Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенная декларация на товары вывозимые с таможенной территории ТС подается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пп. 35 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС).
ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.
При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации:
-
декларация на товары: ДТ (для экспресс-грузов используется т.н. Декларация на товары экспресс-грузов: ДТЭГ);
-
транзитная декларация;
-
пассажирская таможенная декларация;
-
декларация на транспортное средство.
В зависимости от характера перемещения товаров, сведений, заявляемых в таможенной декларации, сроков ввоза применяются различные виды таможенного декларирования:
-
предварительное (ст. 114 Таможенного кодекса ЕАЭС);
-
периодическое (ст. 116 Таможенного кодекса ЕАЭС);
-
неполное (ст. 115 Таможенного кодекса ЕАЭС);
-
декларирование товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (ст. 117 Таможенного кодекса ЕАЭС);
-
временное и полное периодическое таможенное декларирование (не путать с периодическим таможенным декларированием ст. 116 Таможенного кодекса ЕАЭС). Устанавливается законодательством РФ о таможенном регулировании.
Таможенное декларирование предусматривает регистрацию товаров в таможенном органе. Декларация подается в электронной форме, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью, в таможенный пост, компетентный регистрировать таможенные декларации.
Периодическое таможенное декларирование
Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.
Основные функции:
-
защита интересов государства;
-
контроль за ввозом и вывозом грузов;
-
предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;
-
недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.
Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).
Дополнительные функции таможенного органа:
-
сбор платежей;
-
контроль за выполнением требований тарифного регулирования;
-
борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.
Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:
-
ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);
-
региональные таможенные управления;
-
таможни;
-
таможенные посты.
Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.
Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:
-
аэропорт;
-
морской порт;
-
вокзал;
-
грузовые терминалы для автотранспорта;
-
склады временного хранения.
Отдельно располагаются таможенные органы – таможенные посты, в которые подаются таможенные декларации в электронном виде, т.н. Центры электронного декларирования.
Весь список процедур закреплен на законодательном уровне. Они основываются на пунктах Таможенного кодекса ЕАЭС, вынесенных решениях законодательных органов, федеральных законах РФ и приказах Федеральной ТС.
Декларант может выбрать одну из 17 таможенных процедур:
-
Выпуск для внутреннего потребления.
-
Экспорт.
-
Таможенный транзит.
-
Временный ввоз (допуск).
-
Временный вывоз.
-
Переработка на таможенной территории.
-
Переработка вне таможенной территории.
-
Переработка для внутреннего потребления.
-
Таможенный склад.
-
Свободный склад.
-
Реэкспорт.
-
Реимпорт.
-
Уничтожение.
-
Отказ в пользу государства.
-
Специальная таможенная процедура.
-
Беспошлинная торговля.
-
Свободная таможенная зона.
Таможенному декларирования подлежат товары.
При этом под товаром понимается – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (пп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС). Здесь важно понимать, что понятие товара существует и в смежном законодательстве РФ: в Налоговом кодексе РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Так что для таможенных целей понятие товар гораздо шире, чем понимается это в сфере налогообложения внутри РФ.
Таким образом, предметом таможенного регулирования при таможенном декларировании и объектом таможенного контроля являются только товары (не работы, не услуги)!
Ввозимые товары на таможенную территорию ЕАЭС имеют статус иностранных товаров (есть исключения). Даже если они были когда-то произведены в РФ, но были вывезены с таможенной территории ЕАЭС, то такие товары утратили статус товаров ЕАЭС (Союза).
После помещения под какую-либо таможенную процедуру эти товары либо приобретают статус товаров Союза, либо продолжают оставаться иностранными.
Бывают случаи, когда не требуется декларировать ввозимые товары. Например, если это припасы, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находящиеся в транспортном средстве международной перевозки без выгрузки из него и вновь убывающие на этом транспортном средстве за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Статья 102. Временное периодическое таможенное декларирование товаров
Согласно законодательным нормам, существуют три формы подачи декларации на грузы:
-
устная – лицо заявляет сотруднику таможенной службы, что не перевозит товары, которые подходят для обязательного письменного декларирования;
-
электронная – все сведения касательно таможенного декларирования (декларация, документы на партию товара и транспортная декларация) подаются в электронном виде;
-
письменная – лицо подает письменное заявление о наличии товаров, обязательных к декларированию.
Существует строгая последовательность действий, которую декларант или его официальный представитель обязаны соблюдать:
-
Составление текста декларации, заполнение и подача ее в таможенный орган.
-
Регистрация таможенной декларации в таможенном органе либо отказ в регистрации. После регистрации таможенной декларации все сведения, указанные в таможенной декларации, имеют юридическое значение.
-
Проведение проверки заявленных сведений после регистрации.
-
Решение таможенного органа о выпуске таможенной декларации. Это решение может быть и отрицательным в виде отказа в выпуске в случае несоблюдения условия таможенной процедуры.
Налоговые нормы, посвященные экспортным операциям, столь подробной информации не содержат.
Так, налогообложение при реализации товаров, фактически вывезенных в таможенной процедуре экспорта, производится по налоговой ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС нужно представить в инспекцию документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. Среди них названа таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
К сведению. В целях получения информации о количестве и дате фактически вывезенных товаров в ходе мероприятий налогового контроля налоговые органы вправе запрашивать эти сведения в таможенных органах РФ, которые производили таможенное оформление экспорта товаров (Письма ФНС России от 10.12.2012 N ЕД-4-3/[email protected], ФТС России от 16.07.2010 N 04-45/35094 (доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 21.07.2010 N ШС-37-3/[email protected]), Соглашение о сотрудничестве ФТС России и ФНС России от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1).
ФНС России в Письме от 19.12.2011 N ЕД-4-3/[email protected] констатирует: иных требований к таможенной декларации, представляемой в налоговый орган при указанной реализации товаров, положения ст. 165 НК РФ не содержат.
Другими словами, Налоговый кодекс не уточняет, какая именно таможенная декларация должна быть представлена налогоплательщиком в составе документов, подтверждающих правомерное применение налоговой ставки 0% по НДС. Кстати, о том, какими именно должны быть отметки на таможенной декларации, в налоговых нормах также не говорится ни слова, просто констатируется, что они должны быть в наличии (далее об этом поговорим подробно).
С учетом неопределенности формулировок норм закона мнения уполномоченного органа и арбитров относительно того, при подаче какой таможенной декларации — временной или полной налогоплательщик надлежаще исполняет требование Налогового кодекса о подтверждении права применять ставку 0% по НДС в отношении экспортной поставки товаров, разделились.
К сведению. При экспорте товаров через границу РФ с государством — членом Таможенного союза вместо таможенных деклараций может быть представлен реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Реестры таможенных деклараций представляются в порядке, определяемом Минфином по согласованию с ФТС.
Утверждение Минфином формы реестров или перечня сведений, отражаемых в этих реестрах, Налоговым кодексом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-08/308).
ФНС России считает, что реестр таможенных деклараций должен содержать сведения о товарах, фактически вывезенных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, позволяющие налогоплательщикам обосновать правомерность применения ставки 0% по НДС по конкретным поставкам товаров, а налоговым органам осуществить контроль по таким операциям и не допустить неправомерного применения указанной ставки налога (Письмо от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).
В Письме от 20.08.2013 N 03-07-08/33977 финансисты мотивировали свой вывод так. Во временной декларации в силу ст. 214 ТК ТС (полагаем, в Письме допущена опечатка и здесь речь идет об аналогичной статье Закона о таможенном регулировании) отражаются неточные сведения о таможенной стоимости экспортируемых товаров. Лишь в полной таможенной декларации могут быть даны сведения в полном объеме.
Схожую точку зрения Минфин России (со ссылкой на ст. 138 Таможенного кодекса РФ, утратившего силу в связи с принятием ТК ТС) высказывал и ранее в Письме от 11.08.2009 N 03-07-08/181, в котором рассматривался вопрос об отсутствии оснований для представления временной таможенной декларации в целях подтверждения правомерности применения ставки 0% по НДС в отношении фактически реализованных топлива и ГСМ в таможенном режиме перемещения припасов.
Логика чиновников финансового ведомства проста. Право на применение налоговых вычетов в связи с реализацией товаров на экспорт у налогоплательщика возникает в том налоговом периоде, в котором он подтвердил право на применение налоговой ставки 0% (п. 3 ст. 172 НК РФ). А оформление полной таможенной декларации как единственно возможного варианта подтверждения факта экспорта требует определенного времени, значит, и вычетом экспортер сможет воспользоваться только в следующих налоговых периодах.
Налоговые инспекторы, судя по наличию судебных решений по этому поводу, зачастую разделяют мнение Минфина. Чего нельзя сказать об арбитрах, которые нередко при рассмотрении подобных споров встают на сторону налогоплательщиков.
Полная или временная таможенная декларация
В пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ говорится об обязательном наличии на таможенной декларации отметок таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта. Сама формулировка налоговой нормы указывает на то, что таких отметок должно быть несколько (то есть явно больше, чем одна). Однако, сколько и какими именно должны быть данные отметки, не уточняется. Чтобы выяснить этот момент, обратимся к профильным нормативным актам.
В соответствии с п. 4 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза (если иной порядок не установлен Решением Комиссии ТС). Выпуск осуществляется путем проставления таможенным органом соответствующих отметок на таможенной декларации и (или) транспортных (перевозочных) документах, а также внесения сведений в информационные системы таможенного органа.
Согласно пп. 3 п. 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (Утверждена Решением Комиссии ТС N 257) в графе «С» основного и добавочного листов декларации под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, — «выпуск разрешен» или «отказано в выпуске», которые заверяются подписью должностного лица и оттиском его личной номерной печати.
После проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку «товар вывезен» (с помощью штампа либо в виде записи) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет отметку личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза. Об этом сказано в п. 15 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ (ввоза на таможенную территорию РФ) (Утвержден Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327).
Таким образом, на таможенной декларации, представляемой в налоговый орган для подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС, в обязательном порядке должны быть проставлены две отметки — «выпуск разрешен» и «товар вывезен». Кроме того, она должна содержать подписи должностных лиц и оттиски их личных печатей. Причем все указанные реквизиты должны быть легко читаемы. В противном случае вероятны претензии со стороны налоговых инспекторов по поводу применения ставки 0% по НДС в отношении экспортной операции.
К сведению. На основании пп. 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (например, в случае экспорта на Украину через территорию Республики Беларусь), в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС представляются таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Поэтому при реализации товаров на экспорт в третьи страны через территорию стран — участников Таможенного союза для подтверждения обоснованности применения названной ставки отметка пограничных таможенных органов этих стран на таможенных декларациях (их копиях) и копиях транспортных и товаросопроводительных документов не требуется (Письмо Минфина России от 08.09.2010 N 03-07-08/257). Иными словами, в этом случае на таможенной декларации достаточно одной отметки — «вывоз разрешен».
Правоприменительная практика по обозначенной проблеме довольно разнообразна и, надо признать, противоречива. Что, полагаем, отчасти объясняется тем, что арбитры при принятии решения исходят из характерных особенностей, присущих каждой конкретной ситуации, а также имеющихся в деле подтверждающих документов. Здесь уместно добавить, что огрехи, допущенные в оформлении таможенных деклараций (в части оттисков, печатей и подписей), не оказываются фатальными, если налогоплательщик докажет факт вывоза товаров на экспорт другими оправдательными документами (как это было сделано, например, в Постановлении ФАС МО от 10.06.2010 N КА-А40/5623-10).
Однако хотелось бы обратить внимание читателей на другое решение судей этого округа, которое лишний раз убеждает нас в том, что претензии контролеров, которые они предъявляют налогоплательщикам, зачастую притянуты за уши. В чем же смысл подобного упорства налоговиков, если судебный спор будет заведомо проигран? Рассчитывают они здесь, видимо, только на то, что искать помощи в судебных инстанциях в силу известных недостатков судебной системы еще пока не очень принято. Поэтому в суд идут единицы.
Но вернемся к судебному акту. Речь идет о Постановлении ФАС МО от 12.05.2011 N КА-А40/3872-11. Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ было получено право на периодическое временное декларирование товаров на Домодедовской таможне. Поэтому он до 5-го числа каждого месяца подавал временную декларацию на товары, которые предполагал вывезти в течение данного месяца. Далее налогоплательщик в течение месяца отгружал товары по инвойсам, счетам-фактурам и авианакладным (а также железнодорожным), которые содержали ссылку на временную таможенную декларацию. Полная декларация подавалась только вместе с последней поставкой месяца, к ней прикладывались все инвойсы, счета-фактуры, накладные, подтверждающие фактический вывоз товара.
Инспекция настаивала на том, что для правомерного применения ставки 0% по НДС в рассматриваемой ситуации необходимо, чтобы отметка «товар вывезен» была проставлена на временной таможенной декларации.
- Таможенное декларирование товаров
- Таможенное оформление
- Таможенный склад
- Таможенное оформление товаров физическими лицами
- Растаможка автомобилей
- Сертификация
- Страхование грузов
- Международные перевозки
- Таможенный брокер (представитель)
- Внешнеэкономическая деятельность
- Таможенные правила
- Таможня и налоги
- Таможенные документы
- Таможенное право
- Таможенные пошлины
- Таможенные платежи
- Таможенный контроль
- Таможенный тариф
- Таможенная стоимость
- Таможенные режимы / процедуры
- ТН ВЭД
- Таможенный пост
- Таможенные сборы
- Таможенный союз
Наша компания таможенный брокер — представитель “Универсальные Грузовые Решения” предоставляет услуги оформления таможенных деклараций и профессионального декларирования товаров в любых таможнях РФ. Мы быстро и качественно «растаможим» или «затаможим» Ваш груз! Оперативно заполним, подадим и выпустим любой товар по необходимой декларации на товары.
Стоимость услуг оформления таможенной декларации в нашей компании являются минимальными по рынку и составляют: для физических лиц — от 3000 рублей; для юридических лиц — от 5000 рублей.
Все работы выполняются в течение нескольких часов!
Таможенное оформление представляет собой действия, связанные с помещением транспорта и грузов под режим таможни на основании положений Таможенного кодекса (ТК) Таможенного союза (ТС). Таможенное декларирование имеет две составляющие — предварительное и основное декларирование. Таможенное оформление (таможенное декларирование) основано на соблюдении субъектами ВЭД нормативов, предусмотренных правовыми актами в области режима таможни.
Обязательное таможенное декларирование входит в число важнейших составляющих режимов таможни в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Декларирование заключается в предоставлении сотрудникам таможни данных относительно ввозимых/вывозимых товаров, в обязательном порядке подлежащих внесению в таможенную декларацию.
Понятие таможенного декларирования тесно пересекается с таким термином, как «таможенное оформление» как процедура в целом. Во избежание пересечения понятий в различных инструкциях и рекомендациях из Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенное оформление» изъят, вернее, полностью замещен рассматриваемой в данной статье категорией – таможенным декларированием.
Задачи, которые решаются с помощью таможенного декларирования:
-
Обеспечение служб таможенного контроля данными о продукции и транспорте, которые необходимы для реализации целей служб таможни;
-
Удостоверение законной легитимности операций, совершаемых декларантом с грузами и транспортом, которые подпадают под тот или иной режим таможни;
-
Контроль соответствия информации о продукции и транспорте их реальному состоянию.
Как происходит таможенное декларирование? Эта процедура предполагает заявление в определенном виде точной информации по продукции, транспорту, применяемом к ним режиме оформления, а также предоставление других требуемых данных в отношении физлица, сопровождающего груз.
Под видом декларирования понимаются форма или вариант предоставления заявления, включающего вышеперечисленную информацию, соответствующим службам таможни.
Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.
Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.
Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.
Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:
-
Проверка соблюдения законности;
-
Реализация действующего законодательства;
-
Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.
Формы таможенного контроля:
-
Проведение опроса в устной форме;
-
Документальная проверка;
-
Таможенная проверка;
-
Наблюдение в границах таможенной территории;
-
Получение объяснений;
-
Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;
-
Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;
-
Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;
-
Осмотр складов, помещений, территорий;
-
Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.
Без таможенного декларирования таможенный контроль невозможен. Нельзя осуществить вывоз имущества без составления таможенной декларации и осуществления иных действий, обязательных при вывозе продукции с территории таможни. Выполнение мероприятий таможенного контроля заканчивается только с пересечением таможенной границы. Это очень ответственный момент, потому нередко возникают задержки и проволочки при реализации мер таможенного контроля.
Правовое регулирование служб таможни допускает применение трех форм таможенного декларирования.
-
Устная – предоставление в устной форме сотрудникам таможенной службы информации относительно отсутствия продукции, подлежащей обязательному внесению в таможенную декларацию. Данная форма заявления допускается к применению физлицами при транспортировке через таможенный контроль грузов некоммерческого предназначения, багажа, личных вещей. Устное таможенное декларирование используется в системах двух коридоров пропуска пассажиров. В этом случае лицо, намеренное применить устную форму таможенного декларирования, следует через «зеленый коридор», что сокращает время досмотра и упрощает саму процедуру контроля.
-
Электронное таможенное декларирование товаров предполагает информирование таможенных служб относительно перемещаемого через границу груза с использованием электронных средств связи.
-
Письменная форма таможенного декларирования товаров применяется в случае наличия в багаже/грузе товаров, которые попадают в перечень для обязательного таможенного декларирования.
Наибольшее внимание таможенных служб уделяется таким формам, как электронное таможенное декларирование и заявление сведений в письменном виде. Письменная форма включает подачу заявки на оформление груза в произвольном виде, а также непосредственно таможенное декларирование на бланке установленной формы вместе с транспортировочной документацией. Такая форма может быть применима для перемещения товаров личного пользования (при условии, что они не попадают в перечень товаров, следующих транзитом или отправляемых системами межгосударственной почты).
Основные виды таможенного декларирования, используемые в настоящее время, следующие.
По характеру проводимой процедуры
-
Неполное таможенное декларирование предполагает предоставление частичной информации и допустимо к использованию как в отношении товаров импортного, так и экспортного изготовления. Этот вид декларирования применяют в ситуациях, когда отсутствует возможность заявления полного объема необходимых сведений по объективным причинам, которые не зависят от субъекта, подающего декларацию. Для дополнения данных в полном объеме после неполного декларирования предоставляется от 45 дней (продукция импортного производства) до восьми месяцев (для экспортных товаров).
-
Полное таможенное декларирование юрлицами, декларирующими товары, перемещение которых связано с ВЭД.
-
Временный вид декларирования применим к экспортируемым отечественным товарам в ситуациях, когда отсутствует полный объем данных для начисления таможенных выплат.
-
Предварительное таможенное декларирование товаров предназначено для оформления товаров иностранного производства до момента их ввоза либо в случаях, когда продукция не завершила процедуру транзита.
По видам декларирования и способу оформления декларации
-
Таможенное декларирование грузов применяется при транспортировке товаров в ходе коммерческих сделок.
-
Транзитное таможенное декларирование применяется для товаров, помещаемых под процедуру транзита. Транзитные таможенные декларации могут включать транспортировочную и коммерческую документацию.
