Граждане ЕАЭС кто туда входит Узбекистан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Граждане ЕАЭС кто туда входит Узбекистан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Изначально странами ЕАЭС считались лишь 3 государства, которые изначально приняли решение о создании единой зоны экономической и таможенной интеграции. Через некоторое время присоединилось ещё 2 страны. Теперь странами участниками ЕАЭС являются 5 держав.

Сегодня странами, входящими в ЕАЭС, являются:

  • Россия – с 01.07.2010 года.
  • Казахстан – с 01.07.2010 года
  • Беларусь – с 06.07.2010 года.
  • Армения – с 10.10.2014 года.
  • Кыргызстан – с 23.12.2014 года.

Каждое государство – участник имеет республиканский строй формирования государства, кроме России. В рамках единого экономического и таможенного пространства действуют несколько межгосударственных соглашений. Главный из них – Таможенный Кодекс.

Когда создавался таможенный союз, странами – членами ЕАЭС были намечены основные цели. Это:

  • общая межгосударственная интеграция, модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание таких условий, чтобы они давали возможность экономического роста каждому государству – участнику;
  • повышение жизненного уровня населения каждой державы, входящей в объединение.

Важной задачей является не только достижение уже поставленных целей, но и формирование перспектив на будущее. В перспективе к 2025 году является достижение и реализация «четырёх свобод». К ним относятся:

  • полное устранение барьеров, которые мешают свободно обороту товаров, услуг, рабочей силы и капитала между странами – участниками;
  • создание единого рынка энергоресурсов.

К 2030 году планируется:

  • обеспечить устойчивость экономик на микроуровнях;
  • создание благоприятных условий для роста деловой активности национального населения, роста инвестиционной привлекательности каждой страны;
  • применение инновационных методов развития и модернизации экономик;
  • развитие транзитного потенциала;
  • развитие кадрового потенциала;
  • развитие и реализация внешнеторгового потенциала;
  • межрегиональное и пограничное сотрудничество.

Несколько структур регулируют деятельность Евразийского союза. Это:

  • Высший Евразийский Экономический Совет – это наднациональный орган, в состав которого входят главы государств – участников. Каждый проходит заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся экономического развития стран союза ЕАЭС. Принятые общим голосованием решения должны выполняться всеми членами. Также здесь решаются структурные вопросы.
  • Евразийская комиссия по экономике. Работает постоянно, выполняет регулирующие функции. Решает общие вопросы, а также те, что касаются регулирования на таможне и международной торговли. Разрабатывает меры, регулирует, обеспечивает условия для нормального развития стран – участников.

Довольно много государств не входят в зону таможенного союза, но выступают в роли наблюдателей или ратифицировали соглашение о создании Зоны свободной торговли. К таковым относятся:

  • Молдавия – выступает в роли наблюдателя с 2018 года.
  • Вьетнам – входит в ЗСТ с 2015 года.
  • Сербия – входит в ЗСТ с 2019 года.
  • Иран – ратифицировал в 2018 году соглашение о ЗСТ на некоторое время.
  • Китай – ратифицировал соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в 2018 году.
  • Куба – подписан Меморандум о взаимопонимании в 2018 году.
  • Египет – в 2015 году подал заявку на вступление ЕАЭС.
  • Таиланд – с 2016 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Монголия — с 2016 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Индия — с 2017 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Сингапур – 01.10.2019 года подписано соглашение о создании ЗСТ.

Вступление Узбекистана в Таможенный и Экономический союз

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Участие в интеграционных процессах это адекватное желание для всех развитых и развивающихся стран. Союзные отношения реализуются в рамках разных объединений. В каждом из них подразумеваются преимущества и возможные недостатки для, тех кто сюда только вступает.

Евразийский экономический союз — международное объединение экономического характера деятельности, существующее с 2015 года. Основная экономическая цель заключается в достижении свободного циркулирования товаров, услуг, капитала и трудовой силы. ВВП и численность населения Узбекистана достаточно обширны и перспектива вхождения его в союз положительна для остальных участников.

Президент Ш. Мирзиеев объявил широкой общественности: «Знайте, что с политической точки зрения никто не отдаст нашу независимость, это в ваших руках и в руках президента, которому доверился народ». Данное высказывание имеет вес в качестве ответа на вопрос об уточнении статуса Узбекистана в рамках ЕАЭС на текущий момент.

Таможенный союз комплектовался без участия Узбекистана и ранее. А конкретно из трех стран (России, Белоруссии и Казахстана), входящих в Евразэс. Поэтому выступал объединением именовавшимся, как ТС Евразэс.

Сейчас в этот союз по режиму таможни включены:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то он сможет претендовать и на участие в Таможенном Союзе.

Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.

Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.

Перспективы развития ЕАЭС, в первую очередь, определяются географическим расположением на сухопутных маршрутах доставки грузов из Китая и других азиатских стран в Европу. Глобальный китайский проект «Один пояс и один путь» обещает выгодные контракты на транзитных автомобильных перевозках, а в перспективе — железнодорожных.

Всего около 50 стран в Азии, Европе, Африке и Латинской америке сегодня проявляют интерес к участию в ЕАЭС и желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом в разных сферах внешнеэкономической деятельности.

Простыми словами, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это особая экономическая зона, в которую входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан.

Согласно Договору о ЕАЭС на территории стран-участниц свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Создана на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси.

С образованием ЕАЭС прекратило деятельность Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС (Договор от 10 октября 2014 г.).

Основные цели Евразийского экономического союза:

  • создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
  • сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
  • модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:

  1. Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
  2. Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.

Высший орган управления Союзом – это Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС). В него входят главы стран-участников или главы их правительств. У Высшего экономического совета есть полномочия:

  • принимать решения по принципиальным вопросам деятельности Союза;
  • определять стратегию, направления и перспективы развития интеграции;
  • принимать решения, связанные с реализацией целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся как минимум 1 раз в год. Для решения неотложных вопросов могут созываться внеочередные заседания. Их проводят по инициативе любого из государств-членов ЕАЭС или председателя Высшего совета.

Евразийский Межправительственный совет (ЕМС) занимается реализацией и контролем за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета. Состоит из глав правительств стран-участников.

Заседания Межправительственного совета проводят по мере необходимости, но не реже чем 2 раза в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве.

Основные задачами Комиссии:

  • обеспечить условия функционирования и развития ЕАЭС;
  • разрабатывать предложения по экономической интеграции в рамках Союза.

Возможности и ограничения, которые получит Узбекистан от вступления в ЕАЭС

Если бы не пандемия, возможно, вопрос о присоединении Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу уже был бы решен. Июньская встреча в Москве президентов России и Узбекистана Владимира Путина и Шавката Мирзиёева могла стать сенсационной. Однако коронавирус и мировой экономический кризис спутали карты. В связи с негативными процессами в экономике и нежелательностью вступления в союз перед президентскими выборами в Узбекистане (они намечены на декабрь 2021) решено отложить начало процесса.

Условно всех иностранных работников, пребывающих в Россию в целях трудоустройства, можно разделить на две большие категории:

  • иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в Россию в визовом и безвизовом порядке,
  • иностранные работники, пребывшие из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (применяется с 2015 года).

Первая категория соискателей при трудоустройстве, помимо общих документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, должна предоставить работодателю:

  • разрешение на работу/патент;
  • разрешение на временное проживание (если иностранец находится в РФ временно);
  • вид на жительство (если иностранец проживает в РФ постоянно).

В отношении же второй категории иностранцев действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Собственно, их прием на работу мало чем отличается от трудоустройства граждан РФ. Но есть некоторые нюансы.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В отношении иностранных работников, пребывших из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ.

2. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.

3. Принимая на работу иностранца из ЕАЭС, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст. 65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

4. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

5. Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.

6. Работники из ЕАЭС должны быть поставлены на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в РФ. Постановка на учет осуществляется в ГУВМ МВД России путем подачи уведомления по форме, утвержденной приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.

В обязательный перечень документов входят:

  • Паспорт, который подтверждает, что соискатель является гражданином государства-участника договора о ЕАЭС.
  • Трудовая книжка. Этот документ должен быть российского или советского образца. Трудовые книжки стран ЕАЭС в России не применяются. Если у работника есть только национальная книжка, работодатель должен будет завести ему новую книжку российского образца.
  • Документ о среднем образовании. Никаких процедур признания документов об образовании проводить не нужно. При этом работодатель вправе запросить с иностранного сотрудника нотариально заверенный перевод документов об образовании на русский язык.
  • СНИЛС. Он нужен для расчета стажа и последующего получения пенсии. Если у иностранного сотрудника нет страхового свидетельства, его нужно будет получить в ПФР. Для этого не позднее 2 недель с момента трудоустройства в фонд нужно направить данные иностранца и заполненную анкету. СНИЛС выдается не позднее 3 недель с момента получения этих сведений.

На этой стадии происходит:

  • Составление и подписание трудового договора. Трудовой договор составляют по правилам ТК РФ. Время труда и отдыха должны соответствовать общепринятым в РФ, без учета тех, которые действуют в родной стране сотрудника. При этом зарплата такого иностранца не должна быть ниже федерального или регионального (если работодатель от него не отказался) МРОТ.
  • Издание руководством приказа о приеме на работу. Стандартная форма такого приказа установлена постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Постановление содержит две формы приказа. Если трудоустраивается один иностранец, нужно использовать форму Т-1, а если сразу несколько — Т-1а.
  • Заведение личной карточки сотрудника. Унифицированную форму карточки (форма Т-2) можно найти в приложении к постановлению Госкомстата от 05.01.2004 № 1.
  • Внесение записи в трудовую книжку и подтверждающей записи в журнал учета движения трудовых книжек.
  • Ознакомление нового сотрудника с локальными актами, в том числе, с внутренним трудовым распорядком, коллективным договором, штатным расписанием, должностной инструкцией, техникой безопасности и т.п.

Это уведомление нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Уведомление подается на каждого принятого на работу иностранца.

Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется.

На данном этапе необходимо поставить иностранного сотрудника на миграционный учет. Это объясняется тем, что работодатель является для иностранцев принимающей стороной, а местом временной регистрации признается место работы иностранного гражданина из стран ЕАЭС.
Чтобы зарегистрировать сотрудника по месту работы, требуется подать заявление. Форма такого заявления установлена приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287. В свободной форме заявить о постановке на учет не получится.
Заявление подается в ГУВМ МВД России (ранее ФМС). В заявлении нужно указать срок временного пребывания (проживания). Этот срок определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора.
Работники из ЕАЭС должны быть поставлены на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в РФ. Если такие сотрудники работают в РФ меньше 30 суток, никаких заявлений подавать не требуется.

ЕАЭС стал горьким разочарованием для некоторых его членов, например, для Казахстана.

К примеру, казахские официальные лица и ведущие предприниматели жаловались, что блок служит российским интересам, не давая казахским экспортерам продавать товары на российском рынке.

«Мы, казахстанские предприниматели, поставлены в сложные условия, когда мы не можем конкурировать с российскими компаниями ни в России, потому что нас туда не пускают, ни в Казахстане, где они демпингуют сниженными ценами. Как нам выжить?» — спрашивал в ноябре прошлого года костанайский предприниматель Асет Нуртаев.


Как отметили аналитики ЕАБР, на сегодняшний день Узбекистан обладает одной из крупнейших экономик Центральной Азии. Его валовой внутренний продукт за 2020 г. составляет $57,7 млрд и в регионе уступает лишь Казахстану. Важным экономическим показателем являются и темпы роста реального ВВП Узбекистана – за период 2011-2019 гг. в среднем они составили 6,6%, что выше, чем у всех стран-участниц ЕАЭС. Однако на фоне пандемии коронавируса в 2020 г. темпы роста узбекистанской экономики снизились до 5,5%.

При этом авторы доклада подчеркнули значительный разрыв в уровне доходов между республикой и странами Евразийского союза. Причиной этого в первую очередь является низкая производительность труда: например, в промышленном секторе и строительстве она в 4 раза ниже, чем у Казахстана.

Важнейшую роль в экономике Узбекистана играют сфера услуг и сельское хозяйство, которые формируют 30-35% и 25% ВВП республики соответственно. Однако и здесь аналитики Банка отмечают низкий уровень производительности.

Несмотря на начатые в 2017 г. экономические реформы, существенными проблемами для Узбекистана остаются недостаток инвестиций, отсутствие развития современных технологий, высокий уровень безработицы (10,5% в 2020 г.) и плачевное состояние транспортной инфраструктуры. Все это негативно сказывается на темпах роста узбекистанской экономики.

Среди потенциальных факторов развития Узбекистана в ЕАБР называют наличие огромных трудовых ресурсов, полезных ископаемых и развитой производственной базы.


Еще в декабре 2020 г., когда Узбекистан официально получил статус наблюдателя, президент Беларуси Александр Лукашенко призвал республику стать полноправным членом ЕАЭС. Он отметил, что это будет выгодно узбекскому народу. Подобные призывы звучат и в правительстве России. В частности, вице-премьер Алексей Оверчук заявил, что Россия будет рада видеть Узбекистан в ЕАЭС: «Все равно будет происходить сближение экономических систем, потому что мы всегда будем являться для Узбекистана самым большим рынком сбыта его продукции».

Действительно, по состоянию на 2020 г. взаимный товарооборот Узбекистана со странами-участницами ЕАБР составил $9,6 млрд. Из них $3 млрд составил экспорт товаров республики. Наиболее масштабно внешняя торговля страны развивалась в период 2016-2019 гг. – за это время экспорт в Россию и Казахстан вырос в 1,7 и в 1,4 раза соответственно и составил в 2019 г. $1,2 млрд и $761 млн, поставки продукции в Кыргызстан выросли в 6,5 раза, а экспорт в Беларусь достиг рекордных за последние 20 лет значений – $44,4 млн.

При дальнейшем углублении интеграции Узбекистана с Евразийским экономическим союзом аналитики прогнозируют следующие выгоды для республики:

1. Узбекистанский экспорт во все страны ЕАЭС может вырасти на $1,2 млрд. Вступление в Союз позволит республике снизить издержки на транспортировку грузов на 30%, так как свыше 90% узбекистанских товаров проходит по транспортным магистралям Казахстана. По мнению аналитиков, увеличение экспорта позитивно скажется на уровне жизни населения страны.

2. Вступление Узбекистана в ЕАЭС поможет решить и проблемы транспортно-логистической инфраструктуры. Республика является одним из потенциальных транзитных коридоров как по направлению Запад-Восток, так и по направлению Север-Юг. Авторы доклада отмечают, что интеграция Узбекистана в Евразийский союз и взаимные интересы республики и стран ЕАБР позволят активизировать дальнейшую достройку и эксплуатацию трансъевразийских транспортных коридоров и увеличат потенциал привлечения финансирования в транспортно-логистическую инфраструктуру республики.

3. Узбекистан имеет большой инвестиционный потенциал, который на данный момент реализуется не полностью. По данным ЕАБР, углубление кооперации со странами Евразийского союза позволит республике привлечь от $1 млрд до $1,5 млрд прямых инфраструктурных инвестиций в год. Это способствует не только экономическому развитию страны и дополнительному росту ВВП на 0,3-0,4% ежегодно, но также расширению бизнеса, перетоку технологий и увеличению производительности труда.

4. В республике имеется огромный трудовой ресурс, а вступление ее в ЕАЭС откроет Узбекистану доступ к единому рынку труда стран-членов Союза. Это позволит трудовым мигрантам из Узбекистана свободно перемещаться по территории Евразийского союза, получить единые права с другими трудящимися и снизить сопутствующие миграции издержки. Аналитики ЕАБР отмечают, что только отмена платы за трудовой патент в России сэкономит узбекистанским мигрантам более $1,5 млрд в год. Вместе с тем расширение рынка труда поспособствует ежегодному притоку в страну от $1,5 млрд до $2 млрд, что даст дополнительный вклад в прирост ВВП в размере 0,3-0,4%. В свою очередь, страны ЕАЭС смогут восполнить дефицит трудовых ресурсов.

В целом от вступления Узбекистана в ЕАЭС аналитики ожидают увеличения потенциального ВВП страны на 1,4-1,7% в долгосрочной перспективе. В итоге темп ежегодного прироста узбекистанского ВВП может повыситься до 6,9-7,2%.


Итак, выгоды от возможного присоединения Узбекистана к ЕАЭС очевидны, однако что получат от этого действующие члены Союза? Существуют опасения, что присоединение нового участника может нести в себе определенные риски для некоторых стран ЕАЭС.

Так, член экспертного совета при президенте Кыргызстана, политолог Денис Бердаков в интервью «Евразия.Эксперт» заявлял, что возможное вступление Узбекистана в ЕАЭС будет иметь неоднозначные последствия для Кыргызстана. С одной стороны, республики могут стать экономическими партнерами. С другой, присоединение Узбекистана к Союзу даст его гражданам соответствующие преференции, что приведет к росту конкуренции среди трудовых мигрантов двух стран и в сфере торговле сельхозпродукцией.

Возможное усиление конкуренции на союзном рынке труда после вступления в ЕАЭС Узбекистана отмечают и эксперты ЕАБР. Однако все граждане Евразийского союза в любом случае сохранят за собой ранее полученные трудовые права. Кроме того, авторы доклада отметили существенные выгоды от потенциального вступления Узбекистана в ЕАЭС и для стран Союза.

1. Сотрудничество Узбекистана со странами Евразийского союза и Таджикистаном может быть направлено на координацию работы по борьбе с дефицитом водных ресурсов и энергоснабжения в Центральной Азии. Совместная модернизация водно-энергетического комплекса стран ЦА не только необходима экономически, но и позволит повысить инвестиционную привлекательность данного комплекса.

2. С вероятным вступлением Узбекистана в ЕАЭС численность населения единого рынка Союза возрастет на 20%. Наряду с наличием в республике больших запасов природных ресурсов и имеющимся в Союзе свободным движением товаров, услуг и капитала это позволит повысить конкурентоспособность производственной базы, расширить промышленную кооперацию в ЕАЭС и приблизить бизнес к центрам сырьевых ресурсов и рабочей силы.

3. Аналитики Евразийского банка отметили перспективность экспорта из ЕАЭС в Узбекистан черных металлов, продукции машиностроения, минеральных продуктов, резины, пластмассы и древесины. Согласно их подсчетам, в рамках этих и других товарных групп нереализованный потенциал экспорта стран-участниц ЕАБР в республику на данный момент составляет $1,6 млрд.

4. Демографическое расширение ЕАЭС несет большие преимущества с точки зрения рынков сбыта, особенно для малых экономик Союза. Как отметили авторы доклада, население Армении в 12 раз меньше, а население Кыргызстана – в 2 раза меньше населения Узбекистана. Вступление последнего в Евразийский союз предоставит доступ его действующим членам к рынку потребителей, размер которого многократно превышает внутренний рынок четырех из пяти стран Союза.

5. Как упоминалось ранее, Узбекистан служит важным трансграничным коридором в Центральной Азии. За счет ликвидации «узких» мест транспортно-логистической инфраструктуры республики и устранения трансграничных ограничений, ЕАЭС после вступления в него Узбекистана сможет улучшить транспортную связь с такими развивающимися странами Азии как Индия, Иран, Пакистан и Турция.


На данный момент вопрос окончательного вступления Узбекистана в ЕАЭС не решен и находится на стадии экспертных дискуссий и изучения возможностей. Однако республика уже является одним из ключевых партнеров Союза, дальнейшее развитие экономической кооперации с которым находится среди приоритетных направлений международного сотрудничества. Выгоды же от возможного присоединения Узбекистана к Евразийскому союзу ждут не только сами государства, но и непосредственно их граждан.


Подготовил Лев Скляр

Татьяна Панченко

Президент Узбекистана принял решение о вступлении в Евразийский экономический союз, заявила председатель Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко. Новость была озвучена в Законодательной палате Олий Мажлиса РУз, которую Матвиенко посетила в ходе своего трехдневного визита в Ташкент.

Одной из центральных тем октября на евразийском пространстве стало возможное вступление Узбекистана в ЕАЭС. Вслед за председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко проработку вопроса о вступлении в союз подтвердили в Сенате Узбекистана. На этом фоне в экспертном сообществе развернулась широкая дискуссия о причинах данного шага и возможных сценариях развития ситуации. С какими возможностями и рисками сопряжено сближение Ташкента и ЕАЭС, угрожает ли интеграция независимости страны, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал заместитель заведующего отделом Современной истории и международных исследований Института истории Академии наук Узбекистана, кандидат философских наук Равшан Назаров.

– Узбекистан прорабатывает вопрос о присоединении к ЕАЭС. Почему, на ваш взгляд, президент Шавкат Мирзиеев принял такое решение? Можно ли ожидать вступления в 2020 г?

– Данный вопрос стал активно обсуждаться в экспертном сообществе с 2016‑2017 гг. В июне 2019 г. президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в своем выступлении на ХХ пленарном заседании Сената Олий Мажлиса [парламента] Узбекистана отметил, что 70% товарооборота Узбекистана – это торговля с Россией и другими странами ЕАЭС. А это, между прочим, выше, чем у самих членов ЕАЭС.

Так, в товарообороте Казахстана доля стран ЕАЭС – 23%, Армении – 29%, Кыргызстана – 43%, Беларуси – 53%. И это при отсутствии между странами ЕАЭС таможенных постов и резком снижении нетарифных барьеров! Таким образом, Узбекистан прямо заинтересован в том, чтобы стать полноправным членом ЕАЭС. Очень хотелось бы надеяться, что данные намерения реализуются в практическую плоскость, и долгожданное вступление Узбекистана в ЕАЭС состоится не позже 2020 года.

Необходимо отметить, что президент Мирзиеев – сильный, опытный, популярный и прагматичный политик, пользующийся как серьезной поддержкой внутри страны, так и авторитетом за пределами Узбекистана. Это позволяет надеяться на серьезные сдвиги в сторону интеграции в рамках ЕАЭС.

– Какие плюсы несет присоединение Узбекистана к ЕАЭС?

– Безусловно, вступление Узбекистана в ЕАЭС имеет целый ряд позитивных моментов, таких как получение свободного доступа к единому рынку ЕАЭС (а это уже 185 млн чел., и вступление Узбекистана увеличит его до 218 млн), создание сети зон свободной торговли с широким кругом стран (Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иран, Китай, Сингапур, Таиланд и др.) и блоков (АСЕАН и др.).

Произойдет снятие нестыковок и несоответствий между режимами внешнеэкономического регулирования, действующими в Узбекистане и в ЕАЭС, в т.ч. фитосанитарных, ветеринарных и иных нормативов.

Будет преодолена территориально-географическая замкнутость Узбекистана, упростится доступ к транспортным узлам с выходом к рынкам и морским путям Ближнего и Среднего Востока, Китая, России, ЕС.

Узбекистан примет участие в транзитных проектах ЕАЭС (автомагистраль Западная Европа – Западный Китай, железнодорожные коридоры Пекин – Астана – Москва – Берлин, Узбекистан – Кыргызстан – Китай, Мазари – Шариф – Кабул – Пешавар и т.д.).

Присоединение к ЕАЭС стимулирует рост сотрудничества в сфере науки, высоких технологий, инноваций, цифровизации национальной экономики. Среди ключевых направлений развития ЕАЭС до 2025 г. обозначено формирование совместных «территорий инноваций» и стимулирование научно-технических исследований.

Развитию кооперации будет способствовать «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Данная сеть позволяет предприятиям стран ЕАЭС находить партнеров, поставщиков, потребителей в странах Союза, моделировать производственные цепочки, реализовывать оптимальную загрузку мощностей, продвигать продукцию с помощью цифровых экосистем.

– Среди аргументов в поддержку вступления в Союз часто приводят возможность решения вопросов в сфере занятости и трудовой миграции. Какие изменения членство в ЕАЭС сулит в этом направлении?

– Будут гуманизированы условия пребывания граждан Узбекистана из числа трудовых мигрантов на территории ЕАЭС, что подразумевает снятие барьеров рынка труда, упрощение процедур легализации занятости, безнострификационное признание дипломов об образовании и свидетельств о квалификации, единый налоговый режим, соцобеспечение, бесплатную медпомощь, учет трудового стажа в другом государстве ЕАЭС при начислении пенсий и т.д.

Появятся новые возможности для развития кадрового потенциала, сотрудничества в сфере образования и подготовки квалифицированных специалистов.

Будет формироваться система эффективных межвузовских связей, начнется реализация совместных проектов и программ, внедрение новых практик и методов обучения, расширение студенческих обменов, повышение академической мобильности.

– В феврале 2020 г. ожидается визит Мирзиеева в Россию. Сообщалось, что стороны подпишут ряд новых соглашений. Каковы ожидания Узбекистана от этого визита?

– На четвертом заседании узбекско-российского делового совета первый заместитель председателя Сената Узбекистана Садык Сафаев сделал официальное заявление о том, что визит президента Мирзиеева в Россию запланирован на февраль 2020 г. Он отметил: «Уверен, что предстоящий в начале следующего года визит в Россию Шавката Мирзиеева станет еще одним шагом в укреплении наших связей». По его словам, отношения Узбекистана с Россией были и остаются «очень важным фактором большой политической поддержки новому руководству Узбекистана в проведении динамичной политики реформ, обновлении всех сторон жизни и переформатировании наших отношений с ближайшими партнерами, прежде всего с Россией».

До конца 2019 г. рабочая группа из представителей всех стран ЕАЭС должна оценить риски и преимущества вхождения Узбекистана в состав Союза. Надежду на скорейшее завершение всех процедур и успешное вступление страны в «евразийскую семью» выразила на днях председатель Совфеда Валентина Матвиенко. О том, что может принести Узбекистану новый статус, рассказал старший научный сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.

2 октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала о решении президента Узбекистана Шавката Мирзиёева изучить вопрос о вступлении Узбекистана в ЕАЭС. Она упомянула об этом в ходе встречи с председателем законодательной палаты парламента Узбекистана Нурдинжоном Исмоиловым в Ташкенте.

Позже журналистам стало известно, что Мирзиеев и президент России Владимир Путин договорились о создании рабочей группы, российскую сторону в которой возглавляет первый вице-премьер страны Антон Силуанов. До конца 2019 г. участники должны будут проанализировать условия и риски вхождения Узбекистана в ЕАЭС «во избежание негативных последствий». Кроме этого, как отметила председатель Совфеда, анализ проводят и все остальные страны – участницы Союза, поскольку решение относительно новых участников принимается совместно.

«Президент Узбекистана понимает, что участие в экономических интеграционных объединениях – реалии сегодняшнего дня. Он прав, что перед принятием окончательного решения требуется очень серьезный анализ условий вступления: не нанесет ли это вреда экономики, не скажется ли это на числе рабочих мест и так далее», – цитирует Матвиенко ТАСС.

Александр Гущин, старший научный сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ:

– Если в целом посмотреть на ситуацию, связанную с изменением политики Узбекистана в последние годы, видно, что страна стремится сделать все, чтобы стать более открытой и диверсифицировать свои внешнеторговые связи. В частности, за последнее время резко вырос товарооборот с Центральной Азией: на 47%, согласно показателям 2018 г. Общие объемы экспорта также выросли, примерно на треть, и все это за период правления Мирзиеева.

В этом плане присоединение Узбекистана к рынку ЕАЭС, который составляет более 180 млн человек – это, на мой взгляд, безусловно позитивный шаг. Узбекистан сейчас ведет переговоры с ВТО, стремится к соглашению с ЕС – все это линия диверсификации.

Некоторые западные экономисты и политологи уже бьют во все колокола под впечатлением того, что Узбекистан попадает под влияние России. Я же не склонен так считать. Безусловно, тут какую-то роль сыграло и усиление позиций крупного бизнеса – мы знаем, что в России есть крупные бизнесмены узбекского происхождения, которые, надо признать, оказывают определенное влияние. При условии, что Узбекистан вступит в ЕАЭС, его важнейшим партнером станет Казахстан – он ближе территориально, ну и Россия: экспорт сельскохозяйственной продукции очень важен для Узбекистана. Поэтому снижение таможенных барьеров и ограничений, в случае вступления в ЕАЭС, для Узбекистана откроет очень хорошие позиции.

Уже сейчас, до вступления в ЕАЭС, мы видим активное развитие экономического сотрудничества в гуманитарной сфере: образовательное партнерство, партнерство между вузами, создание филиалов российских вузов, совместных образовательных программ. Хотя гуманитарный компонент в ЕАЭС требует еще очень большого развития, в нем не все так хорошо, но подвижки уже есть. Стоит отметить, что у российских специалистов высокого уровня появится возможность приезжать в Узбекистан, передавать свой опыт местным специалистами – это тоже плюс.

Еще может быть решен вопрос, связанный с мигрантами: они получат в Союзе определенное преимущество. Однако есть и определенные опасения, о которых тоже стоит сказать. С точки зрения тех же трудовых мигрантов, мы видим: когда системы денежных переводов в России ввели лимит в 100 тыс. руб. в месяц для отправки денег в Кыргызстан, для Узбекистана, возможно, тоже все будет не насколько однозначно открыто. Все будет зависеть от того, насколько рабочая группа проработает вопрос, и как быстро он будет решаться. Спешка здесь, в общем-то, и не нужна: есть разные механизмы. Например, получение статуса страны – наблюдателя, как у Молдовы.

Перспективное вступление Узбекистана в ЕАЭС будет не очень хорошо воспринято на Западе, судя уже по сегодняшним высказываниям экономистов: они утверждают, что ЕАЭС – это геополитический союз, из которого следует абсолютное доминирование России. Узбекистан – довольно крупное государство, власть которого, вступая в ЕАЭС, будет делать все, чтобы сохранить многовекторность.

В целом я оцениваю это событие позитивно. Считаю, что если вступление и состоится, то в течении трех-пяти лет, в силу определенных согласований и возможного этапа перехода как страны – наблюдателя. Определенные риски есть как с точки зрения трудовых мигрантов, так и с точки зрения различных ограничений, существующих внутри самого ЕАЭС.

Через ЕАЭС Узбекистан может получить и зоны свободной торговли с разными странами: с Вьетнамом, Сингапуром – членство в союзе благополучно откроет дороги в новые страны. За счет вступления в ЕАЭС [у Узбекистана] появится много новых аспектов суждений, экономической повестки дня, и приведет это, в конечном счете, ко всем перечисленным позитивным вещам: с точки зрения как логистики, так и транспортного рынка Союза. Все это усилит позиции Узбекистана.

Беседовала Елизавета Мазурчик

Узбекистан стал наблюдателем в ЕАЭС. Что это значит

Евразийский экономический союз — международное экономическое объединение. Его цель — проведение скоординированной экономической политики и создание зоны свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Договор о создании союза вступил в силу в 2015 году. В объединение входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Если Узбекистан вступит в союз, то станет третьим в объединении по номинальному ВВП и вторым по количеству населения.

Одно из главных преимуществ организации — общий рынок труда. Трудоустройство узбекских мигрантов в России и Казахстане упростится. Это важно для решения накопившихся социально-экономических проблем. Население Узбекистана в последние 10 лет растет со средней скоростью 680 тыс. человек в год. При этом средний прирост рабочих мест в республике в этот же период — 220 тыс. Прирост безработной молодежи — 460 тыс. человек в год.

Основная статья: Евразийское экономическое сообщество

Для содействия дальнейшей экономической интеграции и расширению сотрудничества в 2000 г. Беларусь, Казахстан, Россия, Кыргызстан и Таджикистан учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) который Узбекистан присоединился в 2006 году. Соглашение установило общий рынок для стран-участниц. Евразийское экономическое сообщество было построено по образцу Европейское Экономическое Сообщество.[22] У этих двух была сопоставимая численность населения 171 миллион и 169 миллионов соответственно.

Договор о едином экономическом пространстве между Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной был подписан в 2003 году и ратифицирован в 2004 году, но процесс застопорился после Оранжевая революция.[23][24]

В 2007 году Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании Таможенного союза между тремя странами.[25]

Основная статья: Расширение Евразийского экономического союза

Президент России Владимир Путин заявил, что его целью было расширить Таможенный союз до всех постсоветские государства, за исключением трех Балтийский Страны-члены ЕС.[70] В соответствии с Хранитель газета, план Путина заключается в том, чтобы Евразийский союз превратился в «мощный наднациональный союз» суверенных государств, таких как Европейский Союз, объединяющий экономики, правовые системы, таможенные службы и военные возможности, чтобы создать мост между Европой и Азией, чтобы уравновесить ЕС и США.[71]

В мае 2015 года между Российской Федерацией и Южной Осетией было подписано интеграционное соглашение, если Южная Осетия присоединится, то это произойдет путем присоединения к Российской Федерации.

Таджикистан был официально приглашен присоединиться к союзу и выразил заинтересованность в присоединении.[72][73][74][75] Он признан потенциальным кандидатом, и ведутся переговоры о членстве.[74][75][76][77] В 2015 году были предприняты дальнейшие усилия по интеграции Таджикистана в ЕАЭС.[78][79]

Основная статья: Высший Евразийский экономический совет

Высший совет, в состав которого входят главы государств-членов, принимает важные решения для союза. Он утверждает бюджет и распределение взносов государств-членов. Высший совет также определяет стратегию, направление и перспективы интеграции и принимает решения, направленные на достижение целей союза.[103][104][105][106]

По состоянию на 2015 год в ЕАЭС нет прямо или косвенно избираемого органа. В 2012 году рассматривался вопрос о создании евразийского парламента.[109][110] Однако это было сочтено слишком преждевременным, и вместо этого государства-члены начали согласовывать национальные законы и правовые кодексы.[111]

Президент России Владимир Путин поддержал идею создания парламента для союза.[112]

Что такое ЕАЭС – расшифровка аббревиатуры и список стран на 2022 год

Суд Евразийского экономического союза заменил Суд Евразийского экономического союза. Евразийское экономическое сообщество (Суд ЕврАзЭС) в 2015 году. Он отвечает за разрешение споров и интерпретацию правового режима в Евразийском экономическом союзе. Штаб-квартира находится в Минске.[113] Суд состоит из двух судей от каждого государства-члена, назначаемых главами правительств государств-членов. Срок их полномочий — девять лет.[103][104][105][106]

Утвержденный бюджет Евразийского экономического союза на 2015 год превышает 6,6 миллиарда рублей.[114][115][116] Бюджет формируется за счет взносов стран-членов союза. В 2015 году на деятельность предприятия будет направлено 6 млрд рублей. Евразийская экономическая комиссия463 миллиона рублей будет выделено на финансирование функционирования и дальнейшего развития Единой информационной системы ЕАЭС, предназначенной для популяризации и информирования потребителей о деятельности ЕАЭС, а более 290 миллионов рублей пойдут на финансирование деятельности ЕАЭС. Суд ЕАЭС.[заметка 2][115]Дополнительные расходы на инфраструктуру и проживание комиссионеров финансирует Россия.[31] Кроме того, Россия выделила 1 миллиард долларов США на ускорение вступления Кыргызстана в союз.[117][118] Еще 177 миллионов долларов США были предоставлены Казахстаном.[119]

Основная статья: Евразийское экономическое пространство

Основная цель Единого экономического пространства — развитие единый рынок и достижение «четырех свобод», а именно свободного передвижения товаров, капитала, услуг и людей в рамках единого рынка. Четыре свободы вступили в силу 1 января 2015 года (в день официального создания Евразийского экономического союза). Свободное передвижение людей означает, что граждане могут свободно перемещаться между государствами-членами, чтобы жить, работать, учиться или выходить на пенсию.[9] Граждане государств-членов союза могут путешествовать в другие государства-члены на внутренний паспорт. Хотя Россия также допускает доступ к гражданам других стран. СНГ государства без паспорта, ожидается, что после 2015 года этой привилегией будут только граждане Таможенного союза.[122]У государств-членов есть единый внешний тариф по всем товарам, поступающим на рынок, и единые методы оценки импортируемых товаров с момента создания Евразийский Таможенный Союз 1 января 2010 г. В задачи входит совместная координация в области энергетики, промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Около 75% белорусских товаров идет на экспорт, примерно половина из них идет в другие страны-участницы.[123] Торговля внутри союза в основном состоит из белорусской техники и сельскохозяйственной продукции, которые экспортируются в Россию. Низкие цены на газ от российских производителей энергии гарантированы государствам-членам или странам, желающим вступить в союз.[124][125]

Идея о создании экономического союза на базе стран бывшего СССР появилась ещё в 1994 году. Тогда её выразил бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В 1996 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия заключили договор об углублённой экономической и гуманитарной интеграции.

В 2001 году появился предок ЕАЭС — ЕврАзЭС.

В 2010 году Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза внутри ЕврАзЭС. Это усилило экономическую интеграцию этих стран.

В 2012 году они же заключили договор о создании Единого экономического пространства, то есть об общем рынке стран — участниц ЕврАзЭС. Фактически документ был вдохновлён Евросоюзом и его Европейским экономическим пространством.

В 2014 году было принято решение о создании ЕАЭС. Первого января 2015 года оно вступило в силу. К союзу присоединились Армения и Киргизия.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Воины и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

Узбекистан выбрал Евразийский союз: ради чего? (Haqqin, Азербайджан)

О намерениях Ташкента объявила на брифинге в среду председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Узбекистан три года назад сменил руководителя, президентом стал Шавкат Мирзиёев, который провел экономические реформы и определился с внешней политикой.

В результате реформ был отменен валютный контроль, контроль за движением капитала, проведена приватизация в нестратегических отраслях. Прямые иностранные инвестиции увеличились в четыре раза в первой половине 2019 года по сравнению с прошлым годом. В феврале Узбекистан привлек 1 миллиард долларов от первой международной продажи своих гособлигаций. 10-летние облигации с доходностью 5,375% сейчас торгуются по 110 долларов, а доходность упала до 4%. Это показывает, что Узбекистан привлекателен для инвесторов.

Страна богата природными ресурсами, такими как природный газ, золото и другие металлы. Это также один из ведущих мировых экспортеров хлопка. Экономика страны выросла на 5,1% в 2018 году, и МВФ прогнозирует еще более быстрый рост на 6- 8% в ближайшие несколько лет. Демографический ресурс — огромный, 64% ​​из 33 миллионов населения страны — молодые люди в возрасте до 35 лет.

Стратегическое расположение в центре Азии делает Узбекистан желанным геополитическим партнером для России, Китая и США. Товарооборот России с Узбекистаном по первому полугодию дал прирост в 11 %, Россия продает в Узбекистан товары машиностроения, металлы, уголь, древесину, покупает хлопок одежду, овощи, фрукты, заключен контракт на строительство «Росатомом» АЭС. Выбор российского проекта АЭС подтверждает курс на сближение между нашими двумя странами. Около 2-х миллионов узбекских мигрантов трудятся в России. Но для полноценной интеграции придется решать вопрос безопасности границ, так как Ташкент вышел из ОДКБ. Существуют также территориальные споры с Киргизией, а это немаловажно, так как вопрос вступления решается в ЕАЭС консенсусом.

В прошлом году Мирзиёев побывал с визитом в США, были заявления о стратегическом партнерстве с подписанием инвестиционных договоров на 9 миллиардов долларов (с Россией — на 27 миллиардов в 2018 году). Стороны обязались наращивать сотрудничество в оборонной сфере и намерены реализовать первый пятилетний план военного взаимодействия. Договорились строить совместно железные дороги в Афганистане и поддерживать его снабжение через Северную распределительную сеть. Американские компании начали инвестировать в горно-добывающую промышленность Узбекистана. Налицо сближение Ташкента и Вашингтона с одной стороны, и с Москвой — с другой.

В Узбекистане говорят не о балансировании между державами, а о проявлении независимой внешней политики. Ташкент, судя по всему, больше не беспокоит, что Россия отдает предпочтение геополитическим соображениям, а не экономическому прагматизму, но его, несомненно, беспокоят геополитические претензии со стороны США. Потому что это будет, прежде всего, сдерживание Китая, что не выгодно Узбекистану, претендующего на роль транспортного хаба в «Новом шелковом пути».

В экономическом же плане американский инвестор еще долго будет присматриваться к Центральной Азии. В отличие от российских и китайских компаний, ему требуются почти стерильные условия и высокий платежеспособный спрос. Узбекистан по-прежнему занимает 156-е место из 167 стран в Индексе демократии, составленном Economist Intelligence Unit, по итогам 2018 года — это ниже, чем весьма проблемная африканская страна Судан. Конечно, это будет сдерживать западные инвестиции с одной стороны, а с другой увеличивать претензии США по линии прав человека. Вероятно, исходя из этих соображений, евразийская интеграция для Ташкена показалась более привлекательной.

Несмотря на определенные успехи в сфере экономики, Ташкент в последние годы продолжает сталкиваться с серьезными социально-экономическими вызовами.

По данным официальной статистики, население республики последние десять лет растет со средней скоростью 680 тысяч человек в год. При этом средний прирост рабочих мест в этот же период — 220 тысяч рабочих мест, причем к концу 2010-х темпы развития рынка труда упали почти вдвое. То есть мы получаем прирост безработной молодежи до 460 тысяч человек в год.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.