Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не установлены границы земельного участка что делать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Отсутствие в ЕГРН (ранее — в ГКН) сведений о границах земельных участков не препятствует собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав. Эта правовая позиция сформулирована в Определении ВС РФ от 20.10.2015 No 14-КГ15-7, в котором Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 старого Закона о кадастре земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного закона, и земельные участки, в отношении которых кадастровый учет не проводился, но право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент образования этих участков. И тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, не препятствует, по мнению ВС РФ, собственникам защитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
Как определить требуют ли уточнение границы Вашего земельного участка?
Как разъяснило Минэкономразвития России в письме от 22.12.2016 No 39682-ВА/Д23и, государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет по правилам нового Закона о госрегистрации недвижимости должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав. Поэтому если в Росреестр будет представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, регистрирующий орган приостановит государственную регистрацию прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 нового Закона о госрегистрации, пока заявитель не предоставит все необходимые в том числе и для кадастрового учета документы.
Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провести межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.
В государственной регистрации прав может быть отказано, если в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.
- право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном старым Законом о госрегистрации порядке;
- земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; n права возникли в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;
- иные установленные законом случаи.
Как видно, перечень исключений достаточно широк, поэтому на практике сделки в отношении участков с неустановленными границами были весьма распространены.
Как будет формироваться практика по применению новых норм, будет видно со временем. В любом случае обладателям земельных участков с неустановленными границами следует иметь в виду, что отсутствие сведений о границах земельного участка с большой вероятностью повлечет отказ в государственной регистрации прав на такой участок при попытке его отчуждения, в целом затруднит распоряжение земельным участком или создаст ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. С учетом наметившейся тенденции собственникам земельных участков с неустановленными границами целесообразно как можно оперативнее задуматься об их установлении.
Об установлении границ земельных участков
В этом споре Росреестр отказался регистрировать право собственности заявителя на приобретенный им земельный участок, указав на отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Получив в порядке межведомственного взаимодействия кадастровый паспорт земельного участка, Росреестр узнал, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель в свою очередь представил кадастровую выписку в качестве доказательства согласования границ земельного участка. Разрешая спор, суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях ГКН, как и кадастровый паспорт. Вместе с тем регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, а сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, оставил без внимания. Решение Росреестра признали незаконным.
Перед постановкой на кадастровый учёт своей собственности владелец земельного участка должен предоставить в уполномоченный орган целый пакет документов. Одним из важных приложений к заявлению при регистрации земли является акт согласования земельных границ с другими землепользователями. Этот документ составляется во время замеров при межевании. Однако бывают случаи, когда по невнимательности землевладельцев или кадастровых инженеров данный акт упускается из виду. Как результат оплошности, земельный участок остается без надлежащим образом оформленных границ.
Во время продажи земельного участка со всеми правоустанавливающими документами, оформленными в надлежащем порядке, вполне могут возникнуть непредвиденные сложности. Подавая документы для регистрации, собственник земли может получить отказ от сотрудника кадастрового органа. Поводом для отказа в регистрации договора купли-продажи в данном случае может выступить факт отсутствия определённых и оформленных границ участка.
Неудивительно, что подобные проблемы могут вызвать разногласия и споры с определением общих границ участков с соседями. Каждому гражданину в соответствии с Конституцией и процессуальным законодательством гарантируется судебная защита его прав.
Но, отсутствие в кадастровом паспорте объекта отметки о правомерно оформленных границах сильно снижает шансы выиграть дело о защите своего права собственности на спорном участке.
В силу отсутствия элементарных знаний по землеустройству многие землевладельцы попадают в такие невыгодные ситуации. В каждом кадастровом паспорте указывается детальная схема земельного участка. Однако для определения четких границ земли этого мало. Установление границ подразумевает, в первую очередь, их однозначную идентификацию, привязку к географическим координатам и определение положения по отношению к смежным участкам. Соблюдение указанных трёх требований считается достаточным.
Если у землевладельца нет споров с соседями насчет границ и если нет желания совершать сделки с землёй (купля-продажа, дарение, аренда и т.п.), то факт отсутствия ведомости границ в кадастровом паспорте не будет создавать какие-либо неудобства для собственника. Однако такое положение дел не считается правомерным, так как земля считается собственностью, и вся документация на неё должна быть в полном порядке.
Причиной обсуждаемой проблемы больше всего выступает элементарная невнимательность человека. Если прежние землепользователи провели процедуру кадастрового учета собственности без проведения межевания, то проблемы возникнут у нынешнего владельца земли.
Чтобы не дать старт бесконечным спорам с собственниками соседних участков, следует провести межевание в установленном законом порядке. Порядок проведения межевания и юридические требования к этому мероприятию отражены в ФЗ №78 «О землеустройстве».
Итак, каков же порядок действий для легального установления границ земельного участка? Решение обсуждаемой проблемы – обращение в лицензированную геодезическую фирму для проведения межевания границ. Проведению геодезических работ будет предшествовать заключение договора, в котором будут обговорены все условия работы специализированной фирмы. Результатом работы специалистов-геодезистов будет межевое дело. Именно на основе данных этого документа орган, регистрирующий права собственности на земельные участки, внесёт поправки в кадастровый паспорт объекта.
После завершения всего комплекса измерений на участке геодезисты составляют межевое дело в двух экземплярах. Если один из них надо будет направить в кадастровый орган, то второй оригинальный экземпляр собственник должен хранить у себя. Межевой план должен полностью соответствовать установленному государством образцу. Указание на дату проведения процедуры определения границ обязательно.
Границы земельного участка не установлены. Особенности законодательства
Если границы земли не оформлены, то в кадастровый паспорт будут внесены записи именно с такой формулировкой – границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Это означает, что межевание границ не проводилось. Приказ Минюста от 18 февраля 2008 года №32 законодательно закрепил, что указанная выше формулировка должна быть внесена в графу 17 кадастрового паспорта объекта в случае отсутствия информации в государственном реестре учета земель о границах.
Но такая запись может быть закреплена в правоустанавливающих документах на недвижимую собственность и даже если имеется межевой план участка с четко определёнными границами. Вероятнее всего в таких случаях допущена кадастровая ошибка. Сотрудники кадастровой палаты могут по невнимательности перепутать данные и внести ошибочные сведения. ФЗ от 24 июля 2007 года №221 гласит, что кадастровая ошибка будет исправлена, если будут предоставлены документы, указывающие на надлежащее оформление границ (в нашем случае, это межевое дело с подробной схемой границ земли).
Запись в пункт 17 кадастрового паспорта может быть внесена, если межевое дело составлено неверно и с отклонением от установленного образца. В подобных ситуациях органы кадастрового учёта не будут вносить изменения в паспорт объекта.
Ввиду этого, всем собственникам настоятельно рекомендуется внимательно ознакомиться с межевым делом. Недвижимость без установленных границ подобна «коту в мешке» — высок риск возникновения споров по поводу общей площади земельного надела.
Неустановленные границы земельного участка не препятствуют защите права собственности 20 октября 2015 года судебной коллегией Верховного суда РФ было вынесено определение по гражданскому делу о споре по неустановленным земельным участкам. Судебный орган пришел к выводу, согласно которому собственник земельного участка без установленных границ вправе требовать устранения нарушения своих законных прав от любых лиц.
Лицо подало в суд иск с требованием обязать ответчика перенести забор и устранить препятствия в пользовании землёй. В качестве обоснования своих требований он указал, что он является собственником спорного земельного участка.
Ответчик по делу имел в собственности смежный земельный участок. Ответчик незаконным образом перенёс по левой межевой границе забор на 1,5 метра и установил ограждения на участке истца.
Суд первой инстанции требования истца удовлетворил. Однако вышестоящая инстанция прежнее решение отменила. Мотивировкой для принятия данного решения выступило положение, что границы земельных участков истца и ответчика не установлены в соответствии с требованиями закона. Ввиду этого, решение суда первой инстанции признано необоснованным и незаконным.
Далее Верховный суд аргументы апелляционного суда не принял и вернул дело для рассмотрения заново в апелляционный суд.
Обоснованием для такого вывода высшей судебной инстанции послужили следующие доводы.
В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для следующих категорий земель границы считаются установленными согласно законодательству:
Когда вы ставите землю на кадастровый учет нужно подать ряд документации, среди которой должен быть акт согласования границ участка, который подписывается при межевании в вашем присутствии. Но иногда этот документ забывается, либо нарочно не фиксируется (а вы не располагаете знаниями об обязательном получении этого документа) – в таком случае вы и получаете «Граница земельного участка не установлена в соответствии с законом», потому что в Росреестре нет ваших установленных границ.
Проще говоря, эта формулировка встречается в случае, если ваша земля не прошла межевания (может она и проходила его, но акта согласования границ участка подтверждающего это нет. В случае, если есть, но и запись есть – читайте пункт «Что делать, если запись есть, но межевание точно проводилось и акт на руках?» данной статьи). Соответственно, в Росреестр не передавались сведения о ЗУ. Это означает, что сведения о наделе отсутствуют, и любая сделка оформляться не может.
Надлежащее оформление производится кад. инженером, в результате чего в Росреестр вносят:
- координаты поворотных точек ЗУ;
- схему ЗУ;
- текстовое описание параметров земли.
Обозначенные сведения удостоверяются усиленной электронной печатью кад. инженера и в электронном варианте передаются в информационный банк ГКН.
Составленные документы передаются заказчику на бумажном носителе, с приложением актов:
- о передаче собственнику координат поворотных точек;
- согласования окончания вашей земли с соседями.
Скачайте эти документы для ознакомления:
- Акт выноса в натуру границ ЗУ и разбивки строений.
- Акт согласования границ: бланк и заполненный образец.
Если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов к вам не относится – это значит, что ваши рамки ЗУ установлены неверно, были нарушены правила (и, как следствие, закон) и в записях ГКН вы увидите ту самую запись, о которой идет речь в статье.
Сведения в Росреестр передаются согласно установленным нормативам. Заказчик получает межевое дело, в котором обязательно должен содержаться акт о согласовании межевых границ с соседями. В этом случае акт подписывается по просьбе собственника или кад. инженера.
После постановки ЗУ на кадастровый учет можно:
- уточнить границы ЗУ;
- изменить границы (расширить или уменьшить).
В любом случае, еще раз прочитайте пункт данной статьи «Какие требования предъявляются к установке чтобы этой записи не было?» – там обозначены все моменты, с которыми вы должны закончить процедуру установки краев земли.
В этом случае потребуется переслать заказное письмо с уведомлением о том, что требуется подписать акт о согласовании границ.
Если через месяц ответ не будет получен, то на основании полученных в почтовом отделении документов, требуется подойти в нотариальную контору и зарегистрировать отказ от подписания.
При отказе можно провести межевание без согласования с соседями.
Если реакция на подписание оказалась негативной или при заведомо возникшем споре о территории наделов, требуется подавать исковое заявление в суд по месту расположения ЗУ. В этом случае кадастровый инженер может выступить со стороны истца в качестве эксперта по вопросу.
Исковое заявление об установлении границ земельного участка.
Иногда такое случается даже при наличии акта согласования у вас на руках. Скорее всего где-то произошла «канцелярская» ошибка. Не стоит пугаться. Обращаемся в орган кадастрового учета, показываем документацию и прочим исправить ошибку.
Реже, но, к сожалению, тоже случаются ситуации, в которых межевание было проведено полностью в соответствии с требованиям земельного законодательства, а вот в самый последний момент, когда происходило оформление межевого плана – были допущены какие-либо ошибки. Тут мы обращаемся к пункту данной статьи, где написано как провести установку границ земли, потому что это единственный выход из сложившейся ситуации. Такую ошибку никак не исправить, только заново межевать землю. Ну либо обращаться в суд. По опыту вам скажем – лучше еще раз определите границы.
Верховный суд разъяснил правила согласования границ при земельных спорах
Чаще всего конфликты возникают при межевании, заказанном одним из соседей или же совместно (например, при владении жилым домом и участком в общей долевой собственности).
Именно в ходе межевания выявляются следующие проблемы, которые неминуемо могут привести к конфликту:
1. Ошибки в кадастровой документации, включая стоимость. Если в кадастровой документацией содержатся неточности, то это может привести как к изменению границ, так и увеличению земельного налога у одного или обоих собственников. Еще одна особенность: при кадастровом оформлении позицию соседей никто не выясняет, что часто ведет к ошибочному внесению данных.
2. Противоречие фактических обстоятельств данным в документации. Неверные границы, ошибочное расположение строений, не введенные в эксплуатацию объекты или же возведённые самовольно – все это выявляется в ходе межевания и становится предметом конфликта соседей.
3. Противодействие соседа замерам или самовольный захват части территории с созданием препятствий кадастровым инженерам при проведении межевания.
Здесь, как и в перечисленных выше случаях, при не достижении договоренности сторонам придется обращаться в суд.
Прежде чем конфликт дойдет до суда, стороны (или хотя бы одна из них) пытаются всеми силами решить его самостоятельно. Иногда это не имеет никакого смысла и лучше сразу начать подготовку иска, но в ряде случаев можно добиться защиты своих прав и без суда.
1. Определение своей позиции и причин конфликта
Поймите, в чем заключается ваша или соседская претензия и с чем она связана.
Если с ошибкой в документации – запросите верный документ, если это возможно. Кадастровую ошибку, например, по простому запросу не исправить – обращаться в суд все же придется.
В тех же случаях, когда причиной конфликта является личный интерес или же «работа на принцип» — поинтересуйтесь правовой информацией и предварительно проконсультируйтесь у юриста. В идеале – письменное заключение адвоката.
Если предметом спора являются лишь границы участка – проведите совместное межевание, которое поможет их установить или восстановить.
2. Сядьте за стол переговоров
Любой конфликт лучше начинать решать с переговоров. Абстрагируйтесь от эмоций и попробуйте спокойно, без ругани, пообщаться о причинах проблемы и вариантах ее решения.
Объясните соседу, что обострение конфликта и доведение его до суда чревато не только значительными расходами времени и средств, но и не всегда предсказуемым результатом. В обоснование приведите доводы юриста.
3. Привлеките муниципалитет к разрешению спора
При каждом муниципалитете существует целый ряд различных отделов и комиссий, которые могут помочь в разрешении спора.
Например, административная комиссия следит за исполнением региональных законов, правил благоустройства и иных норм, а потому может привлечь соседа к ответственности за какие-либо нарушения – например, складирование строительных материалов на меже участка перед домом соседа.
Земельный отдел городской управы (сам отдел и должности его сотрудников могут называться по-разному), ответственный за рассмотрение жалоб от граждан по вопросам землеустройства, может дать письменное заключение на ваше обращение по конфликту.
Практически всегда специалисты выедут на место, осмотрят проблемные участки и дадут свои рекомендации по решению спора.
Увы, в отличие от судебного решения даже основанное на законе заключение муниципальных органов не является безусловно обязательным к исполнению конфликтующим соседом. Если ничего не вышло — готовьтесь к суду!
Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров» была создана и работает для объединения и поддержания кадастровых инженеров по всей России. Ждем вас в нашей дружной и эффективной команде! СРО кадастровых инженеров России.
Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.
Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.
Компания обратилась за правовой помощью.
Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Учредители компании N выбрали второй – более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Следует помнить, что если ответчик не согласен с заключением кадастрового инженера, то суд, скорее всего, назначит строительно-техническую экспертизу (ее еще называют «землеустроительной»). Поэтому, прежде всего, необходимо выбрать соответствующего эксперта, который имеет право на проведение такой экспертизы (обладает аттестатом кадастрового инженера).
Перед экспертом нужно поставить следующие вопросы:
- Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 1 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
- Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 2 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
- Накладываются ли границы земельных участков друг на друга? Если да, то какова площадь наложения?
- По координатам каких характерных точек необходимо установить местоположение смежной границы между земельными участками?
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).
При этом ни Законом N 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков (провести так называемое «межевание») и внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков, и сроками не ограничиваются.
Необходимо отметить, что в силу части 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, в том числе при отсутствии в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка , признается юридически действительной.
В настоящее время Законом N 218-ФЗ не предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации прав на земельные участки в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек их границ (в связи с отсутствием «межевания»). Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также какие-либо сроки, в течение которых такие границы должны быть установлены.
Вместе с тем, Росреестр рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ, рассмотреть возможность проведения межевания. Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Границы могут быть не установлены, если соседи собственника з/у несогласны с принятым решением и хотят его оспорить. По закону РФ без наличия их согласия межевой план будет признан недействительным, поэтому такие споры часто встречаются в судебной практике.
Изначально землевладелец должен отправить на имя соседей заказное письмо, в котором будет уведомление о необходимости поставить подпись на акте, подтверждающем согласование границ. При отсутствии ответа спустя месяц, можно нотариально зафиксировать отказ от подписи.
Согласно ФЗ 221 и в соответствии с требованиями земельного законодательства пределы ЗУ должны устанавливаться с учетом регламента. Наличие точной информации дает землевладельцу возможность поставить свой участок на кадастровый учет и официально зарегистрировать его в Росреестре.
Процедура постановки требует наличия полного пакета документов, включая акт, подтверждающий согласование пределов смежных участков с соседями по СНТ или другими землепользователями.
Оформление акта проводит кадастровый инженер, этот документ включает в себя:
- схематическое изображение пределов ЗУ;
- поворотные точки границ и их координатное расположение;
- подробное описание приграничных параметров.
После проведения процедуры инженер передает отсканированный акт, заверенный печатью, в ЕГРН (ранее это был ГКН). Копии документов остаются у владельца ЗУ, в их перечень входят акты о согласовании пределов и координатные данные поворотных точек.
Если процедура не была проведена по тем или иным причинам, в документах на определенный ЗУ, находящихся в ЕГРН, будет указано, что граница не установлена в соответствии с законом. Это значит, что при намерении продать имущество сделка не будет зарегистрирована.
Такая ситуация может возникать и в результате утери акта, тогда вопрос: что значит определение граница участка не установлена, требует более подробного разбирательства. Это может повлечь за собой судебные тяжбы с соседями либо иными лицами, которые могут пользоваться чужой землей или нарушить пределы ЗУ в процессе строительства.
Читайте еще >> Как решить земельный спор по границе участка.
В итоге владельцу земли приходится обращаться в суд. Каждая из таких ситуаций требует подробной консультации и помощи нотариуса или юриста, получить которую можно на сайте — задать вопрос юристу.
Чтобы неустановленные границы участка (ЗУ) не стали причиной проблем, новому владельцу земли следует провести процедуру межевания. Для этого собственник или титульный владелец должен обратиться в геодезическую фирму.
Подать заявку также имеют право совладельцы участка или представитель землевладельца при наличии доверенности от нотариуса. Заявка на процедуру межевания составляется в законодательно установленном порядке с учетом особенностей законодательства.
Для процедуры потребуется:
- Предъявить паспорта землевладельцев и документ, подтверждающий право на владение землей.
- Указать причины межевания в заявке.
- Оплатить геодезические работы.
С января 2018 года каждый владелец земли обязуется установить точные границы земельного участка по кадастровому номеру, поскольку в противном случае он не сможет его продать, заложить или обменять. До принятия этого закона некоторым землям присваивались условные номера по кадастру, которые фиксировались в ГКН.
Они не содержали координат поворотных точек и соответствовали так называемому способу «дачной амнистии». В таких случаях факт отсутствия межевания можно выявить только при нарушении межевых пределов земли.
Уточнение местоположения границ земельных участков.
Границы могут быть не установлены, если соседи собственника з/у несогласны с принятым решением и хотят его оспорить. По закону РФ без наличия их согласия межевой план будет признан недействительным, поэтому такие споры часто встречаются в судебной практике.
Изначально землевладелец должен отправить на имя соседей заказное письмо, в котором будет уведомление о необходимости поставить подпись на акте, подтверждающем согласование границ. При отсутствии ответа спустя месяц, можно нотариально зафиксировать отказ от подписи.
Чтобы установить границы, у собственникам/пользователя участка должны быть на руках два важных документа. А именно:
- Правоустанавливающий документ на участок; Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка или предварительного согласования предоставления, договор аренды, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности.Образцы правоустанавливающих документов ↔(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)
- План участка, который подтверждает его местоположение, границы и площадь при образовании. Обычно это план-схема участка как приложение к договору/свидетельству/акту, утвержденные схемы расположения/распределения участков, схема расположения участка на кадастром плане территории при решении муниципалитета о предварительном согласовании или предоставлении участка, проекты границ, планы землепользования, материалы инвентаризации, постановление о юридическом закреплении и т.п. Если участок выдан на основании решения суда о признании права собственности на участок в границах, то это будет ситуационный план участка. Иногда на таких планах даже имеются координаты границ участка, а именно его углов (поворотных точек).Образцы планов ↔(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)
Если у владельца участка нет одного из этих документов, нужно запросить сведения из ГФДЗ (инструкция ниже). Даже если оба документа на руках, все равно стоит обратиться в ГФДЗ. Лишние документы на участок никогда не помешают при установлении границ.
ГФДЗ — это архив различных документов на земельные участки, которые изготавливаются при проведении землеустройства (ст. 24 Федерального закона о землеустройстве). Официальное название — Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В фонде могут быть содержаться копии документов, которые подтверждают права на участок + различные планы/схемы его расположения.
Этими документами могут быть: экземпляры свидетельств о правах на участки, выданные до 2000 года; материалы инвентаризации или перерегистрации участков; землеустроительные дела по межеванию участков до 1 марта 2008 года и т.д. Иногда бывает, что в этих документах даже есть координаты границ участка.
К сожалению, в ГФДЗ не всегда имеются какие-либо документы. На моей практике такое бывает в 40% случаях. Но я все равно всегда советую запрашивать сведения, хуже не будет.
Согласно законодательству РФ оформление имущественного права на земельные участки сопровождается обозначением их характеристик, границ в кадастровых документах. Подобное определение объекта позволяет беспрепятственно отчуждать землю, поскольку проведенное межевание минимизирует вероятность нарушения границ и прав третьих лиц.
Для того чтобы узнать, проводилось ли межевание конкретной площади, достаточно изучить выписку из Реестра Недвижимости или кадастровый паспорт (при покупке участка до конца 2019 года).
Если в пункте 16, содержащем особые отметки, прописано «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства», это свидетельствует о том, что межевание своевременно не было проведено.
Провести процедуру уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуется в следующих случаях:
- при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ участка установлены с точностью, которая ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границы участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержится несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Отсутствие межевания не лишает права собственности на земельный участок
Согласование необходимо с лицами, которые обладают смежными участками на праве собственности.
Если же земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности, то обсуждать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают этими участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.
Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более 5 лет, то согласовать границы нужно как с собственником, так и с арендатором.
Судебные тяжбы, связанные с определением границ земельных участков, в числе самых сложных и длительных, поэтому важно урегулировать спор на стадии согласования границ. Чтобы их установить, собственник должен обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет процедуру согласования границ индивидуально со всеми соседями или на общем собрании. По итогам составляется акт согласования, который подписывают все заинтересованные стороны.
Собрание для согласования границ без установления их на местности проводится в ближайшем населенном пункте или в том, где земельные участки расположены. При этом кадастровый инженер может определить иное место по согласованию с заинтересованными лицами.
Им или их представителям извещения о проведении собрания вручаются под расписку. Извещения также могут быть направлены по адресам электронной почты или почтовым адресам лицам, право которых на объект недвижимости зарегистрировано или в пользу которых зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Эти адреса обычно содержатся в ЕГРН. Однако подобная информация может и отсутствовать. В таких случаях допускается извещение о проведении собрания путем публикации сообщения в средствах массовой информации. Обычно таким СМИ является официальная газета муниципалитета.
Кроме того, независимо от наличия или отсутствия информации об адресах заинтересованных лиц, извещение будет опубликовано в СМИ, если:
- смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
Если после извещения собственник или иной правообладатель не явился на собрание либо принял в нем участие, но не заявил возражений, местоположение границ земельного участка с его стороны считается согласованным.
Собственнику следует внести свои контактные данные в ЕГРН через МФЦ. В противном случае границы земельных участков могут быть согласованы без его участия.
Как было указано выше, в некоторых случаях извещение о проведении собрания публикуется только в средствах массовой информации. Поэтому необходимо регулярно изучать местные СМИ.
Причиной ошибок в кадастровой карте чаще всего выступают три фактора:
- Ошибки специалиста, кадастрового инженера, который вносил координаты участка в план. При такой ситуации ошибки содержатся изначально в регистрационных данных, внесенных в ЕГРН.
- Ошибка, опечатка технического сотрудника, который вводил данные в программу кадастровой карты. В этом случае в документах координаты указаны правильны, ошибочные границы отображаются только на карте.
- Погрешности спутниковой видеосъемки – это не ошибка, так как в исходном варианте сведения о границах внесены правильно.
Владелец одного из участков (на рисунке выделен черным под номером 2) выяснил, что на карте участок соседа значительно заходит на его территорию (на рисунке выделен красным пунктиром). Как видно на схеме проблемный участок заходит на территорию трех землевладений, получается, что пострадавших в этой ситуации 4 стороны, включая собственника проблемного участка.
Причиной такого искажения карты могут быть ошибки инженера, технического работника или сбой в работе программного обеспечения. Действовать в такой ситуации нужно всем 4 землевладельцам.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
Принцип установления границ земельного участка заключается в сборе имеющейся документации, обработке полученных данных, при необходимости проведении расчетов, выезде непосредственно на участок для осуществления измерений и в итоге определение тех значений, которые и будут являться координатами границ.
При этом могут несколько отличаться методы и принципы определения в зависимости от того, какие данные по участку уже имеются или какие характерные показатели проходящих межей установлены.