Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика в СНТ на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
Новое в учетной политике на 2022 год
Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:
- по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
- при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:
- изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
- разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
- существенном изменении условий деятельности организации.
Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008)
Так с 1 января 2022 года станут обязательными к применению четыре новых стандарта по бухгалтерскому учету:
- по основным средствам,
- по капитальным вложениям,
- по аренде,
- по документообороту,
а ранее действующие стандарты и методические рекомендации к ним утрачивают силу. Таким образом, необходимо в учетной политике на 2022 год кардинально пересмотреть ранее установленные нормы с учетом требований новых ФСБУ.
Для начала напомним общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:
- если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
- если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
- если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно подкорректировать буквально пару пунктов:
1. Порядок исправления первичных учетных документов и регистров бухучета.
Выбор способов исправления бумажных и электронных документов приведен в п. 18-22 ФСБУ 27/2021.
Например, исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается.
Исправление в регистре бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, допустимо корректурным способом, либо путем исправительной записи по счетам бухгалтерского учета.
Исправление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, допустимо путем составления нового (исправленного) электронного документа.
2. Порядок хранения документов и доступ к ним.
Срок хранения нужно увеличить до 5 лет. (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете). Конкретные сроки хранения нужно установить на основании Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.
Запрещен перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения.
Должно быть обеспечено информирование главного бухгалтера (иного соответствующего лица) о доступе к архивам документов.
3. К учетной политике нужно приложить график документооборота.
Требования к организации документооборота в компании отражены в п. 28-30 ФСБУ 27/2021.
График документооборота в учетной политике 2022 должен обеспечить, в частности, своевременное отражение в учете объектов бухучета, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации сведений из них в регистрах бухучета и бухгалтерской отчетности.
При проведении аудита в АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит» эксперты и аудиторы консультируют по вопросам применения новых ФСБУ. Также мы оказываем услуги по актуализации учетной политики.
Узнать об изменениях по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».
Учетная политика в СНТ (нюансы)
\n\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
\n\n
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
\n\n
\n\n
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
\n\n
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
\n\n
\n\n\n\n
СПРАВКА
\n\n\n
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
\n\n\n\n\n
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
\n\n
\n\n
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
В связи ФСБУ 27/2021 в Учетной политике на 2022 году изменений не много. Нужно откорректировать всего несколько пунктов.
- Вписать сам факт перехода на ФСБУ 27/2021.
- Изменить срок хранения документов.
- Описать порядок исправления документов.
Применение нового ФСБУ в учетной политике на 2022 можно записать так:
Организация ведет документооборот и оформляет первичные бухгалтерские документы в соответствии с ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно скорректировать срок хранения документов. Теперь он составляет 5 лет.
В учетной политике на 2022 год можно записать так:
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
С учетом ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» внести изменения в учетную политику нужно всем арендаторам. Нужно либо отредактировать имеющие пункты, либо внести новые, где прописаны:
- счета бухучета, где отражаются права пользования активами (ППА);
- случаи для упрощенного способа аренды по пункту 11 ФСБУ 25/2018, когда не признаются права пользования активами и обязательства по аренде;
- порядок признания доходов от операционной аренды;
- применение упрощенного перехода на новые правила вместо ретроспективного;
- неприменение новых правил к договорам, истекающим в 2022 году.
Перейти н ФСБУ 6/2022 можно одним из трех способов:
- ретроспективно (нужно пересчитать прежние данные по новому стандарту);
- перспективно (с 01.01.2022 вносим новые сведения) – для тех, кто ведет учет упрощенно;
- альтернативно (нужно самостоятельно описать как именно).
В учетной политике на 2022 год это можно сформулировать так:
Организация применяет ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (выбрать один из трех ниже):
ретроспективно;
альтернативно;
перспективно.
Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры
ФСБУ 6/2020 разрешает не учитывать в составе ОС, имущество и ценности, стоимость которых ниже установленного лимита. Ранее лимит для ОС был установлен в размере 40 000 рублей. Теперь лимит не ограничен. В учетной политике на 2022 год можно установить свой лимит, больше 40 000 рублей.
В учетной политике на 2022 год это можно сформулировать так:
Организация принимая к учету актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относит его к объектам основных средств.
с учетом стоимостного критерия. Объект принимается в состав основных средств, если его стоимость больше _________________________ тыс. рублей.
Если его стоимость не превышает установленного лимита, то актив не признается, а затраты на приобретение, создание такого актива отражаются в составе расходов периода, в котором они понесены.
Для обеспечения контроля за сохранностью активов со сроком использования более 12 месяцев, не отнесенных в состав ОС, стоимость таких активов принимается на забалансовый учет.
Основание. п. 5 ФСБУ 6/2020
По ликвидации ОС пункт учетной политике можно сформулировать так:
Объекты основных средств, выведенные из эксплуатации, по которым принято решение о ликвидации (демонтаже), списываются с бухгалтерского учета. Остаточная стоимость таких ОС относится на прочие расходы организации. До момента фактической ликвидации (демонтажа) данное имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается за балансом.
Основание п. 40 ФСБУ 6/2020
Формулу расчета амортизации нужно закрепить в учетной политике, в том числе и при применении способа уменьшающего остатка (п. 35 ФСБУ 6/2020).
В учетной политике можно сформулировать так:
Для расчета суммы амортизации за отчетный период применяется следующая формула: остаточная стоимость ОС на начало отчетного года умножается на норму амортизации, исчисленную исходя из срока полезного использования ОС, и на коэффициент _____________.
Годовая сумма амортизация распределяется равномерно в течение года, а в последнем году срока полезного использования — равномерно в течение остатка этого срока.
Основание: п. 35 ФСБУ 6/2020
Определить момент начала и окончания амортизации. ФСБУ 6/2020 предписывает начислять амортизацию с даты признания ОС в бухучете. Но в учетной политике можно прописать, что амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично определяется момент окончания начисления амортизации.
Выбрать формулы для расчета. Если ОС амортизируется с момента принятия к учету, следует самостоятельно определить формулу для расчета амортизации за первый (неполный) месяц.
Инвестиционная недвижимость. ФСБУ 6/2020 ввел новую группу ОС — инвестиционная недвижимость. При этом ни Стандартом, ни другими НПА не установлено, на каком счете ее учитывать. Этот порядок нужно определить в учетной политике, например использовать счет 03.
Также желательно установить, как отразить инвестнедвижимость в балансе. Представляется, что можно ввести отдельную строку в разделе «Внеоборотные активы» или использовать строку «Доходные вложения в материальные ценности» (в последнем случае этот порядок нужно раскрыть в пояснениях).
Неотделимые вложения в арендованные ОС. Исходя из взаимосвязанных положений ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 их лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом. Однако НПА не содержат прямого запрета на учет таких вложений в качестве отдельного объекта ОС.
Учетная политика на 2022 г. – что нужно изменить
Способ оценки и частота переоценки. ФСБУ 6/2020 устанавливает два «равноправных» способа оценки ОС: по первоначальной или по переоцененной стоимости. В 2022 году для каждой группы ОС нужно выбрать один из этих способов.
Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.
Закрепить порядок исправления документов бухучета (первичных учетных документов и регистров бухучета). Такое закрепление скорее формальность, этот порядок достаточно четко определен самим стандартом, добавить в него что-то новое вряд ли получится.
Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.
-
Почему важно держать ОКВЭДы в порядке
229 0
-
ТОП девять фраз директора, от которых любой бухгалтер закипает
4,0 тыс. 58
- Скачать кадровые документы
- Проверка квалификации и подбор бухгалтера
Приложение N 3 к Приказу «Об утверждении учетной политики ООО «Уютный дом»
для целей бухгалтерского учета»Регистры бухгалтерского учета
Общество применяет следующие регистры бухгалтерского учета в соответствии с самостоятельно разработанными формами:
- Для формирования сводных данных – Оборотно-сальдовая ведомость.
- Для формирования развернутых данных по счету учета — Оборотно-сальдовая ведомость по счету или Анализ счета.
Формы являются рекомендованными к применению и могут быть добавлены или изменены по распоряжению руководителя.
Генеральный директор /
Приложение N 3 к Приказу «Об утверждении учетной политики ООО «Уютный дом»
для целей налогового учета»Методика распределения «входящего» НДС
Организация применяет следующий порядок определения доли расходов по необлагаемым НДС операциям.
- Учетная политика по БУ
- Приложение N 1. Рабочий план счетов
- Приложение N 2. Первичные учетные документы
- Приложение N 3. Регистры бухгалтерского учета
- Учетная политика по НУ
- Приложение N 3. Методика распределения «входящего» НДС
По ФСБУ 6/2020 амортизация начисляется с даты признания основных средств в учёте. Однако компании могут прописать в учётной политике, что амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично с моментом окончания амортизации.