-
Пассажирское декларирование применяется физлицами в отношении товаров, перемещаемых с целью использования для собственных нужд. Заполнение пассажирской декларации может осуществляться при условии достижения возраста 16 лет и используется при выполнении перемещений товаров физическими лицами для последующего личного использования.
-
Таможенное декларирование товаров и транспортных средств проводится при пересечении границ транспортом, осуществляющим международные транспортировки. Такая декларация может включать стандартные формы документации и используется при международных перевозках.
Нормы подачи и оформления вышеописанных вариантов декларации регламентируются Комиссией ТС. Данные, которые вносятся при таможенном декларировании, включая необходимые коды, могут отличаться для разных видов деклараций, что указано в ст. 181 и 182 Таможенного кодекса ТС. Список необходимых для декларирования данных определяется кругом сведений. Согласно им, а также данным для статистического учета таможни и обеспечения возможности применения законодательных норм стран ТС производится расчет платежей таможни.
Таможенное декларирование и таможенные процедуры
Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.
Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».
Товары Таможенного союза — это:
-
Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;
-
Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;
-
Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).
Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.
Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:
-
Выпуск для потребления внутри ТС;
-
Отказ в пользу страны;
-
Операции реимпорта.
Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:
-
Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);
-
Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);
-
Припасы (гл. 50 ТК ТС).
Читайте статью: Таможенная очистка товара: все нюансы
Процедуры таможенного декларирования товаров могут выполняться субъектом, осуществляющим перемещение продукции, или его представителем (декларантом). Таможенными представителями называют юрлиц, представляющих государства ТС, которые имеют возможность взаимодействовать в правовом поле с субъектами декларирования. Они уполномочены во взаимодействии с сотрудниками таможни выполнять операции, предусмотренные Кодексом ТС. Институт таможенных представителей описан в ст. 12–17 данного Кодекса. Его применение осуществляется исключительно в соответствии с национальными особенностями стран ТС. Это положение обусловлено различием регламента по внесению субъектов в реестр представителей таможни в законодательствах стран-участниц. Установление допустимых полномочий для выполнения операций таможенного декларирования происходит на основании ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза. Если обобщить существующие правила, то можно сказать, что для получения прав выступать декларантом необходимо:
-
Оформление сделки ВЭД от лица, которое заключило контракт при транспортировке товаров через границу государств ТС;
-
Наличие прав владения, использования/распоряжения продукцией при отсутствии контракта ВЭД.
На основании таких положений становится очевидно, что возможность быть декларантом определяется наличием подтвержденных прав на продукцию, в отношении которой применяется декларирование. Таким образом, можно проследить связь между юридическими правами на распоряжение продукцией в составе груза (включая возможность ее уничтожения) и полномочиями субъекта в качестве декларанта.
Для ситуаций, когда при сопровождении товаров через таможенный контроль не присутствуют граждане государств, участвующих в ТС, согласно ст. 186 Кодекса (п. 2) в качестве декларанта осуществить декларирование могут:
-
Частные лица, которые провозят продукцию для собственного использования;
-
Субъекты, в отношении которых действуют льготные условия таможенного декларирования (представители дипломатических учреждений или официальных представительств стран, фондов, сообществ, а также другие иностранные граждане, получившие особый статус на основании межгосударственных соглашений);
-
Представители представительств, действующих на территории Таможенного союза, при транспортировании продукции, которая предназначается для использования непосредственно представительствами;
-
Субъекты, которые владеют правом распоряжения продукцией в ходе контракта, в котором одна из сторон зарегистрирована на территории ТС.
Для режимов таможенного транзита перечень субъектов, которые правомочны осуществлять декларирование, включает всех вышеназванных лиц плюс экспедиторов (при условии регистрации на территории Таможенного союза) и представителей транспортных компаний, транспортирующих транзитные грузы.
Определенные трудности в процессе установления наличия прав на таможенное декларирование продукции возникают вследствие существования двух источников, учитывать которые нужно для определения декларантов. Помимо Таможенного кодекса и других законодательных актов ТС, необходимо принимать во внимание положения гражданских правовых актов государств Союза.
К категории наиболее противоречивых положений относят трактовку понятия «внешнеэкономическая сделка». Подробное определение отсутствует как в самом Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в положениях действующих законодательств участников ТС. До формирования единого таможенного пространства в рамках Союза любая хозяйственно-экономическая операция между субъектами, зарегистрированными в различных странах, попадала в категорию ВЭД. С момента образования ТС появляется коллизия, которая заключается в трактовке внешнеэкономического контракта между представителями, зарегистрированными на территории ТС, но являющимися налогоплательщиками разных стран. С точки зрения государственных таможенных территорий такая сделка должна сопровождаться декларированием по требованиям ВЭД. Все было бы правильно, если бы при этом продукция пересекала границы ТС. Если же такой момент отсутствует, то в вопросах установления прав декларанта следует руководствоваться ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, в которой описаны все возможные варианты определения декларанта.
При рассмотрении вопроса определения правомочий потенциального декларанта необходимо отметить некоторые особенности переходных нормативов, которые представлены в ст. 368 вышеуказанного Кодекса. Здесь указано о допустимости таможенного декларирования в ТС при следующих условиях:
-
Декларирование товаров на таможне государств — участников Таможенного союза может осуществляться субъектами, которые зарегистрированы, постоянно проживают на территории государства ТС, кроме случаев, допускающих декларирование иностранными гражданами (описано в п. 2 ст. 186 ТК ТС);
-
Декларирование может осуществляться представителями консульских и диппредставительств, а также международных организаций стран Таможенного союза при условии подачи декларации таможенным службам страны, в которой они располагаются.
Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, также должны быть подвергнуты процедуре таможенного декларирования. Таможенное декларирование (составление таможенной декларации) – обязательное условие прохождения процедуры перемещения товаров через границу. Но вид такой декларации будет зависеть от вида процедуры.
Пункт 36 ст. 4 ТК ТС содержит определения тех товаров, которые могут расцениваться как предназначенные для личного пользования. Это те вещи, которые используются либо созданы для использования в личных целях, для осуществления бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Обычно через границу их перевозят в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, с помощью международных почтовых отправлений, путем доставки перевозчиком и так далее (ст. 353 ТК ТС).
Для физических лиц предусмотрен особенный упрощенный порядок перемещения товаров. Способы для перемещения товаров, предназначенных для личного пользования, отличаются меньшим набором требований к процедуре, отсюда этот порядок называется упрощенным. Но необходимо учитывать, что количество и стоимость таких товаров не должны превышать установленной для данной категории объектов величины, иначе они уже не смогут подвергаться таможенно-тарифному регулированию как перемещаемые в упрощенном порядке. Упрощенный порядок нередко подразумевает освобождение физического лица, провозящего имущество через границу, от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Как выяснить предназначение перемещаемых объектов? Как отграничить товары для предпринимательской деятельности от товаров для личного потребления, ведь зачастую граница бывает весьма условной? Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется самими таможенными органами, но на основании заявления субъекта перемещения – физического лица. Человек, перемещая товары через границу, сообщает представителям таможни о том, к какой категории он сам относит перемещаемые объекты (сообщает устно или с помощью таможенного декларирования в письменной форме). Дальнейшую оценку должны дать сами таможенные органы, применяя при этом систему управления рисками. Представители уполномоченного органа берут во внимание не только количественные и стоимостные характеристики товара, но и частоту пересечения данным физическим лицом границы государства и провоза товаров через таможню.
В повседневной деятельности таможенных органов критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке.
-
Свойства товаров, их предназначение. Если традиционно данный вид товаров не используется в быту и не имеет таких потребительских свойств, которые позволили бы предположить возможность применения объекта для личных целей, то представители таможенных органов обычно относят подобные товары к объектам, предназначенным для предпринимательской деятельности.
-
Количество товаров. Очевидно, что, если физическое лицо провозит огромное количество однородных товаров (например, платья одного и того же фасона, цвета, но разных размеров), то убедить таможенных работников в том, что эти вещи предназначены исключительно для личного потребления лица, вряд ли удастся. Надо оценить, насколько объем товаров превышает реальные возможности потребления данного лица или его семьи, чтобы утверждать, что товары перемещаются для предпринимательских целей.
-
Частота перемещения товаров через таможенную границу. Разумно предположить, что, если одно и то же физическое лицо периодически провозит через границу однородные товары, хотя и в малых количествах, оно делает это вероятнее всего для предпринимательских целей. То же можно сказать о почтовых отправлениях, совершаемых между одними и теми же субъектами одновременно либо в течение одного месяца. Такие отправления вполне обоснованно могут расцениваться как предназначенные для предпринимательских целей.
Читайте статью: Таможенная статистика внешнеэкономической деятельности
Если таможенное декларирование товара физическим лицом в отношении предназначения объекта не совпадает с оценкой работников таможенных органов, то преимущество имеет мнение последних. Нужно помнить, что и потребности физических лиц, перемещающих товары через границу, индивидуальны, и свойства товаров могут быть очень разными. Поэтому каждый случай провоза товара рассматривается в отдельности. Сотрудники таможни обычно берут во внимание следующие факты:
-
Состав семьи физического лица;
-
Обычную потребность человека в такого рода товарах;
-
Место работы (если есть);
-
Место жительства (территория Таможенного союза, соседство с границей);
-
Цель поездки, частота повторений поездок;
-
Ассортимент объектов, перемещаемых через границу;
-
Документальное подтверждение приобретения данных товаров в розницу;
-
Частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами.
В ходе опроса могут быть выявлены иные имеющие значение факторы.
Основными документами, которые удостоверяют факт неоднократности перемещения через границу однородных товаров за конкретный отрезок времени, являются пассажирские таможенные декларации. По отме��кам на них, сделанным таможенными работниками, всегда легко определить, были ли ранее выпущены за границу подобные товары либо в выпуске было отказано. Вполне возможна ситуация, при которой лицо, часто пересекая границу государства, не имеет возможности ввозить те или иные группы однородных товаров.
Чтобы исключить неточности при оформлении ГТД, необходимо знать, сколько типов деклараций используется в ВЭД, для каких ситуаций они предусмотрены, как их правильно заполнять. В ТК ТС рассматриваются 4 вида деклараций:
- Декларация на товары (ДТ). В прежней терминологии – грузовая таможенная декларация (ГТД).
- Пассажирская декларация (ПД).
- Таможенный транзит (ТТ).
- Декларация на транспортное средство.
Типы деклараций различаются также по виду процедур, под которые оформляется товар.
Таблица 1. Разновидности таможенных процедур.
Таможенное декларирование – порядок оформления и «подводные камни»
ГТД оформляется для законной перевозки товаров как из-за рубежа (импорт), так и за пределы страны (экспорт). Оформлением занимается распорядитель груза, в роли которого обычно выступает компания-брокер. После этого ГТД заверяется инспектором таможни. Указанные сведения должны соответствовать реальным данным о товаре, его перевозчике и получателе, так как в дальнейшем именно на основании этого документа будет возможен пропуск через границу. Наличие помарок или подчисток в ГТД недопустимо.
При выявлении несоответствий товар может быть направлен на штрафную площадку и даже конфискован, а его распорядитель – привлечён к административной или уголовной ответственности.
Для расчёта совокупного таможенного платежа, который будет указан в определённой графе ГТД, пользуются общей формулой:
Таможенный сбор + таможенная или сезонная (если есть) пошлина + акциз (если есть) + особые пошлины + НДС = совокупный таможенный платёж.
Во избежание проблем с таможенным ведомством сумма платежа должна быть рассчитана максимально точно.
Декларация на товары состоит из 4 листов (основного, Т1, и добавочных — Т2), скреплённых между собой в брошюру. После выпуска товара листы ГТД распределяются между:
- таможней (там остаётся и сохраняется в архиве 1 лист);
- статистическим отделом таможни (для статистического учёта используется 2 лист);
- декларантом (у него остаётся 3 лист);
- региональным таможенным органом (при экспорте) или отделом таможенной стоимости (при импорте) – туда отправляется 4 лист.
Номер декларации и страна происхождения товара в обязательном порядке фигурируют в бухгалтерском учёте пошлины по ГТД при оформлении импортного товара на склад.
Пассажирская декларация применяется для товаров, подлежащих обязательному декларированию при пересечении границ ТС:
- оружия и наркотических веществ;
- живых животных и растений;
- культурных ценностей;
- драгоценных материалов;
- личных автотранспортных средств;
- денег и дорожных чеков на сумму, эквивалентную 10 тыс. $ США.
При ввозе на территорию ТС необходимо декларировать товары, стоимость и количество которых превышает размер беспошлинного ввоза.
Грузовая таможенная декларация (ГТД) и пассажирское декларирование грузов
Таможенное декларирование груза и подача декларации – это один из важнейших этапов, который требуется для перемещении грузов через границу Таможенного союза. Корректное заполнение всех граф и пунктов декларации обеспечивает беспрепятственный ввоз груза на территорию России.
Подача декларации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в таможню происходит обязательно в электронном виде через интернет. В соответствии с законодательством РФ декларации заверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) клиента или таможенного брокера (таможенного представителя). Заполнение и подача декларации в таможенные органы называется таможенным декларированием. Таможенная декларация на товары, раньше называлась «Грузовая таможенная декларация» или «ГТД».
Отдельно стоит сказать, что срок регистрации декларации таможенным органом с момента подачи — 2 часа. Выпуск товаров юридических лиц — не более суток.
В таможенной декларации (ДТ) указываем следующие сведения:
- страна происхождения
- номенклатура товара согласно ТН ВЭД
- вес
- стоимость
- цель воза или вывоза
- таможенный режим
Перечень грузов, которыми мы занимаемся
- продукты питания;
- товары народного потребления;
- промышленные товары и оборудование;
- опасные грузы;
- крупногабаритные грузы.
Оформляем грузы в основных таможенных режимах: импорта, экспорта и таможенный транзита. Также возможно помещение товаров под таможенную процедуру: реэкспорта, реимпорта, временный ввоза, временный вывоза, получение классрешения и других.
При ввозе товаров на таможенную территорию России существует возможность его временного хранения.
ФТС Российской Федерации глобально совершенствует, автоматизирует и упрощает оформление и заполнения декларации. Первым шагом была отмена бумажной подачи ДТ и открытие центров электронного декларирования. Следующим шагом будет централизация всех электронных деклараций на едином сервере декларирования, откуда они будут распределятся автоматически в ЦЭД и таможенные посты по заранее определенным условиям распределения.
Между таможнями будут распределены полномочия: за электронными таможнями закрепят оформление таких процедур, как экспорт, ввоз и свободная таможенная зона. Таможни фактического контроля будут заниматься вопросами, связанными с фактическим контролем: открытие/закрытие процедуры транзита, проверка документов, осмотр/досмотр товаров и транспортных средств, оформление других процедур и т.д. Кроме того – произойдет смещение акцента таможенного контроля на контроль после выпуска.
Тем самым сократиться количество ЦЭД сократиться и оформление ДТ будет полностью автоматизировано и независимо.
Налоги и пошлины партии, которая декларируется должны быть уплачены в полном объеме, для того, чтобы получить право реализации на отечественном рынке.
Заполнение таможенной декларации импортных грузов регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС, а также Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Наша компания осуществляет комплексное сопровождение клиента и кроме подачи таможенной декларации, осуществляет следующие услуги:
- выделение конкретного специалиста по таможенному оформлению на поставки в рамках внешнеторгового контракта, консультирование по всем таможенным вопросам
- предварительное рассмотрение и согласование таможенных транспортных и товаросопроводительных документов
- рекомендации по кодам ТН ВЭД товаров
- предварительный расчет таможенной стоимости и размера авансовых таможенных платежей
- регистрацию Заказчика на таможне (если необходима)
- документооборот с местом оформления
- составление проектов ДТ и сопутствующих документов
- информирование и консультационные услуги в рамках поставки
- организация таможенного оформления
- представление информации по требованиям таможенных органов
- представление интересов Заказчика в таможенных органах РФ
- организацию в необходимых случаях предварительного таможенного осмотра товаров и транспортных средств до подачи ДТ
- составление и оформление ТД под печать таможенного представителя
- контроль списания таможенных платежей и сборов за таможенное оформление
- и другие услуги в зависимости от места и режима таможенного оформления. Например, прием транспортного средства и обработка груза на СВХ.
Вид работ | Цены (без НДС) |
Проведение операций на таможне и декларирование по товарам одной партии в режиме ИМ 40: | от 5 000 рублей |
Проведение операций на таможне и декларирование, в отношении каждой последующей товарной партии в режиме импорта, если в одном транспортном средстве находятся несколько партий товара (ИМ 40): | от 4 000 рублей |
Оформление каждого дополнительного листа ДТ, начиная с 5 (пятого) товара в режиме ИМ 40: | от 450 рублей |
Проведение таможенных операций и декларирование по товарам одной партии в режиме экспорт (ЭК 10): | от 3 000 рублей |
Проведение таможенных операций и растаможка на товары одной партии (прочие режимы): | от 10 000 рублей |
Оплата (доплата) любых видов таможенных платежей по одной ДТ от имени и по поручению Заказчика, при таможенном декларировании товара Заказчика, с использованием собственных денежных средств Таможенного представителя через терминальную оплату с помощью таможенной карты/онлайн-сервиса платежной системы РАУНД. | от 3 % от документально подтвержденной суммы оплаты (доплаты), но не менее 1 000 рублей |
Содействие в получении Декларации о соответствии ТР ТС на товары, а так же иных разрешительных документов для таможни. | обсуждается индивидуально |
Стоимость услуг таможенного оформления ДТ в ТАЙСУ-ТБ является оптимальной и рассчитывается в индивидуальном порядке. Срок оформления ДТ (ГТД) в течение 1 дня.
Компания ТАЙСУ-ТБ предоставляет полный перечень услуг по оформлению ТД и растаможке импорта груза. Наши филиалы расположены по всей стране от Владивостока до Калининграда, а наши специалисты обладают большим опытом и готовы взять на себя все вопросы по декларированию и импорту грузов. Для каждого клиента мы выделяем личного специалиста.
Заполнение таможенной декларации является важнейшим этапом для перемещения грузов через российскую границу и других стран – членов ЕАЭС. Корректность оформления документа становится гарантией оперативного помещения товара под таможенную процедуру. Чтобы правильно заполнить декларацию, рекомендуем опираться на Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257. В нем приведена форма документа, расписаны правила его составления.
Код ТН ВЭД ЕАЭС — это классификационный код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Он состоит из цифр, где первые две обозначают принадлежность товара к определенной группе, следующие четыре цифры – товарную позицию, шесть цифр – субпозицию и последние 10 – под субпозицию.
Идентификация груза не так проста, как кажется. И порой приходится обращаться к экспертам. Это связано с тем, что наименование товара не всегда совпадает с товарной номенклатурой. Для недопущения ошибки полезно учитывать опыт ввоза или вывоза аналогичной продукции, а также руководствоваться следующими нормативными актами:
- Глава 3 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
- Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 об утверждении единой ТН ВЭД ЕАЭС и единого таможенного тарифа;
- Основные правила интерпретации ТН ВЭД;
- Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС;
- Разъяснения о классификации в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС отдельных товаров (приказ ФТС России от 14.01.2019 № 28).
На основании кода ТН ВЭД определяются ставка пошлины и ее размер, размер таможенных платежей, подлежащих уплате, необходимость применения нетарифных мер, запретов, ограничений, необходимость представления сертификатов, лицензий и пр. Для простых товаров достаточно знать их функционал, материал изготовления, чтобы определить код ТН ВЭД. Как правило, сомнения с идентификацией возникают при перемещении технически сложных устройств.
Сотрудники таможни на данном этапе проверяют достоверность и достаточность информации, отраженной в декларации, для классификации товара согласно ТН ВЭД, сравнивают описание, фактически занимаемое количество мест, массу груза. Если декларант рассчитывает на какие-либо льготы и преференции, таможенники внимательно изучают подтверждающие документы.
Знаете ли вы, что сотрудники таможни оказывают услуги по определению кода ТН ВЭД, действуют на основании приказа ФТС от 16.04.2020 № 375?
При перемещении товаров через границу государством взимаются с участников ВЭД таможенные пошлины. Размер и вид платежей рассчитываются исходя из таможенной стоимости изделий, их типа, количества и объема. Так, при импорте и экспорте товаров нужно предусмотреть следующие платежи:
- Ввозная или вывозная таможенная пошлина;
- НДС;
- Акцизные налоги (на табак, спиртное, горючее и пр.);
- Таможенные сборы;
- Антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Ставка ввозной таможенной пошлины определена в Едином таможенном тарифе ЕАЭС. Она может отличаться даже в рамках одной товарной группы. Так, на порошок слюды установлена нулевая ставка пошлины, на портландцемент – 3%, янтарь – 5%, хотя все они относятся к группе «Соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент» раздела «Минеральные продукты».
Налог на добавленную стоимость также рассчитывается по нулевой ставке, 10% и 20% в зависимости от вида товара. Так, не нужно платить НДС при ввозе протезов, других устройств для медицинской реабилитации, корректирующих очков, линз.
Ставка и база расчета таможенных сборов регулируются постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Сборы взимаются за выполнение операций по выпуску товаров.
Целью таможенного досмотра является сопоставление документальных и фактических данных о товаре, а также выявление запрещенных к перемещению грузов. Организация работ регламентирована письмом ФТС России от 06.02.2020 г. № 01-11/06458. Досмотр проводится на основании поручения, составленного с использованием специализированной информационной системы. В документе указываются цель мероприятия, его объем, перечень документов для проверки и сопоставления. Обычно это таможенная декларация, товаросопроводительные документы. Досмотру может подвергаться до 100% груза путем взвешивания, вскрытия, количественного пересчета, с использованием или без специальных технических устройств, собак.
Процесс фиксируется на фотоаппарат или на видео. На кадрах должны быть видны: расположение товара, внешний вид упаковки, маркировка, информация о производителе, дате выпуска и сроке годности, степень износа, физические размеры и другие параметры. Досмотр проводится только в присутствии владельца груза или уполномоченного им лица (таможенного брокера, представителя).
По результатам составляется акт таможенного досмотра, один экземпляр которого передается грузовладельцу. Мероприятие не должно приводить к задержке выпуска товара.
Это интересно! Не подлежат таможенному досмотру военная техника, которая перемещается самостоятельно, военное имущество и личный багаж первых лиц государств ЕАЭС (ст. 321 ТК ЕАЭС).
Порядок таможенного оформления товаров и грузов
Юридические лица обязаны пройти процедуру таможенного оформления и декларирования груза при перемещении через таможню. До импорта/экспорта нужно определить код ТН ВЭД, рассчитать размер обязательных платежей, таможенного сбора, подготовить пакет сопроводительных документов.
В качестве декларанта выступает грузовладелец или уполномоченное им лицо.
В соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими процедуру временного ввоза, предусмотрено два варианта:
1. Частичная уплата ввозных пошлин, налогов. При этом, за каждый календарный месяц срока действия таможенной процедуры уплачивается 3%. Однако, общая сумма уплаченных таможенных пошлин и налогов не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая бы взымалась если бы товар помещался под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
2. Без уплаты ввозных таможенных платежей. Только в отношении определенной категории товаров, сроки временного нахождения которых определены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №331 и решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №109 \..
Временный ввоз также допускает доставку на таможенную территорию одного автомобиля, которым владеет физическое лицо-иностранец, не уплачивая налоги, сборы или пошлины. При этом автомобиль может быть помещен под действие данной процедуры сроком не более 1 года. По истечении данного срока не обязательно осуществлять вывоз транспортного средства, таможенный режим можно расширить на условиях, которые установила Россия. Если требуется временно ввезти больше одного авто одним декларантом на территорию ЕАЭС, до истечения срока временного ввоза первого транспортного средства, то придется предоставить обеспечение исполнения обязательств по уплате налогов и пошлины.
Временный ввоз транспортного средства сопровождается составлением международным таможенным документом о временном ввозе товаров, приравниваемым к таможенной декларации — Карнет АТА.
Таможенный союз предусматривает, что ввезенные авто на его территории могут использоваться исключительно для личных целей самими декларантами или же членами их семей, а также прочими лицами, полный список которых указан в ТК ЕАЭС. В то же время в определенных ситуациях есть возможность передачи автомобиля, который находится под данным режимом, третьему лицу – гражданам Союза и прочим лицам, к примеру, для ремонта, обслуживания и в других целях.
После завершения действия режима на временный ввоз авто, их можно поместить под прочие таможенные процедуры в определенном порядке, установленным законом.
Предельный срок действия режима временного ввоза в соответствии с правилами таможенного кодекса ЕАЭС равен 24 месяцам. В отдельных ситуациях данный период может быть меньше или же больше, все зависит от вида груза и цели его везения на территорию страны. Если же одна и та же продукция ввозится разными лицами, то она должна находиться на территории страны не более 2-х лет .
Срок устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, исходя из целей и обстоятельств ввоза.
Продление срока производится на основании заявления декларанта, поданного до истечения срока временного ввоза или не позднее 1 месяца после его истечения в рамках предельного срока действия процедуры.
Увеличить период разрешения на помещение заграничной продукции на территории государства возможно через тот же таможенный орган, в котором производилось помещение товара по таможенную процедуру временного ввоза. Срок рассмотрения заявления о продлении — 5 рабочих дней.
Процедура временного ввоза товара может завершиться реэкспортом, подразумевающим вывоз ранее ввезенного груза за пределы страны либо помещение товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров (импорт и пр.).
Есть несколько ситуаций, при которых может закончиться режим временного ввоза груза на территорию ТС или РФ:
- истечение максимально возможного срока нахождения груза на территории государства;
- отказ собственника груза от прав владения на продукцию в пользу страны;
- переработка груза на пункте таможни в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми документами.
Режим временного ввоза разных грузов заканчивается в соответствии со ст.224 таможенного кодекса ЕАЭС. Также есть возможность прекращения допуска, если продукция или груз были утеряны либо же по какой-либо причине уничтожены, что может случиться после пожара, аварии, катастрофы и прочих чрезвычайных ситуациях.
Чтобы это сделать, требуется предоставить подтверждающую документацию государственным органам о происшествии и ранее полученное разрешение на временный ввоз груза. Декларант может преждевременно остановить временный ввоз.
Если у Вас возникли какие-либо проблемы с оформлением временного ввоза или Вы желаете доверить данный процесс профессионалам, то можете смело воспользоваться услугами компании RTL. Мы можем взять на себя полный спектр услуг по оформлению временного ввоза или провести работу над определенными задачами. Чтобы связаться с нами, запомните специальную форму на сайте, и мы в кратчайшие сроки дадим профессиональную консультацию.
Порядок экспорта из Российской Федерации регулируется ТК ТС ЕАЭС и рядом других нормативных актов. Процедура вывоза строго регламентирована. У нее есть ряд особенностей:
- экспортер заранее уведомляет таможню о предстоящем прибытии груза, направляя в ее адрес грузовую таможенную декларацию, другие документы отгрузочные документы. Обычно подача документов происходит через Таможенного представителя;
- необходимо обеспечить возможность контроля, досмотра вывозимых грузов;
- обязательное требование — уплата сборов, пошлин, акцизов, налогов и других платежей в установленные законом сроки. Размер платежей определяют после классификации товара по ТН ВЭД и расчета его таможенной стоимости;
- для вывоза некоторой продукции необходимо получение дополнительных разрешений, свидетельств, сертификатов. В их числе сельскохозяйственная, животноводческая продукция, товары военного назначения, объекты интеллектуальной собственности.
При экспорте соблюдают следующий порядок действий:
- предварительное декларирование: подготовка декларации, ее предоставление в электронном виде до прибытия груза на таможню. Подача предварительной декларации может ускорить оформление экспорта. Она же уведомляет сотрудников таможни о времени предполагаемого прибытия груза, о том, что это будет за товар, о его количестве;
- доставка груза к месту контроля. Экспортируемый товар доставляют на таможню, одновременно направляя в ее адрес ГДТ и остальную товаросопроводительную документацию;
- оплата пошлин, сборов, внесение других обязательных платежей на основе данных, указанных в декларации;
- сопровождение контроля: документы направляют сотрудникам таможни для проверки, предоставляют груз для досмотра;
- выпуск таможней: если документы оформлены правильно, партия соответствует указанным в них данным, а платежи внесены своевременно, в полном объеме, груз будет допущен к экспорту. После этого его нужно забрать со склада временного хранения, обеспечить его транспортировку к получателю за рубежом, если груз оформлялся с выгрузкой на СВХ, а не на транспортном средстве.
Оформление на таможне при экспорте может выполнять Таможенный представитель. Компания СТТ Логистика имеет такой статус (Свидетельство о включении в реестр Таможенных представителей 1053/01), обеспечивает быстрое прохождение таможни для экспортируемых товаров, помогает организовать вывоз с минимальными рисками, оптимизацией сроков, размеров платежей.
Законодательством предусмотрены следующие формы для подачи декларации и иных документов.
- Устная. Актуальна лишь для физических лиц, пересекающих государственную границу на личном или общественном транспорте. При этом их груз или багаж должен носить личный характер и не быть предназначенным для коммерческого использования. Эта форма позволяет реализовать принцип «зеленого коридора», когда лицо, которому нет необходимости декларировать коммерческие грузы, переходит в один поток, а те, кому необходимо осуществлять эту процедуру, переходят в другой поток. Тем самым экономится время как физического лица, так и таможенных органов.
- Письменная. Является обязательной при перевозке/транспортировке через границу грузов/товаров коммерческого назначения.
- Электронная. Альтернатива традиционной письменной форме. Все документы подаются через специальный сайт, что существенно сокращает время, необходимое для прохождения таможенного контроля.
Россия является одним из инициаторов создания Таможенного Союза. Особенности декларирования товаров в зоне действия экономического союза состоят в том, что существует 2 варианта декларирования:
- товаров, произведенных на территории стран, входящихв Таможенный Союз;
- товаров, имеющих иностранное происхождение.
Товарами из ТС считаются материальные ценности:
- произведённые на территории государств, входящих в Таможенный Союз;
- перемещенные в пределах границ ТС;
- получившие соответствующий статус.
Такие товары свободно перемещаются по территории стран, входящих в Таможенный Союз, и не подвергаются таможенным формальностям.
Любая другая продукция, которая не соответствует вышеперечисленным критериями, получает статус иностранных товаров. И они автоматически подпадают под все формальности и процедуры.
Порядок таможенного декларирования товаров в большей степени зависит от выбранного вида таможенной декларации (ТД). При ввозе в РФ следует заполнить один из видов декларации: грузовая, неполная, периодическая и декларация для товаров, перевозимых физическими лицами для личного, а не коммерческого использования.
Последний вид касается лишь физических лиц, и в контексте данной статьи он нам не интересен. Рассмотрим детальнее те декларации, которые используются для оформления грузов коммерческого назначения.
Грузовая таможенная декларация (ГТД) — документ, который содержит все сведения, необходимые для корректного прохождения таможенного контроля.
Неполная таможенная декларация должна содержать сведения:
- необходимые для беспрепятственного выпуска товаров;
- подтверждающие соблюдение действующих на территории РФ запретов и ограничений;
- нужные для корректного расчета и уплаты таможенных платежей;
- позволяющие правильно идентифицировать товары.
Периодическая таможенная декларация заполняется, если одно и то же лицо перевозит идентичные грузы в течение конкретного периода времени.
Предварительное таможенное декларирование позволяет заполнять ТД на товары иностранного производства до их физического прибытия на таможенный пункт в РФ или до того момента, пока завершится внутренний таможенный транзит. После подачи такого документа, у декларанта есть 15 календарных дней, чтобы предъявить товары для прохождения таможенного контроля. В противном случае считается, что декларация не была подана.