациям» и т.п.

    Приведенные примеры объяснений не предоставляют содержательной информации об обстоятельствах, в силу которых произошло отклонение от рекомендованной Кодексом практики, и причинах такого отклонения, не позволяют оценить эффективность реализуемых обществом альтернативных мер и (или) практик, не дают представления о планируемых обществом дальнейших действиях, направленных на изменение текущей ситуации.

    Ниже более подробно рассматривается, какую информацию рекомендуется включать в объяснения причин отклонения от рекомендованной Кодексом практики, и для иллюстрации приводятся соответствующие примеры.

    2.1. Четкое указание критерия соответствия/критерия оценки соблюдения принципа Кодекса, к которому относится объяснение.

    Если рассматриваемый принцип Кодекса предполагает оценку соблюдения обществом нескольких критериев оценки соблюдения, а общество соответствует некоторым из них, то приводимое объяснение должно четко и ясно указывать на те конкретные аспекты практики корпоративного управления (критерии соответствия/критерии оценки соблюдения, как они указаны в Форме отчета о соблюдении принципов Кодекса), по которым у общества имеется отклонение.

    В качестве примера, иллюстрирующего следование указанной рекомендации, можно привести следующий фрагмент объяснения, представленного одним из обществ в отношении частичного несоблюдения принципа 2.6.3 Кодекса3:

    «Критерий 1 не соблюдается. Процедура оценки совета директоров за отчетный период не была проведена. Критерий 2 соблюдается».

    В указанном примере продемонстрировано, какой из критериев соответствия принципа 2.6.3 Кодекса соблюдается, а в отношении какого принятая в обществе практика корпоративного управления имеет отклонение от рекомендованной Кодексом. Указание только лишь на то, что принцип Кодекса не соблюдается или соблюдается частично без детализации допущенных обществом отклонений, не позволяет заинтересованным лицам сформировать полное и корректное представление о реализуемых обществом практиках корпоративного управления, потенциальных рисках и применяемых обществом мерах и (или) практиках альтернативных рекомендованным Кодексом.

    2.2. Краткое описание обстоятельств деятельности общества и (или) исторически сложившихся предпосылок, в силу которых обществом не соблюдается или соблюдается не в полном объеме принцип Кодекса.

    При представлении информации о сложившейся в обществе практике корпоративного управления рекомендуется принимать во внимание структуру собственности, организационную структуру, специфику деятельности общества, отраслевое регулирование и иные исторически сложившиеся обстоятельства, повлиявшие на формирование в обществе соответствующей практики корпоративного управления, отличной от рекомендованной Кодексом. Описание исторически сложившихся обстоятельств, в силу которых в обществе сформировалась и реализовывается практика, отличная от рекомендованной Кодексом, способствует значительно лучшему пониманию акционерами, инвесторами и другими заинтересованными лицами принятого в обществе подхода к внедрению принципов Кодекса.

    Настоящий отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления был рассмотрен советом директоров [наименование публичного акционерного общества] на заседании [дата проведения заседания совета директоров и номер соответствующего протокола].

    Совет директоров подтверждает, что приведенные в настоящем отчете данные содержат полную и достоверную информацию о соблюдении обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления за [отчетный период]1.

    Приведенная ниже отчетность (ключевые бухгалтерские формы) получена из официальных источников: баз данных Федеральной налоговой службы и Росстата РФ. На графиках мы дополнительно отобразили динамику некоторых показателей отчетности.

    Наименование показателя Код #DATE#
    АКТИВ
    Материальные внеоборотные активы 1150 #1150#
    Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы 1170 #1190#
    Запасы 1210 #1210#
    Денежные средства и денежные эквиваленты 1250 #1250#
    Финансовые и другие оборотные активы (включая дебиторскую задолженность) 1230 #1260#
    БАЛАНС 1600 #1600#
    ПАССИВ
    Капитал и резервы 1300 #1300#
    Долгосрочные заемные средства 1410 #1410#
    Другие долгосрочные обязательства 1450 #1450#
    Краткосрочные заемные средства 1510 #1510#
    Кредиторская задолженность 1520 #1520#
    Другие краткосрочные обязательства 1550 #1550#
    БАЛАНС 1700 #1700#

    Финансовые результаты представлены в стандартном виде, по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н. При формировании данных по годам мы исходили из принципа, при котором более поздние данные считаются более достоверными (в случае, если цифры в отчетности изменялись).

