Секреты расчета НДС: как избежать ошибок
4,4 тыс. 0
Говоря о справке о налогах, обычно имеют в виду:
справку об исполнении обязанности по уплате налогов;
либо справку о состоянии расчетов с бюджетом.
И ту и другую выдает налоговая по запросу налогоплательщика-организации. Также выдаются справки об отсутствии задолженности по налогам ИП и обычным «физикам».
Для получения справки на бумаге надо подать в инспекцию заявление. Составить его можно в свободной форме, либо по форме, рекомендованной ФНС (ее можно скачать здесь), либо вот на этом бланке.
Выписка операций по расчету с бюджетом: расшифровка и порядок получения
Справка по расчетам по налогам и сборам (или справка об уплате налогов) содержит расшифровку налоговых долгов и переплат. Она, во-первых, покажет вам, что и сколько вы должны бюджету (или он вам). А во-вторых, может избавить от необходимости снова заказывать и ждать справку об отсутствии задолженности, если вы убедите контрагента в дополнение к первой справке принять эту с копией платежки, которой вы закрыли налоговый долг.
Справку о расчетах с бюджетом выдают по форме КНД 1160080 (приложение № 1 к приказу ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected] ). С 18.09.2020 в форму были внесены корректировки.
С 10.10.2022 справка оформляется по форме из приказа ФНС от 06.08.2021 № ЕД-7-19/[email protected]
Срок выдачи справки — пять рабочих дней.
Надеемся, мы ответили на ваш вопрос о справке о налогах. Но не удивимся, если, спрашивая о ней, вы имели в виду другой документ. Например, справку — расчет налогов или справку о доходах и налогах физического лица (она же справка в налоговую для возврата подоходного налога). Информацию о них вы тоже найдете у нас на сайте. Просто переходите по указанным ссылкам.
Источники:
Приказ Минфина России от 02.07.2012 № 99н
Приказ ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/[email protected]
Приказ ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected]
По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.
В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:
0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
Сумма с плюсом — у вас переплата.
Сумма с минусом — вы должны налоговой.
Почему в справке возникает переплата?
Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.
Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Сальдо на 1 января показывает ситуацию по расчётам с налоговой на начало года. Действует то же правило, что и в справке: переплата указывается с плюсом, а долг — с минусом.
Кроме расчётов по налогу в выписке есть сведения по пеням и штрафам. Для удобства они сгруппированы по видам.
Список операций делится на «Уплачено» и «Начислено по расчёту».
«Уплачено» — ваши платежи в налоговую. «Начислено по расчёту» — налог, который вы должны заплатить. Чаще всего, начисления появляются после сдачи декларации. По ней налоговая узнаёт, когда и сколько вы должны заплатить, и заносит эти сведения в базу.
Ваши платежи попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог — в столбец «Дебет».
В разделе «Сальдо расчётов» подводятся итоги по долгу или переплате. Если у вас переплата 30 000 рублей, то после начисления налога 5 000 рублей остаётся 25 000 рублей переплаты. «Сальдо расчётов» разделяется на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом».
В первом вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. Во втором — общий итог по всем платежам. Например, по налогу переплата 30 000 рублей, а по пеням долг 1 000 рублей. Поэтому на начало года переплата по налогу составляет 30 000 рублей, а общая переплата по всем платежам — 29 000 рублей.
В раздел «Расчёты будущих периодов» попадает налог, который вы должны заплатить позже. Например, вы сдали декларацию по УСН в феврале. Налоговая сразу занесла в базу налог, который нужно заплатить по этой декларации. Но срок уплаты налога за год наступает позже — 31 марта для ООО и 30 апреля для ИП.
Поэтому начисленный налог попадает в отдельный раздел «Расчёты будущих периодов». Как только настанет срок уплаты налога, начисленная сумма из этого раздела появится в общем списке операций.
Документ — вид, номер, дата, отчётный период. Здесь можно посмотреть, на основании какого документа появилась запись в налоговой или проще — строка в выписке.
РНалП — расчёт налога первичный, то есть декларация по УСН. На основании декларации вам начисляют налог — ту сумму, которую вы должны заплатить в бюджет. ПлПор — платёжное поручение, банковский документ о том, что вы перечислили деньги в налоговую.
Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи (операции с типом «Уплачено») содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться. Если ошибок нет, но вы остаётесь должны государству, придётся доплатить налог.
Это выписка по УСН. У предпринимателя на начало года была переплата, потом:
в апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Поэтому начисление уменьшают на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
в июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.
Сверку с налоговой проводите регулярно, чтобы держать расчёты с государством под контролем и сразу узнавать, если что-то пойдёт не так.
Статья актуальна на 26.02.2019
Запрашиваем у ИФНС справки по расчетам с бюджетом
ИФНС согласно утвержденному Регламенту может инициировать сверку отчислений компаниями в бюджет:
Ежеквартально для предприятий – крупных хозяйственных субъектов для конкретной инспекции;
Если ваша компания изменила юридический и физический адрес. И предприятие должно сменить ИФНС;
Ликвидации компании или ее банкротство.
Сверка может проводиться по инициативе хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо направить письмо в налоговые органы, о необходимости проведении сверки с указанием календарного периода сверки.
Важно знать! В период сверки законодательно не имеет ограничений, тем ни менее инспекторы налоговых органов, чаще всего проводят сверку за последние три года работы компании.
Все возможные противоречия и разногласия при выполнении своих налоговых обязательств компания обязана устранять в самые минимальные сроки. И добиваться этого только за счет официального регламента не всегда удается.
Необходимо постоянно держать руку на финансовом пульсе. Налоговая политика компании отражает ее реальный рейтинговый статус. Нужно не забывать это.
Один из реквизитов, который обязательно должен быть указан в документе, — сальдо. Дебетовый или кредитовый признак указывает на задолженность в пользу одного из хозяйствующих субъектов.
Поскольку в качестве периода обычно выбирается год, квартал. Месяц, то именно начальное сальдо позволяет лишний раз проверить состояние расчетов за уже прошедший отрезок времени. В последнем случае период может быть более внушительный.
Например, за пять лет сотрудничества двух организаций.
Получается, что акт сверки позволяет сверить данные за прошедший и текущий периоды.
Правильное чтение документа позволяет бухгалтеру проверить правильное и своевременное отражение хозяйственных операций в программе по конкретному контрагенту.
Отработка акта сверки позволяет качественно подготовиться к формированию отчетных данных, исключить возможные ошибки и недочеты, прийти к взаимопониманию с оппонентом.
Обычно для того чтобы найти начальный остаток задолженности, смотрят в начало акта. Искомый параметр может указываться в цифрах или прописываться словами, что облегчает чтение первичного документа. Ввиду того, что форма акта сверки не имеет стандартного бланка, формат отражения этого параметра остается на усмотрение бухгалтерии, которая формирует акт. Нередко для того чтобы упредить искажение информации, проверяющей стороной издается свой акт, который направляется контрагенту вместе с утвержденным экземпляром.
Конечное сальдо в акте сверки (АС) позволяет проводить беглую проверку состояния расчетов. Особенно это актуально в случаях, когда бухгалтерия обрабатывает большое количество поступающей документацией. Для проверки уровня задолженности, которую показывает оппонент, обычно используют акт сверки. Это сведения, которые выдает «своя» программа или алгоритм «анализ субконто». Опытные бухгалтеры обычно едко пользуются вторым способом проверки ввиду того, что данные могут искажаться (уменьшаться) на сумму налога на добавленную стоимость.
Миссия: навести порядок в сверке с налоговой
Содержит информацию о наличии или отсутствии задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
В данной справке отражается вся задолженность плательщика перед бюджетом, кроме сумм, по которым:
представлена отсрочка (рассрочка) или налоговый кредит;
действует реструктуризация в соответствии с законодательством;
имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности по уплате этих сумм исполненной.
При наличии недоимок по другим обязательным платежам в бюджет в выдаваемой справке делается запись о том, что заявитель имеет неисполненную обязанность по уплате налогов (сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций).
Налоговый орган обязан выдать справку об исполнении обязанности по уплате налоговых платежей в течение 10 дней со дня получения запроса от субъекта.
Содержит информацию о расчетах с бюджетом в виде перечня всех операций плательщика за запрашиваемый период. На каждый вид налога составляется отдельная выписка.
В выписке отражаются:
начисленные налоги (сведения берутся из сданных плательщиком деклараций);
уплаченные налоги, штрафы, пени;
суммы, начисленные по результатам налоговых проверок;
сальдо расчетов на начало периода.
В выписке операций в первую очередь указывается, по состоянию на какую дату она сформирована и за какой период. Далее в ней отражаются сведения о налогоплательщике (ИНН, КПП, адрес и др.), налоговом органе, а также КБК и наименование налога, по которому сформирована выписка.
Содержит полную информацию по формированию задолженности (переплаты) по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
Сверка расчетов проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
по инициативе налогоплательщика;
ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
при снятии налогоплательщика с учета в случае переходе из одной налоговой инспекции в другую;
при снятии налогоплательщика с учета в случае его ликвидации (реорганизации).
Форма акта состоит из титульного листа и двух разделов. Первый раздел предназначен для краткой сверки, а второй — для более подробной.
Раздел 1 акта заполняется представителем налогового органа по данным лицевого счета заявителя. В нем отражается только сальдо расчетов по налогам и штрафным санкциям на конец сверяемого периода.
Если расхождений с данными заявителя нет, срок проведения сверки и оформления акта не должен превышать 10 рабочих дней. Если показатели расходятся, срок сверки не должен превышать 15 рабочих дней. В этом случае заполняется раздел 2 акта.
Остаток по счету и будет рассматриваемым показателем. Разница между дебетом и кредитом составит остаток следующих видов:
Дебетовое сальдо . Образуется в той ситуации, если дебет больше кредита. Отображается в активе баланса.
Кредитовое сальдо . Образуется в той ситуации, если кредит превышает дебет. Фиксирует состояние источников, через которые поступают денежные средства. Отображается на пассиве.
Разница между дебетом и кредитом (то есть, между доходом и расходом) может быть равна нулю. В этом случае счет будет закрытым. В некоторых случаях в бухучете есть счета, в которых есть и дебетовое, и кредитовое сальдо.
Показатель рассчитывается при взаимоотношениях с зарубежными компаниями. При расчетах учитываются следующие операции:
Показатели экспорта.
Сумма импорта.
Денежные поступления от зарубежных структур.
Платежи зарубежным структурам.
Выделяют сальдо торгового баланса, а также аналогичный показатель платежного баланса.
Экспорт и импорт является базой в рамках внешней торговли. Разница между экспортом и импортом считается сальдо. Расчет его должен производиться в рамках установленного времени. Сальдо торгового баланса подразделяется на разные виды:
Положительное . Актуально в том случае, если государство больше продает, нежели приобретает. Сальдо будет положительным в том случае, если экспорт больше импорта.
Отрицательное . Актуально в том случае, когда импорт больше экспорта. Сальдо будет отрицательным, если государство больше приобретает, чем продает.
Рассмотрим подробнее отрицательное сальдо в контексте государства. Этот показатель обозначает то, что в стране много зарубежной продукции, но мало товаров отечественного производителя.
Обычно этот термин используется при торговых операциях между государствами. Практически все страны торгуют между собой. Отношения предполагают денежные операции. Сальдо платежного баланса представляет собой разницу между переводимыми денежными средствами, которые получают из-за границы. Также в расчет включаются платежи, отправляемые в другие страны.
Сальдо может быть как положительным, так и отрицательным. Рассмотрим особенности двух разновидностей:
Положительное . Сальдо может быть названо положительным в том случае, если происходит превышение платежей, поступающих из других стран, над платежами, отправляемыми в другие государства.
Отрицательное . Показатель называется отрицательным в том случае, если возникло превышение выплат из государства над поступлениями в государство.
То есть, разделение сальдо на положительное и отрицательное принято вне зависимости от того его типа. Определение типа остатка происходит после вычета расходов из доходов.
Бухгалтер обязан вести учет поступлений и расходов средств на предприятии. Специалист также проводит соответствующий учет. Это крайне ответственная работа. Небольшой недочет может привести к проблемам при налоговых проверках.
Операции отражаются посредством бухгалтерских проводок. Фиксируются показатели методом двойной записи. Для этого необходимо открыть специальный счет.
Учетные счета отличаются двумя колонками: дебетовая или кредитовая. Двойная запись позволяет отследить движение средств.
Существует определенный закон бухгалтерского баланса. Сумма всех показателей по счетам в совокупности равна нулю. То есть, разница между дебетовыми и кредитовыми показателями равна нулю.
По итогу. Сальдо – термин, который актуален для любой организации. Сальдо отображает остаток после вычета всех расходов. То есть этот показатель позволяет определить убыточность или прибыльность предприятия. Сальдо используется как во внутренних торговых операциях, так и во внешнеторговых манипуляциях. При расчетах важное значение имеет учетный период. Продолжительность периода зависит от политики конкретного предприятия.
Учтите, что, как и ранее, рассматриваемая справка как документ не подтверждает исполнение организацией/ИП/физлицом обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения по данным налогового органа и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).
Справку о состоянии расчетов налоговая формирует на дату, указанную в запросе . Если же в запросе она не указана или указана будущая дата, справку выводят на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.
Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:
Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):
или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/[email protected] ).
Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.
Получив ваше заявление, ИФНС не позднее пяти рабочих дней должна сформировать (распечатать) акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации для вручения акта (либо направить акт по почте) (п. 3.4.3 Регламента ФНС).
Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.
Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.
Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).
Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). Сверяются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.
После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).
Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.
Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий.
Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления о сверке (п. 3.1.2 Регламента ФНС). Однако на практике редко удается завершить сверку в этот срок.
Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах — один для компании, другой для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки. Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три — для компании, для «старой» и «новой» инспекции.
Написать комментарий
И справки (о состоянии расчетов и об исполнении обязанности), и акт сверки нужны прежде всего для выявления и устранения расхождений в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика и инспекторов (что особенно актуально перед составлением отчетности по итогам года), поскольку от ошибок не застрахована ни одна из сторон налоговых правоотношений.
Более того, в регулярной проверке состояния расчетов с бюджетом заинтересованы обе стороны (несмотря на указанные выше право налогоплательщика и обязанность контролеров), поскольку такие действия позволят в дальнейшем избежать (не нужных никому) споров, связанных, например, с взысканием с учреждения налоговой задолженности.
Также поводом для получения справок или проведения сверки по налогам для учреждения могут стать следующие обстоятельства:
Реорганизация. Согласно ч. 1 ст. 58 ГК РФ в передаточном акте или разделительном балансе должны содержаться достоверные сведения о налоговых обязательствах.
Получение лицензий, кредитов (претенденты на получение лицензии или кредита, как правило, должны представить информацию о состоянии расчетов с бюджетом).
Смена налоговой инспекции.
Необходимость для внутреннего использования.
Налоговики, в свою очередь, инициируют проведение справка сверка расчетов с бюджетом в ситуациях, которые предусмотрены абз. 3 п. 7 ст. 45, абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ (например, в случае обнаружения возможной переплаты по налогам), или в иных случаях, установленных налоговым законодательством (п. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected] ).
Как говорилось ранее, в п. 1 ст. 32 НК РФ упоминаются два вида справок:
Форма первой справки утверждена Приказом ФНС РФ от 28.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected] , а второй – Приказом ФНС РФ от 20.01.2017 № ММВ-7-8/[email protected]
Указанные справки можно получить в налоговом органе на основании соответствующего запроса. Форма такого запроса нормативными актами не утверждена, но рекомендована в приложении к Письму ФНС РФ от 28.11.2019 № ГД-4-19/[email protected] Полагаем, что учреждение вправе использовать рекомендованную налоговиками форму или разработать свою: например, взять за основу форму запроса, приведенную в приложениях 8 и 9 к регламенту, утвержденному Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н (в настоящее время этот документ утратил силу).
Акт сверки расчетов по налогам, в отличие от справок, в которых указываются данные только из карточек РСБ налоговиков, является двусторонним документом, так как в нем отражается информация каждой из сторон.
Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected] , электронный формат документа – Приказом ФНС РФ от 04.10.2010 № ММВ-7-6/[email protected] Порядок проведения справка сверка расчетов по налогам определен Регламентом и Временным порядком. А порядок передачи акта сверки в электронном виде по каналам ТКС – Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 № ММВ-7-8/[email protected]
Срок проведения сверки и оформления акта по ней при отсутствии расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений – не более 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки налогоплательщикам по почте (п. 3.1.2 Регламента, п. 14 Временного порядка).
Как упоминалось ранее, инициатором проведения сверки расчетов в равной степени могут быть как налогоплательщик (учреждение), так и контролеры.
Если проверку инициирует инспекция, то она формирует акт, основываясь на своих сведениях, и направляет его для согласования налогоплательщику.
Акт сверки подписывается, чтобы выявить и устранить расхождения в расчетах между налогоплательщиком и инспекцией. Нормы Налогового кодекса не дают налоговикам права составить акт по собственной инициативе или отказаться от его подписания (см. Постановление АС МО от 14.03.2019 № Ф05-1914/2019 по делу № А41-45928/2018).
Если сверку инициирует налогоплательщик, то он подает в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме (поскольку форма его не установлена законодательно) лично или по почте (п. 3.4.1 Регламента).
Получив заявление, инспекция должна сформировать акт сверки расчетов по налогам на основе имеющихся у нее данных о начисленных и уплаченных налогах (пенях, штрафах) в течение 5 рабочих дней (п. 3.4.3 Регламента, п. 18 Временного порядка).
Дальнейшие действия налогоплательщика при сверке расчетов по налогам (не зависящие от того, кто именно инициировал проведение сверки) таковы.
По результатам сравнения данных из акта проверки, направленного налоговым органом, со сведениями, имеющимися у налогоплательщика, возможны два варианта развития событий.
Расхождения в сведениях не выявлены. В этом случае акт сверки подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта будет находиться у налогоплательщика, другой – в налоговом органе (п. 3.4.5 Регламента).
Выявлены расхождения в сведениях. В этом случае вначале устанавливаются причины расхождений. Они могут быть обусловлены рядом причин, например:
ошибками или неточностями, допущенными налогоплательщиком при отражении в учете начисления и уплаты налогов (пеней, штрафов). Подобные расхождения устраняются внесением корректировок в учет налогоплательщика;
ошибками, допущенными при заполнении платежных поручений. Большая часть таких ошибок исправляется путем подачи в инспекцию заявления об уточнении платежа (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). Если в платежных документах были неправильно указаны счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, налог придется уплатить заново (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).
После устранения выявленных расхождений составляется новый акт, который подписывается обеими сторонами.
Если расхождения устранить не удалось, в акте сверки делается пометка, что расхождения не устранены. Отсутствие такой оговорки в акте будет означать согласие налогоплательщика с отраженной в акте недоимкой (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).
Существенный момент. Запрос (заявление) на проведение сверки по налогам учреждение также может направить в электронном виде по каналам ТКС по формату, утвержденному в приложении 2 к Методическим рекомендациям (Приказ ФНС РФ от 13.06.2013 № ММВ-7-6/[email protected] ). Но последний вариант имеет одну (негативную для налогоплательщиков) особенность. Дело в том, что при таком способе подачи запроса (заявления) ответ (то есть акт сверки) налоговики направят тоже по каналам ТКС (п. 1, 2.7 Методических рекомендаций, Письмо ФНС РФ от 30.10.2015 № СД-3-3/[email protected] ). Акт будет направлен на следующий день после дня его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Справка о состоянии расчетов с ИФНС
Запросить данные о расчетах с бюджетом каждый налогоплательщик вправе в личном кабинете на сайте ФНС. Для этого достаточно авторизоваться и выбрать раздел в меню. Для оформления запроса требуется усиленная электронная подпись. Для ее получения необходимо отдельно обращаться в отдел ФНС, который занимается оформлением ЭЦП.
Запрос в личном кабинете не единственный способ, как получить в электронном виде справку КНД 1160080 — заявление о сверке передают через операторов обмена данными по каналам ТКС в бухгалтерских программах. В этом случае действует индивидуальный алгоритм программы, но все равно нужна ЭЦП.
VIDEO
Бланк справки в последнее время претерпел изменения – в связи с серьезными переменами, связанными с передачей части полномочий от фондов налоговикам. Перемены в налоговом законодательстве повлекли за собой изменения документации. Прежняя форма справки 39-1 была отменена в связи с передачей прав администрирования по страховым взносам в ФНС. Прежняя форма справки не предусматривала отражение данных о состоянии расчетов по страховым взносам. Новый бланк был утвержден Приказом ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected] (форма КНД 1160080).
Актуальный образец бланка можно посмотреть здесь.
Справка на бумаге подписывается руководителем или заместителем руководителя налогового органа и заверяется гербовой печатью.
Справка состоит из 3 блоков информации:
Выходные данные (название документа, номер, на какую дату предоставляется информация).
Данные о налогоплательщике (ИНН, КПП, название, адрес).
Таблица с расчетными данными. Таблица состоит из 10 пунктов.
1. Название налога, сбора, страховых взносов ,
2. Код бюджетной классификации – КБК,
3. ОКАТО – если данные формируются на дату до по 31.12.2013 г.,
ОКТМО – если данные формируются на дату с 01.01.2014 г.,
4, 6, 8. Состояние расчетов .
Указывается сальдо расчетов (положительное «+», отрицательное «-»,) с бюджетной системой Российской Федерации по всем налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам без учета сумм денежных средств, списанных с расчетного счета, но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной, а также сумм, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, и сумм, приостановленных к взысканию. Отдельной строкой указываются суммы денежных средств, списанных с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя), но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной (при наличии указанных денежных средств).
5, 7, 9. Величина суммы отсрочки.
Указываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым организации (индивидуальному предпринимателю) предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, а также суммы, приостановленные к взысканию.
10. Состояние расчетов по процентам.
Отражается состояние расчетов с бюджетной системой РФ по процентам, предусмотренным Кодексом и нормативными правовыми актами о реструктуризации задолженности. Отдельной строкой указываются суммы процентов, приостановленные к взысканию.
Полученная информация показывает, как отражены наши сданные отчеты и оплаченные налоги и сборы в карточке расчетов с бюджетом. Благодаря полученным данным из налоговой инспекции, наша компания может отследить правильное разнесение по лицевым счетам налогоплательщика. ВНИМАНИЕ! Очень часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда налоги отражаются не на тех КБК или суммы попадают на невыясненные платежи, хотя изначально платежное поручение составлено верно, с правильными реквизитами.
Возможность своевременной сверки позволяет нам избежать начисления неправомерных пеней по налогам, которые инспекции могут в безакцептном порядке затем списать с расчетного счета налогоплательщика и привнести немало проблем в безналичные расчеты компании, особенно если суммы значительны.
Кроме этого, упустив трехлетний срок и оставив без внимания суммы неправильно отраженных налогов, сборов, пеней или штрафов компания не сможет доказать что данные налоги неправомерно начислены. Налоговая инспекция, кстати, также не сможет их списать, в связи с истечением срока, но вот пени на данную задолженность будут начислены и уже их списание вполне реально. Кроме этого, налогоплательщик не сможет получить справку об отсутствии задолженности для участия в тендерах, например или для получения лицензии, продаже компании.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом по налогам и др. платежам с 2022 года
Выписка операций по расчетам с налоговой — это формализованный документ, который предоставляет налоговая. В нем есть сведения по всем начисленным и оплаченным налогам, пени и штрафам. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и ИФНС этот документ поможет свериться.
Для контроля за уплатой налогов рекомендуется заказывать Справку о состоянии расчетов и такую выписку регулярно после каждой оплаты. Это позволит убедиться, что платеж действительно принят в налоговой. Справка показывает есть ли у ИП долг или переплата по налогам сжато одной строкой по каждому налогу. Выписка содержит подробные сведение и поможет понять причину возникновения задолженности или переплаты.
КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов. В соответствии с едиными требованиями , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.
Выписка содержит дату и период, который охватывает приведенные сведения. Ниже в ней указаны данные о налогоплательщики и инспекции: ИНН, ФИО, адрес и номер ИФНС.
В таблице указаны основные расчетные сведения.
В графах 1 и 2 указываются даты внесения операции в карточку и сроки уплаты. В данном примере первая дата 10 января 2021 — это дата когда ИП сдал декларацию за 2021 год. Даты во 2 графе соответствуют начислениями авансовых платежей по налогу из сданной декларации : 25 апреля, 25 июля и 25 октября.
В графе 3 указывается наименование операции. Мы видим две операции: «уплачено» и «начислено по расчету». Бывают и другие операции, например, «программно доначислена пеня по пересчету»
«Уплачено» — платежи ИП в налоговую.
«Начислено по расчёту» — налог, который необходимо заплатить. Начисленные платежи налоговая проводит по декларации, из которой узнает когда и сколько должен заплатить ИП.
В графах 4-8 указываются сведения о документе, по которому сделана запись. Так, для декларации указывается дата сдачи в налоговую, а для платежного поручения дата списания с расчетного счета. В столбце «Вид» зашифрованы документы:
РНАлП — начислено по расчету (сведения из декларации или налогового расчета).
ПлПор — платежное поручение.
ПрРас — программный расчет пеней.
ПС — инкассо
Графа 9 «Вид платежа» может принимать значение налог, пени и штраф.
В графах 10-12 указываются суммы. Платежи предпринимателя попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог — в столбец «Дебет».
В графах 13 и 14 «Сальдо расчетов» подводятся итоги по долгу или переплате нарастающим итогом. Со знаком «+» указываются переплата налогоплательщика, а с «–» задолженность. Сальдо расчётов разделено на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом указаны сведения по конкретному платежу — только по налогу, по пени или штрафу. Во втором общий итог по карточке с учетом налога и пени.
Подробная расшифровка выписки из вышеуказанного примера выглядит так:
Выписка по налогу УСН с объектом «доходы» содержит сведения за период с 1 января 2021 г. по 13 октября 2021 г. 1. Сальдо расчетов на 1 января в пользу налогоплательщика (переплата) составляет 82 126 руб. 2. По итогам сданной декларации по УСН за 2021 г. 10 января 2021 начислены обязательства: — за 1 кв 2021 г. 1 920 руб. по сроку 25 апреля 2021 г. — за полугодие 2021 г. 10 295 руб. по сроку 25 июля 2021 г. — за 9 мес 2021 г. 69 911 руб. по сроку 25 октября 2021 г. Всего 82 162 руб. Обязательства погашены переплатой числящейся на 1 января 2021 г. и сальдо расчетов с ИФНС равно 0. 3. По платежному поручению № 47 от 10 января 2021 г. поступила сумма 114 760 руб. в оплату налога. Сальдо 114 760 руб. в пользу налогоплательщика (переплата). 4. По платежному поручению № 11 от 7 апреля 2021 г. поступила сумма 1 720 руб. в оплату налога. Сальдо 116 480 руб. в пользу налогоплательщика (переплата). 5. Отражено обязательство по налогу за год по декларации за 2021 г. в размере 114 760 руб. по сроку оплаты 2 мая 2021 г. Обязательство погашено переплатой. Сальдо расчетов 1 720 руб. в пользу налогоплательщика (переплата). 6. По платежному поручению № 55 от 6 июля 2021 г. поступила сумма 7 950 руб. в оплату налога. Сальдо 9 670 руб. в пользу налогоплательщика (переплата). 7. По платежному поручению № 66 от 5 октября 2021 г. поступила сумма 81 580 руб. в оплату налога. Сальдо 91 250 руб. в пользу налогоплательщика (переплата). По состоянию на 13 октября сальдо по налогу составляет 91 250 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).
Данная переплата вовсе не означает, что её можно попросить у налоговой к возврату на расчетный счет. Если посмотреть внимательно, то видим, что сальдо 91 250 руб. состоит из трех платежей: – 1 720 от 07.04.2017 г. – 7 950 руб. от 06.07.2017 г. – 81 580 руб. от 05.10.2017 г. Эти суммы не что иное как авансовые платежи по налогу, которые платятся каждый квартал в течении года. До сдачи декларации эти платежи числятся в карточке как переплата, но после проведения налоговых обязательств они будут зачтены в оплату налога. Срок сдачи декларации по УСН для ИП до 30 апреля следующего за отчетным годом, поэтому в данном примере переплата «уйдет» после сдачи декларации уже в 2021 году.
Справка об отсутствии задолженности по налогам нужна для того, чтобы представлять ее внешним пользователям.
Когда она может понадобиться? Например:
для участия в тендерах, госзакупках;
при подаче заявки в банк на получение кредита;
при заключении крупных договоров (договоров лизинга – как правило);
перед подачей документов на закрытие фирмы.
Оформляет инспекция такую справку на бланке КНД 1120101, форма которого утверждена приложением 1 к приказу ФНС от 20 января 2017 г. № ММВ-7-8/
Справку выдадут в течение 10 рабочих дней после отправки запроса.
Запрос на выдачу справки следует подавать спустя несколько дней после того, как вы рассчитались с бюджетом, чтобы платежи наверняка отразились в вашей карточке расчетов.
Такая справка содержит информацию о том, имеются ли у вас долги по налогам или нет – в принципе. Что за долг, здесь не конкретизируется. Но даже если он незначительный, как говорят, копеечный – он все равно будет отражен.
Узнать, что за долг за вами числится и в каком размере, можно из другой справки. Это справка о состоянии расчетов по налогам и сборам.
Похожие записи: