Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увеличение заработной платы муниципальным служащим в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Власти хотят запретить передачу задолженности коллекторам
28 0
-
Учет обеспечительного платежа на ПСН
32 0
-
Топ-10 разъяснений Минфина по патенту
55 0
-
Краткий обзор налоговых событий за февраль 2022
141 0
09.03.2022 О повышении зарплат бюджетникам регионов России — последние новости
37. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (далее — учреждения здравоохранения) при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:
а) обеспечение в 2021 году сохранения установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников;
б) при установлении порядка формирования размеров должностных окладов (окладов) работников предусматривать единые размеры должностных окладов (окладов) работников в однотипных учреждениях по одинаковым должностям (профессиям);
б) повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения осуществляется за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования;
в) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях здравоохранения, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55 процентов без учета компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях;
г) при установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений здравоохранения;
д) при установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат;
е) осуществление денежных выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях производится за счет средств обязательного медицинского страхования, учитываемых в части расходов на заработную плату в тарифах на оплату медицинской помощи, формируемых в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи. Рекомендуется размеры указанных выплат устанавливать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не ниже ранее установленных в рамках национального проекта «Здоровье» и программ модернизации здравоохранения (с учетом показателей и критериев эффективности деятельности, разработанных для данных категорий специалистов);
ж) порядок установления стимулирующих выплат работникам за оказанные услуги женщинам в период беременности (услуги по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также услуги по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, предусматривается положением по оплате труда работников учреждения здравоохранения.
Размер стимулирующих выплат рекомендуется устанавливать в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными приложением № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 266н;
з) повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 процентов оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
При проведении специальной оценки условий труда в учреждениях здравоохранения учитывать особенности ее проведения на рабочих местах отдельных категорий работников, установленные нормативными правовыми актами.
Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест, указанных в пункте 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н.
39. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта при формировании систем оплаты труда тренеров и других работников сферы физической культуры и спорта необходимо учитывать следующее.
Повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, в том числе осуществляющих спортивную подготовку, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и определяющими системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях.
Установление (изменение) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, в том числе осуществляющих спортивную подготовку, осуществляется с учетом обеспечения в 2021 году уровня номинальной заработной платы в среднем не ниже уровня, достигнутого в 2020 году (определяется на основе статистических данных, формируемых Министерством спорта Российской Федерации по форме № ЗП-физическая культура и спорт «Сведения о численности и оплате труда работников организаций в области физической культуры и спорта по категориям персонала», утвержденной приказом Росстата от 2 апреля 2019 г. № 189).
Повышение заработной платы тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, в условиях нормальной продолжительности рабочего времени осуществляется с учетом уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.
Повышение оплаты труда осуществляется за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли, совершенствование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера).
Для обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта оформляются трудовым договором, основанным на принципах «эффективного контракта».
В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы рекомендуется устанавливать системы оплаты труда тренеров и других работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта, включая ставки заработной платы, оклады (должностные оклады), рассчитанные с учетом установленной в учреждении системы нормирования труда, повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные для данной категории работников, с учетом мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).
При разработке коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта рекомендуется предусматривать особенности нормирования и оплаты труда работников с учетом специфики их трудовой деятельности и особенностей, установленных в трехстороннем отраслевом соглашении по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации, заключенном между Министерством спорта Российской Федерации, Общероссийским профессиональным союзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация работодателей в сфере физической культуры, спорта, фитнес и спортивной индустрии».
Тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, устанавливать ставку заработной платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю.
При этом учитывать, что в рабочее время тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, включается тренерская работа, индивидуальная работа со спортсменами, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами спортивных и иных мероприятий, проводимых со спортсменами, участие в работе коллегиальных органов управления учреждением.
За тренерскую работу, выполняемую работником с письменного согласия выше или ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплату производить пропорционально фактически определенному объему выполненной тренерской работы.
Объем тренерской нагрузки работников рекомендуется определять ежегодно на начало тренировочного периода (спортивного сезона) и устанавливать распорядительным актом учреждения.
Объем тренерской нагрузки, установленный работнику, оговаривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору).
Объем тренерской нагрузки работников, установленный на начало тренировочного периода (спортивного сезона), не может быть изменен в текущем году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя, за исключением его снижения, связанного с уменьшением количества часов по планам, графикам спортивной подготовки, сокращением количества спортсменов, групп.
40. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям государственных учреждений ветеринарии при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:
а) не допускать снижения уровня заработной платы работников государственных учреждений ветеринарии, достигнутого в 2021 году;
б) в целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест, активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда работников государственных учреждений ветеринарии в части обеспечения доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы не ниже 60 процентов (без учета выплат компенсационного характера);
в) при установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников (в том числе надбавку за качественные показатели эффективности деятельности, премии по итогам календарного периода, премии за выполнение важных и особо важных заданий) предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений;
г) вправе предусматривать денежные выплаты стимулирующего характера заведующим ветеринарным участком, заведующим ветеринарным пунктом, главным ветеринарным врачам, ведущим ветеринарным врачам, ветеринарным врачам, ветеринарным врачам 1 категории, ветеринарным врачам 2 категории, ветеринарным врачам-эпизоотологам, ветеринарным врачам-бактериологам, ветеринарным врачам-микробиологам, ветеринарным врачам-вирусологам, ихтиопатологам, ветеринарным врачам-биохимикам, ветеринарным врачам-патологоанатомам, ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных и иным работникам (рабочим), непосредственно участвующим в оказании помощи при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных;
д) увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы работников преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов);
е) повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования в рамках реализации Отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2021 — 2023 годы для поэтапного достижения уровня оплаты труда не ниже размера среднемесячной заработной платы работников по субъекту Российской Федерации;
ж) осуществлять формирование штатных расписаний государственных учреждений ветеринарии с учетом наименований профессий, должностей, которые предусмотрены профессиональными квалификационными группами должностей работников сельского хозяйства, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 339н, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 247-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 248-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»;
з) ветеринарным работникам при осуществлении трудовой деятельности вне стационарных пунктов (проведение противоэпизоотических мероприятий, лечение животных в хозяйствующем субъекте, приютах) и (или) с использованием высокотехнологического лабораторного или ветеринарного оборудования) рекомендуется устанавливать повышенную оплату труда в размере, определенном коллективным договором и (или) локальными нормативными актами учреждения;
и) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются работодателями в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников учреждения;
к) размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;
л) в целях закрепления квалифицированных кадров ветеринарных специалистов в государственных учреждениях ветеринарии рекомендуется установить стимулирующую надбавку за стаж непрерывной работы (выслугу лет) в государственных учреждениях ветеринарии в процентах к должностному окладу: 5% — при выслуге от 1 до 3 лет; 10% — при выслуге от 3 до 5 лет; 15% — при выслуге от 5 до 10 лет; 20% — при выслуге от 10 до 15 лет; 30% — при выслуге от 15 лет и более;
м) предусмотреть единовременную выплату выпускникам образовательных организаций, трудоустроившимся в государственные учреждения ветеринарии Дальневосточного федерального округа;
н) производить выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет, в соответствии с Отраслевым соглашением по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2021-2023 годы.
Написать комментарий
Документ содержит положения об индексации сотрудников государственных и муниципальных учреждений с 1 октября 2022 года. Программа рассчитана до 2024 года включительно и распространяется на судей, работников прокуратуры и СК, работников федеральных госучреждений и других категорий сотрудников федеральных госорганов.
Как менялась заработная плата в последние годы
Год Рост зарплат 2019 3% 2020 5,4% 2021 6,1% 2022 6,5% На рынке труда отмечается стабильный, хотя и медленный рост. В результате восстановления экономики и спроса на сырьевые ресурсы ожидаются и иные варианта увеличения заработной платы. В частности, речь идёт о росте суммы базовой выплаты или путём установления общего размера для всех регионов страны.
Аналогичные меры будут приняты и в отношении сотрудников медицинских и образовательных учреждений. Их ожидает рост зарплат на 200%. А так как и труд местных структур исполнительной власти никто не планирует преуменьшать, то он также будет достойно оценён.
Кроме индексации рост зарплат муниципальных служащих будет обеспечен, в том числе и посредством исполнения президентских указов, которые глава государства подписал в мае 2012 года.
В соответствии с этими документами ожидается рост заработных плат бюджетников разных категорий. Для сотрудников ряда учреждений (муниципальных и государственных) увеличение будет весьма значительным и зависит от величины среднего дохода в каждом субъекте РФ.
Несмотря на то, что планировалось реализовать майские указы в 2018 году, в ряде регионов их ещё продолжают воплощать в жизнь. Рост доходов бюджетников продолжится и в 2022 году, так как они до сих пор не соответствуют уровню, рекомендованному главой государства.
Приостановленная на 2020–2021 годы индексация госслужащим заработной платы возобновится с 2022 года.
Итак, индексация предусмотрена законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, но это декларативное правило (т. е. оно объявляет об индексации, но не запускает ее в действие). Реальную индексацию, которая повысит зарплату государственных служащих, оформляет:
- для федеральных госслужащих — закон о госбюджете на соответствующий год и указ Президента;
- для региональных госслужащих — закон о региональном бюджете.
Индексация зарплат, рост оклада служащих, МРОТ на 2022 в обзоре трудовых прав
Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.
По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году сократится на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.
По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих. «Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб. ежегодно», — объясняла Нестеренко.
Уже с 1 января 2022 года стало понятно, что Правительство РФ сдержало обещание.
Например, в федеральных министерствах специалист-эксперт ранее имел должностной оклад в размере 2 600 рублей, а ежемесячное денежное поощрение на этой должности составляло 2,5 оклада, то есть 6 500 рублей. Теперь базовый должностной оклад составит 14 658 рублей, а размер денежного поощрения — 0,9 оклада (13 192 рубля).
В свою очередь, ставка должностного оклада у заместителя федерального министра выросла с 5 650 до 31 845 рублей (коэффициент денежного поощрения при этом снижен с 10,5 до 3,5 оклада).
Специалист 1-го разряда в аппаратах нижней и верхней палат парламента РФ ранее имел оклад 2 200 рублей и денежное поощрение в размере 2,5 оклада (5 500 рублей), а теперь — оклад 12 405 рублей и денежное поощрение в размере 0,9 оклада.
Аналогичным образом меняются оклады и структура денежного довольствия и для других должностей федеральной государственной гражданской службы в различных ведомствах.
Для чиновников центральных аппаратов ежемесячные и иные выплаты будут осуществляться по нормам данного указа с 1 января 2022 года, для госслужащих территориальных подразделений федеральных органов власти, аппаратов судов и представительств РФ за рубежом — с 1 января 2023 года.
Как отмечалось в пояснительной записке к принятому закону о совершенствовании системы оплаты труда в этой сфере, планируемые меры будут исполнены в том числе за счет средств, полученных в результате оптимизации структуры и сокращения численности госслужащих.
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Госслужащим называют работника государственной службы, занимающегося определенными задачами управления. Обеспечение его деятельности устанавливается законодательством и осуществляется за счет федеральных средств.
Финансовое обеспечение и деятельность госслужб регулирует ФЗ №58 от 27.05.2003, ФЗ №53 от 28.03. 1998, ФЗ %79 от 27.07.2004, Указ Президента №1574 от 31.12.2005 и различные нормативы и законы, касающиеся функционирования отдельных служб.
Перечень лиц, которых относят к государственным служащим, оговорен в законе о системе госслужбы (ФЗ №58). Службы, относящиеся к государственным:
- Гражданская государственная. Сотрудники обеспечивают исполнение полномочий государственных органов на федеральном уровне. Государственные должности устанавливает Конституция РФ.
- Военная. Представляет собой особый вид профессиональной деятельности граждан, обеспечивающий защиту и оборону государства.
- Другие (иные) виды. Статус госслужащего предоставляется различным категориям работников федеральных органов власти.
Зарплата муниципальных служащих в 2022 году
Последнее повышение окладов государственных чиновников было в 2020 году — с 1 октября оклад по должности вырос на 3%. На пленарном заседании Госдумы 25 ноября 2020 года был принят законопроект, согласно которому индексация окладов госслужащих приостановлена до 1 января 2022 года. Зарплат чиновников регионального уровня он не касается — индексацию устанавливают региональные власти.
Принятие такого решения связано с критическим падением бюджетных доходов в 2020 году и большими затратами на антикризисные меры, связанные с пандемией. Предполагается, что дефицит бюджета сохранится до 2023 года. На переносе зарплатных реформ чиновников правительство сэкономит около 200 млрд рублей. В 2023 году планируется вернуться к индексации окладов при условии сокращения числа госслужащих.
Свежие новости о событиях в России оставляют, на первый взгляд, отрадное впечатление. После принятия Пенсионной реформы из федерального бюджета перестали изыматься средства на покрытие дефицита в бюджете ПФР.
К концу экономического трехлетия, в 2023 году, Правительство твердо намерено привести Пенсионный фонд к профициту и регулярно индексировать все пенсии, кроме денежных выплат, полагающихся работающим пенсионерам.
Территория России поделена на регионы и это провоцирует различия в методах трудовой оплаты, отраслевых процентах, районных коэффициентах, прибавках, прожиточной величине. В доминантных (в экономическом и социальном плане) областях заработок госслужащих значительно выше, чем в слабых регионах.
В итоге сегодня это привело к миграции специалистов в более благоприятные субъекты РФ и образовало дефицит кадров в бедных населенных пунктах.
Данную проблему было принято срочно решать, и поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ запланировано изменить систему трудового поощрения в бюджетной сфере.
Итак, в 2022 году вопрос взят на государственный контроль и принимаются такие меры, как:
- Поднятие заработных плат бюджетникам с подведением показателей к региональным среднемесячным значениям. Это же касается внутрирегионального выравнивания доходов, например, сельским врачам/учителям в Красноярском крае должны устанавливать базовый оклад на одном уровне с городскими специалистами.
- Установление федерального МРОТ и его применение в виде минимальной ставки для исчисления зарплат во всех регионах. При этом отсутствует право устанавливать его в меньшую сторону. Если раньше в субъектах самостоятельно принималось решение главами регионов и местным расчетным комитетом, то теперь цифра, озвученная уполномоченным федеральным органом, является закономерностью.
- Начисляется оклад в размере не менее 50% от полной суммы дохода федерального или муниципального работника. Приравнивается к шкале трудового рынка, с учетом данных, собранных по финансовым и статистическим отчетам государственных/частных компаний.
- Тарифная сетка расширяется и внедряется 18 разрядов компетенции, путем справедливой оценки профессионализма, степени ответственности, стажа, научного звания, дополнительных навыков.
Свежие новости о приросте к реальным доходам в текущем периоде порадовали специалистов госсектора. Ко всему прочему обновленная/новая система оплаты труда коснулась работников следующих должностей:
- медперсонала (врачей, старших и младших специалистов);
- сотрудников образовательной деятельности (педагогов, учителей, воспитателей);
- бюджетников культуры (артистов, режиссеров-постановщиков, актеров, деятелей искусства и т.д.)
