Пенсия в Беларуси в 2022 женщины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия в Беларуси в 2022 женщины». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Пенсионный возраст в Беларуси увеличится с 1 января 2022 года

Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.

Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).

Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

С работниками-пенсионерами контракты заключаются и продлеваются по общим правилам. Однако в законодательстве о труде есть гарантии для тех, кому до пенсии не хватает двух лет – работникам предпенсионного возраста.

Контракты, заключенные с такими работниками, продлеваются (заключаются новые) с учетом общеустановленного пенсионного возраста, определенного на календарный год.

С работником предпенсионного возраста контракт продлевается (заключается новый) при условии, что сотрудник выполняет работу добросовестно, не нарушая производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину. Тогда в соответствии со ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с ним на срок до достижения общеустановленного (в текущем году) пенсионного возраста. Два обстоятельства – дисциплина и возраст – применяются в совокупности. Это означает, что дисциплинарные взыскания или меры правового воздействия (например, лишение/снижение премии) снимают с нанимателя обязанность продлевать контракт с предпенсионером.

Предпенсионный возраст в 2022 г. составит:

– 61 год для мужчин;

– 56 лет – для женщин.

Что касается прекращения контракта, то, достигнув пенсионного возраста, работник может потребовать прекратить трудовые отношения досрочно в любой момент, причем сам определить дату своего увольнения и указать ее в заявлении. Ссылка в приказе об увольнении по требованию работника в связи с достижением пенсионного возраста (выходом на пенсию по возрасту) производится на п. 3 ч. 2 ст. 35 ТК (а не на ст. 41 ТК).

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

2022 (февраль-апрель) ноябрь 2020 – январь 2021 2021 (август-октябрь) 2021 (май-июль) 2021 (февраль-апрель)
Средняя пенсия по возрасту 545
с марта: 580
545 с августа: 512,78
с сентября: 545
512,78 512,78
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) 296,74 (74,14+222,6) 294,60 (72+ 222,60) с 1 сентября: 293,47(70,87+222,60) 276,36 (68,32+208,04) 273,76 (65,72+208,04)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2022 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.

Реформа завершена. Как теперь начисляют пенсии?

На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.

В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.

Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.

Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.

Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.

Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

— Например, есть семья, где муж-айтишник или топ-менеджер зарабатывает очень хорошо, а его жена-домохозяйка не работает и не имеет страхового стажа на трудовую пенсию. Пусть у них будет возможность покупки стажа. Почему муж не может вкладывать ресурсы в обязательное пенсионное обеспечение жены? Но этот вопрос прошёл без внимания, — говорит Жанна Тарасевич.

Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.

— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.

Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Кого коснется повышение пенсий с марта 2022 года

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49

Сайт: ditman.kraj.by

Если есть пробелы в трудовой деятельности у работника, который собирается выходить на пенсию (в трудовой книжке нет записи, а факт работы имел место), то отдел кадров предприятия обратится к работнику с соответствующими вопросами, чтобы тот эти пробелы восполнил: вспомнил, где и когда работал.

— Такие ситуации тоже могут быть, но в любом случае сбором документов занимается представитель нанимателя. И все необходимые запросы, даже со слов человека, если человек работал и записи в трудовой книжке не было, но если он помнит, что это была такая-то организация, находилась по такому-то адресу, наниматель делает туда официальный запрос о предоставлении необходимых сведений для назначения пенсии, — поясняет Елена Пасюта.

— Не имеет значения. В Законе у нас прописано: наниматель предоставляет документы, форма собственности организации не указана: госпредприятие или предприятие частное. Если человек работает у ИП, всё равно наниматель обязан заниматься данными вопросами, — объясняет специалист.

К слову, «Закон РБ о пенсионном обеспечении от 17 апреля 1992 года» — основной Закон, регулирующий пенсионные вопросы, в который вносятся изменения и дополнения.

В таком случае будущий пенсионер обращается в Управление социальной защиты по месту регистрации, приходит туда вместе с трудовой книжкой. Специалист проанализирует трудовую деятельность человека, проконсультирует, какие документы нужны для назначения пенсии, в какой срок эти документы необходимо предоставить.

Документы, которые нужно иметь, обращаясь к специалисту для оформления пенсии в Беларуси

  • Паспорт

— Это основной документ, по которому специалист видит регистрацию человека, по какому адресу будет назначаться пенсия, где мы можем видеть его возраст и другие данные о назначении пенсии, — поясняет Елена Пасюта.

  • Трудовая книжка

— Где мы будем видеть его трудовую деятельность и также анализировать все документы, которые к нам предоставлены, потому что не каждый наниматель предоставляет нам документы в полном объёме: что-то не знают, что-то упустят из виду. По трудовой книжке мы видим, что необходимо.

  • Свидетельство о браке

  • Свидетельство о рождении детей
  • Диплом или Аттестат об образовании, если это дневная форма обучения
  • Военный билет (для мужчин)
  • Справки о заработной плате по состоянию на 2022 год за последние 28 лет трудовой деятельности

— При приёме документов специалист сразу даёт им юридическую оценку и может сразу для назначения пенсии указать, чего не хватает, что нужно заменить, что нужно донести.

Кстати, свидетельство социального страхования (зелёная карточка) специалисту не нужна.

Документы подаются не раньше даты возникновения права на пенсию. Право на пенсию возникает, когда человек достигает пенсионного возраста.

— Это связано с тем, что у нас вышла «Инструкция о порядке обращения для назначения пенсии» (от 8 июля 2019 года). В связи с этим мы начали принимать документы не раньше дня возникновения права на пенсию, — комментирует Елена Пасюта.

Если право на пенсию (день Х, когда пенсионный возраст по факту наступил) возникает в праздничные либо в выходные дни, документы на пенсию принимаются накануне. К примеру, если право на пенсию выпадает на субботу или воскресенье, специалист управления соцзащиты принимает документы в пятницу.

Если человек, чтобы оформиться, обратился к специалистам позже срока, когда возникло право на пенсию, он может потерять деньги.

— Например, у мужчины возникло право на пенсию 1 ноября 2021 года, в возрасте 62,6 лет. Если он обращается до 2022 года, но позже положенного срока (30 декабря), пенсия ему будет назначена с даты обращения. Если человек имел право на пенсию 1 ноября 2021 года, а обратился за назначением 4 января 2022 года, то в пенсии ему будет отказано в связи с недостижением общеустановленного пенсионного возраста, так как этот возраст в 2022 году составляет 63 года, — объясняет специалист.

Бывает и такое, когда человек пенсионного возраста достиг, но права на пенсию не имеет.

Разберёмся в общих понятиях:

  • Общий трудовой стаж — это армия, учёба, отпуск по уходу за ребёнком, период, когда человек состоял на учёте в Центре занятости (в данном случае в стаж засчитывается только последние полгода).

  • Страховой стаж – это время работы человека в организациях, где выплачивались взносы ФСЗН.

В 2022 году страхового стажа у будущего пенсионера должно быть не менее 18,5 лет. Каждый год идёт увеличение страхового стажа на полгода. Порог – 20 лет страхового стажа.

Расчёт пенсии идёт от общего стажа. А возникновение права на пенсию зависит от страхового стажа.

— 18,5 – это возникновение права на пенсию. Бывают такие ситуации, когда у человека на момент выхода на пенсию по возрасту нету этих 18,5 лет страхового стажа, в таком случае женщина может уйти на пенсию в 60 лет, а мужчина в 65 лет. У них нет права на пенсию, — уточняет специалист.

Речь идёт о так называемых социальных пенсиях и пенсиях при неполном стаже. Социальная пенсия – это когда не всё в порядке со страховым стажем, когда нет необходимых 18,5 лет.

В случае «нехватки» лет по страховому стажу женщинам можно ещё поработать до 60, мужчинам до 65 лет, а можно и не работать это время. Но выходить на пенсию в таком случае придётся только по достижении данного возраста.

Или есть ещё вариант: выйти на пенсию по возрасту, но при неполном стаже (10 и более лет) (Согласно Закону РБ о пенсионном обеспечении, прим 24)

— Если у человека есть эти 18,5 лет страхового стажа, ему пенсия выплачивается за общий стаж, за всё, что человек наработал за всю свою жизнь, — объясняет Елена Пасюта.

— Все документы мы отправляем, как орган, выплачивающий пенсию, в другие государства. Когда к нам обращается пенсионер за назначением пенсии, работая за границей, опять же всё зависит от специфики договора и соглашения с той страной, с которой мы работаем.

На это счет однозначно отвечает статья 4 закона «О пенсионном обеспечении. Все пенсии делятся на трудовые и социальные.

В число трудовых пенсий входят:

  • пенсии по возрасту – основной вид, то, что получает большинство работников по достижении пенсионного возраста, эти пенсии прямо зависят от стажа и прошлых заработков;
  • пенсии по инвалидности – эти пенсии тоже трудовые, назначают в связи с потерей трудоспособности, при наличии определенного рабочего стажа, согласно ст. 27 закона «О пенсионном обеспечении»;
  • пенсии потерявшим кормильца – здесь тоже учитывается прошлый стаж, этому виду пенсий посвящен IV раздет закона «О пенсионном обеспечении»;
  • пенсии за выслугу лет – эта категория подобна трудовым пенсиям, но назначается она работникам, связанным с авиацией, спортсменам, некоторым педагогам, артистам, подробней об этом написано в разделе V закона «О пенсионном обеспечении»
  • пенсии за особые заслуги перед республикой – последний и самый редкий вид трудовых пенсий, назначается индивидуально.

Есть еще особые условия для назначение трудовых пенсий, например, снижение пенсионного возраста многодетным матерям и другие.

В Беларуси также существуют социальные пенсии, не связанные с трудовой деятельностью, социальные пенсии по возрасту назначают мужчинам с 65 лет, женщинам – с 60 лет.

Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.

Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:

  • стаж работы;
  • величина заработка;
  • доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.

Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.

О стаже

Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:

  • страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
  • общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.

Минимально необходимый для начисления пенсии на общих основаниях трудовой стаж: 25 лет для мужчин, 20 лет – для женщин. Максимальный стаж, который учитывается для расчета пенсий – 45 лет для мужчин, 40 лет для женщин.

Требования к страховому стажу другие, в 2022 году нужно не менее 18,5 лет и для мужчин, и для женщин. Этот минимум растет каждые полгода, в 2025 году будет уже 20 лет, дальнейший рост не предусмотрен.

Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.

Вот главные составляющие такого расчета:

  • текущий средний заработок по стране;
  • коэффициент конкретного пенсионера;
  • минимально необходимый страховой стаж;
  • общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
  • продолжает пенсионер работать или нет;
  • особые условия расчета для отдельных категорий работников.

Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.

Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.

1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.

Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.

Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:

  • 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
  • 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
  • 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.

Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.

Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:

  • 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.

При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:

  • 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.

Не каждый захочет делать подобные расчеты. А если вспомнить про другие нюансы начисления, то расчет выйдет заметно более громоздким. Однако на Портале социальной защиты, кроме другой полезной информации, есть программа-калькулятор предварительного расчета пенсии. Там достаточно ввести свой пенсионный коэффициент, пол и стаж.

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Год

Пенсионный возраст для мужчин

Пенсионный возраст для женщин

60 лет

55 лет

60 лет и 6 месяцев

55 лет и 6 месяцев

61 год

56 лет

61 год и 6 месяцев

56 лет и 6 месяцев

62 года

57 лет

62 года и 6 месяцев

57 лет и 6 месяцев

2022 и последующие годы

63 года

58 лет

Такая пенсия выплачивается вместе с трудовой (по возрасту или по инвалидности). На нее имеют право:

  • Герои РБ и СССР;
  • многодетные матери, которые родили или воспитали девять или более детей (при этом необходимо иметь соответствующий орден или медаль);
  • лауреаты Государственных премий РБ, СССР, БССР;
  • граждане РБ, занимающие высшие государственные должности в РБ (например, председатели облисполкомов);
  • победители и призеры крупнейших международных спортивных соревнований;
  • обладатели высоких государственных наград (например, орден «За службу Родине»);
  • начальникам партизанских бригад.

Устанавливается такая пенсия специальной Комиссией при Совете Республики.


  • Закон РБ «О пенсионном обеспечении»
  • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения»
  • Указ Президента РБ «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда»
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Когда повысят пенсии в Беларуси?

Социальные пенсии повышаются 4 раза в год вместе бюджетом прожиточного минимума (в феврале, мае, августе и ноябре). Трудовые пенсии повышаются, как минимум, 1 раз в год. Это связано с пересчетом средней зарплаты по стране.

На сколько повысят пенсию?

Какая пенсия в Беларуси будет после повышения (точную сумму или процент), сказать сложно. Однако, в 2022 году запланированы рекордные финансовые вливания в бюджет ФСЗН, которые пойдут на выплаты трудовых пенсий.

Когда выплачиваются пенсии?

Сроки пенсионных выплат отмечены в специальном графике выплат пенсий в Беларуси в 2022. В первой декаде – это 10 число месяца, во второй – 15 число, в третьей – 21 число.

Сколько составляет минимальная пенсия в Беларуси?

С 1 февраля 2022 года минимальная пенсия по возрасту составляет 296,74 рублей (минимальный размер 74,14 + доплата 222,60).

Какой стаж для получения трудовой пенсии?

Минимальный трудовой стаж для получения пенсии по возрасту у мужчин – 25 лет, у женщин – 20 лет. Необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии за выслугу лет в 2022 году – 18,5 лет. Ежегодно до 2025 года он будет расти на 6 месяцев до достижения 20-летней черты.

Как изменится пенсия в 2022 году в Беларуси

  1. Пенсии в Беларуси делятся на трудовые и социальные.
  2. Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством.
  3. Социальные пенсии назначаются тем, кто не имеет право на трудовую.
  4. Трудовая пенсия по возрасту полагается тем, кто достиг пенсионного возраста и имеют достаточно трудового стажа. Возможны случаи досрочных пенсий.
  5. Пенсионный возраст в 2022 году – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.
  6. Социальные пенсии увеличиваются 4 раза в год вместе с БПМ.
  7. Трудовые пенсии увеличиваются, как минимум, 1 раз в год. Они зависят от средней зарплаты по стране.

Если вы заметилиновости, пожалуйста,

В Беларуси, как и в других странах лица, достигшие определенного возраста могут рассчитывать на помощь со стороны государства: пенсию. Другими условиями для пенсионных выплат являются: потеря трудоспособности, наличие инвалидности, потеря члена семьи, который являлся кормильцем. В принципе, пенсия РБ по определению ничем не отличается от пенсионных выплат РФ и бывших стран СНГ.

В Беларуси пенсии разделяются на 2 вида: трудовые и социальные. В течение года указанные выплаты пересчитываются 4 раза. Это связано с изменением прожиточного минимума, к которому привязаны все государственные выплаты.

Трудовые пенсии назначаются при наличии трудового стажа по возрасту, за особые трудовые достижения перед Республикой, за выслугу лет. Их размер зависит от средних выплат по РБ и возможностей ВСЗН.

Социальные назначаются при условиях, определенных требованиями законодательных актах, как правило их получателями являются лица с ограниченными возможностями и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

Власти страны следят за тем, чтоб реальная покупательская способность населения в стране не снижалась. Естественно, в связи с огромным рядом событий, не всегда хороших, произошло снижение реальной пенсии Белорусов, поэтому рост является просто обязательным, но это не значит, что пенсии не будут увеличиваться в своих суммах, хотя индексация пенсий в Беларуси будет.

В декабре прошлого года появились новости по поводу того, что бюджет Беларуси предполагают рост пенсионных выплат, в частности трудовых пенсий до 581 рублей, что в пересчете на американскую валюту равно 228 американских долларов. Сложно сказать точно, когда будет повышение пенсии в Беларуси с 1 ноября, но такая информация есть.

Интересный факт! На сегодняшний день в Беларуси действует солидарная пенсионная система. Это совсем не значит, что люди будут зарабатывать столько, сколько откладывают. Граждане платят взносы, из которых оформляются пенсии нынешним пенсионерам. И индивидуальный коэффициент заработка на текущий момент практически не оказывает влияние на размер будущей пенсии. Это создает определённые проблемы, потому что если человек становится перед выбором: честная зарплата или большие деньги в конверте, то в основном отдается предпочтение именно второму варианту, хотя старшее поколение больше предпочитает официальное трудоустройство.

Радует только то, что в настоящее время Беларусь решает проблемы пенсионной системы, что называется «в моменте». Поэтапно увеличивается пенсионный возраст, а также растёт страховой стаж, необходимый для выплаты пенсий. Это создает ряд определённых проблем, есть риск попасть пенсионную ловушку, но без потерь кардинальным образом проблемы решить не получается, и это нужно учитывать обсуждая повышение трудовых пенсий в 2022 году в Беларуси.

2022 год принесёт довольно много изменений в жизнь белорусов пенсионного возраста, то есть затронут они чуть больше двух миллионов человек.

Сегодня минимальный стаж работы, который дает право на получение пенсионных выплат для мужчин составляет 25 лет, а для женщин 20 лет. Информация, которую дает Минтруда, говорит о том, что пенсии по возрасту в среднем по стране для неработающего человека составляют 524 рубля.

Однако есть некоторые условия назначения пенсии в 2022-м году. Общеустановленный возраст для мужчин и женщин будет неодинаковым:

  • 63 года;
  • 58 лет.

В целом, на гарантии от страны могут рассчитывать все граждане, однако есть некоторые позиции, на которые стоит обратить внимание. Трудовое законодательство дает гарантии для тех, кому до пенсии не хватает пары лет. Контракты, которые заключаются такими работниками, продлеваются, а не заканчиваются после достижения пенсионного возраста.

Однако делается это только в том случае, если человек выполняет свою работу добросовестно, не нарушая технологических и трудовых дисциплин.

Достигнув пенсионного возраста человек может разорвать контракт в любой момент, самостоятельно определив момента увольнения, только нужно указать это в заявлении. Приказ об увольнении контролируются трудовым кодексом, то есть статьей, которая связана с выходом на пенсию по возрасту.

Сегодня необходимо понимать, что если не следить за страховым стажем, то впоследствии можно будет получать от государства не больше 60 долларов. Есть вещь, которую стоит заранее обдумать, пока не наступает пенсионный возраст, хотя в Беларуси не так много людей задумываются о пенсионной системе и грядущей старости.

В будущем от Пенсионного фонда будут проблемы. Население стареет, а фонду социальной защиты уже сегодня не хватает денег на выплаты. Его поддерживает бюджет, и с каждым годом дефицит растёт. Считается, что данная проблема относительно нормальная для многих стран, и к этому нужно приспосабливать текущую пенсионную систему, но переформатирование пенсии вполне возможно в ближайшем будущем, правда не уточняется в каком.

Социальные пенсии, пособия и доплаты в Беларуси в 2022

Повышение пенсионного возраста в Беларуси началось в 2017 году. Ежегодно планка поднимается на 6 месяцев. С 2022 года мужчины смогут выходить на пенсию в 63, а женщины — в 58 лет.

После этого планируется завершить реформирование пенсионной системы. Несмотря на это, власти страны продолжают обсуждать повышение пенсионного возраста в будущем, но только для женщин. В Международном валютном фонде советуют не прекращать реформы в этой сфере.

В Минсоцзащиты Беларуси поясняют, что перерасчёт пенсионных выплат проводится в двух случаях:

  • по результатам увеличения средней заработной платы (минимум один раз ежегодно согласно указов главы государства и при наличии доступных средств внебюджетного фонда соцзащиты);
  • при изменении среднего бюджета прожиточного минимума на душу населения, что влияет на минимальный размер трудовой и социальной пенсии, доплаты лицам, достигшим 75-летнего возраста и надбавки.

Граждане Белоруси имеют право на получение трудовой пенсии по достижению пенсионного возраста. Они объединяют не только выплаты по возрасту на общих основаниях, социальные и досрочные пенсии, выплаты за выслугу лет, в случае потери кормильца и за особые заслуги перед страной.

Трудовые пенсии полагаются гражданам, которые в период своей трудовой деятельности, в том числе творческой и предпринимательской, делал обязательные страховые отчисления.

Возможность оформить трудовую пенсию по возрасту могут пенсионеры с трудовым стажем от 25 лет для мужчин и от 20 лет для женщин.

Трудовой стаж является обязательным условием начисления пенсионных выплат за выслугу лет и по возрасту с отчислением средств во внебюджетный фонд соцзащиты. Этот период также называется страховым стажем.

Продолжительность страхового стажа изменилась за последние 5 лет на 3 года и достигнет к 2025 году 20 лет.

Год Страховой стаж
2016 15,5 лет
2021 18 лет
2022 18,5 лет
2023 19 лет
2024 19,5 лет
с 2025 20 лет

Современная пенсионная система пенсионного обеспечения в Беларуси включает ряд пенсионных выплат для определённых категорий граждан:

  • пенсии по возрасту;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии;
  • пенсия за особые заслуги перед РБ;
  • повышения пенсий.

В 2022 году новшеством для системы пенсионного обеспечения Беларуси станет правительственное постановление № 505. Согласно этому документу, некоторые категории граждан будут лишаться пенсионных выплат за особые заслуги.

Эта мера предусмотрена в отношении лиц, совершивших преступления против интересов государство и нацбезопасности, при лишении государственных наград или начислении пенсий на основе недостоверной информации.

Стоит отметить, что в случае восстановления гражданина в правах решение о возобновлении выплат пенсии за особые заслуги может быть приянто специальной комиссией.

Детские пособия на детей до 3 лет вырастут в среднем 8,8%. Новые размеры пособий будут действовать с 1 февраля по 31 июля включительно.

Так, пособие на первого ребенка вырастет на 43,82 рубля и составит 539,56 рубля. На второго и последующий детей семьи будут получать больше на 50,08 рубля – 616,64 рубля. Пособие на ребенка-инвалида увеличится на 56,34 рубля по сравнению с действующим его размером в январе 2022 года и составит 693,72 рубля.

С 1 февраля также должен быть пересмотрен размер единоразовых выплат в связи с рождением ребенка. Он зависит от размера бюджета прожиточного минимума, но точные цифры еще не озвучили.

В феврале также должны пересмотреть размеры минимальных трудовых и социальных пенсий, доплат пенсионерам в возрасте 75 лет и старше, они также зависят от размера бюджета прожиточного минимума. К примеру, социальная пенсия сейчас составляет 144,01 рубля, а минимальная по возрасту — 72 рубля без учета надбавок.

Получим потяжелевшие жировки

С 1 января в Беларуси подняли тарифы на некоторые услуги ЖКХ. Соответственно, в феврале белорусы получат потяжелевшие жировки за январь из-за роста тарифов и возросших расходов на отопление из-за морозов.

Повышение трудовых пенсий с 1 апреля 2022 в Белоруссии

В расчетных листках по зарплатам за январь у работников бюджетных организаций должны заметно увеличиться суммы. Это связано с повышением базовой ставки до 207 рублей (ранее 198 рублей).

Напомним, с 1 января стимулирующая выплата введена для педагогов, осуществляющих классное руководство или курирующих учебные группы. Также введена надбавка работникам учреждений социального обслуживания – от 20 до 90% базовой ставки.

С 1 февраля рекламораспространители, подлежащие включению в Реестр рекламораспространителей, но не направившие в МАРТ уведомление о включении сведений в него, не вправе будут оказывать услуги по размещению (распространению) рекламы.

Речь идёт в основном о средствах массовой информации как печатных, так и электронных, прошедших государственную регистрацию.

1 февраля заканчивается «отсрочка» для ИП по установке и запуску в эксплуатацию кассовых терминалов или платежных касс. Ранее сообщалось, что данным оборудованием до 10 октября 2021 года должны были обзавестись ИП и организации, реализующие непродовольственные товары на ярмарках и рынках. Аналогичное требование касалось тех, кто продает фрукты и овощи с лотков или в палатках. То же самое – для обучающих несовершеннолетних, включая репетиторов, сдающих в аренду жилье, в том числе дачи и садовые домики, а также квартиры на сутки.

В Беларуси с 1 февраля подорожают некоторые виды сигарет. Министерство по налогам и сборам опубликовало информацию о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром, которые начнут действовать с 1 февраля 2022 года. С этой даты должна вырасти стоимость 59 марок.

При этом все они производятся фабрикой «Неман». Табачные изделия, выпускаемые ООО «Табак-инвест» и ООО «Интер Тобакко», а также импортируемые госпредприятием «Беларусьторг» и СЗАО «Энерго-Оил», не подорожают.

Марки сигарет Цена в январе Цена в феврале

Сигареты, производимые табачной фабрикой «Неман»

Магнат, Магнат 7 1,23 1,35
Минск, Минск 7 1,40 1,50
Минск Superslims, Минск 5 Superslims 1,50 1,60
Minsk City MS, Minsk Capital MS 1,25 1,35
Премьер, Премьер 7 1,40 1,50
Премьер QS 1,32 1,40
Премьер MS 1,12 1,25
Фэст, Фэст 7 1,25 1,35
Фэст Compact, Фэст Compact 7 1,00 1,10
Фэст Superslims, Фэст Superslims 7 1,10 1,20
Фэст MS 1,09 1,20
Credo 1,15 1,25
Credo MS 1,03 1,15
Minsk City, Minsk Capital 1,45 1,55
Minsk city QS, Minsk capital QS 1,32 1,40
NZ 6, NZ 8, NZ 10, NZ 8 TF, NZ 10 TF 1,70 1,80
NZ 4 1,40 1,50
NZ Black, NZ Gold, NZ Gold QS TF 1,50 1,60
NZ Black Compact, NZ Gold Compact, NZ Black QS, NZ Gold QS, NZ Gold MS, NZ Gold Compact TF, NZ Safari MS 1,45 1,55
NZ Black Power, NZ Safari MS TF 1,55 1,65
NZ Safari TF, NZ Safari 4 TF, NZ Safari, NZ Safari 4 1,70 1,80
NZ Safari Pride 2,35 2,45
NZ Breeze 2,00 2,10
Queen Charm, Queen Elegance, Queen Menthol, Queen Superslims 1,50 1,60
Matrix Blue 1,40 1,50
Portal One, Portal Gold, Portal Silver 1,40 1,50
Portal Gold Power, Portal Silver Power 2,00 2,10

Белорусские производители и импортеры сигарет имеют право ежемесячно декларировать максимальные розничные цены на табачные изделия.

Конституционный референдум в Беларуси пройдет в воскресенье 27 февраля. В бюллетене будет только один вопрос: “Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?” Также будет два варианта ответа: “да” или “нет”.

На проведение референдума из бюджета будет выделено более 20 миллионов рублей. Дни досрочного голосования: со вторника, 22 февраля, по субботу, 26 февраля, включительно. Предварительные итоги конституционного референдума будут известны к утру 28 февраля.

Напомним, ранее были опубликованы предлагаемые правки в основной закон. Из наиболее обсуждаемых – транзит власти и полномочия ВНС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.