Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регулярные платежи за пользование недрами в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.
РПН = S × С / 4, где:
- РПН — регулярный платеж к уплате за квартал,
- S — облагаемая база,
- С — ставка регулярного платежа.
Облагаемая база зависит от вида и этапа работ, проводимых пользователем недр. Так, при поиске и оценке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, уменьшенная на площадь возвращенной части участка и площадь территорий открытых месторождений. При разведке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, за исключением площади горных отводов. При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — количество полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения.
Сумма регулярных платежей исчисляется в расчете регулярных платежей в полных рублях с учетом правил округления.
Расчет регулярных платежей за пользование недрами
В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.
Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).
Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.
Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями в размере ¼ ежеквартально.
Заплатить платеж за пользование недрами нужно до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если день выпадает на выходной, то срок переносится на следующий рабочий. Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами в 2021 году нужно:
за I квартал — до 30 апреля включительно;
за II квартал — до 2 августа включительно;
за III квартал — до 1 ноября включительно;
за IV квартал — до 31 января 2022 включительно.
Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.
Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.
Экономико-географические условия
Факторы | Оценка влияния фактора при пользовании недрами в целях | ||
---|---|---|---|
поиска и оценки месторождений полезных ископаемых | разведки полезных ископаемых | строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых | |
Расстояние от автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (кратчайшее расстояние по прямой линии на карте) | |||
Более 100 км | 0 | 0 | 0 |
50 -100 км | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
До 50 км | 0,10 | 0,100 | 0,100 |
Климатические условия | |||
Крайне неблагоприятные (районы арктических пустынь) | 0 | 0 | 0 |
Неблагоприятные (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, районы высокогорья или безводные районы) | 0,075 | 0,075 | 0,075 |
Благоприятные | 0,150 | 0,150 | 0,150 |
Продолжительность работ (для лицензий на пользование недрами, в отношении которых установлен предельный срок пользования недрами для целей геологического изучения 5 лет)
Год пользования участком недр, исчисленный с квартала, следующего за кварталом, в котором сформирована реестровая запись в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр, или государственном реестре работ по геологическому изучению недр | Оценка влияния продолжительности работ | ||
---|---|---|---|
поиски и оценка месторождений полезных ископаемых | разведка полезных ископаемых | строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых | |
1-й год | 0 | 0 | 0 |
2-й год | 0,05 | 0,07 | 0,05 |
3-й год | 0,1 | 0,15 | 0,1 |
4-й год | 0,15 | — | 0,15 |
Продолжительность работ (для лицензий на пользование недрами, в отношении которых установлен предельный срок пользования недрами для целей геологического изучения 7 лет)
Год пользования участком недр, исчисленный с квартала, следующего за кварталом, в котором сформирована реестровая запись в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр, или государственном реестре работ по геологическому изучению недр | Оценка влияния продолжительности работ | ||
---|---|---|---|
поиски и оценка месторождений полезных ископаемых | разведка полезных ископаемых | строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых | |
1-й год | 0 | 0 | 0 |
2-й год | 0,03 | 0,07 | 0,03 |
3-й год | 0,06 | 0,15 | 0,06 |
4-й год | 0,09 | — | 0,09 |
5-й год | 0,12 | — | 0,12 |
6-й год | 0,15 | — | 0,15 |
1. Экономико-географические условия
Удаленность от портов и экономическая освоенность региона
Степень освоенности региона, удаленность от портов | Оценка влияния фактора при пользовании недрами в целях | Отнесенные акватории, моря | |
---|---|---|---|
поиска и оценки месторождений полезных ископаемых | разведки полезных ископаемых | ||
Инфраструктура отсутствует или удаленность от портов более 2000 км | 0,01 | 0,01 | Восточно-Сибирское, Лаптевых, Чукотское, Берингово, северный сектор Карского |
Инфраструктура имеется частично (есть портпункт) или удаленность от портов более 1000 км, но менее 2000 км | 0,02 | 0,02 | Баренцево, южный сектор Карского, Охотское |
Инфраструктура имеется полностью или удаленность от портов до 1000 км | 0,03 | 0,03 | Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское, Японское |
Климатические условия
Отнесенные акватории, моря | Оценка влияния фактора при пользовании недрами в целях | |
---|---|---|
поиска и оценки месторождений полезных ископаемых | разведки полезных ископаемых | |
моря Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Чукотское, Берингово | 0,05 | 0,05 |
моря Охотское, Балтийское, Японское | 0,07 | 0,07 |
моря Черное, Азовское, Каспийское | 0,1 | 0,1 |
2. Степень геологической изученности территории и степени риска
Плотность прогнозных ресурсов углеводородного сырья (применяется при расчете размеров ставок регулярных платежей при проведении поисково-оценочных работ)
Плотность прогнозных ресурсов углеводородного сырья (тыс. т.у.т./кв. км) | Оценка влияния фактора при пользовании недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых |
---|---|
>200 | 0,2 |
100 — 200 | 0,18 |
50 — 100 | 0,16 |
30 — 50 | 0,14 |
10 — 30 | 0,12 |
5 — 0 | 0,11 |
0,1 |
Плотность прогнозных ресурсов иных видов полезных ископаемых (применяется при расчете размеров ставок регулярных платежей при проведении поисково-оценочных работ)
Плотность прогнозных ресурсов (тыс. т/кв. км) | Оценка влияния фактора при пользовании недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых |
---|---|
>200 | 0,2 |
100 — 200 | 0,18 |
50 — 100 | 0,16 |
30 — 50 | 0,14 |
10 — 30 | 0,12 |
5 — 10 | 0,11 |
0,1 |
На период с 1 марта 2022 г. по 28 февраля 2028 г. установлены новые правила определения размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами. Они заменят правила 2014 г.
Причина — Коми и Архангельская область включены в перечень регионов, где участки недр предоставляются в пользование на срок до 7 лет для геологического изучения.
- Пенсионные взносы. Расшифровка кодов бюджетной классификации пенсионных взносов на 2022 год.
- Взносы на обязательное социальное страхование. Расшифровка кодов бюджетной классификации взносов на на обязательное социальное страхование 2022 год.
- Взносы на обязательное медицинское страхование. Расшифровка кодов бюджетной классификации взносов на обязательное медицинское страхование 2022 год.
- Налог на доходы физлиц (НДФЛ). Расшифровка кодов бюджетной классификации налогов на доходы физлиц (НДФЛ) 2022 год.
- Налог на добавленную стоимость (НДС). Расшифровка кодов бюджетной классификации налога на добавленную стоимость (НДС) 2022 год.
- Налог на прибыль. Расшифровка кодов бюджетной классификации налога на прибыль 2022 год.
- Акцизы. Расшифровка кодов бюджетной классификации акцизов на 2022 год.
- Налог на имущество организаций. Расшифровка кодов бюджетной классификации налога на имущество организаций 2022 год.
- Земельный налог. Расшифровка кодов бюджетной классификации земельного налога на 2022 год.
- Транспортный налог. Расшифровка кодов бюджетной классификации транспортного налога на 2022 год.
- Единый налог при упрощенке. Расшифровка кодов бюджетной классификации единого налога при упрощенке на 2022 год.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Расшифровка кодов бюджетной классификации единого налога на вмененный доход (ЕНВД) 2022 год.
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Расшифровка кодов бюджетной классификации единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) 2022 год.
- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Расшифровка кодов бюджетной классификации налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 2022 год.
- Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов. Расшифровка кодов бюджетной классификации сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов 2022 год.
- Сбор за пользование объектами животного мира. Расшифровка кодов бюджетной сбора за пользование объектами животного мира 2022 год.
- Водный налог. Расшифровка кодов бюджетной классификации водного налога на 2022 год.
- Платежи за пользование природными ресурсами. Расшифровка кодов бюджетной классификации платежей за пользование природными ресурсами на 2022 год.
- Налог на игорный бизнес. Расшифровка кодов бюджетной классификации налога на игорный бизнес 2022 год.
- Государственная пошлина. Расшифровка кодов бюджетной классификации государственной пошлины на 2022 год.
- Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Расшифровка кодов бюджетной классификации доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 2022 год.
- Штрафы, санкции, платежи за возмещение ущерба. Расшифровка кодов бюджетной классификации штрафов, санкций, платежей за возмещение ущерба 2022 год.
- Торговый сбор. Расшифровка кодов бюджетной классификации торгового сбора на 2022 год.
- Новости. Все новости по изменениям в (КБК) кодах бюджетной классификации за прошлые и текущий годы.
Утвержден Порядок определения ставок регулярных платежей за пользование недрами
Переход к электронным аукционам стал, пожалуй, основным нововведением январской редакции закона «О недрах». Любая система стремится к упрощению, и обозначенный переход назревал достаточно давно — и именно о нём, пожалуй, больше всего говорили в ожидании перемен.
Электронная система лицензирования, появившаяся в России с 1 января, подразумевает под собой единый федеральный реестр лицензий, которые будут оформляться по единому стандарту и образцу. По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова, соответствующее поручение президент страны давал ещё больше 5 лет назад, однако время изменений настало только сейчас.
До изменений каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определял содержимое лицензий, одинаковыми для всех были лишь лицевые стороны этого документа, однако теперь, с помощью цифровой формы наконец-то удалось достигнуть единства.
Стремление законотворцев сократить количество бюрократических проволочек для будущих недропользователей отразится не только на объёмах собираемых для лицензии документов, но и на сроках рассмотрения заявок.
Если сейчас срок выдачи лицензии на недропользование составляет не меньше 270 дней, то с начала 2022 года он сократится более чем в 2 раза. Теперь лицензии обещают выдавать за 127 дней.
Создание единого цифрового реестра позволит старым лицензиям «закрываться» автоматически и уберёт дополнительные, часто дублирующие друг друга согласования на пути у новых. Пользователям больше не нужно будет лично получать информацию у Ростехнадзора и передавать её федеральному агентству по недропользованию, теперь эти функции и полномочия останутся за государством.
Кроме того, все недобросовестные участники аукционов (те, кто заявились и победили, но не внесли оговорённого разового платежа в установленные сроки) попадут в специальный реестр. Не уйдут от внимания и те, кто в результате пользования недрами нанесли экологии вред или не компенсировали его.
Согласно новому закону, бывший недропользователь обязан консервировать или ликвидировать горные выработки, а за невыполнение этой обязанности контролирующие органы могут привлечь к определённой ответственности, в том числе и лишить лицензии.
Введение возможности ограничить право пользования недрами или и вовсе досрочно отозвать его — ещё одно важнейшее отличие нового закона от старого.
Специально для этого в ФЗ «О недрах» появилась новая статья, согласно которой право на недропользование могут ограничить, если:
- на участке возникла угроза жизни и здоровью людей, устранить которую невозможно без временного прекращения работ,
- произошло ЧС, вне зависимости от характера — техногенного или природного, или развернулись военные действия,
- проектная документация оказалась неполной,
- нарушены требования по рациональному использованию и охране недр.
Согласно обновлённому закону, с 1 января компании могут получать лицензии на строительство хранилищ для парниковых газов.
Улавливание газов — вопрос достаточно новый и в рамках современной экологической повестки более чем актуальный, поэтому несмотря на то, что не все технологические и правовые вопросы можно назвать решёнными в настоящий момент, в будущем это направление весьма перспективно.
Законодательные нововведения коснулись и трудноизвлекаемой нефти. Так, в России впервые официально закрепили такой вид недропользования, как «технологические полигоны для геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых», а компании, занимающиеся разработкой соответствующих технологий, получили свой собственный порядок установления разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Авторы закона утверждают, что обременительными эти платежи не будут ни в коем случае — всё для того, чтобы привлечь «ТРИЗовцев» к недропользованию.
Коды бюджетной классификации (КБК) — Платежи за пользование недрами
- Размеры ставок регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от:
- экономико-географических условий.
- размера участка недр.
- вида полезного ископаемого.
- продолжительности работ.
- степени геологической изученности территории.
- степени риска.
- Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного пользователю недр, за вычетом площади возвращенной части участка недр.
- Приложение № 1. Поправочные коэффициенты, учитывающие условия проведения геологоразведочных работ, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
- Приложение № 2. Поправочные коэффициенты, учитывающие условия проведения геологоразведочных работ, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Номер опубликования: 0001202109140018
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации: № 64 983 от 14 сентября 2021 г.
Написать комментарий
Согласно п. 1 ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав:
- на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- на разведку полезных ископаемых;
- на геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (включая строительство искусственных сооружений и прокладку кабелей и трубопроводов под водой), кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.
При этом регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются:
- за пользование недрами для регионального геологического изучения;
- за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
- за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
- за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых.
Порядок расчета зависит от вида работ. Платежи устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса. При проведении работ по поиску и оценке месторождений полезного ископаемого величина регулярного платежа за год определяется путем умножения ставки регулярных платежей, установленной за проведение этих работ, на облагаемую площадь лицензионного участка. В свою очередь, указанная площадь рассчитывается путем уменьшения площади лицензионного участка недр, предоставленного недропользователю, на площадь территории открытых месторождений и площадь возвращенной части данного участка. При этом площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений в лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа Минприроды, принятых по заявлению пользователя недр.
В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере 1/4 от суммы платежа, рассчитанного за год (уплата производится по месту нахождения участка недр). (Например, регулярные платежи за II квартал 2013 г. пользователи недр должны уплатить не позднее 31.07.2013.) Регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), в соответствии с п. 5 ст. 43 Закона о недрах, зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты согласно бюджетному законодательству РФ .
Например, 40% регулярных платежей за пользование недрами (ренталс) на территории РФ (КБК 182 1 12 02030 01 1000 120) зачисляются в федеральный бюджет, а 60% — в бюджеты субъектов РФ (Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).
Кстати, порядок и условия взимания регулярных платежей с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2003 N 249. В нем определены такие же сроки и размеры ежеквартальных платежей, но регулярные платежи (роялти) зачисляются только в федеральный бюджет и уплачиваются по месту государственной регистрации пользователя недр (юридического или физического лица).
Минфин России в Письме от 14.03.2013 N 03-06-05-01/7648 подчеркнул: иного порядка расчета регулярных платежей за пользование недрами Законом о недрах не установлено. Имеется в виду, что из буквального прочтения указанной нормы следует: за каждый квартал пользователи недр вносят регулярный платеж в размере 1/4 годовой суммы. Означает ли это, что за квартал, в течение которого у пользователя недр в первый раз возникает обязанность по уплате регулярного платежа, его сумма также должна составить 1/4 годовой суммы? Однако, к примеру, вспомним, что согласно ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, а в случае предоставления права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.
Финансисты обратили внимание на то, что у арбитражных судов по обозначенному вопросу отсутствует единообразный подход. Сложились две позиции. Первая ориентирована на 1/4 годовой суммы. Определение размера регулярного платежа за пользование недрами только за конкретный период квартала (начиная с даты государственной регистрации лицензии) противоречит буквальному толкованию п. 4 ст. 43 Закона о недрах (Постановление ФАС СЗО от 13.10.2006 по делу N А05-5144/2006-29).
Природные ресурсы: не налоговые платежи
Пунктом 6 ст. 43 Закона о недрах на пользователей недр возложена еще одна обязанность — представление ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в соответствующие органы расчета регулярных платежей за пользование недрами. (Форма расчета и Порядок его заполнения (далее — Порядок заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами) утверждены Приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/[email protected]) Получателями этих расчетов являются территориальные органы (по субъектам РФ) ФНС и уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов (то есть Минприроды) по месту нахождения участков недр. Из этого правила есть исключение, касающееся пользователей недр на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией. В этом случае расчет должен быть представлен в территориальные органы ФНС и Минприроды по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (п. 1.2 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами).
Отметим еще один момент. Организации, состоящие на учете в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, должны представлять расчет в территориальные органы ФНС по месту нахождения участка недр. На это прямо указано в Порядке заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами. Кроме того, как заметили налоговики в Письмах от 04.04.2013 N ЕД-4-3/[email protected], от 15.02.2013 N ЕД-4-3/[email protected], от 15.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected], реквизитах титульного листа расчета место его представления российской организацией определено как место нахождения участка недр этой организации. А разд. 2.1 и 2.2 расчета заполняются отдельно по каждому участку недр, находящемуся в пользовании у организации или индивидуального предпринимателя на территории, подведомственной налоговому органу, указанному на титульном листе расчета. (В разд. 2.1 приводится расчет суммы регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых, а в разд. 2.2 — расчет суммы регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.) Таким образом, в настоящее время форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и нормы Порядка его заполнения не предусматривают возможности представления этого расчета организациями, состоящими на учете в межрайонных (межрегиональных) инспекциях ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в централизованном порядке, то есть в налоговый орган по месту учета такой организации.
Кстати, в п. 2.4 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами содержатся такие пояснения. Если пользователь недр не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения участка недр по причине отсутствия у него оснований для постановки на учет в этом органе, в верхнем поле каждой страницы, включаемой в состав расчета регулярных платежей за пользование недрами, указывается КПП по месту нахождения организации. В то же время следует знать, что постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр возможна (см. п. 8 Методических указаний для налоговых органов «К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества» ). Для этого пользователю недр в соответствующий налоговый орган необходимо подать в произвольной форме письмо (заявление) об обязанности организации по уплате регулярных платежей за пользование недрами при отсутствии у нее на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет, установленных Налоговым кодексом. В этом случае при учете организации в налоговом органе по месту нахождения участка недр будет использован ИНН, присвоенный ей в налоговом органе по месту нахождения, и присвоен КПП, содержащий значение «41» в 5-м и 6-м знаках. Код 41 — «Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет».
В п. 2 ст. 43 Закона о недрах сказано: сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в течение года равными долями. Однако в самой гл. 25 НК РФ (именно ее положения необходимо учитывать при решении вопроса о налоговом учете расходов) прямая норма о том, что в состав налоговых расходов включаются суммы регулярных платежей за пользование недрами, отсутствует. Поскольку их уплата — обязанность, установленная на законодательном уровне, считаем, что возникновение такой статьи расходов является обоснованным. Кроме того, следует вспомнить, что к учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на освоение природных ресурсов (пп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ). Такими расходами признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера (п. 1 ст. 261 НК РФ).
Напомним, регулярные платежи уплачиваются в зависимости от видов проводимых работ:
- поиск и оценка месторождений полезных ископаемых (это и есть геологическое изучение недр);
- разведка полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Налоговики в Письме от 11.01.2009 N ВЕ-20-3/2 подчеркнули: регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом о недрах, не являющимся актом законодательства о налогах и сборах. Поэтому в случае выявления нарушений законодательства о недропользовании (в частности, порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов) налоговые органы не уполномочены принимать меры ответственности, предусмотренные гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ. Как отметили судьи ФАС МО, у органа налогового контроля вообще отсутствуют полномочия по осуществлению проверки правильности исчисления и уплаты регулярных платежей за пользование недрами (Постановление от 26.05.2010 N КА-А40/4965-10).
По мнению чиновников ФНС, пользователей недр в случае непредставления или несвоевременного представления ими расчетов регулярных платежей за пользование недрами в налоговый орган не могут привлечь и к административной ответственности по ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации» и ст. 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» КоАП РФ. ФНС неоднократно обращалась в Минфин с просьбой рассмотреть вопрос о передаче полномочий по администрированию регулярных платежей за пользование недрами органам Минприроды. Однако пока данный вопрос остается нерешенным.
Пользователи недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ являются плательщиками регулярных платежей за пользование недрами. Расчет регулярных платежей производится исходя из конкретных ставок, устанавливаемых Роснедрами отдельно по каждому участку недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Регулярные платежи уплачиваются в бюджет ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В эти же сроки в соответствующие органы, в том числе в территориальный орган ФНС, должен быть представлен расчет регулярных платежей за пользование недрами. Для целей налогообложения прибыли регулярные платежи являются обоснованными расходами.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
- Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-11295/08, Коллегия по административным правоотношениям, надзор Пунктом 2 статьи 43 Закона о недрах этот платеж за хранение природного газа и гелия установлен в расчете за 1 000 куб. м. Таким образом, регулярный платеж в данном случае определяется исходя из объема природного газа или гелия, подлежащего хранению…
- Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ14-3016, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Отказывая в удовлетворении требований, суды трех инстанций исходили из того, что согласно положениям пункта 4 статьи 43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца…
- Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-17701, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении приостановлении и ограничении права пользования участками недр утвержденным приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315, а также статьями 11, 20, 21, 22, пунктом 4 статьи 43 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», суды пришли к выводу о наличии оснований по досрочному прекращению права пользования недрами. Установив…
Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).
Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:
- периодические (регулярные);
- единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
- типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).
Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.
Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:
- разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
- изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
- эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.
Не предусмотрена регулярная оплата за:
- Эксплуатацию территории земельных недр для:
- процедур по их геологическому изучению;
- создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
- Разведывание полезных ископаемых:
- в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
- в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.
Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.
Расчет ставки производится:
- за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
- за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.
Облагаемой базой принято считать:
- при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
- в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
- при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.
К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.
Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.
Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.
Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.
К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.
КБК 2022 — Платежи за пользование недрами, расшифровка
По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).
Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.
Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:
- Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
- Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.
Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).
При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).
К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.
Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.
При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).
Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.
Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).
Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.
При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).
Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).
Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).
К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.
Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация:
- ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых;
- производит разведку полезных ископаемых;
- изучает и оценивает пригодность участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- строит и эксплуатирует подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
- разрабатывает технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
- разрабатывает технологии изучения и разведки ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.
Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии. Платить нужно регулярно в течение всего срока действия лицензии, даже если работы временно не ведутся.
№ ГД-4-3/5368. Это следует из пункта 6 статьи 12, пунктов 2 и 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г.
№ 2395-1, пункта 6.7 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г.
№ 293. Исключение из расчета дней и месяцев, не входящих в период действия лицензии, законом не предусмотрено.
Несмотря на то, что геологическое изучение и оценка пригодности участков для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, как объект платежей указаны в ст. 43 Закона «О недрах», заданный вид пользования недрами платежи не уплачиваются по причине отсутствия установленных ставок регулярных платежей по данному виду работ.
• за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых; разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого.
О последствиях неуплаты налогов недропользователями
Регулярные платежи за пользование взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).
С вступлением в силу главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации структура платежей за пользование недрами, предусмотренная статьей 39 Закона N 2395-1, претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на ВМСБ и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» на налоговые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевременностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обязательных платежей, к которым относятся платежи при пользовании недрами.
Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.
Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет.
Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта (размера участка недр).
Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.
Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв. км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.
Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.
Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:
Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе разведки месторождений) | = | Площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены государственным балансом запасов | – | Площадь горных отводов | – | Площадь возвращенной части участка |
На этапе поиска и оценки месторождений полезных ископаемых расчет производите по формуле:
Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе поиска и оценки месторождений) | = | Площадь участка недр | – | Площадь открытых месторождений | – | Площадь возвращенной части участка |
Сумму регулярного платежа, который нужно перечислить за квартал, определяйте следующим образом:
Если в течение квартала действие лицензии было приостановлено, сумму платежа все равно рассчитывайте так же.
Приостановление лицензии не означает прекращения права пользования недрами, а значит, и нет оснований прекращать вносить регулярные платежи или уменьшать их сумму.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-05-01/42730 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5368.
Это следует из пункта 6 статьи 12, пунктов 2 и 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, пункта 6.7 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.
Ситуация: как рассчитать регулярный платеж за квартал, в середине которого организация лицензию получила или срок ее действия истек?
Регулярный платеж рассчитайте так же, как обычно, – за полные три месяца квартала.
Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).
Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).
К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.
Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация получила исключительные права:
- на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведку полезных ископаемых;
- геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатацию подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи взимаются отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
Налоговый учет регулярных платежей и разовых платежей за пользование недрами различен. Рассмотрим каждый отдельно.
Как учитывать регулярные платежи
Регулярные платежи включайте в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, такие платежи признавайте в расходах единовременно в момент их начисления:
- установленный лицензией для разового платежа;
- в последний день отчетного квартала при начислении регулярного платежа.
Такой вывод следует из положений пункта 1, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России в письмах от 21 мая 2013 г. № 03-03-10/17856, от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648, от 29 августа 2011 г. № 03-06-06-01/20, от 13 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/237.
При кассовом методе регулярный платеж признавайте единовременно в момент перечисления его в бюджет (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Как учитывать разовые платежи
Налоговый учет разового платежа за пользование недрами зависит от того, как установлен его размер: в результате аукциона, конкурса или нет. Рассмотрим это подробнее.
Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть разовый платеж за пользование недрами?
Если размер платежа установлен на аукционе, конкурсе, включите его в стоимость лицензии. В других случаях учитывайте платеж как отдельный прочий расход.
Специалисты Минфина России считают, что разовый платеж по результатам аукциона, конкурса связан с получением лицензии. На аукционе побеждает тот, кто предлагает самую большую сумму разового платежа. На конкурсе величина платежа тоже влияет на возможность выиграть лицензию (п. 70 и 113 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. № 156). Поэтому организация, которая получила лицензию на конкурсе или аукционе, учитывать платеж должна в ее стоимости, а не как отдельный расход. Об этом говорят письма Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750.
Подробно о порядке учета расходов на лицензию см. Как отразить в учете расходы на получение лицензии на пользование недрами.
Если организация получала лицензию без аукциона, конкурса, разовый платеж учитывать в ее стоимости не надо. Чиновники считают, что в таком случае платеж не связан с получением лицензии – от его размера не зависит возможность получить разрешение. Поэтому учтите его как отдельный прочий расход (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом сказано в письмах Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750, от 27 марта 2015 г. № 03-03-06/1/17157, от 23 июля 2013 г. № 03-03-06/1/28990.
Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.
РПН = S × С / 4, где:
- РПН — регулярный платеж к уплате за квартал,
- S — облагаемая база,
- С — ставка регулярного платежа.
Облагаемая база зависит от вида и этапа работ, проводимых пользователем недр. Так, при поиске и оценке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, уменьшенная на площадь возвращенной части участка и площадь территорий открытых месторождений. При разведке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, за исключением площади горных отводов. При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — количество полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения.
Сумма регулярных платежей исчисляется в расчете регулярных платежей в полных рублях с учетом правил округления.
Перед началом работы по составлению регламентированных отчетов рекомендуется ознакомиться с описанием работы с регламентированными отчетами.
Ниже приведен порядок заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами с учетом рекомендаций налоговых органов и требованиями программы.
Данный расчет состоит из нескольких листов.
Период, за который составляется расчет, указывается на титульном листе, автоматически при открытии расчета. Заполнять следует только поля, выделенные желтым цветом. Поля, выделенные зеленым цветом, вычисляются автоматически на основании данных введенных вами в поля желтого цвета.
После заполнения отчета его можно распечатать на принтере или выгрузить в электронном виде.
Для правильного переноса данных между листами расчета, рекомендуется соблюдать такую последовательность подготовки листов:
В зависимости от даты подписания отчета, при вводе кодов бюджетной классификации в тех разделах декларации, где это предусмотрено, в диалоге для ввода кода будет предоставляться возможность ввести либо 20-значный КБК, если дата подписания равна или позже 1-го января 2005 ода, либо 7-значный КБК, если дата подписания — раньше 1-го января 2005 года.
Следует указать сведения об организации и сведения о должностных лицах, которые не были заполнены автоматически. Автоматически заполненные сведения необходимо проверить и, при необходимости, отредактировать.
Если участки недр находятся на территориях различных субъектов РФ, то необходимо составлять несколько вариантов отчетов (деклараций) отдельно для каждого налогового органа по месту нахождения участков недр.
Заполняется только в отношении должностных лиц и уполномоченного представителя, у которых ИНН отсутствует или не указан на титульном листе. Данные на этом листе заполняются автоматически при открытии нового отчета или при изменении организации на форме расчета.
В разделе 1 необходимо указать сведения о наименование соглашения о разделе продукции, соответствующие кода бюджетной классификации, коды окато по месту уплаты регулярных платежей и суммы подлежащие уплате.
Раздел является многостраничным, поэтому можно добавлять дополнительные листы к разделу, вводя в них соответствующую информацию.
Раздел заполняется отдельно по каждому участку недр, находящемуся в пользовании у организации или индивидуального предпринимателя на территории, подведомственной налоговому органу, указанному на титульном листе расчета.
Раздел является многостраничным, поэтому можно добавлять дополнительные листы к разделу, вводя в них соответствующую информацию.
При заполнении лицензии на пользование недрами необходимо серию, номер и вид вводить без разделяющих знаков (например: КЕМ12345ТЭ).
Коды (код) бюджетной классификации, предлагаемые для выбора при заполнении строки «Код бюджетной классификации», зависят от даты подписания отчета, указанной в диалоге управления титульного листа декларации.
Если в качестве даты подписания декларации указана дата, включая или позже 1 января 2005 года, предполагается, что декларация представляется в 2005 году и налог будет уплачиваться также в 2005 году, поэтому при вводе КБК будут выданы для выбора 20-значные коды.
Если в качестве даты подписания указана дата, более ранняя, чем 1 января 2005 года, для выбора будут выданы «старые» 7-значные коды.
Обзор изменений экологического законодательства за январь 2022 года
Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.
Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет.
Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта (размера участка недр).
Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.
Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв. км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.
Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.
Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:
Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе разведки месторождений)
=
Площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены государственным балансом запасов
–
Площадь горных отводов
–
Площадь возвращенной части участка
Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями каждые три месяца.
Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами нужно:
за I квартал — до 30 апреля включительно;
за II квартал — до 31 июля включительно;
за III квартал — до 31 октября включительно;
за IV квартал — до 31 января включительно.
Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.
Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.
ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2018. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.
Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).
Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.
Скачать бланк расчета
Скачать образец
Согласно ст. 43 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 облагаемой базой по каждому основанию признается:
При поиске и оценке месторождений площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь территорий открытых месторождений
При разведке месторождений площадь лицензионного участка уменьшенная на площадь возвращенной части лицензионного участка и площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов (Данные о площади лицензионного участка, площади территорий открытых месторождений, площади возвращенной части лицензионного участка и площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов содержатся в лицензии на право пользования недрами, либо в изменениях к лицензии или в решении территориального органа Роснедр.).
При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
(При этом исчисление и внесение в бюджет платежей производится только при проведении работ по строительству и эксплуатации сооружений, связанных с хранением нефти, газового конденсата, природного газа и гелия.) количество полезного ископаемого, подлежащего хранению
Платежи в размере 1/4 годовой суммы уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в течение года.