Если основные средства амортизируются с даты принятия к учёту, формулу для расчёта амортизации за первый (неполный) месяц придётся определить самостоятельно. По п. 35 ФСБУ 6/2020, если применяется способ уменьшаемого остатка, в учётной политике нужно закрепить формулу расчёта амортизации.
Компании могут использовать формулу, которая соответствует ПБУ 6/01, или другую. Главное – чтобы она обеспечивала систематическое снижение суммы амортизации в каждом следующем периоде.
Новый ФСБУ 6/2020 вводит ещё одну группу основных средств – инвестиционную недвижимость. Однако на законодательном уровне не урегулировано, на каком счёте её учитывать. Компании самостоятельно определяют порядок и прописывают его в учётной политике. Например, можно использовать счёт 03.
Рекомендуем определиться с отражением инвестиционной недвижимости в балансе. Например, можно использовать строку «доходные вложения в материальные ценности» или добавить строку в разделе «внеоборотные активы». Первый порядок нужно прописать в пояснениях.
По ФСБУ 6/2020 возможны 2 способа оценки основных средств: по первоначальной и переоцененной стоимости. При этом в 2022-ом нужно выбрать один из представленных способов для каждой группы ОС.
Переоценивать основные средства можно с любой периодичностью, в том числе и чаще раза в год, но это нужно отразить в учётной политике. Но если инвестиционную недвижимость учитывают по переоцененной стоимости, то переоценка осуществляется на каждую отчётную дату.
Изменения учетной политики — 2022
По п. 17 ФСБУ 6/2020 для каждой группы основных средств существует 2 варианта, чтобы отразить результаты переоценки:
- посредством пересчёта первоначальной стоимости и накопленной амортизации
- посредством предварительного уменьшения первоначальной стоимости на сумму накопленной амортизации
Обновление порядка списания дооценки. Напомним, что по ПБУ 6/01 дооценку можно было списать на нераспределённую прибыль только в случае выбытия ОС. По ФСБУ 6/2020 дооценку можно списывать постепенно – по мере начисления амортизации.
Законодатель предполагает, что переход компаний на ФСБУ 6/2020 будет ретроспективным, как будто они всегда применяли новый Стандарт. При этом по п. 49 ФСБУ 6/2020 возможен и упрощённый переход. Можно единовременно скорректировать балансовую стоимость ОС на начало года, в котором будет применяться Стандарт. Полученную разницу, в том числе результаты переоценки и реклассификации, нужно отнести на нераспределённую прибыль. При упрощённом переходе необходимо закрепить соответствующие положения в учётной политике 1-го года применения Стандарта.
Закрепление порядка исправления первичных учётных документов и регистров бухучёта. Это, скорее, формальность, поскольку такой порядок определён в самом Стандарте.
Закрепление порядка хранения документов и доступа к ним. Компании должны закрепить в учётной политике порядок доступа к первичным документам учёта, а также к регистрам бухучёта. Желательно отразить в учётной политике порядок хранения документов, т.к. без него будет сложно установить сам порядок доступа и ограничения.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующий с 01.01.2019, называют «дачной конституцией».
Закон № 217-ФЗ отменил многообразие дачных объединений, закрепив только две организационно-правовые формы:
- садовые некоммерческие товарищества (СНТ);
- огородные некоммерческие товарищества (ОНТ).
Регламентирован порядок уплаты взносов участниками товариществ. Все взносы члены товариществ должны уплачивать в безналичной форме путем перечисления на расчетный счет СНТ (ОНТ) в порядке, установленном уставом товарищества.
В соответствии с требованиями законодательства и с учетом пожеланий председателей и бухгалтеров товариществ фирма «1С» разработала новое решение — программу «1С:Садовод». Освоить ее смогут даже те, кто никогда не вел учет в 1С.
Разработка учетной политики для целей бухучета: что учесть на 2022 год
Определить существенность формирования той или иной бухгалтерской отчетности.
Садоводческим товариществом составляется бухгалтерский баланс и соответственно, отчет о целевом использовании средств.
Бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган не позже 31 марта года, следующего за отчетным годом.
СНТ, относится к субъекту малого предпринимательства поэтому может применять упрощенную бухгалтерскую отчётность.
Кроме того, в случае если товарищество получает иной доход от предпринимательской деятельности, то возникает обязанность заполнения и представления формы отчета о финансовых результатах.
В данном разделе предусмотреть порядок составления пояснительной записки к бухгалтерской отчетности с расшифровкой всех показателей, влияющих на финансовый результат.
Исчисление и соответствующая уплата налогов плательщиком товарищества будет зависит от выбранной системы налогообложения, и наличие соответствующих объектов налогообложения для исчисления тех или иных налогов.
Предположим, что для СНТ, как субъекта малого предпринимательства преимущественной системой налогообложения будет «Упрощенная система налогообложения» (гл.26.2 НК РФ). Объект налогообложения при УСН «доходы, уменьшенные на величину расходов» – со ставкой налога 15%.
Метод учета – кассовый, т.е. момент оплаты.
Дополнительно будут уплачиваться следующие налоги:
-«НДФЛ», как агенты (заработная плата работников СНТ);
-«Налог на имущество организаций», если имеются объекты для
Налогообложения;
-«Земельный налог», при наличии объекта;
-«Водный налог», при наличии объекта;
-«Транспортный налог», при наличии объекта.
В разделе УП «Налоговый учет» следует отразить все те же моменты, что и для раздела «бухгалтерского учета».
- Для формирования регламента по налоговому учету компания раскрывает данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
- Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления редакции УП — новой или модификации старой. По правилам учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
- Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
- Для этих же целей (для налога на прибыль) организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
- Для формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
- Для структурной характеристики необходимо указать на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
- Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (укажите их наименование в тексте), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
- Существенным моментом является способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.
Согласно письму Минфина России № 03-03-06/1/45756 от 03.07.2018 отражение изменений в учетной политике в целях налогового учета возможно (ст. 313 НК РФ):
- при изменении законодательства о налогах и сборах;
- при изменении используемых методов учета.
Изменять методы учета разрешено только с начала нового налогового периода, то есть с начала года. А вот при изменении законодательства поменять учетную политику разрешается с момента вступления в силу новых норм. От организации зависит, по какому принципу формировать налоговую учетную политику. При появлении новых видов деятельности в регламент тоже необходимо внести изменения. В середине налогового периода налогоплательщик вправе поменять учетную политику в двух случаях:
- изменилось законодательство, и эти изменения вступили в законную силу;
- компания начала осуществлять новый вид деятельности.
Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.
В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью.
Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При выборе «общего» метода организация закрепляет в учетной политике одну из предлагаемых дат — либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, то она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты.
1С:Садовод: как вести учет в садоводческих товариществах
Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и не облагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота), и операций, облагаемых по ставке 0 % (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0 %).
Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5 %» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5 % от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. «Правило 5 %» применяют те организации, у которых доля не облагаемых НДС операций незначительна.
Если организация применяет «правило 5 %», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.
Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.
При выборе в качестве базового показателя «доли расходов» организация предусматривает в учетной политике создание специальной формы (регистра налогового учета).
Следующим моментом, связанным с ведением раздельного учета по НДС, является определение периода для расчета пропорции НДС, подлежащего вычету по основным средствам и нематериальным активам (НМА), принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала. На выбор организации предлагается определить указанное соотношение между облагаемым и необлагаемым оборотом по НДС либо на основании месячных данных, либо по итогам квартала. Выбор варианта зависит от того, формирует ли организация данные о реализации товаров, работ, услуг ежемесячно или нет. Если нет, то следует выбирать вариант на основании «квартальной» пропорции.
Ведение раздельного учета «входного» НДС организация вправе осуществлять либо на специальном субсчете к балансовому счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», либо в отдельном регистре, либо в ином, самостоятельно определенном порядке. Выбор указанного порядка зависит от постановки в организации учетного процесса.
Порядок ведения раздельного учета операций по реализации товаров, работ и услуг, облагаемых и не облагаемых НДС, предусматривается в учетной политике. По аналогии с вышеуказанным такой учет выборно ведут либо на специальном субсчете, либо в отдельном регистре, либо любым иным способом. Выбор варианта дается на усмотрение компании.
Раздел «Прибыль» в учетной политике заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала необходимо указать, каким образом формируется информация для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль:
- путем заполнения специально разработанных регистров налогового учета;
- путем заполнения регистров бухгалтерского учета, дополненных при необходимости соответствующими реквизитами.
Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.
Далее организация должна указать, какой отчетный период она применяет по налогу на прибыль — ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и ее желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом.
Налоговая учетная политика должна отражать уплату ежемесячных авансовых платежей. Варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, указаны в п. 3 ст. 286 НК РФ. Этот момент носит сугубо констатирующий характер.
Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов Федерации, должны раскрыть в учетной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация выбирает либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения ее должностных лиц.
Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов. Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.
Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам, либо иным обоснованным способом. Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.
Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:
- исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
- исходя из ставок по долговым обязательствам, подтвержденным методами, предусмотренными п. 1 ст. 105.7 НК РФ (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица).
Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).
В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Вариантов два:
- Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
- В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).
К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.
Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.
Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учета прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень или максимально сокращают, или максимально расширяют. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учета.
В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершенного производства (НЗП), либо в полном объеме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остается полностью на усмотрение самой организации, исходя из имеющихся у нее принципов налогового планирования.
Также организации необходимо раскрыть в учетной политике принципы распределения прямых расходов на НЗП. В зависимости от особенностей производственного процесса и на основании профессионального суждения должностных лиц организация вправе выбрать любой из методов, предложенных в списке, либо утвердить собственный метод. Допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции. По правилам установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) подлежит применению в течение не менее одного года.
Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, то об этом факте следует указать в учетной политике. Следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем является:
- заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве;
- материальные расходы;
- выручка;
- другой показатель, выбранный организацией.
По общему правилу вновь созданные организации разрабатывают учетную политику и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. Сроки утверждения учетной политики для бухгалтерского учета (БУ) и для целей налогового учета (НУ) — разные:
- Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации НКО (вновь созданной, либо реорганизованной). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года учетная политика меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008);
- Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ);
- Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).
Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не запрещается. Однако для этого нужны существенные основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухгалтерского учета.
Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:
- Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета;
- Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
- Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО;
- Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными;
- Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, обязательный порядок составления ежегодной сметы, утверждаемой общим собранием участников);
- Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации);
- Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику;
- Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм;
- Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость);
- Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости);
- Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.
Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.
НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта разрешён для предприятий, включённых в реестр МСП, а также некоммерческих организаций и компаний-участников проекта «Сколково». При формировании учётной политики им нужно руководствоваться «Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства» (утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н).Несмотря на наличие на рынке специализированных продуктов для ведения учета в НКО, многим бухгалтерам по-прежнему приходится вести учет в типовой 1С:Бухгалтерии. Прежде чем приступить к полноценной работе в программе 1С 8.3 Бухгалтерия, необходимо настроить учетную политику организации. В том случае, когда в программе ведется учет сразу нескольких организаций, она должна быть настроена для каждой организации отдельно.
Несмотря на то, что учетная политика — это внутренний документ организации, налоговики имеют право потребовать ее при проверке.
Отдельной статьи, предусматривающей штраф за отсутствие или нарушение положений учетной политики, нет. Однако на практике за отсутствие учетной политики контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере от 5000 до 10 000 руб. (а при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. или происходит дисквалификация на срок от одного года до двух лет).
Для организаций бюджетной сферы с 01.01.2022 года вступили в силу новые стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:
-
федеральный стандарт «Биологические активы», утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2020 N 310н;
-
федеральный стандарт «Метод долевого участия», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 254н;
-
федеральный стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 255н;
-
федеральный стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам», утвержден приказом Минфина РФ от 29.09.2020 N 223н;
-
федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции», утвержден приказом Минфина РФ от 29.12.2018 N 305н.
Данные Стандарты рекомендуем указать в Учетной политике на ряду с остальными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми разрабатывается данный документ.
Рассмотрим применение данных Стандартов и какие изменения они повлекут в учетной политике.
Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями с 01.01.2022 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для учета биологических активов с 2022 года введены новые счета: 113.00 «Биологические активы» и 110.00 «Затраты на биотрансформацию». Счет 110.00 аналогичен действующему счету 109.00. При первом применении Стандарта необходимо: признать в бухгалтерском учете объекты, соответствующие критериям биологических активов, ранее не учтенные или числящиеся на забалансе, произвести при необходимости реклассификацию или переоценку активов, числящихся на балансе.
Финансовый результат, полученный при выполнении указанных операций, следует отнести на финансовый результат прошлых отчетных периодов, изменив входящий остаток на 01.01.2022.
В соответствии со Стандартом в Учетной политике необходимо установить единицу бухгалтерского учета объектов биологических активов.
Если до вступления Стандарта в Учетной политике были прописаны особенности аналитического учета на счете 101.07 биологических активов – следует исключить положения об аналитическом учете таких объектов на счетах учета основных средств.
Похожие записи: