Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое ОСАГО 2022 доплата за ремонт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
Ремонт машины по ОСАГО в 2022 году
- Тарифный коридор для легкового транспорта расширился на 10% вверх и вниз и составляет теперь от 2224 ₽ до 5980 ₽.
- ОСАГО можно будет оформить дешевле, например жителям Москвы и Казани. Сэкономят, как обычно, также аккуратные водители, не попадавшие в ДТП. Максимальная экономия может достигать 56%.
- Коэффициент для лихачей, регулярно нарушающих ПДД, повысится сразу почти на 1,5 балла — с 2,45 до 3,92.
Если ограничений допущенных к управлению водителей нет — такой полис ОСАГО называется «мультидрайв», — коэффициент с 9 января 2022 года поднимается с 1,94 до 2,32. Таким образом, страховка без ограничений водителей теперь стоит почти в 2,5 раза дороже, чем со вписанными водителями.
Если круг водителей в полисе ограничен, коэффициент составляет 1.
КВС снизился для более возрастных и опытных водителей. Например, для автолюбителей от 59 лет со стажем вождения 14 лет он составит 0,83, хотя ранее значение было 0,9.
При этом для водителей до 24 лет со стажем вождения менее двух лет КВС незначительно повысился. Например, если ранее для автолюбителя возрастом до 21 года и стажем в один год он составлял 1,9, то с 9 января 2022 года — уже 1,92.
Следующее изменение затронуло коэффициент, который используется при расчете стоимости «открытой» страховки, то есть страховки, которая позволяет сесть за руль абсолютно любому водителю:
N п/п |
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | Коэффициент КО |
1 | 2 | 3 |
1 | Да | 1 |
2 | Нет | 1,94 — для физических лиц; 1,97 — для юридических лиц |
N п/п |
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | Коэффициент КО |
1 | 2 | 3 |
1 | Да | 1 |
2 | Нет |
2,32 — для физических лиц; 1,97 — для юридических лиц |
С 9 января 2022 года изменился коэффициент только для открытой страховки физических лиц. Новое значение — 2,32, то есть коэффициент увеличился сразу на 20 процентов.
Так что открытая страховка подорожала сразу на 20 процентов.
Поправки к закону об ОСАГО в 2022 году устанавливают гарантийный срок на произведенный ремонт: 12 месяцев на кузовные работы, 6 месяцев на прочие работы. В поправках прописана ответственность страховщика, в том числе материальная, за некачественный ремонт транспортного средства.
В случае возникновения претензий со стороны автовладельца, он должен написать заявление в страховую компанию предоставляющую полис ОСАГО и потребовать исправить недостатки или возместить ущерб. При отказе водитель может обратиться в суд.
ЦБ РФ имеет право обязать страховщика выплачивать денежные компенсации вместо оплаты работ ремонта, если жалобы от автовладельцев начнут поступать часто.
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.
На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.
Страховые компании уверены, что в новых условиях автосервисам будет невыгодно затягивать работы. Оплату СТО получат сразу, поток клиентов не позволит занимать место надолго.
Закон предусматривает, что автомобили не старше 2 лет должны быть направлены на ремонт по ОСАГО к официальному дилеру. Если в списке компаний подходящего сервиса нет, владелец может рассчитывать на денежную компенсацию.
Чтобы избежать недоразумений, необходимо сразу оповестить страховую компанию, что автотранспортное средство на гарантии и приложить к документам сервисную книжку.
Если автомобиль старше 2 лет, но находится на гарантийном сроке, страхователь ОСАГО по закону может направить в обычный, неспециализированный сервис. В случае согласия автовладельца официальный дилер прекратит срок гарантии, так как условия были нарушены.
По новым правилам, в 2022 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.
При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.
Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.
Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.
Нововведения 2022 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.
Легковые ТС юрлиц | 3127,4 – 6636,7 |
Легковые ТС физлиц и ИП | 4694,9 – 10 328,4 |
Легковые такси | 5466,3 – 18 276,1 |
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц | 1187,5 — 2941,2 |
Легковые ТС юрлиц | 1 646 – 3 493 |
Легковые ТС физлиц и ИП | 2 471 – 5 436 |
Легковые такси | 2 877 – 9 619 |
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц | 625 — 1548 |
- Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.
- Можно дистанционно расторгнуть или внести коррективы в договор автогражданки (в стадии тестирования).
- Продажа полисов не зависит от прохождения техосмотра — действует только для физлиц.
Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2022 году минимальная премия не может быть ниже 2746 рублей.
В документах, которые регламентируют действие ОСАГО, периодически происходят изменения. В 2022 году были изменены правила начисления компенсации по автостраховке.
Выплаты начисляются в нескольких случаях:
При повреждении автомобиля. По страховке выплачивается компенсация, если в результате аварии появились повреждения на машине, либо она полностью разрушена и не подлежит восстановлению. Максимальная выплата в этом случае составит 400 тыс. рублей.
В случае причинения вреда здоровью. Если в результате аварии кто-то пострадал, то страховая компания также должна будет компенсировать пострадавшему затраты на лечение. Выплаты в этом случае достигают 500 тыс. рублей. В данном случае страховая должна выплатить компенсацию всем пострадавшим в ДТП.
При летальном исходе участника аварии. Если погиб один или несколько участников аварии, то родственникам будет выплачено по 475 тыс. рублей. Также страховщик выплачивает 25 тыс. рублей на ритуальные услуги.
При составлении Европротокола. Если водители самостоятельно заполнят Европротокол, то они могут рассчитывать на получение выплат без ожидания сотрудников ГИБДД. Поскольку документ легко оформить, то и выплаты будут небольшими – порядка 100 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге до 400 тыс. рублей.
В случае если в ДТП виноваты оба. Зачастую в аварии оказываются виновными оба водителя. Тогда на основе независимой экспертизы устанавливается данный факт и выплаты делятся пополам.
Например, если присвоена максимальная выплата 400 тыс., то каждый получит по 200. Если ДТП оформлялось по Европротоколу, то делить будут сумму в 100 тыс. также на двоих.
Чтобы получить выплаты по страховке ОСАГО, необходимо выполнить некоторые действия.
- Сначала необходимо информировать страховую компанию о произошедшем ДТП.
- Вместе с заявлением на выплаты водитель должен предоставить документы, перечень которых указан в договоре страхования.
- После подачи заявления страховщик оценивает степень причиненного ущерба.
- Если все документы поданы, требования по договору соблюдены, водитель получит деньги на ремонт авто или на лечение.
После рассмотрения заявления на выплаты по автостраховке, компания может назначить независимую экспертизу. Она проводится для того, чтобы оценить ущерб.
Важный момент! Водитель не должен делать ремонт до экспертизы, так как страховая не сможет оценить ущерб. Это может стать причиной отказа в выплате.
Не редкость, когда страховые компании отказывают в выплатах или занижают сумму. Особенно это касается водителей, у которых оформлено только ОСАГО. По статистике за 2020 год основная масса обращений за выплатами была именно по обязательной страховке.
Для разрешения споров по ОСАГО есть специальная должность – финансовый уполномоченный. Финомбудсмен является промежуточным этапом между жалобой в страховую компанию и судом.
Если страховая компания отказывается платить по ОСАГО и необъективно занизила сумму выплат, то автовладелец может обратиться к финомбудсмену. Он проведет независимую экспертизу, чтобы установить сумму выплат. Особенно сложно в этом плане обстоят дела с выплатами по причинению вреда здоровью.
По закону причинение вреда здоровью является ответственностью водителя независимо от его вины. Но многим пострадавшим отказывают в компенсации из-за того, что вина водителя не доказана.
Тем не менее, если пострадавший не согласен с решением страховой, сначала нужно написать жалобу именно в компанию. Страховщику не выгодно, чтобы дело дошло до финомбудсмена.
Согласно статистике от службы финансового уполномоченного, первое место по жалобам занимает компания Росгосстрах. Второе место – СОГАЗ, третье – компания АльфаСтрахование.
Но также стоит учесть, что данные компании самые востребованные по ОСАГО, поэтому высокие показатели обращений соответствует популярности данных страховых.
ОСАГО-2022. Главные изменения для водителей
Когда речь идет о ремонте авто, часто водитель остается не доволен размерами выплат от страховой. Стоимость запчастей в разных магазинах отличается, поэтому в данном случае должна быть налажена работа страховой.
Но Союз Страховщиков заявляет, что несмотря на недовольства водителей средняя выплата по ОСАГО составляет порядка 70 тыс. рублей. Поскольку основная часть авто – это машины старше 10 лет, то данной суммы должно хватать.
Цены на автозапчасти продолжают расти, но пересчет лимитов по выплатам ОСАГО пока не планируется.
Таким образом, чтобы страховая выплатила как можно больше по полису ОСАГО, водитель может обратиться к финансовому уполномоченному для решения споров.
Правоприменительная практика по отношению к страховым компаниям неоднозначна. Так, в п. 59 Постановлении Пленума ВС от 26.12.2017 г. прямо указывается запрет учитывать износ при ремонте автомобиля гражданина, если транспортное средство зарегистрировано в России. Пытаясь обойти предписание страховые компании, если им невыгодно чинить машину, выплачивали потерпевшему страхователю сумму, которая меньше реальной стоимости деталей и ремонта. Остаток доплаты взыскивается непосредственно с виновника ДТП.
Закон об ОСАГО предусматривает ограниченный перечень случаев, когда восстановительный ремонт может быть заменен выплатой. Это возможно при полной гибели транспортного средства, или если автомобиль принадлежал инвалиду, которому машину положена по медицинским показаниям.
Изменились и позиции КС РФ, Верховного суда относительно необходимости доплаты за ремонт. Единая методика ЦБР по расчету страховых убытков позволяет выплатить владельцу потерпевшего автомобиля максимальную сумму, которая будет меньше 400 тысяч рублей. Учитывается износ каждой детали, а также затрата нормо-часов на восстановительные работы. При недостаточности средств на полный ремонт машины и покупку запасных частей, оставшуюся сумму владелец транспортного средства вправе взыскать непосредственно с виновника ДТП.
Даже при наличии полиса ОСАГО и выплаты (ремонта) гражданин, который повредил чужую машину, может быть обязан возмещать недостающую сумму, затраченную на восстановление машины из собственных денег.
Обязанность страховщика возместить стоимость ремонта без учета износа машины может быть установлена судом, если СК не организовала своевременный восстановительный ремонт, а выплатила деньги на свое усмотрение.
Предполагаются изменения, которые касаются максимальной выплаты потерпевшему, жизни и здоровью которого причинен вред. С 500 тысяч рублей сумма выплаты увеличивается до двух миллионов рублей. При расчете стоимости восстановительного ремонта предполагается не учитывать общий износ автомобиля, его узлов и агрегатов. Это означает, что страховая компания должна починить машину с использованием только новых запасных частей – оригинальных или аналогов. У владельца разбитой машины сохраняется право взыскать недостающую сумму на ремонт в судебном порядке.
Страховые компании склонны завышать процент износа автомобиля, чтобы выплатить меньше за ремонт. Поправки в ФЗ об ОСАГО позволят застрахованному владельцу автомобиля отремонтировать автомобиль или получить выплату без учета износа. Одновременно страховая организация может получить право регрессного требования к виновнику ДТП при переплате за ремонт. Такая же возможность предусматривается и для потерпевшего ДТП, если суммы на восстановительный ремонт не хватило.
Износ по ОСАГО – одно из оснований для обращения в страховую компанию с претензионными или исковыми требованиями. Поправки в закон об ОСАГО повлекут существование удорожание полиса на 20-40%.
Часто страховые компании занижают выплаты, учитывая износ, который рассчитывают по своим правилам. Если заявитель не согласен с суммой возмещения, то ему следует провести независимую экспертизу и установить стоимость ущерба без учета износа. Далее:
- Заявитель составляет на имя страховой претензию о необходимости возместить ущерб в досудебном порядке.
- Подается обращение финансовому омбудсмену, который решает спор в административном порядке. Решение должностного лица обязательно для исполнения сторонами.
- Если результат промежуточного решения спора неудовлетворителен, то необходимо обращаться с исковым заявлением.
Ремонт автомобиля без учета износа должен проводиться с использованием новых запчастей. Также требования можно предъявить в течение гарантийного срока на восстановительные работы. Ответчиком в суде выступает страховая компания. При разбирательстве необходимо учитывать год начала эксплуатации машины, ее марку, модель, год выпуска, состояние ТС, предшествующее дорожно-транспортному происшествию. В судебном разбирательстве и на этапе подготовки дела, при проведении переговоров со страховой компанией желательна юридическая помощь.
Изменений здесь немного. Приоритетная форма возмещения ущерба по закону об ОСАГО — восстановительный ремонт. Это касается легковых автомобилей физлиц. Водители остальных категорий транспортных средств, включая такси и общественный транспорт, могут сразу выбрать — получить деньги или ремонт.
Автомобили отправляют в ремонт на партнерские станции техобслуживания автомобилей ( СТОА). Если машине меньше двух лет, страховщик обязан направить авто в официальный дилерский центр, а если его нет в списке страховой компании — выплатить денежную компенсацию.
По правилам ОСАГО, ремонт автомобиля не должен занимать больше 30 дней, а в случае просрочки страховщик платит неустойку. Также на ремонт распространяется гарантия от 6 до 12 месяцев в зависимости от работ.
Помимо вышеупомянутого случая с новым автомобилем денежная компенсация по ОСАГО вместо ремонта выплачивается в следующих ситуациях:
- В пределах 50 км от вашего дома или места аварии нет СТОА, а вы не согласны транспортировать автомобиль за счет страховщика в автосервис, который находится дальше.
- Машина не подлежит ремонту.
- Страховая не может направить автомобиль на станцию техобслуживания, с которой у нее заключен договор.
- Потерпевший — инвалид, и он передвигается на специализированном транспортном средстве.
- Владелец автомобиля погиб.
Также страховая обязана выплатить денежную компенсацию в случае, если ущерб от дорожно-транспортного происшествия превышает 400 000 руб., а клиент не согласен доплачивать за ремонт на СТОА. Эту позицию недавно принял Верховный суд (ВС) России, рассмотрев дело водителя, попавшего в подобную ситуацию: мужчина просил компенсировать ущерб деньгами, но страховая компания упорно отправляла водителя на СТОА. Суд напомнил нижестоящим инстанциям, что владелец авто может запросить выплату максимальной компенсации по полису, если стоимость восстановления превышает 400 000 руб.
ВС рассмотрел дело водителя, автомобиль которого серьезно пострадал в аварии. Независимый эксперт оценил, что ремонт обойдется дороже, чем может компенсировать страховщик по ОСАГО. Поэтому клиент попросил выдать ему деньги, а не направление на ремонт. Однако страховая компания раз за разом отказывала в выплате и снова посылала водителя на станцию техобслуживания.
Владелец авто обратился в суд. Но суды разных инстанций отказали ему: сочли, что страховая компания действовала добросовестно. Поэтому водитель обратился в Верховный суд. ВС согласился с его доводами и вернул дело на повторное рассмотрение.
ВС пояснил, что в большинстве случаев по закону об ОСАГО страховая компания вправе направить машину своего клиента на ремонт. Но, когда восстановление авто стоит больше 400 000 руб., владелец машины может запросить выплату максимальной компенсации по полису. Получить деньги вместо ремонта можно также по согласованию со страховой компанией.
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».
Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».
По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.
«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.
Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.
«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.
По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».
По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.
С учетом проведенного ЦБ анализа, пересмотрены также значения коэффициентов:
- территории (зависит от прописки);
- бонус-малус (безаварийный коэффициент);
- допущенных водителей (неограниченная страховка);
- возраста и стажа водителя.
По расчётам ЦБ, в результате этих поправок для взрослых и опытных водителей дополнительная скидка составит до 8%, для аккуратных и безаварийных — еще до 8%. Молодые и неопытные водители и лихачи будут платить больше. Что касается коэффициента территории — проведена его дополнительная калибровка по регионам.
Данные поправки, за исключением коэффициента бонус-малус (КБМ), вступят в силу с 9 января 2022 года. Новые значения КБМ заработают с 1 апреля 2022 года, при очередном обновлении значений за предыдущий год.
- Тарифы ОСАГО разрешили менять несколько раз в год — 09/03/2022
- Штрафы с камер за ОСАГО 2022: последние новости [февраль 2022] — 18/02/2022
- Госдума одобрила перестраховочный пул ОСАГО в первом чтении — 16/02/2022
- ДТП без техосмотра 2022: разъяснение ЦБ — 15/02/2022
- Реформа ОСАГО 2022: полис может подорожать на 60% — 09/02/2022
Увеличение стоимости ОСАГО с 9 января 2022 года
- Изменения для водителей с 2022 года — 12/12/2021
- ДТП без техосмотра 2022: разъяснение ЦБ — 15/02/2022
- Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
- Изменения для водителей с марта 2022 года — 16/01/2022
- Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
Получить выплату по ОСАГО вместо восстановления автомобиля после аварии возможно, если соблюдены несколько условий. Их мы озвучим чуть позже. Однако такая выплата не позволяет полностью покрыть расходы на восстановление автомобиля после аварии.
Всё началось с введения единой методики расчёта ущерба. До внедрения этой методики сумма рассчитывалась на основе цен региона, в котором произошла авария.
Сотрудник страховой компании, производивший расчёт, звонил в магазин и выяснял, сколько стоят те или иные детали. Суммировал необходимые позиции, из чего формировалось понимание о размере выплаты за восстановление пострадавшего авто.
В 2021 году Центральный Банк ввёл единую методику расчёта суммы страховой выплаты. И сейчас цены берутся не из магазина, а из справочника. Данный справочник разработан Российским союзом автостраховщиков. Стоимость в нём запасных частей серьёзно занижена.
Например, если ваш бампер стоит 30 000 рублей, то в справочнике его цена будет 15 000 рублей. Практика показывает, что занижение стоимости в справочнике Российского союза автостраховщиков в среднем составляет 50% от стоимости новой детали.
Причина такого занижения состоит в износе автомобиля. Поскольку запчасть, бывшая в употреблении, не может иметь стоимость, равную новой, и оплачиваться в 100% объёме.
Выходит, что автолюбитель не может получить компенсацию в том размере, в котором она ему нужна. И это законно. Как же быть? Допустим, вы пострадали в аварии. И суммы, возмещённой страховой компанией, не достаточно для ремонта вашего автомобиля. Разницу между возмещённой и реальной суммой по закону должен будет вернуть виновник происшествия.
Перечислим несколько условий, при которых возможно получить денежную компенсацию вместо ремонта:
- Автомобиль уже не подлежит восстановлению – произошла полная гибель транспортного средства. Либо нанесённый ущерб превышает 400 000 рублей;
- В аварии пострадали люди (нанесён вред здоровью или жизни);
- Пострадавший в аварии является инвалидом I или II группы. В этом случае пострадавший имеет право выбрать: получить денежную выплату или ремонт автомобиля.
Расскажем о важных правилах, которые помогут без проблем получить компенсацию:
Фиксируйте все обстоятельства произошедшего и соблюдайте правила поведения после аварийной ситуации. Забудьте об эмоциях и скрупулёзно соберите все детали происшествия, снимите всё на телефон.
Составьте европротокол в случае, когда оба участника ДТП согласны с тем, кто виноват в аварии, и сумма ущерба не превышает 400 000 рублей. Либо, если европротокол вам не подходит, вызовите ГИБДД.
Прежде, чем обратиться в страховую компанию, проверьте, все ли документы, необходимые для страховой выплаты по ОСАГО, у вас есть. К таким документам относятся:
- Документы, фиксирующие объёмы и характер повреждения автомобиля;
- Медицинские документы, если в аварии пострадали люди. Обязательно собирайте все выписки, назначения, чеки на лечение. Важно сохранить документы, связанные с затратами как на лечение, и в период восстановления.
Откажитесь от самодеятельности. Например, не ремонтируйте автомобиль самостоятельно. Иначе ни о каком возмещении или ремонте по страховому полису не может идти и речи.
Осуществление ремонта автомобиля по ОСАГО в 2022 году
Выплаченной суммой не всегда получается покрыть сумму на ремонт. Вместо привычной компенсации владелец может получить отремонтированную машину. В дополнение к федеральному закону №8. Все владельцы, застрахованные после 28 апреля 2017 года, отправляются на станцию технического обслуживания.
Для ремонта машины по ОСАГО после аварии пострадавший автовладелец обращается в страховую компанию виновника. А страховщик направляет потерпевшего на ремонт в тот техцентр, с которым у компании заключён договор.
Техцентр ремонтирует пострадавший автомобиль в течение 30-ти дней. СТО даже дают гарантию качества на свои работы, действующую в течение года.
Для автовладельцев, желающих скорее устранить причинённый автомобилю ущерб, подобные условия могут быть, безусловно, выгодны.
Как получить направление на ремонт по ОСАГО
Процедура обращения за возмещением ущерба стандартна. Автовладелец, попавший в аварию, должен позвонить страховщику, в которой он приобрёл ОСАГО. А страховщик в свою очередь обязан выдать ему направление на ремонт.
Первичный осмотр автомобиля проводится в страховой компании. Далее вместе с представителем страховщика необходимо приехать в автосервис. Здесь автомобиль вновь осматривают, выявляют скрытые дефекты и приступают к ремонту.
Закон об ОСАГО предусматривает преимущественный способ возмещения вреда путём направления на ремонт в ту СТО, с которой у страховщика заключён договор. Подавляющее большинство водителей интересуется тем, как получить деньги.
На что указывает закон? Выплата деньгами производится в 3х, уже перечисленных нами случаях. Средства можно получить лишь в этих ситуациях при согласовании такой замены со страховой компанией.
Однако существуют варианты, когда компенсацию получить всё же возможно:
- Договориться, чтобы автосервис самостоятельно отказался от проведения работ;
- Указать на затянутые сроки проведения работ (если машину ремонтируют более 30-ти дней).
В этих случаях вы можете написать заявление на замену ремонта автомобиля денежной компенсацией.
До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:
- Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
- Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.
Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.
С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.
Как получить большую выплату по ОСАГО в 2022 году
Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.
Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.
В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.
Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.
Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.
Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:
- ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
- выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.
Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.
В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:
- полная гибель транспортного средства;
- здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
смерть пострадавшего; - когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.
При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.
Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.
17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.
В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.
Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.
Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.
Станция техобслуживания, которая будет восстанавливать автомобиль после ремонта, должна отвечать таким требованиям:
- наличие гослицензии;
- сохранение гарантии изготовителя. Если возраст автомобиля менее 2 лет, тогда восстановительные работы должны производиться лишь на автосервисе, который заключил соглашение с изготовителем либо импортёром транспортного средства;
- географическая досягаемость для пострадавшего.
Если страховщик не имеет возможности организовать либо оплатить перемещение авто в оба конца, тогда СТО должна находиться в пределах 50 км от места проживания пострадавшего. Если все станции страховой компании, которые включены в список страховщика, не отвечают обозначенным выше требованиям, пострадавший уполномочен отказаться от восстановительных работ.
Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.
Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.
В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.