    Наименование показателя Код #PERIOD#
    Выручка 2110 #2110#
    Расходы по обычной деятельности 2120 #2120#
    Проценты к уплате 2330 #2330#
    Прочие доходы 2340 #2340#
    Прочие расходы 2350 #2350#
    Налоги на прибыль (доходы) 2410 #2410#
    Чистая прибыль (убыток) 2400 #2400#

    Обязательное раскрытие

    Непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг п.2, ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

    Сведения о приобретении непубличным АО более 20 процентов голосующих акций любого другого публичного или непубличного АО – в ленте новостей и сети Интернет; Банковские реквизиты расчетного счета и размер (порядок определения размера) изготовления копий документов по запросу заинтересованных лиц.

    Согласно законодательству о рынке ценных бумаг обязанность раскрывать ежеквартальный отчет и сообщение о существенном факте может иметь также и АО, не являющееся публичным, и имеющее небольшое количество акционеров. Исходя из ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» обязанность раскрывать ежеквартальный отчет и сообщение о существенном факте наступает в случаи наличия у АО зарегистрированного проспекта/проспекта эмиссии/плана приватизации, предусматривающего размещение или отчуждение акций неограниченному кругу лиц или ограниченному кругу лиц, число которых превышало 500.

    Добровольное раскрытие

    АО с количеством акционеров 50 и менее и не осуществлявшее публичное размещение облигаций, не обязано раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах»

    Мы рекомендуем АО подумать над добровольным раскрытием информации на сайте агентства (Устава, годовой бухгалтерской отчетности, списков аффилированных лиц) т. к. резкое прекращение обществом раскрытия информации по привычным каналам может усложнить процедуры взаимодействия с контрагентами, поскольку у вашего контрагента в регламенте может быть предусмотрена проверка раскрытия информации для возможности оценки общества с точки зрения должной осмотрительности. Добровольное раскрытие может существенно упростить процедуру получения кредита в Банке.

    Для публичных обществ:

    — Обязательное раскрытие[1]

    Все публичные общества должны осуществлять обязательное раскрытие в соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Главой VII. «Обязательное раскрытие информации акционерными обществами» Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П).

    Обязательное раскрытие включат в себя публикование в установленном законе порядке следующих сведений:

    — годовой отчет акционерного общества;

    — годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;

    — устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;

    — сведения об аффилированных лицах акционерного общества;

    — решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества;

    — проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;

    — дополнительные сведения, предусмотренные главой 75 Положения о раскрытии информации.

    В соответствии с п. 75.1. Положения: акционерное общество обязано раскрывать сообщения о следующих дополнительных сведениях:

    о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;

    о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц;

    об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;

    о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества;

    о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией акционерного общества.

    о приобретении более 20 процентов голосующих акций общества, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом Банком России и федеральным антимонопольным органом»

    Указанием Банка России 3899-у для ПАО введена обязанность раскрывать ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактахст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    Согласно Указанию Банка России от 16.12.2015 № 3899-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», которое внесло изменения в нормы регулирующие раскрытие информации, КАЖДОЕ акционерное общество, имеющее публичный статус обязано раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетах и сообщений о существенных фактах.

    Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период, составляемая на основе данных бухгалтерского учета (включая налоговый учет) по установленным формам. Организации по результатам хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно (ФЗ-402 «О бухгалтерском учете»).

    Срок представления годового БФО за 2021 год. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (пп. 5, 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

    Порядок представления годовой БФО за 2021 год. Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2021 год организаций, отчетность которых размещается в ГИР БО и является ресурсом БФО ФНС, предоставляется только в ИФНС по месту нахождения организации (п.п. 5, 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ; ч.1,3 ст.18 ФЗ-402 «О бухгалтерском учете»).

    Организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых не подлежит размещению в ГИР БО (предприятия госсектора; предприятия, чья отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне; религиозные организации и др.), в соответствии с законодательством РФ должны предоставлять бухгалтерскую отчетность орган государственной статистики по месту их государственной регистрации (ч.7 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    С 1 января 2022 года отменена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в иные государственные органы организациям, отчетность которых размещается в ГИР БО. Основание: Закон от 02.07.2021 № 352-ФЗ и Постановление Правительства от 24.11.2020 № 1907.

    ГИР БО – Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) – совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Заинтересованные лица, включая различные проверяющие и контролирующие органы, могут получать информацию в ГИР БО по запросу заявителя или в форме абонентского обслуживания [8]. Предоставление информации, содержащейся в ГИР БО, предоставляемой в форме абонентского обслуживания, осуществляется в электронном виде посредством установления доступа к Интернет-сервису, на котором размещена информация, содержащаяся в ГИР БО.

    Способ представления БФО за 2021 год. Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности за 2021 год представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ст.11 Федерального закона от 02.07.2021г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). Форматы представления утверждены приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/[email protected] «Об утверждении форматов представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности» [3].

    С 1 января 2022 года отменена обязанность передавать электронные формы бухгалтерской отчетности исключительно через оператора ЭДО по защищенным каналам ТКС. Основание: ФЗ-352 от 02.07.2021 г. и Информационное сообщение Минфина от 05.07.2021 г. № ИС-учет-34. С 1 января 2022 года организация сможет выбирать вариант способа передачи электронных форм отчетности: через оператора ЭДО или через сайт ФНС. Пока ждем разъяснений по этому вопросу налогового ведомства.

    Обязательный аудит годовой БФО за 2021 год. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ряд организаций должны провести обязательный аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» внесены уточнения и предусмотрена оценка финансовых показателей деятельности для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности организации начиная с отчетности за 2021 год. Перечень субъектов обязательного аудита годовой отчетности за 2021 год с учетом критериев финансовых показателей деятельности (ФЗ-476) и в силу требований иных нормативно-правовых документов приведен в таблице 1 [4].

    Состав и формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависят от организационно-правовой формы, видов и объемов производственной деятельности организации. Исходя из чего, бухгалтерская отчетность организации составляется и представляется по полной или упрощенной форме отчетности. В состав бухгалтерской отчетности включаются (ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») следующие формы [2]:

    • Бухгалтерский баланс;
    • Отчет о финансовых результатах;
    • Приложения к балансу и отчету о финансовых результатах.

    Организации, которые ведут бухгалтерский учет по упрощенной форме учета (ч.4ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н; Информационное сообщение Минфина от 19.01.2021 № ИС-учет-31) [5].

    Основными формами бухгалтерской отчетности являются баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровки отдельных показателей деятельности организации отражаются в приложениях (отчетах):

    • об изменении капитала;
    • о движении денежных средств;
    • о целевом использовании полученных средств.

    Действующие в настоящее время формы полной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по РСБУ приведены в таблице 3.

    Новые правила работы аудиторов с 1 января 2022 года

    При составлении бухгалтерского (финансового) отчета по РСБУ за 2021 год и пояснений к нему необходимо руководствоваться ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. N 43н в редакции от 08.11.2010 г. с изменениями от 29.01.2018 г.), где определен состав форм бухгалтерской отчетности:

    • п.5 ПБУ 4/99, «Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
    • п.25 ПБУ 4/99, «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки»;
    • п.39. ПБУ 4/99, «Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация».

    Исходя из вышеуказанных норм ПБУ 4/99 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах организации за отчетный год, в совокупности, можно условно разделить на 3 раздела:

    • 1-ый раздел – пояснения в виде Приложений по утвержденным формам отчетов:
      • об изменении капитала;
      • о движении денежных средств;
      • о целевом использовании полученных средств.
    • 2-ой раздел – пояснения к годовому бухгалтерскому отчету в составе рекомендованных табличных форм и пояснений как пояснительной записки.
      Табличные формы. Для расшифровки отдельных показателей бухгалтерской отчетности и отражения количественных данных в Пояснениях к годовому отчету рекомендовано использовать табличные формы, приведенные в приложении № 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 №61н в редакции приказа Минфина РФ от 19.04.2019 №61н. Данные табличные формы предусматривает расшифровку показателей отдельных срок баланса по объектам бухгалтерского учета, отраженных в балансе организации. Номера пояснений указываются в графе 1 («Пояснения») бухгалтерского баланса по соответствующей строке. Расшифровка объектов учета, которые приводятся в табличных формах пояснений, даны в таблице 4.

    Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводиться подготовительная работа, осуществляемая по утвержденному плану (графику). Важнейшими этапами подготовительной работы по составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации являются [9]:

    • Проведение инвентаризации имущества, расчетов и всех обязательств организации (предприятия) по состоянию на конец отчетного финансового года. Работу по проведению инвентаризации имущества и иных ценностей, как правило, начинают уже в октябре, сверяя остатки данных ценностей по состоянию на 1 октября. Инвентаризация расчетов и обязательств проводится ближе к годовой отчетной дате – в декабре-январе месяце.
    • Проверка правильности оценки статей баланса и оценки отдельных балансовых счетов (нематериальные активы, основные средства, незавершенное производство, финансовые вложения, производственные запасы, незавершенное строительство, готовая продукция, товары и др.); проверка полноты разноски и правильности закрытия операционных бухгалтерских счетов; сверка данных синтетического и аналитического учета по счетам; сверка налоговых регистров с данными бухгалтерского учета и налоговыми декларациями по объектам налогообложения по итоговым показателям за отчетный год, которые проводятся в бухгалтерии по мере завершения разноски первичных документов текущего года и учетных операций по ним (декабрь-январь месяцы).
    • Проверка полноты фактического наличия счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями НК РФ, включенных в книгу покупок.

    Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность. В формате опорных моментов, по актуальной на сегодня информации, основные особенности отчетной кампании по итогам работы организации за 2021 год в части бухгалтерского учета и отчетности можно свести к следующему [6]:

    • Изменения в порядке предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год организаций, отчетность которых размещается в ГИР БО (Закон от 02.07.2021 № 352-ФЗ и Постановление Правительства от 24.11.2020 № 1907).
    • Изменения в электронном документообороте при сдаче бухгалтерской отчетности, в связи с вступлением в силу с 01.01.2022 г. изменений в ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» (ФЗ-352 от 02.07.2021 г., информационное сообщение Минфина от 05.07.2021 г.№ ИС-учет-34).
    • Изменения в составе субъектов проведения обязательного аудита годовой отчетности в связи с введенными критериями для его проведения (ФЗ от 29.12.2020 N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).
    • В связи с изменениями в системе федеральных стандартов бухгалтерского учета формирование отчетных показателей за 2021 год по учету запасов организации должно быть проведено в соответствии с требованиями стандарта ФСБУ 5/2019 «Запасы».

    Налоговый учет и налоговая отчетность. В формате опорных моментов, по актуальной на сегодня информации, основные изменения в составе и формах налоговой отчетности организации по итогам работы 2021 год можно свести к следующему [1]:

    • Налоговой службой РФ утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль организации с учетом внесенных изменений в 2021 году в НК РФ. Вступает в силу с 1 января 2022г. Отчетный период 2021 года должен быть оформлен по новой форме декларации.
    • С введением в 2021 году механизма прослеживаемости товаров введена новая (скорректированная) форма декларации по НДС. В разделы 8 – 11 декларации включены строки для отражения информации по прослеживанию товаров.
    • В связи с внесенными корректировками в правила расчета и уплаты налога на имущество организаций согласно Федеральному Закону от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ введена новая форма декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год. Информацию о дальнейшем порядке составления отчетности и расчета налога на имущество организации в следующем году необходимо отслеживать в разъяснениях ФНС.
    • С отчетности за 2021 год форму 6-НДФЛ обновили приказом ФНС России от 28 сентября 2021 года № ЕД-7-11/[email protected] в связи с изменениями налогообложения физических лиц. Форма 2-НДФЛ объединена с расчетом 6-НДФЛ.

    Информационная составляющая настоящей статьи актуальна на момент ее написания. До начала отчетной кампании за 2021 год нормативно-информационная база по составлению и представлению годовой бухгалтерской и налоговой отчетности организации еще может претерпеть определенные изменения в виде обновлений, частичных изменений и уточнений. Рекомендую оперативно мониторить данный вопрос, чтобы своевременно принять изменения в работу.

    Электронная подпись-2022: что изменится в законе

    В настоящий момент дивидендная доходность акций ВТБ из расчета всех выплаченных за последние 12 месяцев дивидендов составляет 0,4% (12-месячная дивидендная доходность). Индикативная дивидендная доходность (по последнему дивиденду в годовом исчислении) также составляет 0,4% с учетом цены акции 0,0425 руб. на момент расчета. Прогнозная дивидендная доходность на 2022 г. подразумевает 16%.

    ВТБ следует достаточно интересной дивидендной политике. С 2018 г. банк устанавливает выплаты по всем трем типам акций так, чтобы дивидендная доходность владельцев привилегированных и обыкновенных акций была равна. Для расчета доходности по обыкновенным акциям используется средняя цена акций за соответствующий год. «Изюминка» дивидендного подхода ВТБ: чем дороже обыкновенные акции, тем выше на них дивиденд в абсолютном выражении.

    Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

    Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

    Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

    Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

    • условия внесения сведений в этот реестр;
    • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
    • порядок внесения сведений в реестр;
    • публичный характер реестра;
    • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
    • основания для исключения сведений из реестра;
    • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

    Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

    • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
    • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

    Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

    • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
    • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
    • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

    Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

    Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

    • при назначении;
    • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

    Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

    Формы взаимодействия:

    • запрос информации;
    • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

    Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

    • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • оказания иной аудиторской услуги;
    • банковского надзора;
    • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

    АО «ЭРА»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ

    Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

    Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

    Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

    Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

    Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

    Особенностью АО является то, что высшим органом управления признается общее собрание акционеров. Статья 47 Закона об АО предусматривает обязательное ежегодное проведение годового общего собрания акционеров, а годовой отчет о деятельности акционерное общества по закону к собранию акционеров является одним из обязательных документов, представляемых на ежегодном собрании исполнительными органами общества (п. 3 ст. 52 Закона об АО).

    ПАО составляет годовой отчет всегда, а отчетность непубличного акционерного общества формируется при наличии одного из обстоятельств:

    1. Число акционеров превышает 50 лиц.
    2. Обществом публично размещены облигации, иные эмиссионные ценные бумаги.

    Правила составления и перечень того, что должен содержать годовой отчет акционерного общества, изложены в Главе 57 Положения Банка России №714-П от 27.03.2020. Его необходимо составить в письменной форме и разместить интернете, чтобы обеспечить возможность ознакомления с ним держателей акций и иных заинтересованных лиц. Доступ пользователей к тексту документа обеспечивается на срок не менее трех лет со дня его опубликования.

    ВАЖНО! Ранее правила составления годового отчета регулировались главой 70 Положения Банка России №454-П от 30.12.2014.

    Регламентированной формы годового отчета акционерного общества законодательно не установлено. АО вправе самостоятельно разработать формат и порядок отражения информации в ежегодной отчетности, включив в нее обязательные элементы, установленные законодательством.

    Начать составление отчетного документа следует с общей информации об отчитывающейся организации: регистрационных данных, описания органов управления.

    Требования к обязательным сведениям, описание основных положений и требований по годовому отчету для АО, исключены из нового Положения Банка России №714-П. Руководство АО вправе самостоятельно решить, какова будет структура годового отчета и что в него включить. Чтобы оценить эффективность деятельности АО за прошедший отчетный период, целесообразно отразить:

    • данные о месте общества в отрасли ведения деятельности;
    • описание приоритетных направлений деятельности;
    • отчет совета директоров о результатах деятельности и развития;
    • сведения об объемах потребляемых энергоресурсов;
    • описание перспектив развития;
    • данные о выплате дивидендов;
    • описание факторов риска в деятельности компании;
    • перечень крупных сделок;
    • состав совета директоров;
    • сведения о единоличном исполнительном органе;
    • основные положения политики в области выплат вознаграждения по каждому из органов управления АО;
    • сведения о предварительном утверждении отчетности советом директоров, если она утверждается ежегодным общим собранием акционеров.

    Дополнительная информация включается на усмотрение общества, если данные интересны акционерам, контрагентам, иным заинтересованным лицам. Исполнительный орган (руководитель) является ответственным за подготовку годового отчета АО и его представление на рассмотрение. К подготовке документа привлекаются различные службы и должностные лица организации, информация о деятельности которых важна для понимания эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.

    Перед передачей на рассмотрение общего собрания и перед утверждением документ подписывается единоличным исполнительным органом — генеральным директором или иным должностным лицом организации, на которое возложена эта обязанность.

    Обязательное раскрытие информации эмитентами

    Уставом организации предусматривается, кто утверждает годовой отчет акционерного общества. Ежегодная итоговая отчетность утверждается общим собранием акционеров либо советом директоров, если это решение предусмотрено в уставе организации. После того как отчетные данные предварительно утверждены генеральным директором, его рассматривает ревизионная комиссия. Она проверяет достоверность сведений, представленных в отчетном документе. После вынесения положительного решения комиссии утверждение годового отчета АО возлагается на:

    1. Совет директоров.
    2. Собрание акционеров. В этом случае предварительно выносится на обсуждение ежегодная отчетность перед советом директоров. Совет директоров выносит решение о возможности принятия документа и решение о созыве годового общего собрания. Для утверждения итоговой ежегодной отчетности общим собранием необходимо получить более 50% голосов.

    Не позднее двух дней с даты составления протокола об утверждении отчетности его необходимо разместить в интернете. В течение минимум трех лет к отчетности АО обеспечивается открытый доступ для любых заинтересованных лиц.

    Когда публичное акционерное общество (ПАО) обязано составлять и публиковать финансовую отчетность по МСФО.

    Ответ:

    Получение статуса ПАО в общем случае связано с публичным размещением (обращением) его акций или конвертируемых в акции ценных бумаг. В свою очередь, публичное размещение (обращение) акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только при наличии проспекта эмиссии.

    При допуске к организованным торгам акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта эмиссии, ПАО обязаны:

    • раскрывать годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность. Обязанность в общем случае (за исключением субъектов МСП) возникает вне зависимости от включения акций организации в котировальный список;
    • раскрывать годовую и полугодовую индивидуальную финансовую отчетность. Обязанность возникает у организаций, не входящих в группу, в случае включения акций в котировальный список.

    Если акции не допущены к организованным торгам, то ПАО раскрывать отчетность не обязаны.

    Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.

    Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.

    Далее подробное обоснование.


    Размещение эмиссионных ценных бумаг – это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, а обращение ценных бумаг – это заключение последующих гражданско-правовых сделок с этими бумагами, в результате которых происходит переход права собственности на них (пп. 14, 16 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

    Публичным размещением ценных бумаг путем открытой подписки (публичным обращением ценных бумаг) считается размещение (обращение) ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в частности (пп. 15, 17 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

    1. на организованных торгах;
    2. и (или) с использованием рекламы.

    Не является публичным размещение (обращение):

    1. на организованных торгах:
      • ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов;
      • ценных бумаг, на которые распространяются требования и ограничения, установленные для размещения и обращения ценных бумаг для квалифицированных инвесторов;
    2. размещение ценных бумаг и совершение сделок с ними с использованием инвестиционных платформ.

    ПАО — это акционерное общество, акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ)*.

    *Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект эмиссии акций и заключить с организатором торговли договор о листинге акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ, п. 5 Письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054).

    Пунктом 1 ст. 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена специальная процедура получения статуса ПАО, которая предполагает, что такой статус получает уже существующее акционерное общество.

    Для получения публичного статуса акционерное общество (п. 6 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

    1. представляет в Банк России документы для регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;
    2. подает документы на изменение сведений в ЕГРЮЛ о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что оно является публичным. К этим документам следует приложить подтверждение того, что общество уже обратилось в Банк России с заявлением о регистрации проспекта эмиссии;
    3. получает решение о регистрации проспекта ценных бумаг. Это решение вступает в силу с даты внесения указания о публичном статусе общества в ЕГРЮЛ.

    Публичное размещение (в том числе на организованных торгах) и обращение акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только после регистрации проспекта эмиссии (п. 1.1 ст. 14, п. п. 2, 2.1 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества с указанием на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

    Процедура эмиссии по общему правилу должна сопровождаться (а в некоторых случаях – может сопровождаться) составлением и регистрацией (в редких случаях – представлением уведомления о составлении) проспекта эмиссии ценных бумаг. Если проспект эмиссии не был составлен и зарегистрирован при эмиссии, то его можно составить и зарегистрировать впоследствии (п. 5 ст. 19, п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

    Таким образом, статус публичности акционерные общества приобретают, если одновременно (Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040):

    • акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
    • устав и фирменное наименование общества содержат информацию о том, что это общество является публичным.

    Обязанность раскрывать финансовую отчетность эмитента (как консолидированную, так и индивидуальную) распространяется (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», п. 67.3 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):

    • на годовую финансовую отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;
    • на промежуточную финансовую отчетность эмитента, составленную за отчетный период, состоящий из шести месяцев отчетного года, с приложением аудиторского заключения или иного документа, составленного по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

    Порядок и сроки раскрытия финансовой отчетности зависят от того, в соответствии с какими законами ПАО должен публиковать отчетность.

    Вид отчетности Обязанность возникает по Федеральному закону N 39-ФЗ
    (ПАО входит в группу, зарегистрирован проспект эмиссии)
    Обязанность возникает по Федеральному закону N 208-ФЗ
    (ПАО не входит в группу, но ценные бумаги включены в котировальный список)
    Обязанность возникает как по Федеральному закону N 39-ФЗ, так и по Федеральному закону N 208-ФЗ
    (ПАО входит в группу и ценные бумаги включены в котировальный список)
    Годовая (вместе с аудиторским заключением) Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
    • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года;
    • в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания.
    Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 150 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ). Раскрывать консолидированную финансовую отчётность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
    • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года;
    • в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания.
    На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ).
    Промежуточная (вместе с аудиторским заключением или иным документом по результатам аудиторской проверки) Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
    • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала;
    • включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал.
    Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 90 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ). Раскрывать консолидированную финансовую отчетность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
    • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала;
    • включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал.
    На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ).

    Несоблюдение сроков публикации, а также иные нарушения порядка раскрытия информации (например, размещение недостоверной информации) могут повлечь ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

    • для организации — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб.;
    • для должностного лица — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

    Однако в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении штраф может быть уплачен в половинном размере (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).

    С отчетности за 2021 год появится обязанность раскрывать индивидуальную финансовую отчетность у ПАО, которое вместе с другими организациями не образует группу (пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ, п. 52.4 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П).

    Это значит, что даже если ценные бумаги будут исключены из котировального списка, но при этом эмитент не входит в группу, он продолжит раскрывать индивидуальную отчетность по МСФО в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

    Ранее обязанность прекратилась бы, поскольку по законодательству о финансовой отчетности надо раскрывать отчетность вне зависимости от создания группы, но при условии включения бумаг в котировальный список. А по закону о ценных бумагах включение/невключение в котировальный список в общем случае роли не играло, зато было только требование о раскрытии консолидированной отчетности.

    С уважением, Шувалова И. В.

    Возврат к списку

    Сведения об итогах работы за отчетный год предоставляется участникам АО в формате годового отчета о деятельности акционерное общества по закону 208-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 91 208-ФЗ от 26.12.1995). Акционеры вправе затребовать информацию из итоговой отчетности в любой момент.

    Бухгалтерская отчетность и ежегодная отчетность перед советом директоров — это не одно и то же. В бухгалтерском балансе и приложениях к нему отражаются сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности (ст. 13, 14 402-ФЗ от 06.12.2011). В отчетности АО раскрывается информация об экономической и отраслевой деятельности компании.

    Общество предоставляет собранию акционеров на рассмотрение и утверждение годовой отчет АО и итоговую бухгалтерскую отчетность — баланс, финансовые результаты и приложения к ним (пп. 11 п. 1 ст. 48 208-ФЗ). Пояснительная записка к бухотчету и заключение аудиторской проверки в состав обязательных документов больше не входят.

    Нормативное описание основных положений и требований по годовому отчету для АО приведено в положении Центробанка № 714-П от 27.03.2020. АО раскрывают отчетную информацию в форме текстового документа (гл. 57 положения № 714-П). Состав информации, подлежащей раскрытию, утверждается самим АО, учитывая нормы 208-ФЗ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.