Начнем с того, что с декабря 2021 года введен пилотный проект по применению новых правил начисления ЗП в 7 регионах. В этом числе – Белгородская, Омская, Тамбовская, Курганская, Оренбургская Республика, области и город Севастополь. (Постановления № 847 и № 1620 от 2021 года).
Также планируется в 2022 году эксперимент с педагогическими работниками госучреждений в Сахалинской, Белгородской, Кировской, Ярославской, Нижегородской областей и Республики Мордовия.
Целями введения пилотных проектов:
- Ожидается подведение должностных окладов к одному уровню, задача ставится снизить межрегиональные различия, приблизиться к доходам федеральных бюджетников.
- Руководители структур должны выставить предложения по совершенствованию зарплатной системы в своей области/крае.
- Разработка общих требований к начислению размеров ставок, компенсационных и стимулирующих (добавок, надбавок, премий).
- Должно быть исключено многообразие моделей по начислению и оплате ЗП бюджетникам (в частности педагогов и медицинских работников).
С 2021 – 2023 гг. должны быть выполнены: анализ применяемых систем, междурегиональное сравнение, справедливая оценка размеров окладов, устранение влияния руководителей и разработка новых моделей расчетов в регионах, принимающих участие в пилотных проектах.
С начало нового периода россиян всегда ждут новости по увеличению минимального размера заработной платы и прожиточного минимума. От этих показателей зависят дальнейшие расчеты по ЗП и социальным пособиям. По Указу Президента РФ Путина В.В. индексация была проведена на опережение величины инфляции, таким образом, минимальный размер ЗП в текущем периоде составил 13 тыс. 890 руб., ПМ для трудоспособного населения – 13 тыс. 793 руб.
Получается, что бюджетникам минимально обязаны оплатить не ниже МРОТ, в то же время данная величина едина для всех регионов. На практике же, минимальные оклады начисляют в небольших населенных пунктах и рядовым специалистам без опыта работы.
Обычно бухгалтера прибавят к МРОТ оплату за совмещение должности, за сверхурочное время или выходы в праздники/выходные, компенсации, премии, в том числе районный коэффициент. К примеру, в Ростовской области минимальная ЗП в пределах 16 668 руб., Башкортостане – 15 973,5 руб., Иркутской области и в Иваново – 13 890 руб.
Для госслужащих изменят правила оплаты труда и премирования
Федеральным законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 в ТК РФ внесены изменения, которые касаются формирования зарплат бюджетников. Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям. Результат: формально повышение зарплаты учителям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки заработали с 01.01.2022, их внедрение в регионах пройдет поэтапно, до 2025 года.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство.
Пример. Кроме роста окладов, повышение зарплаты госслужащим, и гражданским, и силовикам, предполагает регулярное увеличение надбавок за чины, звания, ранги и т. д. Так, гражданским служащим соответствующие доплаты на 2022 год установлены Указом президента от 31.12.2021 № 749.
Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий».
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — Указ президента № 597. Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов» Педагоги детских садов и общего образования
Педагоги дополнительного образования
Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования
Преподаватели вузов
Врачи
Средний и младший медицинский персонал
Социальные работники
Работники культуры
Научные сотрудники
Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей
Специалисты по кадрам
Специалисты по комплексной реабилитации
Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений
Социальные психологи
Юристы
Бухгалтеры и экономисты
Инженеры
Программисты
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7% Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны повысить независимо от индексации. С 1 января увеличен минимальный уровень оплаты труда, что влияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2022 МРОТ равен 13 890 рубля. Такое повышение окладов затронет около 1,6 млн человек в бюджетной сфере.
ВАЖНО! Никакое другое, единое для всех, постановление правительства об индексации зарплаты в 2022 году работникам бюджетной сферы не принималось, это совокупность федеральных и региональных нормативных актов.
Произойдет ли повышение зарплаты госслужащим в 2022 году
Ответ на вопрос, что будет с зарплатой муниципальных служащих, можно найти в документе, подписанном высшим лицом государства, в начале лета 2021. Он усиленно обсуждается на новостных и аналитических сайтах. В комментариях, сделанных экономистами и аналитиками, есть только рассуждения на тему, когда произойдет все запланированное, и на какие средства это планируется сделать.
Многое зависит от того, как сложатся внешние и внутренние предпосылки – от роста экономики в мире и востребованности сырьевых ресурсов до эпидемиологической ситуации. Общеизвестно, что мировая пандемия оказала негативное влияние на большинство стран мира, однако в России падение ВВП оказалось ниже прогнозируемого и стабилизация экономики в стране началась уже в начале этого временного периода. Из запланированных мероприятий можно отдельно отметить:
- вывод ПФР из перманентного недостатка в устойчивый профицит;
- восстановление режима регулярной индексации пенсий любого вида, соцвыплат;
- индексацию зарплат отдельным категориям бюджетников, о плачевном положении которых общеизвестно.
Все это закладывается в госказну и закреплено на законодательном уровне. Свежие новости о повышении окладов служащим в 2022 году в России сообщают о рассмотрении новых возможностей и изыскании путей. На фоне отмены индексации некоторым категориям бюджетных работников, в прессе стали появляться противоречивые слухи – одни утверждают, что индексация будет восстановлена уже в 2022 году и даже частично компенсирована, другие уверяют, что заморозка распространится и на 2023 год. Однако на горизонте намечены другие перспективы, вызванные подъемом экономики и переформатированием системы оплаты труда.
На сегодняшний день говорится о неравномерной оплате труда работников муниципалитета. Например, в Саратовской области в 2021 году им увеличили зарплату, а в Хакассии приняли обращение к правительству необходимости такого шага. Сравнительный анализ показывает, что в разных регионах служащие на одинаковых должностях получают несопоставимую по уровню зарплату – в одних она ниже средней, в других довольно значительная. Такое положение особенно наглядно ощутимо при сравнении благополучных и дотационных регионов, с разными возможностями наполнения местного бюджета.
Люди выполняют одинаковый объем работы, занимают сходные по значимости должности, но различие между получаемой зарплатой весьма значительное, а на выплату премий и надбавок у местной администрации в бюджете не всегда есть средства. В осведомленных источниках говорят о намерении федеральной власти провести масштабное реформирование федеральных и муниципальных органов исполнительной власти.
Ряды чиновников растут, а о необходимости оптимизации говорили еще 2 года назад. Примерно такие же глобальные трансформации намечены и в сфере образования и здравоохранения. При этом общепризнанным фактом является то обстоятельство, что в нынешнем виде ставка муниципального служащего на 2022 год в РФ выше, а вместе со всеми надбавками – намного значительнее, чем учительские и врачебные зарплаты.
На вопрос, будет ли сокращение муниципальных служащих в 2022 году, можно ответить утвердительно. Будут оптимизированы штатные расписания, ликвидированы пустующие ставки, фонд заработной платы пополнится средствами, которые пустят на повышение зарплат. Весьма вероятно, что работающим людям придется пройти тестирования и собеседования на предмет соответствия занимаемым должностям. Появятся стимулирующие выплаты за повышение квалификации, овладение новыми знаниями и навыками, современными информационными технологиями.
Работодатели должны повысить зарплату сотрудникам с 1 февраля.
Предприятия обязаны увеличивать заработную плату работников в соответствии с ростом потребительских цен. Об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ. Кроме этого, периодичность и порядок повышения дохода персонала фиксируют в трудовом и коллективном договорах, а также в локальных нормативных актах организации.
За своевременной индексацией зарплат следит государственная инспекция труда, а нарушения приводят к штрафам для работодателей.
Индексация заработной платы на величину инфляции предусмотрена ст. 134 Трудового кодекса РФ. Её необходимо проводить и госорганизациям, и частным работодателям.
Все без исключения работодатели должны проиндексировать зарплаты своих сотрудников в 2022 году.
Индексация проводится в соответствии с ростом потребительских цен, то есть на размер официальной инфляции.
Официальная инфляция по данным Росстата составила в 2021 году 8,39%. То есть именно на этот процент и должны повыисить заработные платы работникам в 2022 году.
По закону, индексация зарплаты сотрудников – обязанность, а не каприз работодателя. Процесс повышения дохода персонала должен быть зафиксирован в трудовом и коллективном договорах.
Инспекторы Роструда во время проверок вправе запросить у работодателя документы по индексации зарплаты – в соответствие с Трудовым кодексом.
Если таких документов не будет, работодателя привлекут к ответственности.
Штраф грозит и в том случае, если документы по индексации есть, но фактически работодатель зарплаты не увеличивает.
Повышение зарплаты госслужащим в 2022 году
Однако, судя по последним соцопросам, реальное повышение планирует, в лучшем случае, только треть работодателей.
Так, согласно данным недавнего опроса PwC, индексировать оклады в 2022 году большинству своих сотрудников готовы почти 64% опрошенных компаний, около 22% – лишь ряду категорий работников. А вот статистика Центра стратегических разработок (ЦСР) по 10 тысяч компаний из разных сегментов малого и среднего бизнеса менее оптимистична. Лишь 33% компаний намерены повысить зарплаты в 2022 году, среднее повышение составит около 11%; 44% опрошенных компаний оставят зарплату без изменений, а в 4% компаний намерены даже сократить зарплату.
Когда речь заходит о массовом повышении зарплат, чаще всего это касается бюджетников. О занятых в частном секторе речь заходит реже. Однако же и для них законодательство предусматривает периодический рост зарплаты – работодатель не вправе отказаться от этого и обязан повышать зарплаты на уровень инфляции.
Однако существует проблема. В отличие от индексации зарплат бюджетникам, Трудовой кодекс РФ и российские законы не устанавливают конкретного порядка или механизма индексации зарплат работникам частного сектора, и тем самым наше законодательство делает определённый «реверанс» в сторону работодателей, а не наёмных работников, которых вопрос об индексации зарплаты касается в первую очередь.
«То есть работодатели имеют право провести индексацию просто в форме повышения зарплат или выплаты премий. Правда, в последнем случае от работодателей требуется зафиксировать в корпоративном положении или ином документе о премировании, что выплата премий является формой индексации (повышения покупательной способности) доходов сотрудников, а не формой поощрения за достижения в работе. И если на предприятии есть профсоюзный орган или, например, коллективный договор, работники через эти институты вправе добиться, чтобы работодатель не смешивал премирование с обязательной индексацией зарплат. А в тех частных фирмах, где таких институтов нет, вопросы об индексации, как правило, решает работодатель на своё усмотрение. Не говоря уже о том, что около 30% наёмных работников получают зарплаты в конверте, и их работодатели вопрос о «государственной» индексации просто игнорируют или очень вольно трактуют в своих, разумеется, интересах. Так что «плюшки» в виде индексации зарплат с 1 февраля для наемных работников будут, но не для всех одинаково – некоторым придется надеяться исключительно на порядочность и щедрость своих начальников», — говорит Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари».
При этом нужно учитывать, что огромное число предприятий, в условиях падения выручки из-за сохранения посткризисных явлений, не будет иметь финансовые возможности для индексации. В таких случаях возможна частичная индексация – на меньшую величину по сравнению с инфляцией.
Увеличение зарплаты бюджетникам пройдет в несколько этапов в наступившем 2022 году. Заработные платы повысят по нескольким причинам.
Это и увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также плановая индексация на величину инфляции.
Также зарплаты бюджетников в ряде регионов будут увеличены на основании указов Путина до уровня среднего дохода по каждому региону.
В 2022 году «минималка» вырастет до 13 890 рублей, что равно увеличению на 8,6 процента.
Ежегодная индексация в соответствии со статьей 130 Трудового Кодекса. Данный коэффициент напрямую привязан к ежегодному уровню инфляции. В этом году она составила 8,39%.
Указы, изданные Президентом в мае, обязывают государственные органы повысить зарплату бюджетников до уровня среднего дохода по каждому региону.
В Правительстве не собираются останавливаться на перечисленных мерах. Также запланирован переход на новую систему оплаты труда, которая будет единой для всех отраслей государственного сектора. На данный момент госслужащие имеют доход, зависящий от бюджета региона, где они работают.
Бюджетники, задействованные на федеральном уровне, получают оклады, установленные централизованно. Лишь в некоторых случаях отдельные учреждения самостоятельно влияют на доходы работников.
Чтобы вернуть утраченную привлекательность госслужбы, в 2022 году правительство приняло решение планово повышать заработные платы в подконтрольных структурах. Также начинает функционировать новая система оплаты труда, соответствующая нормам закона №362-ФЗ, принятого еще в 2020 году.
Для части работников так называемого бюджетного сектора рынка труда рост зарплаты составит около 7%, об этом рассказала агентству «Прайм» профессор кафедры финансов и цен РЭУ имени Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.
По ее словам, зарплаты сотрудников не бюджетного сектора проиндексируют на 4%. Для некоторых госслужащих повышение составит 6,6%.
Для экономистов, психологов, работающих в бюджетной сфере, повышение будет на 3,8%, добавила Финогенова.
Рост окладов военным на 3,7% закладывался еще в проекте бюджета на 2021–2023 годы.
Зарплату повысят также работникам в спасательных центрах МЧС, учреждениях социальной сферы и гидрометеорологической службы, центрах гигиены Роспотребнадзора, центрах стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта, реабилитационных центрах для инвалидов и других категориях.
Правительство России предлагает поднять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2022 года на 6,4%, до 13 617 рублей, законопроект внесли в Госдуму вместе с бюджетным пакетом.
Сейчас МРОТ в России составляет 12 792 рубля в месяц.
«Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 2,7 млн. работников. Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2022 г», — говорится в пояснительной записке к проекту.
Зарплаты муниципальным служащим будут рассчитывать по-новому с 2023 года
Цены в магазинах постоянно растут. Чтобы поддерживать покупательную способность и средние реальные доходы людей, работодатели должны регулярно повышать зарплату работников — это и называется индексацией зарплат. Индексация — одна из основных государственных гарантий по оплате труда.
Законодательство об индексации зарплаты
По сути, оно сводится к одной статье трудового кодекса. В ней говорится, что повышение реального уровня зарплаты обеспечивается путем ее индексации, которая проводится:
- в бюджетной сфере — в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами;
- в коммерческом секторе — так, как установлено коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.
Кроме того, в большинстве действующих федеральных отраслевых соглашений прописана обязанность работодателей проводить индексацию зарплат.
В чем отличие повышения окладов от индексации зарплаты?
Как правило, работодатель повышает оклады по своему усмотрению — например, отдельным сотрудникам, а не всему персоналу — и если позволяют финансовые возможности компании.
Индексация — это гарантия по оплате труда. Она должна проводиться независимо от желания работодателя и в отношении всех лиц, которые работают по трудовому договору. Об этом не раз говорил Конституционный суд в своих решениях.
Проще говоря, индексация зарплат — обязанность работодателя, а повышение окладов — его право.
Между тем Верховный суд считает, что индексация — это всего лишь один из способов обеспечить реальное повышение уровня зарплаты. Поэтому если работодатель просто периодически увеличивает должностные оклады работников или выплачивает им премии, он выполняет требования трудового кодекса об индексации и дополнительно индексировать зарплату не должен. Но есть важный момент: в таком случае в локальном акте работодателя прямо должно быть прописано, что увеличение окладов и/или выплата премий приравниваются к индексации. Это тоже сказал Верховный Суд.
Суды уже взяли эту позицию на вооружение. Такая практика есть, например, в Мосгорсуде и в Самарском облсуде.
Минтруд полагает, что работодатель может сам определить, как индексировать зарплату сотрудникам — можно пропорционально увеличивать все выплаты, положенные работнику, или увеличивать только отдельные части, например, оклад.
Многие работодатели предпочитают индексировать оклад работника, установленный в твердой сумме — то есть в абсолютных значениях. В этом случае различные доплаты, надбавки и премии установленные в процентах от оклада, можно не индексировать. Ведь после индексации оклада названные выплаты будут рассчитываться от уже проиндексированной суммы.
Если эти выплаты установлены в твердых суммах, следует проиндексировать все вместе, чтобы не было реального снижения уровня зарплаты. Но работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, сами вольны определять в том числе и то, какие составные части зарплаты индексировать, а какие нет.
Проводить у себя индексацию должны все работодатели без исключения. Поскольку эта гарантия предусмотрена законом, они не вправе лишать ее работников и уклоняться от того, чтобы устанавливать у себя порядок индексации и следовать ему. Это позиция Конституционного суда.
Увеличение зарплаты бюджетникам пройдет в несколько этапов в наступившем 2022 году. Заработные платы повысят по нескольким причинам.
Это и увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также плановая индексация на величину инфляции.
Также зарплаты бюджетников в ряде регионов будут увеличены на основании указов Путина до уровня среднего дохода по каждому региону.
Поскольку у нас в законодательстве нет единого порядка индексации для работодателей коммерческой сферы, трудовой кодекс разрешает таким работодателям устанавливать свой собственный порядок.
При этом в качестве коэффициента индексации они вольны выбрать любой из следующих показателей:
Индекс потребительских цен. Он официально устанавливается как в целом по России, так и по конкретному региону. Его каждый месяц публикуют, соответственно, Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2021 год индекс потребительских цен в России составил 108,89%.
Прогнозируемый уровень инфляции в РФ. Как правило, он предусмотрен в законе о бюджете на ближайшие три года. Так, на на 2022 и 2023 годы запланирована инфляция в 4%, а по окончательным данным Росстата инфляция в России в 2021 году составила 8,39%.
Величина прожиточного минимума. С 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не на квартал, как это было прежде.
Актуальные значения на 2022 год по категориям населения:
- на душу населения – 12 654 рубля;
- для трудоспособных, взрослых граждан – 13 794 рубля;
- для граждан, находящихся на пенсии – 10 883 рубля;
- для детей – 12 275 рублей.
Обратите внимание: все перечисленные величины не являются обязательными.
Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир — главное, чтобы он учитывал рост стоимости жизни.
Увеличение зарплат госслужащим запланировано с 1 октября 2022, 2023 и 2024 годов. Именно такое предложение было внесено на рассмотрение в Госдуму. 4% — не такая уж и большая сумма. Но это лучше, чем ничего. Особенно, если учесть, что в 2021 году Министерство Финансов решило сэкономить и отказаться от индексации. В результате около 3 млрд рублей было направлено на другие нужды.
Согласно поданному в Госдуму законопроекту правительства РФ, госслужащие могут рассчитывать не только на повышение заработной платы, но и на изменения, касающиеся премии. Ее будут получать не только те, кто выполняет особо сложные и важные задания, но и те, кто просто ответственно и добросовестно подходит к выполнению своей работы.
И это не все новшества. С принятием законопроекта правительство получит полномочия решать, как будут начисляться выплаты федеральным гражданским служащим и тем работникам госорганов, которые занимают должности, не относящиеся к госслужащим.
Деньги на премии будут выделяться из федерального бюджета. Правительство получит их благодаря сокращению штата.
Изменения пройдут в 2 этапа. Первый начнется 1 января 2022 года и затронет систему начисления премий. Второй — 1 января 2023 года и коснется федеральных судов, представительств органов власти за границей и т.д.
В 2021 году зарплаты федеральных госслужащих отдельных служб стали выше. Изменения коснулись и других выплат:
- страховая пенсия неработающему пенсионеру — 6,3%;
- зарплата «майских» бюджетников (медики и учителя, о которых упоминалось в указах в мае) — 5-7%;
- социальные пенсионные выплаты — 3,4%;
- зарплата военнослужащим, полицейским, таможенникам, работникам ФСИН и т.д. — 3,7%.
Итак, обобщим. Госслужащим повысят зарплату в 2022 году на 4%. Почему именно на 4%? Это связано с прогнозируемым уровнем инфляции. При этом заработная плата работников других отраслей станет больше на 6,9%.
Получается, что на повышенный оклад могут рассчитывать военнослужащие, полицейские, сотрудники прокуратуры, те, кто работает в министерствах.
Если государство сможет справиться с дефицитом бюджета, а, как показал 2021 год, у него это хорошо получается, то повышение зарплаты госслужащим в 2022 году состоится. Все станет ясно после того, как будет принят бюджет.
О внесении изменений в отдельные областные законы
Расчет зарплаты и пособий по-прежнему будет происходить на основе прожиточного минимума (федеральный – 12 654 рубля) и регионального МРОТ (ФЗ-82). Регионы вправе самостоятельно выбирать минималку, главное, выше федеральных значений – 13 890 рублей. При отсутствии региональной, берется федеральный МРОТ. Тогда при его повышении в России увеличатся оклады работников.
Какая зарплата будет после индексации?
Зависит от текущего оклада, т.к. повышение осуществляется в % соотношении и происходит ежегодно. Имеет значение региональный коэффициент, устанавливаемый местными властями индивидуально.
Кто решает, насколько увеличить оклад?
До принятия ФЗ-362 финансовые доходы служащих зависели от решения их начальства. Например, медики ориентировались на главврача. Теперь повышение зарплат — это ответственность Правительства. Оно будет регулировать оклады и текущие ставки, рассчитывать компенсации и премии. Реформа поэтапная, до наступления 2025 года.
С 1 января 2022 года повысят минимальный размер оплаты труда. МРОТ составит 13 890 рублей. Соответственно, будут повышены все заработные платы, которые рассчитываются исходя из этого показателя.
— Сказать о том, кому и на сколько будет увеличен заработок, сложно, так как, несмотря на то, что МРОТ и устанавливается на уровне государства, дальнейшие расчёты заработных плат производятся различными ведомственными актами на федеральном, региональном, муниципальном уровне, а также внутренними положениями организаций. Речь идёт не о фиксированной зарплате, а в большей степени о средних значениях, которые существуют в той или иной отрасли, профессии, — пояснила юрист по экспертным заключениям «Европейской юридической службы» Ирина Белова.
Кроме того, в следующем году повысят зарплаты российским бюджетникам, работающим в определённых сферах. На эти цели из бюджета выделено 12 млрд рублей. Зарплаты повысят учителям, врачам, преподавателям вузов, представителям науки и культуры.
Юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы VvCube Вадим Ткаченко пояснил, что не все прибавки будут сделаны с 1 января. Индексация зарплат у многих бюджетников проходит в октябре.
— Так, в 2022 году возобновится индексация зарплат госслужащих. Запланирована она на 1 октября и составит 4%. Это коснётся всех категорий работников федеральных государственных учреждений, а также судей, прокурорских работников, сотрудников СК, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов. Также стоит отметить, что в связи с повышенной нагрузкой на сферу здравоохранения в последние два года было много разговоров о повышении зарплаты медицинским работникам, и можно ожидать выполнения соответствующих обещаний. Кроме того, их коснётся и индексация зарплат, как и учителей, и других работников бюджетных учреждений, — пояснил Вадим Ткаченко.
Уже приняты региональные бюджеты. Они предусматривают повышение зарплаты учителей, врачей и ещё нескольких категорий бюджетников с 1 января 2022 года. Размер прибавки различается в зависимости от региона и может составлять порядка 10−20% от оклада.
Более половины россиян рассчитывают на увеличение заработка в 2022 году. При этом менее трети работодателей готовы это сделать, имеют такую возможность и намерения. Несмотря на усиление инфляции и, например, на снижение числа трудовых мигрантов. Такие цифры приводит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
По его словам, экономика и бизнес пока не восстановились окончательно от коронавирусного кризиса. Но ВВП за три квартала 2021 года повысился на 4,6% от минимальных показателей того же периода 2020 года. Это следует из данных Росстата.
С 1 января 2022 года увеличатся зарплаты врачей, учителей и других бюджетников, на которых распространяются майские указы президента. Коэффициент индексации зависит от субъекта РФ.
Средний показатель по России составляет 4 процента, но регионы устанавливают свое значение. Региональный коэффициент не может быть ниже федерального, изменение возможно только в сторону увеличения.
Например, в Омской области зарплаты бюджетников подрастут на 5 процентов. В Магаданской области планируется повышение на 10 процентов, но не единовременно, а в два этапа. Процент индексации также зависит от категории служащих, к которой относится бюджетник.
Для врачей и учителей устанавливается минимальный коэффициент, который может повышаться региональными властями. Зарплату муниципальных служащих индексируют по решению местных властей.
Например, в Новосибирской области планируется индексация на 3,9% для служащих, замещающих муниципальные должности. Для ряда бюджетников индексация уже состоялась. Так, с 1 октября 2021 года на 3,7% увеличились зарплаты правоохранителей, силовиков и таможенников.
С октября увеличиваются зарплаты еще ряда служащих: Органов соцзащиты, Реабилитационных центров для инвалидов, Спасателей, Роспотребнадзора, Гидрометеорологической службы.
Похожие записи: